РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС

2021- 2022 учебный год

Пояснительная записка
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа
 Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
 письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
 авторская программа под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание 6-9 классы»,
издательство «Русское слово», 2010 г.;
 ООП СОО и учебного плана ГБОУ лицей № 5 г. Махачкалы.
Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые,
этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную
систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит
обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе,
необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в
окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и
обязанностей.
Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся
следующего опыта познавательной и практической деятельности:
 получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и
правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек
зрения;
 решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные
ситуации;
 формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их интерпретации;
 наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой
на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
 оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права и экономической рациональности;
 участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике;
 конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах
и в реальной жизни;
 совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне,
населенном пункте.
Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных
сфер общественной жизни, о процессе вос приятия социальной (в том числе пра вовой)
информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы
политических знаний, способности к самоопределению и саморе ализации.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы
нравственной, правовой и политической культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и
демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных
жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных
интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и
правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и
правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в
области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Планируемые результаты
Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного
минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования,
необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего
образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для
общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать
в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном
российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания обучающиеся должны:
знать/понимать:
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия,
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и
гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями, социальным положением.
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в
социальной информации факты и мнения;
Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
 первичного анализа и использования социальной информации;
 сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование
компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.

Содержание учебного курса
Тема1. Политика и социальное управление (11ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический
режим.
Демократия
и
тоталитаризм.
Демократические
ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства
в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты
выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического
экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии
и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль
СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и
социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Тема 2. Право (22 часа)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы
права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности
правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности, презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы
государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал
права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и
свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав
человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего
работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия
заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды
административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы
допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных
конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения
общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Формы контроля знаний и промежуточной аттестации:
Виды контроля:
1) Устные :

А) устный ответ на поставленный вопрос.
Б) развернутый ответ по заданной теме.
В) устное сообщение по избранной теме.
2) Письменные:
А) решение практических задач
Б) составление таблиц, схем
Д) проверочная работа
Е) тестовые задания;
3) Творческие работы:
А) презентации.
Б) проекты.
В) реферат.
Г) эссе.
Промежуточная аттестация
А) контрольная работа
Б) зачет
Учебно-тематическое планирование по обществознанию
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№
п/п

Название раздела

2

Глава 1. Политика

Модуль воспитательной программы
Кол«Школьный урок»
во
часов
11 День знаний. /1 сентября/
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской обороны
Российской Федерации) /1 сентября/

День солидарности в борьбе с терроризмом.
/3 сентября/
День народного единства /обзор/ /4 ноября/.
Международный день толерантности
/16 ноября/
Международный день инвалидов. /3 декабря/
3

Глава 2. Право

Итого:

22

День добровольца /5 декабря/

33

Единый урок «Права человека» /10 декабря/
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне /9 мая/
6

Календарно - тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания

№

Кол-во
часов

Тема урока
Глава 1. Политика (11 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. День
знаний в России. Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской
Федерации)
Государство, его отличительные признаки. «Память о Беслане».
Политический режим.
Правовое государство
Гражданское общество. Местное самоуправление
Участие граждан в политической жизни.
Практическая работа «Школа молодого избирателя»
Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Единство народов России.

1

9
10

Средства массовой информации
Проект: «Роль СМИ в предвыборной борьбе»

1
1

11

Контрольная работа по теме «Гражданское общество»

1

1

2
3
4
5
6
7
8

1
1
1
1
1
1

Глава 2. Право (24 ч)
1

13

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Что
значит быть толерантным.
Понятие правоотношения. Мир вокруг глазами инвалида.

14

Проект «Права ребенка». Волонтерство-фишка молодых. Права

1

12

1

Дата
план

факт

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

ребенка.
Правоохранительные органы.
Конституция - основной закон РФ
Основы конституционного строя РФ
Практическая работа по теме: «Конституция РФ»
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.
Права ребёнка.
Контрольная работа по теме: «Права и свободы граждан»

1
1
1
1
1
1
1

Гражданские правоотношения
Право на труд. Трудовые правоотношения.
Семейные правоотношения
Административные правоотношения
Основные понятия и институты уголовного права.
Социальные права
Практическая работа по теме: «Социальные права»
Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов.
Практическая работа по теме: «Международная правовая
защита»
Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1
1
1
1
1
1
1
1

Практическая работа «Закон об Образовании». «Этот день мы
приближали как могли…»
Контрольная работа по теме «Право»

1

Итого 33 часа

1
1

1

Литература для учащихся:
 Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М.,
2002.
 Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И..
 Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.
 Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ
и классов
с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и
Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.
Литература для учителя:
 Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе.
Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
 Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
.
Интернет- ресурсы:
 Авторские презентации
 Сообщество учителей истории. Методические материалы на сайте «Сеть
творческих учителей»
 VIP.KM.RU (методическая копилка уроков обществознания)
 hkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для учителей)
 history-lesson.ru (цоры для 8 класса), презентации Чернова по обществознанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».