РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

Рабочая программа по биологии
для 6 класса (68ч).
1. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Фундаментального
ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, требований к структуре
основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
гражданина России, учебного плана, примерной программы основного общего
образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника 5-9
классы (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы.
Сборник программ. Дрофа, 2013 г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников (УМК
В.В.Пасечника):
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /
В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.
2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.
3. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин,
В.А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2013.
4. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д.
Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013.
5. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2013.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен
тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать
материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание,
характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения
и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать
материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального
общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение
биологических знаний.

В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на
ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к
Примерной программе на основе федерального государственного образовательного
стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
Глобальном:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных
в сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о
живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными,
информационными, коммуникативными;
Метапредметном:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из
одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения,
отстаивать свою позицию;
Предметном:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и
растениями;
классификация-определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных
организмов в жизни человека;
различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к
частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу
положено
взаимодействие
научного,
гуманистического,
аксиологического,
культурологического,
личностно-деятельностного,
историко-проблемного,
интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено
на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов
живой природы, ее многообразии и эволюции.
Отбор содержания проведён с учётом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической
культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной
жизни и практической деятельности.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения

биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного
познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной
деятельности по их разрешению.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы. Большая часть
лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и
могут оцениваться по усмотрению учителя.
Данная программа составлена для реализации курса биология в 5-9 классах, который
является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа
с тетрадями с печатной основой:
1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.:
Дрофа, 2013.
2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Рабочая
тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2013.
3. Биология. Животные. 7 кл.: Рабочая тетрадь / В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.:
Дрофа, 2013.
4. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –
М.: Дрофа, 2013.
5. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: Рабочая тетрадь / А.А. Каменский,
Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2013.

2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных
предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого
образовательного учреждения. Примерная программа по биологии для основного общего
образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с
учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой
формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для
6 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на
основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред.В.В. Пасечника. На
освоение программы отводится 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ
«Лицей №5» из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная
программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 2 часа в
неделю. в год – 68 часов, из них – 2 часа резервного времени, которое в представленной
рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и
подготовке летних заданий.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и
психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной
деятельности.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития
критического мышления, кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная
деятельность,
проблемные
уроки.
Внеурочная
деятельность
по
предмету
предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.
В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с
применением
 средств ИКТ:

словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с
учебником);
 наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных
пособий, презентаций);
 практические методы (устные и письменные упражнения, практические
компьютерные работы);
 проблемное обучение;
 метод проектов.
 В рамках урока биологии используется коллективная, фронтальная, групповая,
парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по
видам техники) формы работы учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного
тестирования.
Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе контроля –
входного, промежуточного, проверочного, самоконтроля и итогового.
Входной контроль осуществляется в начале каждого урока, а также в начале
учебного года. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет
определить их уровень подготовки.
Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока или в середине
изучаемого модуля. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность
обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении
обучаемым только что предложенный его вниманию «порции» материала.
Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока или в конце
пройденного тематического блока. Он позволяет убедиться, что цели обучения –
достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе изучения материала.
Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса.
Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно
продолжительного периода работы.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования
предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов
физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный
курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются
элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии,
роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий,
интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения
систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические
вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия,
учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физикохимические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе
(питание, дыхание, обмен
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее
сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности
человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий,
законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие,
теоретические понятия.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы. Большая часть лабораторных
и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по
усмотрению учителя.


Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе
уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.
Из резервного времени отдано на повторение изученного.
В 5 классе данная программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
 лабораторных и практических работ - 13.
В 6 классе программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
 лабораторных и практических работ - 14.
В 7 классе программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
 лабораторных и практических работ - 7.
В 8 классе программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
 лабораторных и практических работ - 15.
В 9 классе программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
 лабораторных и практических работ - 8.
Данная программа составлена для реализации курса биология в 5-9 классах, который
является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.
4. Результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные,
предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5-9 классах
отражают достижения:
Личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни издоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и
процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание,
выделение, рост, развитие, размножение);
• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения
мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и
вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной
систематической
группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных
организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения
биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах
органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения
на
основе
сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных
видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные
иглы,
скальпели,
лупы,
микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
простудных заболеваниях;
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
В результате обучения биологии в 6 классе ученик научится:
 составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
 работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
 составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной
литературы;
 выполнять лабораторные;
 оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и
иллюстрациями учебника;
 проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его
результаты, выводы;
 получать биологическую информацию из разных источников;




































определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные
признаки объекта;
анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под
микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
делать морфологическую характеристику растений;
выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
работать с определительными карточками.
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с
полученной информацией;
оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под
микроскопом, распознавать основные виды тканей;
определять основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел,
царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений;
сравнивать признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
объяснять роль различных видов размножения у растений;
определять всхожесть семян растений.
оценивать важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их
выращивания и народнохозяйственное значение.
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
определять растительные сообщества и их типы;
объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние
природной среды на человека;
проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных
сообществах.
Ученик получит возможность учиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
использовать приѐмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать еѐ и переводить из
одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе.
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
5. Содержание учебного предмета

«Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
(68 ч, 2 ч в неделю)
Повторение курса 5 класса (3 часа)
Входная контрольная работа
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (26 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых
систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и
развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения
листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его
строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и
расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные
виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка.
Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (20 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост,
развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез.
Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных
веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение
споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое
(вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание
проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение
растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала;

дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по
лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его
результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (13 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.
Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения.
Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс
Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие
сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и
народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации
растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных
растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и
народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (6 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные
сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности
человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в
природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния
природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние
природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных
сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов,
наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться
друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора
профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим
растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения
;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения
существующего мнения.
Резервное время — 2 ч.
Формы аттестации учащихся
Аттестация учащихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим
контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных
учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:
1. Промежуточная (формирующая) аттестация:





самостоятельные работы (до 20 минут);
лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего
учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …25 минут.

2. Итоговая (констатирующая) аттестация:

контрольные работы (40 минут);
 устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для
констатирующей аттестации:
 КИМ составляются на основе кодификатора;
 КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
 количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью
контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного
типа и уровня сложности по нормативам ЕГЭ
 тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и
содержит элементы остаточных знаний;
Рабочая программа разработана с учетом следующих особенностей:
В организации образовательной деятельности будут использованы
 Индивидуальные образовательные маршруты
 Разноуровневые задания
 Создание учебных проектов (видеофильмы, презентации)
 Элементы самообразования
 Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения
социально важных общественных проблем
 Исследовательская внеурочная деятельность
 Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования
 Задания в формате ЕГЭ
 Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных)


«Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания».

Тематическое планирование биологии в 6 классе (68 часов).
Раздел

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

Количе
ство
часов
Лаборато
рные,
практичес
кие
работы

Повторение курса 5 класса

Глава 1Строение и многообразие
покрытосеменных растений

Глава 2. Жизнь растений

3

День знаний

Контро
ль
знаний

1

26

11

2

20

1

1

13

-1

1

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к
действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций)
День солидарности в борьбе с терроризмом
Неделя безопасности дорожного движения

Глава 3. Классификация растений

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской Федерации)
Международный день толерантности День матери в России
Международный день инвалидов
День российской науки
День защитника Отечества
Международный женский день

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
празднованию Всемирного дня гражданской обороны
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны)
Международный день семьи
Глава 4. Природные сообщества
Всего

6

1

2

68

14

7

«Разработано с учетом рабочей программы воспитания»
Тематическое планирование биологии в 6 классе (68часов).
№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Повторение курса 5 класса
1

2
3
4
5

Клеточное строение организмов.
(День знаний1 сентября)
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки
детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных
ситуаций1сентября)
Царства Бактерии и Грибы. Царство Растения
День солидарности в борьбе с терроризмом (3сентября )
Входная контрольная работа №1

3
1

1
Контрольная
работа

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений
Разнообразие, распространение и значение растений

Календарные сроки
По
По факту
плану

26
1

6

Покрытосеменные

1

7

Строение семян двудольных растений

1

8

Строение семян однодольных растений

1

9

Виды корней. Типы корневых систем

1

10

Строение корней. Зоны корня.

1

11

1

13

Условия произрастания и видоизменения корней
( Неделя безопасности дорожного движения 28 сентября)
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега
(Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко
Дню гражданской обороны Российской Федерации
4 октября )
Внешнее строение листа

14

Клеточное строение листа.

1

15

1

17

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа, строение
мякоти листа
Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения
листьев
Осенние явления в жизни растений

18

Строение стебля.

1

19

Многообразие стеблей

1

20

Видоизменение побегов

1

21

Цветок и его строение

1

22

Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и
двудомные. Формула цветка.
Соцветия
( Международный день толерантности 16ноября)

1

12

16

23

1

1

1
1

1

24

Виды соцветий. Значение соцветий.

1

25

Плоды. Строение плодов.

1

26

Плоды и их классификация
( День матери в России 26ноября)
Распространение плодов и семян

1

Обобщение и закрепление знаний по теме «Строение и
многообразие покрытосеменных растений»
( Международный день инвалидов 3декабря)
Контрольная работа №2 по теме «Строение и многообразие
покрытосеменных растений»
Жизнь растений

1

30

Химический состав растений.

1

31
32

Минеральное питание растений
Фотосинтез

1
1

33

Дыхание растений.

1

34

Испарение воды растениями.

1

35

Листопад.

1

36

Передвижение воды и питательных веществ в растении

1

37

Прорастание семян

1

38

Посев семян

1

39

Растительный организм как единое целое

1

40

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений».

1

41

Способы размножения растений

1

42

Размножение споровых растений: водорослей, мхов.

1

27
28

29

1

Контрольная
работа

1
20

43

Размножение споровых растений: папоротники

1

44

Размножение голосеменных растений.

1

45

Способы опыления у покрытосеменных растений.

1

46

Половое размножение покрытосеменных растений

1

47

1

48

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
( День защитника Отечества 23февраля)
Повторение по теме «Жизнь растений»

49

Контрольная работа №3 по теме «Жизнь растений»

1

1

Классификация растений

13
1

52

Систематика растений
(Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
празднованию Всемирного дня гражданской обороны 1марта)
Признаки двудольных и однодольных растений.
(Международный женский день 8марта)
Семейство Крестоцветные

53

Семейство Розоцветные

1

54

Семейство Пасленовые

1

Семейство Бобовые

1

55

Семейство Сложноцветные

1

56

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

1

57

Класс Однодольные. Семейства Злаковые.

1

58

Определение семейства растения по его признакам

1

59

Культурные растения. Важнейшие сельскохозяйственные
растения

1

50

51

Контрольный
Тест

1
1

60
61

Повторение и обобщение изученного материала по теме
«Классификация растений»
Контрольная работа № 4 по теме «Классификация растений»

1
1

Природные сообщества

6

62

Природные сообщества.

1

63

1

65

Взаимосвязи в растительном сообществе
(Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной
охраны 30апреля)
Развитие и смена растительных сообществ.
Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические
наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».
Итоговая контрольная работа № 5 за курс 6 класса

66

Анализ итоговой контрольной работы

67

Обобщающий урок
( Международный день семьи 15 мая)

1

68

Резерв

1

64

1

1

Контрольная
итоговая

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
 1. Основная учебная литература
1.Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. — М.:
Дрофа, любое издание после 2012 г. ;
2.Пасечник В В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая
тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
3.Пасечник ВВ. Биология Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс:
методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
4.Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.
 2. Дополнительная учебная литература
1. Журнал «Биология для школьников».
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера
– 2-е изд.
3. Стереотип. – М.; Мир, 1996.


3. Учебные и справочные пособия

1. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг.
«Просвещение»
2. Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2. – М.:
ООО «Издательство Новая Волна», 1998. – 413 с.
3. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 3 – М., Аванта +, 1997
4. Ярыгин В.Н. Биология.- М.: Издательство «Медицина» 1987.- 446 с.


4. Учебно-методическая литература

2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое
пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
3. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.
4. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред.
М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012г
5. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. –
М.: Творческий центр, 2000.
6. Биология. Контрольные измерительные материалы единого
государственного экзамена в 2004 г. – М.: Центр тестирования Минобразования
России, 2005.
7. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для
подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.


5. Перечень используемых технических средств обучения

1. компьютер
2. проектор
6. Электронные образовательные ресурсы
1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г.
Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под
ред. К.б.н. А.В. Маталина.


4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и
Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова,
к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к
экзамену.- В.М. Авторы – Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиа»
6. CD «Биология. Живой организм: Электронное приложение.6 класс»
7. СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.
8. Интернет – ресурсы.
 7. Учебно-наглядные пособия и т.д.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

таблицы Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники
таблицы Вещества растений. Клеточное строение
таблицы Общее знакомство с цветковыми растениями
таблицы Растения и окружающая среда
Портреты ученых биологов
таблицы Строение, размножение и разнообразие растений
Схема строения клеток живых организмов
таблицы Уровни организации живой природы
Растения. Грибы. Лишайники


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».