РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса основной
общеобразовательной школы составлена к учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова,
Л.Ю. Максимова, Л.А.Чешко и др. (учебник для общеобразовательных организаций. М.:
Просвещение, 2019.)
Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
 развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и
саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
 освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
 овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные
разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами
общения;
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса
русского языка в выпускном классе по данной программе сводятся к следующему:
- развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию
и социальной адаптации;
- на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о
языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах
общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в
соответствии с условиями и задачами общения;
- развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении государственного образовательного стандарта
основного общего образования» с изменениями,
внесенными приказами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644,
02 31 12.2015 №1577.
 Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения
России) от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
3

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования», с изменениями, внесенными приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576; от 28 декабря
2015 г. № 1529; от 26 января 2016 г. № 38; от 21 апреля 2016 г. № 459; от 29 декабря
2016 г. № 1677; от 8 июня 2017 г. № 535; от 20 июня 2017 г. № 581; от 5 июля 2017 г.
№ 629.
 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010
No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
модулей) в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (письмо
Министерства образования и науки Республики Дагестан.
 Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Многопрофильный лицей №5».
Место учебного предмета
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет русский язык в 9
классе отводится __3 часа в неделю, 99 часов в год.
Выпускник научится:
· владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
· владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
· владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
· адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
·
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
· создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
· использовать знание алфавита при поиске информации;
· различать значимые и незначимые единицы языка;
· проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
· классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
· членить слова на слоги и правильно их переносить;
· определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
4

· опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
· проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
· проводить лексический анализ слова;
· опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
· опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
· проводить морфологический анализ слова;
· применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
· опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
· анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
· находить грамматическую основу предложения;
· распознавать главные и второстепенные члены предложения;
· опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
· проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
· соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
· опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания;
· опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
· использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
· анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
· оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
· опознавать различные выразительные средства языка;
· писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
·
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
· характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
· использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков
являются: входной контроль в начале и в конце триместра; текущий — в форме
5

устного,
фронтального
опроса,
контрольных,
словарных
диктантов,
предупредительных,
объяснительных,
комментированных,
выборочных,
графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта
«Проверяю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных
работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ,
практических работ (практикумов), контрольных изложений, контрольных
сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и
пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора
(фонетический,
лексический,
словообразовательный,
морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за
речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим
его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными
информационными
источниками: учебно-научными текстами, справочной
литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в
электронном виде); итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный
диктант, комплексный анализ текста.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Международное значение русского языка (1 ч.): Роль русского языка в
современном мире, причины его авторитета. Международное значение русского
языка. Понятие о богатстве, образности русского языка как языка художественной
литературы.
Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч. + 5ч.): Звуки русского языка, их
классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы
письма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы.
Фразеологизмы. Р/р Сжатое
изложение «Много
ли
слов
в
русском
языке?» Морфемы; морфемный и словообразовательный разбор. Способы образования
слов. Морфемы, передающие информацию о слове, определение основных способов
словообразования. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Р/р Сочинение
по картине В.Васнецова «Баян» Опознавательные признаки словосочетания, средства
синтаксической связи в словосочетаниях, опознавательные признаки предложения,
отличие предложения от словосочетания. Грамматическая основа. Главные и
второстепенные члены предложения. Текст. Стили текста. Изобразительно-выразительные
средства языка. Р/р Устное описание человека (портрет) Повторение орфограмм и
пунктограмм, изученных в 5-8 классах. Проверка усвоения материала, изученного в 5-8
классах. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».
Раздел 3.Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (2ч.+1ч.) Понятие
сложное предложение. Общее представление об основных видах сложных предложений и
способах связи между ними. Союзные( сложносочиненные предложения и
сложноподчиненные
предложения)
и
бессоюзные
предложения. Понятие
о
сложносочинённом предложении. Понятие о сложноподчиненном предложении. Главное
и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного
предложения с главным. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы.
Конспект.
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (5ч. + 1 ч.): Три
группы сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения с союзами
(соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки
препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы
сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Постановка знаков
препинания в ССП предложении. Составление схем предложений. Р/р Рецензия на
литературное произведение, спектакль, кинофильм. Повторение и обобщение по теме
6

"Сложносочиненные предложения". Синтаксический и пунктуационный разбор
сложносочиненного предложения. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое
предложение».
Сложноподчинённые предложения (23 ч. + 5 ч.): Союзы и союзные слова как
средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном
предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Схематическое
изображение
строения
сложноподчиненного
предложения.
Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные
группы
сложноподчинённых
предложений: Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
определительными. Отличие
определительных
придаточных и местоимённо-определительных. Р/р Изложение по теме «Прототипы
образа
Чацкого».
Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
изъяснительными. Словарный
диктант.
Контрольная
работа по
теме
«Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
определительными
и
изъяснительными». Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа
действия и степени, места, времени. Р/р Сжатое изложение «Средняя полоса
России». Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края. Сложноподчинённые
предложения с придаточными условия, причины, цели. Придаточные предложения
сравнительные, уступительные . Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и
внимательно читать?». Текст. Типы речи, рассуждение. Прямое доказательство и
доказательство от противного. Придаточные предложения следствия. Повторение по теме
«Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
обстоятельственными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок, допущенных в контрольной
работе.
Сложноподчиненные
предложения
с
придаточными
присоединительными. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с
придаточными присоединительными, их текстообразующая роль. Синтаксический и
пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Р/р Сообщение на
лингвистическую тему.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.(5ч.+4ч.)
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими
придаточными и пунктуация в них. Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов
А.С.Пушкина (упр.241) Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики
двух портретов А.С.Пушкина. Последовательное подчинение. Параллельное подчинение.
Однородное подчинение. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр.
244). Р/р Деловые
бумаги. Официально-деловой
стиль.
Заявление.
Автобиография. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение».
Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. Контрольный диктант по
теме: «Сложноподчинённое предложение».
Бессоюзные сложные предложения (8 ч. + 3 ч.):
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения в бессоюзных
сложных предложениях. Отделительные знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях со
значением перечисления. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением
причины, пояснения, изъяснения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных
предложений со значением изъяснения, их текстообразующая роль. Тире в бессоюзном
сложном предложении со значением времени и условия, следствия и
противопоставления. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания
портрета. Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. Р/р
Реферат. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и
7

пунктуации в них. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного
предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Сложные предложения с различными видами связи (5 ч. + 3 ч.):
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и
пунктуация в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи
сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный
разбор сложного предложения с различными видами связи. Р/р Подготовка к
написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» Р/р. Написание
сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?». Авторские знаки препинания. Р/ р
Сжатое изложение.
Раздел 4. Общие сведения о языке (3 ч.+1ч.)
Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык – средство общения и
познания. Язык как исторически развивающееся явление. Русский язык как национальный
язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.
Место русского языка среди языков мира. Языковые контакты русского языка. Русский
язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская
письменность. Изменения в словарном составе языка, его грамматике и фонетике.
Русский литературный язык и его стили. Разговорная речь. Научный стиль.
Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Язык художественной литературы.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота,
выразительность русского языка. Р/р. Сжатое изложение
Раздел 5. Повторение.( 17 ч + 2 ч.)
Систематизация изученного по следующим разделам языка: фонетика, графика,
орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология.
Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Имя существительное. Имя
прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Р/р
Изложение с элементами сочинения .Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз.
Частица. Синтаксис. Пунктуация. Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным
человеком?» Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и
восклицательный знаки, многоточие. Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки.
Кавычки. Контрольный тест по теме «Употребление знаков препинания». Итоговое
тестирование
№ 2 по курсу русского языка 5-9 классов. Анализ ошибок.
Промежуточные формы аттестации:
1. зачет;
2. словарный диктант;
3. контрольный диктант;
4. изложение;
5. сочинение;
6. различные виды разборов;
7. доклады, рефераты, сообщения;
8. результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
1. С.Г.Бархударов,С.Е.Крючков,Л.Ю.Максимов,Л.А.Чешко идр.
9 класс: Учебник для
общеобразова-тельных организаций. М.: «Просвещение», 2019.

2. Раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
8

3. Таблицы по темам: «Синтаксис», «Фонетика», «Лексика»,
«Морфология», «Орфография».

«Морфемика»,

Технические средства обучения:

интерактивная доска;

ноутбук;

мультимедийный проектор;
Литература
1. С.Г.Бархударов,С.Е.Крючков,Л.Ю.Максимов,Л.А.Чешко идр.
9 класс: Учебник
для общеобразова-тельных организаций. М.: «Просвещение», 2019.
2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект –
М.: Просвещение, 2015.
3. Г.И.Богданова. Уроки русского языка 9 классе. Книга для учителя. М.,
Просвещение, 2012.
4. А.Б. Малюшкин. Тестовые задания 9 класс. ТЦ «Сфера», Москва, 2002.
5. Итоговые диктанты по русскому языку 5-9 классы. «Экзамен», Москва, 2015.
6. Г.Е.Фефилова. Русский яз. 9 кл. 1 и 2 полугодие планы- конспекты уроков. Ростовна-Дону. « Феникс», 2017
7. Н.В.Егорова .«Поуроч-ные разработки по русскому языку. Универсальное
пособие». ВАКО, 2006
8. Т. В.Раман. «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. к учебн.
С. Г.Бархударова и др. «Русский язык 9 класс».М., Просвещение, «Экзамен», 2006
Интернет-ресурсы:
1. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
2. Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по
орфографии) http://yamal.org/ook/
3. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
4. Правила русской орфографии и
пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
5. Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
6. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и
пунктуации
7. Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
8. Основные правила грамматики русского
языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
9. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
10. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
11. Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
12. Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
13. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
14. Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
15. Русский язык и культура
речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
16. Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Личностные
результаты

Планируемые результаты освоения русского языка в 9 классе
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
9

Метапредметн
ые результаты

моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
1)
владение
всеми
видами
речевой
деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной
информации);
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной
в
результате
чтения
или
аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых
средств;
говорение
и
письмо:
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;
сочетание
разных
видов
диалога);
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные
тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни;способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
(на
уроках
иностранного
языка,
литературы
и
др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого10

Предметные
результаты

либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
1.
представление об основных функциях языка, о роли русского
языка как национального языка русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о
связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2.
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и
его роли в образовании в целом;
3.
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4.
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её
основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили,
язык
художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки
и особенности употребления в речи;
5.
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; использование их в своей речевой практике при
создании устных и письменных высказываний;
6.
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7.
проведение различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков
и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям
языка,
особенностей
языкового
оформления,
использования выразительных средств языка;
8.
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9.
осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.

Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне
основного общего образования предполагает:
1.
Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации
познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность
учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
11

3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности
(организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и
гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования
учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
5.
Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок
учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и
оценивание друг друга учащимися).
6.
Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик»,
регулирование учителем отношений между учащимися).
Реализация программы воспитания
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Воспитание духовнонравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания,
чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной
культуры.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
№
п/п

2

3

4

5

Наименовани
е
раздела,
темы

Модуль
воспитательной
«Школьный урок»

программы Количес В том числе
тво
Контрол Р/Р (из
часов
ьные
них
диктант сочинен
ы/тесты ия,
изложен
ия
Введение
День знаний. Всероссийский открытый урок 1
«ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в
условиях
различного
рода
чрезвычайных
ситуаций).
Повторение День солидарности в борьбе с терроризмом.
18
3
3
изученного в Международный
день
распространения
5-8 классах
грамотности.
Организация
наставничества
успевающих
обучающихся над неуспевающими.
День единства народов Дагестана
Сложное
Всероссийский
открытый
урок
«ОБЖ» 8
2
предложение. (приуроченный ко Дню гражданской обороны
Культура
Российской Федерации)
речи
Вовлечение учащихся в конкурсную активность,
олимпиады Международный день школьных
библиотек (четвертый понедельник октября)
День народного единства
Сложносочин Международный день толерантности
9
1
енные
предложения
Сложноподчи День матери в России
31
4
4
12

ненные
Инициирование и поддержка исследовательской
предложения деятельности школьников в рамках реализации
ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов Международный
день
инвалидов
6
Бессоюзные Вовлечение учащихся в конкурсную активность,
сложные
олимпиады
предложения Организация
наставничества
успевающих
обучающихся над неуспевающими
День российской науки
Международный день родного языка
День защитника Отечества
7
Сложные
Всероссийский
открытый
урок
«ОБЖ»
предложения (приуроченный к празднованию Всемирного дня
с различными гражданской обороны)
видами связи Международный женский день
8 Повторение и Международный день семьи
систематизация День славянской письменности и культуры
изученного
в V – IX классах
Итого

11

1

2

11

1

3

10

1

1

99

11

15

13

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
урока

Количество
часов

Календарные
сроки
план

1 Международное значение русского языка. День знаний.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного
рода чрезвычайных ситуаций) (1 сентября)
2 Фонетика. Устное собеседование (монолог) День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября)
3-4 Входная диагностическая работа. Анализ диагностической работы.
5 Лексикология и фразеология. Международный день распространения грамотности (8 сентября)
6-7 Морфемика. Словообразование. Морфология.
8-9 Синтаксис словосочетания и простого предложения.
10 Текст День единства народов Дагестана (15 сентября)
11 РР Приёмы компрессии текста.
12-13 РР Обучающее сжатое изложение текста публицистического стиля в формате ОГЭ.
14 РР Устное собеседование (описании е фотографии)
Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года)
15 Тестирование по материалам ОГЭ.
16 Анализ тестовой работы
17 Устное собеседование (пересказ текста с включением цитаты). Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) (4 октября)
18 Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» (диктант)
19 Анализ контрольной работы.
20 Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение
21 Основные виды сложных предложений.
Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады (19 октября)
22 Союзные и бессоюзные сложные предложения.
23 РР. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы.
Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) (25 октября)
24 РР.Конспект.
25 Устное собеседование (Рассуждение).
26 Основные группы сложносочиненных предложений
27-29 ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами

1

1
2
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
14

факт

30-31
32
33
34-35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45-46
47
48
49
50
51
52-53
54
55
56
57
58
59-60
61-62
63
64
65
66
67
68

День народного единства (4 ноября)
РР Обучающее сочинение на лингвистическую тему в формате к ОГЭ .
Разделительные знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.Устное собеседование(Повествование)
Контрольная тестовая работа по теме «ССП» (по материалам ОГЭ) и ее анализ
Понятие о сложноподчиненном предложении. Международный день толерантности (16 ноября)
Знаки препинания в СПП
Союзы и союзные слова в СПП
РР Сочинение-отзыв по картине И.Тихого «Аисты». День матери в России (26 ноября)
Анализ сочинения. Устное собеседование (Рассуждение)
Роль указательных слов в СПП. Международный день инвалидов (3 декабря)
Тестовая работа по кимам ОГЭ.
Анализ тестовой работы.
Основные группы СПП по их значению.
СПП с придаточными определительными
СПП с придаточными изъяснительными.
Тесты. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады (в течение года)
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными образа действия и степени.
Сочинение-рассуждение по заданному тексту (контрольное).
Анализ сочинения-рассуждения.
СПП с придаточными условными, причины, цели, уступки и следствия
СПП с придаточными места и времени
СПП с придаточными сравнительными
РР.Мини- сочинение «Что такое подвиг?» по картине В.Фельдмана «Родина»(9.3 ОГЭ)
РР Устное собеседование (чтение и пересказ текста). День российской науки (8 февраля)
СПП с придаточными присоединительными.
СПП с несколькими придаточными и знаки препинания при них
РР Контрольное сжатое изложение и его анализ. Международный день родного языка (21 февраля)
Синтаксический и пунктуационный разборы СПП. День защитника Отечества (23 февраля)
Повторение и обобщение изученного по теме «СПП».
Работа с кимами ОГЭ.
Контрольная работа по теме «СПП». Международный женский день (8 марта)
Анализ контрольной работы
Понятие о БСП. Интонация в БСП

2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
15

69
70
71
72
73
74
75
76
77-78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

БСП со значением перечисления.
Запятая и точка с запятой в БСП
БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
Двоеточие в БСП
Контрольное подробное изложение.
Анализ изложения
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
Тире в БСП
РР Сочинение –рассуждение на основе текста и его анализ
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.Работа с кимам ОГЭ.
Контрольная работа по теме «Сложные предложения»
Анализ контрольной работы
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
РР Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
РР Анализ сочинения-рассуждения по тексту
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
Повторение изученного
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием
Анализ итогового диктанта
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.
Русский литературный язык и его стили
РР Итоговое контрольное сжатое изложение
РР Анализ сжатого изложения. Международный день семьи (15 мая)
Фонетика. Графика. Орфография
Лексикология (лексика) и фразеология. Орфография
Итоговое контрольное тестирование в формате ОГЭ
Анализ тестирования
Морфемика. Словообразование. Орфография
Морфология.Орфография
Итоговый урок

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».