Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы: Личностные результаты освоения курса основного общего образования отражают: 1)сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности: - об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека; - о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социальнополитических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов; 2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; - интереса к самопознанию; - к творческой деятельности; - готовности к саморазвитию и самообразованию; - способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; - освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний); 3)сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; -навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья); 4)стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности; -сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание); 5)сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; -формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание). Метапредметные Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают: 1. познавательными универсальными учебными действиями: - переводить практическую задачу в учебную; -умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами; -способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма; -умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого; -умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей; -умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; умение формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты; -умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира; -умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию; -умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям; -умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; -умение распознавать ложные и истинные утверждения; -умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам; - умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения; -умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; -умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей; -умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте; -умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; -умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии. 2) овладение навыками работы с информацией: -умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного поиска); - находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета; -сопоставлять информацию, полученную из разных источников; характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска; -самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания; -овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию; -умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; -реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации; умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки; -умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей; -соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет; -участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями; 3) овладение регулятивными действиями: -умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи); -умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач; -умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям; -умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; -умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; -объяснять причины успеха (неудач) в деятельности; -овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета; -умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты; -умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности; -умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 4) овладение коммуникативными и универсальными учебными действиями: -владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста; -владение умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога; -умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории; -соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера; -умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом. Предметные: Первый год обучения. Учащиеся должны: перечислять основные признаки жизни (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие, подвижность); по памяти воспроизводить формулировки определений основных признаков жизни; по памяти воспроизводить формулировку понятия «биология»; перечислять разделы, входящие в состав биологии (не менее 7 разделов); называть объекты изучения основных разделов биологии (ботаника, зоология, анатомия, микология, бактериология, физиология, протистология); описывать значение биологии для повседневной жизни; перечислять основные методы изучения природы (наблюдение, измерение, эксперимент); приводить примеры использования каждого метода при изучении природы; различать приборы и лабораторное оборудование; называть и показывать части светового микроскопа; описывать принцип работы светового микроскопа; настраивать микроскоп для работы; соблюдать технику безопасности при работе с микроскопом; называть и показывать основные части клетки (оболочку, цитоплазму, ядро); приводить примеры клеток; указывать, что новые клетки появляются в результате деления; называть основные элементы, входящие в состав живых организмов (углерод, кислород, водород, азот); называть основные неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли); называть основные органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы); описывать главные функции органических веществ клетки; указывать на то, что тело бактерий состоит из одной клетки; описывать принцип строения клетки бактерий (отсутствие различать формы клетки бактерий; описывать особенности проявления признаков жизни у ядра); бактерий; приводить примеры бактерий; описывать значение бактерий в природе и жизни человека. называть принцип строения тела гриба; приводить примеры одноклеточных и многоклеточных описывать особенности проявления признаков жизни у грибов; грибов; приводить примеры грибов; описывать значение грибов в природе и жизни человека; описывать особенности строения клетки растений; по памяти воспроизводить формулировку определения понятия «фотосинтез»; описывать особенности проявления признаков жизни у растений; описывать значение растений в природе и жизни человека; описывать принцип строения тела простейших; приводить примеры простейших; различать простейших на иллюстрациях; описывать особенности проявления признаков жизни у простейших; описывать значение простейших в природе и жизни человека; описывать общий план строения тела позвоночных животных; перечислять основные группы позвоночных животных; называть 2—3 характерные черты каждой группы беспозвоночных животных; приводить примеры видов беспозвоночных животных, относящихся к каждой группе; различать представителей основных групп беспозвоночных животных; описывать особенности проявления признаков жизни у животных. описывать общий план строения тела беспозвоночных животных; перечислять основные группы беспозвоночных животных; называть 2—3 характерные черты каждой группы позвоночных животных; приводить примеры видов позвоночных животных, относящихся к каждой группе; различать представителей основных групп позвоночных животных; описывать особенности проявления признаков жизни у животных; описывать значение животных в природе и жизни человека. перечислять среды жизни организмов; называть особенности условий каждой из сред жизни; приводить примеры животных, обитающих в разных средах различать приспособления животных к различным условиям жизни; среды; перечислять основные природные зоны Земли; называть виды растений и животных, характерные для каждой природной зоны; описывать воздействие человека на природную среду на различных этапах его исторического развития; называть основные экологические проблемы современности; описывать прямое и косвенное воздействие человека на редкие и исчезающие виды; приводить примеры видов, уничтоженных человеком; приводить примеры видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения; описывать значение биоразнообразия. Содержание учебного предмета, курса Содержание программы 5 класс Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др. Кабинет биологии. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии. Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека. Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок. Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента. Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы. Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края. Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тематическое планирование 5 класс № Раздел/тема Кол-во часов 1 Введение в биологию 7 2 Строение и многообразие живых организмов 14 3 Организм и среда обитания 13 4 Обобщение пройденного за год 1 Итого: 35 Поурочно-тематическое планирование 5 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 Раздел, тема урока Колво часо в Введение в биологию (7ч) Введение в 1 биологию. Живая и неживая 1 природа - единое целое Форма контроля текущий текущий Биология-система 1 наук о живой природе Методы 1 исследования в биологии текущий Измерения в 1 биологических исследованиях. Лабораторная работа№ 1. «Измерение объектов». Описание 1 результатов исследований текущий Эксперимент биологии текущий в 1 текущий текущий Строение и многообразие живых организмов(14ч.) текущий 8-9 2 Увеличительные приборы Лабораторная работа №2. «Устройство увеличительных приборов» Характеристика основных видов деятельности учащихся Определяют роль биологии среди наук. Объяснять, чем живое отличается от неживого. отличается отличается отлияается от неживого Объясняют роль биологии в практической деятельности людей Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии Объяснять какие методы исследования и единицы измерения, применяются в биологии. Определяют понятия «описательный метод», «таблица», «схема», «диаграмма», «график», «анализ» Объяснять особенности биологического эксперимента. Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Дат а Клетка - основная 1 структурная и функциональная единица живого организма. Строение клетки Разнообразие 1 клеток и их жизнедеятельнос ть .Лабораторная работа№3 «Рассматривание готовых микропрепарато в клеток растений ,животных и грибов» Организм – 1 единое целое текущий 13 Жизнедеятельнос ть организмов 1 текущий 14 Разнообразие организмов 1 текущий 15 Царство 1 Бактерии: многообразие и значение Царство Грибы: 2 многообразие и значение текущий 10 11 12 16-17 Отрабатывают правила работы с микроскопом Выделяют существенные признаки строения клетки. текущий Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. текущий Определяют понятия «организм», «одноклеточные», «многоклеточные», «неклеточные» .Выделяют уровни организации. Объяснять свойства основных процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение , обмен веществ, рост, развитие. Объяснять принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Выделяют существенные признаки бактерий текущий Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания 18 19 20 21 22 23 Царство 1 Растения. Характерные признаки растений Роль растений в 1 природе и жизни человека. Охрана растений Царство 1 Животные: многообразие и значение Охрана 1 животного мира Организм и среда(13ч.) Среды обитания 1 организмов Экологические 1 факторы и их влияние на живые организмы. текущий текущий текущий текущий текущий текущий первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Характеризуют разнообразие и распространение растений. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Находят информацию о растения. Красной книги Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных Находят информацию о животных . Красной книги Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника Сезонные 1 изменения в жизни организмов. Экскурсия Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Природные 1 сообщества текущий Составляют творческий отчёт об весенних явлениях в жизни растений .Вести дневник фенологических наблюдений. текущий Взаимосвязи организмов сообществе 1 текущий Сообщества, 1 создаваемые человеком Экосистемы 1 природных зон Земли. текущий Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Определять понятие «пищевая цепь». Различать понятия «продуценты»,» «консумент ы», «редуценты». Сравнивать естественные и искусственные экосистемы. 30 Природные зоны 1 России текущий 31 Хозяйственная 1 деятельность человека в природе текущий 32 1 Охрана природы. Особо охраняемые текущий 24-25 26 27 28 29 в текущий Определять понятие «природная зона», «широтная зональность», « высотная поясность». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством Характеризуют понятия : -Хозяйственная деятельность. -Сельское хозяйство. -Лесное хозяйство. -Рыбное хозяйство Объяснять для чего создаются особо охраняемые природные территории 33 34 35 ИТОГ О природные территории. Планета Земля - 1 наш общий дом. Обобщение 1 пройденного по теме: «Организм и среда» Подведение 2 итогов за год. Летние задания. 35 текущий Тематически й контроль Тематически й контроль Объяснять роль человека в биосфере.