РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС rtf

Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной
программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей
Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в
2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов
В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, УМК «Школа России». Программа для
общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МБОУ «лицей№ 5»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей,
логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
Нормативная база
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
 Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и
компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
 Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление
правительства от 19.03.2001 года № 196;
 Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию
в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»;
 Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
 Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»)
 Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта».
 Учебный план школы на 2016-2017 учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального
образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные
темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных
программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Реализация учебной программы обеспечивается:
1) Учебником В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс (с приложением на
CD-диске) - М. «Просвещение», 2014 г.;
2) Рабочей тетрадью на печатной основе В.П. Канакиной «Русский язык» 3 класс в 2-х
частях - М. «Просвещение», 2014 г.

3) Контрольно-измерительными материалами / Составитель Никифорова В.В. Русский язык
3 класс/ - М. Издательство «Вако», 2014 г.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая
программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
 ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
 формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена
 на развитие и совершенствование содержания образования и на его реализацию в
учебном процессе, изложенных в Образовательной программе начального общего
образования,
 на развитие познавательной сферы,
 на развитие коммуникативной сферы (групповые и дифференцированные формы
работы с классом, способствующие формированию культуры речи, общения; участие
в проектной деятельности);
 на развитие здоровьесберегающих навыков (деятельностный подход,
физкультминутки на уроках, организация динамических пауз, спортивные игры);
 на развитие ИКТ-компетенций (выполнение тренировочных упражнений с детьми на
компьютере и интерактивной доске, демонстрация презентаций по отдельным
темам).
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих
задач:
 формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;
 развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
 развитие коммуникативных умений;
 развитие нравственных и эстетических чувств;
 развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка
в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
 формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;
 формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа соответствует ФГОС. Уровень – базовый.
Данный предмет входит в образовательную область «Филология».
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на
достижение следующих целей:
 развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства
языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
 освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
 овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Формы промежуточной аттестации в начальной школе
Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся 1– 4х
классов, а также важным средством диагностики состояния образовательного процесса и
основных результатов учебной деятельности лицея за триместр и учебный год.
Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 2-х – 4-х
классов. Она подразделяется на:
 аттестацию по итогам учебного триместра (триместровую аттестацию), проводимую в
2-х – 4-х классах;
 аттестацию по итогам учебного года (годовую аттестацию), проводимую в 2-х – 4-х
классах;
 аттестация в 1 классе проходит на основании результатов обучения в 1 классе без
выставления оценок (диагностические работы, портфолио достижений ребёнка);
Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием
для перевода в следующий класс. Решения по данным вопросам принимаются
педагогическим советом лицея.
Дети-инвалиды, а также обучающиеся, обучавшиеся на дому, решением
педагогического совета освобождаются от контрольных мероприятий, сопровождающих
промежуточную аттестацию. Их аттестация проводится по текущим оценкам соответственно
за триместр, или учебный год.
В один день допускается проведение не более одной контрольной работы.
От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:
 отличники учебы;
 призеры городских, зональных, предметных олимпиад;
 обучающиеся, прошедшие или направленные на санаторное лечение в течение
текущего года.
Ученики, пропустившие более половины учебного времени триместра, года - не
аттестуются. При этом по желанию обучающегося и его родителей (законных
представителей) промежуточная аттестация может быть проведена при условии выполнения
обучающимся контрольных и зачетных работ. Оценивание в данном случае проводится по
результатам выполнения контрольных и зачетных работ.
Обучающиеся в условиях домашнего обучения по индивидуальному учебному плану,
аттестуются по предметам, включенным в этот план.
Отметки, полученные в ходе промежуточной аттестации, заносятся в классный журнал.
Основными показателями личностного развития обучающихся являются:
 уровень развития учебно-познавательного интереса;
 уровень сформированности действия целеполагания;
 уровень сформированности учебных действий;
 уровень сформированности действия контроля;
 уровень сформированности действия оценки.
Оценка личностных результатов обучающихся должны быть направлены на выявление
индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к

году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов обучающихся за
текущий и предыдущий периоды.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные)
Личностные
результаты


представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

осознание своей этнической и национальной принадлежности;

развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа;
осознание себя носителем этого языка;

становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского
языка, понимания необходимости учения;

становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского
языка;

развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской
деятельности;

формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных
информационных объектов и др.);

развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на
понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур, религий;

развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);
понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в
поведении на принятые моральные и этические нормы;

.осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим
людям, сопереживать чувства радости и горя;

развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных
зарисовок и репродукций картин и др.;

ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности на уроке и вне урока;

представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные УУД

результаты


принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную
инициативу;

планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в
заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые
коррективы;

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы
преодоления трудностей;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием
ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную
форму;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
(художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией
одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и
практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из их частей;

овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;


ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать
наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по
заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и
их синтеза;

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической
задачи;

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать
их.
Коммуникативные УУД

выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения,
соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность,
последовательность выражения мысли и др.);

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать
зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами
о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей
деятельности;

строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные
результаты

Общие предметные результаты освоения программы

осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка
межнационального общения;

представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о

роли родного языка в жизни человека и общества;

формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости
хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека; проявление собственного уровня культуры;

приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для решения коммуникативных задач;

овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих
норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового
общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики,
лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать,
классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и
умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и
пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Содержание тем учебного предмета, курса
Тема №1. Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема №2. Текст, предложение, словосочетание (12 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная
мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и
невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь
слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- типы текстов по цели высказывания и интонации
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
Уметь:
 определять тему и основную мысль текста;
 делить текст на части, соблюдать красную строку;
 устанавливать связь между частями текста;
 устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
 озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
 устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять
словосочетания;
 распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
 производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели
высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены
предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
Развитие речи.
 устанавливать связь по смыслу между частями текста
(восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
 писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;
 составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по
наблюдениям, по ситуации;
 употреблять при записи текста красную строку;
• интонационно правильно произносить предложения.
Контроль:
 контрольный работа – 1 час;
 изложение – 1 час.
Тема №3.Слово в языке и речи (18 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление).
Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов
(фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных
лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли.
Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как
часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с
безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные
звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-

звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости
согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с
изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи.
• Подробное изложение с языковым анализом текста.
Контроль:
 контрольная работа – 1 час;
 изложение – 2 часа;
 проект «Рассказ о слове» - 1 час.
Тема №4. Состав слова (17 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке,
суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и
образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного
и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных
и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в(во-), с- (со-), вы-, пере-.
Знать:
 части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
Уметь:
 производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс, основу;
 подбирать однокоренные слова разных частей речи;
 правильно писать гласные и со согласные в приставках.
Развитие речи.
 интонационно правильно произносить предложения.
Контроль.
 контрольная работа – 2 часа;
 изложение – 1 час;
 сочинение – 1 час.
 проект – 1 час.
Тема №5. Правописание частей слова (29 ч)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких
и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности
проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх —
вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и
особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова
(сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Знать:
 правила проверки корневых орфограмм;
Уметь:
 правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная
гласная, непроизносимая согласная;
 писать слова с разделительным Ъ;
Развитие речи.
 интонационно правильно произносить предложения.
Контроль.
 контрольная работа – 3 часа;
 изложение – 2 часа;
 сочинение – 1 час.
 проект - 1 час.
Тема №6. Части речи (75 часов).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол,
местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы,
роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена
существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах
существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых
окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном
числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского
рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского
рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в
единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки,
ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в
предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам
и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление
без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее
время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы,
близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного
глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и
переносном значении.
Знать:
 части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
Уметь:
 -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен
существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
 изменять имена существительные по числам;
 склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
 изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом
существительного;
 изменять глагол по временам(простые случаи) и в прошедшем времени — по
родам.
Контроль:
 контрольная работа – 4 часа;
 изложение – 5 часов;
 сочинение – 4 часа;
 проект – 2 часа.
Тема №7. Повторение изученного за год (16 часов).
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.
Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных,
безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное,
имя прилагательное, глагол.
К концу третьего класса обучающиеся должны знать:
 части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
 части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
 члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
 слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека,
болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера,
герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак,
запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив,
комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная
площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро,
молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех,
осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом,
праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция,
рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица,

тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный,
четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
Уметь:
 грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—
65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые
ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие
согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на
конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание
предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знаки);
 производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;
 подбирать однокоренные слова разных частей речи;
 распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен
существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
 изменять имена существительные по числам;
 склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
 изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом
существительного;
 изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
 распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
 устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять
словосочетания;
 распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
 производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели
высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены
предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
 интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов
по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
 определять тему и основную мысль текста;
 делить текст на части, соблюдать красную строку;
 устанавливать связь между частями текста;
 устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
 озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
 распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
 писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера
по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
 составлять устный ответ-рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников,
детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
 работы со словарём (алфавит);
 соблюдения орфоэпических норм;
 создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей
младшего школьника тематике;
 овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
(приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Характеристика контрольно-измерительного материала

№п/п
1

Форма
контроля

Кол-во

Контрольныйдикта
нт.
1
1

Контрольныйдикта
нт

Входной диктант
«Предложение». (урок №16 )

1
1

«Слово в языке и речи». (урок №35 )
"Составслова"(урок №48 )

1

1

« Правописание слов с безударными
гласными в корне» Итоговый за
1триместр(урок №55 )
II триместр
«Правописание корней слов». (урок № 67)

1

«Правописаниечастейслова».(урок № 79)

1
1

«Имясуществительное».(урок № 96)
«Имя существительное». Итоговый за 2
триместр(урок № 111)
III триместр
« Имяприлагательное»(урок № 129)
«Глагол» (урок № 156)

1
1
1
Итого

Тема

12

Итоговыйконтрольныйдиктант. (урок №
165)

Цель проведения
Проверить багаж знаний за второй год
обучения.
Проверить знания учащихся по
пройденной теме
Оценить результаты освоения темы.
Проверить знания учащихся по
пройденной теме
Проверить знания учащихся по
пройденной теме

Оценить результаты освоения темы.
Проверить знания учащихся по
пройденной теме
Оценить результаты освоения темы.
Проверить знания учащихся по
пройденной теме
Оценить результаты освоения темы.
Проверить знания учащихся по
пройденной теме
Оценить результаты освоения темы.
Проверить знания учащихся.

Факт

Дата

Тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
№п/п

Наименованиераздела, темы Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Кол-во
часов

1
Язык и речь

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Текст. Предложение.
Словосочетание
Слово в языке и речи
Состав слова
Правописание частей слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Повторение
Итого

День знаний
2
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки
детей к действиям в условиях различного рода
чрезвычайных ситуаций)01.09.21
День солидарности в борьбе с терроризмом03.09.21.
Международный день распостранения
14
грамотности08.09.2021
Международныйденьшкольныхбиблиотек. 25.10.2021 19
16
День российской науки.08.02.2022
29
31
18
5
21
15
170

Втомчисле
Контрольные
Работы

Сочинения и
изложения

2

1

1
1
3
2
1

2
2
3
5
2
1
1
3
20

1
1
12

Календарно – тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Дата
план.

Язык и речь (2ч)
1

2
3-4
5
6
7
8
9
10
11
12-1314
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Наша речь. Виды речи
День знанийВсероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций)
Наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст. Типы текстов.День солидарности в борьбе с терроризмом (03.09.21)
Предложение.
Виды предложения по цели высказывания.
Международный день распостранения грамотности(08.09.2021)
Контрольный диктант. ( входной)
Работа над ошибками. Виды предложения по интонации.
Предложения с обращениями. Словарный диктант.
Обучающее изложение.
Главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение.
Словосочетание.
Словосочетание.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Слово в языке и речи (19 ч)
Анализ контрольного диктанта. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Синонимы и антонимы.
Омонимы. Словарный диктант.
Слово и словосочетание.
Фразеологизмы.
Обучающее изложение.
Части речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.

факт.

27
28
29
30
31
32
3334
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Что такое имя числительное?
Однокоренные слова. Словарный диктант.
Звуки и буквы. Гласные звуки.
Звуки и буквы. Согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.
Обучающее изложение.
Обобщение и закрепление изученного.
Проект «Рассказ о слове».
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».
Состав слова (16 ч)
Анализ контрольного диктанта. Что такое корень слова?
Как найти в слове корень?
Сложные слова.
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Значения приставок
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс
Значение суффиксов.
Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова "В голубом просторе"
Что такое основа слова?
Обобщение знаний о составе слова.
Контрольный диктант по теме "Состав слова"
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова
Обучающее изложение.
Проект «Семья слов».
Правописание частей слова (29ч)
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Итоговый конрольный диктант за 1 триместр
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Анализ контрольного дитанта
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Обучающее изложение.Составление текста по сюжетному рисунку

61
62
63
64
65
66
67
68
69
7071
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова "Снегурочка".
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».
Анализ контрольного диктанта. Правописание суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание приставок и предлогов
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Обучающее изложение.
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».
Анализ контрольного диктанта. Проект «Составляем орфографический словарь».
Части речи (76 ч)
Части речи.
Имя существительное (31 ч)
Имя существительное и его роль в речи.
Имя существительное и его роль в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Обучающее изложение.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Проект "Тайны имен"
Число имен существительных.
Число имён существительных.
Род имён существительных.
Род имён существительных.
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Обучающее изложение.

96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125-126
127
128
129
130
131

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Анализ контрольного диктанта. Склонение имён существительных.
День российской науки ( 08.02.2022)
Падеж имён существительных.
Падеж имён существительных.
Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Именительный падеж имен существительных.
Родительный падеж имен существительных.
Дательный падеж имен существительных.
Винительный падеж имен существительных.
Творительный падеж имен существительных.
Предложный падеж имен существительных.
Обучающее изложение.
Все падежи.
Обобщение знаний.
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Анализ контрольного диктанта. Проект «Зимняя страничка».
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
Роль имен прилагательных в тексте.
Текст-описание.
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Род имен прилагательных.
Изменение имён прилагательных по родам.
Изменение имён прилагательных по родам.
Число имен прилагательных.
Число имен прилагательных.
Изменение имён прилагательных по падежам.
Изменение имён прилагательных по падежам.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».
Обобщение знаний.
Контрольный диктант по теме: « Имя прилагательное»
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Местоимение (5 ч)
Личные местоимения.

132
133
134
135

Изменение личных местоимений по родам.
Местоимение.
Местоимение.Проверочная работа.
Обучающее изложение.

136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156

Значение и употребление глаголов в речи.
Значение и употребление глаголов в речи.
Значение и употребление глаголов в речи.
Неопределенная форма глагола.
Неопределенная форма глагола.
Число глаголов.
Число глаголов.
Времена глаголов.
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Обучающее изложение.
Род глаголов в прошедшем времени.
Род глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы нес глаголами.
Правописание частицы нес глаголами.
Обобщение знаний о глаголе.
Обобщение знаний о глаголе.
Обобщение знаний.
Обобщение знаний.
Контрольный диктант по теме «Глагол»

Глагол (21 ч)

Повторение (15 ч)
157-158
159
160
161
162
163
164
165
166
167

Части речи.
Обучающее изложение.
Обобщение изученного о слове, предложении.
Правописание окончаний имён прилагательных.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание безударных гласных.
Правописание значимых частей слова.
Итоговый контрольный диктант.
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.
Обучающее изложение.

168
169
170

Текст
Обобщение изученного. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».
Обобщающий урок. КВН «Знатоки русского языка».

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Печатные пособия
1.Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3класс - Ч. 1, 2. –М.: «Просвещение»
2014
2. Канакина В.П. Русский язык Рабочая тетрадь 3 класс – Ч.1, 2. –М. «Просвещение» 2014
3. Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному
плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2014, 208 с. (Учебный год)
– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
– таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса;
– наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой;
– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный
словарь, словообразовательный словарь;
– репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в
программе и методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– мультимедийный проектор;
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы по русскому языку.
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка,
ластик;
– материалы: бумага (писчая).
Модели
– модели звукового состава слова– лента букв.
Информационное обеспечение (интернет -источники, ЭОР, образовательные диски и
др.)
1. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
3. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам
http://svetly5school.narod.ru/metod1.html
4.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».