РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознание
составлена на основе следующих
нормативных документов:
1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами
Министерства образования и науки РФ:
- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N
35915);
- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);
2. Образовательная программа основного общего образования МБОУ многопрофильный
лицей № 5 г. Махачкала.
3.
Авторская
программа
Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая,
Л.Ф.Иванова
«Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под
ред.
Л.Н.Боголюбова.6-11 классы» М, Просвещение,2009
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под
редакцией под редакцией Л.Н.Боголюбова. «Обществознание 11 класс: профильный
уровень» утверждённый приказом директора ОУ от 31.08.2018г. №53/3-о
Состав УМК:
учебник «Обществознание 11 класс: базовый уровень» под ред. Боголюбова Л.Н.
Ивановой Л.Ф. М, Просвещение,2017
учебное пособие «Обществознание 11 класс: профильный уровень» под ред.
Боголюбова Л.Н. Ивановой Л.Ф. М, Просвещение,2007
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова
Обществознание. Поурочные
разработки.10-11 класс.
Цель и задачи обучения обществознания в 11 классе соответствуют планируемым
результатам, сформулированным в разделе «личностные,
метапредметные и
предметные результаты» рабочей программы. Рабочая программа на уровне основного
общего образования направлена на достижение следующих целей:


развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального
мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных
дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать
социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;



воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной
ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
положенным в основу Конституции Российской Федерации;



освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии,
политологии,
социальной
психологии,
необходимых
для
эффективного
взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего
профессионального образования и самообразования;



овладение умениями получения и осмысления социальной информации,
систематизации полученных данных; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;



формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми
разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной,
семейно-бытовой деятельности.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:










создание у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира,
обучение современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в
условиях новой России;
- развитие духовной культуры личности в период ранней юности, социального
мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных
дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать
социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной
ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим
ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии,
политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного
взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего
профессионального образования и самообразования;
- освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных
социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения
между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной,
коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области
социальных и гуманитарных наук.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Обществознание»
• Личностные результаты:
• мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях
• патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
• необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
• отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
• стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
• признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
• убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
• осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими
поколениями.
Метапредметные результаты:
 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике
• Предметные результаты изучения:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых
в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
• установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с
другими способами познания;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и
обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально – политической коммуникации,
позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать
факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с
отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Выпускник научится:


характеризовать общество как целостную развивающуюся систему в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;







владеть понятийным аппаратом социальных наук;
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов;
иметь представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;
применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
находить
информацию в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.

Выпускник получит возможность научиться: 

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
 анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями;
 объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших
социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры,
взаимосвязи подсистем и элементов общества);
 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах;
 извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
 подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
Содержание учебного предмета.
Глава 1. Экономика
Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею
проблемы.

Экономические
системы:
традиционная
экономическая
система,
рыночная
экономическая система, командная и смешанная экономические системы. Спрос. От чего
зависит предложение товаров. Формирование рыночных цен. Рынок. Собственность, её
виды. Микроэкономика. Закон спроса. Величина, кривая, эластичность спроса. Закон
предложения. Кривая предложения. Рыночное равновесие. Экономические измерители.
Макроэкономическое равновесие. Налоговая политика. Налоги, их функции и виды.
Принципы налогообложения. Государственный бюджет. Фискальная политика государства.
Экономические циклы и их фазы. Виды кризисов. Экономический рост. Мировая
экономика. Международные экономические отношения.
Причины возникновения и формы денег. Функции денег и денежная масса. Эмиссия
денег. Наличные и безналичные денежные средства. Инфляция и её последствия. Банки и
их виды. Банковская система. Фондовая биржа. Центральный банк и кредитно-денежная
система страны. Закон денежного обращения.
Рынок труда. Заработная плата. Трудовой контракт. Причины и виды безработицы.
Государственная политика поддержки занятости.
Причины
и
формы
участия
государства
в
регулировании
экономикой.
Макроэкономические процессы в экономике страны. Экономический рост.
Экономические проблемы в XXI веке. Экономика России. Формирование экономики
переходного типа в РФ.
Глава 2. «Социальное развитие современного общества»
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация.
Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная
инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Социальные статусы и роли.
Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском
возрасте.
Социальные ценности и формы социального взаимодействия. Этнос и нация.
Межэтнические отношения и национальная политика. Демографическая ситуация в
современной России. Институт семьи и брака. Быт и бытовые отношения. Молодежь в
современном обществе. Социальная структура российского общества.
Глава 3. «Политическая жизнь современного общества» Политическая система, ее
структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм
и авторитаризм, их общие черты и различия. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий.
Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная
служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества.
Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ.
Влияние СМИ на избирателя.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политическое сознание и политическое
поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление
многопартийности в России. Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства.
Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования
элит в современной России. Выборы в демократическом обществе. Избирательная
система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности
политического процесса в современной России. Современный этап политического
развития России.

Формы контроля знаний
Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль, итоговый
контроль, тестирование по темам.
Виды контроля:
1) Устные :
А) устный ответ на поставленный вопрос.
Б) развернутый ответ по заданной теме.
В) устное сообщение по избранной теме.
Г) зачёт (устный)
2) Письменные:
А) составление таблиц, схем
Б) зачет (письменный)
В) тестовые задания;
Г) Проверочные работы

3) Творческие работы:
А) презентации.
Б) проекты.
В) рефераты.
Г) эссе.
Промежуточная аттестация:



контрольные работы
эачет

Учебно-тематический план в 11 классе
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№ п/п

Наименование раздела

1

Вводный урок

2

Глава 1. Экономическая жизнь
общества (26 часа)

3

Глава 2. Социальная сфера (16часов)

4

Глава 3. Политическая жизнь
общества (20 часов)

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
День знаний. /1 сентября/
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской
Федерации) /1 сентября/
День солидарности в борьбе с
терроризмом. /3 сентября/

Количество
часов

Контрольные
диктанты /
тесты

1

26

1

День народного единства (обзор) /4
ноября/

16

1

Международный день толерантности./
16 ноября/
День добровольца /5 декабря/

20

1

4

1

Единый урок «Права человека» /10
декабря/
5

Заключительные уроки (4 часа)

День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне /9 мая/

Итог

66

Календарно-тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№
п/п

Тема урока

1

Вводный урок. День знаний в России. Всероссийский открытый урок 1
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской
Федерации).

2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13

Кол-во часов

Календарные сроки
План

Глава 1. Экономическая жизнь общества (26 ч)
Роль экономики в жизни общества. «Память о Беслане».
2
Экономика: наука
2
и хозяйство
Экономический рост и развитие
2
Рыночные отношения в экономике. Единство народов России.
2
Фирма в экономике
2
Правовые основы предпринимательской деятельности
2

Факт

14-15
16-17
18-19
19-20
21-22

Слагаемые успеха в бизнесе
Экономика и государство
Финансы в экономике
Занятость и безработица

23-24

Экономическая культура. Мир вокруг глазами инвалида.
Волонтерство-фишка молодых..

2

25

Повторительно-обобщающий урок к главе 1.

1

26

Контрольная работа по теме: «Экономическая жизнь общества»

1

27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41
42

Глава 2. Социальная сфера (16 ч)
Социальная структура общества. Права ребенка.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Нации и межнациональные отношения.
Семья и быт.
Гендер-социальный пол
Молодежь в современном мире.
Демографическая ситуация в современной России
Повторительно-обобщающий урок к главе 2.
Контрольная работа по теме: «Социальная сфера»

1
2
2
2
2
2
2
2
2

Мировая экономика. Что значит быть толерантным.

2
2
2
2
2

Глава 3. Политическая жизнь общества (20 ч)
43-44
45-46

Политика и власть
Политическая система.

47-48

Гражданское общество и правовое государство.

2
2

49-50

Демократические выборы.

51-52
Политические партии и партийные системы
53-54
Политическая элита и политическое лидерство
55-56
Политическое сознание
57-58
Политическое поведение
59-60
Политический процесс и культура политического участия
61
Повторительно-обобщающие урок к главе3.
62
Контрольная работа по теме: «Политическая жизнь общества»
Заключительные уроки (4 часа)
63
Взгляд в будущее. «Этот день мы приближали как могли…»
64-65
Итоговое повторение
66
Итоговая контрольная работа

2
2
1
1
2
2
2
2
1
2
1

Литература для учащихся:
 Обществознание: 8 ил.— М., 1999.
 Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
 Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.
 Обществознание: 11 кл./Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой— М., 2001.
 Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
 Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ
и классов
 с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и
Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.
Литература для учителя:
 Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
 Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе.
Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
 Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
 Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М.,
1988.
 Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999
Интернет- ресурсы:
 Авторские презентации
 Сообщество учителей истории. Методические материалы на сайте «Сеть
творческих учителей»
 VIP.KM.RU (методическая копилка уроков обществознания)
 history-lesson.ru (цоры для 8 класса), презентации Чернова по обществознанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».