РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС

1

Календарно - Тематическое планирование предмета География для 9 класса

Данная программа является рабочей программой по предмету «География» для учащихся
9 классов ОУ Махачкалинского лицея №5. Настоящая рабочая программа определяет
содержание, объем и порядок изучения предмета «География» в 9 классах, в соответствии
с которым непосредственно осуществляется учебный процесс. Рабочая программа
составлена учителем географии Навахова Алла Шамиловна (высшая квалификационная
категория) на основе Программы курса «География» 5-9 классы (автор-составитель
Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово», 2015), которая соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту (Стандарты второго
поколения. Москва «Просвещение», 2010 г.), Основной образовательной программе
школы и Положению о рабочей программе. Программа рассчитана на 56 часов из расчета
2 часов в неделю при 27учебных неделях, что соответствует Учебному плану школы.
Согласно Учебному календарю программа реализуется в объёме 68 часов.
Программа содержит следующие разделы:


планируемые результаты освоения учебного предмета;



содержание учебного предмета;



тематическое планирование.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

 целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

творческой

и

других

видов

деятельности;
 основы

экологической

культуры,

соответствующие

современному

уровню

экологического мышления, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, ценностям народов России.
2

Метапредметные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
 основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
 компетентность

в

области

использования

информационно-коммуникационных

технологий;
 экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты

3

Обучающийся научится:
 различать

демографические процессы и

явления, характеризующие динамику

численности населения России, отдельных регионов;
 анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории России, географические
различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
 сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому,
языковому и религиозному составу;
 объяснять

особенности

динамики

численности,

половозрастной

структуры

и

размещения населения России и её отдельных регионов;
 использовать

знания

о

естественном

и

механическом

движении

населения,

половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;
 различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;
 анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий
по территории страны;
 объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
 объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства географических
районов страны;
 оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов;
 сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности

и

качества жизни населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
 оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающийся получит возможность научиться:
 оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и
геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной
системы;
 выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении
4

численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого
капитала;
 оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику;
 выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
 обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и СМИ;
 составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
 самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,
связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их
частей;
 оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных,
социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории
России;
 оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России;
 объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
 выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике.
2. Содержание учебного предмета
Введение (1 час). Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный
и хозяйственный комплекс.
Раздел 1. Россия на карте (5 часов). Формирование территории России. Исторические
города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений.
Направления роста территории России в 14-19 вв. Изменения территории России в 20 в.
СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое
положение России. Факторы ЭГП: огромная территория, ограниченность выхода к морям
Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического
положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор
изменения

экономико-

и

Административно-территориальное

политико-географического
деление

России

и

его

положения
эволюция.

страны.
Россия

–

федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в
составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы
5

районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа
экономического

районирования.

Отрасли

специализации.

Вспомогательные

и

обслуживающие отрасли. Экономические районы и зоны, природно-хозяйственные
регионы. Сетка природно-хозяйственных регионов России.
Практические работы:
1. Составление описания экономико-географического положения России по типовому
плану.
2. Составление описания политико-географического положения России по типовому
плану.
3. Обозначение на к/карте субъектов Российской Федерации различных видов.
4. Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа
политико-административной карты России.
5. Сравнение по статистическим показателям экономических зон (или районов),
природно-хозяйственных регионов.
Раздел 2. Природа и человек (3 часа). Природные условия. Их прямое и косвенное
влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая.
Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный
потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона
Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную
специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их
размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные
ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и
лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты
Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения.
Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы.
«Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия.
Экологические катастрофы.
Практические работы:
1. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных
ресурсов (минеральным, биологическим, водным, земельным и т.д.).
2. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.
Раздел 3. Население России (8 часов). Демография. Численность населения России и ее
динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный
и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая
ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы
6

России. Рынок труда. Безработица в России.
зоны расселения (Главная полоса

Плотность и размещение населения. Две

и зона Севера) и их характеристики. Миграции

населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные
переселенцы, беженцы. Миграционные волны. Расселение и его формы. Сельское
расселение и его формы. Зональные типы сельского расселения. Городская форма
расселения. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации.
Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации. Этнический
состав населения. Языковые семьи и группы. Народы России. Языковая классификация
народов.

Языковые

семьи

и

группы.

Религиозный

состав

населения

России.

Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты
и возможные пути их решения.
Практические работы:
1. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста,
рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности,
показателя рождаемости.
2. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя
урбанизации и численности населения России.
3. Определение ареалов компактного проживания крупнейших народов России по картам
атласа.
Раздел 4. Отрасли хозяйства России (18 часов). Национальная экономика. Понятие о
предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора
национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы.
Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой,
потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность.
Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка.
Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды.
Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации
производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы
размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение
основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое,
транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение
и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
7

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности.
Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка,
деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия.
Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли
растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная
организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой
и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный,
автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки
различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Практические работы:
1. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.
2. Описание отрасли хозяйства по типовому плану.
3. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности (по выбору).
4. Анализ потенциальных возможностей территории природных зон для развития
сельского хозяйства.
5. Описание транспортного узла.
Раздел 5. Природно-хозяйственная характеристика России (20 час). Северный
экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский
Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы –
основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы,
население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район
между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое
положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное
сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург –
многофункциональный центр района.
Калининградская область – самая западная территория России.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы,
население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический,
культурный и административный центр страны. Выгодность ЭГП. Ресурсы, население и
8

специфика хозяйственной специализации. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая
роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение,
ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных
ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных
районов России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы,
население

и

специфика

хозяйственной

специализации.

Выгодность

экономико-

географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района.
Крупнейший

центр

автомобилестроения

страны.

Нижегородская

агломерация

–

экономическое ядро района.
Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы,
население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу
жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и
рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного
хозяйства.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население
и

специфика

хозяйственной

специализации.

Крупный

нефтегазоносный

район.

Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность
трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая
промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и
специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые
минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база;
центр тяжелого машиностроения.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы,
население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные
запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической
промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы,
население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и
богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек.
Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране.
Перспективы развития энергоемких отраслей.
9

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы,
население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади
экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая
освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы,
руд цветных металлов, золота, алмазов.
Практические работы:
1. Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию
территории природно-хозяйственного региона.
2. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию
природно-хозяйственного региона.
3. Описание экономико-географического положения природно-хозяйственного региона.
4. Составление комплексного описания природно-хозяйственного региона по типовому
плану.
5. Сравнительная характеристика географического положения природно-хозяйственных
регионов.
6. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории природнохозяйственного региона.
Раздел 7. Место России в мировой экономике (1 часа). Хозяйство России до 20 в. Россия
в 20-21 вв. Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического
значения на международном уровне. Перспективы развития
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект
натуральных объектов, модели, школьная метеостанция, приборы и инструменты
для проведения демонстраций и практических занятий;
2. Постоянные и временные экспозиции;
3. Комплект технических и информационно - коммуникативных средств обучения;
4. Проектор;
5. Ноутбук;
6. Мультимедиа – проектор;
7. Интерактивная доска;
8. Коллекция медиаресурсов;
9. Выход в Интернет;
10. Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы,
портреты путешественников);
11. Библиотека учебной, программно-методической и научно-популярной литературы;
12. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации
самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Форма промежуточной аттестации
10

1. Тестирование
2. Контрольные работы
3. Письменные проверочные работы

11

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.

Тематическое планирование
№

Наименование тем разделов

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям
в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций)
День солидарности в борьбе с терроризмом
Неделя безопасности дорожного движения
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации)

Кол-во
часов
4

Международный день толерантности
День матери в России
Международный день инвалидов
День российской наук

8

День защитника Отечества
Международный женский день

18

19

1.

Россия на карте

2.

Природа и человек

3.

Население России

4.

Отрасли хозяйства России

5.

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию
Всемирного дня гражданской обороны

6.

Природно-хозяйственная
характеристика России
Место России в мировой экономике

7.

Экономическая география Дагестана

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны)
Международный день семьи

Итого

4

2
11

66

12

Календарно-тематическое планирование
Разработано с учетом рабочей программы воспитания
№п/п

Тема урока

Кол - во
часов

Календарны
е сроки
план

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Введение Экономико- и политико- географическое положение России.
Формирование территории России ( День знаний1.09)
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций)1.09 День солидарности в борьбе с терроризмом (3.09)
Административно- территориальное устройство России
Районирование территории России.
Контрольная работа по разделу «Россия на карте»
Природные условия России
Природные ресурсы России
Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.
Контрольная работа по разделу «Природа и человек»
Численность населения России( Неделя безопасности дорожного движения 28.09)
Размещение населения России
Миграции населенияВсероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации)4.10)
Сельская форма расселения
Городская форма расселения
Этнический и религиозный состав населения России.
Трудовые ресурсы и рынок труда
Контрольная работа по разделу «Население России»
Национальная экономика
Факторы размещения производства

факт

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность.
ТЭК.Угольная промышленность.
ТЭК. Электроэнергетика
Металлургический комплекс. Черная металлургия.
Металлургический комплекс. Цветная металлургия.( Международный день толерантности 16.11)
Машиностроительный комплекс
Контрольная работа за 1 полугодие. Тема: «Россия на карте. Население России. Отрасли хозяйства
РФ»
Химическая промышленность.
Лесная промышленность( Международный день инвалидов 3.12)
Агропромышленный комплекс. Растениеводство.
Агропромышленный комплекс. Животноводство.
Зональная специализация сельского хозяйства
Пищевая и легкая промышленность
Транспортный комплекс.
Нематериальная сфера хозяйства
Контрольная работа по разделу «Отрасли промышлености»
Европейский Север. Общие сведения.
Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство.
Европейский Северо- Запад. Общие сведения.
Европейский Северо- Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.
Центральная Россия. Общие сведения.
Центральная Россия. Население и природные ресурсы
Центральная Россия. Хозяйство
Европейский Юг. Общие сведения.
Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство
Поволжье. Общие сведения( День российской науки 8.02)

1
1
1
1
1
1
1

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

14

46
47
48
49

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Урал. Общие сведения
Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство( День защитника Отечества 23.02)
Западная Сибирь. Общие сведения
Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство.
( Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня
гражданской обороны 1.03)
Восточная Сибирь. Общие сведения.
Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство( Международный женский день 8.03)
Дальний Восток. Общие сведения
Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство
Контрольная работа по разделу «Экономические районы России»
Место России в мировой экономике
Итоговая контрольная работа по курсу «Население и хозяйство России»
Численность и воспроизводство населения. Демографическая ситуация в Дагестане. Этнический состав
Миграция населения.
Расселение. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы и занятость населения. .
Ресурсный потенциал.Факторы развития экономики.
ТЭК.Машиностроение, химическая, лесная, стекаольная промышленость.Строительный
комплекс.Пр.№2.
АПК. Сельское хозяйство.Пр.№3.
Пищевая и легкая промышленость.
Транспортный комплекс ПР.№4. Туристко- рекрационный комплекс . Социальный комплекс
Внешнеэкономические связи Дагестана. Пр.№5
Северный Дагестан. Терско-Сулакская междуречье.
(Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны 30.04)
Цетральный Дагестана
Южный Дагестан Юго- Западный (Внутригорный) Дагестан.
( Международный день семьи)

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».