РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для изучения курса История в 6 классе,
составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического
комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт 2013
г.), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9
классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы. М.:
Просвещение, 2016 г.), авторской программы по Истории России к предметной линии
учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в
основной школе (6—9 классы)М: изд - во Просвещение, 2016г.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух
курсов: «История России» и «Всеобщая история». Вначале изучается курс «Всеобщая
история», а затем курс «История России»
УМК "История России" в 2 - х частях.
 История России. 1 часть.
 История России. 2 часть.
Рабочая программа составлена на основе УМК:
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков» 6 класс, М., «Просвещение»;
2018 г.
2.Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и П. С. Стефанович, А. Я. Токарева под редакцией А. В.
Торкунова., изд - во Просвещения, Москва, 2018 год..
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического
комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историкокультурного стандарта
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта, основного общего образования и следующих
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с
изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред.
изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от
24.11.2015 № 81);
4. - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России
от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);
10. «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории 2013»
(ИКС)

11. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11
класс». – М.:«Просвещение», 2013 г.
12. Историко - культурный стандарт .
Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 класса общеобразовательной
школы основного общего образования (ФГОС).
Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального
государственного образовательного
стандарта (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования). Москва, изд - во Просвещение,2011г.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы
основного общего образования по истории.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность
изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся.
Цели изучения курса "История России"
в рамках учебного предмета "История"
Целью школьного исторического образования является формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли
России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития
российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории России в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;

развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
руководствуясь
принципом историзма, в их
динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе.
Задачи обучения Всеобщей истории:

формирование у шестиклассников морально-ценностных установок и
ориентиров.
 развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений
самостоятельно.
∙ национальной и культурной идентификации историко-культурного опыта народов
зарубежных стран овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху
Средних веков
∙ овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V- XV
вв. в их социальном, политическом, духовно-нравственном контекстах
∙ воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных
∙ народов с использованием педагогического и культурного потенциала других
стран развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии
∙ отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки
исторического явления, процесса формирование способности применять усвоенные
знания о взаимоотношениях.
∙ между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и
куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности
и общения с разными людьми формирование способности к самовыражению,
самореализации на примерах
∙ поступков и деятельности наиболее ярких личностей Средневековья,
∙ овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях Развитие
умения работать с книгой и с картографическим материалом
∙ Формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями.
∙ Развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории
Средневековья: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Вначале изучается курс «Всеобщая история» , а затем «История России»
На изучение истории в 6 классе отводится часов (2 часа в неделю) . Курс «История
России» в 6 кл. в объеме 44 ч. На курс Истории Средних веков отводится 24 часа.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ИСТОРИИ 6
КЛАССА ФГОС

Личностные результаты:
1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
3. Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
4. Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность:
учебную, общественную и другую;

2. Владение

умениями работать с учебной и внешкольной информации
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать
современные источники информацию, в том числе материалы на электронных
носителях;
3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);
4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ
межкультурного взаимодействия и социальном окружении.
Предметные результаты:
1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей
страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания
современного общества;
2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
3. Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
4. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личности и народов в истории;
5. Готовность применять исторический знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников.
Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны
овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты
важнейших событий всеобщей истории
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности,
результаты важнейших исторических событий
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней,
соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века,
периоды
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др., отбирать ее, группировать,
обобщать
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и
место создания
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на
основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего
социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной
траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой
средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по
итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и
промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой
итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита
итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого
учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос,
тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический
диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по
карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Планируемые результаты освоения Истории Средних веков
Ученик научится :
 определять этапы становления и развития Русского государства; соотносить
хронологию истории Руси и всеобщей истории;
 применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в
отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и
др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных
исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей
истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних
веков.

Формы и средства промежуточной аттестации
Формы контроля:

1) заполнение контурных карт,
2) подготовка сообщений,
Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль, итоговый
контроль, тестирование по темам.
Виды контроля:
1) Устные :
А) устный ответ на поставленный вопрос.
Б) развернутый ответ по заданной теме.
В) устное сообщение по избранной теме.
2) Письменные:
А) составление хронологических таблиц.
Б) составление сравнительных таблиц.
В) анализ исторических документов.
Г) анализ исторических ситуаций, версий и оценок
3) Творческие работы:
А) презентации.
Б) проекты.
В) тестирование.
РАЗДЕЛ № 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «История Средних веков»
Введение. Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раздел I. Раннее Средневековье. (8 часов)
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских
королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия,
общественное устройство. Законы франков: «Салическая правда». Держава Каролингов:
этапы формирования, короли и подданные. Карл великий. Распад Каролингской империи.
Образование государств во Франции, Германии и Италии. Священная Римская империя.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй,
завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в
странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего
Средневековья.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
Византийская империя в VI-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские
императоры: Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя
политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура
Византии.
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и
распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад.
Арабская культура.

Раздел II. Зрелое Средневековье. (14часов)
Тема 1. Феодалы и крестьяне.
Средневековое
европейское
общество.
Аграрное
производство.
Феодальное
землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ
жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская
община.
Тема 2. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Города – центры ремесла, торговли и культуры. Городские сословия. Цеха и гильдии.
Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города – республики.
Облик средневековых городов. Быт горожан.
Тема 3. Католическая церковь в XI – XIII веках.
Крестовые походы. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и
православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники,
результаты. Духовно – рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и
распространения. Преследования еретиков.
Тема 4. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV).
Государства Европы в XI – XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной
Европы. Сословно – представительная монархия. Образование централизованных
государств в Англии, Франции. Столетняя война: Жанна дАрк. Германские государства в
XII - XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на пиренейском
полуострове. Итальянские республики в XII - XV вв. Экономическое и социальное
развитие европейских стран.
Тема 5. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.
Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание УотаТайлера).
Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в XII XV вв. Экспансия турок – османов и падение Византии.
Тема 6. Культура Западной Европы в Средние века.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место
религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный
характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и
крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре.
Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их
творения.
Раздел III. Страны Востока в Средние века (1 час)
Тема 7. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
Османская империя: завоевания турок – османов, управление империей, положение
покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён,
завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай:
империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века.
Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Раздел IV.Государства доколумбовой Америки. (1 час)
Тема 8. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и
культурное наследие Средневековья.
Содержание курса "История России" (в рамках учебного предмета «История»)
6 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (44 ч)
Введение (1 час)
Введение. Наша Родина - Россия.

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирноисторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор
в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство
и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности ( 4
часа)
Древние люди и их стоянки на территории современной России. Появление и
расселение человека на территории современной России. Древнейшие стоянки человека
на территории современной России. Зарождение родового строя. Совершенствование
орудий труда. Первые культуры и общества.
Неполитическая
революция.
Первые
скотоводы,
земледельцы,
ремесленники. Зарождение земледелия, скотоводств и ремесла. Начало распада
первобытного общества. Появление первых городов. Государство. Народ.
Образование первых государств. Греческие города - государства Северного
Причерноморья. Скифское царство. Малые государства Причерноморья в
эллинистическую эпоху. упадок причерноморских государств. Великое переселение
народов в судьбах народов нашей страны. Дербент. Тюркский каганат. Хазарский каганат.
Великая Булгария. Жители лесной полосы Восточной Европы..
Восточные славяне и их соседи. Происхождение восточных славян. Хозяйство
славян. Быт и нравы восточных славян. Духовный мир славян. Общины земледельцев.
Восточные славяне и их соседи. Народное ополчение. Вече. Колонизация. Традиционные
верования.
Контрольная работа по теме: "Народы и государства на территории нашей
страны в древности"
Глава II. Русь в IX - первой половине XII в. (11 часов)
Первые известия о Руси. Происхождение народа русь. О чем говорит археология.
Споры норманистов и антинорманистов.
Становление Древнерусского государства. Образование государства. Захват Киева и
путь "из варяг в греки". Олег и Игорь - первые князья Древнерусского государства. Борьба
с древлянами и реформы Ольги. Походы Святослава. Уроки и погосты.
Правление князя Владимира. Крещение Руси. Начало правления князя
Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение
принятия христианства.
Русское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира.
Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе.
Отношения Руси с другими государствами. Гривна. Политика. Усобицы. Династический
брак. Наместник.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Правление
Ярославичей. Княжеские усобицы. Любеческий съезд князей. Киевское восстание 1113
года. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Общественный строй и церковная
организация на Руси. Формирование древнерусской народности. Основные слои
населения Древней Руси. Общество. Бояре. Духовенство. Люди. Земельные отношения.
Вотчины. Зависимое население. Церковная организация. Храмы и богослужение.
Митрополит. Черное и белое духовенство. Резиденция. Епископ. Резиденция. Соборы.
Приходы. Монастырь. Игумен. Миссионеры. Духовные ценности. Древнерусские
подвижники и святые. Закупы. Общество. Смерды. Рядовичи.
Культурное пространство Европы и культуры Руси. Важнейшие черты культуры
стран Восточной Европы в IX - XII вв.Особенности культуры Руси. Письменность и
грамотность. Миниатюры. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное
искусство. Литература. Художественное ремесло. Граффити. Житие. Мозаика.
Патриотизм. Самобытный. Фреска.

Повседневная жизнь населения. Жизнь земледельцев. Жизнь горожан. Жизнь князей
и бояр.
Место и роль Руси в Европе. Политическая карта Европы в IX - XI
вв.Отношения Руси с Византийской империй. Отношения Руси со странами Центральной,
Западной и Северной Европы. Отношения с кочевниками и странами Востока. Русь в
международной торговле.
ГЛАВА III. РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII - НАЧАЛЕ XIII вв. (5 часов)
Политическая раздробленность на Руси. Время политической раздробленности в
Европе. Формирование системы земель - самостоятельных государств на Руси. Роль
Церкви в условиях распада Руси. Идея единства Руси. Отношения Руси с кочевниками.
Государственное управление в период раздробленности. Международные связи русских
земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Последствия
раздробленности Руси. Удел.
Владимиро - Суздальское княжество. Освоение земель Северо - Восточной Руси.
Характер княжеской власти в северо - восточных землях. Князь Юрий Долгорукий.
Андрей Боголюбский. Всеволод большое Гнездо. Культура Владимиро - Суздальской
Земли. Аскетизм. Архитектурный ансамбль.
Новгородская республика. Территория Новгородской земли. Занятия новгородцев.
Основные категории населения Новгорода. Политические особенности Новгородской
земли. Культура Новгородской земли. Артель. Республика. Монументальный.
Южные и Юго - Западные русские княжества. Киевское княжество. Черниговское
княжество. Смоленское княжество. Галицко - Волынское княжество.
ГЛАВА IV. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII - XIV вв. (9 часов)
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование
Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия.
Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политикогосударственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и
повинности населения. Города. Международная торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и
быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли.
Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией
крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй
Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение
Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван
Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его
распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской
земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
ГЛАВА V. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ( 6
часов)
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад
Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда,
Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским
государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий
Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве.
Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные
символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии
Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и
региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись.
Московский Кремль.
Повседневная жизнь и быт населения.
Итоговое повторение

РАЗДЕЛ № 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
6 КЛАСС

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№
раздела

1.
2.
3.
4.
5.

Наименование раздела

Количество
часов

Модуль воспитательной
программы «Школьный
урок»

Введение
Раннее Средневековье
Зрелое Средневековье

1
7
14
1
1
1

День знаний. / 1сентября/
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко
Дню гражданской обороны
Российской Федерации) /1
сентября/
День солидарности в борьбе с
терроризмом. /3 сентября/
День народного единства /4
ноября/

Страны Востока в Средние века

Государства доколумбовой Америки
Повторение

Итого - 24 часов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 класс
№
раздела

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование раздела

Введение
Народы и государства на территории
нашей страны в древности
Русь в IX - первой половине XII
веков
Русь в середине XII - начале XIII вв.
Русские земли в середине XIII - XIV
вв.
Формирование единого русского
государства
Повторение

Количество
часов
1
4
11
5
10
9
2

Модуль воспитательной
программы «Школьный
урок»
День полного освобождения
Ленинграда от фашистской
блокады (обзор) /27 января/
День Памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества (обзор) /15
феврвля/
День воссоединения Крыма с
Россией(обзор)/18 марта/
День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне /9
мая/

Итого - 44 ч.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. 6 КЛАСС
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
Курс «Всеобщая история» (История Средних веков) - 24 часа
№ урока

Тема

Даты проведения урока
по плану

Раздел I. Раннее Средневековье (8 часов)
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (5 часов)
1.
Введение. Понятие «Средние века». Образование варварских
королевств. Государство франков в VI - VIII веках. День знаний в
России. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской Федерации).
2.
Христианская церковь в раннее Средневековье. «Память о Беслане».

06.09

09.09

3.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

13.09

4.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI вв.

16.09

5.

Англия в раннее Средневековье.

20.09

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа)
6.
7.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии.
Образование славянских государств. День народного единства (обзор)/

23.09
27.09

Тема 3. Арабы в VI-XIвв. (1 час)
8.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран
халифата.

30.09

по факту

Раздел II. «Зрелое Средневековье». (14 часов)
Тема 1. Феодалы и крестьяне (2 часа)
9.
Средневековая деревня и её обитатели. День толерантности.
10.

В рыцарском замке. День начала Нюрнбергского процесса.

04.10
07.10

Тема 2. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (1 час)
11.

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в
11.10
Средние века. Горожане и их образ жизни.
Тема 3. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. (2 часа)

12.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. День
Героев Отечества.
Крестовые походы.

13.

14.10
18.10

Тема 4. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV) (6 часов)
14.

Как происходило объединение Франции. . Международный день защиты

21.10

прав человека.

15.

Что англичане считают началом своих свобод.

25.10

16.

Столетняя война.

08.11

17.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

11.11

Горожане и их образ жизни. Реконкиста и образование централизованных
государств на Пиренейском полуострове..
19.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV
веках.
Тема 5. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 часа)
18.

20.

Гуситское движение в Чехии.

15.11
18.11

22.11

Завоевание турками – османами Балканского полуострова.
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
(обзор).
Тема 6. Культура Западной Европы в Средние века (1 час)
21.

22.

23.
24.

25.11

Образование, философия. Средневековая литература и искусство.
Научные открытия и изобретения.
Раздел III. Страны Востока в Средние века. (1час)
Тема 7. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (1 час)
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы
Африки и доколумбовой Америки.
Контрольная работа за курс Всеобщей истории

29.11

02.12
09.12

Итого - 24 часа.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ (44 ЧАСОВ)
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№
урока

Тема урока

Кол - во
часов

Дата

По плану
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Введение в историю России. Наша Родина - Россия
1

1

13.12

Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 часа)
2
3

Древние люди и их стоянки на территории современной России
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1
1

16.12
20.12

По факту

4
Образование первых государств
5
Восточные славяне и их соседи
Глава II. Русь в IX - первой половине XII в. (11 часов)
6
Первые известия о Руси. День Памяти о россиянах, исполнявших служебный
долг за пределами Отечества (обзор).

1
1

23.12
27.12

1

10.01

7
8
9

Становление Древнерусского государства
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Русское государство при Ярославе Мудром

1
1
1

13.01
17.01
20.01

10-11
12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
Общественный строй и церковная организация на Руси.

2
1

24.01
27.01

13
14
15

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
Повседневная жизнь населения
Место и роль Руси в Европе.

1
1
1

31.01
03.02
07.02

16

Урок закрепления по главам 1,2

1

10.02

17

Контрольная работа № 1 по теме: "Русь в IX - начале XII веков"

1

14.02

Глава III. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 часов)
18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

17.02

19

Владимиро-Суздальское княжество

1

21.02

20

Новгородская республика

1

28.02

21
22

Южные и юго-западные русские княжества
Контрольная работа № 2 по теме: «Русь в середине XII- сер. XIII века»

1
1

02.03
06.03

1
1

13.03
16.03

Глава IV. Русские земли в середине XIII-XIV веках (10 часов)
23
24

Монгольская империя и изменение политической картины мира.
Батыево нашествие на Русь

25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

20.03

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

30.03

27

Литовское государство и Русь

1

03.04

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

06.04

29-30

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

2

10.04

31

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв.
«Крым.Возвращение в родную гавань».
Контрольная работа № 3 по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв.»

1

13.04

1

17.04

32

Глава V. Формирование единого Русского государства ( 9 часов)
33-34

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

2

20.04

35

Московское княжество в первой половине XV в.

1

24.04

36-37

Распад Золотой Орды и его последствия

2

27.04

38

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

08.05

39

Русская православная церковь в XV-начале XVIвв.

1

15.05

40

Человек в Российском государстве второй половине XV в.
«Этот день мы приближали как могли…»

1

18.05

1

22.05

Повторение (4 часа)
41

Промежуточная контрольная работа по истории за курс 6 класса

42

Обобщение по теме: "Формирование культурного пространства единого
Российского государства"

1

25.05

43-44

Повторительно-обобщающий урок за курс истории в 6 классе

2

29.05

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение
Интернет-ресурсы
Универсальные библиотеки
Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/ Одна из старейших и наиболее популярных библиотек
Рунета. Исторический каталог: http://lib.ru/win/HISTORY/
Библиотека
на
LitPORTAL.ru:
http://www.litportal.ru/
Исторический
раздел:
http://www.litportal.ru/index.html?r=7
Библиотека Bookz.ru: http://bookz.ru/ Исторический раздел: http:// bookz.ru/genres/history-0.html
Федеральные методические ресурсы по истории
Сайт журнала «Преподавание истории в школе»: http://pish.ru/
Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: http://www.prosh kolu.ru/
Электронная версия газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я иду на
урок истории»): http://his.1september.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://fes ti val.1september.ru/
Исторические карты
Контурные карты: http://kontur-map.ru/
Коллекция старинных карт территорий и городов России: http://oldmaps. narod.ru/
Картографическая Россика: http://www.old-rus-maps.ru/
Видео
Документальные, научно-популярные и образовательные видеофильмы: http://intellect-video.com.
История России: http://intellect-video.com/russian-history/
УМК ученика:
Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История России. 6 класс. Учеб.для
общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г; Е.В. Агибалова, Г.М.Донской
«История
средних
веков».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».