РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с
основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы
общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и
др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П.
Полухиной, в.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко- культурных сведений, нравственно- эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений
оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства
слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в худ-ом
тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;
- овладение общеучебными и УУД;
- использование опыта обобщения с произведениями худ-ой лит-ры в повседневной
жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимися;
- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала
школы,
обеспечению
индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития
личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
3

- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной
образовательной программы с социальными партнёрами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей,
детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных
склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию общественно полезной
деят-ти;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;
-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная
ориентация обучающихся;
-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся;
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие личности на основе принципов толерантности, диалога и
культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессинального
состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования;
- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной
учебно – познавательной деят-ти;
- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся;
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить уч-ся
с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными
достоинствами,
выражающими
жизненную
правду,
общегуманистические идеалами и воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 «Об утверждении государственного образовательного стандарта основного
общего образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства образования
и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644, 02 31 12.2015 №1577.
 Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03
по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием, необходимым для реализации ФГОС.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения
России) от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования», с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576; от 28 декабря 2015 г. № 1529; от 26
4

января 2016 г. № 38; от 21 апреля 2016 г. № 459; от 29 декабря 2016 г. № 1677; от 8 июня
2017 г. № 535; от 20 июня 2017 г. № 581; от 5 июля 2017 г. № 629.
 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
• «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин модулей)
в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (письмо Министерства
образования и науки Республики Дагестан.
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Многопрофильный лицей №5».
Место предмета «Литература» в учебном плане
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (34 недели). Всего в год – 102
часа.
Содержание деятельности по предмету
В этой возрастной группе формируются преставления о специфике лит-ры как
искусства слова, развития умения осознанного чтения, способности общения с
художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор
текстов учитывает возрастные особенности уч-ся, интерес которых в основном
сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теорико-литературные понятия связаны с
анализом внутренней структуры худ-ого произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет
собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению
вслух, развивать и укреплять стремление к чтению худ-ой лит-ры, проектной
деятельности уч-ся.
Курс лит-ры строится с опорой на текстуальное изучение худ-ых произведений,
решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и
письменной речи.
Общая характеристика предмета
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к
древнерусской литературе, от неё – к русской литературе 18, 19, 20 веков. Русская
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка
художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической
функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического,
историко-хронологического и проблемно- тематического принципов. Содержание курса
включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные
проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и
человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение
и автор. В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен
разделами:
1. Устное народное творчество
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература 18 века.
4. Русская литература 18 века.
5. Русская литература 20 века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
5

9. Сведения по теории и истории литературы.
Также в рабочей программе выделены часы на развитие речи, проектную
деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы,
доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Содержание тем учебного курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.
Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки,
масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового
фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества.
Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие
тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые
жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение
народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве
баснописца.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над
ленью и хвастовством.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии
власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики
мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного
искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».
вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.
Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.
Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы
зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик
однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла,
нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей.
Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

6

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной
организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль
случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).
Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».
Чувство
одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием
сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии
человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (
начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы
мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль
картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных
состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание
космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ
краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб
человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые
усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее
начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной
детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и
неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем
природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и
звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация
декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и
материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие
композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и
фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог.
Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов,
народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»
7

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления).
Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора.
Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.
Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где
гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.
Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная
чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее
участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в
«Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой
шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство
скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине,
ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в
предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие
долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка
Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда
знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному
герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь
(развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.
Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского
характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
8

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь
и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных
произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным
состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор
царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы.
Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба,
преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие)
Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов.
Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как
благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий
награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство
естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с
ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и
Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном
отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
9

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом».
«Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Промежуточные формы аттестации:
1. сочинение;
2. тестирование;
3. контрольные вопросы;
4. написание отзывов о произведениях;
5. самостоятельная работа;
6. анализ произведения.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.
(В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв., В.И.Коровин). – 11-е изд.-М.: Просвещение, 2016.
2.
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей.
3.
Раздаточный материал по темам курса.
4.
Репродукции картин художников.
5.
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDPОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2019
Технические средства обучения:

интерактивная доска;

ноутбук;

мультимедийный проектор;
10

Литература
1.
. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2016.
2.
Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 6 класс Москва,
«ВАКО», 2018
3.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. М.: Просвещение, 2018.
4.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия
(Мультимедийные пособия).
5.
В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М:
Просвещение, 2003
6.
Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы:
В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2019
7.
Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник
упражнений.- М: Просвещение, 2018
8.
В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по
литературе. 6 класс.-М: Просвещение, 2002
9.
Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные
произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2017
Интернет-ресурсы:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Планируемые результаты освоения предмета «литература» в 6 классе
1) формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим,
Личностные
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
результаты
сознанием, чувством патриотизма;
2)развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
3)постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма.
Метапредметные 1)поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;овладение
результаты
возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном
тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного
текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
2)овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию
из различных источников, включая Интернет и др.);
3)использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

11

Предметные
результаты

1)работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из
литературных родов и жанров;
2)выявлять авторскую позицию;
3)выражать свое отношение к прочитанному;
4)выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
5)владеть различными видами пересказа;
6)строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
7)участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументированно отстаивать свою.

Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне
основного общего образования предполагает:
1.
Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации
познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность
учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности
(организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и
гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования
учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
5.
Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок
учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и
оценивание друг друга учащимися).
6.
Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик»,
регулирование учителем отношений между учащимися).
Реализация программы воспитания
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Воспитание духовнонравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания,
чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной
культуры.

12

п/п

1

2

3

4

5

6

7

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
Модуль воспитательной программы
Наименование
Количе В
том
«Школьный урок»
раздела,
ство
числе
темы
часов
Контро
Р/Р (из
льные
них
диктант изложе
ы
/ ния,
тесты
сочинен
ия)
Введение
День знаний.
1
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок
подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций).
Устное
День солидарности в борьбе с терроризмом.
4
1
народное
Международный день распространения
творчество
грамотности.
Организация наставничества успевающих
обучающихся над неуспевающими.
День единства народов Дагестана
Из
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
2
древнерусской (приуроченный ко Дню гражданской обороны
литературы
Российской Федерации)
Вовлечение учащихся в конкурсную активность,
олимпиады Международный день школьных
библиотек (четвертый понедельник октября)
День народного единства
Из русской
Международный день толерантности
4
1
литературы
XVIII века
Из русской
День матери в России
48
4
3
литературы
Инициирование и поддержка исследовательской
XIX века
деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов Международный
день инвалидов
День российской науки
Международный день родного языка
День защитника Отечества Всероссийский
открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
празднованию Всемирного дня гражданской
обороны)
Из русской
Международный женский день
30
1
3
литературы
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день
XX века
пожарной охраны)
Международный день семьи
Зарубежная День славянской письменности и культуры
10
литература
Повторение
3
1
Итого
102
8
6

13

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п

1

Тема урока

Количес
тво
часов

Художественное произведение. Содержание и форма. День знаний.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного
рода чрезвычайных ситуаций) (1 сентября)
Обрядовый фольклор.
Пословицы и поговорки. День солидарности в борьбе с терроризмом (3сентября)
Загадки.
Контрольная работа по теме «Устное народное творчество». Международный день
распространения грамотности (8 сентября)
Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и
вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях.
Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.
День единства народов Дагестана (15 сентября)
Басни И.А. Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик».
И.А. Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект.
Проверка техники чтения.
Контрольная работа по теме «Басня».
А.С. Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Организация наставничества успевающих
обучающихся над неуспевающими (в течение года)
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы.
Стихотворение А.С. Пушкина И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.

1

Лирика А.С. Пушкина. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации) (4 октября)
16-17 А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка».
18
«Барышня - крестьянка». Образ автора –повествователя.

1

2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
13
14
15

Календарные
сроки
план
факт

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

2
1

14

19
20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский»
Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады (в течение года)
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С. Пушкина
«Дубровский».
Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) (25 октября)
Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Защита чести, независимости личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Художественное произведение. Содержание и форма. День народного единства (4 ноября)
Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Международный день толерантности (16 ноября)
Авторское отношение к героям повести «Дубровский».
Контрольная работа по повести А.С. Пушкина «Дубровский».
М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов (в течение года)
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».
Письменный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова (по выбору).
И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя. День матери в России (26 ноября)
Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»
Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки
охотника»
Ф.И. Тютчев. Литературный портрет поэта. Международный день инвалидов (3 декабря)

1
1

Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стихотворениях Ф.И.
Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»
Земная обречённость человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поля коршун поднялся…»

1

2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

15

45

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё
майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
46
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета.
47
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
48
Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная
дорога».
49-50 Своеобразие языка и композиции стих-я «Железная дорога» Н.А. Некрасова.
«Поэт печали и гнева народного». Сочинение на тему «Народная доля в стихотворении
Н.А.Некрасова «Железная дорога»
51
Контрольная работа по произведениям поэтов 19 века.
52
Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя.
53
Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша».
54
Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»
55
Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С. Лескова
56
Контрольная работа по сказу Н.С. Лескова «Левша»
57
А.П. Чехов. Устный рассказ о писателе.
58
Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
59
Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали.
60
Я.П .Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и
мироощущения в стихотворениях о родной природе.
61
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности
пейзажной лирики.
62
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Проект
63
Контрольная работа по стихотворениям поэтов 19 века.
64
А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».
День российской науки (8 февраля)
65
Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».
66
Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
67
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса».

1

68
69

1
1

Душевная чистота главных героев в повести А.С. Грина «Алые паруса».
Отношение автора к героям повести А.С. Грина «Алые паруса».

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16

70
71
72
73

А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. Международный день родного языка (21 февраля)
«Неизвестный цветок» А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас.
«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. День защитника Отечества (23 февраля)
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стихотворениях о
войне
74
Д.С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний.
75
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с
розовой гривой».
76
Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня
гражданской обороны) (1 марта)
77
Контрольная работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
78
Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».
79
Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».
Международный женский день (8 марта)
80
Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Проект
81
А.А.Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.
82-83 С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с
эмоциональным состоянием лирического героя.
А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»
84
Человек и природа в тихой лирике Н.М.Рубцова.
85
Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов 20 века.
86
Особенности шукшинских героев - «чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики».
87
Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина
88
Влияние учителя на формирование детского хар-ра в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг
Геракла».
89
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг
Геракла».
90-91 Подготовка и написание классного сочинения по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева,
Ф.А.Искандера (по выбору).
92
Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1

17

93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема
бессмертия народа.
Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия».
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) (30апреля)
Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе»
«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы.
Международный день семьи (15 мая)
М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот».
«Дон Кихот»»: нравственный смысл романа.
Мастерство М.Сервантеса – романиста. «Дон Кихот».
День славянской письменности и культуры (24 мая)
Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео
Фальконе».«Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства.
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Вечные истины в
сказке.
Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».