РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной
программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей
Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г.
приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов Л.Ф.
Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для
общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МБОУ «Многопрофильный лицей №5»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и
дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения
разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного
материала, возрастных особенностей учащихся.
Нормативная база
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых и инструктивно-методических документов:
 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
 Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и
компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
 Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от
19.03.2001 года № 196;
 Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования, на 2012-2013 учебный год».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
 Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 № 373».;
 Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»)
 Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта».
 Учебный план школы на 2021-2022 учебный год.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он
формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению
художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному
и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим
предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

2

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности,
обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной
читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости
при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и
умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание
интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и
других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении
задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовнонравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю
читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение
соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует
навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов
речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением
текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об
окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно
пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и
энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает
потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом,
пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их
самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на
нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту
поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального
обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения
грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и
зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и
современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).
Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют
знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В
процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у
школьников читательскую самостоятельность.
3

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и
формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской
деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов.
Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование
коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения:
сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и
словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного
объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно
вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно
овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и
интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста
(выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой
задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная
работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с
обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение
собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или
прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы
диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с
особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных
(фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с
опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения),
целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый,
выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках
литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение,
повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научнопознавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной
мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание,
составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают
первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного
произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка),
особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся
использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание
словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной
речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без
термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что
перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного
искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания
словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям
почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и
сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием
образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь
героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами
морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
4

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые
помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять
собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом)
используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные
представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные
образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие
литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к
действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям,
словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и
художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается
интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс литературного чтения изучается с 1
по 4 класс. В четвертом классе – 68 часов ( 2 часа в неделю ).
Формы промежуточной аттестации в начальной школе
Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся 1– 4х классов, а
также важным средством диагностики состояния образовательного процесса и основных
результатов учебной деятельности лицея за триместр и учебный год.
Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 2-х – 4-х классов. Она
подразделяется на:
 аттестацию по итогам учебного триместра (триместровую аттестацию), проводимую в 2-х –
4-х классах;
 аттестацию по итогам учебного года (годовую аттестацию), проводимую в 2-х – 4-х классах;
 аттестация в 1 классе проходит на основании результатов обучения в 1 классе без
выставления оценок (диагностические работы, портфолио достижений ребёнка);
Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием для
перевода в следующий класс. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом
лицея.
Дети-инвалиды, а также обучающиеся, обучавшиеся на дому, решением педагогического
совета освобождаются от контрольных мероприятий, сопровождающих промежуточную
аттестацию. Их аттестация проводится по текущим оценкам соответственно за триместр, или
учебный год.
В один день допускается проведение не более одной контрольной работы.
От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:
 отличники учебы;
 призеры городских, зональных, предметных олимпиад;
 обучающиеся, прошедшие или направленные на санаторное лечение в течение текущего
года.
Ученики, пропустившие более половины учебного времени триместра, года - не аттестуются.
При этом по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей) промежуточная
аттестация может быть проведена при условии выполнения обучающимся контрольных и зачетных
работ. Оценивание в данном случае проводится по результатам выполнения контрольных и
зачетных работ.
Обучающиеся в условиях домашнего обучения по индивидуальному учебному плану,
аттестуются по предметам, включенным в этот план.
Отметки, полученные в ходе промежуточной аттестации, заносятся в классный журнал.
Основными показателями личностного развития обучающихся являются:
 уровень развития учебно-познавательного интереса;
5

 уровень сформированности действия целеполагания;
 уровень сформированности учебных действий;
 уровень сформированности действия контроля;
 уровень сформированности действия оценки.
Оценка личностных результатов обучающихся должны быть направлены на выявление
индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с
учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов обучающихся за текущий и
предыдущий периоды.

6

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе
опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка
умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения
избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные
результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и
интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
7

Предметные
результаты:

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения
речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь
и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях,
окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего
речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,
научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные
связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение —
письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное
произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

8

Содержание учебного предмета
IV КЛАСС (136 ч.)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из
древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений
отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура
курса и содержание произведений.
Летописи. Былины. Жития (11ч)
А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".
Былина. «Ильины три поездочки»
Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Летописи. Былины. Жития».
Проект «Создание календаря исторических событий».
Чудесный мир классики (25ч)
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».
Л.Н. Толстой «Детство».
Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики».
Поэтическая тетрадь (9ч)
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
И.А. Бунин «Листопад».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».
Литературные сказки (13ч)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».
Делу время – потехе час (10ч)
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время – потехе час».
Страна детства (9ч)
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М. Зощенко «Ёлка».
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
9

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства».
Поэтическая тетрадь (6ч)
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки». М.И. Цветаева «Бежит
тропинка с бугорка…», «Наши царства».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (14ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
М.М. Пришвин «Выскочка».
Е.И. Чарушин «Кабан».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (8ч)
Б.Л. Пастернак «Золотая осень».
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
С.А. Клычкова «Весна в лесу».
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
С.А. Есенин «Лебёдушка».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».
Родина (7ч)
И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине».
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина».
Проект «Россия – Родина моя».
Страна Фантазия (8ч)
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия».
Зарубежная литература (16ч)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».

10

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Внесены изменения с учётом прогаммы воспитания

№

Наименование разделов и тем

Модуль воспитательной программы Всего часов
«Школьный урок»
День знаний
5 часов
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(урок подготовки детей к действиям в
условиях различного рода
чрезвычайных ситуаций)
День солидарности в борьбе с
терроризмом

1

Летописи. Былины. Жития.

2

Чудесный мир классики

Международный день школьных библиотек 13 часов
(25 октября)

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Делу время – потехе час
Страна детства
Поэтическая тетрадь
Природа и мы
Поэтическая тетрадь
Страна «Фантазия»
Зарубежная литература
Родина

День народного единства (4ноября)

4 часа
10 часов
8 часа
4 часа
2 часа
День российской науки (8февраля)
7 часов
3 часа
3 часа
10 часов
День славянской письменности и культуры 3 часа
(24 мая)

Итого

68 часов

11

Календарно-тематическое планирование по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)
(2 ч в неделю)
№

6.
7.
8.
9.

Тема урока
Летописи, былины, жития (5 часов)
Летописи. Былины. Жития."И повесил Олег свой щит на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего"
День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода
чрезвычайных ситуаций)
"Ильины три поездочки"
"Ильины три поездочки"(окончание)
День солидарности в борьбе с терроризмом
"Житие Сергия Радонежского"
"Житие Сергия Радонежского". "Проверь себя"
Чудесный мир классики (13 часов)
П.Ершов "Конёк-горбунок"
П.Ершов "Конёк-горбунок"
П.Ершов "Конёк-горбунок"
А.Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора! Очей очарованье!"

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
М. Лермонтов "Дары Терека"
М. Лермонтов "Ашик-Кериб"
М. Лермонтов "Ашик-Кериб"
Л.Толстой "Детство". "Как мужик камень убрал" (басня).

1

2
3
4
5

Международный день школьных библиотек (25 октября)

20.

А.П.Чехов «Мальчики».
А.П.Чехов «Мальчики». Проверь себя.
Поэтическая тетрадь (4 часов)
Ф. Тютчев "Ещё земли печален вид…" "Как неожиданно и ярко…". А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка"
День народного единства (4ноября)
Е. Баратынский "Весна, весна! как воздух чист!..." "Где сладкий шёпот…". А.Плещеев "Дети и птичка"

21.

И.Никитин "В синем небе плывут облака". Н.Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки…"

17.
18.
19.

12

план

факт

22.

И.Бунин "Листопад" Обобщение.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

В.Одоевский «Городок в табакерке»
В.Одоевский «Городок в табакерке»
В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
П.Бажов «Серебряное копытце»
П.Бажов «Серебряное копытце»
С.Аксаков «Аленький цветочек».
С.Аксаков «Аленький цветочек».
С.Аксаков «Аленький цветочек».
Обобщение по теме. Проверь себя.

Литературные сказки (10 часов)

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Делу время – потехе час (4 часов)
Е. Щварц "Сказка о потеряном времени"
Е. Щварц "Сказка о потеряном времени"
В Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"
В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел". Обобщение по разделу.
Страна детства (4часа)
Б. Житков «Как я ловил человечков».
К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
М. Зощенко " Ёлка". Обобщение.
Поэтическая тетрадь (2 часа)
В.Брюсов "Опять сон", "Детская". С.Есенин "Бабушкины сказки"
М. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка…", "Наши царства". Проверь себя.
Природа и мы (7 часов)
Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
День российской науки (8февраля)

44.
45.
46.
47.
48.
49.

Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
А. Куприн "Барбос и Жулька".
М.Пришвин "Выскочка". Е. Чарушин "Кабан".
В. Астафьев «Стрижонок Скрип».
В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Проверь себя.
Поэтическая тетрадь (3 часа)
Б. Пастернак "Золотая осень». С. Клычков "Весна в лесу".
13

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

Д. Кедрин "Бабье лето". Н. Рубцов "Сентябрь".
С.Есенин "Лебёдушка".
Обобщение по теме. Проверь себя.
Страна Фантазия (3 часа)
Е. Велтистов "Приключения Электроника".
К. Булычёв "Путешествие Алисы".
Обобщение по теме. Проверь себя.
Зарубежная литература (10 часов)
Д. Свифт "Путешествие Гулливера".
Г.Х. Андерсен "Русалочка".
Г.Х. Андерсен "Русалочка".
Г.Х. Андерсен "Русалочка".
Г.Х. Андерсен "Русалочка".
М. Твен "Приключения Тома Сойера".
М. Твен "Приключения Тома Сойера".
С. Лагерлёф "Святая ночь".
С. Лагерлёф "В Назарете".
Обобщение по теме. Проверь себя.
Родина (3 часа)
И. Никитин "Русь"
С. Дрожжин "Родине", А. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске…"
День славянской письменности и культуры (24 мая)

68.

Б. Слуцкий "Лошади в океане". Обобщение по разделу.

14

15

Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
Список литературы.
1.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс.
В 2 частях (+CD)
Дополнительная литература
1. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г. и др. Литературное чтение. Поурочные
разработки. Технологические карты уроков. 4 класс
2. Стефаненко Н. А., Горелова Е. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс
3. Бойкина М. В., ВиноградскаяЛ. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс
4. Бойкина М.В. Литературное чтение. Диагностические работа
2. Гетто, С. П. Поурочные разработки по литературному чтению : 2-4класс : к учебнику Л. Ф.
Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» / С. П. Гетто, А. В.
Данилова. – М. : Экзамен, 2012.
5. Климанова, Л. Ф.Уроки литературного чтения : метод.пособие к учеб. «Литературное
чтение» : 4 кл. / Л. Ф.Климанова. – М. : Просвещение, 2011.
3. Кутявина, С. В.Поурочные разработки по литературному чтению : 2-4класс : к учебнику Л. Ф.
Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» / С. В. Кутявина. – М.
:Вако, 2012.
4. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://schoolcollection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа :http://www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :http://nsc.1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа :http://festival.1september.ru

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».