РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС (3 часа)

Пояснительная записка
Цели и задачи:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на уровне
среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной
программе по биологии (базовый уровень).
Целью базового курса является:
 Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся
комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные
специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного
здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
 Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии,
систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному
владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в
научных библиотеках.
 Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что
позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить
навыки мышления в пограничных областях знаний.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую
биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.
Задачи:
 освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах,
являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о
методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);
о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид,
биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных
исследованиях в биологической науке;
 овладение умениями характеризовать современные научные открытия в
области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социальноэтическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить
биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и
грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать
биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и
символикой;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки;
проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач,
моделирования биологических объектов и процессов;
 воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при
проведении биологических исследований;
 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и
соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых
разработана рабочая программа:
 Федеральный компонент государственного стандарта по биологии, утвержден
приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
 Биология. Рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват.
учреждений: базовый уровень / Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. – М.: Просвещение, 2018

учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей №5»г. Махачкалы на 2022/20231 уч.
год
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по
биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Г.М. Дымшиц,
О.В. Саблина. – М.: Просвещение, 2018, требований к уровню подготовки выпускников по
биологии. На изучение курса биологии выделено 102 часа в том числе в 10 классе – 102часа
(3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют
ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее
уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные
линии курса: биология как наука; методы научного познания; клетка; организм; вид;
экосистемы.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция,
взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного
предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь
с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего
среднего образования.
При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре
биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и
принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции
обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности
учащихся.
Информация о количестве учебных часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 102 часа-3 часа в неделю.
Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с
примерной и авторской программой.


Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа составлена без внесения изменений.
Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в
соответствии с примерной и авторской программой.
Авторской программой (а так же рабочей программой) учебные экскурсии не
предусмотрены.
Планируемый уровень подготовки учащихся
Ученик на базовом уровне научится:
 раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;
 понимать и описывать взаимосвязь между естественными и математическими науками;
 понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
 проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
 формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
 сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
 обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и
окружающей среды на основе биологических теорий;

распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию,
устанавливать связь строения и функций компонентов клетки;
 устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их
роль в процессах клеточного метаболизма;
 обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов, происходящих в
клетках живых организмов;
 распознавать популяцию и биологический вид по основным критериям;
 описывать фенотип многоклеточных растений, животных и грибов;
 объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
 объяснять причины наследственных заболеваний;
 выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
 выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к
среде обитания и действию экологических факторов;
 составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
 приводить
доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
 оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников;
 представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы
и делать выводы на основании представленных данных;
 оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека;
 объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических средств) на
зародышевое развитие человека.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
 давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную),
учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
 характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
 сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
 решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, мРНК по участку ДНК;
 решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках,
а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
 решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
 устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
 оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных
биологических объектов и целых природных сообществ.
Личностными результатами обучения биологии в средней школе являются:
 реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;


признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других
людей, реализации установок здорового образа жизни;
 сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми
проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической
безопасностью.
Метапредметными результатами обучения биологии в средней школе являются:
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи;
 умение работать с разными источниками биологической информации: находит
биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметными результатами обучения биологии в школе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория
Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя,
закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической
науки;
 выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и
животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных
и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и энергии,
размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора,
образование видов, круговорот веществ);
 объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины
мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов
на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
 приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов
 умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
 решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем
скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
 описание особей видов по морфологическому критерию;
 выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания;
 сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека,
глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной
деятельности в окружающей среде;
 оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение);
3.В сфере трудовой деятельности:


овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и
объяснение их результатов;
4. В сфере физической деятельности:
 обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде.
Учёт особенностей учащихся класса
Старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и
отношений, становление нравственного самосознания. Благодаря опережающему развитию
интеллекта, повышенной интеллектуальной активности старшеклассники становятся
готовыми к пониманию и обсуждению многих проблем и вопросов, обычно волнующих
взрослых. Такая особенность возраста даёт возможность к восприятию информации
сверхпрограммы школьного курса. Дети этого возраста могут формулировать гипотезы,
рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные
альтернативы при решении одних и тех же задач. У них проявляется критичность
мышления, склонность к широкому обобщению, интерес к учебным предметам постепенно
перерастает в интерес к вопросам теории, формируется научное мировоззрение. Учащиеся
старшей школы оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для будущего,
насколько он отвечает собственным представлениям о будущей деятельности, их
привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить
самостоятельность. В этом возрасте устанавливается довольно прочная связь между
профессиональными и учебными интересами, причем выбор профессии способствует
формированию учебных интересов. Учение для старших школьников приобретает
конкретный жизненный смысл, так как усвоение учебных знаний, умений и навыков
становится важным условием их предстоящего полноценного участия в жизни общества.
Формы аттестации учащихся
Аттестация учащихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим
контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных
учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:


1. Промежуточная (формирующая) аттестация:





самостоятельные работы (до 20 минут);
лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего
учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …25 минут.

2. Итоговая (констатирующая) аттестация:

контрольные работы (40 минут);
 устные и комбинированные зачеты (до 40 минут).
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для
констатирующей аттестации:
 КИМ составляются на основе кодификатора;
 КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
 количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью
контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного
типа и уровня сложности по нормативам ЕГЭ
 тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и
содержит элементы остаточных знаний;


В организации образовательной деятельности будут использованы
 Индивидуальные образовательные маршруты
 Разноуровневые задания
 Создание учебных проектов (видеофильмы, презентации)
 Элементы самообразования
 Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения
социально важных общественных проблем
 Исследовательская внеурочная деятельность
 Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования
 Задания в формате ЕГЭ
 Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных)
Формы промежуточной аттестации учащихся X класс
Предмет
I
II
Итоговый контроль
полугодие
полугодие
(год)
Биология

Тестовая работа

Тестовая работа

Тестовая
работа
формате ЕГЭ

в

Содержание учебного предмета
10 класс 3 часа в неделю
Введение
Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические
системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
 определение биологии как науки;
 основоположников биологии как науки, основоположников научной (западной)
медицины, анатомии, физиологии;
 создателей клеточной теории;
 создателей современного эволюционного учения и этапы его становления;
 классификацию биологических наук;
 определение жизни;
 свойства живых систем;
 уровни организации живой природы;
 методы познания живой природы.
Учащиеся должны уметь:
 оценивать вклад отдельных ученых в развитие биологии;
 давать определение жизни;
 приводить примеры проявлений свойств живого;
 распределять уровни организации живой природы в соответствии с их иерархией;
 приводить примеры проявлений свойств живого на разных уровнях.
Метапредметные результаты обучения:
 работать с учебником, составлять конспект параграфа;
 разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
 готовить устные сообщения и рефераты на заданную тему;
 пользоваться поисковыми системами Интернета.
Межпредметные связи
Неорганическая химия. Химические элементы Периодической системы Д. И. Менделеева и
их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений.

Раздел I. Клетка — единица живого
Тема 1. Химический состав клетки
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные)
соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции.
Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие:
строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
 макро- и микроэлементы, входящие в состав живого, и их роль в организме;
 химические свойства и биологическую роль воды;
 роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
 принципы структурной организации и функции липидов;
 принципы структурной организации и функции белков и углеводов;
 классификацию углеводов;
 принципы структурной организации и функции нуклеиновых кислот;
 структуру нуклеиновых кислот
Учащиеся должны уметь:
 характеризовать функциональную роль отдельных химических элементов в клетке;
 объяснять причины особых свойств воды;
 характеризовать функции липидов;
 объяснять принцип действия ферментов;
 характеризовать функции белков и углеводов;
 характеризовать функции нуклеиновых кислот;
 различать нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК)
Тема 2. Структура и функции клетки
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана.
Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды,
органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и
эукариоты.
Лабораторные работы:
№ 1 «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение
плазмолиза и деплазмолиза»
№ 2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие:
прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов. Динамические пособия
«Строение клетки».
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
 строение эукариотической клетки;
 особенности растительных и животных клеток;
 классификацию органоидов клетки;
 строение и функции ядра;
 значение постоянства числа и формы хромосом в клетке;
 строение прокариотической клетки;
 многообразие прокариот
Учащиеся должны уметь:

характеризовать функции органоидов;
 определять значение включений;
 описывать генетический аппарат клеток-эукариот;
 описывать строение и функции хромосом;
 давать определение кариотипа и характеризовать его;
 характеризовать организацию метаболизма у прокариот;
 описывать генетический аппарат бактерий, их спорообразование и размножение.
Тема 3. Обеспечение клеток энергией
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез.
Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией
за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление
при участии кислорода.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие:
биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
 этапы обмена веществ;
 этапы энергетического обмена;
 примеры пластического обмена;
 этапы фотосинтеза и его роль в природе
Учащиеся должны уметь:
 описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
 приводить поэтапно процесс энергетического обмена;
 описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
 приводить подробную схему процессов фотосинтеза и биосинтеза белка.
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование
информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы.
Профилактика СПИДа.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие:
строение хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код.
Динамические пособия «Биосинтез белка».
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
 определение гена;
 свойства генетического кода;
 этапы реализации наследственной информации;
 особенности строения вирусов;
 вирусные болезни человека;
 меры профилактики вирусных заболеваний человека
Учащиеся должны уметь:
 использовать принцип комплементарности при построении схем нуклеиновых кислот;
 описывать процессы, происходящие при биосинтезе белка;
 описывать жизненный цикл ВИЧ
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
 составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;


обобщать информацию и делать выводы;
 работать с дополнительными источниками информации;
 самостоятельно составлять схемы процессов и связный рассказ по ним;
 работать
с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для
микроскопического исследования.
Межпредметные связи:
Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы,
липиды, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики и оптики.
Раздел II . Размножение и развитие организмов
Тема 5. Размножение организмов
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование
половых клеток и оплодотворение.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки
(митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских
половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие
организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие
«Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или
адиантума).
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
 митотический и жизненный циклы клетки;
 биологическое значение митоза;
 формы и распространенность бесполого размножения;
 сущность полового размножения и его биологическое значение;
 сущность мейоза и его биологическое значение;
 процесс гаметогенеза и его этапы;
 сущность оплодотворения и его разновидности
Учащиеся должны уметь:
 описывать строение и функции хромосом;
 давать определение кариотипа и характеризовать его;
 описывать митоз по фазам;
 различать митотический и жизненный циклы клетки;
 характеризовать биологическое значение бесполого размножения;
 объяснять преимущество полового размножения;
 характеризовать биологическое значение полового размножения;
 объяснять процесс мейоза и характеризовать его этапы;
 описывать процесс гаметогенеза и выделять особенности сперматогенеза и овогенеза;
 объяснять процесс оплодотворения и образования зиготы
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя,
никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое
целое.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие:
индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:


определение понятия «онтогенез»;
 периодизацию индивидуального развития;
 этапы эмбрионального развития;
 формы постэмбрионального развития;
 особенности прямого развития;
 особенности онтогенеза человека;
 периодизацию индивидуального развития человека;
 этапы эмбрионального развития человека;
 особенности и периодизацию постэмбрионального развития человека
Учащиеся должны уметь:
 описывать процессы, происходящие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
 характеризовать формы постэмбрионального развития;
 различать полный и неполный метаморфоз;
 раскрывать биологический смысл развития с метаморфозом;
 характеризовать этапы онтогенеза;
 описывать процессы, происходящие при дроблении, гаструляции и органогенезе
человека;
 характеризовать постэмбриональное развитие человека по этапам и критические
периоды онтогенеза
Раздел III. Основы генетики и селекции
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип.
Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория
наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с
полом.
Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач»
Демонстрации:
Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие:
моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное
доминирование; наследование, сцепленное с полом. Динамическое пособие «Перекрест
хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
 основные генетические понятия: ген, доминантный признак,
 рецессивный признак, фенотип, генотип;
 сущность гибридологического метода изучения наследственности;
 первый и второй законы Менделя;
 закон чистоты гамет;
 цитологические основы моногибридного скрещивания;
 третий закон Менделя;
 основные положения хромосомной теории наследственности;
 закон Моргана;
 причины нарушения сцепления;
 определения понятий «геном» и «генотип»;
 виды взаимодействия генов;
 хромосомное определение пола;
 признаки, сцепленные с полом;
 гомогаметный и гетерогаметный пол у различных организмов


Учащиеся должны уметь:
 использовать генетическую символику при составлении схем скрещивания;
 записывать генотипы организмов и выписывать их гаметы;
 составлять схемы моногибридного скрещивания;
 решать генетические задачи на моногибридное скрещивание;
 составлять схемы дигибридного скрещивания;
 составлять решетку Пеннета;
 решать генетические задачи на дигибридное скрещивание;
 составлять схемы скрещивания при сцепленном наследовании признаков;
 различать понятия «геном», «генотип», «генофонд»;
 определять виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
 составлять схемы скрещивания при наследовании признаков, сцепленных с полом;
 определять гомогаметный и гетерогаметный пол по схемам скрещивания
Тема 8. Закономерности изменчивости
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.
И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение
некоторых наследственных болезней человека.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: мутации
(различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных
растений); модификационную изменчивость.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
 определение и классификацию изменчивости;
 классификацию наследственной изменчивости;
 примеры модификаций.
Учащиеся должны уметь:
 различать виды изменчивости;
 оценивать возможные последствия влияния мутагенов на организм.
Тема 9. Генетика и селекция
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах
происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции.
Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: центры
многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор;
гибридизацию; исследования в области биотехнологии.
Лабораторные работы:
1. Составление простейших схем скрещивания.
2. Решение генетических задач.
3. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на
гербарных образцах).
Предметные результаты обучения;
Учащиеся должны знать:
 классификацию мутаций и наследственных болезней человека;
 принципы здорового образа жизни;
 методы диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней;
 определение селекции как науки и ее теоретические основы (генетика);
 методы селекции;

центры происхождения культурных растений;
 определение и задачи биотехнологии;
 методы биотехнологии;
 этические аспекты биотехнологических разработок
Учащиеся должны уметь:
 различать наследственные болезни человека;
 оценивать факторы риска возникновения наследственных болезней человека;
 отличать друг от друга методы селекции;
 различать понятия «порода», «сорт», «штамм»;
 оценивать этические аспекты некоторых биотехнологических разработок;
 понимать необходимость биотехнологических исследований для повышения
эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости
продукции
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
 работать с учебником, составлять конспект параграфа, схемы и таблицы;
 разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
 готовить устные сообщения, рефераты и презентации на заданную тему;
 пользоваться поисковыми системами Интернета.
Личностные результаты обучения:
 Проявление чувства российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
 ответственное отношение к учебе, готовность и способность к самообразованию;
 формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей
профессии;
 способность строить индивидуальную образовательную траекторию;
 формирование целостного естественно-научного мировоззрения;
 соблюдение правил поведения в природе;
 умение реализовывать теоретические познания на практике;
 способность признавать собственные ошибки и исправлять их;
 умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
 критичное отношение к собственным поступкам, осознание ответственности за их
результаты;
 уважительное и доброжелательное отношение к другим людям;
 умение слушать и слышать других, вести дискуссию, оперировать фактами.


«Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания».
Тематическое планирование биологии в 10 классе (102ч)
№ п/п Название раздела
1

Введение.

2

Раздел I. Клетка – единица живого:
Глава 1. Химический состав клетки
Глава 2. Структура и функции клетки

Кол.
часов

4

6

«Школьный урок»

2
40:

День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей
к действиям в условиях различного рода чрезвычайных
ситуаций)
День солидарности в борьбе с терроризмом
Неделя безопасности дорожного движения

Раздел II. Размножение и развитие
организмов:
Глава 5. Размножение организмов
Глава 6. Индивидуальное развитие
организмов
Раздел III. Основы генетики и селекции:
Глава 7.Основные закономерности явлений
наследственности
Глава 8.Закономерности изменчивости
Глава 9.Генетика и селекция

20:

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской Федерации)
Международный день толерантности

42:

День матери в России
Международный день инвалидов
Всемирный день азбука Брайля
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
празднованию Всемирного дня гражданской обороны
День российской науки
Международный женский день
Международный день семьи

Итого

102

Глава 3. Обеспечение клеток энергией
Глава 4. Наследственная информация и
реализация ее в клетке
3

Модуль воспитательной программы

Тематическое планирование биологии в 10 классе (102ч)
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания

Тема урока

Количество часов

Дата проведения
по календарнотематическому
планированию

Введение
Тема 1. Биология в системе наук Основные свойства живой материи

5

1

Предмет и задачи общей биологии. Биология как наука. Роль биологических теорий,
идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

2

Методы биологии.

1

3

Отрасли биологии, ее связь с другими науками

1

4

Понятие жизни и уровни ее организации.

1

5

Критерии живых систем.

1

Раздел 1
Тема 2 Химическая организация клетки
6

Цитология – наука о клетке. Методы изучения клетки.

12
1

7

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

1

8

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Строение молекулы белка

1

по факту

9

Функции белков.

1

10

Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью фермента»

1

11

Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы.

1

12

Органические вещества, входящие в состав клетки.Липиды

1

13

Нуклеиновые кислоты. ДНК.Генетический код

1

14

Нуклеиновые кислоты. РНК

1

15

Практическая работа №6 «Решение задач по молекулярной биологии».

1

16

Обобщение по теме «Химическая организация клетки»

1

17

Контрольная работа по разлелу: «Химическая организация живого вещества»
Тема 3 Метаболизм – основа существования живых организмов

10

18

Анаболизм – пластический обмен.

1

19

Биосинтез белка . Матричный характер реакций биосинтеза.

1

20

Энергетический обмен - катаболизм. Стадии энергетического обмена.Строение и функции
АТФ

1

21

Практическая работа Сравнение процессов брожения и дыхания

1

22

Автотрофный тип обмена веществ.

1

23

Фотосинтез

1

24

Автотрофный тип обмена веществ. Хемосинтез.

1

25

Практическая работа Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза

1

26

Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии».

1

27

Контрольная работа по теме «Обмен веществ в клетке (метаболизм)

1

Тема 4Строение и функции клеток.

17

28

Прокариотическая клетка.

1

29

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Наружная цитоплазматическая мембрана

1

30

Мембранный транспорт

1

31

Лаб.работа по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»

1

32

Мембранные органоиды клетки

1

33

Немембранные органоиды клетки

1

34

Эукариотическая клетка. Клеточное ядро.

1

35

Клеточное ядро. Хромосомы

1

36

Обобщение по теме. «Структурно-функциональная организация клеток эукариот»

1

37

Контрольная работа по теме «Структурно-функциональная организац ия клеток эукариот»

1

38

Деление клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз, амитоз.

1

39

Лабораторная работа Изучение фаз митоза в клетках корешка лука

1

40

Клеточная теория строения организмов

1

41

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

42

Вирусы, их многообразие. Виды вирусовМеры профилактики вирусных заболеваний

1

43

Лаб. работы № 1,5 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под
микроскопом»

1

44

Обобщение по теме.

1

Раздел 2 Размножение и развитие организмов.

11

Тема 5 Размножение организмов.
45

Бесполое размножение у растений

1

46

Половое размножение

1

47

Практическая работа Сравнение бесполого и половогоразмножния

1

48

Мейоз, его особенности.

1

49

Практическая работа «Сравнение процессов митоза и мейоза»

1

50

Гаметогенез

1

51

Оплодотворение у животных

1

52

Размножение и развитие растений

1

53

Практическая работа Сравнение процессов развития половых клеток у растений и
животных

1

54

Обобщение по теме

1

55

Контрольная работа по теме «Размножение организмов

1

Тема 6 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

9

56

Краткие исторические сведения.Онтогенез. Развитие знаний об онтогенезе.
Биогенетический закон.

1

57

Эмбриональный период развития. Бластула

1

58

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез.

1

59

Постэмбриональный период развития. Непрямое и прямое развитие.

1

60

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков

1

61

Развитие организмов и окружающая среда. Причины нарушений развития организмов

1

62

Развитие организмов. Регенерация

1

63

Обобщение по теме

1

64

Контрольная работа по теме «Индивидуальное развитие организмов»

1

Раздел 3 Основы генетики и селекции.

48

Тема7 Генетика -наука о наследственности и изменчивости организмов

3

65

История становления и развития генетики

1

66

Основные понятия генетики.

1

67

Строение гена эукариот

1

Тема8 Закономерности наследования признаков

16

69

Законы Менделя. Первый закон Менделя – закон единообразия

1

70

Второй закон Менделя - закон расщепления. Цитологические основы моногибридного

1

71

Практическая работа »Составление схем скрещивания»

1

72

Статистический характер и цитологические основы законов Менделя. Закон чистоты гамет

1

73

Практическая работа « Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

1

74

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

75

Практическая работа Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

1

76

Анализирующее скрещивание. Практическое значение

1

77

Тестирование по теме Закономерности наследования признаков

1

78

Хромосомная теория наследственности

1

79

Сцепленное наследование генов. Закон Моргана

1

80

Генетика пола.

1

81

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов

1

82

Взаимодействие неаллельных генов

1

83

Обобщение по теме «Основные закономерности наследственности».

1

84

Контрольная работа «Генетика. Основные закономерности наследственности

1

Тема 9 Закономерности изменчивости

6

85

Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная.

1

86

Классификация мутаций. Причины мутаций.

1

87

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Модификационная
изменчивость

1

88

Лабораторная работа «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

1

89

Обобщение. Семинар по теме «Основные закономерности изменчивости».

1

90

Тестирование Основные закономерности наследстве нности и изменчивости»

1

Тема 10Генетика человека

3

91

Геном человека

1

92

Методы изучения генетики человека

1

93

Наследственные заболевания человека Значение генетики для медицины

1

Тема 11 Основы селекции

8

94

Селекция, ее задачи. Создание пород животных и сортов растений.

1

95

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических
рядов в наследственной изменчивости

1

96

Методы селекции растений

1

97

Методы селекции животных, их генетические основы.

1

98

Селекция микроорганизмов Особенности селекции микроорганизмов.

1

99

Достижения и основные направления современной селекции.

1

100

Обобщение по теме «Основы селекции»

1

101

Тестирование по теме «Селекция и биотехнология»

1

102

Итоговый урок по курсу Общая биология

1

Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
Учебник: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К.,
Дымшица Г.М. Биология. 10 класс (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2019 (ФГОС)
Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и
используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.)
1. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:
Дрофа, 2002;
2. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для
школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
3. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21
век» «Мир и образование», 2005;
4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б.М. Медников. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006г.
Интернет – ресурсы для учителя:
MULTIMEDIA – поддержка предмета: 1 С образование. Биология 10-11 кл.
Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии
Биология.ру http://www.biology.ru/
Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/
http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа
к образовательным ресурсам.
5. http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок» издательского дома «Первое сентября», открытый педагогический форум.
6. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/pasechnik/
1.
2.
3.
4.

Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися
при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на
уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет
является базовым для ряда специальных дисциплин.
В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и
неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение
организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии
пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают
мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и
углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на
формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной
организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических
закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу
отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для
продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе,
проведения и оформления биологических исследований.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».