РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС (4 часа)

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 11 класса химико-биологического профиля на 2022-2023 учебный год разработана в соответствии с:
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Федеральным компонентом государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего
(полного) общего образования), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089;
• Программой по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень) / Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина. Программа по биологии
для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень.
(Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2011
• Рабочими программами, сост. И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева. – 3-е изд., - М. : Дрофа, 2015.
• Сборником программ Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана–Граф, 2010.
• Учебник Общая биология: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень: в 2 ч. Часть 2 – / под ред.
В.К.Шумного и Г.М.Дымшица. - 6-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальным существе. Отбор содержания проведен с учетом
культурообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей
культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу
структурирования содержания курса биологии составляют следующие ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой
природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система,
многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса
биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия
организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности к среде
обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его
роли в окружающей среде.
Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых
направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и
валеологической культуры человека.
Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного
уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие
материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с
требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Курс «Общая биология» ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие
индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся
формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в
группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют

научные знания и научные методыпознания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются
в признании:
•ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
•ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса
биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
•понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
•сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и
грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
•развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей —
ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и
человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся
способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой
природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного
отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Количество часов в неделю
– 4 часа;
Количество часов в год – 132 ч.
Цели изучения предмета.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой
природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной
картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии,
вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде,
собственномуздоровью; уваженияк мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил
поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени полного (среднего)
образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью
соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного
подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного
здоровья.
В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести:
знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного
иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена
веществ, онтогенеза наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, теории наследственности,
эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического в эволюции человека, об основных областях применении
биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов
происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека, давать аргументированную
оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических
исследований, решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале,
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.
Организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы, технологии)
Исходя, из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования.
Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок), методы обучения: репродуктивный, (объяснительно – иллюстративный) и
продуктивный (частично – поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Включены практические
и лабораторные работы. После изучения курса проводится итоговая аттестация.
Программа дополнена занятиями, позволяющими учащимся познакомиться с историей и основными методами изучения живого, отработать
биологические понятия путём анализа конкретных ситуаций и решения практических биологических задач, провести тематический контроль
знаний.
Учебно-методический комплект:
1. Общая биология: учебникдля 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень: в 2 ч. Часть 1 – / под ред.
В.К.Шумного и Г.М.Дымшица. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 303 с.

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

•

•

2. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология. 10 -11 классы. Учебник для общеобразовательных заведений. – М., Дрофа,
2003. – 624 с.
3. Соловков Д.А. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка. – СПб.:БХВ-Петербург, 2013. - -544 с.
4.Контрольно-измерительные материалы. Биология. 11 класс. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2013.
В результате изучения биологии ученик должен знать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека; уметь находить:
в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о
живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных
организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; проводить простые биологические
исследования:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных,
поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические
объекты;
порезультатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных
отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних
животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов,
приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

•
•

•

•
•
•

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических
групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы; использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики
травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за
состоянием собственного организма.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2011. – 117с.
2. Биология: Справочник школьника и студента/ Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010, с.243244.
3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и
образование», 2010. – 134с.
4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2012. – 126с.
5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо,
2012. – 240с.
7. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. –
8. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 254с.
9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
10. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 11 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева,
О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 96с.
11. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
12. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.:
Вентана-Граф, 2004. – 76с.

Краткое содержание тем курса.
Введение.
Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов.

Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Возникновение и развитие эволюционной биологии . Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С.
Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и
молекулярные свидетельства эволюции. Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты;
аналогичные и гомологичные органы; доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.
Механизмы эволюции .
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций.
Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях.
Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного
отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая
дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле. Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л.
Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в
образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в
криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в
палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Возникновение и развитие человека — антропогенез Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические,
цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo.
Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль
социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
Селекция и биотехнология.
Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения
культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.
Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.
Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная
гибридизацияв селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.
Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.
Крупномасштабная селекция животных.
Успехи селекции.

Организмы и окружающая среда Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность.
Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций.
Экологическая ниша. Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы. Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило
экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем.
Земледельческие экосистемы.
Биосфера.
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера
и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Биологические основы охраны природы.
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и
популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
Литература для учителя:
1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания.
Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
11. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
12. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
13. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
14. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
15. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
16. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
17. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
18. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М.
Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
9. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Мультимедийные пособия:
1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б.
Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
2. Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В.
Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
7. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
8. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
9. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф»,
1996.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
портреты ученых; нормативная документация для организации учебно – воспитательного процесса по биологии (стандарты, программы);
учебники, учебные и методические пособия, справочная, научно-популярная литература; дидактический и раздаточный материал для организации
самостоятельной и практической познавательной деятельности учащихся; тематические (поурочные) материалы; материалы для проведения
олимпиад; материалы по внеклассной работе; интерактивные средства обучения: программно-методические комплексы; мультимедийные
материалы для уроков, таблицы, схемы.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема

Тематическое планирование курса
Количество часов

Возникновение и развитие эволюционной биологии

15

Механизмы микроэволюции
Механизмы макроэволюции

31
13

Возникновение жизни на Земле
Развитие жизни на Земле
Происхождение человека - антропогенез
Основы селекции и биотехнологии
Бионика
Биосфера и человек
Резервное время для повторения материала
Итого

12
23
9
11
9
11
2
132

ЛР
1
2
-

ПР
4
8
3
1
1

3

17

Тема №1 «Возникновение и развитие эволюционной биологии» (15 часов)
№ Дата
Тема урока
Основные понятия

1

Многообразие и
единство живого.

2

Многообразие и
единство живого.

3

Возникновение и
развитие эволюционной
биологии. Предпосылки
эволюционизма.

Строение, химический состав клетки,
метаболические процессы в клетке,
основы генетики.
Строение, химический состав клетки,
метаболические процессы в клетке,
основы генетики.
Представления античных и
Средневековых мыслителей о
происхождении жизни, причинах
многообразия видов.
Наивный материализм. Креационизм.
Система живой природы К.Линнея.
Принцип иерархии. Идеалистические,
метафизические представления о
причинах многообразия видов в
природе, их обоснование учёными 17-

Практическая
часть, диагностика

«Входная»
контрольная работа.

Примечания,
региональный
компонент

Домашнее
задание

Работа над
«трудными»
заданиями КР
Стр. 3; § 52 стр. 4

19 веков.
4

Методология науки.

5

Возникновение и
развитие эволюционной
биологии.
Трансформизм.

Принцип актуализма как принцип
рационального мышления, критерий
фальсифицируемости.
Представления об изменяемости видов.
Европейские и российские
учёныетрансформисты 18-19 веков,
обоснование их точек зрения. Спор Ж
Кювье и Сент-Илера. Эволюционные
представления Ж. Бюффона.

Лекционный
материал
§ 52 стр. 4 - 5

6

Эволюционная теория
Ж.-Б.Ламарка.

Заслуги Ж.-Б.Ламарка. «Законы»
Ламарка. Причины эволюции видов
согласно теории Ламарка. Идеализм.

7

Жизнь и труды Чарлза
Дарвина.

Достижения в области естественных
наук. Биография Ч.Дарвина,
кругосветное путешествие на корабле
«Бигль», путь от креациониста к
эволюционисту. Теория искусственного
отбора. Определённая и неопределённая
формы изменчивости.

8

Теория эволюции
Ч.Дарвина

9

Формирование
синтетической теории
эволюции

Логика раскрытия причин эволюции
Ч.Дарвином. Наследственная
изменчивость. Борьба за существование.
Естественный отбор.
«Романтический» этап дарвинизма,
развитие биологических наук, принцип
историзма. Кризис дарвинизма, его
причины. Развитие синтетической
теории эволюции. Корпускулярная
генетика. Экология. Биогеография.
Филогенетическая систематика.
Этология. Биология развития.
Молекулярная генетика. Работы С.С.
Четверикова и И.И. Шмальгаузена.

Практическая работа
№1 « Анализ фактов,
отмеченных Ч.
Дарвином во время
путешествия и после
обработки
экспедиционного
материала»

§ 52 стр. 5 – 6;
инд. – доклад
«Жизнь Ч.
Дарвина»,
«Кругосветное
путешествие
Ч.Дарвина
на
корабле «Бигль»
§ 53 стр. 6 – 8;
лекционный
материал

§ 53 стр. 9.

Практическая
работа№2 Анализ
«затруднений»
Ч. Дарвина (работа с
кн. «Происхождение
видов…»).

§ 53 стр. 9 – 11;
лекционный
материал

10

11

Палеонтологические
Палеонтологическая летопись.
свидетельства эволюции. Урансвинцовый метод определения
возраста геологических пород.
Радиоуглеродный метод определения
возраста палеонтологических находок.
Переходные формы: археоптерикс,
микрораптор; филогенетический ряд
китообразных.
Биогеографические
Биогеография. Биогеографические
свидетельства эволюции. области: Палеарктическая,
Неарктическая, Индо-Малайская,
Эфиопская, Неотропическая,
Австралийская, их происхождение.

Практическая работа
№3 Анализ
ископаемых остатков
древних морских
организмов.

Ископаемые
§ 54
остатки древних
животных и
растений на
территории
Ульяновской
обл.

Практическая работа
№4 Анализ
биогеографических
свидетельств
эволюции.
Лабораторная
работа№1 «Анализ
различий в строении
передних
конечностей
позвоночных»

§ 55

12

СравнительноАнализ причин различий и сходства в
анатомические
строении передних конечностей
свидетельства эволюции. позвоночных.

13

Эмбриологические
Закон зародышевого сходства К. Бэра.
свидетельства эволюции. Рудименты. Атавизмы.

§ 56 стр. 22 – 24.

14

Молекулярные
Геном как генетическая летопись
свидетельства эволюции. эволюции вида. Мутации, их
классификация. Естественный отбор.
Генеалогическое древо.
«Эволюционное
учение»

§ 57

15

Тема №2 «Механизмы микроэволюции» (31 часа).
№ Дата
Тема урока
Основные понятия

§ 56 стр. 20 - 22

Контроль знаний по
теме
«Эволюционное
учение».

Практическая часть,
диагностика

§§ 52 - 57

Примечания,
региональный

Домашнее
задание

компонент
1

2

3

4

5

1)Генетические основы эволюции.
Популяция –
Современное понятие
биологической эволюции. Вид.
элементарная единица
Популяция. Генотип. Фенотип.
эволюци.
Генофонд. Мутации. Ареал.
Миграция. Экологическая и
генетическая структура
популяции.
Внутривидовая
Богатство генофонда.
Практическая работа
изменчивость.
Полиморфные гены. Аллельное
№5 «Подсчет
разнообразие. Разообразие
количества возможных
комбинаций аллелей.
сочетаний аллельных
Гетерозиготность и
генов в генотипе».
комбинативная изменчивость в
природных популяциях. Изучение
хромосомного полиморфизма.
Метод электрофореза в геле.
Хромосомные расы.
Работы С.С. Четверикова.
Генетическая структура Частоты аллелей и генотипов, их
определение. Изучение
популяций: частоты
генетической изменчивости.
аллелей и генотипов
Уравнение Харди –
Вайнберга и его
биологический смысл.
Принцип
популяционного
равновесия.

Свободное скрещивание. Закон
стабилизирующего скрещивания.
Закон Харди – Вайнберга.
Свободное скрещивание. Закон
стабилизирующего скрещивания.
Закон Харди – Вайнберга.
Идеальная популяция.

§ 58 стр. 28 - 29

§ 58 стр. 30 - 34

§ 59 стр. 34 - 36

§ 59 стр. 36 - 39

Практическая работа
№6
«Решение
биологических
задач».

§ 59

6

Популяционное
равновесие и пол.

7-8

Генетические основы

Действие закона ХардиВайнберга
при изначальном неравенстве
частот встречаемости аллелей у
разных полов.
Причины нарушения состояния

Практическая
работа№7 «Решение
биологических задач».

§ 59, лекционный
материал

Контроль знаний.

§§ 58, 59.

эволюции.

9

10

11

12

13

генетического равновесия в
природных популяциях.
2)Элементарные факторы эволюции.
Мутации – источник
Частота возникновения мутаций.
Вредные, полезные и нейтральные
генетической
мутации.
изменчивости
Случайности и ненаправленность
популяций.
мутаций.
Мутационный процесс – Роль хромосомных и геномных
мутаций в эволюции. Работы А.С.
важнейший фактор
Серебровского.
эволюции.
Случайные процессы в Случайные колебания частот
Практическая
популяциях. Дрейф
аллелей в популяциях
работа№8
Анализ
генов.
ограниченного размера. Дрейф
экспериментов
по
генов.
изучению колебаний
частот аллелей в
популяциях
ограниченного
размера.
Дрейф генов как фактор Популяционные волны и дрейф
генов. Эффект основателя.
эволюции.
Последствия дрейфа генов.
Миграции как фактор
Генетические различия в
эволюции.
локальных популяциях. Обмен
генами между популяциями.
Миграции и генетическое
единство вида.

§ 60 стр. 39 - 42

§ 60 стр. 42 - 45

§ 61

§ 62

§ 68

Борьба за
существование:
конституционная
форма.
Межвидовая и
внутривидовая формы
борьбы за
существование.

Геометрическая прогрессия
размножения и борьба за
существование. Конституционная
борьба за существование.
«Принцип Чёрной королевы».
Трофические связи и
взаимоотношения организмов.
Внутривидовые отношения
организмов.

16

Естественный отбор –
направляющий фактор
эволюции.

17

Формы естественного
отбора: движущий
отбор.

Элементарные эволюционные
факторы. Приспособленность и
приспособления. Эффективность
естественного отбора. Чистые
линии. Кумулятивное действие
естественного отбора.
Движущая форма естественного
отбора, примеры.
Индустриальный меланизм.

18

19

Формы естественного
отбора:
стабилизирующий и
дизруптивный отбор
Половой отбор.

2021

Элементарные факторы
эволюции.

14

15

§ 63 стр. 54 - 55

§ 63 стр.55 - 58

Практическая работа
№9 «Проектирование
и анализ эксперимента
по выявлению
естественного отбора».

§ 64

Практическая работа
№10«Моделирование
природных условий,
приводящих
к
движущему отбору».

§ 65 стр. 61 – 64

Стабилизирующий и
дизруптивный отбор.
Частотнозависимый отбор.

§ 65 стр. 64 - 67

Половой диморфизм. Брачное
поведение. Значение полового
отбора.

§§ 60 - 66

Контроль знаний по
теме «Элементарные
факторы эволюции»
3) Адаптации как результат взаимодействия факторов эволюции.

§§ 60 - 66

22

Возникновение
адаптаций в результате
естественного отбора.

Механизмы формирования
адаптаций. Приспособительные
особенности строения, окраски
тела и поведения животных.
Забота о потомстве. Инстинкт.
Физиологические адаптации.

23

Возникновение сложных Компьютерное моделирование
адаптаций.
эволюционных процессов.
Эволюция глаза позвоночных.
Относительный характер
адаптаций.

Проектирование
экспериментов,
доказывающих
инстинктивный
характер заботы о
потомстве.
Лабораторная
работа№2 «Изучение
приспособленности
организмов к среде
обитания».

Примеры адаптаций § 67 стр. 70 - 73
видов Ульяновской
области.

Примеры адаптаций § 67 стр. 73 - 76
видов Ульяновской
области. Примеры
относительности
адаптаций видов
области.

4)Видообразование как результат микроэволюции.
24

Понятие вида.

25

Критерии вида.

26

Популяционная
структура вида.

Развитие представлений о виде:
представления К.Линнея,
Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.
Современное представление о
виде. Обособленность видов.
Морфологический,
географический, экологический,
биохимический, физиологический,
этологический критерии вида.
Репродуктивная изоляция.
Клинальная изменчивость.
Географические изоляты. Зоны
перекрывания. Структуры разных
видов.

Контроль знаний по
теме «Адаптации как
результат
взаимодействия
факторов эволюции».
Лабораторная
работа№3 «Изучение
морфологического
критерия вида».
Практическая
работа№11
«Изучение критериев
вида».

Примеры видов
Ульяновской
области.

§ 69 стр. 79 - 80

Примеры видов
Ульяновской обл.

§ 69 стр. 80 - 82

§ 69

27

Изоляция и
видообразование.

28

Способы
видообразования:
гибридное,
дивергентное и
филетическое.
Способы
видообразования:
аллопатрическое и
симпатрическое.
Видообразование как
результат
микроэволюции.

29

Принцип дивергенции признаков.
Изоляция как пусковой механизм
видообразования. Первичная
изоляция: пространственная,
экологическая, временная.
Вторичная или репродуктивная
изоляция, ее презиготические и
постзиготические механизмы.
Эволюция изолированной
популяции. Принцип основателя.
Гибридное, дивергентное и
филетическое видообразование механизмы и примеры.

Примеры
§ 70
репродуктивной
изоляции у растений
и животных
Ульяновской
области.

Аллопатрическое и
симпатрическое видообразование
– механизмы и примеры.

§ 71

Элементарные факторы эволюции.
Элементарная эволюционная
структура. Элементарное
эволюционное
явление. Результаты
микроэволюции.
31
Учение о
Элементарные факторы эволюции.
Элементарная эволюционная
микроэволюции.
структура. Элементарное
эволюционное
явление. Результаты
микроэволюции.
Тема №3 «Механизмы макроэволюции» (13 часов).
30

Лекционный
материал.

Практическая
работа№12 Решение
задач по теме
«Видообразование
как результат
микроэволюции»
Контроль знаний по
теме «Учение о
микроэволюции».

§§ 69 - 71

Записи в тетради

№

Дата

Тема урока

1

Популяционный и
надвидовой уровни
эволюционного
процесса.

2

Генетические
механизмы
макроэволюции.

3

Онтогенез – основа
филогенеза.

4

Пути достижения
биологического
прогресса.

5

Закономерности
эволюционного
процесса.
Правила эволюции.

6

Основные понятия

Скачкообразность и
направленность эволюционного
процесса – закономерности
эволюции на надвидовом уровне.
Возникновение новых таксонов.
Появление эволюционных
новшеств.
Биогенетический закон.
Целостность и устойчивость
онтогенеза. Эмбрионизация
онтогенеза. Автономизация –
главное направление эволюции
онтогенеза.
Значение эволюционных
изменений на ранних, средних и
поздних стадиях онтогенеза.
Учение о рекапитуляции.
Биологический прогресс и
биологический регресс, их
признаки.
Арогенез, аллогенез, катагенез.
Дивергенция, конвергенция,
параллелизм. Рудименты и
атавизмы.
Правила: необратимости
эволюции, прогрессирующей
специали-

Практическая часть,
диагностика
Практическая
работа№13
Выявление
«эволюционных
новшеств»
у
представителей
крупных таксонов.

Примечания,
региональный
компонент

Домашнее
задание
§ 72 стр. 92

§ 72 стр. 92 – 95

§ 72 стр. 95 – 97,
лекционный
материал
§ 74

Практическая
работа№14 Решение
биологических задач.

§ 73

Лекционный
материал

7

8
9

10

зации, происхождения от
неспециализированных предков,
адаптивной радиации, чередования
главных направлений эволюции.
Правило усиления интеграции
биологических систем.
Эволюция органов и
Мультифункциональность органов.
функций.
Количественные изменения
функций. Способы преобразования
органов и функций.
Взаимосвязь
Неодинаковый темп эволюции
преобразования органов органов и функций.
в филогенезе.
Основные методы
Палеонтологические,
изучения
биогеографичекские,
эволюционного
морфологические,
процесса.
эмбриологические методы.
Основные методы
Экологические, генетические,
изучения
биохимические,
эволюционного
иммунологические методы.
процесса.

11

Проблемы и
перспективы
эволюционного учения.

1213

Проблемы
макроэволюции.

Недарвиновская эволюция.
Неоламаркизм. Концепция
номогенеза. Эволюция
эволюционных механизмов.
Сальтационизм.
Обобщение темы «Проблемы
макроэволюции».

Тема №4 «Возникновение жизни на Земле» (12часов).
№ Дата
Тема урока
Основные понятия

Лекционный
материал

Лекционный
материал
Лекционный
материал

Практическая
работа№15 Методы
изучения
эволюционного
процесса

Лекционный
материал

§ § 72 – 74;
лекционный
материал

Контроль знаний по
теме
«Макроэволюция».
Практическая часть,
диагностика

§ 75

Примечания,
региональный
компонент

Домашнее
задание

1

2

3

4

5

6
7

8

Сущность жизни.
История представлений
о возникновении

Критерии живого. Представления Демонстрация схемы
Аристотеля,
опыты Ф.Реди, экспериментов
взгляды В.Гарвея, опыты
Л.Пастера.

жизни.

Д.Нидгема, Л. Пастера.

История представлений Теория вечности жизни. Теория
о возникновении жизни. панспермии. Материалистическая
теория происхождения жизни
В.Пфлюгера. Гипотезы
А.И.Опарина, Дж. Холдейна.
Теория биопоэза Дж.Бернала.
Образование планетных Эволюция химических элементов в
систем.
космическом пространстве.
Спектроскопия. Образование
туманностей и планетных систем.
Закономерности развития
планетной системы.
Условия среды на
Первичная атмосфера Земли.
Демонстрация схемы
Источники энергии. Методы
древней Земле.
аппарата Миллера.
определения возраста пород коры.
Абиогенный синтез
Опыты Миллера и Юри.
органических
соединений.
Теории происхождения Термическая теория, теория
протобиополимеров.
адсорбции, низкотемпературная
теория.
Теории происхождения Коацерватная теория
протобиополимеров
А.И.Опарина и Дж.Холдейна.
Эволюция
Возникновение энергетических
систем, образование полимеров.
протобионтов.
Работы С.Фокса.
Гипотезы возникновения Роль ДНК и РНК в образовании
генетического кода.
систем с обратной связью. Работы
Т.Чека.

§ 76 стр. 107 - 110

§ 76 стр. 110 – 112;
лекционный
материал

Лекционный
материал

§ 77 стр. 112 - 114

лекционный
материал
лекционный
материал
§ 77 стр. 114 - 115

§ 78 стр. 115 - 116

9

Формирование
Эволюция метаболизма.
мембранных структур и
эволюция пробионтов.

Симбиотическая теория
образования эукариот. Появление
полового процесса. Теории
происхождения многоклеточности: Э.Геккеля многоклеточных
(гастреи)
и
И.И.Мечникова организмов.
(фагоцителлы).
11Возникновение жизни на Обобщение темы.
Контроль знаний.
12
Земле.
Тема № 5 «Развитие жизни на Земле» (23 часа).
№ Дата
Тема урока
Основные понятия
Практическая часть,
диагностика
10

1

2

3

4

Начальные этапы
биологической
эволюции.

Демонстрация схем
образования
биологической
мембраны.
Демонстрация схем
возникновения
одноклеточных и

§ 78 стр. 117 - 119

§§ 76 - 78;
лекционный
материал

§§ 76 - 78

Примечания,
Домашнее
региональный
задание
компонент
Методы изучения
Палеонтология, геохронология.
Практическая
Палентологические § 79
работа№16 Решение
рзвития жизни на Земле. Биогеография. Криптозой,
находки в
биологических
задач.
фанерозой. Геохронология.
Ульяновской
области.
Развитие жизни в
Строматолиты. Цианобактерии,
Демонстрация рисунков
§ 80 стр. 123 эубактерии: особенности строения и схем с изображением
Криптозое: архейская
125; повторить
и
функций.
тему
эра.
строения бактерий,
Возникновение фотосинтеза.
«Прокариоты».
цианобактерий.
Развитие жизни в
Симбиотическая гипотеза
§ 80 стр. 125 - 128
образования эукариот
архейской эре.
К.С.Мережковского. Археи.
Развитие жизни в
Зеленые водоросли: особенности
Демонстрация рисунков
§ 80 стр. 128 - 129;
протерозойской эре.
строения и функций. Появление
и схем с изображением
повторить тему
полового процесса.
строения зеленых
«Зеленые
водорослей.
водоросли»

5

Появление простейших, Теории
происхождения
кишечнополостных,
многоклеточности:
Э.Геккеля
губок.
(гастреи)
и
И.И.Мечникова
(фагоцителлы).
Строение
и
особенности жизнедеятельности
простейших, кишечнополостных,
губок.

6

Появление червей,
трилобитов.

Строение и особенности
жизнедеятельности червей,
трилобитов, моллюсков.

Демонстрация рисунков
и схем с изображением
«гастреи» и
«фагоцителлы»,
строения простейших,
кишечнополостных,
губок. Промежуточный
контроль знаний.
Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения червей разных
типов и трилобитов.

§ 80 стр. 129 130; повторить
темы
«Простейшие»,
«Кишечнополостные»,
«Губки».
§ 81 стр.130 – 131;
повторить тему
«Плоские, круглые
и кольчатые черви».

7

Появление иглокожих и Строение и особенности
бесчерепных.
жизнедеятельности иглокожих и
бесчерепных.

8

Развитие жизни в
палеозойской эре.
Кембрийский период.

Появление фораминифер,
археоциатов, трилобитов,
ракоскорпионов. Дивергентная
эволюция водорослей.

9

Развитие жизни в
палеозойской эре.
Ордовикский период.

Первые бесчелюстные, их
строение и особенности
жизнедеятельности. Кораллы.
Граптолиты.

Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения иглокожих и
бесчерепных.
Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения зеленых,
бурых, красных
водорослей,
фораминифер,
трилобитов,
ракоскорпионов.
Промежуточный
контроль знаний.
Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения бесчелюстных,
кораллов.

§ 81 стр.130 – 131;
повторить
темы
«Иглокожие» и
«Бесчерепные».
§ 81 стр.130 – 131;
повторить темы
«Фораминиферы» и
«Водоросли».

§ 81 стр.131;
повторить тему
«Кораллы»

Развитие жизни в
палеозойской эре.
Силурийский период.
Развитие жизни в
палеозойской эре.
Силурийский период.
Развитие жизни в
палеозойской эре.
Силурийский период.
Развитие жизни в
палеозойской эре.
Девонский период.
Развитие жизни в
палеозойской эре.
Девонский период.

Появление грибов.

15

Развитие жизни в
палеозойской эре.
Девонский период.

Появление насекомых,
кистеперых рыб, лесов из
споровых растений.

16

Развитие жизни в
палеозойской эре.
Карбон.

Распространение моллюсков.

Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения моллюсков.

17

Развитие жизни в
палеозойской эре.
Каменноугольный
период.
Развитие жизни в
палеозойской эре.
Пермский период.

Появление
котилозавров,
лёгочных моллюсков, летающих
насекомых.

Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения моллюсков,
насекомых, рептилий.
Демонстрация рисунков
и схем с изображением
рептилий.

10

11

12

13

14

18

Появление плаунов.

Появление скорпионов.

Появление
рыб
систематических групп.
Появление пауков, клещей.

Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения грибов.
Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения плаунов.
Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения скорпионов.
всех Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения рыб.
Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения пауков и
клещей.
Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения насекомых.

Голосеменные. Быстрый расцвет
рептилий.

§ 81 стр.131 – 132;
повторить тему
«Грибы».
§ 81 стр.131 – 132;
повторить тему
«Плауны».
§ 81 стр.131 – 132;
повторить тему
«Скорпионы».
§ 81 стр. 132;
повторить тему
«Классы рыб».
§ 81 стр.131 – 132;
повторить тему
«Паукообразные».
§ 81 стр.131 – 132;
повторить темы
«Насекомые»,
«Папоротники»,
«Хвощи».
§ 81 стр.132 – 133;
повторить тему
«Моллюски».
§ 81 стр.132 – 133;
повторить тему
«Голосеменные».
§ 81 стр. 133;
повторить тему
«Рептилии».

19

Развитие жизни в
мезозойской эре.
Триас.

Расцвет рептилий Динозавры.
Появление
первых
млекопитающих, костистых рыб.

20

Развитие жизни в
мезозойской эре.
Юрский период.

Появление птиц, плацентарных
млекопитающих.

21

Развитие жизни в
мезозойской эре.
Меловой период.

Появление и быстрое
распространение
покрытосеменных.

2223

Развитие
жизни
кайнозойской эре.

в Современные биогеоценозы.

Тема №6 «Происхождение человека - антропогенез» (9 часов).
№ Дата
Тема урока
Основные понятия

1

Развитие взглядов на
происхождение
человека.

2

Место человека в
системе животного
мира.

Антропогенез. Приматы.
Современные родственники
человека: гиббоны,
человекообразные обезьяны.
Доказательства родства человека
и человекообразных обезьян.
Данные молекулярной биологии и
биологии развития.
Генетическая дистанция.
Неотения.

Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения птиц и
млекопитающих.
Демонстрация рисунков
и схем с изображением
строения птиц и
млекопитающих.
Демонстрация рисунков
и схем с изображением
покрытосеменных,
комнатных растений.

§ 81 стр.133 - 134;
повторить тему
«Млекопитающие».

Контроль знаний.

§ 81 стр. 135 - 138

Практическая часть,
диагностика
Анализ научных данных
по генетической
дифференциации и
хромосомного набора
человека и понгид.

§ 81 стр. 134;
повторить тему
«Птицы».
§ 81 стр. 134 135; повторить тему
«Покрытосеменные».

Примечания,
региональный
компонент

Домашнее
задание
§ 82

§ 83

3

4

Палеонтологические
данные о
происхождении
человека.
Первые люди.

Дриопитеки, рамапитек и
сивапитек, австралопитеки.

§ 84

Человек умелый. Человек
прямоходящий: питекантроп,
синантроп, гейдельбергский
человек, атлантроп, телеантроп.
Поздние и ранние неандертальцы,
их образ жизни и биологические
особенности.

§ 85

5

Появление человека
разумного.

6

Люди современного
типа.

Кроманьонцы, их образ жизни и
биологические особенности.
Место основных этапов
антропогенеза.

7

Факторы эволюции
человека.

8

Дифференциация
человека разумного на
расы.
Возможные пути
эволюции человека в
будущем.

Соотношение биологических и
Практическая
социальных факторов эволюции
работа№17 Решение
человека на разных этапах
биологических задач.
антропогенеза.
Основные расы человека, время и Критика
место их возникновения.
социалдарвинизма
и
Механизмы расогенеза.
расизма.
Факторы эволюции.
Контроль знаний по
теме «Происхождение
человека».

9

Тема №6 «Основы селекции и биотехнологии» (11 часов).
№ Дата
Тема урока
Основные понятия

Практическая часть,
диагностика

Палеонтологические § 86 стр.155 - 157
находки древних
людей в
Ульяновской
области.
Палеонтологические § 86 стр.157 - 162
находки древних
людей в
Ульяновской
области.
§ 87 стр.162 - 166

§ 87 стр.166 - 168

§§ 82 - 87

Примечания,
региональный
компонент

Домашнее
задание

1

2

3

4

5

6

7

Селекция как процесс и Селекция. Одомашнивание.
как наука.
Центры происхождения
культурных растений.
Искусственный отбор.
Массовый и индивидуальный
отбор. Комбинативная селекция,
её этапы.
Классические методы
Использование гетерозиса,
селекции.
цитоплазматической мужской
стерильности.
Классические методы
Полиплоидия и отдаленная
гибридизация.
селекции.
Экспериментальный мутагенез.
Использование
Клеточная инженерия,
новейших
методов хромосомная инженерия.
биологии в селекции.
Использование
Генная инженерия. Плазмиды.
новейших
методов Трансформация. Ревертаза.
биологии в селекции.
Достижения селекции
Районирование.
растений

8

Достижения селекции
животных.

9

Достижения селекции
микроорганизмов.

10Основы селекции и
11
биотехнологии.
Тема №7 «Бионика» (9 часов)
№ Дата
Тема урока

Культурные растения § 88
нашего края, их
происхождение.
§ 89

§ 90 стр.176 - 180

§ 90 стр.180 - 186

§ 91 стр.186 - 189

§ 91 стр.189 - 191

Сорта культурных
растений нашего
края.
Породы домашних
животных в нашем
крае.
Используемые в
нашем хозяйстве
продукты
биотехнологии.

Крупномасштабная селекция.
Гормональная суперовуляция.
Трансплантация.
Биотехнология.

Контроль знаний.

Основные понятия

Практическая часть,
диагностика

Лекционный
материал.
§ 91 стр.191 - 192

§§ 88 - 91

§§ 88 - 91

Примечания,
региональный
компонент

Домашнее
задание

Бионика, ее история, значение,
основные направления.
2
Архитектурная бионика. Конструкции: вантовые, с
предварительным напряжением,
спиральные, сетчатые,
решетчатые, ребристые,
надувные, дырчатые,
конусовидные, ячеистые,
сводчатые. Стволовая
архитектура. Трансформация.
3
Гидро- и
Глубоководные
и
аэродинамическая
аэродинамические прототипы.
бионика.
4
Биомеханические
Гидравлическая система
модели.
передвижения, принципы
вибрации, скольжения, вакуумной
присоски. Гидравлический и
другие способы рытья грунта.
5
Навигация у животных. Способы ориентации птиц и
бабочек.
Эхолокация
рукокрылых и бабочек.
6
Способы ориентации у Прибор «кошачий глаз»,
животных.
мозаичное видение,
запахолокатор, термолокаторы,
радары.
7
Электричество в живых Электролов, отпугивание рыбы.
Моделирование электрических
организмах.
систем локации рыб. Принцип
электролокаторов.
Биолюминесценция.
8-9
Надежность систем.
Кибернетика. Гомеостаз, способы Контроль знаний
его поддержания.
теме «Бионика»
Тема №8 «Биосфера и человек» (11 часов).
1

Наука бионика.

Лекционный
материал.
Лекционный
материал.

Лекционный
материал.
Лекционный
материал.

Лекционный
материал.
Лекционный
материал

Лекционный
материал.

по

Лекционный
материал.

№

Дата

Тема урока

1

История становления и
основные понятия
экологии человека.

2

История становления и
основные понятия
экологии человека.
Механизмы
приспособления
организма к
окружающей среде.

3

4

Воздействие
антропогенных
факторов на здоровье
человека.

5-6

Геопатогенные зоны.

7

8

Особенности
функционирования
городских экосистем.
Шумовое загрязнение.

9

Пылевое загрязнение.

10

Зеленые насаждения и
животные в городе.

Основные понятия

Практическая часть,
диагностика

1) Экология человека.
Популяционное здоровье.
Факторы, влияющие на здоровье:
окружающая природная среда,
Практическая работа
наследственность, образ жизни,
«Изучение показателей
здравоохранение.
здоровья человека».
Гомеостаз. Функциональная
система. Стресс-реакция, ее
этапы: реакция тревоги, стадия
устойчивости, стадия истощения.
Иммунитет.
Эндемические заболевания, типы
комбинированного действия
химических веществ на живые
организмы: синергизм, суммация,
антагонизм. Ксенобиотики.
Мутагены.
Палеопотоки, подземные водные Контроль знаний.
«жилы», разломы земной коры: их
влияние на организмы.
2) Экология города.
Урбанизация. Урбоэкология.
Урбосистема. Антропоцентризм.

Примечания,
региональный
компонент

Домашнее
задание

Лекционный
материал.
Лекционный
материал.

Лекционный
материал.

Лекционный
материал.

Лекционный
материал.

Лекционный
материал.
Лекционный
материал.
Лекционный
материал.
Лекционный
материал.

11

Проблема отходов.

Лекционный
материал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».