РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС (ПРОФИЛЬ)

Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 9 классе, составлена
в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по
отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы
по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др.
под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы); Всеобщая история. Рабочие
программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина, О.С. Сорока-Цюпы/ А.А. Вигасин,
Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014; методического письма
ТОГИРРО № 03823 от 05.06.17, № 863 от 10.09.2018 г.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов:
«История России» и «Всеобщая история» для углубленного изучения предмета.
Описание места учебного предмета «История» в учебном плане.
9 класс. Углублённый уровень:
Кол-во часов в неделю -3 ч
На изучение Всеобщей истории отводится 35 часов
На изучение истории России-56 часов
На изучение Новейшей истории-14 часов
Всего в год- 99 часов
Программа предполагает использование учебников:
-«История России. 9 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева
под редакцией А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2018.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового
времени. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. М.: Просвещение, 2016.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1.Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как
части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в
их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3.Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных
глобальных процессов;
4. Формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом
и многоконфессиональном мире;
5. Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и

многоконфессиональном Российском государстве, участия в межкультурном взаимодействии,
толерантного отношения к представителям других народов
В результате изучения курса учащиеся 9 класса должны получить следующие знания об
основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях,
произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени;
особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути
развития общества перед революционным; причины революций и реформы как
альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции,
поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;
бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию
империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам
как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых
государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где
личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»;
использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания
колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности
духовной жизни народов, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости;
важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие
личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Учащиеся должны овладеть ключевыми умениями;
1. определять и объяснять понятия;
2. уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, в письменном тексте, документе;
3. рассматривать общественные явления в развитии;
4. анализировать исторические явления, процессы, факты по памятке; обобщать и
систематизировать полученную информацию по алгоритму;
5. обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной
речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос;
Владеть компетенциями:
1. Информационной.
2. Учебно-познавательной.
3. Коммуникативной.
4. Рефлексивной.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды
деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, заполнение таблиц по
образцу, работа по алгоритму и памяткам.
Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных
ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания,
доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка
ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное
исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены
незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и
последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не
все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются

существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное,
содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не
проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной
технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития,
адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления
самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой,
культурой, цивилизацией.
Планируемые результаты:
 Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и
уникальности учащихся.

Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу
учебной информации.

Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление
собственного (личностного) смысла учения.
 Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных
(интеллектуальных) способностей.
 Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию,
окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая,
фронтальная.
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения
являются:
осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина
страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности
на основе знания истории.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих
умений:
 формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников
информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного
поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и
продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного
взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
Предметные результаты изучения курса включают:
 целостные представления об историческом пути народов и государств мира.
 исторические знания о территории государств мира и их границах, о., использование
исторической карты для анализа и описания исторических процессов истории России и
Нового времени.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Всеобщая история
(35 часов)
Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (11 часов)
Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты
традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны
капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические
изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах
транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму.
Черты монополистического капитализма.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в
изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной
структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция
населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс.
Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий.
Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук.
Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области
математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных
изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство.
Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных
положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической
мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма,
неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.
Строительство новой Европы (8 часов)
Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона
Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы
Консульства и Империи.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления империи
Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация
Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.
Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в
XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного
парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.
Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и
ход. Кризис Июльской монархии.
Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход
Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и

Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй
республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм
1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой
половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революции.
Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение
Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты
франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция
1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г.
Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны
в истории.
Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального
общества. (6 часов).
Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под
солнцем. Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От
«нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины
замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные
захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи.
Система двух партий и эпоха реформ.
Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце
XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ.
Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX
в.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического
развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра
Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии
и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны.
Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика АвстроВенгрии в конце XIX – начале XX в.
Итоговое занятие по главам 1-3.

Две Америки (2 часа).
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США:
империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и
социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером
и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX
– начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национальноосвободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании.

Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в.
Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.
Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа)
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты
традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в.
«Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии.
Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского
государства во второй половине XIX в.
Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка
модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения
реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного
общества в Индии. Великое восстание 1857г.
Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество. Раздел Африки.
Создание ЮАС.
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (2 ч.)
Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления
международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой
общественности против распространения военной угрозы.
Контрольная работа по курсу.
Итоговое повторение (2ч).
Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века

Формы и средства промежуточной аттестации:
Формы контроля знаний –
1) заполнение контурных карт,
2) подготовка сообщений,
Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль,
тестирование по темам.
Подбор тестовых заданий будет осуществляться по книгам:
Максимов, Ю.И. Тесты по истории: 9 класс. Издательство «Экзамен», 2016 г.
Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс /сост. К.В.Волкова. – М.:
ВАКО, 2016 г.
Виды контроля:
1) Устные :
А) устный ответ на поставленный вопрос.
Б) развернутый ответ по заданной теме.
В) устное сообщение по избранной теме.
2) Письменные:
А) составление хронологических таблиц.
Б) составление сравнительных таблиц.
В) анализ исторических документов.
Г) анализ исторических ситуаций, версий и оценок
3) Творческие работы:
А) презентации.

Б) проекты.
В) тестирование.
Г) рефераты.
Д) эссе.
Е) сообщения

Учебно-тематический план
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
История нового времени 1800-1900
Модуль воспитательной
Колпрограммы «Школьный урок»
во
часов
День знаний. /1 сентября/
Становление
индустриального
9
общества. Человек в новую эпоху.
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны
Российской Федерации) /1
сентября/
День солидарности в борьбе с
терроризмом.
/3 сентября/
Строительство Новой Европы.
8

№
Название темы (раздела)
раздела
Тема 1

Тема 2

Страны Западной Европы в конце XIX
века.
Успехи
и
проблемы
индустриального общества.
Две Америки.

6

День народного единства /4
ноября/

2

День начала Нюрнбергского
процесса (обзор) /20 ноября/

Тема 5

Традиционные общества в XIX веке:
новый этап колониализма

4

День Неизвестного Солдата (
обзор) /3 декабря/
День Героев Отечества (обзор)
/9 декабря/
День Конституции РФ (обзор)
/10 декабря/

Тема 6

Международные отношения в конце XIX
– начале XX вв.
Контрольная работа
Итого

2

Тема 3
Тема 4

1
32

Календарно-тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1800-1900 гг. (32 ч.)
№ тем

Тема

план

Глава 1. Становление индустриального общества. Человек в
новую эпоху (9 ч)
Введение. От традиционного общества к обществу
индустриальному. День знаний в России. Всероссийский открытый
урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны
Российской Федерации) /1 сентября/

1

Индустриальные революции: достижения и проблемы. «Память о
Беслане».
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

1

1

5

Человек в изменившемся мире: материальная культура и
повседневность.
Наука: создание научной картины мира XIX в.

6

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

1

7

Искусство в поисках новой картины мира.

1

1

2
3
4

8-9

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть
общество и государство.
Глава 2. Строительство Новой Европы ( 8 ч)

Дата

Кол-во
час

1

1

2

10

Консульство и образование наполеоновской империи.

1

11

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. День народного
единства (обзор)/

1

факт

12
13
14
15
16
17

18

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.

1

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому
1
политическому кризису.
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. День начала
1
Нюрнбергского процесса (обзор.)
Германия: на пути к единству.
1
.
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» День Неизвестного
1
Солдата .
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. День Героев 1
Отечества
Глава 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы
Германская империя: борьба за «место под солнцем».

индустриального общества (6 ч)

1

Международный день защиты прав человека.
19

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

20

Франция: Третья республика.

1

21

Италия: время реформ и колониальных захватов.
.
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из
кризиса.
Контрольная работа по главам 1-3

1

22
23

1
1

Глава 4. Две Америки ( 2 ч)
24
25

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение
республики.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

1
1

Глава 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 ч)
26

Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная
техника».

1

27

Китай: традиции против модернизации.

1

28

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

1

29

Африка: континент в эпоху перемен.

1

Глава 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (2 ч)
30

Международные отношения: дипломатия или войны?

31

Итоговое повторение

32

Итоговое тестирование по теме: «Новая история.1800-1900».

1

1

«История России» (67 часов)
Россия в первой четверти XIX века (16 часов)
Россия на рубеже веков. Правление Александра I. Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Внешняя политика в 1801—1812 гг. Россия в
третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе.
Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Реформы М. М. Сперанского. Учреждение
Государственного совета. Отечественная война 1812 г. и Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825
гг. Начало войны. Планы и силы сторон. Основные сражения. Освобождение России от захватчиков. «Битва народов» под Лейпцигом.
Разгром Наполеона. Россия — мировая держава. Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса
Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в
начале 20-х гг. Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Развитие
промышленности и торговли. Общественные движения. Предпосылки возникновения общественных движений. Тайные масонские
организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева.
Власть и общественные движения. Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Восстание Черниговского полка на Украине.
Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Россия во второй четверти XIX века (16 часов)
Правление Николая I. Внутренняя политика Николая I.Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы
самодержавия. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие.Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные
дороги. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826—1849 гг. Общественное движение 30—50-х гг.Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.
С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853—1856 гг. Культура, образование и наука.первой половины XIX в. Развитие образования. Научные открытия. Русские
первооткрыватели и путешественники.Особенности и основные стили в художественной культуре. Романтизм, классицизм, реализм.
Золотой век русской поэзии. Критический реализм. Драматургические произведения. Театр. Музыка. Становление русской национальной
музыкальной школы. Живопись. Архитектура. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Россия в эпоху Великих реформ (10 часов)
Правление Александра II. Начало правления Александра II. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Смягчение
политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения
крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Либеральные реформы 60—70-х гг. Значение реформ. Незавершенность
реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. Социально-экономическое развитие
страны после отмены крепостного права. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации.
Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма. Консерваторы и реформы. Народнические организации второй половины
1860-х—начала 1870-х гг. «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская
политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Россия в 1880 – 1890 гг. (10 часов)
Правление Александра III. Внутренняя политика Александра III. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики.
Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге, Вышнеградского. Начало государственной
деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Положение основных слоев
населения. Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление
позиций консерваторов. Распространение марксизма в России. Внешняя политика Александра III.
Развитие образования, искусства и науки во второй половине XIX в.Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй
половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и
химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Литература и журналистика.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Искусство. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Быт: новые черты в
жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт
городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Россия в начале XX века (15 часов)
Политика модернизации «сверху». Территория, население. Политический строй. Положение основных слоев российского общества.
Социальная структура пореформенного общества.
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Иностранный капитал
в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации.
Рабочее движение. «Зубатовский социализм». Создание партий. Политические партии
Направления внешней политики. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. Революция 1905-1907 гг.:
причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Манифест 17 октября 1905 г. Значение и последствия. Деятельность
Государственных дум. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика.
III Государственная дума. Нарастание противоречий. Угроза национальной катастрофы. IX Государственная дума
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм. Зарождение русского
авангарда. Театр и драматургия.
Итоговое обобщение















Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
Должны знать/понимать:
знать основные этапы и ключевые события истории России XIX века и мира в Новое время и выдающихся деятелей истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
результаты и итоги ключевых событий истории России и Нового времени.
Должны уметь:
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа
действительности и собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;





обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить
монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать
рецензии;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания
современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Список литературы
Стандарт основного общего образования по истории
Примерная программа основного общего образования по истории
Хрестоматии по Всеобщей истории
Хрестоматии по истории России (с древнейших времен до конца XX в.)
Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. Пособие для средней школы. М.: МИРОС, 2005 г.
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина «Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800», «Просвещение» 2010

Учебно-тематический план
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
История России
Кол-во
часов
Россия в первой четверти
16
ХIХ.

Модуль воспитательной программы Количество
«Школьный урок»
контрольных работ

День полного освобождения
Ленинграда от фашистской
блокады (обзор) /27 января/

1

Глава 2

Россия в второй четверти
ХIХ.

16

1

Глава 3

Россия в эпоху великих
реформ.
Россия в 1880-1890-е гг.
Россия в начале ХХ века.

10

День Памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества (обзор)
/15 февраля/
День воссоединения Крыма с
Россией (обзор) /18 марта/

Итого

67

№ раздела
Глава 1

Глава 4
Глава 5

Название темы (раздела)

10
15

День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне
(обзор) /9 мая/

1
1
2

6

Календарно-тематическое планирование
История России
(67 часов)
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
дата
№
урока

Название

Кол
часов

Глава 1. Россия в первой четверти ХIХ века (16 ч)
1

1
2

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского.

3

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. День полного 1
освобождения Ленинграда от фашистской блокады (обзор).
Отечественная война 1812 г.
1
Великая Отечественная война
(1941-1945гг)
4
Контрольный тест «Отечественная война 1812 г.»
1
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813—
1825 гг.

1

111

4-8

1

9
10

11

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней
политике Александра I в 1815—1825 гг.

1

12

Национальная политика Александра I.

1

13

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти 1
XIX в.

план

факт

14

Общественное движение при Александре I. Выступление
декабристов. День Памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества (обзор).

1

15

Обобщение и систематизация материала по главе 1 «Россия в
первой четверти ХIХ века»

1

16

Контрольный тест «Правление Александра 1»

1

Глава 2. Россия в второй четверти ХIХ века (16 ч)
17

18
19
20-22

23-25
26-27
28-30

31
32

Реформаторские и
консервативные тенденции во
внутренней политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во
второй четверти XIX в.
Общественное движение при Николае I.
Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны.
Распад СССР. Становление новой России (1992-1999 г. г.)
Внешняя политика Николая I. Кавказская война
1817—1864 гг.
Крымская война 1853—1856 гг.

1

1

1
1
1

2
2
11

Культурное пространство империи в первой половине XIX века
Россия в начале 21 века: возрождение страны.
Воссоединение России и Крыма.
Обобщение и систематизация материала по главе 2 «Россия во
второй четверти ХIХ века»

1

Контрольный тест «Правление Николая 1»

1

Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (10 ч)

3
1

1

34

Европейская индустриализация и предпосылки
реформ в России.
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

35

Крестьянская реформа 1861 г.

1

36

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая
модернизация.
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный
период.

1

38

Общественное движение при Александре II и политика
правительства.

1

39

Национальная и религиозная политика Александра II.
Национальный вопрос в Европе и в России.
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война
1877—1878 гг.
Обобщение и систематизация материала по главе 3 «Россия в
эпоху Великих реформ»
Контрольный тест «Правление Александра 11»

1

33

37

40
41
42

43
44
45
46
47
48

Глава 4. Россия в 1880-1890-е гг. (10 ч)
Александр III: особенности внутренней политики. «Крым.
Возвращение в родную гавань»
Перемены в экономике и социальном строе
Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг.
Национальная и религиозная политика Александра III.
Внешняя политика Александра III.
Культурное пространство империи во второй
половине XIX в.: достижения российской науки и образования

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

50
51
52
53

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.:
русская литература и художественная культура народов России
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

1

Обобщение и систематизация материала по главе 3 «Россия в
1880-1890-е гг.»
Контрольный тест «Правление Александра III»

1

1

1

Глава 5. Россия в начале ХХ века (15 ч)
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика
и противоречия развития.
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX
вв.
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в
1894—1904 гг.

1

1

58-59

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—
1905 гг.
Первая российская революция.

60

Политические реформы 1905—1907 гг.

1

61

1

62

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. «Этот
день мы приближали как могли…»
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

63-64
65

Великая Российская революция (1917-1922)
Серебряный век русской культуры.

1

66
67

Контрольный тест «Россия в 20 веке»
Итоговое занятие по курсу

1
1

54
55
56
57

1
1

2

1



Ресурсы сети Интернет:
Российская электронная школа: http://resh.edu.ru



Московская электронная школа : https://www.mos.ru/city/projects/mesh

Сайт журнала «Преподавание истории в школе»: http://pish.ru/ Много разнообразной полезной информации.

Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/ Создана при поддержке корпорации Майкрософт, чтобы дать возможность учителям общаться и
обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: http://www.proshkolu.ru/

Электронная версия газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я иду на урок истории»): http://his.1september.ru/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/ Много разных материалов (включая презентации) по
истории и другим предметам.
Программно-нормативное обеспечение:
1.
ФГОС СОО (https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa)
2.
Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
(https://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/istor/Koncepcia_final.pdf)
3.
Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».