РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС

Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ:
Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»,
утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента
государственного стандарта начального образования.
Нормативная база
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых и инструктивно-методических документов:
 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
 Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и
компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
 Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление
правительства от 19.03.2001 года № 196;
 Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию
в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»;
 Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
 Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»)
 Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта».
 Учебный план лицея на 2021-2022 учебный год.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена
особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом
третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а
продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания
человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку
наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях
крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:

–

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
–
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного
и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его
важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в
ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так
и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной
школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных
областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и
других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с
возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического
образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей,
идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие
и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние
России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части
предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные
естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения
мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых
установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в
формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,
компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать
в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить
наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы
адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и
социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной

школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности,
формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с
отечественными традициями духовности и нравственности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных
правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом
человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих
ведущих идей:
–
идея многообразия мира;
–
идея экологической целостности мира;
–
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в
социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических,
исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая
многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием,
которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого
невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных
потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе;
её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,
рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется
положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее
значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества,
теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области
экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе
каждого класса.
Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу
отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному
достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение
различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы
и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационнообразовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной
жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,
различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги,
моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса
важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация
посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы,
обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия
могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень
большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной
деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к
которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально
разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических
связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая
деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в
нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая

осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической
этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми
окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе
и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого
процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той
или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также
стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми,
поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и
конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации
от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии
её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к
России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Формы промежуточной аттестации в начальной школе
Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся 1– 4х
классов, а также важным средством диагностики состояния образовательного процесса и
основных результатов учебной деятельности лицея за триместр и учебный год.
Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 2-х – 4-х классов.
Она подразделяется на:
 аттестацию по итогам учебного триместра (триместровую аттестацию), проводимую в
2-х – 4-х классах;
 аттестацию по итогам учебного года (годовую аттестацию), проводимую в 2-х – 4-х
классах;
 аттестация в 1 классе проходит на основании результатов обучения в 1 классе без
выставления оценок (диагностические работы, портфолио достижений ребёнка);
Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием
для перевода в следующий класс. Решения по данным вопросам принимаются
педагогическим советом лицея.
Дети-инвалиды, а также обучающиеся, обучавшиеся на дому, решением
педагогического совета освобождаются от контрольных мероприятий, сопровождающих
промежуточную аттестацию. Их аттестация проводится по текущим оценкам соответственно
за триместр, или учебный год.
В один день допускается проведение не более одной контрольной работы.
От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:
 отличники учебы;
 призеры городских, зональных, предметных олимпиад;

 обучающиеся, прошедшие или направленные на санаторное лечение в течение
текущего года.
Ученики, пропустившие более половины учебного времени триместра, года - не
аттестуются. При этом по желанию обучающегося и его родителей (законных
представителей) промежуточная аттестация может быть проведена при условии выполнения
обучающимся контрольных и зачетных работ. Оценивание в данном случае проводится по
результатам выполнения контрольных и зачетных работ.
Обучающиеся в условиях домашнего обучения по индивидуальному учебному плану,
аттестуются по предметам, включенным в этот план.
Отметки, полученные в ходе промежуточной аттестации, заносятся в классный журнал.
Основными показателями личностного развития обучающихся являются:
 уровень развития учебно-познавательного интереса;
 уровень сформированности действия целеполагания;
 уровень сформированности учебных действий;
 уровень сформированности действия контроля;
 уровень сформированности действия оценки.
Оценка личностных результатов обучающихся должны быть направлены на выявление
индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к
году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов обучающихся за
текущий и предыдущий периоды.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные ) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
результаты
осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном

пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий
мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
предметные
результаты

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе
нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание курса.
4 класс (34 ч)

Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники
планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли
в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая
«книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и
географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории.
Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических
проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное
сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная
Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с
картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими
картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки
нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона
степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из
зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных
природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными
условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и
животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в
местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об
экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности
людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических
пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров,
предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и
жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего
края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и
способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана
почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и
животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных
сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство
в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта
культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения
окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота,
свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных

ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с
культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное
общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое
время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги,
электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о
скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности
за сохранение мира на планете.
Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт,
нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси.
Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое
свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северозападных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья –
собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII –
XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы.
Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь.
Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II.
Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы
России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И.
Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император
России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы –
всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника
Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в
памяти народа, семьи.
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в
современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические
места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учётом программы воспитания
№

Наименование разделов и тем

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Всего
часов

1

Земля и человечество

День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к
действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций)
День солидарности в борьбе с терроризмом

3

2

Природа России

Неделя безопасности дорожного движения25-29 сентября

3

3

Родной край – часть большой страны

5

4

Страницы всемирной истории

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской Федерации) 04.10.21 День матери в
России 26.10.21
День Неизвестного Солдата.
3декабря
День Героев Отечества
9 декабря
День Конституции Российской Федерации 12 декабря

5

Страницы истории Отечества

День российской науки

12

6

Современная Россия

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию
Всемирного дня гражданской обороны) 1марта
Международный женский день 8 марта
День воссоединения Крыма с Россией 18 марта

7

Повторение

8 февраля

4

3

3
Итого

34

Календарно-тематическое планирование
№

1.

2.

3.

4.
5.
6.

7.
8.
9
11.
12.

Тема урока

Раздел «Земля и человечество» (3ч)
Мир глазами астронома Планеты солнечной системы.
Звȅздное небо – Великая книга Природы.
День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций) 1.09.
Мир глазами историка. Когда и где?
Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
День солидарности в борьбе с терроризмом 3.09.
Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»
Тест «Проверим себя и оценим свои достижения»
Неделя безопасности дорожного движения25-29 сентября
Раздел «Природа России» (3 ч)
Равнины и горы России. Моря, озȅра и реки России
Природные зоны России. Зона арктических пустынь.
Тундра. Леса России.Лес и человек. Зона степей.
Пустыни. У Чȅрного моря.
Обобщающий урок по разделу «По природным зонам России» Всероссийский открытый
урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации)
04.10.21
Раздел «Наш край» (5ч)
Наш край.Экскурсия «Формы поверхности нашей земли» Поверхность нашего края.
Водные богатства нашего края Наши подземные богатства.
День матери в России 26.10.21
Земля – кормилица. Жизнь леса
Жизнь луга. Жизнь в пресных водах.
Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.

Кол-во
часов

1

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1

Дата проведения
по плану

по факту

13.
14.

Раздел «Страницы всемирной истории» (4ч)
Начало истории человечества. Мир древности далȅкий и близкий.
Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки
День Неизвестного Солдата.

15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

3декабря

Новейшее время: история продолжается сегодня.
День Героев Отечества

1
1

1

9 декабря

Обобщающий урок по разделу «Страницы всемирной истории»
Тест «Проверим себя и оценим свои достижения»
Игра «Путешествие на «машине времени».
Раздел «Страницы истории России» (12ч)
Жизнь древних славян.Работа с картой.
Во времена Древней Руси.(столица Древний Киев)
Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья.
Куликовская битва. Иван Третий.
Мастера печатных дел. Патриоты России.
Пȅтр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов.
День российской науки 8 февраля
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года.
Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня
гражданской обороны) 1марта
26.
27.
28.

29.

Страницы истории 1920 – 1930 – х годов. Великая война и Великая победа.
Страна, открывшая путь в космос.
Международный женский день 8 марта
Обобщающий урок по разделу «Страницы истории России»
Тест «Проверим себя и оценим свои достижения»
Раздел «Современная Россия» (3ч)
Основной закон России и права человека.Мы - граждане России.

1
1
1

1

30.
31.
32.

33.
34

День воссоединения Крыма с Россией 18 марта
Такие разные праздники.
Путешествие по России.

1
1
Повторение (3ч)

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»
Тест «Проверим себя и оценим свои достижения»
Игра «Крестики - нолики»
Итоговая диагностическая работа
Презентация проектов (по выбору).

1

1
1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса предмета
«Окружающий мир»
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Стандарты 2 поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2
частях Изд. «Просвещение» 2011 г.
2. Ю.И. Глаголева, Ю.И. Архипова. КИМы по окружающему миру4 кл. М.: «Просвещение», 2017
г.
3. А.А.Плешаков «Окружающий мир» Учебник для 4 кл. М. «Просвещение», 2018 г.
4.Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс : пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : «Просвещение», 2018 г.
5. А.А.Плешаков. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. М.: «Просвещение», 2012 г
6. А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Проверочные работы. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций М.: «Просвещение», 2017 г.
7. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват.
учреждений / А. А. Плешаков. – М.: «Просвещение» , 2012 г.
8. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение,
2012 г.
9. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа
России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение,
2016 г.
10. А.А.Плешаков. Тесты. Учебное пособие для общеобразовательных организаций М.:
«Просвещение», 2017 г.
Технические средства обучения и оборудование
1. Ноутбук.
2. Интерактивная доска.
3. Магнитная доска.
4. Мультимедийный проектор
5. Электронное приложение к учебнику.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».