ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программы основного общего образования, Рабочей программы В.В. Пасечника.Биология. 5-9 классы. Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций «Биология. 8 класс» Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. /Под ред. Пасечника В.В. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, на изучение курса биологии в 8 классе выделено 68 часов (2 часа в неделю). Цели и задачи изучения биологии в 8 классе: •формирование у учащихся представления о человеческом организме, как слаженной системе. •формирование у учащихся представления о функционировании всехфизиологических систем организма •овладение учащимися понятийным аппаратом, использующимся в курсе биологии 8 класса •овладение учащимися основами гигиенических и санитарных знаний, необходимых для успешной интеграции в человеческом обществе •приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. •ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; •развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы,формированием интеллектуальных умений; •формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к человеку как к объекту живой природы. ΙΙ. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, основ культурного наследия народов России и человечества; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека в среде обитания; • формирование личностных представлений о ценности человеческойжизни; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях; Метапредметными результатами освоения программы по биологии в 8 классе являются: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, даватьопределения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументироватьи отстаивать свою точку зрения; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Предметными результатами освоения программы по биологии в 8 классе является усвоение учащимися: - главных анатомические понятий, терминов; - этапов развития человека до рождения и после рождения; - общей анатомии органов, систем и аппаратов человеческого организма; - основных функций органов, систем и аппаратов человеческого организма; - обмена веществ и превращения энергии; - роли ферментов и витаминов в организме; - дыхания, передвижения веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; - иммунитета, его значения в жизни человека, профилактики вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД; - роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организмечеловека; - влияние экологических и социальных факторов, умственного и физическоготруда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство; - меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия; - клетки, ткани органы и их системы человека;а также умение учащимися: - распознавать органы и системы органов человека; - применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни; - делать выводы о происхождении человека от животных; - соблюдать правила здорового образа жизни, личной и общественной гигиены; - оказывать меры первой помощи при отравлении, повреждении органов; - объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности, взаимосвязи организмов и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; - изучать биологические объекты и процессы: - ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результатыопытов; - рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты - распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоидыклетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные; - сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органови делать выводы на основе сравнения; - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах,влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; - проводить самостоятельный поиск биологической информации: - находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию оживых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни; В результате изучения организма человека в 8 классеученик научится: - выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; - аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; - аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; - выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их биологических объектов; изображения, выявлять отличительные признаки - сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; - знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; - анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровьечеловека; - описывать и использовать приемы оказания первой помощи; - знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ученик получит возможность научиться: - объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях; - находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно- популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернете, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; - находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернете информациюоб организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; - анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действияхи поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. - создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; - работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанныхс особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. ΙII. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА БИОЛОГИИ 8 КЛАССА Тема 1. Введение (3 часа) Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. Тема 2. Общий обзор организма человека (3 ч) Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клетка — основа строения, жизнедеятельности иразвития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение ифункции. Организм человека Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Лабораторная работа №1. «Изучение микроскопического строения клеток тканей организмачеловека». Самонаблюдения: «Определение собственного веса и измерение роста»; «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный инадбровный «рефлекс Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, видеофильмы, фильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), модели, иллюстрирующие строениеклетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы. Тема 3. Опора и движение (8 ч) Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияниенаследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Основные группы скелетных мышц. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Влияние физических упражнений на органы и системы органов Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье. Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (травмах скелета). Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия. Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц; открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость, плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки осанки. Лабораторная работа: №2. «Изучение микроскопического строения кости и внешнего вида отдельныхкостей скелета человека» Практические работы №1. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомлениемышц» №2. «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия». Тема 4. Внутренняя среда человека (4часа) Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты,тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свёртывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе синфекционными заболеваниями. Лабораторная работа №3 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки» Тема 5. Кровообращение и лимфообращение (6 часов) Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движениекрови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияниенаследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно- сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих. Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения. Практические работы: №3 «Изучение сердечной деятельности (подсчет пульса в разных условиях)» №4 «Приемы остановки кровотечений». Тема 6. Дыхание (4 часа) Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией. Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом. Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика Инфекционные (болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких) заболевания и меры их профилактики. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние табакокурения на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание. Демонстрация: таблицы, муляжи, слайды, фильмы (иллюстрирующие строение органов дыхательной системы), комплекс упражнений (способствующих увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание), приемы искусственного дыхания. Практические работы: №5 «Определение частоты дыхания» Тема 7. Пищеварение (5 часов) Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости.Зубы и уход за ними. Пищеварение в ротовой полости. Слюна и слюнныежелезы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Лабораторная работа №4 «Изучение действия слюны на крахмал» Самонаблюдения: «Определение положения слюнных желез» «Движение гортани при глотании» Темы 8. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа) Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ. Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Авитаминозы и меры их предупреждения. Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Практические работы: №6 «Составление суточного пищевого рациона (определение норм рационального питания)». Тема 9 Выделение продуктов обмена (2 часа) Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение,функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. Регуляция водно-солевого баланса. Тема 10 «Покровы тела человека» (3 часа» Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Болезни и травмы кожи(тепловой и солнечный удары), меры их предупреждения. Гигиена кожныхпокровов. Уход за кожей, ногтями и волосами. Гигиена одежды и обуви. Самонаблюдения: «Рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти», «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки». Демонстрация: таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа жизни. Обобщение по теме: «Системы регуляции жизнедеятельности» Тема 11. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7часов) Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Взаимодействие отделов вегетативной нервной системы. Врождённые заболевания нервной системы. Приобретённые заболевания нервной системы и их причины. Сотрясение мозга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз. Щитовидная железа. Поджелудочная железа. Надпочечники. Половые железы. системы и её нарушения Работа эндокринной системы. Нарушения работы эндокринной системы. Лабораторная работа №5 «Строение головного мозга человека» Самонаблюдение «Штриховое раздражение кожи» Тема 12. Органы чувств Анализаторы (4 часа) Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органычувств. Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных анализаторов. Лабораторная работа №6 «Строение зрительного анализатора на модели» Тема 13. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (7 часов) Высшая нервная деятельность (ВНД). Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Безусловные и условные рефлексы. Формирование динамического стереотипа. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Обучение. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Врождённое поведение. Инстинкт. Программы приобретённого поведения. Познавательная деятельность. Сон и бодрствование. Значение сна. Речь. Эмоции и чувства. Сознание и мышление человека. Особенности ВНД человека. Типы ВНД. Темперамент и характер. Лабораторная работа №7 «Выявление объёма кратковременной памяти. Выявление точности зрительной памяти» Практическая работа №7 «Выявление навыков зеркального письма» Обобщение по теме «Высшая нервная деятельность». Тема 14. Размножение и развитие человека (4 часа) Особенности размножения человека. Репродукция. Генетическая информация. Ген. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Половые хромосомы.Репродуктивная система человека. Органы размножения: наружные и внутренние. Мужская и женская половые системы. Оплодотворение. Контрацепция. Беременность. Развитие зародыша человека. Роды. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Рост и развитие ребёнка после рождения. Возрастные периоды развития человека: новорождённость, грудной, ясельный, дошкольный, школьный. Половое созревание. Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода, генетику пола. Тема 15. Человек и окружающая среда (4 часа). Социальная и природная среда человека. Адаптация человека к среде обитания. Расы. Адаптивные типы человека. Напряжение и утомление. Здоровье человека. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека. Практическая работа №9 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека» Формы аттестации учащихся Аттестация учащихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий. Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников: 1. Промежуточная (формирующая) аттестация: самостоятельные работы (до 20 минут); лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут); фронтальные опыты (до 10 минут); диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …25 минут. 2. Итоговая (констатирующая) аттестация: контрольные работы (45 минут); устные и комбинированные зачеты (до 45 минут). Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации: КИМ составляются на основе кодификатора; КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом; количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ЕГЭ тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний; Рабочая программа разработана с учетом следующих особенностей: В 2020-2021 учебном году по мере прохождения программы в течение учебного года будет произведена корректировка поурочно-тематического планирования в соответствии с особенностями классов. В организации образовательной деятельности будут использованы Индивидуальные образовательные маршруты Разноуровневые задания Создание учебных проектов (видеофильмы, презентации) Элементы самообразования Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения социально важных общественных проблем Исследовательская внеурочная деятельность Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования Задания в формате ЕГЭ Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных) № п/п «Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания». Тематическое планирование биологии в 8 классе (68 часов) Модуль воспитательной программы Темы программы Колич «Школьный урок» часов К\Р Введение. 1 2 Общий обзор организма человека Опора и Движение 3 Внутренняя среда человека 4 Кровообращение и лимфообращение 5 6 7 8 9 Дыхание Пищеварение Обмен веществ и превращение энергии Выделение продуктов обмена Покровы тела человека 10 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 11 Органы чувств. Анализаторы День знаний Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) День солидарности в борьбе с терроризмом Неделя безопасности дорожного движения 3 3 8 День защитника Отечества 1 1 2 1 1 4 Неделя безопасности дорожного движения 6 Международный день инвалидов День российской науки лаб, пр 4 5 4 2 3 7 Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день 4 пожарной охраны ) 1 1 12 Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. 13 14 Размножение и развитие человека Человек и окружающая среда ИТОГО Всероссийский открытый урок 7 «ОБЖ» (день пожарной охраны ) Международный день семьи 1 4 4 1 68 5 6 «Разработано с учетом рабочей программы воспитания» Тематическое планирование биологии в 8 классе (68ч) РАЗДЕЛ. ТЕМА. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. ВВЕДЕНИЕ. Науки о человеке и их методы ( День знаний1сентября) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций1сентября) День солидарности в борьбе с терроризмом (3сентября) Биологическая природа человека. Расы человека КОЛ-ВО ЧАСОВ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3ч 1 П.1 Отв. на вопр №13 1 П.2 Подг. презентацию . П.3 Отв. на вопр.№2 Происхождение и эволюция человека. Антропогенез РАЗДЕЛ1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Строение организма человека 1 3ч Лабораторная работа №1 Тема: Изучение микроскопического строения тканей организма человека. Регуляция процессов жизнедеятельности . Обобщающий урок РАЗДЕЛ 2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. Состав, строение и рост кости Лабораторная работа №2 Тема: Изучение микроскопического строения кости Соединение костей. Скелет головы ( Неделя безопасности дорожного движения 28сентября) Скелет туловища, конечностей и их поясов 1 П.4 Выуч. типы тканей. П.2-3 повтор. 1 П.6Стр.29 №1-4 Строение и функции скелетных мышц Работа мышц и ее регуляция. Лабораторная работа№3 1 8ч 1 1 2 1 1 П.7.По рис.13. Выуч. строение трубчатой кости. П.8 рис. 16. Выуч. строение скелета. П9 По рис. 20 выучить . П.10. Рис.22-23 П11. Рис. 26. Отв. на вопр. ДАТА ПЛАН ФАКТ 12. 13. 14. Тема: Влияние статической и динамической работы на утомление мышц. Нарушение опорно-двигательной системы. Обещающий урок РАЗДЕЛ3. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА Состав внутренней среды организма и ее функции. 1 1 4ч П12 Рис.27-28 1 П.13 №1-4 Отв. на вопр. п14 №1-4 Отв. на вопр. 18. Состав крови. Постоянство внутренней среды Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации 4октября) Состав и свойства крови. Свертывание и переливание крови. Лабораторная работа №4 Тема: Микроскопическое строение крови. Иммунитет и его нарушения РАЗДЕЛ 4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЗОВАНИЯ. Органы кровообращения. 19. 20. Строение и работа сердца Сосудистая система. Лимфообращение. 1 1 21. С/Сосудистые заболевания. Практическая работа №1. Тема:Первая помощь при кровотечениях. Контрольная работа, тестирование№1 Тема: Кровеносная система. РАЗДЕЛ 5. ДЫХАНИЕ. Дыхание и его значение. Органы дыхания 1 П18. Выуч. Круги кровообращения. Стр.83. Отв.на вопр. 1 Повтор. П.17. 15. 16. 17. 22. 23. 24. 25. Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. ( Международный день толерантности 16ноября) Лабораторная работа №5 Тема: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха 1 1 П15 Рис.33. Выучить определения. 1 6ч П.16. Рис 34 выучить. 1 П.17. Рис35 Выуч. строение сердца. 4ч 1 1 1 П.20 №1-3 отв. на вопр.,рис. 41. П.21№1-5 выуч. по рис. 42. П.20- повтор. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация РАЗДЕЛ 6. ПИТАНИЕ. Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. 5ч 1 П.24 Рис. 48 – выучить. 28. 29. Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод Пищеварение в желудке и кишечнике 1 1 30. 31. 32. 1 1 1 4ч 1 1 п.29 №1-3 П.30 №1-2 36. Всасывание питательных веществ в кровь Регуляция пищеварения. Гигиена питания Обобщающий урок. Контрольная работа, тестирование №2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ. Пластический и энергетический обмен. Ферменты и их роль в организме человека ( Международный день инвалидов 3 декабря) Витамины и их роль в организме человека П.25. Рис.49-50. П.26. по рис. 51. Выуч. строение желудка. П.27 рис.53.№1-4. П.28.№1-4. Повт. П.21-28 37. Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ 1 38. Контрольная работа, тестирование №3 Тема:Обмен веществ. РАЗДЕЛ8 ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ОБМЕНА. Выделение и его значение. Органы мочевыделения. 1 26. 27. 33. 34. 35. 39. 40. 41. 42. 43. Заболевание органов мочевыделения. Тема:Обменвеществ. РАЗДЕЛ.9. ПОКРОВЫ ТЕЛА. Наружные покровы тела. Строение и функции кожи Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов ( День российской науки 8февраля) 1 1 П.23 №1-5 П.31 Подг. презентацию. П32. Разобрать таблицы. Повторение. 2ч 1 1 1 3ч 1 1 По рис. 57. выучить П.33 П34. Отв. на вопр. П.29-33 повторить. П.35. №1-5 П.36 подг. презентацию. Тема: Кожа Контрольное тестирование. №4 1 РАЗДЕЛ 10. НЕЙРО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Железы внутренней секреции и их функции ( День защитника Отечества 23февраля) Работа эндокринной системы и ее нарушения. Строение нервной системы и ее значение Спинной мозг. Головной мозг. (Международный женский день 8.03.2022) Вегетативная нервная система. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение РАЗДЕЛ 11. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ. Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны 1марта) Слуховой анализатор 7ч 1 55. 56. Вестибулярный анализатор, мышечное чувство. Осязание (Международный женский день 8 марта) Вкусовой и обонятельные анализаторы. Боль. Обобщающий урок 7ч 57. 58. 59. 60. 61. 62. РАЗДЕЛ12. ПСИХИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Память и обучение. Врожденное и приобретенное поведение Сон и бодрствование Особенности высшей нервной деятельности человека. Обобщающий урок. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 1 1 1 1 1 1 1 Повторение раздела. П38 по рис. 60. Выучить железы. П.39. №1-3 П.40 Отв. нв вопр. П.41 №1-4. По рис.62. выуч. строение .П.42. П.43. Отв. на вопр. П.44 №1-4 4ч 1 П.45 . По рис. 65. Выуч. строение. 1 п46. По рис. 67 выуч. строение. По рис. 68. Выуч. строение. П48. Рис.68. Повторение тем раздела. 1 1 1 1 1 1 1 П.49. Отв. на вопр. П.50. №1-3. П51. Отв. на вопр. П.52 №1-4. П.53. Отв. на вопр. 64. (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны 30 апреля) РАЗДЕЛ.13. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. Особенности репродукции человека. Органы размножения. Оплодотворение. Беременность и роды. 65. Рост и развитие ребенка после рождения 63. 66. 67. 68. Обобщающий урок . Итоговая контрольная работа РАЗДЕЛ 14. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Социальная и природная среда человека. Рост и развитие человека. (Международный день семьи 15 мая) Обобщающий урок. Окружающая среда и здоровье человека 4ч 1 П.54.№1-4. 1 П.55. разобрать рис. 1 Повторить П.50. 4ч. 1 П56-57.Отв. на вопр. параграфа. 1 П58 Ответить на вопр. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 1. Пасечник В.В. Биология.8класс 6-е изд. – м.: Просвещение,2018.(линия жизни) 2. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология 8класс (Линия жизни)-М.:Просвещение 2018. Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/. 1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2014г 2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2014г 3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education 4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2016 5. Адреса сайтов в Интернете http://edu.1c.ru www.som.sio.ru единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/. www.bio.1september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»; www.nature.ru - научные новости биологии; www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ; www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ; www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира. Планирование составлено с учетом государственных и региональных праздников. Количество лабораторных и практических работ в соответствии с оборудованием, имеющимся в наличии. IV.Приложения к программе Контрольно-измерительные материалы: Сайт интернет-поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.ru. Сайт «ФИПИ»: http://www.fipi.ru/, Сайт «ФИРО»: http://www.firo.ru.. http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2_allversions.html. Открытый банк заданий ОГЭ Учебно-методический комплект, используемый дляреализации рабочей программы: Линия УМК по биологии «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника. 5-9классы: -Учебник. Биология. 8 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Подред. Пасечника В.В. -Электронное приложение к учебнику. Биология. 8 класс. (www.online.prosv.ru) -Рабочая тетрадь. Биология. 8 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. -Уроки биологии. 8 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. -Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.