2021- 2022 учебный год Пояснительная записка Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»; авторская программа под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание 6-9 классы», издательство «Русское слово», 2010 г.; ООП СОО и учебного плана ГБОУ лицей № 5 г. Махачкалы. Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности: получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации; наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике; конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе вос приятия социальной (в том числе пра вовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и саморе ализации. Задачи программы: - создание условий для социализации личности; - формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры; - содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности; - развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях; - развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; - формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях. Планируемые результаты Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. В результате изучения обществознания обучающиеся должны: знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; • совершенствования собственной познавательной деятельности; • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции; • предвидения возможных последствий определенных социальных действий; • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением. Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения; Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Содержание учебного курса Тема1. Политика и социальное управление (11ч) Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы» Тема 2. Право (22 часа) Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности, презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Формы контроля знаний и промежуточной аттестации: Виды контроля: 1) Устные : А) устный ответ на поставленный вопрос. Б) развернутый ответ по заданной теме. В) устное сообщение по избранной теме. 2) Письменные: А) решение практических задач Б) составление таблиц, схем Д) проверочная работа Е) тестовые задания; 3) Творческие работы: А) презентации. Б) проекты. В) реферат. Г) эссе. Промежуточная аттестация А) контрольная работа Б) зачет Учебно-тематическое планирование по обществознанию Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания № п/п Название раздела 2 Глава 1. Политика Модуль воспитательной программы Кол«Школьный урок» во часов 11 День знаний. /1 сентября/ Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) /1 сентября/ День солидарности в борьбе с терроризмом. /3 сентября/ День народного единства /обзор/ /4 ноября/. Международный день толерантности /16 ноября/ Международный день инвалидов. /3 декабря/ 3 Глава 2. Право Итого: 22 День добровольца /5 декабря/ 33 Единый урок «Права человека» /10 декабря/ День Победы советского народа в Великой Отечественной войне /9 мая/ 6 Календарно - тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания № Кол-во часов Тема урока Глава 1. Политика (11 ч) Политика и власть. Роль политики в жизни общества. День знаний в России. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) Государство, его отличительные признаки. «Память о Беслане». Политический режим. Правовое государство Гражданское общество. Местное самоуправление Участие граждан в политической жизни. Практическая работа «Школа молодого избирателя» Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Единство народов России. 1 9 10 Средства массовой информации Проект: «Роль СМИ в предвыборной борьбе» 1 1 11 Контрольная работа по теме «Гражданское общество» 1 1 2 3 4 5 6 7 8 1 1 1 1 1 1 Глава 2. Право (24 ч) 1 13 Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Что значит быть толерантным. Понятие правоотношения. Мир вокруг глазами инвалида. 14 Проект «Права ребенка». Волонтерство-фишка молодых. Права 1 12 1 Дата план факт 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 ребенка. Правоохранительные органы. Конституция - основной закон РФ Основы конституционного строя РФ Практическая работа по теме: «Конституция РФ» Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка. Контрольная работа по теме: «Права и свободы граждан» 1 1 1 1 1 1 1 Гражданские правоотношения Право на труд. Трудовые правоотношения. Семейные правоотношения Административные правоотношения Основные понятия и институты уголовного права. Социальные права Практическая работа по теме: «Социальные права» Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Практическая работа по теме: «Международная правовая защита» Правовое регулирование отношений в сфере образования. 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическая работа «Закон об Образовании». «Этот день мы приближали как могли…» Контрольная работа по теме «Право» 1 Итого 33 часа 1 1 1 Литература для учащихся: Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И.. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001. Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 1997. Литература для учителя: Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001. . Интернет- ресурсы: Авторские презентации Сообщество учителей истории. Методические материалы на сайте «Сеть творческих учителей» VIP.KM.RU (методическая копилка уроков обществознания) hkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для учителей) history-lesson.ru (цоры для 8 класса), презентации Чернова по обществознанию.