РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 КЛАСС

Пояснительная записка









Рабочая программа составлен на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и
авторской рабочей программы (Рабочие программы к предметной линии учебников под
редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011)
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального
общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Программа ориентирована на работу на УМК:
 Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф.
Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф.
Ивановой. М.: Просвещение, 2016
 Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по
учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том
числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных
отношений;
отношений
между
людьми
различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи курса:
 создание условий для социализации личности;
 воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
 демократическим принципам общественной жизни;
 формирование знаний и интеллектуальных умений;
 воспитания уважения к семье и семейным традициям;
 формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры;
 воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
 воспитания уважения к трудовой деятельности.
Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Обществознание» относится к
учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часа (из расчета один учебный час в
неделю).

3. Планируемые результаты обучения и освоения содержания
курса обществознания 6 класса.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы,
что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами
деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической
и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –
учебную, общественную и др.;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей
страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.

4. Содержание тем учебного курса.
Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета.
Структура, особенности содержания учебника (1 ч.)
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов)
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к
жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества
сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка.

Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные
формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности.
Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности
человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей.
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир
человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема
выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме
«Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его
деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей (9 часов)
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в
отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность,
толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые).
Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения.
Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и
младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины
их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как
победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».
Глава III. Нравственные основы жизни (6 часов)
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит
хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость.
Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага.
Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь
к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные
основы жизни».
Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания (7 часов)

Формы организации учебного процесса:
* коллективная;
* групповая;
* индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной
организации:
* содержания;
* обучающих средств;
* методов обучения.

Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры- обсуждения, встречи с
интересными людьми.








Формы и средства контроля и промежуточной аттестации:
фронтальный опрос
тестирование
письменные работы по рабочим тетрадям
сообщения по отдельным вопросам у доски
подготовка презентаций
ответ по картине
составление кроссвордов и т.д.
промежуточная аттестация:
А) Контрольная работа

Б) зачет

Учебно-методический комплекс
Для учащихся:




Обществоведение. Человек, право, экономика.7 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н,
Ивановой Л.Ф. М: Просвещение, 2007.
Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществоведение. Человек, право, экономика. 7 класс.
Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев.
– М.: ВАКО, 2012

Для учителя:





Боголюбов и др. Обществоведение. Человек. Право. Экономика. Методическое
пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.
Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебнометодическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2012.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н.
Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7
классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011

5. Учебно- тематический план
внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№
раздела
(темы)

Название раздела (темы)

Кол-во
Модуль воспитательной
часов по
программы «Школьный
рабочей
урок»
программе

1

Введение. Как работать с учебником

1

День знаний. /1 сентября/
Всероссийский открытый
урок «ОБЖ» (приуроченный
ко Дню гражданской обороны
Российской Федерации) /1
сентября/

2

Тема 1.Человек в социальном измерении

11

День солидарности в борьбе с
терроризмом./3 сентября/
День народного единства /4
ноября/
Международный день
толерантности /16 ноября/.

3

Тема 2. Человек среди людей

9

Международный день

инвалидов. /3декабря/
День добровольца /5 декабря/
Единый урок «Права
человека» / 10 декабря.
4
5

Тема 3. Нравственные основы жизни
Итоговое повторение и обобщение
материала курса обществознания

7
6

День Победы советского
народа в Великой
Отечественной войне /9 мая/

6. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе:
По окончании изучения курса учащиеся должны:
 добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях
личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.
 систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.)
информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений
людей в социальной сфере, экономике и политике.
 понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми.
 анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
 определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к
правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического
устройства общества.
 делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных
людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных
отношений в социальной сфере, экономике и политике.
 договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных
моделях жизненных ситуаций).
 решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в
соответствии с моральными нормами.

7. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект:
 Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. /
Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016
 Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)
 Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф.,
Городецкая Н. И. и др.
 Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н.
Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М.:
Просвещение, 2016
 Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по
учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2016.
Интернет- ресурсы:
 http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных
ресурсов
 http://www.school-collection.edu.ru/
цифровые
образовательные
ресурсы
для общеобразовательной школы

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
компьютерные презентации по темам курса «Обществознание»
Литература для учителя:
Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н.
Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для
учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки
социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические
упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское
педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социальнопсихологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая
Академия, 1998.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В.
Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с
решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.:Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М,
2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.:
Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов
н/Д.: Феникс, |010.
2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория
Плюс



Календарно-тематическое планирование
внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№ п /п
1

2-3
4-5
6-7
8-9
10-11

12

13-14
15-16
17-18
19-20
21
22-23
24-25
26-27
28

Содержание (разделы, темы)

Количество
часов
1

Дата
план

Введение. Как работать с учебником. «День знаний в
России». Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской обороны
Российской Федерации)
Глава I. Человек в социальном измерении 11
Человек – личность. «Память о Беслане».
2
Познай самого себя. Единство народов России.
2
Человек и его деятельность
2
Потребности человека.
2
На пути к жизненному успеху. Что значит быть
2
толерантным.
Контрольная работа по теме
«Человекв социальном измерении»
Глава II. Человек среди людей
Межличностные отношения. Мир вокруг глазами
инвалида.
Человек в группе. Волонтерство-фишка молодых.
Права ребенка.
Общение
Конфликты в межличностных отношениях
Контрольная работа по теме «Человек среди людей»
Глава III. Нравственные основы жизни
Человек славен добрыми делами
Будь смелым
Человек и человечность
Повторительно-обобщающий урок по теме

1
9
2
2
2
2
1
7
2
2
2
1

факт

«Нравственные основы жизни»
Итоговое повторение
29-30
31-32
33
34

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и
общество»
Человек в системе общественных отношений .
«Этот день мы приближали как могли…»
Итоговая контрольная работа
Урок-конференция «Человек и общество»

7
2
2
2
1

Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме
выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение
описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их
существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции
и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические
действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при
ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений,
но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью
конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».