Пояснительная записка Рабочая программа составлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской рабочей программы (Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011) В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Программа ориентирована на работу на УМК: Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016 Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений. Задачи курса: создание условий для социализации личности; воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; формирование знаний и интеллектуальных умений; воспитания уважения к семье и семейным традициям; формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; воспитания уважения к трудовой деятельности. Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане В соответствии с базисным учебным планом предмет «Обществознание» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часа (из расчета один учебный час в неделю). 3. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса обществознания 6 класса. Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. 4. Содержание тем учебного курса. Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника (1 ч.) Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов) Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху. Глава II. Человек среди людей (9 часов) Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей». Глава III. Нравственные основы жизни (6 часов) Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни». Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания (7 часов) Формы организации учебного процесса: * коллективная; * групповая; * индивидуальная. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: * содержания; * обучающих средств; * методов обучения. Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры- обсуждения, встречи с интересными людьми. Формы и средства контроля и промежуточной аттестации: фронтальный опрос тестирование письменные работы по рабочим тетрадям сообщения по отдельным вопросам у доски подготовка презентаций ответ по картине составление кроссвордов и т.д. промежуточная аттестация: А) Контрольная работа Б) зачет Учебно-методический комплекс Для учащихся: Обществоведение. Человек, право, экономика.7 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н, Ивановой Л.Ф. М: Просвещение, 2007. Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществоведение. Человек, право, экономика. 7 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2012. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2012 Для учителя: Боголюбов и др. Обществоведение. Человек. Право. Экономика. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006. Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебнометодическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2012. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011 5. Учебно- тематический план внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания № раздела (темы) Название раздела (темы) Кол-во Модуль воспитательной часов по программы «Школьный рабочей урок» программе 1 Введение. Как работать с учебником 1 День знаний. /1 сентября/ Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) /1 сентября/ 2 Тема 1.Человек в социальном измерении 11 День солидарности в борьбе с терроризмом./3 сентября/ День народного единства /4 ноября/ Международный день толерантности /16 ноября/. 3 Тема 2. Человек среди людей 9 Международный день инвалидов. /3декабря/ День добровольца /5 декабря/ Единый урок «Права человека» / 10 декабря. 4 5 Тема 3. Нравственные основы жизни Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания 7 6 День Победы советского народа в Великой Отечественной войне /9 мая/ 6. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе: По окончании изучения курса учащиеся должны: добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики. систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике. понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. анализировать простые системы фактов, явлений, понятий. определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества. делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике. договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций). решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами. 7. Перечень учебно-методического обеспечения Учебно-методический комплект: Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016 Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD) Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М.: Просвещение, 2016 Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2016. Интернет- ресурсы: http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов http://www.school-collection.edu.ru/ цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» компьютерные презентации по темам курса «Обществознание» Литература для учителя: Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000. Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996. Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социальнопсихологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.:Рольф Айрис-Пресс, 2010. Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010. Дополнительная литература для учащихся: 1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, |010. 2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс Календарно-тематическое планирование внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания № п /п 1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12 13-14 15-16 17-18 19-20 21 22-23 24-25 26-27 28 Содержание (разделы, темы) Количество часов 1 Дата план Введение. Как работать с учебником. «День знаний в России». Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) Глава I. Человек в социальном измерении 11 Человек – личность. «Память о Беслане». 2 Познай самого себя. Единство народов России. 2 Человек и его деятельность 2 Потребности человека. 2 На пути к жизненному успеху. Что значит быть 2 толерантным. Контрольная работа по теме «Человекв социальном измерении» Глава II. Человек среди людей Межличностные отношения. Мир вокруг глазами инвалида. Человек в группе. Волонтерство-фишка молодых. Права ребенка. Общение Конфликты в межличностных отношениях Контрольная работа по теме «Человек среди людей» Глава III. Нравственные основы жизни Человек славен добрыми делами Будь смелым Человек и человечность Повторительно-обобщающий урок по теме 1 9 2 2 2 2 1 7 2 2 2 1 факт «Нравственные основы жизни» Итоговое повторение 29-30 31-32 33 34 Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество» Человек в системе общественных отношений . «Этот день мы приближали как могли…» Итоговая контрольная работа Урок-конференция «Человек и общество» 7 2 2 2 1 Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ) Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: - логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс; - сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук; - сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам; - применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия; - оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса; Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся - продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла; - верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл; - продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами; - не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения; - дал определения прозвучавшим при ответе понятиям; - дал ответы на уточняющие вопросы. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся - демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров; - делает элементарные выводы; - путается в терминах; - не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения; - не может аргументировать собственную позицию; - затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций; - справляется с заданием лишь после наводящих вопросов. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся - не увидел проблему, но не смог ее сформулировать; - не раскрыл проблему; - представил информацию не в контексте задания; - или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).