РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС (3 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
соответствует
положениям
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к
результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру
содержания общего образования, Примерной программы основного общего образования,
Рабочей программы В.В. Пасечника.Биология. 5-9 классы.
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций
«Биология. 8 класс» Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. /Под ред. Пасечника В.В.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений
РФ, на изучение курса биологии в 8 классе выделено 102 часа(3 часа в неделю).
Цели и задачи изучения биологии в 8 классе:
•формирование у учащихся представления о человеческом организме, как слаженной системе.
•формирование у учащихся представления о функционировании всехфизиологических систем
организма
•овладение учащимися понятийным аппаратом, использующимся в курсе биологии 8 класса
•овладение учащимися основами гигиенических и санитарных знаний, необходимых для
успешной интеграции в человеческом обществе
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во
всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание
любви к природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний,
овладением методами исследования природы,формированием интеллектуальных умений;
•формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к человеку как к объекту живой природы.
ΙΙ. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ ПО
БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих
личностных результатов:

•

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, основ культурного наследия народов России и человечества;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
•
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
организма человека в среде обитания;
•
формирование личностных представлений о ценности человеческойжизни;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях;
Метапредметными результатами освоения программы по биологии в 8 классе являются:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
•
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, даватьопределения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•
умение работать с разными источниками биологической информации;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

•

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

•

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
•
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументироватьи отстаивать свою точку зрения;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметными результатами освоения программы по биологии в 8 классе является усвоение
учащимися:
- главных анатомические понятий, терминов;
- этапов развития человека до рождения и после рождения;

- общей анатомии органов, систем и аппаратов человеческого организма;
- основных функций органов, систем и аппаратов человеческого организма;
- обмена веществ и превращения энергии;
- роли ферментов и витаминов в организме;
- дыхания, передвижения веществ, выделение конечных продуктов
жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитета, его значения в жизни человека, профилактики вирусных
заболеваний ВИЧ, СПИД;
- роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организмечеловека;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физическоготруда,
физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
- меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма,
наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
- клетки, ткани органы и их системы человека;а также
умение учащимися:
- распознавать органы и системы органов человека;
- применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для
обоснования здорового образа жизни;
- делать выводы о происхождении человека от животных;

- соблюдать правила здорового образа жизни, личной и общественной гигиены;
- оказывать меры первой помощи при отравлении, повреждении органов;
- объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности, взаимосвязи организмов и окружающей среды, зависимость
собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины

наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,иммунитета у
человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результатыопытов;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические
объекты - распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоидыклетки, органы и
системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и
животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органови делать
выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах,влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации:

- находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных
источниках необходимую информацию оживых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности иповседневной
жизни;
В результате изучения организма человека в 8 классеученик научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и тканей, органов и систем
органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
родства человека с животными;

- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;

- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность
процессов наследственности и изменчивости;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки,
ткани органы, системы органов) или их
биологических объектов;

изображения, выявлять отличительные признаки

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровьечеловека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной
помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего,
кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно- популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернете, анализировать и оценивать ее,
переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернете информациюоб организме
человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действияхи поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье
человека.

- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанныхс особенностями
строения и жизнедеятельности организма человека,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
ΙII. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА БИОЛОГИИ 8 КЛАССА
Тема 1. Введение (4 часа)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для
самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные
методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место
человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности
человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Тема 2. Общий обзор организма человека (8 ч)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы
органов. Клетка — основа строения, жизнедеятельности иразвития организмов. Строение,
химический состав, жизненные свойства
клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение ифункции. Организм
человека Регуляция функций организма, способы
регуляции. Механизмы регуляции функций.
Лабораторная работа
№1. «Изучение микроскопического строения клеток тканей организмачеловека».
Самонаблюдения: «Определение собственного веса и измерение роста»;
«Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный инадбровный
«рефлекс
Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, видеофильмы, фильмы (в том числе цифровые
образовательные ресурсы), модели, иллюстрирующие строениеклетки, тканей, органов и систем
органов, нервной системы.
Тема 3. Опора и движение (11 ч)

Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть
двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет,
основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные
особенности. Влияниенаследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы
– активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Основные группы
скелетных мышц. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов.
Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Влияние физических упражнений на
органы и системы органов
Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.
Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов, переломах костей (травмах скелета). Предупреждения нарушения осанки и
плоскостопия.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц;
открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию
спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость,
плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки
осанки.
Лабораторная работа:
№2. «Изучение микроскопического строения кости и внешнего вида отдельныхкостей скелета
человека»
Практические работы
№1. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомлениемышц»
№2. «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия».
Тема 4. Внутренняя среда человека (8часа)
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды.
Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты,тромбоциты.
Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свёртывание
крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И.
Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе синфекционными
заболеваниями.
Лабораторная работа
№3 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки»
Тема 5. Кровообращение и лимфообращение (4 часов)
Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам.
Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной
деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца.
Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения.
Движениекрови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция
работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияниенаследственности, двигательной
активности, факторов среды на сердечно- сосудистую систему человека. Меры профилактики
развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных,
капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм
образования и особенности движения.
Практические работы:
№3 «Изучение сердечной деятельности (подсчет пульса в разных условиях)»
№4 «Приемы остановки кровотечений».

Тема 6. Дыхание (7 часа)
Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и
выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов
дыхания в связи с выполняемой функцией. Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких,
газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с
пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем
легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий
физкультурой и спортом. Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого
мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы:
кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в
крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика Инфекционные (болезни органов
дыхания: грипп, туберкулез легких) заболевания и меры их профилактики. Закаливание – важное
условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных
заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние табакокурения
на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в
дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.
Демонстрация: таблицы, муляжи, слайды, фильмы (иллюстрирующие строение органов
дыхательной системы), комплекс упражнений (способствующих увеличению грудной клетки и
тренирующих правильное дыхание), приемы искусственного дыхания.
Практические работы:
№5 «Определение частоты дыхания»
Тема 7. Пищеварение (7 часов)
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль
ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости.Зубы и уход за ними. Пищеварение
в ротовой полости. Слюна и слюнныежелезы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок.
Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова
И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных
заболеваний.
Лабораторная работа
№4 «Изучение действия слюны на крахмал»
Самонаблюдения:
«Определение положения слюнных желез»
«Движение гортани при глотании»
Темы 8. Обмен веществ и превращение энергии 3 часа)
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии.
Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ. Витамины: жирорастворимые
и водорастворимые. Авитаминозы и меры их предупреждения. Культура питания. Особенности
питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря.
Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением
Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами.
Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных
заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа
здорового образа жизни.
Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Практические работы:
№6 «Составление суточного пищевого рациона (определение норм рационального питания)».

Тема 9 Выделение продуктов обмена (3 часа)
Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей,
чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие.
Мочевыделительная система, строение,функции. Процесс образования и выделения мочи, его
регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Регуляция водно-солевого баланса.
Тема 10 «Покровы тела человека» (10 часов)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Участие кожи в
терморегуляции. Закаливание. Болезни и травмы кожи(тепловой и солнечный удары), меры их
предупреждения. Гигиена кожныхпокровов. Уход за кожей, ногтями и волосами. Гигиена одежды
и обуви.
Самонаблюдения:
«Рассматривание под лупой тыльной
и ладонной
поверхности
кисти»,
«Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки».
Демонстрация: таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции
мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа
жизни.
Обобщение по теме: «Системы регуляции жизнедеятельности»
Тема 11. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 часа)
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Роль
нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.
Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга. Отделы головного мозга и их
функции. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и
среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга
Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы
вегетативной нервной системы. Взаимодействие отделов вегетативной нервной системы.
Врождённые заболевания нервной системы. Приобретённые заболевания нервной системы и их
причины. Сотрясение мозга.
Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз. Щитовидная железа. Поджелудочная железа.
Надпочечники. Половые железы. системы и её нарушения Работа эндокринной системы.
Нарушения работы эндокринной системы.
Лабораторная работа
№5 «Строение головного мозга человека»
Самонаблюдение «Штриховое раздражение кожи»
Тема 12. Органы чувств Анализаторы (8 часов)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз
и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки.
Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена
слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие
сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органычувств.
Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных
анализаторов.
Лабораторная работа
№6 «Строение зрительного анализатора на модели»
Тема 13.

Психика и поведение человека.
Высшая нервная деятельность (4 часа)
Высшая нервная деятельность (ВНД). Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Безусловные и условные рефлексы. Формирование динамического стереотипа. Виды памяти.
Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Обучение. Роль обучения и воспитания в
развитии поведения и психики человека. Врождённое поведение. Инстинкт. Программы
приобретённого поведения. Познавательная деятельность. Сон и бодрствование. Значение сна.
Речь. Эмоции и чувства. Сознание и мышление человека. Особенности ВНД человека. Типы ВНД.
Темперамент и характер.
Лабораторная работа
№7 «Выявление объёма кратковременной памяти.
Выявление точности зрительной памяти»
Практическая работа
№7 «Выявление навыков зеркального письма»
Обобщение по теме «Высшая нервная деятельность».
Тема 14. Размножение и развитие человека (2часа)
Особенности размножения человека. Репродукция. Генетическая информация. Ген.
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Половые хромосомы.Репродуктивная система человека.
Органы размножения: наружные и внутренние. Мужская и женская половые системы.
Оплодотворение. Контрацепция. Беременность. Развитие зародыша человека. Роды. Вредное
влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Рост и развитие ребёнка после
рождения. Возрастные периоды развития человека: новорождённость, грудной, ясельный,
дошкольный, школьный. Половое созревание.
Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода,
генетику пола.
Тема 15. Человек и окружающая среда (5 часа).
Социальная и природная среда человека. Адаптация человека к среде обитания. Расы. Адаптивные
типы человека. Напряжение и утомление. Здоровье человека. Влияние факторов окружающей
среды на здоровье человека. Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Анализ и
оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
Практическая работа
№9 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
человека»
Формы аттестации учащихся
Аттестация учащихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем
предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:
1. Промежуточная (формирующая) аттестация:





самостоятельные работы (до 20 минут);
лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного
материала, сопутствующее повторение) – 5 …25 минут.

2. Итоговая (констатирующая) аттестация:



контрольные работы (45 минут);
устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).

Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей
аттестации:
 КИМ составляются на основе кодификатора;
 КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
 количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной
работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня
сложности по нормативам ЕГЭ
 тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит
элементы остаточных знаний;
Рабочая программа разработана с учетом следующих особенностей:
В 2022-2023 учебном году по мере прохождения программы в течение учебного года будет
произведена корректировка поурочно-тематического планирования в соответствии с особенностями
классов.
В организации образовательной деятельности будут использованы
 Индивидуальные образовательные маршруты
 Разноуровневые задания
 Создание учебных проектов (видеофильмы, презентации)
 Элементы самообразования
 Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения социально
важных общественных проблем
 Исследовательская внеурочная деятельность
 Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования
 Задания в формате ЕГЭ
 Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных)

№ п/п

«Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания».
Тематическое планирование биологии в 8 классе (102 ч)
Модуль воспитательной программы
Темы программы
Колич
«Школьный урок»
часов
К\Р
Введение.

1
2

Общий обзор организма человека
Опора и Движение

3

Внутренняя среда человека

4

Кровообращение и лимфообращение

5
6
7
8
9

Дыхание
Пищеварение
Обмен веществ и превращение энергии
Выделение продуктов обмена
Покровы тела человека

10

Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности

11

Органы чувств. Анализаторы

День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок
подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций)
День солидарности в борьбе с терроризмом
Неделя безопасности дорожного движения

4
8
11

День защитника Отечества

1

1
2

1

1

9

Неделя безопасности дорожного движения 6
Международный день инвалидов
День российской науки

лаб,
пр

4
7
7
3
3

10
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный к празднованию Всемирного
дня гражданской обороны
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день 7
пожарной охраны )

1

1

12

Психика и поведение человека. Высшая
нервная деятельность.

13
14

Размножение и развитие человека
Человек и окружающая среда
Резервное время
ИТОГО

Всероссийский открытый урок 8
«ОБЖ» (день пожарной охраны )
4
2
Международный день семьи

1

1

5
102

5

6

«Разработано с учетом рабочей программы воспитания»
Тематическое планирование биологии в 8 классе (102 ч)
РАЗДЕЛ. ТЕМА.

№
п/п
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.

13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

ВВЕДЕНИЕ.
Науки о человеке и их методы
История развития наук о человеке.
Биологическая природа человека. Расы человека
Происхождение и эволюция человека. Антропогенез
РАЗДЕЛ1.
ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.
Строение организма человека
Уровни организации живой материи
Уровни организации живой материи
Типы тканей
Лабораторная работа №1
Тема: Изучение микроскопического строения тканей
организма человека.
Регуляция процессов жизнедеятельности .
Нервная регуляция жизнедеятельности
Гуморальная регуляция жизнедеятельности
РАЗДЕЛ 2.
ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ.
Состав, строение и рост кости
Лабораторная работа №2
Тема: Изучение микроскопического строения кости
Виды и значение костей
Соединение костей. Скелет головы
Скелет туловища, конечностей и их поясов
Строение и функции скелетных мышц
Группы скелетных мышц
Регуляция деятельности скелетных мышц
Работа мышц и ее регуляция.
Лабораторная работа№3

КОЛ-ВО
ЧАСОВ

ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ

4ч
1

П.1 Отв. на вопр №1-3

1
1
1
8ч

П.2 Подг. презентацию .
П.3 Отв. на вопр.№2

1
1
1
1
1

1
1
1
11ч
1

1
1
2
1
1
1
1

П.4 Выуч. типы тканей.

П.2-3 повтор.
П.6Стр.29 №1-4

П.7.По рис.13. Выуч.
строение трубчатой
кости.
П.8 рис. 16. Выуч.
строение скелета.
П9 По рис. 20 выучить .
П.10. Рис.22-23

П11. Рис. 26.
Отв. на вопр.

ДАТА
ПЛАН
ФАКТ

23.
24.
25.

Тема: Влияние статической и динамической работы на
утомление мышц.
Нарушение опорно-двигательной системы.
Обещающий урок
РАЗДЕЛ3.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
Состав внутренней среды организма.
Функции внутренней среды организма
Состав крови. Постоянство внутренней среды

26.
27.
28.

21.
22.

29.
30.
31.

32.
33.
34.
35.
36.

37.
38.

1
1
9ч

П12 Рис.27-28

1
1
1

П.13 №1-4 Отв. на вопр.

Состав и свойства крови.

1

П15 Рис.33.
Выучить определения.

Группы крови
Свертывание и переливание крови.
Лабораторная работа №4 Тема: Микроскопическое
строение крови.
Иммунитет
Виды иммунитета и его нарушения
Обобщающий урок
РАЗДЕЛ 4.
КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЗОВАНИЯ.
Органы кровообращения.

1
1

Строение и работа сердца
Сосудистая система. Малый и большой круг
кровообращения.
Лимфообращение.
С/Сосудистые заболевания.
Практическая работа №1.
Тема:Первая помощь при кровотечениях.
Обобщающий урок по разделу
Контрольная работа, тестирование№1
Тема: Кровеносная система.
РАЗДЕЛ 5.
ДЫХАНИЕ.

п14 №1-4 Отв. на вопр.

1
1
1
6ч

П.16. Рис 34 выучить.

1

П.17. Рис35 Выуч.
строение сердца.

1
1

П18. Выуч. Круги
кровообращения.

1

Стр.83. Отв.на вопр.

1
1

Повтор. П.17.

4ч

39.

Дыхание и его значение.

1

П.20 №1-3 отв. на
вопр.,рис. 41.

40.
41.

Органы дыхания.
Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.

42.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

1
1
1

П.23 №1-5

45.

Лабораторная работа №5 Тема: Измерение обхвата
грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Реанимация
РАЗДЕЛ 6.
ПИТАНИЕ.
Питание и его значение.

П.21№1-5 выуч. по рис.
42.
П.20- повтор.

43.

46.
47.
48.

Органы пищеварения и их функции.
Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод
Пищеварение в желудке и кишечнике

1
1
1

49.
50.
51.

Всасывание питательных веществ в кровь
Регуляция пищеварения. Гигиена питания
Обобщающий урок.
Контрольная работа, тестирование
№2
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ.
Пластический обмен веществ.
Энергетический обмен веществ.
Ферменты в организме человека

1
1
1

П.25. Рис.49-50.
П.26. по рис. 51. Выуч.
строение желудка.
П.27 рис.53.№1-4.
П.28.№1-4.
Повт. П.21-28

7ч
1

п.29 №1-3

1

П.30 №1-2

44.

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

Роль ферментов в организме человека
Витамины и их роль в организме человека
Классификация витаминов
Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ
Контрольная работа, тестирование №3
Тема:Обмен веществ.
РАЗДЕЛ8

7ч
1

1
1
1
1
1
3

П.24 Рис. 48 – выучить.

П.31 Подг. презентацию.
П32. Разобрать таблицы.
Повторение.

61.

ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ОБМЕНА.
Выделение и его значение.

1

По рис. 57. выучить
П.33

1
1
3ч

П34. Отв. на вопр.

1

П.35. №1-5

1

П.36 подг. презентацию.

1

Повторение раздела.

68.
69.

Органы мочевыделения.
Заболевание органов мочевыделения.
Обобщающий урок.
РАЗДЕЛ.9.
ПОКРОВЫ ТЕЛА.
Наружные покровы тела.
Строение и функции кожи.
Болезни и травмы кожи.
( День российской науки 8февраля)
Гигиена кожных покровов.
Тема: Кожа Контрольное тестирование. №4

10 ч

70.

РАЗДЕЛ 10.
НЕЙРО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Железы внутренней секреции и их функции

71.
72.
73.
74.
75.

Железы внешней секреции
Работа эндокринной системы и ее нарушения.
Строение нервной системы и ее значение
Спинной мозг.
Головной мозг.

1
1
1
1
1

76.
77.

Вегетативная нервная система.
Нарушения в работе нервной системы и их
предупреждение
Роль нервной системы в регуляции процессов
жизнедеятельности.
Обобщающий урок
РАЗДЕЛ 11.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ.
Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор

1
1

62.
63.
64.

65.
66.
67.

78.
79.

80.

1

П38 по рис. 60.
Выучить железы.
П.39. №1-3
П.40 Отв. нв вопр.
П.41 №1-4.
По рис.62. выуч.
строение .П.42.
П.43. Отв. на вопр.
П.44 №1-4

1
1
7ч
1

П.45 . По рис. 65. Выуч.
строение.

Механизм работы зрительного анализатора. Нарушения
зрения, их причина и профилактика.
Слуховой анализатор

1

1

85.
86.

Механизм работы слухового анализатора. Нарушения
слуха, их причина и профилактика.
Вестибулярный анализатор, мышечное чувство. Осязание
(Международный женский день 8 марта)
Вкусовой и обонятельные анализаторы. Боль.
Обобщающий урок

7ч

87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.

РАЗДЕЛ12.
ПСИХИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВЫСШАЯ
НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Высшая нервная деятельность. Рефлексы.
Память и обучение.
Виды памяти
Врожденное и приобретенное поведение
Сон и бодрствование
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Познавательная деятельность
Обобщающий урок.

4ч

96.

РАЗДЕЛ.13.
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Особенности репродукции человека.
Органы размножения. Оплодотворение.
Беременность и роды.

97.

Рост и развитие ребенка после рождения

1

Обобщающий урок .
Итоговая контрольная работа

1

81.
82.
83.
84.

95.

98.

РАЗДЕЛ 14.
ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

п46. По рис. 67 выуч.
строение.

По рис. 68. Выуч.
строение.
П48. Рис.68.
Повторение тем
раздела.

П.49. Отв. на вопр.
П.50. №1-3.
П51. Отв. на вопр.
П.52 №1-4.
П.53. Отв. на вопр.

1

П.54.№1-4.

1

П.55. разобрать рис.

2ч.

Повторить П.50.

99.
100.

101-102

Социальная и природная среда человека. Рост и развитие
человека.
Обобщающий урок. Окружающая среда и здоровье
человека
Итого 102 ч резерв

1
1

102

П56-57.Отв. на вопр.
параграфа.
П58 Ответить на вопр.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Пасечник В.В. Биология.8класс 6-е изд. – м.: Просвещение,2018.(линия жизни)
2. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология 8класс (Линия жизни)-М.:Просвещение 2018.
Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский
мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2014г
2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА
2014г
3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2016
5. Адреса сайтов в Интернете
http://edu.1c.ru
www.som.sio.ru
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
www.bio.1september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;
www.nature.ru - научные новости биологии;
www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;
www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;
www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.
Планирование составлено с учетом государственных и региональных праздников. Количество
лабораторных и практических работ в соответствии с оборудованием, имеющимся в наличии.

IV.Приложения к программе
Контрольно-измерительные материалы:
Сайт интернет-поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.ru.
Сайт «ФИПИ»: http://www.fipi.ru/, Сайт «ФИРО»: http://www.firo.ru..
http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2_allversions.html.
Открытый банк заданий ОГЭ
Учебно-методический комплект, используемый дляреализации
рабочей программы:
Линия УМК по биологии «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника. 5-9классы:
-Учебник. Биология. 8 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Подред. Пасечника В.В.
-Электронное приложение к учебнику. Биология. 8 класс. (www.online.prosv.ru)
-Рабочая тетрадь. Биология. 8 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
-Уроки биологии. 8 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
-Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников
«Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».