РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС rtf

Пояснительная записка

Курс направлен на осуществление языкового образования и развития младших
школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системнофункциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.
Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Нормативная база
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых и инструктивно-методических документов:
 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
 Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и
компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
 Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
 Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
 Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
 Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
 Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
 Учебный план школы на 2021-2022учебный год.
Цели обучения:
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание,
говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой
деятельности учащихся.
Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения
к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником
наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида
и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи обучения:

 Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства
языка»;
 Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
 овладение умениями правильно писать и читать, участвовать
в диалоге,
оставлять несложные монологические высказывания;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою
речь.
В 4классе ведущим направлением работы по языку будет функциональносинтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам
и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных
окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать
слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной,
морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных
единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении,
об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
Место предмета в учебном плане.
Авторская программа позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки русского языка в 4 классе рассчитаны на 5 часов в
неделю. Следовательно общее количество часов составило - 170 часов .
Формы промежуточной аттестации в начальной школе
Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся 1– 4х
классов, а также важным средством диагностики состояния образовательного процесса и
основных результатов учебной деятельности лицея за триместр и учебный год.
Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 2-х – 4-х классов. Она подразделяется на:
 аттестацию по итогам учебного триместра (триместровую аттестацию), проводимую в
2-х – 4-х классах;
 аттестацию по итогам учебного года (годовую аттестацию), проводимую в 2-х – 4-х
классах;
Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий класс. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом лицея.
Дети-инвалиды, а также обучающиеся, обучавшиеся на дому, решением педагогического совета освобождаются от контрольных мероприятий, сопровождающих промежуточную аттестацию. Их аттестация проводится по текущим оценкам соответственно за триместр, или учебный год.
В один день допускается проведение не более одной контрольной работы.
От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:

 отличники учебы;
 призеры городских, зональных, предметных олимпиад;
 обучающиеся, прошедшие или направленные на санаторное лечение в течение текущего года.
Ученики, пропустившие более половины учебного времени триместра, года - не аттестуются. При этом по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей)
промежуточная аттестация может быть проведена при условии выполнения обучающимся
контрольных и зачетных работ. Оценивание в данном случае проводится по результатам
выполнения контрольных и зачетных работ.
Обучающиеся в условиях домашнего обучения по индивидуальному учебному плану,
аттестуются по предметам, включенным в этот план.
Отметки, полученные в ходе промежуточной аттестации, заносятся в классный журнал.
Основными показателями личностного развития обучающихся являются:
 уровень развития учебно-познавательного интереса;
 уровень сформированности действия целеполагания;
 уровень сформированности учебных действий;
 уровень сформированности действия контроля;
 уровень сформированности действия оценки.
Оценка личностных результатов обучающихся должны быть направлены на выявление
индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года
к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов обучающихся за текущий и предыдущий периоды.

Планируемые результаты
Личностные
результаты

 становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского
языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
 осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
 восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его
значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
 понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
 развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
 осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его
язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
 понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
 развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
 развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
 развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
 развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных
объектов и др., к работе на результат;
 установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредменые
результаты

Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
 принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем,
одноклассниками);
 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в
заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
 выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
 адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
 понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
 уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
 записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
 ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в
зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
 использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации
для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических
лингвистических задач;
 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-,

видеосопровождение и графическое сопровождение;
 осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
 уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
 ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
 понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
 строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
 уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
 строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
 активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
 применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные
результаты

• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским
языком, его роли в дальнейшем образовании;
• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления
собственного уровня культуры;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые
средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики,
лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более
высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи
собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение
(композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (9 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение.
Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения
(общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными
членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения
с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки
препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений
с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных
предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (8 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое
значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов
учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в
связной речи.
Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее
представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с
суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова (3 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и
словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький.
Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и
мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более
сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (113ч)
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го
склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в
распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со
способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употребле-

нии падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы,
из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания
окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать
формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в
изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных
окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка
правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка
правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его,
её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование
местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам
в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных
форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го
лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных
глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в
прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел,
слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между
людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно
составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов,
сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных
рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с
предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного ( 1 8 ч )
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений
букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство,
ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет,
правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкатъ, сверху,
свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь,
тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество,
электровоз, электростанция.

Характеристика контрольно-измерительного материала

Форма
контроля
Контрольный
диктант.

Кол-во
4

Входной диктант «Повторение»
«Предложение»
« Части речи»
Итговый за 1 триместр.

Контрольный
диктант

4

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном
числе».
Контрольный диктант за
первое полугодие
Контрольный диктант по
теме « Имя прилагательное»
Итоговый за 2 триместр

3

Тема

Контрольный диктант по
теме «Местоимение».
Контрольный диктант по
теме «Глагол».
Итоговый контрольный
диктант.

Итого

11

Цель проведения
Проверить багаж знаний за третий год обучения.
Проверить знания учащихся по пройденной теме
Оценить результаты освоения темы.
Проверить знания учащихся по пройденным темам
II триместр
Оценить результаты освоения темы.

Проверить знания учащихся по пройденной теме
Оценить результаты освоения темы.
Проверить знания учащихся по пройденной теме
III триместр
Оценить результаты освоения темы.
Проверить знания учащихся по пройденной теме
Оценить результаты освоения темы. Проверить знания учащихся.

Факт

Дата

Тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учётом программы воспитания
№
п/п

1

Наименование раздела,
темы

Повторение.

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
День знаний

Кол-во
часов

11

Контрольные
диктанты /
тесты
1

В том числе
Р/Р (из них изложения,
сочинения)
1

Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных
ситуаций)
День солидарности в борьбе с
терроризмом
Международный день
распостранения грамотности
(8сентября)
2
3
4
5

Предложение.
Слово в языке и речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.

6
7
8
9

Местоимение.
Глагол.
Повторение.
Всего:

День российской науки
(8февраля)

9
19
41
31
9
32
18
170

2
3
1

2
2
4
4

1
1
2

1
4
1

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Дата
план.

Повторение (11ч)
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык
День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки де-тей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций)
Язык и речь. Формулы вежливости.
Текст и его план. День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сенбября)
Обучающее изложение.
Анализ изложения.Типы текстов.
Предложение как единица речи
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Обращение. Диалог.
Международный день распостранения грамотности (8сентября)
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения
Контрольный диктант №1по теме « Повторение»
Анализ контрольного диктанта. Словосочетание
Предложение. (9 ч)
Однородные члены предложения (общее понятие)
Связь однородных членов предложения .Знаки препинания с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Наши проекты
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав
сложного.
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Обучающее изложение.
Контрольный диктант «Предложение»
Анализ к.д. Слово и его лексическое значение
Слово в языке и речи (19ч)
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие

факт.

23
24
25-27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

слова.
Синонимы, антонимы, омонимы
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.
Правописание приставок и суффиксов.
Разделительные Ь И Ъ знаки.
Обучающее изложение
Анализ изложения.
Части речи. Морфологические признаки частей речи
Склонение имен существительных и имен прилагательных.
Имя числительное. Глагол.
Наречие как часть речи.
Правописание наречий.
Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецовва «Иван-царевич на Сером Волке»
Контрольный диктант по теме « Части речи»
Имя существительное (41ч)
Анализ к.д. Распознавание падежей имен существительных.
Упражнение в распознавании неодушевленных имен существительных именительного,
родительного винительного падежей .
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, винительном
и дательном падежах имен существительных
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах.
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена
существительные.
Три типа склонения имен существительных (общее представление). 1-е скл .имен существительных.
Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег».
2-е склонение имен существительных
Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.
3-е склонение имен существительных
Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Обучающее изложение

54

55
56
57
58
59
60-61
62
63
64
65
66
67-68
69
70
71
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82

Анализ изложения.
Падежные окончания имён существительных единственного числа 1,2 и 3 склонения.
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных
Контрольный диктант за I семестр
Именительный и винительный падежи
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже
Упражнения в правописании имён существительных в дательном и родительном падежах
Анализ к.д. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.
Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже.
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных
Сочинение-отзыв по репродукции художника В.А. Тропинина «Кружевница»
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных в единственном числе».
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Именительный падеж имен существительных во множественном числе.
Родительный падеж имен существительных множественного числа.
Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном
падеже.Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.
Дательный, творительный , предложный падежи имён существительных множественного числа.
Обучающее изложение.
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и
множественном числе
Контрольный диктант за первое полугодие
Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа.
Наши проекты
Имя прилагательное(31ч)
Имя прилагательное как часть речи.
Род и число имен прилагательных.

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111

Описание игрушки
Склонение имён прилагательных.
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»».
Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном
падеже.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном
падеже.
Именительный, винительный, родительный падежи
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и
предложном падежах
Упражнение в правописании имён прилагательных мужского и среднего рода.
Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты.
Анализ изложения.Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода.
Склонение имен прилагательных женского рода.
Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода
День российской науки (8февраля)
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.
Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных.
Изложение описательного текста.
День российской науки 8 февраля
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Склонение имён прилагательных множественного числа.
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.
Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.
Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.
Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Обобщение по теме «Имя прилагательное».Проверка знаний
Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Местоимение (9ч)

112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134-137
138
139-140
141
142
143
144
145
146
147
148-149
150

Местоимение как часть речи.
Личные местоимения
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам
Изменение личных местоимений 3 лица по падежам.
Изменение личных местоимений по падежам.
Изложение повествовательного текста с элементами описания.
Анализ изложений. Обобщение по теме «Местоимение».
Контрольный диктант по теме «Местоимение».
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Глагол (32ч)
Роль глаголов в языке
Изменение глаголов по временам
Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола.
Изменение глаголов по временам
Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
Анализ изложения. Спряжение глаголов
Спряжение глаголов.
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
Сочинение по картине И.И.Левитана « Весна. Большая вода».
1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени.
1 и 2 спряжение глаголов будущего времени.
Наши проекты
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Возвратные глаголы
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени
Изложение повествовательного текста по вопросам
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Обобщение по теме «Глагол».
Изложение повествовательного текста.

151
152
153
154-156
157
158
159-162
163-164
165
166
167
168
169
170

Проверка знаний по теме «Глагол».
Анализ изложения, тестовой работы. Повторение.
Повторение (18 ч)
Язык и речь. Текст.
Предложение и словосочетание.
Лексическое значение слова
Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь».
Состав слова.
Части речи.
Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Анализ изложения. Части речи.
Итоговый контрольный диктант.
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Звуки и буквы.
Игра « По галактике частей речи»

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия
1.Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 4класс - Ч. 1, 2. –М.: «Просвещение»
2014
2. Канакина В.П. Русский язык Рабочая тетрадь4 класс – Ч.1, 2. –М. «Просвещение» 2014
3. Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3
класс. М.: ВАКО, 2014, 208 с. (Учебный год)
– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
– таблицы в соответствии с основными разделами программы4 класса;
– наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой;
– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь,
словообразовательный словарь;
– репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и
методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– мультимедийный проектор;
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
– модели звукового состава слова– лента букв.
Информационное обеспечение (интернет -источники, ЭОР, образовательные диски и др.)
1. Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/
3. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам
http://svetly5school.narod.ru/metod1.html
4.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».