РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 10 КЛАСС

1.Пояснительная записка 10 класс
Для технологического образования приоритетным можно считать развитие умений
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинноследственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики
изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и
классификации объектов – в плане это является основой целеполагания. При выполнении
творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи
на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях,
не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от
образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения
познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные
способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с
собственными технологическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять
результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта,
реферата, рецензии.Главной целью современного школьного образования является развитие
ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной
человеческой деятельности: учеба, познания коммуникация, профессионально - трудовой выбор,
личностное саморазвитие. Это определило цель обучения технологии:
-освоение технологических знаний;
-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;
безопасными приемами труда;
-развитие познавательных интересов, технического мышления
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
-воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям
различных профессий и результатам их труда;
-получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности. На основании требований государственного
образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования
предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-приобретение знаний о технологии обработки ткани, художественной обработке
материалов, об информационных технологиях; воспитание трудолюбия, бережливости,
аккуратности; овладение способами деятельностей: -умение действовать: проявлять
ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно
приобретать знания, используя различные источники;
-способность работать с разными видами информации: текстами, таблицами, графиками,
осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
-умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать
конфликты и т. д.;
- освоение компетенций - коммуникативной, культурно-эстетической, социальнотрудовой, личностно - саморазвивающей. Календарно-тематический план предусматривает
разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.
2. Формы проведения промежуточной аттестации: контрольные работы,
самостоятельные работы, тесты, срезы знаний, кроссворды, курсовые.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Должны знать:

– понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники;
методы технического творчества;
– основы бизнес-планирования;
– потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
– понятие профессиональной деятельности; разделение и специализации труда, сферы,
отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности;
– основные виды художественной обработки материалов;
--источники информации о вакансиях для профессионального образования и
трудоустройства;
--пути получения профессионального образования и трудоустройства.
Должны уметь:
– проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического
творчества в создании новых объектов;
– проводить расчеты и обоснование создания ученического предприятия;
– выполнять эскизные работы проекта;
– выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать
правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;
– правильно организовывать учебное место;
--распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
--решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
--планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда.
Должны владеть компетенциями:
– учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования,
умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из
образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);
– информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками
информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение
дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования,
умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
– социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение
самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект,
умение организовывать свою деятельность);
– эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным
и стойким перед возникшими трудностями)
3.Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:







Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от







17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования).
.Концепция краеведческого образования в Республике Дагестан (приказ Министерства
образования и науки Республики Дагестан.
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в
общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (» (письмо Министерства
образования и науки Республики Дагестан.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
«Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей №5.

2.Планируемые результаты обучения
Личностные
результаты

 проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической
деятельности;
 развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
 выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и
перспективных потребностей;
 овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
 самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей
социализации;
 восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной
деятельности;
 умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную
ответственность за результат;
 знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
 осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
 уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему
здоровью и здоровью других людей;
 планирование образовательной и профессиональной карьеры;



Метапредметные
результаты

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;




самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желаний учиться для
удовлетворения перспективных потребностей;



формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение
общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей
членов трудового коллектива.

 алгоритмизированное
планирование
процесса
познавательной
деятельности;
проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия
или
технологического
процесса;
самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического
творчества
и
декоративно-прикладного
искусства;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая

энциклопедии,
словари,
интернет
ресурсы
и
другие
базы
данных;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективная
оценка
своего
вклада
в
решение
общих
задач
коллектива;
соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
 определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;
 моделирование художественных и технологических процессов и объектов;
 аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
 выявление потребности, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную
значимость;
 оценка своей познавательно трудовой деятельности с точки зрения нравственных правовых норм, эстетических
ценностей под принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
 обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических
процессах;
 использование дополнительной информации при проектировании;
 комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них;
 мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей
технической или организационной проблемы;
 приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию техникотехнологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности;
 диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
 поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

Предметные
результаты



самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.



умение применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основных наук.

Учащийся научится:
 правилам санитарии, гигиены, безопасной работы с колющим и режущим инструментом, с
электрооборудованием, электронагревательными приборами;
 рациональному использованию учебной и дополнительной технической и технологической информации для
проектирования и создания объектов труда;
 оценке технологических свойств материалов и областей их применения;
 определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин; читать кинематические схемы;
 ориентации в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

владению алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
 классификациям видов и назначения методов получения и преобразования материалов, информации, а также
соответствующих технологий промышленного производства;
 применению общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и
осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
 распознаванию видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом
труде;

владению способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и
технологической культуре производства;

планированию технологического процесса и процесса труда;

подбору материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

проектированию последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнению технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдению норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

соблюдению трудовой и технологической дисциплины;

обоснованиям критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
 проведению необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта
труда;
 подбору инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических
ресурсов;

выбору и использованию кодов и средств представления технической и технологической информации и
знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

подбору и применению инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом
областей их применения;

контролю промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с
использованием контрольных и мерительных инструментов;

выявлению допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

документированию результатов труда и проектной деятельности;

расчету себестоимости продукта труда;

экономической оценке возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

оцениванию своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

согласованию своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

осознанию ответственности за качество результатов труда;

стремлению к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.


моделированию художественного оформления объекта труда;
 эстетическому и рациональному оснащению рабочего места с учетом требований эргономики и научной
организации труда;

развитию способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении станочных операций;

достижению необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
 соблюдению требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических
требований;






работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки;
выполнять различные машинные швы;
выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными полосами,
проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество готового изделия;
 способам отделки и влажно-тепловой обработке, требованиям к качеству готового изделия;
 правилам ухода за бельевыми изделиями, применению швейной машины для ремонта швейных изделий;
 применению различных технологий декоративно-прикладного искусства (войлок, вышивка, роспись, шитье и
др.) в создании изделий;

сочетанию образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

развитию пространственного художественного воображения;

развитию композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма,
 способности выбрать свой стиль одежды с учетом особенностей фигуры;
 подбору материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической
последовательности;
 соблюдению норм и правил безопасности, правил санитарии;
 достижению необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
 соблюдению требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований.
 применению художественного проектирования в оформлении жилого дома, школа и др.
 выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в
учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения.

3.Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:
Разделы и темы программы
1. Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий

Модуль воспитательной работы «Школьный урок»
( День знаний 1.09.)
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок
подготовки детей к действиям в условиях различного
рода чрезвычайных ситуаций) 1.09.
День солидарности в борьбе с терроризмом (3.09.)
( Неделя безопасности дорожного движения 28.09.)
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный
ко Дню гражданской обороны Российской Федерации)
4.10.) (Международный день толерантности 16.11.) (
День матери в России 26.11.)

2. Выполнение творческого проекта «Пошив детского анорака» ( Международный день инвалидов 3.12.)
(День российской науки 8.02.)
( День защитника Отечества 23.02.)
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
празднованию Всемирного дня гражданской обороны
1.03.)
4. Курсовое проектирование.
( Международный женский день 8.03.)
Выполнение творческого проекта «Отделка и украшение Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной
швейных изделий»
охраны 30.04.)
( Международный день семьи 15.05.)

Количество
часов
22

20

3. Оборудование

4

22

4.Тематическое планирование
№п/п

1

2

3

4

Наименование раздела, темы

Обработка отдельных деталей и узлов
швейных изделий

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

( День знаний 1.09.)( Всероссийский открытый
урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к
действиям в условиях различного рода
чрезвычайных ситуаций) 1.09.
День солидарности в борьбе с терроризмом
(3.09.)( Неделя безопасности дорожного
движения 28.09.) Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации) 4.10.)
Международный день толерантности 16.11.)
(День матери в России 26.11.)

Выполнение творческого проекта «Пошив (Международный день инвалидов 3.12.) День
детского анорака»
российской науки 8.02.) День защитника
Отечества 23.02.)
Оборудование

( Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный к празднованию Всемирного дня
гражданской обороны 1.03.)

Курсовое проектирование.
( Международный женский день 8.03.)
Выполнение творческого проекта
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день
«Отделка и украшение швейных изделий» пожарной охраны 30.04.)
( Международный день семьи 15.05.)
Итого

Количеств
о часов

22

20

В том
числе
Контрольн
ые
Работы
2

Проверочн
ые работы
2

1

1

22

1

1

68

4

4

4

5.«Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания».
Учебно-тематическое планирование «Технология обработки ткани» 10 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата проведения
По календарнотематическому
планированию
планированию

1

Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий
22
Техника безопасности при работе в учебных мастерских. Основные правила техники шитья.
2
( День знаний 1.09.) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в
условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) 1.09.
День солидарности в борьбе с терроризмом (3.09.)

2

Зачет по технике безопасности.
Воротники и их виды.

2

3

Техника шитья воротников на стойке.
Практическое выполнение.

2

4

Рубашечный воротник.
Практическое выполнение.

2

5

Втачивание воротника в горловину.
Практическое выполнение. ( Неделя безопасности дорожного движения 28.09.)

2

6

Воротник-шаль. Практическое выполнение. (Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) 4.10.)

2

7

Соединение воротника-шаль с использованием подборта.
Практическое выполнение.

2

8

Виды рукавов.
Практическое выполнение.

2

9

Втачивание рубашечного рукава. Практическое выполнение.
(Международный день толерантности 16.11.)

2

По факту

10

Втачной рукав.
Практическое выполнение.

2

11

Выполнение манжеты на рукавах.
Контрольная работа-обработка изделия. ( День матери в России 26.11.)

2

Выполнение творческого проекта «Пошив детского анорака»

20

12

Выбор модели. Работа с журналом мод.
(Международный день инвалидов 3.12.)

2

13

Расклада лекал на ткани.
Раскрой изделия
Контрольная работа
Обработка рукава - втачивание в открытую пройму.
Практическое выполнение.

2

15

Обработка боковых, плечевых швов.
Практическое выполнение.

2

16

Обработка и втачивание воротника.
Практическое выполнение.

2

17

Обработка подбортов.
Практическое выполнение.
Обработка низа рукавов манжетами.
Практическое выполнение.

2

19

Обработка низа изделия.
Практическое выполнение. День российской науки 8.02)

2

20

Обработка застежки.
Практическое выполнение.

2

21

Окончательная отделка изделия.
Контрольная работа-отделка изделия. (День защитника Отечества 23.02.)

2

Оборудование

4

Швейная стачивающая машина 1022 класса.
Характеристики машины.

2

14

18

22

2

2

Швейная стачивающая машина 97-А класса.
(Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня
гражданской обороны 1.03)

2

Курсовое проектирование.
Выполнение творческого проекта «Отделка и украшение швейных изделий»

22

24

Контрольная работа-оборудование. Выполнение индивидуального изделия по теме курсового
проекта. Выбор модели. (Международный женский день 8.03)

2

25

Элементы моделирования на основе журналов мод.
Практическое выполнение.

2

26

Элементы моделирования на основе журналов мод.
Практическое выполнение.

4

27

Подготовка материала и рабочего места.
Практическое выполнение.

2

28

Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта.
Практическое выполнение.

2

29

Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта.
Практическое выполнение.

2

30

Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта.
(Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны 30.04)

2

31

Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта.
Практическое выполнение.

2

32

Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта.
Практическое выполнение.

2

33

Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта.
Международный день семьи 15.05)

2

34

Защита курсовых работ.

2

23

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Учебное оборудование:
Технические средства:
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Набор электроприборов, швейных машин, оборудования
Набор ручных инструментов и приспособлений
Утюжильная доска.
Стенды и плакаты по технике безопасности
2. Учебные средства:
А.Т. Труханова, В.В. Исаев, Е.В. Рейнова – Основы швейного производства -Пробное учебное
пособие для средней школы 8-9 классы
Полный курс кройки и шитья. Как шить красиво.-М., «Внешсигма»,2000
Школа шитья. Изготовление одежды от раскроя до отделки.Пер. О.Озеровой – М: Изд-во ЭКСМОПресс,2002
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1.Н.Боттон. Украшаем дом. Мягкие игрушки своими руками .ООО ТД «Издательство мир книги».
2007
2.А. Гринченко. Вышивка бисером. Москва Эксмо 2006
3..В.Мельник, С.Коваленко- Цветная и белая гладь
4.А.Иванова-Вышитые цветы
5.М.Максимова, М.Кузьмина, Н.Кузьмина-Мозаика лоскутных узоров
6.Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками/ Пер. с фр. В.А. Мукосеевой. –М. :ООО «Мир
книги»,2007.
7.Стильные штучки для вашего дома. М: АСТ - Пресс Книга, 2006
8.Фомина Ю.А.Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки-- М:
ЭКСМО,2006
9.Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М: ЭКСМО, 2006
10.Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация.- М: ЭКСМО, 2006
11.Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко –М.:
«Альбом»,2006
12. В.Я. Франц, В.В.Исаев. Швейные машины


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».