РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 7 КЛАСС

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных
документов:
Федерального закона РФ №273-ФЗ «Об образовании РФ» от 29.12.2012 Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение,
2010. (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического
комплекта:
Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового
времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях
П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные
работы. 7 класс
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового
времени. Поурочные разработки. 7 класс
Атлас. История Нового времени 7 класс. – М.: «Дрофа. ДиК», 2016
Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 7 класс.
Учебник .для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение»,
Цели изучения курса "История России"в рамках учебного предмета "История"
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее
этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность
вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития российского
государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем
мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,

руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе.
Описание места учебного предмета "История" в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История» относится к учебным
предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего
образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета "История"
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения
программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний
и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного
содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации
обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых
социологических исследований.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально
положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей страны
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию
через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей
предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия,
понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования
древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и
навыки:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и
познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в
повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме;
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать
и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в
курсах всеобщей истории;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития
человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах
народов, населяющих её территорию;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях,
месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как источника информации о
расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении
древних народов и государств;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в
древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия
восточных славян и их соседей;

описание характерных, существенных черт форм догосударственного и
государственного устройства древних общностей, положения основных групп
общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях
прошлого;
анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических
документах;
использование приёмов исторического анализа;
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса
исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими
источниками;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности
исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций,
установок;
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических
событий и личностей;
систематизация информации в ходе проектной деятельности;
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона,
применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и
культурных памятников на территории современной России;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода
Древней и Московской Руси;
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание
культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное
осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".
Выпускник научится:
• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события
отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории
России и всеобщей истории в Новое время;
применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и
всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического
развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей
истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения
в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной

культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и
всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического
строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития
общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д)
художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и
политическое развитие России и других стран в Новое время;
• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и
т.д.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались
общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;
Содержание курса «Новая история. Конец XV—XVIII в 1505-1689 гг.» 23 ч.
От Средневековья к Новому времени.
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Мир в начале нового времени. Великие географические открытия и их последствия.
Эпоха Возрождения. Реформация. Утверждение абсолютизма (23 ч)
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки,
торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение
населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания
колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф.
Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н.
Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в
XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие.
Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного
производства. Торговые компании.
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей
Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские
государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в
Англии и Франции. Генрих VIII.

Содержание курса "История России" (в рамках учебного предмета «История»). (45
ч.).
Россия в XVI – XVII веках. Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор
европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и
зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого
Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума.
Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада.
Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена
кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и
проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы.
Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств,
Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие
системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца.
Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим».
Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в
городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в.Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы
и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём
национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии
сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича
Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор
Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления:
развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление
крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские
соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное
включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского
рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,
крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское
восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской
политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав
России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей,
Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной
Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.Православная
церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской
православной церкви.Культурное пространство. Культура народов России в XVII в.
Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания.
Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре.
Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных
знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.Быт,
повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.

Формы и средства промежуточной аттестации.
Формы контроля знаний –
1) заполнение контурных карт,
2) подготовка сообщений,
Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль, итоговый
контроль, тестирование по темам.
Подбор тестовых заданий будет осуществляться по книгам:
Максимов, Ю.И. Тесты по истории Средних веков: 7 класс: к учебникам по истории
Средних веков Федерального перечня /Ю.И. Максимов.- М.: Издательство
«Экзамен», 2016 г.
Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс /сост. К.В.Волкова. – М.:
ВАКО, 2016 г.
Виды контроля:
1) Устные :
А) устный ответ на поставленный вопрос.
Б) развернутый ответ по заданной теме.
В) устное сообщение по избранной теме.
2) Письменные:
А) составление хронологических таблиц.
Б) составление сравнительных таблиц.
В) анализ исторических документов.
Г) анализ исторических ситуаций, версий и оценок
3) Творческие работы:
А) презентации.
Б) проекты.
В) тестирование.

Учебно-тематический план в 7 классе
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания

№ п/п

Наименование раздела

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

Количество Контрольные
часов
диктанты /
тесты

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1500-1800
ГГ.

1

(24 часов)

Глава 1. Мир вначале Нового времени (23 День знаний. /1 сентября/
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
часа)
(приуроченный ко Дню гражданской обороны
Российской Федерации) /1 сентября/
День солидарности в борьбе с терроризмом. /3
сентября/
День народного единства /4 ноября/

23

1

История России (45 ч)
2

Глава 1 Россия в XVI веке

День добровольца /5 декабря/
Единый урок «Права человека» /10 декабря/

26

1

3

Глава 2 Смутное время. Россия при
первых Романовых

День полного освобождения Ленинграда от фашистской
блокады (обзор) /27 января/

19

1

День воссоединения Крыма с Россией /18 марта/
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне (обзор) /9 мая/

Итог

68

Календарно-тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№

Тема урока

Кол-во часов

План

п/п
1

Календарные сроки

Вводный урок. «День знаний в России». Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской
Федерации.)

1

1

Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.(18 ч)
От Средневековья к Новому времени. «Память о Беслане».
2

2

Технические открытия и выход к Мировому океану

2

Встреча миров.Великие географические открытия
Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе.
Дух предпринимательства преобразует экономику
Европейское общество в раннее Новое время. День народного единства
(обзор)/
Повседневная жизнь.
Великие гуманисты Европы. День толерантности.
Мир художественной культуры Возрождения

1
2
1
1

3
4-5
6-7
8
9
10-11
12

1
2
1

Факт

13-14

Возрождение новой европейской науки. День начала Нюрнбергского
процесса.

15-16

1
1

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
17
18-19
20-21

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на
морях. День Героев Отечества.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1
2
2

Международный день защиты прав человека.

22
23

Контрольная работа. Мир в начале Новой истории
Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале Нового времени

1
1

История России (45 ч)
1
2
3-4
5-6
7-8

9
10-11

12
13

Глава 1. Россия в 16 веке (26 ч)
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. День полного
освобождения Ленинграда от фашистской блокады (обзор).
Формирование единых государств в Европе и России
Российское государство впервой трети XVI в.
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. День
Памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества (обзор).
Урок-практикум «Начало правления Ивана IV.Реформы Избранной Рады.»
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине
XVI в.
Контрольная работа по теме «Внешняя политика России в первой
половине XVI в.»
Урок-практикум «Внешняя политика России во второй половине XVI в.:

1
1
2
2
2

1
2

1
1

14-15
16-17
18

отношения с Западной Европой, Ливонская война»
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
Народы России во второй половине XVI в.

2
2

Урок-практикум «Опричнина»

19

1
Урок-дискуссия «Итоги царствования Ивана IV»

20
21
22-23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Россия в конце XVI в.
1
Церковь и государство в XVI в.
1
Культура и народов России в XVI в.
2
Повседневная жизнь народов России в XVI в.
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»
1
Контрольная работа по теме «Россия в XVI в.»
1
Глава 1. Смутное время.Россия при первых Романовых (19 ч)
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —
1
начале XVII в.
Смута в Российском Государстве: причин, начало
1
Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами
1
Окончание Смутного времени.«Крым.Возвращение в родную гавань».
1
Экономическое развитие России в XVII в.
1
1
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

33

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —
начале XVII в.

1

34

Изменения в социальной структуре российского общества

1

35

Народные движения в XVII в.

1

36

Россия в системе Международных отношений: отношения со странами
Европы

1

37

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

1

38

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и
раскол

1

39

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1

40

Культура народов России в XVII в. «Этот день мы приближали как
могли…»
Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского
человека в XVII в.
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного
Кавказа в XVII в.

1

43

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»

1

44

Контрольная работа по теме «Россия в XVII в.»

1

45

Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI –XVII вв.»

1

41
42

1
1

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение
Интернет-ресурсы
Универсальные библиотеки
Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/ Одна из старейших и наиболее популярных
библиотек Рунета. Исторический каталог: http://lib.ru/win/HISTORY/
Библиотека Альдебаран: http://www.aldebaran.ru/ Исторический раздел:
http://lib.aldebaran.ru/genre/science_root/sci_history/
Библиотека FictionBook.lib: http://www.fictionbook.ru/ Вопреки своему названию
«Художественная литература» библиотека содержит много книг non-fiction. Исторический
раздел: http://fictionbook.ru/genre/science/sci_history
Библиотека на LitPORTAL.ru: http://www.litportal.ru/ Исторический раздел:
http://www.litportal.ru/index.html?r=7
Библиотека Bookz.ru: http://bookz.ru/ Исторический раздел: http:// bookz.ru/genres/history0.html
Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°: http://publ.lib.ru/ publib.html
Исторический раздел: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/_
Федеральные методические ресурсы по истории
Сайт журнала «Преподавание истории в школе»: http://pish.ru/
Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: http://www.prosh kolu.ru/
Электронная версия газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я
иду на урок истории»): http://his.1september.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://fes ti val.1september.ru/
Исторические карты
Контурные карты: http://kontur-map.ru/
Коллекция старинных карт территорий и городов России: http://oldmaps. narod.ru/
Картографическая Россика: http://www.old-rus-maps.ru/
Старинные карты Российской империи: http://www.raremaps.ru/
Старинные карты губерний Российской империи: http://maps. litera-ru.ru/
Видео
Документальные, научно-популярные и образовательные видеофильмы: http://intellectvideo.com.
История России: http://intellect-video.com/russian-history/
УМК ученика:
Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История России. 7 класс.
Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
А.А.Данилов, Л.Г Косулна. История России. Рабочая тетрадь. 7 класс. Москва
«Просвещение», 2016 Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История
России. 7 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 7 класс: учебник
общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под
ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2014.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, П.А.Баранов. Всеобщая история. История Нового
времени. 1500- 1800. Рабочая тетрадь 7 класс. В 2 частях. - М.: «Просвещение», 2013


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».