Пояснительная записка Цели и задачи: В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на уровне среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень). Целью базового курса является: Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов. Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках. Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность. Задачи: освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке; овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социальноэтическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов; воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции. Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа: Федеральный компонент государственного стандарта по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Биология. Рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. – М.: Просвещение, 2018 учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей №5»г. Махачкалы на 2022/2023 уч. год Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. – М.: Просвещение, 2018, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. На изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 68ч (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 час (2 часа в неделю). Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: биология как наука; методы научного познания; клетка; организм; вид; экосистемы. Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования. При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся. Информация о количестве учебных часов Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 ч-2 часа в неделю. Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с примерной и авторской программой. Информация о внесенных изменениях Рабочая программа составлена без внесения изменений. Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с примерной и авторской программой. Авторской программой (а так же рабочей программой) учебные экскурсии не предусмотрены. Планируемый уровень подготовки учащихся Ученик на базовом уровне научится: раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; понимать и описывать взаимосвязь между естественными и математическими науками; понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, устанавливать связь строения и функций компонентов клетки; устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма; обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов; распознавать популяцию и биологический вид по основным критериям; описывать фенотип многоклеточных растений, животных и грибов; объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; объяснять причины наследственных заболеваний; выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников; представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека; объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических средств) на зародышевое развитие человека. Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, мРНК по участку ДНК; решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. Личностными результатами обучения биологии в средней школе являются: реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни; сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью. Метапредметными результатами обучения биологии в средней школе являются: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. Предметными результатами обучения биологии в школе являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки; выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ); объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций; приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов умение пользоваться биологической терминологией и символикой; решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описание особей видов по морфологическому критерию; выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания; сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения. 2. В ценностно-ориентационной сфере: анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); 3.В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов; 4. В сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде. Учёт особенностей учащихся класса Старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений, становление нравственного самосознания. Благодаря опережающему развитию интеллекта, повышенной интеллектуальной активности старшеклассники становятся готовыми к пониманию и обсуждению многих проблем и вопросов, обычно волнующих взрослых. Такая особенность возраста даёт возможность к восприятию информации сверхпрограммы школьного курса. Дети этого возраста могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. У них проявляется критичность мышления, склонность к широкому обобщению, интерес к учебным предметам постепенно перерастает в интерес к вопросам теории, формируется научное мировоззрение. Учащиеся старшей школы оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для будущего, насколько он отвечает собственным представлениям о будущей деятельности, их привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. В этом возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами, причем выбор профессии способствует формированию учебных интересов. Учение для старших школьников приобретает конкретный жизненный смысл, так как усвоение учебных знаний, умений и навыков становится важным условием их предстоящего полноценного участия в жизни общества. Формы аттестации учащихся Аттестация учащихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий. Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников: 1. Промежуточная (формирующая) аттестация: самостоятельные работы (до 20 минут); лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут); фронтальные опыты (до 10 минут); диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …25 минут. 2. Итоговая (констатирующая) аттестация: контрольные работы (40 минут); устные и комбинированные зачеты (до 40 минут). Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации: КИМ составляются на основе кодификатора; КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом; количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ЕГЭ тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний; В организации образовательной деятельности будут использованы Индивидуальные образовательные маршруты Разноуровневые задания Создание учебных проектов (видеофильмы, презентации) Элементы самообразования Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения социально важных общественных проблем Исследовательская внеурочная деятельность Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования Задания в формате ЕГЭ Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных) Формы промежуточной аттестации учащихся X класс Предмет I II Итоговый контроль полугодие полугодие (год) Биология Тестовая работа Тестовая работа Тестовая работа формате ЕГЭ в Содержание учебного предмета 10 класс 2 часа в неделю Введение (1 ч) Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии. Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: определение биологии как науки; основоположников биологии как науки, основоположников научной (западной) медицины, анатомии, физиологии; создателей клеточной теории; создателей современного эволюционного учения и этапы его становления; классификацию биологических наук; определение жизни; свойства живых систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы. Учащиеся должны уметь: оценивать вклад отдельных ученых в развитие биологии; давать определение жизни; приводить примеры проявлений свойств живого; распределять уровни организации живой природы в соответствии с их иерархией; приводить примеры проявлений свойств живого на разных уровнях. Метапредметные результаты обучения: работать с учебником, составлять конспект параграфа; разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; готовить устные сообщения и рефераты на заданную тему; пользоваться поисковыми системами Интернета. Межпредметные связи Неорганическая химия. Химические элементы Периодической системы Д. И. Менделеева и их основные свойства. Органическая химия. Основные группы органических соединений. Раздел I. Клетка — единица живого(27 ч) Тема 1. Химический состав клетки (7 ч) Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК. Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: макро- и микроэлементы, входящие в состав живого, и их роль в организме; химические свойства и биологическую роль воды; роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности; принципы структурной организации и функции липидов; принципы структурной организации и функции белков и углеводов; классификацию углеводов; принципы структурной организации и функции нуклеиновых кислот; структуру нуклеиновых кислот Учащиеся должны уметь: характеризовать функциональную роль отдельных химических элементов в клетке; объяснять причины особых свойств воды; характеризовать функции липидов; объяснять принцип действия ферментов; характеризовать функции белков и углеводов; характеризовать функции нуклеиновых кислот; различать нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) Тема 2. Структура и функции клетки (7 ч) Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты. Лабораторные работы: № 1 «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза» № 2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов. Динамические пособия «Строение клетки». Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: строение эукариотической клетки; особенности растительных и животных клеток; классификацию органоидов клетки; строение и функции ядра; значение постоянства числа и формы хромосом в клетке; строение прокариотической клетки; многообразие прокариот Учащиеся должны уметь: характеризовать функции органоидов; определять значение включений; описывать генетический аппарат клеток-эукариот; описывать строение и функции хромосом; давать определение кариотипа и характеризовать его; характеризовать организацию метаболизма у прокариот; описывать генетический аппарат бактерий, их спорообразование и размножение. Тема 3. Обеспечение клеток энергией (6 ч) Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: этапы обмена веществ; этапы энергетического обмена; примеры пластического обмена; этапы фотосинтеза и его роль в природе Учащиеся должны уметь: описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить поэтапно процесс энергетического обмена; описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить подробную схему процессов фотосинтеза и биосинтеза белка. Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (7 ч) Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа. Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: строение хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код. Динамические пособия «Биосинтез белка». Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: определение гена; свойства генетического кода; этапы реализации наследственной информации; особенности строения вирусов; вирусные болезни человека; меры профилактики вирусных заболеваний человека Учащиеся должны уметь: использовать принцип комплементарности при построении схем нуклеиновых кислот; описывать процессы, происходящие при биосинтезе белка; описывать жизненный цикл ВИЧ Метапредметные результаты обучения: Учащиеся должны уметь: составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний; обобщать информацию и делать выводы; работать с дополнительными источниками информации; самостоятельно составлять схемы процессов и связный рассказ по ним; работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования. Межпредметные связи: Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, липиды, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики и оптики. Раздел II . Размножение и развитие организмов (9 ч) Тема 5. Размножение организмов (6 ч) Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума). Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: митотический и жизненный циклы клетки; биологическое значение митоза; формы и распространенность бесполого размножения; сущность полового размножения и его биологическое значение; сущность мейоза и его биологическое значение; процесс гаметогенеза и его этапы; сущность оплодотворения и его разновидности Учащиеся должны уметь: описывать строение и функции хромосом; давать определение кариотипа и характеризовать его; описывать митоз по фазам; различать митотический и жизненный циклы клетки; характеризовать биологическое значение бесполого размножения; объяснять преимущество полового размножения; характеризовать биологическое значение полового размножения; объяснять процесс мейоза и характеризовать его этапы; описывать процесс гаметогенеза и выделять особенности сперматогенеза и овогенеза; объяснять процесс оплодотворения и образования зиготы Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (3 ч) Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: определение понятия «онтогенез»; периодизацию индивидуального развития; этапы эмбрионального развития; формы постэмбрионального развития; особенности прямого развития; особенности онтогенеза человека; периодизацию индивидуального развития человека; этапы эмбрионального развития человека; особенности и периодизацию постэмбрионального развития человека Учащиеся должны уметь: описывать процессы, происходящие при дроблении, гаструляции и органогенезе; характеризовать формы постэмбрионального развития; различать полный и неполный метаморфоз; раскрывать биологический смысл развития с метаморфозом; характеризовать этапы онтогенеза; описывать процессы, происходящие при дроблении, гаструляции и органогенезе человека; характеризовать постэмбриональное развитие человека по этапам и критические периоды онтогенеза Раздел III. Основы генетики и селекции (30 ч) Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности 14( ч) Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач» Демонстрации: Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: основные генетические понятия: ген, доминантный признак, рецессивный признак, фенотип, генотип; сущность гибридологического метода изучения наследственности; первый и второй законы Менделя; закон чистоты гамет; цитологические основы моногибридного скрещивания; третий закон Менделя; основные положения хромосомной теории наследственности; закон Моргана; причины нарушения сцепления; определения понятий «геном» и «генотип»; виды взаимодействия генов; хромосомное определение пола; признаки, сцепленные с полом; гомогаметный и гетерогаметный пол у различных организмов Учащиеся должны уметь: использовать генетическую символику при составлении схем скрещивания; записывать генотипы организмов и выписывать их гаметы; составлять схемы моногибридного скрещивания; решать генетические задачи на моногибридное скрещивание; составлять схемы дигибридного скрещивания; составлять решетку Пеннета; решать генетические задачи на дигибридное скрещивание; составлять схемы скрещивания при сцепленном наследовании признаков; различать понятия «геном», «генотип», «генофонд»; определять виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов; составлять схемы скрещивания при наследовании признаков, сцепленных с полом; определять гомогаметный и гетерогаметный пол по схемам скрещивания Тема 8. Закономерности изменчивости (8 ч) Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Демонстрации: Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений); модификационную изменчивость. Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: определение и классификацию изменчивости; классификацию наследственной изменчивости; примеры модификаций. Учащиеся должны уметь: различать виды изменчивости; оценивать возможные последствия влияния мутагенов на организм. Тема 9. Генетика и селекция (8 ч) Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. Демонстрации: Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Лабораторные работы: 1. Составление простейших схем скрещивания. 2. Решение генетических задач. 3. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах). Предметные результаты обучения; Учащиеся должны знать: классификацию мутаций и наследственных болезней человека; принципы здорового образа жизни; методы диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней; определение селекции как науки и ее теоретические основы (генетика); методы селекции; центры происхождения культурных растений; определение и задачи биотехнологии; методы биотехнологии; этические аспекты биотехнологических разработок Учащиеся должны уметь: различать наследственные болезни человека; оценивать факторы риска возникновения наследственных болезней человека; отличать друг от друга методы селекции; различать понятия «порода», «сорт», «штамм»; оценивать этические аспекты некоторых биотехнологических разработок; понимать необходимость биотехнологических исследований для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продукции Метапредметные результаты обучения: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, составлять конспект параграфа, схемы и таблицы; разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; готовить устные сообщения, рефераты и презентации на заданную тему; пользоваться поисковыми системами Интернета. Личностные результаты обучения: Проявление чувства российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; ответственное отношение к учебе, готовность и способность к самообразованию; формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии; способность строить индивидуальную образовательную траекторию; формирование целостного естественно-научного мировоззрения; соблюдение правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания на практике; способность признавать собственные ошибки и исправлять их; умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к собственным поступкам, осознание ответственности за их результаты; уважительное и доброжелательное отношение к другим людям; умение слушать и слышать других, вести дискуссию, оперировать фактами. «Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания». Тематическое планирование биологии в 10 классе (68ч) № п/п Название раздела 1 Введение. 2 Раздел I. Клетка – единица живого: Глава 1. Химический состав клетки Глава 2. Структура и функции клетки 3 4 Кол. часов 27: 7 7 Глава 3. Обеспечение клеток энергией Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке 6 7 Раздел II. Размножение и развитие организмов: Глава 5. Размножение организмов Глава 6. Индивидуальное развитие организмов Раздел III. Основы генетики и селекции: Глава 7.Основные закономерности явлений наследственности Глава 8.Закономерности изменчивости Глава 9.Генетика и селекция 9: Итого «Школьный урок» 2 6 3 30: 14 8 8 6 Модуль воспитательной программы 68 День знаний Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) День солидарности в борьбе с терроризмом Неделя безопасности дорожного движения Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) Международный день толерантности День матери в России Международный день инвалидов Всемирный день азбука Брайля Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны День российской науки Международный женский день Международный день семьи «Разработано с учетом рабочей программы воспитания» Тематическое планирование, 10 класс. 2 ч в неделю № Наименование раздела, темы Кол-во час Тип урока Формы контроля 1 Биология как наука. Основные признаки живого. 1 Введение -2 ч Изучение нового материала Беседа с элем опроса 1 Изучение нового материала Фронтальный опрос Уровни организации жизни. (День знаний1сентября) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций1сентября) 2 Методы изучения живой природы. Значение биологии. День солидарности в борьбе с терроризмом (3сентября) 3 Неорганические соединения клетки 1 Раздел I. Клетка-единица живого-27 ч. Глава 1. Химический состав клетки –7ч. комбинированный Фронтальный и инд опрос Д/З План Факт 4 Углеводы. Липиды 1 комбинированный Фронтальный и инд опрос 5 Белки, строение белков 1 комбинированный Фронтальный и инд опрос 6 Функции белков 1 комбинированный Фронтальный и инд опрос 7 Нуклеиновые кислоты 1 комбинированный Фронтальный и инд опрос 8 АТФ и другие органические соединения 1 комбинированный Фронтальный и инд опрос Контроль знаний Письменное тестирование День солидарности в борьбе с терроризмом (3сентября) 9 Контрольная работа №1 «Химический состав клетки» 1 10 Клетка - элементарная единица живого. Клеточная теория. Плазматическая мембрана. 1 11 Цитоплазма. Органоиды движения. Рибосомы. Лабораторная работа: «Наблюдение клеток животных и растений и их описание» 1 Практикум Оценка работы 12 Мембранные органоиды клетки. 1 комбинированный Фронтальный и инд опрос Глава 2.Структура и функции клетки. -7ч. комбинированный Фронтальный и инд опрос 13 Ядро. Прокариоты и эукариоты 1 комбинированный Фронтальный и инд опрос 14 Лабораторная работа: Сравнение строения клеток бактерий, грибов, растений, животных. 1 Практикум Оценка работы 15 Контрольная работа №2 «Строение клетки и функции клетки» 1 Контроль знаний Письменное тестирование 16 Решение заданий КИМ ЕГЭ по теме «Клетка» 1 Практикум Оценка работы Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации 4октября) Глава 3. Обеспечение клеток энергией - 6ч. комбинированный Фронтальный и инд опрос Обмен веществ 1 Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. 1 комбинированный Фронтальный и инд опрос с61-64 19 Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. 1 комбинированный Фронт опрос с65-67 2021 Биологическое окисление при участии кислорода. Аэробный гликолиз. 2 комбинированный Фронт опрос с68-73 17 2ч. 18 с58-60 22 23 Обобщающий урок по теме структура и функции клетки. 1 Обобщающий Фронт опрос Глава 4. Наследственная информация и реализация её в клетке – 7ч. Генетическая информация . Удвоение 1 Изучение нового материала Беседа с элем опроса ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. №27 ЕГЭ (Международный день толерантности 16ноября) 24 Биосинтез белка. №27 ЕГЭ 1 комбинированный Фронт опрос 25 Регуляция работы генов у бактерий. 1 комбинированный Фронт опрос (День матери в России 26ноября) 26 Регуляция работы генов у эукариот 1 комбинированный Фронт опрос 27 Вирусы. 1 комбинированный Фронт опрос (Международный день инвалидов 3декабря) 28 Генная и клеточная инженерия. 1 комбинированный Фронт опрос 29 Контрольная работа №3. «Обеспечение клеток энергией. Наследственная информация». 1 Контроль знаний Письменные тесты 30 Деление клетки. Митоз. Раздел II. Размножение и развитие организмов – 9 ч. Глава 5. Размножение организмов – 6 ч. 1 Изучение нового материала Беседа с элем опроса 31 Бесполое размножение. комбинированный Оценка работы 32 Половое размножение 1 комбинированный Фронт опрос 33 Мейоз 1 комбинированный Фронт опрос 34 Образование половых клеток. 1 комбинированный Фронт опрос 35 Оплодотворение 1 комбинированный Фронт опрос Всемирный день азбука Брайля (10января) Глава 6. Индивидуальное развитие организмов – 3ч. 1 комбинированный Фронт опрос 36 Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. 37 Организм как единое целое. 1 комбинированный Фронт опрос 38 Контрольная работа №4: «Размножение и развитие организмов». 1 Изучение нового материала Беседа с элем опроса 39 Раздел III . Основы генетики и селекции – 26 ч. Глава7. Основы закономерности явлений наследственности – 14 ч. Моногибридное скрещивание. Первый и 1 комбинированный Фронт опрос второй законы Менделя. 40 Генотип и фенотип. Аллельные гены. 1 комбинированный Фронт опрос 41 Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. 1 комбинированный Фронт опрос 42 Практическая работа: «Решение генетических задач» №6, №28 ЕГЭ 1 Практикум Оценка работы 4344 Сцепленное наследование генов. 2 комбинированный Фронт опрос 45 Практическая работа: «Решение генетических задач» №6, №28 ЕГЭ 1 Практикум Оценка работы (День российской науки 8февраля) 46 Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом 1 комбинированный Фронт опрос 47 Практическая работа: «Решение генетических задач»№6, №28 ЕГЭ 1 Практикум Оценка работы 48 Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. 1 комбинированный Фронт опрос 49 Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака 1 комбинированный Фронт опрос 50 Практическая работа: «Решение генетических задач» №28 ЕГЭ 1 Практикум Оценка работы 1 Практикум Оценка работы (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны 1марта) 51 Практическая работа: «Решение генетических задач»№28 ЕГЭ 52 Основы закономерности явлений наследственности. 1 Контроль знаний Письменные тесты (Международный женский день 8марта) Глава 8. Закономерности изменчивости- 7ч. комбинированный Фронт опрос 53 Модификационная и наследственная изменчивость. 1 54 Лабораторная работа: «Модификационная изменчивость» 1 Практикум Оценка работы 55 Комбинативная изменчивость. 1 комбинированный Фронт опрос 56 Мутационная изменчивость. 1 комбинированный Фронт опрос 57 Практическая работа: «Изменчивость, построение вариационной кривой» 1 Практикум Оценка работы 58 Наследственная изменчивость человека. 1 Изучение нового материала Беседа с элем опроса 59 Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. 1 комбинированный Фронт опрос 60 Одомашнивание как начальный этап селекции. 1 6162 Методы современной селекции 2 Глава 9. Генетика и селекция – 6 ч. Изучение нового материала Беседа с элем опроса комбинированный Фронтальный опрос Подгот сообщ 63 Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции. 1 комбинированный Фронтальный опрос 64 Итоговая контрольная работа №5 за курс 10 класса 1 Контроль знаний Письменные тесты в форме ЕГЭ 6566 Успехи селекции«ОБЖ» (день 2 комбинированный Фронтальный опрос 6768 Обобщающий урок по темам всего учебного года. 1 Повторение и обобщение знаний Фронтальный опрос ИТОГО: 68 часов пожарной охраны 30апреля) Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы Учебник: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология. 10 класс (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2019 (ФГОС) Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.) 1. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002; 2. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004; 3. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005; 4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б.М. Медников. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006г. Интернет – ресурсы для учителя: MULTIMEDIA – поддержка предмета: 1 С образование. Биология 10-11 кл. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии Биология.ру http://www.biology.ru/ Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/ http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам. 5. http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», открытый педагогический форум. 6. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/pasechnik/ 1. 2. 3. 4. Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин. В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции. В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.