РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с
основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я.
Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.:
Просвещение, 2015).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений
оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
•
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства
слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности,
планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать
необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным
учреждением основной образовательной программы основного общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования;
•
обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьмиинвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала
3

школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на
знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию
необходимых условий для ее самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
•
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной
образовательной программы с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей,
детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных
склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно
полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей
образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды, школьного уклада;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
•
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная
ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
•
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского
гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие
на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного
и социального развития обучающихся;
•
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при
построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
4

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к
художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с
точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой
литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том,
чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную
правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретация произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними;
• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении государственного образовательного стандарта
основного общего образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644, 02 31 12.2015 №1577.

Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием, необходимым для реализации ФГОС.

Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
(Минпросвещения России) от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с
изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской
Федерации от 8 июня 2015 г. № 576; от 28 декабря 2015 г. № 1529; от 26 января 2016 г.
5

№ 38; от 21 апреля 2016 г. № 459; от 29 декабря 2016 г. № 1677; от 8 июня 2017 г. № 535;
от 20 июня 2017 г. № 581; от 5 июля 2017 г. № 629.

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
•
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
модулей) в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (письмо
Министерства образования и науки Республики Дагестан.
•
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Многопрофильный лицей №5».
Общая характеристика учебного предмета
В
9
классе
начинается
линейный
курс
на
историко-литературной
основе(древнерусская литература – литература 18 в. – литература первой половины 19 в.),
который будет продолжен в старшей школе. В этом классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет углубление понимания
содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее
привлекаются критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы,
более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность
учащихся. Содержание литературы в 9 классе — начало курса на историко-литературной
основе.
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к
древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка
художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции
слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет
собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает
это искусство.
Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического,
историко-хроноло-гического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной
литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание,
великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни
писателя и читателя и т. д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе — литература и ее роль в
духовной жизни человека.
В программе соблюдена системная направленность - курс 9 класса представлен
разделами:
1. Древнерусская литература.
2. Русская литература XVIII века.
3. Русская литература XIX века.
4. Русская литература XX века.
5. Зарубежная литература.
6. Обзоры.
7. Сведения по теории и истории литературы.

6

В разделах 1-6 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие
аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие.
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании
учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента
государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на
развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы,
доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельного чтения.
Место предмета в учебном плане
Данная программа сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей
развития девятиклассников и уровня их подготовленности. Рассчитана на 3 часа в
неделю и составляет в полном объеме 99 ч.
Формы аттестации:

промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и
письменный), анализ эпизода, характеристика героя, сочинение на основе литературного
произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы разного вида (подробные, сжатые,
выборочные, аналитические), составление плана, тест, включающий задания с выбором ответа,
с кратким ответом, презентация, проект.
итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест,
включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность
учащегося, теоретико-литературные знания.
Содержание учебного курса
Введение (1 ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.Шедевры родной литературы.
Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой
читательской самостоятельности.Теория литературы. Литература как искусство слова
(углубление представлений).Знать основные признаки понятий: художественный образ и
художественная литература. Литературный характер, литературный тип. Уметь
конспектировать статью учебника и лекцию учителя.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.
Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы
последующих веков.Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.Знать
характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности
композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц;
жанровые особенности.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (8 ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского
классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор
русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного
сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им7

ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и
просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог
и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»
Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга
в
Москву».
(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика
крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и
его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы.
Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.Повесть «Бедная Лиза»,
стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести
«Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.
Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Знать
наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и
творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции
и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных
действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных
произведений в литературно-критических статьях.Уметь анализировать произведение с учетом
его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному
из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную
роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительновыразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания
произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях;
выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания.
Промежуточные формы аттестации:
1. зачет;
2. сочинение;
3. тестирование;
4. контрольные вопросы;
5. написание отзывов о произведениях;
6. самостоятельная работа;
7. анализ произведения;
8. доклады, сообщения.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
1.
Литература 9 класс Учебник для общеобразовательных организаций В двух
частях Под редакцией В. Я. Коровиной Москва «Просвещение» 2020
2.
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей.
3.
Раздаточный материал по темам курса.
4.
Репродукции картин художников.
8

5.
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDPОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2019
Технические средства обучения:

интерактивная доска;

ноутбук;

мультимедийный проектор;
Литература
1. Литература 9 класс Учебник для общеобразовательных организаций В двух частях Под
редакцией В. Я. Коровиной Москва «Просвещение» 2020
2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 9
класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2012.
3. Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 9 класс» (Электронный
ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014
4. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11- классы (базовый
уровень). / под ред. В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.
5. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.Я.Коровина
(и др.); под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.
1. Интернет-ресурсы:
1.
http://www.fplib.ru/Русская поэзия XIX и XX веков
2.
http://litera.edu.ru/Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала
3.
http://metlit.nm.ru/Методика преподавания литературы.

Планируемые результаты освоения предмета «литература» в 9 классе
1) Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю,
Личностные
российский народ, становление гуманистических и демократических
результаты
ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного
взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям
иной национальной принадлежности;
9

6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные 1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
результаты
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления
информации о книгах;
6)
активное
использование
речевых
средств
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с
целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и
письменной формах;
9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
1) Понимание литературы как явления национальной и мировой
Предметные
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
результаты
10

традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа
художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое),
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую
аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять
простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно -познавательных, учебных и художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами
письменной речи (повествование - создание текста по аналогии,
рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика
героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного
опыта. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного
общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной
деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебнопознавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности
(организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и
гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования
учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем,
обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг
друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование
учителем отношений между учащимися).
11

Реализация программы воспитания
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Воспитание духовно-нравственной
личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
№ п/п

Содержание Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

Кол-во
часов

1

Введение.

1

2

3

4

5

6

День знаний.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(урок подготовки детей к действиям в
условиях различного рода
чрезвычайных ситуаций).
Литература День солидарности в борьбе с
Древней
терроризмом. Международный день
Руси
распространения грамотности.
Организация наставничества успевающих
обучающихся над неуспевающими.
День единства народов Дагестана
Русская
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
литература (приуроченный ко Дню гражданской
ХVIII века обороны Российской Федерации)
Вовлечение учащихся в конкурсную
активность, олимпиады Международный
день школьных библиотек (четвертый
понедельник октября)
День народного единства
Из русской Международный день толерантности
литературы
I половины
ХIХ века
А.С.Грибое День матери в России
дов «Горе от Инициирование и поддержка
ума»
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов
Международный день инвалидов
Творчество
А.С.Пушки
на

В том
числе
развитие
речи

4

9

1

4

6

2

15

3

12

7

8

9

10

11

12

13

14

Творчество
М.Ю.Лермон
това
Творчество
Н.В.Гоголя

День российской науки
Международный день родного языка
День защитника Отечества
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный к празднованию
Всемирного дня гражданской обороны)
Международный женский день
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(день пожарной охраны)

Русская
литература
второй
половины
ХIХ века
Русская
литература
ХХ века.
Проза
Русская
Международный день семьи
литература
День славянской письменности и культуры
ХХ века.
Поэзия
Из
зарубежной
литературы
Итоговые
занятия по
курсу 9
класса.
Выявление
уровня
литературног
о развития
учащихся.
Итого

11

9

2

11

9

1

12

1

7

2

99

10

13

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
Календарно-тематическое планирование
№
п/
п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

Тема урока

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
День знаний. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в
условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) (1 сентября)
Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший
памятник древнерусской литературы.
Русская история в «Слове…»
День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября)
Художественные особенности «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.
Классицизм в русском и мировом искусстве.
Международный день распространения грамотности (8 сентября)
М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин. Ода «Вечернее размышление…».
Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. День единства народов Дагестана (15 сентября)
Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из
Петербурга в Москву». Проверка техники чтения.
Обличение произвола и беззакония российской действительности в «Путешествии из
Петербурга в Москву».
Сентиментализм. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - начало русской прозы.
«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма. Организация
наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года)
Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного
читателя» (на примере одного-двух произведений).
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и
реализме. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации) (4 октября)
Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» В.А.Жуковский.

Количест
во часов

Календарные
сроки
План
Факт

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
14

16
17
18
19
20
21-22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана».
Романтическая лирика начала века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский,
К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский).
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
Знакомство с героями комедии «Горе от ума».Анализ первого действия.
Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады (19 октября)
Фамусовская Москва в комедии «Горе т ума». Анализ второго действия.
Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и
четвертого действий.
Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Международный день школьных библиотек
(четвертый понедельник октября) (25 октября)
Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по
комедии «Горе от ума».
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина.
День народного единства (4 ноября)
Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина.

Сочинение по творчеству А. С. Пушкина
Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…»,

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

«Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»).
Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…»
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»).
Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова М.Ю.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор
содержания
Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
«Душа Печорина не каменистая почва…»
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Слово о Н.В.Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы.
Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» .Образы помещиков в «Мертвых душах»
«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души».
Пороки чиновничества
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.
Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Портрет»
Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Патриархальный мир и угроза его распада в пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок».
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».
Внеклассное чтение «Свои люди-сочтемся!»
Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».
День российской науки (8 февраля)
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».
Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой в
повести Л.Н.Толстого «Юность».
Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».
Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска».
Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

70
71
72
73
74-75
76
77
78
79

80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94

изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века»
Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений.
Международный день родного языка (21 февраля)
История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи».
Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи».
День защитника Отечества (23 февраля)
Русская поэзия Серебряного века
Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока.
Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны) (1 марта)
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.
Слово о поэте. В.Маяковский. Международный женский день (8 марта)
Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие
стиха. Словотворчество Подготовка к домашнему сочинению по произведениям поэтов
Серебряного века
М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество
Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика,
сатира, гротеск и их художественная роль в повести.
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии
Цветаевой
Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».
Слово о поэте. А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике поэта
Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэзии А.А.Ахматовой.
Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти
в лирике Н.А.Заболоцкого. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова.
Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека».
Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе.
Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского.
Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне.
Внеклассное чтение «А зори здесь тихие» или В.В.Быков. «Сотников», «Обелиск».
Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»).

1
1
1
1
2
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

95
96
97
98
99

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) (30 апреля)
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков
«Божественная комедия» Данте Алигьери.
Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в
трагедии У.Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Трагедия И.В.Гете «Фауст». Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии
И.В.Гете «Фауст». День славянской письменности и культуры (24 мая)
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоговый тест. Литература для чтения
летом.

1
1
1
1
1

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».