РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта общего образования (базовый
уровень), раздел Особенности реализации предметных концепций, авторской программы
Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева, которая включена в
сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы –
М. «Просвещение» 2010 г, методического пособия « Обществознание. Поурочные
разработки. 10 класс» :учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень /
[Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова,
Ю. И. Аверьянов и др.) М.: Просвещение, 2017 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам
курса. Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику Л.Н.Боголюбова,
А.Ю. Лабезниковой, М.Ю. Телюкиной и др. Обществознание. Учебник для учащихся 10
класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016
г.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование
общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать
формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях
развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные
навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная
дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественнополитической жизни.
Курс Обществознания в 10 классе включает изучение 3 тем. Программа рассчитана на
68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Формы контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных
работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных
ответов.
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме
тестирования, работы с документами).
Форма промежуточной итоговой аттестации – тестирование.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
 развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального
мышления,
познавательного
интереса
к
изучению
социальногуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно
воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
 воспитание общероссийской
идентичности, гражданственности, социальной
ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
положенным в основу Конституции Российской Федерации;
 освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии,
политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного





взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего
профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, система
тизации
полученных
данных;
освоение
способов
познавательной,
коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми
разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной,
семейно-бытовой деятельности.
В ходе выполнения рабочей программы реализуется 10 % эквивалент
национально-регионального компонента по примерному перечню тем.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу
учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической
деятельности.

Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а
также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших
социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры,
взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным
темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения
личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и
права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями, социальным положением
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности
и ключевыми компетенциями являются:
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение,
сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
- Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации
- Применение полученных знаний для определения экономически рационального,
правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
- Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых
системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение
основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности
полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной
цели( сжато, полно, выборочно).
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.)
- Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие
языка СМИ

- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения
задач творческого и поискового характера;
- Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными умениями прогноза ( умениями отвечать на вопрос: «Что
произойдет, если…»);
- Формулирование полученных результатов;
- Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов,
процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных , презентации
результатов познавательной и практической деятельности;
- Владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Планируемые результаты освоения курса
Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума
федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые
для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Введение ( 1 час)
Глава 1. Человек в обществе. ( 18 часов)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных
институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное
общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и
научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера.
Потребности, способности и интересы.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его
формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения.
Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие
самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его
последствия. Гражданские качества личности.
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности.
Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных
ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и
заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое
знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления.
Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и
гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и
обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности
познания человеком самого себя.
Глава 2. Общество как мир культуры.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная,
массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира.
Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы
научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности
социального познания. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии
человечества. Этика науки.
Образование. Тенденции современного образования. Непрерывность образования.
Самообразование. Реформирование образовательного процесса.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие
духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная
культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в
современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном
обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые
религии.
Принцип
свободы
совести.
Религия
в
современном
мире.
Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни
общества.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.
Понятие права. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской
Федерации. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика

функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права
(гипотеза, диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой институт»,
«подотрасль права», «отрасль права», «система права».
Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов
источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой
акт (закон, подзаконный акт).
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права
и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика
видов правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданскоправовой, дисциплинарный)). Определение понятия «юридическая ответственность».
Характеристика видов юридической ответственности: уголовной, гражданскоправовой, материальной, дисциплинарной. Соотнесение вида ответственности и мер
наказания.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормы права. Функции права.
Система права. Правоотношения. Дееспособность и правоспособность. Законность.
Правомерное поведение. Правосознание и правовая культура. Правонарушение и
юридическая ответственность.
Права человека и международные документы по правам человека. Права ребёнка и их
защита.
Воинская обязанность. Альтернативная служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Система российского законодательства. Законотворческий процесс в России. Право
законодательной инициативы и законодательной деятельности. Институт
президентства в России.
Конституционное право. Конституция – основа государственного права. Основы
конституционного строя России. Гражданин РФ, его права и свободы,
конституционные обязанности.
Административное право. Административные правонарушения. Административная
ответственность. Виды административных наказаний. Экологическое
правонарушение.
Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданского
права. Понятие юридического и физического лица. Гражданско-правовые споры.
Право собственности и его защита.
Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой
кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях.
Профсоюзы.
Семейные правоотношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности
супругов, родителей и детей.
Основные понятия и институты уголовного права. Преступление и наказание.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Международное право. Международное гуманитарное право. Основные положения и
принципы.

Формы промежуточной аттестации:
1) заполнение контурных карт,
2) подготовка сообщений,
Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль, итоговый
контроль, тестирование по темам.
Виды контроля:
1) Устные :
А) устный ответ на поставленный вопрос.
Б) развернутый ответ по заданной теме.
В) устное сообщение по избранной теме.
Г) зачёт (устный)
2) Письменные
А)решение практических задач
Б) составление таблиц, схем
Г) анализ исторических ситуаций, версий и оценок
Д) зачет (письменный)
Е) тестовые задания;
3) Творческие работы:
А) презентации.
Б) проекты.
В) тестирование.
Г) рефераты.
Д) эссе.
Е) сообщения

Учебно –тематический план 10 класс
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
№ п/п

Наименование раздела
Курс обществознания: цели, задачи, формы
работы.

Количество
часов
1

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
День знаний. /1 сентября/
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской обороны
Российской Федерации) /1 сентября/

1

Человек в обществе

19

День солидарности в борьбе с терроризмом.
/3 сентября/
День народного единства /4 ноября/
День толерантности /16 ноября/

2

Общество как мир культуры

16

Международный день инвалидов /3 декабря/
День добровольца /5 декабря/

3

Правовое регулирование общественных
отношений.

30

Единый урок «Права человека» /10декабря/
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне /9 мая/

Итоговое повторение

2

Итого:

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№
урока

Раздел. Тема.

Кол-во
часов

1

Курс обществознания: цели, задачи, формы работы. День
знаний в России. Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской
Федерации)
Раздел 1. Человек в обществе (19 ч)

1

2

Что такое общество. «Память о Беслане».

1

3

Общество и культура.

1

4

Общество как сложная динамическая система. Социальные
институты.

1

5

Социальные институты.

1

6

Диагностическая контрольная работа.

1

7

Динамика общественного развития.

1

8

Проблема общественного прогресса. Единство народов
России.

1

9

Социальная сущность человека.

1

Дата

План

Факт

10

Самосознание и самореализация.

1

11

Деятельность – способ существования людей. Что значит
быть толерантным.

1

12

Многообразие видов деятельности

1

13

Познавательная и коммуникативная деятельность

1

14

Особенности научного познания. Мир вокруг глазами
инвалида.

1

15

Свобода и необходимость в деятельности человека.

1

16

Свобода и ответственность

1

17

Современное общество.

1

18

Глобальная информационная

1

19

Противодействие международному терроризму.

1

19

Проверочная контрольная работа по теме «Человек в
обществе».

1

Раздел 2. Общество как мир культуры ( 16 ч)

20

Духовная культура общества.

1

21

Институты культуры.

1

22

Духовный мир личности. Волонтерство-фишка молодых.

1

23

Мораль. Права ребенка.

1

24

Устойчивость и изменчивость моральных норм.

1

25

Промежуточная контрольная работа.

1

26

Наука и образование.

1

27

Образование в современном обществе.

1

28

Религия и религиозные организации.

1

29

Религия и религиозные организации в современной России.

1

30

Что такое искусство.

1

31

Современное искусство.

1

32

Современное искусство

1

33

Массовая культура.

1

34

Средства массовой информации и массовая культура

1

35

Проверочная контрольная работа по теме «Общество как мир
культуры».

1

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений ( 30 ч )

36

Современные походы к пониманию права.

37

Взаимосвязь естественного и позитивного права.

1

38

Право в системе социальных норм.

1

39

Право в системе социальных норм.

1

40

Источники права.

1

41

Законотворческий процесс в Российской Федерации

1

42

Правоотношения и правонарушения.

1

43

Развитие права в современной России

1

44

Предпосылки правомерного поведения

1

45

Правомерное поведение

1

46

Гражданин Российской Федерации

1

47

Права и обязанности налогоплательщика

1

48

Гражданское право.

1

1

49

Защита гражданских прав.

1

50

Семейное право.

1

51

Права и обязанности детей и родителей.

1

52

Семейное законодательство

1

53

Правовое регулирование занятости и трудоустройство.

1

54

Занятость населения. Социальная защита и социальное
обеспечение.

1

55

Экологическое право.

1

56

Способы защиты экологических прав. Экологические
правонарушения.

1

57

Процессуальные отрасли права.

1

58

Административная юрисдикция.

1

59

Конституционное судопроизводство.

1

60

Принципы

1

61

Международная защита прав человека.

1

62

Полномочия международного уголовного суда

1

63

Полномочия международного уголовного суда государства.

1

64

Проектная работа по теме «Антитеррористическая политика
Российского государства». «Этот день мы приближали как
могли…»
Правовые основы антитеррористической политики
Российского государства.

1

66

Обобщающее повторение по теме: «Человек в XXI веке».

1

67

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной
аттестации в форме тестирования

1

68

Итоговое повторение по курсу

2

65

1

Литература для учащихся:
 Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М.,
2002.
 Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И.
 Обществознание: 8 ил.— М., 1999.
 Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999. .
 Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ
и классов
 с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и
Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.
Литература для учителя:
 Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе.
Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
 Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
 Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999
Интернет- ресурсы:
 Авторские презентации
 Сообщество учителей истории. Методические материалы на сайте «Сеть
творческих учителей»
 VIP.KM.RU (методическая копилка уроков обществознания)
 edu.km.ru (методическая кубышка)
 hkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для учителей)
 history-lesson.ru (цоры для 8 класса), презентации Чернова по обществознанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».