Рабочая программа по биологии для 6 класса (68ч). 1. Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника 5-9 классы (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2013 г). Рабочая программа ориентирована на использование учебников (УМК В.В.Пасечника): 1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013. 2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013. 3. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2013. 4. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013. 5. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2013. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях: Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными; Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью; умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий); соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями; классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека; различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов; сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Данная программа составлена для реализации курса биология в 5-9 классах, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин. При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадями с печатной основой: 1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.: Дрофа, 2013. 2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Рабочая тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2013. 3. Биология. Животные. 7 кл.: Рабочая тетрадь / В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2013. 4. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013. 5. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: Рабочая тетрадь / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2013. 2. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого образовательного учреждения. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для 6 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред.В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №5» из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 2 часа в неделю. в год – 68 часов, из них – 2 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий. Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия. В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); проблемное обучение; метод проектов. В рамках урока биологии используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного тестирования. Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе контроля – входного, промежуточного, проверочного, самоконтроля и итогового. Входной контроль осуществляется в начале каждого урока, а также в начале учебного года. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки. Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока или в середине изучаемого модуля. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенный его вниманию «порции» материала. Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока или в конце пройденного тематического блока. Он позволяет убедиться, что цели обучения – достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе изучения материала. Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. 3. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физикохимические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки. Из резервного времени отдано на повторение изученного. В 5 классе данная программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: лабораторных и практических работ - 13. В 6 классе программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: лабораторных и практических работ - 14. В 7 классе программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: лабораторных и практических работ - 7. В 8 классе программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: лабораторных и практических работ - 15. В 9 классе программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: лабораторных и практических работ - 8. Данная программа составлена для реализации курса биология в 5-9 классах, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин. 4. Результаты освоения курса Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5-9 классах отражают достижения: Личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни издоровье-сберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение); • приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях; 5. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. В результате обучения биологии в 6 классе ученик научится: составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование; работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; выполнять лабораторные; оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника; проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из разных источников; определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта; анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их; делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; работать с определительными карточками. сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией; оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира. работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей; определять основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений; сравнивать признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; объяснять роль различных видов размножения у растений; определять всхожесть семян растений. оценивать важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; определять растительные сообщества и их типы; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Ученик получит возможность учиться: соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; использовать приѐмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы; осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать еѐ и переводить из одной формы в другую; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; 5. Содержание учебного предмета «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» (68 ч, 2 ч в неделю) Повторение курса 5 класса (3 часа) Входная контрольная работа Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (26 ч) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные и практические работы Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; — видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся должны уметь: — различать и описывать органы цветковых растений; — объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; — изучать органы растений в ходе лабораторных работ. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — анализировать и сравнивать изучаемые объекты; — осуществлять описание изучаемого объекта; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта; — классифицировать объекты; — проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией. Раздел 2. Жизнь растений (20 ч) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. Экскурсии Зимние явления в жизни растений. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные процессы жизнедеятельности растений; — особенности минерального и воздушного питания растений; — виды размножения растений и их значение. Учащиеся должны уметь: — характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; — объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; — устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; — показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; — объяснять роль различных видов размножения у растений; — определять всхожесть семян растений. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — анализировать результаты наблюдений и делать выводы; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. Раздел 3. Классификация растений (13 ч) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Демонстрация Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторные и практические работы Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; — характерные признаки однодольных и двудольных растений; — признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; — важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Учащиеся должны уметь: — делать морфологическую характеристику растений; — выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; — работать с определительными карточками. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — различать объем и содержание понятий; — различать родовое и видовое понятия; — определять аспект классификации; — осуществлять классификацию. Раздел 4. Природные сообщества (6 ч) Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсии Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — взаимосвязь растений с другими организмами; — растительные сообщества и их типы; — закономерности развития и смены растительных сообществ; — о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: — устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; — определять растительные сообщества и их типы; — объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; — проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы; — организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Личностные результаты обучения Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — соблюдать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения ; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; — понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — уметь слушать и слышать другое мнение; — уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Резервное время — 2 ч. Формы аттестации учащихся Аттестация учащихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий. Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников: 1. Промежуточная (формирующая) аттестация: самостоятельные работы (до 20 минут); лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут); фронтальные опыты (до 10 минут); диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …25 минут. 2. Итоговая (констатирующая) аттестация: контрольные работы (40 минут); устные и комбинированные зачеты (до 45 минут). Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации: КИМ составляются на основе кодификатора; КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом; количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ЕГЭ тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний; Рабочая программа разработана с учетом следующих особенностей: В организации образовательной деятельности будут использованы Индивидуальные образовательные маршруты Разноуровневые задания Создание учебных проектов (видеофильмы, презентации) Элементы самообразования Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения социально важных общественных проблем Исследовательская внеурочная деятельность Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования Задания в формате ЕГЭ Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных) «Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания». Тематическое планирование биологии в 6 классе (68 часов). Раздел Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Количе ство часов Лаборато рные, практичес кие работы Повторение курса 5 класса Глава 1Строение и многообразие покрытосеменных растений Глава 2. Жизнь растений 3 День знаний Контро ль знаний 1 26 11 2 20 1 1 13 -1 1 Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) День солидарности в борьбе с терроризмом Неделя безопасности дорожного движения Глава 3. Классификация растений Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) Международный день толерантности День матери в России Международный день инвалидов День российской науки День защитника Отечества Международный женский день Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) Международный день семьи Глава 4. Природные сообщества Всего 6 1 2 68 14 7 «Разработано с учетом рабочей программы воспитания» Тематическое планирование биологии в 6 классе (68часов). № п/п Раздел, тема урока Кол-во часов Повторение курса 5 класса 1 2 3 4 5 Клеточное строение организмов. (День знаний1 сентября) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций1сентября) Царства Бактерии и Грибы. Царство Растения День солидарности в борьбе с терроризмом (3сентября ) Входная контрольная работа №1 3 1 1 Контрольная работа 1 Строение и многообразие покрытосеменных растений Разнообразие, распространение и значение растений Календарные сроки По По факту плану 26 1 6 Покрытосеменные 1 7 Строение семян двудольных растений 1 8 Строение семян однодольных растений 1 9 Виды корней. Типы корневых систем 1 10 Строение корней. Зоны корня. 1 11 1 13 Условия произрастания и видоизменения корней ( Неделя безопасности дорожного движения 28 сентября) Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации 4 октября ) Внешнее строение листа 14 Клеточное строение листа. 1 15 1 17 Клеточное строение листа. Строение кожицы листа, строение мякоти листа Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев Осенние явления в жизни растений 18 Строение стебля. 1 19 Многообразие стеблей 1 20 Видоизменение побегов 1 21 Цветок и его строение 1 22 Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Соцветия ( Международный день толерантности 16ноября) 1 12 16 23 1 1 1 1 1 24 Виды соцветий. Значение соцветий. 1 25 Плоды. Строение плодов. 1 26 Плоды и их классификация ( День матери в России 26ноября) Распространение плодов и семян 1 Обобщение и закрепление знаний по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» ( Международный день инвалидов 3декабря) Контрольная работа №2 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Жизнь растений 1 30 Химический состав растений. 1 31 32 Минеральное питание растений Фотосинтез 1 1 33 Дыхание растений. 1 34 Испарение воды растениями. 1 35 Листопад. 1 36 Передвижение воды и питательных веществ в растении 1 37 Прорастание семян 1 38 Посев семян 1 39 Растительный организм как единое целое 1 40 Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». 1 41 Способы размножения растений 1 42 Размножение споровых растений: водорослей, мхов. 1 27 28 29 1 Контрольная работа 1 20 43 Размножение споровых растений: папоротники 1 44 Размножение голосеменных растений. 1 45 Способы опыления у покрытосеменных растений. 1 46 Половое размножение покрытосеменных растений 1 47 1 48 Вегетативное размножение покрытосеменных растений. ( День защитника Отечества 23февраля) Повторение по теме «Жизнь растений» 49 Контрольная работа №3 по теме «Жизнь растений» 1 1 Классификация растений 13 1 52 Систематика растений (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны 1марта) Признаки двудольных и однодольных растений. (Международный женский день 8марта) Семейство Крестоцветные 53 Семейство Розоцветные 1 54 Семейство Пасленовые 1 Семейство Бобовые 1 55 Семейство Сложноцветные 1 56 Класс Однодольные. Семейство Лилейные 1 57 Класс Однодольные. Семейства Злаковые. 1 58 Определение семейства растения по его признакам 1 59 Культурные растения. Важнейшие сельскохозяйственные растения 1 50 51 Контрольный Тест 1 1 60 61 Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений» Контрольная работа № 4 по теме «Классификация растений» 1 1 Природные сообщества 6 62 Природные сообщества. 1 63 1 65 Взаимосвязи в растительном сообществе (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны 30апреля) Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах». Итоговая контрольная работа № 5 за курс 6 класса 66 Анализ итоговой контрольной работы 67 Обобщающий урок ( Международный день семьи 15 мая) 1 68 Резерв 1 64 1 1 Контрольная итоговая Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Основная учебная литература 1.Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г. ; 2.Пасечник В В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г. 3.Пасечник ВВ. Биология Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г. 4.Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание. 2. Дополнительная учебная литература 1. Журнал «Биология для школьников». 2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд. 3. Стереотип. – М.; Мир, 1996. 3. Учебные и справочные пособия 1. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. «Просвещение» 2. Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998. – 413 с. 3. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 3 – М., Аванта +, 1997 4. Ярыгин В.Н. Биология.- М.: Издательство «Медицина» 1987.- 446 с. 4. Учебно-методическая литература 2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г. 3. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание. 4. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012г 5. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: Творческий центр, 2000. 6. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005. 7. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007. 5. Перечень используемых технических средств обучения 1. компьютер 2. проектор 6. Электронные образовательные ресурсы 1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова 3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. К.б.н. А.В. Маталина. 4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова. 5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы – Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиа» 6. CD «Биология. Живой организм: Электронное приложение.6 класс» 7. СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001. 8. Интернет – ресурсы. 7. Учебно-наглядные пособия и т.д. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. таблицы Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники таблицы Вещества растений. Клеточное строение таблицы Общее знакомство с цветковыми растениями таблицы Растения и окружающая среда Портреты ученых биологов таблицы Строение, размножение и разнообразие растений Схема строения клеток живых организмов таблицы Уровни организации живой природы Растения. Грибы. Лишайники