РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной
программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей
Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г.
приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов Л.Ф.
Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для
общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МБОУ «Многопрофильный лицей № 5»
Нормативно-правовая база
В 2021-2022 учебном году преподавание предмета «Литературное чтение» в 3 классе
осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и

3.

4.

5.

6.

7.

8.

осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
примерная основная образовательная программа начального общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
«Многопрофильный лицей №5»
Приказ МБОУ «Многопрофильный лицей №5» «Об утверждении учебного плана на
2021/2022 учебный год»

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и
дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения
разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного
материала, возрастных особенностей учащихся.
Цели рабочей программы:
 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
умением в системе образования младших школьников;
 совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с
разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;



обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы;
 воспитание эстетического отношения к искусству слова,
 формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной
литературы;
 обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о
добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств,
уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи реализации программы:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и
понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие
художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное
мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений
изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному
творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и
природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной
литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня
сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и
тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных
произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Формы промежуточной аттестации в начальной школе
Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся 1– 4х классов, а
также важным средством диагностики состояния образовательного процесса и основных
результатов учебной деятельности лицея за триместр и учебный год.
Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 2-х – 4-х классов. Она
подразделяется на:
 аттестацию по итогам учебного триместра (триместровую аттестацию), проводимую в 2-х –
4-х классах;
 аттестацию по итогам учебного года (годовую аттестацию), проводимую в 2-х – 4-х классах;
 аттестация в 1 классе проходит на основании результатов обучения в 1 классе без
выставления оценок (диагностические работы, портфолио достижений ребёнка);
Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием для
перевода в следующий класс. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом
лицея.
Дети-инвалиды, а также обучающиеся, обучавшиеся на дому, решением педагогического
совета освобождаются от контрольных мероприятий, сопровождающих промежуточную
аттестацию. Их аттестация проводится по текущим оценкам соответственно за триместр, или
учебный год.
В один день допускается проведение не более одной контрольной работы.

От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:
 отличники учебы;
 призеры городских, зональных, предметных олимпиад;
 обучающиеся, прошедшие или направленные на санаторное лечение в течение текущего
года.
Ученики, пропустившие более половины учебного времени триместра, года - не аттестуются.
При этом по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей) промежуточная
аттестация может быть проведена при условии выполнения обучающимся контрольных и зачетных
работ. Оценивание в данном случае проводится по результатам выполнения контрольных и
зачетных работ.
Обучающиеся в условиях домашнего обучения по индивидуальному учебному плану,
аттестуются по предметам, включенным в этот план.
Отметки, полученные в ходе промежуточной аттестации, заносятся в классный журнал.
Основными показателями личностного развития обучающихся являются:
 уровень развития учебно-познавательного интереса;
 уровень сформированности действия целеполагания;
 уровень сформированности учебных действий;
 уровень сформированности действия контроля;
 уровень сформированности действия оценки.
Оценка личностных результатов обучающихся должны быть направлены на выявление
индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с
учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов обучающихся за текущий и
предыдущий периоды.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные)
Личностные
результаты


1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта
слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка
умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со
своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные
результаты


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения
речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные
результаты


1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях,
окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого
развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи
и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить
средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных
и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование
– создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание тем учебного предмета, курса
Введение (1 ч)
 Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
 Знакомство с названием раздела.
 Рукописные книги древней Руси.
 Первопечатник Иван Федоров.
 Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.
Устное народное творчество (14 ч)
 Знакомство с названием раздела.
 Русские народные песни.
 Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
 Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и
богородская игрушка.
 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
 Русская народная сказка «Сивка-бурка».
 Русская народная сказка «Сивка-бурка».
 Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
 КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).
 Проект «Сочиняем волшебную сказку. Оценка достижений.».
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
 Знакомство с названием раздела.
 Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.
Смоленского).
 Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».
 Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
 А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».
 И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
 И. Никитин «Встреча зимы».
 И. З. Суриков. «Детство».
 И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом
стихотворении.
 Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь
1»).
 Оценка достижений.
 Знакомство с названием раздела.
 А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».
 А. Пушкин. Лирические стихотворения.
 А. Пушкин «Зимнее утро».
 А. Пушкин «Зимний вечер».
 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
 Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

 И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о
Крылове.
 И. Крылов «Мартышка и очки».
 И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
 И. Крылов «Ворона и Лисица».
 М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
 М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».
 М. Лермонтов «Утёс», «Осень».
 Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
 Л. Толстой «Акула».
 Л. Толстой «Прыжок».
 Л. Толстой «Лев и собачка».
 Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
 Оценка достижений.
 Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
 Знакомство с названием раздела.
 Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».
 Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
 К. Бальмонт «Золотое слово».
 И. Бунин. Выразительное чтение стихотворение.
 Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка
достижений.
Литературные сказки (8 ч)
 Знакомство с названием раздела.
 Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).
 Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий
Хвост».
 В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
 В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
 В. Одоевский «Мороз Иванович».
 В. Одоевский «Мороз Иванович».
 Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника).
Были и небылицы (10 ч)
 Знакомство с названием раздела.
 М. Горький «Случай с Евсейкой».
 М. Горький «Случай с Евсейкой».
 К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
 К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
 К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
 А. Куприн «Слон».
 А. Куприн «Слон».
 А. Куприн «Слон».
 Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
 Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».
 С. Чёрный «Воробей», «Слон».
 А. Блок «Ветхая избушка».
 А. Блок «Сны», «Ворона».
 С. Есенин «Черёмуха».
 Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.
Люби живое (16ч)

 Знакомство с названием раздела.
 М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе
художественного текста.
 И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
 И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
 В. Белов «Малька провинилась».
 В. Белов «Ещё раз про Мальку».
 В. Бианки «Мышонок Пик».
 В. Бианки «Мышонок Пик».
 Б. Житков «Про обезьянку».
 Б. Житков «Про обезьянку».
 Б. Житков «Про обезьянку».
 В. Дуров «Наша Жучка».
 В. Астафьев «Капалуха».
 В. Драгунский «Он живой и светится».
 Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).
 Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
 Знакомство с названием раздела.
 С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
 А. Барто «Разлука».
 А. Барто «В театре».
 С. Михалков «Если». «Рисунок».
 Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
 «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).
 Оценка достижений.
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)
 Знакомство с названием раздела.
 Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.
 А. Платонов «Цветок на земле».
 А. Платонов «Цветок на земле».
 А. Платонов «Ещё мама».
 А. Платонов «Ещё мама».
 М. Зощенко «Золотые слова».
 М. Зощенко «Великие путешественники».
 Н. Носов «Федина задача».
 Н. Носов «Телефон».
 В. Драгунский «Друг детства».
 Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка достижений.
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)
 Знакомство с названием раздела.
 Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
 Ю. Ермолаев «Проговорился».
 Ю. Ермолаев «Воспитатели».
 Г. Остер «Вредные советы».
 Г. Остер «Как получаются легенды».
 Р. Сеф «Весёлые стихи».
 Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка
достижений.
Зарубежная литература (8 ч)
 Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
 Мифы Древней Греции.








Мифы Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Развивающий час по теме «Зарубежная литература».
«Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).

№п/п

Тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учётом программы воспитания
Наименованиераздела, темы
Модуль воспитательной программы
Количествочасов
«Школьный урок»

1
Вводныйурок

2

Самое великое чудо на свете

3
4
5

Устное народное творчество
Поэтическаятетрадь 1
Великиерусскиеписатели

6
7
8
9
10
11
12
13
14

Поэтическая тетрадь 2
Литературные сказки
Были-небылицы
Поэтическая тетрадь 1
Люби живое
Поэтическаятетрадь 2
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок
Постраницамдетскихжурналов
Зарубежнаялитература
ИТОГО

День знаний
1
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(урок подготовки детей к действиям в
условиях различного рода чрезвычайных
ситуаций)
День солидарности в борьбе с
3
терроризмом
3 сентября
11
7
Международный день школьных
21
библиотек
(четвертый понедельник октября) 25
октября
День народного единства 4 ноября
5
7
День российской науки 8 февраля
7
4
12
4
9
6
Деньславянскойписьменности 24 мая
5
102

Календарно – тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Дата
план.

1

Вводный урок (1ч)
Введение. Знакомство с учебником.
День знаний.Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций)
Самое великое чудо на свете (3 ч)

2

Знакомство с названием раздела.
Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения.
День солидарности в борьбе с терроризмом.3 сентября

3
4

Первопечатник Иван Фёдоров.
Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений
Устное народное творчество(11)
Знакомство с названием раздела. Русские народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»
Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 1 (7 ч)
Знакомство с названием раздела.
Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).
Ф.Тютчев «Весенняя гроза» «Листья».
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18

факт.

19
20
21
22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»«Встреча зимы».
И.З. Суриков «Детство».
И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») Оценка
достижений.
Великие русские писатели (21 ч)
Знакомство с названием раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.
Пушкина».
Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) 25 октября
А. Пушкин. Лирические стихотворения.
А.С.Пушкин «Зимнее утро». «Зимний вечер».
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».День народного единства 4 ноября
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.
И.А. Крылов «Мартышка и очки».
И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения о Лермонтове на основе статьи.
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…».
М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».
Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
Л.Н. Толстой «Акула».
Л.Н. Толстой «Прыжок».
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Л.Н. Толстой«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»).
Поэтическая тетрадь 2 (5ч)
Знакомство с названием раздела. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К. Бальмонт «Золотое слово».

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75

И. Бунин .Выразительное чтение стихотворений
Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь2»). Оценка достижений.
Литературные сказки(7)
Знакомство с названием раздела. Д. Мамин -Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Оценка достижений. (обобщающий урок по I части учебника).
Были-небылицы (7 ч)
Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
А. Куприн «Слон».День российской науки 8 февраля
А. Куприн «Слон».
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 1 (4ч)
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». «Воробей», «Слон».
А. Блок «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона».
С. Есенин «Черёмуха».Международный день родного языка 21 февраля
Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений
Люби живое (12 ч)
Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В. Белов «Малька провинилась».
В. Белов «Ещё раз про Мальку».
В. Бианки «Мышонок Пик».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
В. Дуров «Наша Жучка»

76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

В. Астафьев «Капалуха».
В. Драгунский «Он живой и светится…».
Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)
Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
А. Барто «Разлука». «В театре».
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь2»).Оценка достижений.
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Особенность заголовка
произведения.
А. П. Платонов «Цветок на земле»
А. Платонов «Ещё мама».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Великие путешественники».
Н. Носов «Федина задача».
Н. Носов «Телефон».
В. Драгунский «Друг детства».
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Оценка достижений.
По страницам детских журналов (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
Ю. Ермолаев «Проговорился».
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды».
День славянской письменности 24 мая
Р. Сеф «Весёлые стихи».
Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений.
Зарубежная литература (5ч)
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
Для обучающихся:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CDдиском). В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.:
Просвещение, 2013.
2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. / Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.:
Просвещение, 2013.
Для учителя:
1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России». Литературное чтение. 1-4 классы. /
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011.
2. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.:
Просвещение, 2012.
3. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы.
Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.];
сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
4. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной
деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
5. Электронное приложение к учебнику.- М.:Просвещение, 2013.
6.Поурочные разработки по литературному чтению./ Кутявина С.В.-М.: ВАКО, 2013.
7.«Полная хрестоматия для начальной школы»/ Составитель: И.Сивохина. – М.: Олма-Пресс,
2003.
8. 303 программных произведения для чтения в начальной школе. – М.: Дрофа, 2002.
9. Чтение. Сборник текстов для проверки техники чтения. 1-4 класс./ Лагутина Е.В.- М.:
Издат-школа, 2004.
10. Комплект «Портреты писателей 19-20 века».
11. Писатели в начальной школе./ О.Н.Тишурина. – М.: Дрофа, 2010.
Электронные ресурсы

Презентации к урокам

DVD диски с русскими народными сказками

DVD диски с литературными произведениями

Аудио кассеты «Звуки леса, моря»

Фонохрестоматия по литературе для 3 класса
Оборудование:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Демонстрационный экран

Комплекты демонстрационных таблиц и картин, портреты писателей
Интернет - ресурсы
 http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза
учебников)
 http://it-n.ru – сеть творческих учителей
 http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО
 http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
 http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов
 http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
 http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».