РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы:
Личностные результаты освоения курса основного общего образования
отражают:
1)сформированность у обучающихся социально значимых понятий,
усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности:
- об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека
в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к
природным условиям и использовании своих знаний для построения
разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике
производственной активности и основе материального труда человека;
- о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы
и общества, о понимании этих закономерностей как условии
формирования осознанной жизненной позиции личности, её социальнополитических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;
2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об
устройстве мира и общества;
- интереса к самопознанию;
- к творческой деятельности;
- готовности к саморазвитию и самообразованию;
- способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и
информационной среде;
- освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню
развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию
обучающихся (популяризация научных знаний);
3)сформированность ответственного отношения к жизни и установки на
здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя,
наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на
физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни,
занятий физической культурой и спортом;
-навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь,
санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием;
необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред
здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде
(физическое воспитание и формирование культуры здоровья);
4)стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира
профессий,
профессиональных
предпочтений
и
участия
в
профориентационной деятельности;
-сформированность уважения к людям труда и их трудовым
достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного
отношения к личному и школьному имуществу, уважительного

отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в
социально значимом труде (трудового воспитание);
5)сформированность основ экологической культуры, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
-формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред
экологии (экологическое воспитание).
Метапредметные
Метапредметные результаты освоения курса основного общего
образования отражают:
1.

познавательными универсальными учебными действиями:

- переводить практическую задачу в учебную;
-умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее
своими
интересами,
мотивами,
учебными
потребностями,
поставленными проблемами;
-способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать
целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;
-умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения
учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;
-умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение,
исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с
поставленной учебной задачей;
-умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт,
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой; умение формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,
презентовать полученные результаты;
-умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и
термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями,
процессами окружающего мира;
-умение осуществлять логические операции по установлению
родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по
объему и содержанию;
-умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по
заданным существенным основаниям;
-умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к
понятию с большим объёмом;
-умение распознавать ложные и истинные утверждения;
-умение устанавливать существенный признак классификации,
основания
для
сравнения;
критерии
проводимого
анализа,
формулировать выводы по их результатам;

- умение приводить аргументы, подтверждающие собственное
обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;
-умение
использовать
знаково-символические
средства
для
представления информации и создания несложных моделей изучаемых
объектов;
-умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант
представления информации, а также предложенную текстовую
информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии
с поставленной учебной задачей;
-умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять
(восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе
имеющихся знаний об изучаемом объекте;
-умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
-умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его
фактическую и оценочную составляющую, представленного в
письменном источнике, диалоге, дискуссии.
2) овладение навыками работы с информацией:
-умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование,
систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее
соответствия цели информационного поиска);
- находить требуемый источник с помощью электронного каталога и
поисковых система Интернета;
-сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей
информационного поиска;
-самостоятельно формулировать основания для извлечения информации
из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая
характер полученного задания;
-овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе
разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;
-умение распознавать достоверную и недостоверную информацию;
-реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности
информации;
умение определять несложную противоречивую информацию,
самостоятельно находить способы ее проверки;
-умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую
информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
-соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях
повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
-участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование),
группировать
полученную
информацию
в
соответствии
с
предложенными критериями;
3) овладение регулятивными действиями:

-умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель,
создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной
задачи);
-умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения
учебно-познавательных задач;
-умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса
деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям;
-умение вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
-умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
данной учебной задачи;
-объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
-овладение умениями осуществлять совместную деятельность
(договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать,
контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого
этикета;
-умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в
общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к
партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;
-умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной
деятельности;
-умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога.
4) овладение коммуникативными и универсальными учебными
действиями:
-владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с
целью решения различных учебных задач, для удовлетворения
познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение
текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания;
различать основную и дополнительную информацию, устанавливать
логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять
детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
-владение умениями участия в учебном диалоге — следить
за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение
и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников диалога;
-умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать
содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;
-соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и
ситуации общения использовать средства речевой выразительности для
выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания
его эмоционального характера;

-умение формулировать собственные суждения (монологические
высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно
выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью
коммуникации и адресатом.
Предметные:
Первый год обучения.
Учащиеся должны:

перечислять основные признаки жизни (питание, дыхание,
выделение, обмен веществ и

энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие,
подвижность);

по памяти воспроизводить формулировки определений
основных признаков жизни;

по памяти воспроизводить формулировку понятия
«биология»;

перечислять разделы, входящие в состав биологии (не менее
7 разделов);

называть объекты изучения основных разделов биологии
(ботаника, зоология, анатомия, микология, бактериология, физиология,
протистология);

описывать значение биологии для повседневной жизни;

перечислять
основные
методы
изучения
природы
(наблюдение, измерение, эксперимент);

приводить примеры использования каждого метода при
изучении природы;

различать приборы и лабораторное оборудование;

называть и показывать части светового микроскопа;

описывать принцип работы светового микроскопа;

настраивать микроскоп для работы;

соблюдать технику безопасности при работе с микроскопом;

называть и показывать основные части клетки (оболочку,
цитоплазму, ядро);

приводить примеры клеток;

указывать, что новые клетки появляются в результате
деления;

называть основные элементы, входящие в состав живых
организмов (углерод, кислород, водород, азот);

называть основные неорганические вещества клетки (вода
и минеральные соли);

называть основные органические вещества клетки (белки,
жиры, углеводы);

описывать главные функции органических веществ клетки;

указывать на то, что тело бактерий состоит из одной клетки;



описывать принцип строения клетки бактерий (отсутствие



различать формы клетки бактерий;
описывать особенности проявления признаков жизни у

ядра);


бактерий;



приводить примеры бактерий;
описывать значение бактерий в природе и жизни человека.
называть принцип строения тела гриба;
приводить примеры одноклеточных и многоклеточных



описывать особенности проявления признаков жизни у





грибов;
грибов;
приводить примеры грибов;

описывать значение грибов в природе и жизни человека;

описывать особенности строения клетки растений;

по памяти воспроизводить формулировку определения
понятия «фотосинтез»;

описывать особенности проявления признаков жизни у
растений;

описывать значение растений в природе и жизни человека;

описывать принцип строения тела простейших; приводить
примеры простейших; различать простейших на иллюстрациях;

описывать особенности проявления признаков жизни у
простейших; описывать значение простейших в природе и жизни
человека;

описывать общий план строения тела позвоночных
животных; перечислять основные группы позвоночных животных;

называть 2—3 характерные черты каждой группы
беспозвоночных животных;

приводить примеры видов беспозвоночных животных,
относящихся к каждой группе;

различать представителей основных групп беспозвоночных
животных;

описывать особенности проявления признаков жизни у
животных.

описывать общий план строения тела беспозвоночных
животных;

перечислять основные группы беспозвоночных животных;

называть 2—3 характерные черты каждой группы
позвоночных животных;

приводить примеры видов позвоночных животных,
относящихся к каждой группе;




различать представителей основных групп позвоночных

животных;


описывать особенности проявления признаков жизни у

животных;



описывать значение животных в природе и жизни человека.
перечислять среды жизни организмов;
называть особенности условий каждой из сред жизни;
приводить примеры животных, обитающих в разных средах



различать приспособления животных к различным условиям





жизни;
среды;
перечислять основные природные зоны Земли;

называть виды растений и животных, характерные для
каждой природной зоны;

описывать воздействие человека на природную среду на
различных этапах его исторического развития;

называть основные экологические проблемы современности;

описывать прямое и косвенное воздействие человека на
редкие и исчезающие виды;

приводить примеры видов, уничтоженных человеком;

приводить примеры видов растений и животных,
находящихся под угрозой исчезновения;

описывать значение биоразнообразия.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание программы 5 класс
Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства
живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа —
единое целое. Биология — система наук о живой природе. Объекты,
процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи
биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники
биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники
биологической информации: энциклопедии, словари, справочники,
определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы
данных, Интернет и др. Кабинет биологии. Лабораторное оборудование
кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии.
Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание
(религиозное,
мифологическое,
художественное).
Значение
биологических знаний для современного человека. Научный метод
изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и
фиксированные объекты. Биологический рисунок. Использование
увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой
микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание
живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания


объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов,
процессов и явлений живой природы как прием научного познания.
Принцип родства и его использование в биологических исследованиях.
Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем,
масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент
в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы
биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента.
Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы,
системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм — единое
целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов
растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как
наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы.
Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт
веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост,
развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы.
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия
жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы,
пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность
организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества.
Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление
организмов к совместному существованию в природном сообществе.
Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества,
созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и
искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна
природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть
природы. Хозяйственная деятельность человека в природе:
растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки,
градостроение и др. Охрана живой природы. Особо охраняемые
природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и
края. Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета
Земля — наш дом.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
Тематическое планирование 5 класс
№
Раздел/тема
Кол-во
часов
1
Введение в биологию
7
2

Строение и многообразие живых организмов

14

3

Организм и среда обитания

13

4

Обобщение пройденного за год

1

Итого:

35
Поурочно-тематическое планирование 5 класс

№
урока

1
2

3

4

5

6

7

Раздел, тема
урока

Колво
часо
в
Введение в биологию (7ч)
Введение
в 1
биологию.
Живая и неживая 1
природа - единое
целое

Форма
контроля

текущий
текущий

Биология-система 1
наук о живой
природе
Методы
1
исследования в
биологии

текущий

Измерения
в 1
биологических
исследованиях.
Лабораторная
работа№
1.
«Измерение
объектов».
Описание
1
результатов
исследований

текущий

Эксперимент
биологии

текущий

в 1

текущий

текущий

Строение и многообразие живых
организмов(14ч.)
текущий
8-9
2
Увеличительные
приборы
Лабораторная
работа №2.
«Устройство
увеличительных
приборов»

Характеристика основных
видов
деятельности учащихся

Определяют роль биологии
среди наук.
Объяснять,
чем
живое
отличается от неживого.
отличается
отличается отлияается от
неживого
Объясняют роль биологии в
практической деятельности
людей
Определяют
понятия
«методы
исследования»,
«наблюдение»,
«эксперимент», «измерение».
Характеризуют
основные
методы
исследования
в
биологии. Изучают правила
техники
безопасности
в
кабинете биологии
Объяснять какие методы
исследования
и
единицы
измерения,
применяются в биологии.

Определяют
понятия
«описательный
метод», «таблица», «схема»,
«диаграмма»,
«график»,
«анализ»
Объяснять
особенности биологического
эксперимента.

Определяют
понятия
«клетка»,
«лупа»,
«микроскоп»,
«тубус»,
«окуляр»,
«объектив»,
«штатив». Работают с лупой и
микроскопом,
изучают
устройство
микроскопа.

Дат
а

Клетка - основная 1
структурная
и
функциональная
единица живого
организма.
Строение клетки
Разнообразие
1
клеток
и
их
жизнедеятельнос
ть
.Лабораторная
работа№3
«Рассматривание
готовых
микропрепарато
в
клеток
растений
,животных
и
грибов»
Организм
– 1
единое целое

текущий

13

Жизнедеятельнос
ть организмов

1

текущий

14

Разнообразие
организмов

1

текущий

15

Царство
1
Бактерии:
многообразие и
значение
Царство Грибы: 2
многообразие и
значение

текущий

10

11

12

16-17

Отрабатывают
правила
работы с микроскопом
Выделяют
существенные
признаки строения клетки.

текущий

Различают на таблицах и
микропрепаратах части и
органоиды клетки.

текущий

Определяют
понятия
«организм»,
«одноклеточные»,
«многоклеточные»,
«неклеточные»
.Выделяют
уровни
организации.
Объяснять
свойства
основных
процессов
жизнедеятельности: питание,
дыхание, выделение , обмен
веществ, рост, развитие.
Объяснять принцип родства
и его использование в
биологических
исследованиях.
Выделяют
существенные
признаки бактерий

текущий

Выделяют
существенные
признаки
строения
и
жизнедеятельности грибов.
Объясняют роль грибов в
природе и жизни человека.
Различают
на
живых
объектах
и
таблицах
съедобные и ядовитые грибы.
Осваивают приёмы оказания

18

19

20

21

22

23

Царство
1
Растения.
Характерные
признаки
растений
Роль растений в 1
природе и жизни
человека. Охрана
растений
Царство
1
Животные:
многообразие и
значение

Охрана
1
животного мира
Организм и среда(13ч.)
Среды обитания 1
организмов

Экологические
1
факторы и их
влияние на живые
организмы.

текущий

текущий

текущий

текущий

текущий

текущий

первой
помощи
при
отравлении
ядовитыми
грибами.
Характеризуют разнообразие
и распространение растений.

Объясняют роль растений в
природе и жизни человека.
Находят
информацию
о растения. Красной книги
Распознавать одноклеточных
и многоклеточных животных
на
рисунках
учебника.
Характеризовать простейших
по
рисункам
учебника,
описывать
их
различие,
называть части их тела.
Сравнивать строение тела
амёбы с клеткой эукариот,
делать выводы. Называть
многоклеточных животных,
изображённых на рисунке
учебника.
Различать
беспозвоночных
и
позвоночных
животных.
Объяснять роль животных в
жизни человека и в природе.
Характеризовать
факторы
неживой
природы,
оказывающие влияние на
жизнедеятельность
животных
Находят
информацию
о животных . Красной книги
Определяют понятия «водная
среда», «наземно-воздушная
среда», «почва как среда
обитания», «организм как
среда
обитания».
Анализируют
связи
организмов
со
средой
обитания.
Характеризуют
влияние
деятельности
человека на природу
Анализируют и сравнивают
экологические
факторы.
Отрабатывают
навыки
работы с текстом учебника

Сезонные
1
изменения
в
жизни
организмов.
Экскурсия
Практическая
работа
Фенологические
наблюдения
за
сезонными
изменениями
в
природе
Природные
1
сообщества

текущий

Составляют творческий
отчёт об весенних явлениях
в жизни растений
.Вести дневник
фенологических
наблюдений.

текущий

Взаимосвязи
организмов
сообществе

1

текущий

Сообщества,
1
создаваемые
человеком
Экосистемы
1
природных
зон
Земли.

текущий

Характеризовать
разные
природные
сообщества.
Объяснять
роль
живых
организмов и круговорота
веществ
в
природном
сообществе.
Определять
понятие
«пищевая цепь». Различать
понятия
«продуценты»,» «консумент
ы», «редуценты».
Сравнивать естественные и
искусственные экосистемы.

30

Природные зоны 1
России

текущий

31

Хозяйственная
1
деятельность
человека
в
природе

текущий

32

1
Охрана
природы. Особо
охраняемые

текущий

24-25

26

27

28

29

в

текущий

Определять
понятие
«природная зона», «широтная
зональность», « высотная
поясность».
Распознавать
и
характеризовать природные
зоны России по карте,
приведённой в учебнике.
Различать
и
объяснять
особенности
животных
разных
природных
зон.
Объяснять роль Красной
книги в охране природы,
приводить примеры редких
растений
и
животных,
охраняемых государством
Характеризуют понятия :
-Хозяйственная
деятельность.
-Сельское хозяйство.
-Лесное хозяйство.
-Рыбное хозяйство
Объяснять
для
чего
создаются особо охраняемые
природные территории

33
34

35
ИТОГ
О

природные
территории.
Планета Земля - 1
наш общий дом.
Обобщение
1
пройденного по
теме: «Организм
и среда»
Подведение
2
итогов за год.
Летние задания.
35

текущий

Тематически
й контроль
Тематически
й контроль

Объяснять роль человека в
биосфере.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».