РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС (ПРОФИЛЬ)

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на
основе ФГОС ООО, Примерных программ основного общего образования по
обществознанию (5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010 г.), авторской
программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова
и др. – М.: Просвещение, 2011 г.).
1.
Общие цели основного общего образования с учётом специфики
учебного предмета «Обществознание»
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет
собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его
основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных
отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса
являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и
гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного
поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета
«Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности,
включающий работу с адаптированными источниками социальной информации;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в
учебном процессе и социальной практике.
Цели обучения:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности
людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных
отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения
социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения
социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы
среднего и высшего профессионального образования, и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать

способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных
национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения
своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными
законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Задачи обучения:
освоение
«нового
тела»,
физиологическая
и
психологическая
полоидентичность;
- развитие абстрактного мышления;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и
противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и
противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение
эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и
материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;
- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением
вопроса «В чем мое призвание?».
2.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Примерная программа основного общего образования по обществознанию
составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования
(раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат
обязательному изучению в основной школе. В примерной программе основного
общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской
школы ориентация на фундаментальный характер образования.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом
которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии
социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация,
оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса
общественных наук (социология, экономическая теория, политология,
культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также
философии.
Такая
комплексная
научная
база
учебного
предмета
«Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной

жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который
сохраняется и в старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует
внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую
обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках
учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия
содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены
познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового
возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются
в курсе по обществознанию в старших классах.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и
другими учебными дисциплинами.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на
этапе основного общего образования являются:

умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений, как высказывание,
монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с
использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной
практике, рассчитанных на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

объяснение изученных положений на конкретных примерах;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и
правовым нормам, выполнение экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают
использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации,
презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор
путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
3.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа и отражает профильный
уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует
содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов
по разделам курса.
4.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Обществознание»
В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО школы данная рабочая программа
направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП
ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.
В том числе на формирование планируемых результатов освоения
междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных
действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектноисследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с
текстом».
Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,


учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

навыки смыслового чтения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения:

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им
опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых
национальных
ценностей
современного
российского
общества:


гуманистических
и
демократических
ценностей,
идей
мира
и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

овладение
базовыми
историческими
знаниями,
а
также
представлениями о закономерностях развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической,
научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,
цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных
глобальных процессов;

формирование умений применения исторических знаний для
осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в
современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
мире;

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
личности, миропонимания и познания современного общества на основе
изучения исторического опыта России и человечества;

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё
отношение к ней;

воспитание уважения к историческому наследию народов России;
восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
5.
5.Содержание программы учебного курса обществознания для 8 класса
Вводный урок (1 ч.)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Глава I. Личность и общество (6 ч.)
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в
человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность
человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд.
Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Что такое
природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек. Общество как
форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы.
Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и

угрозы. Глобальные проблемы современности. Личность. Социальные параметры
личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.)
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества.
Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной
культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали.
Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия
морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные
обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный.
Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и
ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные
чувства и самоконтроль. Значимость образования в условиях информационного
общества. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в
жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного.
Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна
из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы.
Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного
общества. Свобода совести
Глава III. Экономика (13 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор.
Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции
экономической системы. Типы экономических систем. Собственность. Право
собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок.
Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение
труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные
организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в
экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный
бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство
доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной
поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный
минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические
основы защиты прав потребителя. Рынок. Рыночный механизм регулирования
экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Занятость и
безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии

востребованы на рынке труда. Мировое хозяйство. Международная торговля.
Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Глава IV. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное
неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная
мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения
социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. Социальная
позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности.
Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с
возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в
многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни.
6.
УМК
1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под
редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015.
2. Обществознание 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н.
Боголюбова и др, под ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н.
Степанько. – Волгоргад: Учитель, 2007.
3. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание
/Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002.
Литература для учащихся:

Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в
обществознание: 8 ил.— М., 2002.

Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М.,
i995. Кравченко А. И.

Обществознание: 8 ил.— М., 1999.

Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.

Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.

Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.

Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М.,
2000.

Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий,
лицеев, школ и классов

с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н.
Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.

Литература для учителя:

Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.

Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и
обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к
курсу.— М., 1998.

Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.

Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов
вузов.— М., 1988.

Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.—
М., 1999
Интернет- ресурсы:

Авторские презентации

Сообщество учителей истории. Методические материалы на сайте
«Сеть творческих учителей»

VIP.KM.RU (методическая копилка уроков обществознания)

edu.km.ru (методическая кубышка)

hkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для
учителей)

history-lesson.ru (цоры для 8 класса), презентации Чернова по
обществознанию.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса:
В комплект учебных материалов по обществознанию для 8 класса входят:
1. учебники (в книжной и электронной форме);
2. таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные
электронные материалы;
3. рабочие тетради;
4. сборники заданий, электронные обучающие программы;
5. справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной
форме);
6. книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных
изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
1. программно-нормативные документы;
2. тематическое планирование;
3. предметные и курсовые методические пособия;
4. методические рекомендации по изучению отдельных вопросов,
организации учебной работы.

7. Планируемые результаты
Результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы
по обществознанию является:
1.
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
2.
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
3.
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизму и гражданственности;
4.
знание особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
5.
понимание значения трудовой деятельности для личности и для
общества;
6.
понимание специфики познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами познания;
7.
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества; коммуникативной
8.
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности;
9.
знание новых возможностей для коммуникации в современном
обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой социальной информации;
10. понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
11. понимание значения коммуникации в межличностном общении;
12. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
13. знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
конфликтов.

Формы и средства промежуточной аттестации.
Формы контроля знаний –
1)подготовка сообщений,
Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль,
итоговый контроль, тестирование по темам.
Виды контроля:
1) Устные :
А) устный ответ на поставленный вопрос.
Б) развернутый ответ по заданной теме.
В) устное сообщение по избранной теме.
2) Письменные:
составление сравнительных таблиц.
3) Творческие работы:
А) презентации.
Б) проекты.
В) тестирование.
Г) рефераты.
Д) эссе.
Е) сообщения

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта, на основании учебной программы по финансовой
грамотности для учащихся 9 классов (Финансовая грамотность: учебная
программа. 9 класс общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c.
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов
Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня
финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской Федерации»).
Рабочая программа по финансовой грамотности для 8-9 классов ориентирована
на УМК:
1. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы
общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
—352 с., ил.
2. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б.
Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c.
3. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9
классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. —
М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.

Особенности курса Курс «Финансовая грамотность» для 8—9 классов
разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 14—16-летние
подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки
зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и
иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства
произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие
бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в
мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного
поведения.
Учащиеся 8—9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых
вопросах
благодаря
развитию
общеинтеллектуальных
способностей,
формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное
самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую
для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на
личные потребности учащегося, формировать не только умение действовать в
сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения
школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и
показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях
финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является
способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий
вариант решения материальных проблем семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном
уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного
планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного
бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска,
подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных
источников, представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях.
Большая часть времени отводится практической деятельности для получения
опыта действий в различных областях финансовых отношений (более
расширенных по сравнению с предыдущими классами).
Программа составлена для обучающихся 8-9 классов общеобразовательной
школы. Сроки реализации программы с 2019-2020 учебного года (8 класс) по
2020-2021 учебный год (9 класс).
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся в сфере экономики семьи.
Цели и планируемые результаты
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся
8—9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий,
отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и
компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом
финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган,
бизнес, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными
финансовыми институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и
самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
социально-экономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и
процветании своей Родины.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения
курса:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и
определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для её решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и
оценивание последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего
финансового поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и
финансовыми явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных
финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в
финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность
своих действий по её решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных
финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в
том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым
проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование,
финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);

• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию,
полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения),
доказательство (аргумент), факты.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность
денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит
семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование,
форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок,
прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знаниями:
о структуре денежной массы;
о структуре доходов населения страны и способах её определения;
о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц;
о возможных нормах сбережения;
о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных
жизненных ситуаций;
о видах страхования;
о видах финансовых рисков;
о способах использования банковских продуктов для решения своих
финансовых задач;
о способах определения курса валют и мест обмена;
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
Структура курса и тематический план курса «Экономика и управление»
Курс экономической грамотности в 8 классах состоит из пяти модулей, каждый
из которых разбит на несколько занятий.
Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное,
законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и
характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в
практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в
конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме
проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т.
д.
В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также
количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения
финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода.
Для реализации практико-ориентированных методов обучения предлагаются
занятия развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных
занятий представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ).

Учебно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы
воспитания
№ Название раздела
п/п

1
2
3
4
5
6

Вводный урок
Тема 1. Личность и
общество
Тема 2. Сфера
духовной культуры
Тема 3. Экономика
Социальная сфера
Итоговое
обобщение
Итого:

Кол-во
часов

Модуль воспитательной
программы «Школьный
урок»

1
6

День знаний./1сентября/
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской
Федерации) /1 сентября/
День солидарности в борьбе с
терроризмом. /3 сентября
День народного единства /4
ноября/
Международный день
инвалидов./3 декабря/
День добровольца/5 декабря
Единый урок «Права человека» /10
декабря/
День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне /9
мая/

8
13
5
1
34

Контрольные
диктанты /
тесты

1

1
1

9. Календарно-тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
Обществознание (34 часа)
№
Содержание (раздела, темы)
п/п
1 Вводный урок. День знаний в России.
1
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный
ко Дню гражданской обороны Российской Федерации)
Глава 1. Личность и общество /6 часов/
2

Что делает человека человеком. «Память о Беслане».

1

3
4

Человек, общество и природа.
Общество как форма жизнедеятельности людей

1
1

5
6

Развитие общества
Как стать личностью

1
1

7

Контрольная работа по теме «Личность и общество»

1

Глава 2. Сфера духовной культуры /8 ч./
8
9
10
11

Сфера духовной жизни.
Единство народов России.
Мораль.
Долг и совесть
Моральный выбор — это ответственность.

1
1
1
1

Кол-во
часов

Дата

12

Мир вокруг глазами инвалида.
Образование

1

13

Наука в современном обществе.

1

14

Религия как одна из форм культуры

1

15

16

Контрольная работа по теме
культуры»
Глава 4. Социальная сфера /5 ч./
Социальная структура общества

17

Социальные статусы и роли.

1

18

Нации и межнациональные отношения

1

19

Отклоняющееся поведение. «Этот день мы приближали 1
как могли…»
Контрольная работа по теме «Социальная сфера»
1
1
Глава 3. Экономика / 13 ч./

20

«Сфера

духовной 1

1

21

Экономика и ее роль в жизни общества

1

22
23
24

Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика

1
1
1

25

Производство- основа экономики

1

26

Предпринимательская деятельность

1

27

Роль государства в экономике

1

28

Распределение доходов

1

29

Потребление

1

30

Инфляция и семейная экономика

1

31

Безработица, ее причины и последствия

1

32

Мировое хозяйство и международная торговля

1

33
34

Контрольная работа по теме «Экономика»
Итоговое обобщение

1
1

Структура курса «Экономика и управление»
Номер
темы
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4

Название темы

Управление денежными средствами семьи
Способы повышения семейного благосостояния
Риски в мире денег
Семья и финансовые организации: как
сотрудничать без проблем
Модуль 5 Человек и государство: как они взаимодействуют
Итого

Кол-во часов
9
6
6
8
5
34

Календарно-тематическое планирование «Экономика и управление»
Номер Название занятия
занятия

Форма
занятия

Кол-во часов

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи (9 ч.)
Тема 1. Происхождение денег
1
Деньги: что это такое
Лекция
Практи2
Что может происходить с деньгами и как это
кум
влияет на финансы вашей семьи
Тема 2. Источники денежных средств семьи
3
Какие бывают источники доходов
Л/П
4
От чего зависят личные и семейные доходы
Тема 3. Контроль семейных расходов
5
Как контролировать семейные расходы и зачем Л
это делать
6
Учебные мини-проекты «Контролируем
Занятие
семейные расходы»
Практ.
Тема 4. Построение семейного бюджета
7
Что такое семейный бюджет и как его построить Лекция /
П
8
Как оптимизировать семейный бюджет
9
Обобщение результатов работы, представление Контроль
проектов, тестовый контроль
Знаний П
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч.)
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием
услуг финансовых организаций
10
Для чего нужны финансовые организации
Л/П
11
Как увеличить семейные доходы с
Самооцеиспользованием финансовых организаций
нка / П
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения
финансового благосостояния
12
Для чего необходимо осуществлять финансовое Л / П
планирование

1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1

1

13
14

Как осуществлять финансовое планирование на
разных жизненных этапах
Представление проектов

Л/П

Занятие 1
Презента
ция
КЗ
1

Обобщение результатов работы, выполнение
тренировочных заданий, тестовый контроль
Модуль 3. Риски в мире денег (6 ч.)
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
16
Особые жизненные ситуации: рождение
Л/П
ребёнка, потеря кормильца
17
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря
Л/П
работы, природные и техногенные катастрофы
18
Чем поможет страхование
Л/П
Тема 8. Финансовые риски
19
Какие бывают финансовые риски
Л/П
20
Что такое финансовые пирамиды
Л/П
21
Представление
проектов,
выполнение ЗП / КЗ
тренировочных заданий, тестовый контроль
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем (8 ч.)
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи
22
Что такое банк и чем он может быть полезен
Л/П
23
Польза и риски банковских карт
Л/П
Тема 10. Собственный бизнес
24
Что такое бизнес
Л/П
Как создать своё дело
Л/П
25
Уголовно-правовые отношения
Лекция
15

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Тема 11. Валюта в современном мире
26
Что такое валютный рынок и как он устроен
Л/П
27
Можно ли выиграть, размещая сбережения в
Л/П
валюте
28
Представление проектов
ЗП
29
Обобщение результатов работы, выполнение
КЗ
тренировочных заданий, тестовый контроль
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют(5 ч.)
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи
30
Что такое налоги и зачем их платить
Л/П
31
Право на труд. Трудовые правоотношения
Л/П
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в
старости
32
Что такое пенсия и как сделать её достойной
Л/П
Социальные права
33
Представление проектов
КЗ
34
Итоговый контроль знаний
ЗП
Итого
Итого

1
1
1
1

1
1

1
1
1
34
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».