РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС

1

Пояснительная записка
Примерная программа по литературе 7 класс для основной школы составлена на
основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются
основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных
действий для общего образования, преемственность с примерными программами для
начального общего образования. В «Пояснительной записке» раскрываются особенности
каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными
документами и содержанием программы для начального образования; дается общая
характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание
уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических
задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения
обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных
видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего
образования. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет
особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего
образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях —
личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты
обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной,
ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно
связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных
источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует
пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет
собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это
искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического,
историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается
изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература —
литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11
классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
2

12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие
аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие.
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы,
однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и
систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов,
связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох,
направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на
осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного
образования.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
«Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего
образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644, 02 31 12.2015 №1577.
 Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 по
оснащению
общеобразовательных
учреждений
учебным
и
учебно-лабораторным
оборудованием, необходимым для реализации ФГОС.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)
от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №
253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями, внесенными
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. №
576; от 28 декабря 2015 г. № 1529; от 26 января 2016 г. № 38; от 21 апреля 2016 г. № 459; от 29
декабря 2016 г. № 1677; от 8 июня 2017 г. № 535; от 20 июня 2017 г. № 581; от 5 июля 2017 г.
№ 629.
 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин модулей) в
общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (письмо Министерства образования и
науки Республики Дагестан.
 Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Многопрофильный лицей №5».
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе Закона РФ «Об
Образовании», федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.
Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2012. Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П.,
Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2012.
3

Количество часов по программе общеобразовательных учреждений «Литература»
под редакцией В.Я. Коровиной – 70 часов; в неделю – 2 часа.
Промежуточные формы аттестации:
1. сочинение;
2. тестирование;
3. контрольные вопросы;
4. написание отзывов о произведениях;
5. самостоятельная работа;
6. анализ произведения.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
1.
Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил.
на электрон. носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение,
2019.
2.
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей.
3.
Раздаточный материал по темам курса.
4.
Репродукции картин художников.
5.
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDPОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2019
Технические средства обучения:

интерактивная доска;

ноутбук;

мультимедийный проектор;
Литература
1.
. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с
прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2019.
2.
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по
литературе. 7 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2016.
3.
Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11- классы
(базовый уровень). / под ред. В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2019
4.
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.Я.Коровина
(и др.); под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2019.
5.
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по
литературе. 7класс. - М.: ВАКО, 2018
6.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9
классы. - М.: Дрофа, 2016.
7.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по
литературе. 7 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М.: ВАКО, 2015.
Интернет-ресурсы:
1.
http://www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
2.
http://www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
3.
http://www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикой».
4.
http://www.slovari.ru Электронные словари.
5.
http://www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
4

6.
http://www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор».
7.
http://www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
8. http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
9.
http://school-collection.edu.ru Каталог единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов
Планируемые результаты освоения предмета «литература» в 7 классе
1.
Воспитание российской гражданской идентичности:
Личностные
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
результаты
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и чело-вечества, усвоение гуманистических ценностей
многонационального российского обще-ства, воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучаю-щихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
3.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира,
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
6.
Развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в
процессе образовательной, обще-ственно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
8.
Формирование основ экологической культуры на основе
признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружаю-щей среде;
9.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое
5

отношение к членам своей семьи;
10.
Развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
Метапредметн
ые результаты ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности;
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернатив-ные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познава-тельных задач;
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответ-ствии с
изменяющейся обстановкой;
• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифици-ровать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавли-вать причинно-следственную
связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
• Смысловое чтение, умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группах, находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом
интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуника-ции для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
•Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского
Предметные
фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
результаты
литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы
народов России и зарубежной литературы;
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявления зало-женных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
Умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и
формулировать тему, идею, нрав-ственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
Определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в
6

раскрытии идейно-художественного содержания произведения
(элементы филологического анализа), владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
• Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской
литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
• Формирование собственного отношения к произведениям
литературы, их оценка;
• Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные
литературные произведения;
• Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• Восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• Умение пересказывать прозаические произведения или их
отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из
текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• Написание изложений и сочинений на темы, связанные с
тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и
домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы;
• Понимание образной природы литературы как явления
словесного искусства, эстетическое восприятие произведений
литературы, формирование эстетического вкуса;
• Понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных средств в создании художественны
образов литературных произведений.Важнейшее значение в
формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями
имеет художественная литература. Курс литературы в школе
основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы
и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления
историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и
истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать
художественные произведения.
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного
общего образования предполагает:
1.
Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации
познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебнопознавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности
(организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и
гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования
учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем,
обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг
друга учащимися).
7

6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование
учителем отношений между учащимися).
Реализация программы воспитания
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Воспитание духовно-нравственной
личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
№
п/п

Наименован Модуль воспитательной
ие
темы, «Школьный урок»
раздела

1

Введение

2

Устное
народное
творчество

3

Из
древнерусс
кой
литературы
Из
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
литературы (приуроченный ко Дню гражданской
18 века
обороны Российской Федерации)
Вовлечение учащихся в конкурсную
активность, олимпиады
Из
Международный день школьных
литературы библиотек (четвертый понедельник
19 века
октября)
День народного единства
Международный день толерантности
День матери в России
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими

4

5

программы Кол-во В том числе
часов
Контроль Р/Р (из них
ные
изложения,
диктанты/ сочинения)
тесты
День знаний.
1
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(урок подготовки детей к действиям в
условиях различного рода
чрезвычайных ситуаций).
День солидарности в борьбе с
5
1
терроризмом.
Международный день распространения
грамотности.
Организация наставничества
успевающих обучающихся над
неуспевающими.
День единства народов Дагестана
2
1

3

1

33

1

8

6

7

8

индивидуальных и групповых
исследовательских проектов
Международный день инвалидов
Вовлечение учащихся в конкурсную
активность, олимпиады
Организация наставничества
успевающих обучающихся над
неуспевающими
День российской науки
Международный день родного языка
День защитника Отечества
Из русской Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
литературы (приуроченный к празднованию
20 века
Всемирного дня гражданской обороны)
Международный женский день
Вовлечение учащихся в конкурсную
активность, олимпиады
Из
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
зарубежной (день пожарной охраны)
литературы Международный день семьи
День славянской письменности и
культуры
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов
Резервные
ИТОГО

20

2

4

1

2
70

7

9

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
Календарно-тематическое планирование
№

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

Тема

Кол. Календарные
час. сроки
пла факт
н
1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
День знаний. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций) (1 сентября)
Устное народное творчество. Предания как поэтическая автобиография народа.
1
День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября)
Былины. «Вольга и МикулаСелянинович». Образ главного героя как отражение нравственных
идеалов русского народа.Международный день распространения грамотности(8 сентября)
Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.
Р.р.Классное сочинение. Написание своей былины.День единства народов Дагестана (15сентября)
Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев.
Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и
книгам». Проверка техники чтения.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности.
Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года)
Из русской литературы 18 в.М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека.
Литературное творчество М.В.Ломоносова.
Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.
Из русской литературы 19 в. А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте.
Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны
Российской Федерации) (4 октября)
«Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I.
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.
Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена.
Проза А.С. Пушкина.«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
10

17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады (19.10.2021)
Р.р. Классное сочинение. «Образ Самсона Вырина в повести».
М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.
Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) (25 октября)
Картины быта 16 века.Их значение для понимания характеров.Нравственный поединок героев поэмы.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям.
Р.р.Классное сочинение по «Песне...».
Вн.чт. А.Толстой «Князь Серебряный». Историческое прошлое в поэме Лермонтова и в романе.
День народного единства (4 ноября)
Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести
Тарас Бульба и его сыновья.
Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Международный день толерантности (16 ноября)
Р.р.Анализ эпизода «Осада польского города Дубно».
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов (в течение года)
Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7 - 8).
Р.Р.Характеристика литературного героя.Противопоставление Остапа Андрию. День матери в
России (26 ноября)
Вн.чт. Н.В.Гоголь «Страшная месть». Патриотический пафос и фантастические образы повести.
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как
произведение о бесправных и обездоленных.
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.
Международный день инвалидов (3 декабря)
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.
H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».
М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Страшная сила
сатиры.
Вн.чт.М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.
Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения.

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
11

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.
И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры».
Вн.чт. И.А. Бунин «Лапти». Нравственныйсмысл рассказа.
М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
День российской науки (8 февраля)
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.
Р.р.Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького«Детство»
«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей.
Международный день родного языка (21февраля)
В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
День защитника Отечества (23 февраля)
В.В. Маяковский«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
Л.Н. Андреев «Кусака».Нравственные проблемырассказа.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня
гражданской обороны) (1 марта)
А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.
Международный женский день (8 марта)
Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике.
Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества.
Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы
рассказа.
Е.И. Носов «Кукла».Нравственные проблемырассказа.
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерилонравственности человека.
«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе.
А.Т. Твардовский.Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.
Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.
Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда».
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) (30 апреля)
Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел …
Из зарубежной литературы. Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность».
Международный день семьи (15 мая)
Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

66
67
68
69
70

0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.
Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.
«Человек,любящий и умеющий читать, счастливый человек» (К. Паустовский).
День славянской письменности и культуры (24 мая)
Резервные

1
1
1
2

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».