РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС (2 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
соответствует
положениям
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к
результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру
содержания общего образования, Примерной программы основного общего образования,
Рабочей программы В.В. Пасечника.Биология. 5-9 классы.
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций
«Биология. 8 класс» Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. /Под ред. Пасечника В.В.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений
РФ, на изучение курса биологии в 8 классе выделено 68 часов (2 часа в неделю).
Цели и задачи изучения биологии в 8 классе:
•формирование у учащихся представления о человеческом организме, как слаженной системе.
•формирование у учащихся представления о функционировании всехфизиологических систем
организма
•овладение учащимися понятийным аппаратом, использующимся в курсе биологии 8 класса
•овладение учащимися основами гигиенических и санитарных знаний, необходимых для
успешной интеграции в человеческом обществе
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во
всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание
любви к природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний,
овладением методами исследования природы,формированием интеллектуальных умений;
•формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к человеку как к объекту живой природы.
ΙΙ. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ ПО
БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих
личностных результатов:

•

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, основ культурного наследия народов России и человечества;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
•
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
организма человека в среде обитания;
•
формирование личностных представлений о ценности человеческойжизни;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях;
Метапредметными результатами освоения программы по биологии в 8 классе являются:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;
•
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, даватьопределения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•
умение работать с разными источниками биологической информации;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

•

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

•

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
•
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументироватьи отстаивать свою точку зрения;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметными результатами освоения программы по биологии в 8 классе является усвоение
учащимися:
- главных анатомические понятий, терминов;
- этапов развития человека до рождения и после рождения;

- общей анатомии органов, систем и аппаратов человеческого организма;
- основных функций органов, систем и аппаратов человеческого организма;
- обмена веществ и превращения энергии;
- роли ферментов и витаминов в организме;
- дыхания, передвижения веществ, выделение конечных продуктов
жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитета, его значения в жизни человека, профилактики вирусных
заболеваний ВИЧ, СПИД;
- роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организмечеловека;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физическоготруда,
физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
- меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма,
наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
- клетки, ткани органы и их системы человека;а также
умение учащимися:
- распознавать органы и системы органов человека;
- применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для
обоснования здорового образа жизни;
- делать выводы о происхождении человека от животных;

- соблюдать правила здорового образа жизни, личной и общественной гигиены;
- оказывать меры первой помощи при отравлении, повреждении органов;
- объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности, взаимосвязи организмов и окружающей среды, зависимость
собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины

наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,иммунитета у
человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результатыопытов;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические
объекты - распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоидыклетки, органы и
системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и
животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органови делать
выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах,влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации:

- находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных
источниках необходимую информацию оживых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности иповседневной
жизни;
В результате изучения организма человека в 8 классеученик научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и тканей, органов и систем
органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
родства человека с животными;

- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;

- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность
процессов наследственности и изменчивости;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки,
ткани органы, системы органов) или их
биологических объектов;

изображения, выявлять отличительные признаки

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровьечеловека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной
помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего,
кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно- популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернете, анализировать и оценивать ее,
переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернете информациюоб организме
человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действияхи поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье
человека.

- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанныхс особенностями
строения и жизнедеятельности организма человека,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
ΙII. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА БИОЛОГИИ 8 КЛАССА
Тема 1. Введение (3 часа)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для
самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные
методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место
человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности
человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Тема 2. Общий обзор организма человека (3 ч)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы
органов. Клетка — основа строения, жизнедеятельности иразвития организмов. Строение,
химический состав, жизненные свойства
клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение ифункции. Организм
человека Регуляция функций организма, способы
регуляции. Механизмы регуляции функций.
Лабораторная работа
№1. «Изучение микроскопического строения клеток тканей организмачеловека».
Самонаблюдения: «Определение собственного веса и измерение роста»;
«Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный инадбровный
«рефлекс
Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, видеофильмы, фильмы (в том числе цифровые
образовательные ресурсы), модели, иллюстрирующие строениеклетки, тканей, органов и систем
органов, нервной системы.
Тема 3. Опора и движение (8 ч)

Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть
двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет,
основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные
особенности. Влияниенаследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы
– активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Основные группы
скелетных мышц. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов.
Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Влияние физических упражнений на
органы и системы органов
Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.
Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов, переломах костей (травмах скелета). Предупреждения нарушения осанки и
плоскостопия.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц;
открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию
спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость,
плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки
осанки.
Лабораторная работа:
№2. «Изучение микроскопического строения кости и внешнего вида отдельныхкостей скелета
человека»
Практические работы
№1. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомлениемышц»
№2. «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия».
Тема 4. Внутренняя среда человека (4часа)
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды.
Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты,тромбоциты.
Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свёртывание
крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И.
Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе синфекционными
заболеваниями.
Лабораторная работа
№3 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки»
Тема 5. Кровообращение и лимфообращение (6 часов)
Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам.
Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной
деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца.
Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения.
Движениекрови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция
работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияниенаследственности, двигательной
активности, факторов среды на сердечно- сосудистую систему человека. Меры профилактики
развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных,
капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм
образования и особенности движения.
Практические работы:
№3 «Изучение сердечной деятельности (подсчет пульса в разных условиях)»
№4 «Приемы остановки кровотечений».

Тема 6. Дыхание (4 часа)
Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и
выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов
дыхания в связи с выполняемой функцией. Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких,
газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с
пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем
легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий
физкультурой и спортом. Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого
мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы:
кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в
крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика Инфекционные (болезни органов
дыхания: грипп, туберкулез легких) заболевания и меры их профилактики. Закаливание – важное
условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных
заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние табакокурения
на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в
дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.
Демонстрация: таблицы, муляжи, слайды, фильмы (иллюстрирующие строение органов
дыхательной системы), комплекс упражнений (способствующих увеличению грудной клетки и
тренирующих правильное дыхание), приемы искусственного дыхания.
Практические работы:
№5 «Определение частоты дыхания»
Тема 7. Пищеварение (5 часов)
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль
ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости.Зубы и уход за ними. Пищеварение
в ротовой полости. Слюна и слюнныежелезы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок.
Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова
И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных
заболеваний.
Лабораторная работа
№4 «Изучение действия слюны на крахмал»
Самонаблюдения:
«Определение положения слюнных желез»
«Движение гортани при глотании»
Темы 8. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии.
Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ. Витамины: жирорастворимые
и водорастворимые. Авитаминозы и меры их предупреждения. Культура питания. Особенности
питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря.
Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением
Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами.
Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных
заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа
здорового образа жизни.
Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Практические работы:
№6 «Составление суточного пищевого рациона (определение норм рационального питания)».

Тема 9 Выделение продуктов обмена (2 часа)
Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей,
чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие.
Мочевыделительная система, строение,функции. Процесс образования и выделения мочи, его
регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Регуляция водно-солевого баланса.
Тема 10 «Покровы тела человека» (3 часа»
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Участие кожи в
терморегуляции. Закаливание. Болезни и травмы кожи(тепловой и солнечный удары), меры их
предупреждения. Гигиена кожныхпокровов. Уход за кожей, ногтями и волосами. Гигиена одежды
и обуви.
Самонаблюдения:
«Рассматривание под лупой тыльной
и ладонной
поверхности
кисти»,
«Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки».
Демонстрация: таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции
мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа
жизни.
Обобщение по теме: «Системы регуляции жизнедеятельности»
Тема 11. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7часов)
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Роль
нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.
Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга. Отделы головного мозга и их
функции. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и
среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга
Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы
вегетативной нервной системы. Взаимодействие отделов вегетативной нервной системы.
Врождённые заболевания нервной системы. Приобретённые заболевания нервной системы и их
причины. Сотрясение мозга.
Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз. Щитовидная железа. Поджелудочная железа.
Надпочечники. Половые железы. системы и её нарушения Работа эндокринной системы.
Нарушения работы эндокринной системы.
Лабораторная работа
№5 «Строение головного мозга человека»
Самонаблюдение «Штриховое раздражение кожи»
Тема 12. Органы чувств Анализаторы (4 часа)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз
и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки.
Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена
слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие
сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органычувств.
Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных
анализаторов.
Лабораторная работа
№6 «Строение зрительного анализатора на модели»
Тема 13.

Психика и поведение человека.
Высшая нервная деятельность (7 часов)
Высшая нервная деятельность (ВНД). Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Безусловные и условные рефлексы. Формирование динамического стереотипа. Виды памяти.
Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Обучение. Роль обучения и воспитания в
развитии поведения и психики человека. Врождённое поведение. Инстинкт. Программы
приобретённого поведения. Познавательная деятельность. Сон и бодрствование. Значение сна.
Речь. Эмоции и чувства. Сознание и мышление человека. Особенности ВНД человека. Типы ВНД.
Темперамент и характер.
Лабораторная работа
№7 «Выявление объёма кратковременной памяти.
Выявление точности зрительной памяти»
Практическая работа
№7 «Выявление навыков зеркального письма»
Обобщение по теме «Высшая нервная деятельность».
Тема 14. Размножение и развитие человека (4 часа)
Особенности размножения человека. Репродукция. Генетическая информация. Ген.
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Половые хромосомы.Репродуктивная система человека.
Органы размножения: наружные и внутренние. Мужская и женская половые системы.
Оплодотворение. Контрацепция. Беременность. Развитие зародыша человека. Роды. Вредное
влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Рост и развитие ребёнка после
рождения. Возрастные периоды развития человека: новорождённость, грудной, ясельный,
дошкольный, школьный. Половое созревание.
Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода,
генетику пола.
Тема 15. Человек и окружающая среда (4 часа).
Социальная и природная среда человека. Адаптация человека к среде обитания. Расы. Адаптивные
типы человека. Напряжение и утомление. Здоровье человека. Влияние факторов окружающей
среды на здоровье человека. Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Анализ и
оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
Практическая работа
№9 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
человека»
Формы аттестации учащихся
Аттестация учащихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем
предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:
1. Промежуточная (формирующая) аттестация:





самостоятельные работы (до 20 минут);
лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного
материала, сопутствующее повторение) – 5 …25 минут.

2. Итоговая (констатирующая) аттестация:



контрольные работы (45 минут);
устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).

Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей
аттестации:
 КИМ составляются на основе кодификатора;
 КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
 количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной
работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня
сложности по нормативам ЕГЭ
 тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит
элементы остаточных знаний;
Рабочая программа разработана с учетом следующих особенностей:
В 2020-2021 учебном году по мере прохождения программы в течение учебного года будет
произведена корректировка поурочно-тематического планирования в соответствии с особенностями
классов.
В организации образовательной деятельности будут использованы
 Индивидуальные образовательные маршруты
 Разноуровневые задания
 Создание учебных проектов (видеофильмы, презентации)
 Элементы самообразования
 Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения социально
важных общественных проблем
 Исследовательская внеурочная деятельность
 Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования
 Задания в формате ЕГЭ
 Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных)

№ п/п

«Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания».
Тематическое планирование биологии в 8 классе (68 часов)
Модуль воспитательной программы
Темы программы
Колич
«Школьный урок»
часов
К\Р
Введение.

1
2

Общий обзор организма человека
Опора и Движение

3

Внутренняя среда человека

4

Кровообращение и лимфообращение

5
6
7
8
9

Дыхание
Пищеварение
Обмен веществ и превращение энергии
Выделение продуктов обмена
Покровы тела человека

10

Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности

11

Органы чувств. Анализаторы

День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок
подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций)
День солидарности в борьбе с терроризмом
Неделя безопасности дорожного движения

3
3
8

День защитника Отечества

1

1
2

1

1

4

Неделя безопасности дорожного движения 6
Международный день инвалидов
День российской науки

лаб,
пр

4
5
4
2
3

7
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный к празднованию Всемирного
дня гражданской обороны
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день 4
пожарной охраны )

1

1

12

Психика и поведение человека. Высшая
нервная деятельность.

13
14

Размножение и развитие человека
Человек и окружающая среда
ИТОГО

Всероссийский открытый урок 7
«ОБЖ» (день пожарной охраны )
Международный день семьи

1

4
4

1

68

5

6

«Разработано с учетом рабочей программы воспитания»
Тематическое планирование биологии в 8 классе (68ч)
РАЗДЕЛ. ТЕМА.

№
п/п
1.

2.
3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.
10.
11.

ВВЕДЕНИЕ.
Науки о человеке и их методы
( День знаний1сентября)
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок
подготовки детей к действиям в условиях различного
рода чрезвычайных ситуаций1сентября)
День солидарности в борьбе с терроризмом (3сентября)
Биологическая природа человека. Расы человека

КОЛ-ВО
ЧАСОВ

ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ

3ч
1

П.1 Отв. на вопр №13

1

П.2 Подг.
презентацию .
П.3 Отв. на вопр.№2

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез
РАЗДЕЛ1.
ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.
Строение организма человека

1
3ч

Лабораторная работа №1
Тема: Изучение микроскопического строения тканей
организма человека.
Регуляция процессов жизнедеятельности . Обобщающий
урок
РАЗДЕЛ 2.
ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ.
Состав, строение и рост кости
Лабораторная работа №2
Тема: Изучение микроскопического строения кости
Соединение костей. Скелет головы
( Неделя безопасности дорожного движения
28сентября)
Скелет туловища, конечностей и их поясов

1

П.4 Выуч. типы
тканей.
П.2-3 повтор.

1

П.6Стр.29 №1-4

Строение и функции скелетных мышц
Работа мышц и ее регуляция.
Лабораторная работа№3

1

8ч
1

1

2
1
1

П.7.По рис.13. Выуч.
строение трубчатой
кости.
П.8 рис. 16. Выуч.
строение скелета.
П9 По рис. 20
выучить .
П.10. Рис.22-23
П11. Рис. 26.
Отв. на вопр.

ДАТА
ПЛАН
ФАКТ

12.
13.

14.

Тема: Влияние статической и динамической работы на
утомление мышц.
Нарушение опорно-двигательной системы.
Обещающий урок
РАЗДЕЛ3.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
Состав внутренней среды организма и ее функции.

1
1
4ч

П12 Рис.27-28

1

П.13 №1-4 Отв. на
вопр.
п14 №1-4 Отв. на
вопр.

18.

Состав крови. Постоянство внутренней среды
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный
ко Дню гражданской обороны Российской Федерации
4октября)
Состав и свойства крови. Свертывание и переливание
крови.
Лабораторная работа №4 Тема: Микроскопическое
строение крови.
Иммунитет и его нарушения
РАЗДЕЛ 4.
КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЗОВАНИЯ.
Органы кровообращения.

19.
20.

Строение и работа сердца
Сосудистая система. Лимфообращение.

1
1

21.

С/Сосудистые заболевания.
Практическая работа №1.
Тема:Первая помощь при кровотечениях.
Контрольная работа, тестирование№1
Тема: Кровеносная система.
РАЗДЕЛ 5.
ДЫХАНИЕ.
Дыхание и его значение. Органы дыхания

1

П18. Выуч. Круги
кровообращения.
Стр.83. Отв.на вопр.

1

Повтор. П.17.

15.

16.

17.

22.

23.
24.
25.

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.
( Международный день толерантности 16ноября)
Лабораторная работа №5 Тема: Измерение обхвата
грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

1

1

П15 Рис.33.
Выучить
определения.

1
6ч

П.16. Рис 34 выучить.

1

П.17. Рис35 Выуч.
строение сердца.

4ч
1
1
1

П.20 №1-3 отв. на
вопр.,рис. 41.
П.21№1-5 выуч. по
рис. 42.
П.20- повтор.

Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Реанимация
РАЗДЕЛ 6.
ПИТАНИЕ.
Питание и его значение. Органы пищеварения и их
функции.

5ч
1

П.24 Рис. 48 –
выучить.

28.
29.

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод
Пищеварение в желудке и кишечнике

1
1

30.
31.
32.

1
1
1

4ч
1
1

п.29 №1-3
П.30 №1-2

36.

Всасывание питательных веществ в кровь
Регуляция пищеварения. Гигиена питания
Обобщающий урок.
Контрольная работа, тестирование
№2
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ.
Пластический и энергетический обмен.
Ферменты и их роль в организме человека
( Международный день инвалидов 3 декабря)
Витамины и их роль в организме человека

П.25. Рис.49-50.
П.26. по рис. 51.
Выуч. строение
желудка.
П.27 рис.53.№1-4.
П.28.№1-4.
Повт. П.21-28

37.

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ

1

38.

Контрольная работа, тестирование №3
Тема:Обмен веществ.
РАЗДЕЛ8
ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ОБМЕНА.
Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

1

26.

27.

33.
34.
35.

39.
40.
41.

42.
43.

Заболевание органов мочевыделения.
Тема:Обменвеществ.
РАЗДЕЛ.9.
ПОКРОВЫ ТЕЛА.
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи
Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов
( День российской науки 8февраля)

1

1

П.23 №1-5

П.31 Подг.
презентацию.
П32. Разобрать
таблицы.
Повторение.

2ч
1
1
1
3ч
1
1

По рис. 57. выучить
П.33
П34. Отв. на вопр.
П.29-33 повторить.

П.35. №1-5
П.36 подг.
презентацию.

Тема: Кожа Контрольное тестирование. №4

1

РАЗДЕЛ 10.
НЕЙРО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Железы внутренней секреции и их функции
( День защитника Отечества 23февраля)
Работа эндокринной системы и ее нарушения.
Строение нервной системы и ее значение
Спинной мозг.
Головной мозг.
(Международный женский день 8.03.2022)
Вегетативная нервная система.
Нарушения в работе нервной системы и их
предупреждение
РАЗДЕЛ 11.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ.
Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор
(Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный
к празднованию Всемирного дня гражданской обороны
1марта)
Слуховой анализатор

7ч

1

55.
56.

Вестибулярный анализатор, мышечное чувство. Осязание
(Международный женский день 8 марта)
Вкусовой и обонятельные анализаторы. Боль.
Обобщающий урок

7ч

57.
58.
59.
60.
61.
62.

РАЗДЕЛ12.
ПСИХИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВЫСШАЯ
НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Высшая нервная деятельность. Рефлексы.
Память и обучение.
Врожденное и приобретенное поведение
Сон и бодрствование
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Обобщающий урок.

44.

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.

53.
54.

1
1
1
1
1
1
1

Повторение раздела.

П38 по рис. 60.
Выучить железы.
П.39. №1-3
П.40 Отв. нв вопр.
П.41 №1-4.
По рис.62. выуч.
строение .П.42.
П.43. Отв. на вопр.
П.44 №1-4

4ч
1

П.45 . По рис. 65.
Выуч. строение.

1

п46. По рис. 67 выуч.
строение.
По рис. 68. Выуч.
строение.
П48. Рис.68.
Повторение тем
раздела.

1

1
1
1
1
1
1

П.49. Отв. на вопр.
П.50. №1-3.
П51. Отв. на вопр.
П.52 №1-4.
П.53. Отв. на вопр.

64.

(Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день
пожарной охраны 30 апреля)
РАЗДЕЛ.13.
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Особенности репродукции человека.
Органы размножения. Оплодотворение.
Беременность и роды.

65.

Рост и развитие ребенка после рождения

63.

66.

67.

68.

Обобщающий урок .
Итоговая контрольная работа
РАЗДЕЛ 14.
ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.
Социальная и природная среда человека. Рост и развитие
человека. (Международный день семьи 15 мая)
Обобщающий урок. Окружающая среда и здоровье
человека

4ч
1

П.54.№1-4.

1

П.55. разобрать рис.

1

Повторить П.50.

4ч.
1

П56-57.Отв. на вопр.
параграфа.

1

П58 Ответить на вопр.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Пасечник В.В. Биология.8класс 6-е изд. – м.: Просвещение,2018.(линия жизни)
2. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология 8класс (Линия жизни)-М.:Просвещение 2018.
Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский
мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2014г
2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА
2014г
3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2016
5. Адреса сайтов в Интернете
http://edu.1c.ru
www.som.sio.ru
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
www.bio.1september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;
www.nature.ru - научные новости биологии;
www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;
www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;
www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.
Планирование составлено с учетом государственных и региональных праздников. Количество
лабораторных и практических работ в соответствии с оборудованием, имеющимся в наличии.

IV.Приложения к программе
Контрольно-измерительные материалы:
Сайт интернет-поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.ru.
Сайт «ФИПИ»: http://www.fipi.ru/, Сайт «ФИРО»: http://www.firo.ru..
http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2_allversions.html.
Открытый банк заданий ОГЭ
Учебно-методический комплект, используемый дляреализации
рабочей программы:
Линия УМК по биологии «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника. 5-9классы:
-Учебник. Биология. 8 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Подред. Пасечника В.В.
-Электронное приложение к учебнику. Биология. 8 класс. (www.online.prosv.ru)
-Рабочая тетрадь. Биология. 8 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
-Уроки биологии. 8 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
-Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников
«Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».