РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 7 КЛАСС

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012.
2. Приказ Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089;
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н.
Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н.
Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение,
2013
5. Учебник: Обществознание. 7 класс / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. –
М.: Просвещение, 2013
Программа рассчитана на 34 учебных часа, то есть 1 час в неделю.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет),

её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в
том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах
• человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейнобытовых отношений.
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им
исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются
их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые
виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже
социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» —
представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в
определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и

общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости
соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок
посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема
— «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях
экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание
уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется
её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения
потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии
способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и
производителей: Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики
нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные
компоненты (социально-психо- логические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

Основное содержание курса обществознания 7 класс
Регулирование поведения людей в обществе. 12ч
Социальные параметры личности
Гражданские правоотношения. Нормы права. Конституционные обязанности гражданина
Закон и правопорядок в обществе
Защита Отечества — долг и обязанность
Дисциплина, воля и самовоспитание
Ответственность за нарушение законов. Ответственность несовершеннолетних
Правоохранительные органы. Судебная система
Регулирование поведения людей в обществе

Человек в экономических отношениях, 14 ч
Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики
Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата
Факторы производства. Новые технологии и их возможности
Виды бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимателя
Обмен, торговля, реклама
Деньги, их функции
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление
Человек в экономических отношениях

Человек и природа, 5 ч
Человек — часть природы
Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды
Человек и природа
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
Планируемые результаты.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;
осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
4) выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;поиск и
извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.);
6) выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
7) подкрепление изученных положений конкретными примерами;оценку своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде;
8) выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
9) определение
собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы
по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях

общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять

явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для
общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
различать в социальной информации факты и мнения;
 самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки,
заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
 для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
 первичного анализа и использования социальной информации.

Формы организации учебного процесса:
* коллективная;
* групповая;
* индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной
организации:
* содержания;
* обучающих средств;
* методов обучения.

Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры- обсуждения, встречи с
интересными людьми.




Преобладающие формы промежуточной аттестации:
фронтальный опрос
тестирование
письменные работы по рабочим тетрадям






сообщения по отдельным вопросам у доски
подготовка презентаций
ответ по картине
составление кроссвордов и т.д.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Знай свои права (пособие для подростка)
Защита правопорядка
Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?)
Бизнес (иллюстрированный словарь)
Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность
Моё село — село для всех
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек долга — кто он, каков он?

Учебно-методический комплекс
Для учащихся:




Обществоведение. Человек, право, экономика.7 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н,
Ивановой Л.Ф. М: Просвещение, 2007.
Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществоведение. Человек, право, экономика. 7 класс.
Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев.
– М.: ВАКО, 2012

Для учителя:





Боголюбов и др. Обществоведение. Человек. Право. Экономика. Методическое
пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.
Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебнометодическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2012.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н.
Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7
классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1.
2.
3.
4.
5.

http://www.alleng.ru/edu/inform.htm - Энциклопедии, словари, справочники.
http://school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.
http://ombudsmanrf.org/ - Уполномоченный по правам человека в РФ
http://www.alleng.ru/edu/social.htm - ОР Интернета обществознание.
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов

6. https://www.google.ru/search?q – московская школа прав человека
7. www.gimnazia22.ru/assets/files/.../deklaracia_prav.doc - Декларация прав школьника
8. http://edu.garant.ru/education/army/1/ - Защита Отечества – конституционная
обязанность гражданина России

Учебно-тематический план в 7 классе
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№ п/п
1

Наименование раздела
Введение

Модуль воспитательной
программы «Школьный урок»

Количество
часов

День знаний. /1 сентября/
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской
Федерации) /1 сентября/
День солидарности в борьбе
терроризмом. 3 сентября/

Контрольные
диктанты / тесты

1

с

2

Регулирование поведения людей в День народного единства /4 ноября/
обществе
Международный
день
толерантности /16 ноября/

12

3

Человек в экономических отношениях Международный день инвалидов. /3
декабря/
День добровольца /5 декабря/

14

4

Человек и природа

Единый урок «Права человека»
/10 декабря/

6

1

5

Заключительные уроки

День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне /9
мая/

2

1

Итого:

34

1

Календарно-тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№

Тема урока

Кол-во часов

План

п/п
1

Введение (1 ч). «День знаний в России». Всероссийский открытый
урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской
Федерации)

1

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (13 ч)
Что значит жить по правилам. «Память о Беслане».

1

3-4

Права и обязанности граждан

2

5-6

Почему важно соблюдать законы

2

7-8

Защита Отечества. Единство народов России.

2

9

Для чего нужна дисциплина

1

10

Виновен — отвечай

1

11

Кто стоит на страже закона. Что значит быть толерантным.

1

12

Контрольная работа по теме «Регулирование поведения людей в
обществе».

1

13

Регулирование поведения людей в обществе. Мир вокруг глазами
инвалида.

1

2

Календарные сроки
Факт

Глава 2.Человек в экономических отношениях (14 ч)
14-15
16
17-18
19-20
21
22
23-24
25
26-27

Экономика и её основные участники. Волонтерство-фишка молодых.
Права ребенка.
Мастерство работника
Производство, затраты, выручка, прибыль
Виды и формы бизнеса
Обмен, торговля, ре¬клама
Деньги, их функции
Экономика семьи
Контрольная работа по теме «Человек в экономических отношениях»
ПОУ Человек в экономических отношениях

2
1
2
2
1
1
2
1
2

Глава 3.Человек и природа (7 ч)
28
29
30
31-32
33
34

Человек — часть природы
Охранять природу — значит охранять жизнь
Закон на страже природы
Практикум по теме «Человек и природа». «Этот день мы приближали
как могли…»
Контрольная работа по курсу
Итоговое повторение

1
1
1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».