РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС

1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он
формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к
чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим
предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком
в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к
чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в
решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовнонравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю
читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них
умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека,
формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других
видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением,
чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения
своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в
словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает
потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом,
пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их
самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на
нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту
поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального
обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения
грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и
зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и
современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).
Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют
знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к
Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт
ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации
и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской
деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов.
Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование
коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком
чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и
словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного
объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно
вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно
овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и
интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста
(выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной
речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная
работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с
обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение
собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или
прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные
формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе
литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая
речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для
обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают
сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На
уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание,
рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и
научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой,
главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части,
озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают
первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного
произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка),
особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети
учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства
(«живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и
музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без
термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что
перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного
искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство
создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и
чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет
детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием
образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и
речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с
нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые
помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять
собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом)
используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные
представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать
словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное
восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к
действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям,
словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и
художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается
интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
2.Планируемые результаты
изучения курса «Литературное чтение»во 2 классе
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского
общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и
её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,

рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на
основе личного опыт

3.Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научнопознавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью
авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному
чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных
по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие
поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого
текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном,
научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов
текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по
вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать
по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных
материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.
Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга
учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или
оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка,
алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного
произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев
с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов
России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка
(синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное
воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,
пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя)
поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет,
характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста,
в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и
на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе
текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности
событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей,
определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности

по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые
слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста
(выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными
заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы
по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой
форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять
доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения
с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в
процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на
основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на
вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной
выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом
специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы,
сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему,
отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с
общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые
фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные
сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других
классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской
литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с
учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников
мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и
подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература,
детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность
событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли,
отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение),
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые,
волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное
рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным
текстом и использование их (установление причинно-следственных связей,
последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать
состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять
свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с
художественными текстами-описаниями, находить литературные
произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой
выбор. Содержание тем учебного курса
2 класс (136 ч)
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области
литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика,
современная отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской
литературы. Значительное место отведено произведениям современных
писателей.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель
выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и
драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для
заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Самое великое чудо на свете (3 ч)
Читателю. Р. Сеф.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и
перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...»Ю. Мориц,
«Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев»,
«Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает
брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...»,
А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел
скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М.
Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (12 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..
Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова. «Жила-была
собака…», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е.
Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»;
3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный
пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом…», К. Бальмонт. «Светло-пушистая…», Я. Аким.
«Утром кот…», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…», С. Есенин. «Поет зима –
аукает…», «Береза».
Писатели – детям (17 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница»,
«Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой
секрет», «Сила воли».«Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не
заметили жука…», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым
(«Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду…», В.
Берестов. «Гляжу с высоты…», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не
грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (10 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна»,
«Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»;
И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в
тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьез (14 ч)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни
Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…», «Над
нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники»,
«Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем
знакомы».
Литература зарубежных стран ( 11 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения
зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы»,
«Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в
сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э.
Хогарт («Мафии и паук»).
Литературный КВН (2ч)
Итоговое повторение ( 2 ч.)
4.Формы промежуточной аттестации в начальной школе
Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся 1– 4х
классов, а также важным средством диагностики состояния образовательного процесса
и основных результатов учебной деятельности лицея за триместр и учебный год.
Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 2-х – 4-х классов.
Она подразделяется на:
аттестацию по итогам учебного триместра (триместровую аттестацию), проводимую в
2-х – 4-х классах;
аттестацию по итогам учебного года (годовую аттестацию), проводимую в 2-х – 4-х
классах;
аттестация в 1 классе проходит на основании результатов обучения в 1 классе без
выставления оценок (диагностические работы, портфолио достижений ребёнка);
Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является
основанием для перевода в следующий класс. Решения по данным вопросам
принимаются педагогическим советом лицея.
Дети-инвалиды, а также обучающиеся, обучавшиеся на дому, решением
педагогического совета освобождаются от контрольных мероприятий,
сопровождающих промежуточную аттестацию. Их аттестация проводится по текущим
оценкам соответственно за триместр, или учебный год.
В один день допускается проведение не более одной контрольной работы.
От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:
отличники учебы;
призеры городских, зональных, предметных олимпиад;
обучающиеся, прошедшие или направленные на санаторное лечение в течение
текущего года.
Ученики, пропустившие более половины учебного времени триместра, года - не
аттестуются. При этом по желанию обучающегося и его родителей (законных
представителей) промежуточная аттестация может быть проведена при условии
выполнения обучающимся контрольных и зачетных работ. Оценивание в данном
случае проводится по результатам выполнения контрольных и зачетных работ.
Обучающиеся в условиях домашнего обучения по индивидуальному учебному плану,
аттестуются по предметам, включенным в этот план.
Отметки, полученные в ходе промежуточной аттестации, заносятся в классный
журнал.
Основными показателями личностного развития обучающихся являются:
уровень развития учебно-познавательного интереса;
уровень сформированности действия целеполагания;
уровень сформированности учебных действий;
уровень сформированности действия контроля;
уровень сформированности действия оценки.

Оценка личностных результатов обучающихся должны быть направлены на выявление
индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от
года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов
обучающихся за текущий и предыдущий периоды.

5.Тематический план ( 102 ч.)
Внесены изменения с учётом программы воспитания
№

Наименование разделов и тем

Тематическое планирование

1

Самое великое чудо на свете

2

Устное народное творчество

День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций)
День солидарности в борьбе с терроризмом3 сентября
Международный день школьных библиотек
(четвертый понедельник октября) 25 октября

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Люблю природу русскую. Осень
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима
Писатели – детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна
И в шутку и всерьез
Литература зарубежных стран

День народного единства 4 ноября

Международный день родного языка
День славянской письменности и культуры
Итого

Всего
часов
3

10
6
12
9
7
7
14
8
5
9
12
102

6.Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе на 2021 – 2022 учебный год
№ п/п

Содержание
(тема)

Количество
часов

Дата проведения
по
плану

1

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Самое великое чудо на свете (3ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению.
День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций)
Игра «Крестики – нолики». Самое великое чудо на свете.
Библиотеки. Книги.
День солидарности в борьбе с терроризмом
3 сентября
Устное народное творчество(10ч)
Устное народное творчество. Русские народные песни.
Русские народные потешки и прибаутки. Скороговорки, считалки, небылицы.
Загадки, пословицы, поговорки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…»
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Сказка «У страха глаза велики»
Сказка «Лиса и тетерев»
Сказка «Лиса и журавль»
Сказка «Каша из топора»
Сказка «Гуси – лебеди»
Викторина по сказкам КВН «Обожаемые сказки»
Люблю природу русскую. Осень. (6ч)
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»
А.Фет «Ласточки пропали…» «Осенние листья» - тема для поэтов.
В.Берестов «Хитрые грибы»
М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Русские писатели( 12ч)

по
факту

20
21
22
23
24

А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» Стихи А.Пушкина
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина»
Международный день школьных библиотек
(четвертый понедельник октября) 25 октября

25
26
27
28
29

И.Крылов «Лебедь, рак и щука»
И.Крылов «Стрекоза и муравей»
Л.Толстой «Старый дед и внучек»
Л.Толстой «Филипок»
Л.Толстой «Филипок»
День народного единства
Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»
Весёлые стихи Обобщение по разделу «Русские писатели»
О братьях наших меньших. (9ч)
Заходер «Плачет киска в коридоре…»,
Б. И.Пивоварова «Жила-была собака…»
В.Берестов «Кошкин щенок» Домашние животные
М.Пришвин «Ребята и утята»
Е.Чарушин «Страшный рассказ»
Б.Житков «Храбрый утёнок»
В.Бианки «Музыкант»
В.Бианки «Сова»
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» Из детских журналов
Из детских журналов (7ч)
Д.Хармс «Игра» «Вы знаете?»
Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи»
Д.Хармс «Что это было?»
Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
Ю.Владимиров «Чудаки»
А.Введенский «Учёный петя», «Лошадка»
Обобщение по разделу «Из детских журналов»
Люблю природу русскую. Зима.(7)

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

Стихи о первом снеге.
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»
С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»
Сказка «Два Мороза»
С.Михалков «Новогодняя быль»
А.Барто «Дело было в январе…»
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»
Писатели – детям(14)
К.Чуковский «Путаница»
К.Чуковский «Радость»
К.Чуковский «Федорино горе»
К.Чуковский «Федорино горе»
С.Маршак «Кот и лодыри»
С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
С.Михалков «Мой щенок»
А.Барто «Верёвочка»
А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу» «Вовка – добрая душа»
Н.Носов «Затейники»
Н.Носов «Живая шляпа»
Н.Носов «Живая шляпа»
Н.Носов «На горке»
Обобщение по разделу «Писатели – детям»
Я и мои друзья.(8ч)
Стихи о дружбе и обидах.
Н.Булгаков «Анна, не грусти!» Международный день родного языка
Ю,Ермолаев «Два пирожных»
В.Осеева «Волшебное слово»
В.Осеева «Хорошее»
В.Осеева «Почему?»
В.Осеева «Волшебное слово»
Обобщение по разделу «Я и мои друзья»
Люблю природу русскую. Весна(5ч).
Стихи Ф.Тютчева , А.Плещеева о весне.
А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот…»

И. Бунин «Матери» А.Плещеев «В бурю»
Е.Благинина «Посидим в тишине» Э.Мошковская «Я маму мою обидел…»
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»
И в шутку и в серьёз (9ч)
82
Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?»
83
Б.Заходер Песенки Винни – Пуха.
84
Э.Успенский «Чебурашка»
85
Э.Успенский «Чебурашка»
86
Стихи Э.Успенского
87
Г.Остер «Будем знакомы»Стихи В.Берестова, И.Токмаковой
88
В.Драгунский «Тайное становится явным»
89
В.Драгунский «Тайное становится явным»
90
Обобщение по разделу «И в шутку и в серьёз»
Литература зарубежных стран (12ч)
91
Американская и английская народные песенки.
92
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…»
93
Ш.Перро «Кот в сапогах»
94
Ш.Перро «Кот в сапогах»
95
Ш.Перро «Красная Шапочка»
96
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»
97
Э.Хогарт «Мафин и паук»
98
Э.Хогарт «Мафин и паук»
99
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»
100
КВН «Цветик – семицветик» День славянской письменности и культуры
101
Повторение пройденного
102
Повторение пройденного
Итого102 часа
79
80
81

7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в
примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
CD/DVD-проигрыватель.
Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Проектор для демонстрации слайдов.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с
программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».