РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа 9 класса составлена на основе:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273 - ФЗ
 Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории
(Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего
(полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089);
 Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г
№ 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказам Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
 ООП СОО и учебного плана ГБОУ лицей № 5 г. Махачкалы.
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России»
разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса
по отечественной истории и Историко-культурного стандарта
УМК
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего
образования по истории и авторских программ:
А .Я. Юдовская П.А. Баранов, Ванюшкина Л.М «История нового времени.1801-1914»
Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова . История России. 9
класс Учебник М.: Просвещение, 2016г
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1.Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как
части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в
их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3.Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных
глобальных процессов;

4. Формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом
и многоконфессиональном мире;
5. Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном Российском государстве, участия в межкультурном взаимодействии,
толерантного отношения к представителям других народов
В результате изучения курса учащиеся 9 класса должны получить следующие знания об
основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях,
произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени;
особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути
развития общества перед революционным; причины революций и реформы как
альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции,
поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;
бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию
империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам
как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых
государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где
личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»;
использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания
колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности
духовной жизни народов, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости;
важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие
личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Учащиеся должны овладеть ключевыми умениями;
1. определять и объяснять понятия;
2. уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, в письменном тексте, документе;
3. рассматривать общественные явления в развитии;
4. анализировать исторические явления, процессы, факты по памятке; обобщать и
систематизировать полученную информацию по алгоритму;
5. обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной
речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос;
Владеть компетенциями:
1. Информационной.
2. Учебно-познавательной.
3. Коммуникативной.
4. Рефлексивной.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды
деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, заполнение таблиц по
образцу, работа по алгоритму и памяткам.
Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных
ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания,
доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка

ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное
исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены
незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и
последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не
все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются
существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное,
содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не
проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной
технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития,
адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления
самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой,
культурой, цивилизацией.
Планируемые результаты:
 Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и
уникальности учащихся.

Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу
учебной информации.

Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление
собственного (личностного) смысла учения.
 Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных
(интеллектуальных) способностей.
 Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию,
окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая,
фронтальная.
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения
являются:
осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина
страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности
на основе знания истории.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих
умений:
 формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников
информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного
поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и
продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного
взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;

Предметные результаты изучения курса включают:
 целостные представления об историческом пути народов и государств мира.
 исторические знания о территории государств мира и их границах, о., использование
исторической карты для анализа и описания исторических процессов истории России и
Нового времени.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на 2021 – 2022 учебный год курс истории в 9 классе рассчитан на
70 часов (2 раза в неделю). На изучение Всеобщей истории отводится 28 часов, на изучение
Истории России – 42 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Всеобщая история
(28 часов)
Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (7часов)
Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты
традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны
капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические
изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах
транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму.
Черты монополистического капитализма.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в
изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной
структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция
населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс.
Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий.
Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук.
Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области
математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных
изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство.
Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных
положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической
мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма,
неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.
Строительство новой Европы (7 часов)
Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона
Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы
Консульства и Империи.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления империи
Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация
Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.

Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в
XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного
парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.
Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и
ход. Кризис Июльской монархии.
Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход
Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и
Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй
республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм
1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой
половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революции.
Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение
Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты
франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция
1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г.
Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны
в истории.
Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального
общества. (5 часов).
Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под
солнцем. Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От
«нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины
замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные
захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи.
Система двух партий и эпоха реформ.
Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце
XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ.
Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX
в.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического
развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра
Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии
и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны.
Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика АвстроВенгрии в конце XIX – начале XX в..
Две Америки (2 часа).
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США:
империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и

социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером
и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX
– начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национальноосвободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании.
Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в.
Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.
Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа)
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты
традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в.
«Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии.
Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского
государства во второй половине XIX в.
Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка
модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения
реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного
общества в Индии. Великое восстание 1857г.
Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество. Раздел Африки.
Создание ЮАС.
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)
Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления
международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой
общественности против распространения военной угрозы.
Итоговое повторение (2ч).
Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века

Формы и средства контроля и промежуточной аттестации:
Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль,
тестирование по темам.
Подбор тестовых заданий будет осуществляться по книгам:
Максимов, Ю.И. Тесты по истории: 9 класс. Издательство «Экзамен», 2016 г.
Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс /сост. К.В.Волкова. – М.:
ВАКО, 2016 г.
Виды контроля:
1) Устные :
А) устный ответ на поставленный вопрос.
Б) развернутый ответ по заданной теме.
В) устное сообщение по избранной теме.
2) Письменные:
А) проверочные работы
Б) составление сравнительных таблиц.
В) анализ исторических документов.
Г) анализ исторических ситуаций, версий и оценок
Д) составление хронологических таблиц.

Д) тестирование
3) Творческие работы:
А) презентации.
Б) проекты.
В) рефераты.
Г) эссе.
Промежуточная аттестация:
А) контрольные работы
Б) зачеты

Учебно-тематический план
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
История нового времени 1801-1914
Модуль воспитательной
№
Название темы (раздела)
Колпрограммы
«Школьный урок»
раздела
во
часов
День знаний. /1 сентября/
Тема 1 Становление
индустриального
7
общества. Человек в новую эпоху.
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской
Федерации) /1 сентября/
День солидарности в борьбе с
терроризмом.
/3 сентября/
Тема 2 Строительство Новой Европы.
7
Страны Западной Европы в конце XIX
века.
Успехи
и
проблемы
индустриального общества.
Две Америки.

5

День народного единства /4
ноября/

2

День начала Нюрнбергского
процесса (обзор) /20 ноября/

Тема 5

Традиционные общества в XIX веке:
новый этап колониализма

4

День Неизвестного Солдата (
обзор) /3 декабря/
День Героев Отечества (обзор) /9
декабря/
День Конституции РФ (обзор) /10
декабря/

Тема 6

Международные отношения в конце XIX
– начале XX вв.
Итоговое повторение
Итого

1

Тема 3
Тема 4

2
28

Календарно-тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1801-1914 гг. (28 ч.)
№ тем

Тема

план

Глава 1. Становление индустриального общества. Человек в
новую эпоху (7 ч)
1

2
3
4
5
6
7

8

9

Дата

Кол-во
час

Введение. От традиционного общества к обществу
индустриальному. День знаний в России. Всероссийский открытый
урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны
Российской Федерации) /1 сентября

1

Индустриальные революции: достижения и проблемы. «Память о
Беслане».
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

1

Человек в изменившемся мире: материальная культура и
повседневность.
Наука: создание научной картины мира XIX в.

1

1

1

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство
в поисках новой картины мира.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть
общество и государство.
Глава 2. Строительство Новой Европы ( 7 ч)

1

Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром
империи Наполеона. Венский конгресс. День народного единства
(обзор)/
Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.

1

1

1

факт

10
11
12
13
14

15

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому
1
политическому кризису.
Франция: революция 1848г. и Вторая империя. День начала
1
Нюрнбергского процесса (обзор.)
Германия: на пути к единству.
1
.
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» День Неизвестного
1
Солдата .
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. День Героев 1
Отечества
Глава 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы
Германская империя: борьба за «место под солнцем».

индустриального общества (5 ч)

1

Международный день защиты прав человека.
16

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

17

Франция: Третья республика.

1

18

Италия: время реформ и колониальных захватов.
.
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из
кризиса.
Глава 4. Две Америки ( 2 ч)

1

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение
республики.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

1

19

20
21

1

1

Глава 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма(4 ч)
1

23

Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная
техника».
Китай: традиции против модернизации.

24

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

1

22

1

25

Африка: континент в эпоху перемен.

1

Глава 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (3 ч)
26

Международные отношения: дипломатия или войны?

1

Итоговое повторение
27

Повторение по теме: «Новая история.1800-1900».

1

28

Итоговое тестирование по теме: «Новая история.1800-1900».

1

История России
(40 часов)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и
изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.
Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и
экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ.
Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в
программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики.
Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение
Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав
Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и
историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в
российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального
общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты
аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская
этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их
программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в
Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская
конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи.
Еврейское население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в
международных делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во
внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции,
индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного
переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных
движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема
общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика
Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение
Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог
власти с католиками, мусульманами, буддистами.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских
противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец
венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие
Антарктиды. Русское географическое общество.Особенности и основные стили в
художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов
Российской империи. Взаимное обогащение культур.Российская культура как часть
европейской культуры.Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в
промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды
транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка
сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансовокредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного
переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование
буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой
модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и
развитие правового сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е
гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение
народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное
движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия
европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире.
Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине
XIX в. Завершение территориального роста Российской империи.
Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание
Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности
конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II.
Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика.
Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки
решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с
политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление
позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.
Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие
крестьянской общины в пореформенный период.

Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция.
Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного
национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления
внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах.
Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине
19. века
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и
просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и
общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук.
Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе.
Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.Русское
искусство.
Передвижники.
Общественно-политическое
значение
деятельности
передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для
развития русской и зарубежной музыки. Русская операУспехи музыкального образования.
Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в
развитии мировой культуры.Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни.
Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского
транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг
горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие
мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции.
Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология
и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за
передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный
реформизм начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи.
Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала
20. в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в
высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и
конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в
экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского
монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм.
Сельская община. Аграрное перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и
рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и
особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи.
Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов.
Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский

край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское
ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы
Волго-Ура- лья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие
внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже
XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа»
русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русскояпонская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в
стране.
Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и
проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи».
Система думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.Общественное и политическое развитие
России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное
реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная
политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в
Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции
развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки.
Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и
новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное
искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и
новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в
Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного
кинематографа .Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в
начале ХХ в.

Учебно-тематический план
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
История России
№ раздела

Название темы (раздела)

Тема 1

Россия в первой четверти ХIХ.

Тема 2

Россия в второй четверти ХIХ.

8

Тема 3

Россия в эпоху великих реформ.

8

Тема 4
Тема 5

Россия в 1880-1890-е гг.
Россия в начале ХХ века.

8
7

Итого

Кол-во
часов
9

40 ч.

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады
(обзор) /27 января/
День Памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества (обзор)
/15 февраля/
День воссоединения Крыма с Россией
(обзор) /18 марта/
День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне (обзор)
/9 мая/

Календарно-тематическое планирование
История России
(40 часов)
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№
урока

Кол
час

Название
Глава 1. Россия в первой четверти ХIХ века (9 ч)

1.
2.

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского.

3.

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. День полного 1
освобождения Ленинграда от фашистской блокады (обзор).
Отечественная война 1812 г.
1
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813 - 1825 гг.

1
1

111

4.
5.
6.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней
политике Александра I в 1815—1825 гг.

7.
8.

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти 1
XIX в. Национальная политика Александра I.
1
Общественное движение при Александре I. Выступление
декабристов. День Памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества (обзор).

9.

Контрольная работа по теме: Россия в первой четверти ХIХ века

1

1

Глава 2. Россия в второй четверти ХIХ века (8 ч)
10.
11.

Реформаторские и консервативные тенденции во
внутренней политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во

1

1

1

дата
план

факт

12
13
14
15
16

второй четверти XIX в.
Общественное движение при Николае I.
Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны.
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.
Крымская война 1853—1856 гг.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

1
1
1
11

1

Контрольная работа по главе «Россия в второй четверти ХIХ
века»
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ ( 8 ч)
Европейская индустриализация и предпосылки
реформ в России.
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1

Реформы 1860 - 1870-х гг.: социальная и правовая
модернизация.
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный
период.

1

22

Общественное движение при Александре II и политика
правительства.

1

23

Национальная и религиозная политика Александра II.
Национальный вопрос в Европе и в России.
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война
1877—1878 гг.

1

Контрольная работа по главе 3
Глава 4. Россия в 1880-1890-е гг. (9 ч)
Александр III: особенности внутренней политики. «Крым.
Возвращение в родную гавань»
Перемены в экономике и социальном строе

1

17

18
19
20
21

24
25
26
27

1
1

1

1

1
1

28

Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг.

1

29

Национальная и религиозная политика Александра III.
Внешняя политика Александра III.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.
Контрольная работа по главам 3 и 4

1

30
31

1
1

Глава 5. Россия в начале ХХ века (8 ч)
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика
и противоречия развития.
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX
вв.
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в
1894—1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская
война 1904—1905 гг.
Первая российская революция и политические реформы 1905—
1907 гг.
Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. «Этот
день мы приближали как могли…»
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.
Серебряный век русской культуры.
Итоговая контрольная работа.
Итоговое повторение

1
1
1
1
1
1

1
1



Ресурсы сети Интернет:
Российская электронная школа: http://resh.edu.ru



Московская электронная школа : https://www.mos.ru/city/projects/mesh

Сайт журнала «Преподавание истории в школе»: http://pish.ru/ Много разнообразной
полезной информации.

Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/ Создана при поддержке корпорации
Майкрософт, чтобы дать возможность учителям общаться и обмениваться
информацией
и
материалами
по
использованию
информационных
и
коммуникационных технологий в образовании.

Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: http://www.proshkolu.ru/

Электронная версия газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября» и сайт
«Я иду на урок истории»): http://his.1september.ru/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/ Много
разных материалов (включая презентации) по истории и другим предметам.
Программно-нормативное обеспечение:
1.
ФГОС СОО
(https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa)
2.
Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной
истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
(https://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/istor/Koncepcia_final.pdf)
3.
Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».