1.Пояснительная записка 10 класс Для технологического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинноследственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными технологическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания коммуникация, профессионально - трудовой выбор, личностное саморазвитие. Это определило цель обучения технологии: -освоение технологических знаний; -овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда; безопасными приемами труда; -развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; -воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; -получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: -приобретение знаний о технологии обработки ткани, художественной обработке материалов, об информационных технологиях; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности; овладение способами деятельностей: -умение действовать: проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники; -способность работать с разными видами информации: текстами, таблицами, графиками, осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний; -умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.; - освоение компетенций - коммуникативной, культурно-эстетической, социальнотрудовой, личностно - саморазвивающей. Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. 2. Формы проведения промежуточной аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты, срезы знаний, кроссворды, курсовые. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Должны знать: – понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники; методы технического творчества; – основы бизнес-планирования; – потребности семьи, иерархию человеческих потребностей; – понятие профессиональной деятельности; разделение и специализации труда, сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности; – основные виды художественной обработки материалов; --источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; --пути получения профессионального образования и трудоустройства. Должны уметь: – проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании новых объектов; – проводить расчеты и обоснование создания ученического предприятия; – выполнять эскизные работы проекта; – выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ; – правильно организовывать учебное место; --распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; --решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности; --планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда. Должны владеть компетенциями: – учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию); – информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде); – социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность); – эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями) 3.Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования). .Концепция краеведческого образования в Республике Дагестан (приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (» (письмо Министерства образования и науки Республики Дагестан. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей №5. 2.Планируемые результаты обучения Личностные результаты проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности; умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат; знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей; планирование образовательной и профессиональной карьеры; Метапредметные результаты проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желаний учиться для удовлетворения перспективных потребностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива. алгоритмизированное планирование процесса познавательной деятельности; проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива; соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; моделирование художественных и технологических процессов и объектов; аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности; выявление потребности, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость; оценка своей познавательно трудовой деятельности с точки зрения нравственных правовых норм, эстетических ценностей под принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; использование дополнительной информации при проектировании; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию техникотехнологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; Предметные результаты самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий. умение применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основных наук. Учащийся научится: правилам санитарии, гигиены, безопасной работы с колющим и режущим инструментом, с электрооборудованием, электронагревательными приборами; рациональному использованию учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценке технологических свойств материалов и областей их применения; определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин; читать кинематические схемы; ориентации в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда; владению алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; классификациям видов и назначения методов получения и преобразования материалов, информации, а также соответствующих технологий промышленного производства; применению общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; распознаванию видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде; владению способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; планированию технологического процесса и процесса труда; подбору материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проектированию последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнению технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдению норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности; соблюдению трудовой и технологической дисциплины; обоснованиям критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; проведению необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда; подбору инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; выбору и использованию кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; подбору и применению инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; контролю промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов; выявлению допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; документированию результатов труда и проектной деятельности; расчету себестоимости продукта труда; экономической оценке возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. оцениванию своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; согласованию своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; осознанию ответственности за качество результатов труда; стремлению к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. моделированию художественного оформления объекта труда; эстетическому и рациональному оснащению рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; развитию способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций; достижению необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; соблюдению требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований; работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки; выполнять различные машинные швы; выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными полосами, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество готового изделия; способам отделки и влажно-тепловой обработке, требованиям к качеству готового изделия; правилам ухода за бельевыми изделиями, применению швейной машины для ремонта швейных изделий; применению различных технологий декоративно-прикладного искусства (войлок, вышивка, роспись, шитье и др.) в создании изделий; сочетанию образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; развитию пространственного художественного воображения; развитию композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, способности выбрать свой стиль одежды с учетом особенностей фигуры; подбору материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности; соблюдению норм и правил безопасности, правил санитарии; достижению необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; соблюдению требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований. применению художественного проектирования в оформлении жилого дома, школа и др. выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения. 3.Распределение учебных часов по разделам программы Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице: Разделы и темы программы 1. Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий Модуль воспитательной работы «Школьный урок» ( День знаний 1.09.) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) 1.09. День солидарности в борьбе с терроризмом (3.09.) ( Неделя безопасности дорожного движения 28.09.) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) 4.10.) (Международный день толерантности 16.11.) ( День матери в России 26.11.) 2. Выполнение творческого проекта «Пошив детского анорака» ( Международный день инвалидов 3.12.) (День российской науки 8.02.) ( День защитника Отечества 23.02.) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны 1.03.) 4. Курсовое проектирование. ( Международный женский день 8.03.) Выполнение творческого проекта «Отделка и украшение Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной швейных изделий» охраны 30.04.) ( Международный день семьи 15.05.) Количество часов 22 20 3. Оборудование 4 22 4.Тематическое планирование №п/п 1 2 3 4 Наименование раздела, темы Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий Модуль воспитательной программы «Школьный урок» ( День знаний 1.09.)( Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) 1.09. День солидарности в борьбе с терроризмом (3.09.)( Неделя безопасности дорожного движения 28.09.) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) 4.10.) Международный день толерантности 16.11.) (День матери в России 26.11.) Выполнение творческого проекта «Пошив (Международный день инвалидов 3.12.) День детского анорака» российской науки 8.02.) День защитника Отечества 23.02.) Оборудование ( Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны 1.03.) Курсовое проектирование. ( Международный женский день 8.03.) Выполнение творческого проекта Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день «Отделка и украшение швейных изделий» пожарной охраны 30.04.) ( Международный день семьи 15.05.) Итого Количеств о часов 22 20 В том числе Контрольн ые Работы 2 Проверочн ые работы 2 1 1 22 1 1 68 4 4 4 5.«Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания». Учебно-тематическое планирование «Технология обработки ткани» 10 класс № Тема урока Кол-во часов Дата проведения По календарнотематическому планированию планированию 1 Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий 22 Техника безопасности при работе в учебных мастерских. Основные правила техники шитья. 2 ( День знаний 1.09.) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) 1.09. День солидарности в борьбе с терроризмом (3.09.) 2 Зачет по технике безопасности. Воротники и их виды. 2 3 Техника шитья воротников на стойке. Практическое выполнение. 2 4 Рубашечный воротник. Практическое выполнение. 2 5 Втачивание воротника в горловину. Практическое выполнение. ( Неделя безопасности дорожного движения 28.09.) 2 6 Воротник-шаль. Практическое выполнение. (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) 4.10.) 2 7 Соединение воротника-шаль с использованием подборта. Практическое выполнение. 2 8 Виды рукавов. Практическое выполнение. 2 9 Втачивание рубашечного рукава. Практическое выполнение. (Международный день толерантности 16.11.) 2 По факту 10 Втачной рукав. Практическое выполнение. 2 11 Выполнение манжеты на рукавах. Контрольная работа-обработка изделия. ( День матери в России 26.11.) 2 Выполнение творческого проекта «Пошив детского анорака» 20 12 Выбор модели. Работа с журналом мод. (Международный день инвалидов 3.12.) 2 13 Расклада лекал на ткани. Раскрой изделия Контрольная работа Обработка рукава - втачивание в открытую пройму. Практическое выполнение. 2 15 Обработка боковых, плечевых швов. Практическое выполнение. 2 16 Обработка и втачивание воротника. Практическое выполнение. 2 17 Обработка подбортов. Практическое выполнение. Обработка низа рукавов манжетами. Практическое выполнение. 2 19 Обработка низа изделия. Практическое выполнение. День российской науки 8.02) 2 20 Обработка застежки. Практическое выполнение. 2 21 Окончательная отделка изделия. Контрольная работа-отделка изделия. (День защитника Отечества 23.02.) 2 Оборудование 4 Швейная стачивающая машина 1022 класса. Характеристики машины. 2 14 18 22 2 2 Швейная стачивающая машина 97-А класса. (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны 1.03) 2 Курсовое проектирование. Выполнение творческого проекта «Отделка и украшение швейных изделий» 22 24 Контрольная работа-оборудование. Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта. Выбор модели. (Международный женский день 8.03) 2 25 Элементы моделирования на основе журналов мод. Практическое выполнение. 2 26 Элементы моделирования на основе журналов мод. Практическое выполнение. 4 27 Подготовка материала и рабочего места. Практическое выполнение. 2 28 Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта. Практическое выполнение. 2 29 Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта. Практическое выполнение. 2 30 Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта. (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны 30.04) 2 31 Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта. Практическое выполнение. 2 32 Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта. Практическое выполнение. 2 33 Выполнение индивидуального изделия по теме курсового проекта. Международный день семьи 15.05) 2 34 Защита курсовых работ. 2 23 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1.Учебное оборудование: Технические средства: Оборудование рабочего места учителя. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Набор электроприборов, швейных машин, оборудования Набор ручных инструментов и приспособлений Утюжильная доска. Стенды и плакаты по технике безопасности 2. Учебные средства: А.Т. Труханова, В.В. Исаев, Е.В. Рейнова – Основы швейного производства -Пробное учебное пособие для средней школы 8-9 классы Полный курс кройки и шитья. Как шить красиво.-М., «Внешсигма»,2000 Школа шитья. Изготовление одежды от раскроя до отделки.Пер. О.Озеровой – М: Изд-во ЭКСМОПресс,2002 3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение) 1.Н.Боттон. Украшаем дом. Мягкие игрушки своими руками .ООО ТД «Издательство мир книги». 2007 2.А. Гринченко. Вышивка бисером. Москва Эксмо 2006 3..В.Мельник, С.Коваленко- Цветная и белая гладь 4.А.Иванова-Вышитые цветы 5.М.Максимова, М.Кузьмина, Н.Кузьмина-Мозаика лоскутных узоров 6.Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками/ Пер. с фр. В.А. Мукосеевой. –М. :ООО «Мир книги»,2007. 7.Стильные штучки для вашего дома. М: АСТ - Пресс Книга, 2006 8.Фомина Ю.А.Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки-- М: ЭКСМО,2006 9.Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М: ЭКСМО, 2006 10.Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация.- М: ЭКСМО, 2006 11.Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко –М.: «Альбом»,2006 12. В.Я. Франц, В.В.Исаев. Швейные машины