Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Примерной программы среднего общего образования по химии. Профильный уровень // Сборник нормативных документов. Химия. М.: «Дрофа», 2012 г. Авторской программы О.С. Габриеляна для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию . В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными понятиями химии, научными фактами, законами, теориями, применением полученных знаний при решении практических задач. Рабочая программа адресована учащимся средней общеобразовательной школы (профильный уровень) и является логическим продолжением линии освоения химических дисциплин. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8 – 9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения. В курсе химии 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единства химического, электронного и пространственного строения. Закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенность их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются сведения о прикладном значении органической химии. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ и их применения от состава, их строения, от характера функциональных групп. Значительное место в содержании курса 10 класса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Курс химии на профильном уровне ориентирован на подготовку учащихся к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности и направлен на изучение теоретических и прикладных основ химии. Для формирования у учащихся научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения химии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации. На это сориентирована система уроков, представленная в рабочей программе. Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях органической химии; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств органических веществ, оценки роли органической химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; воспитание убежденности в позитивной роли органической химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований. Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение её для человечества, а также успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии. Содержание учебного материала предмета В курсе химии 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений. Закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенность их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются сведения о прикладном значении органической химии. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп. Введение (6 ч) Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии. Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана. Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s u p. Водородная связь. Сравнение обменного и донорноакцепторного механизмов образования ковалентной связи. Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН 4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н 2, С12, N2, H2O, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей. Тема 1. Строение и классификация органических соединений (6 ч) Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Тема 2. Реакции органических соединений (6 ч) Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.Реакции изомеризации.Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова. Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи. Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды . Тема 3. Углеводороды (26 ч) Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых. Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях. Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. Применение алкинов. Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи. Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином. Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия. Тема 4. Кислородсодержащие соединения (28 ч) Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Альдегиды и кетоны. Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении). Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям. Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла. 4. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия. Тема 5. Углеводы (10 ч.) Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества. Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров. Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы. Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидролиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон. Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине. Тема 6. Азотсодержащие органические соединения (12 ч) Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов. Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот. Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений. Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки. Тема 7. Биологически активные вещества (8 ч) Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, E). Их биологическая роль. Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика. Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl 3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Лабораторные опыты. 30. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. Практикум 1. Качественный анализ органических соединений. 2. Углеводороды. 3. Спирты и фенолы. 4. Альдегиды и кетоны. 5. Карбоновые кислоты. 6. Углеводы. 7. Амины, аминокислоты, белки. 8. Идентификация органических соединений. 9. Действие ферментов на различные вещества. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к результатам усвоения учебного материала химии 10 класса В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен знать/понимать 1. важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология: 2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон, 3. основные теории химии: химической связи, строения органических соединении. 4. важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, уметь: 1. называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре, 2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различны классам органических соединений, 3. характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединении, 4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, 5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве: • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий: • экологически грамотного поведения в окружающей среде; 1. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; 2. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; 3. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; 4. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Учебно-тематический план № Тема Количество часов В том числе практ Введение Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии. Углеводороды. Кислородсодержащие соединения Углеводы. Азотсодержащие органические вещества Биологически активные вещества Резерв Итого контр. 6 6 0 0 6 26 28 10 12 8 1 102 2 3 1 2 1 1 1 2 1 1 1 9 7 Календарно-тематическое планирование 10 кл (102ч) Тема урока Элементы содержания Характеристика основных видов деятельности Демонстрации , лабораторные опыты Домашнее задание Введение (6 часов) 1/1. Предмет органической химии в системе наук о природе. Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Краткий очерк истории развития органической химии 2/2. Основные положения теории строения органических соединений. Предпосылки создания теории. Основные положения теории. Гомологи. Изомеры. Гомологический ряд. Структурная формула вещества Углеродный скелет. 3/3. Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь, их форма. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атома. Понятие о гибридизации и гибридных орбиталях. Виды гибридизации. Примеры веществ с различным типом гибридизации. Геометрия молекул 4/4. Валентные состояния атома углерода Сравнивать предметы органической и неорганической химии. Устанавливать взаимосвязи органической химии в системе естественных наук Объяснять изученные положения теории химического строения. Отражать зависимость свойств от строения на примере изомеров. Различать понятие электронная оболочка и электронная орбиталь Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них § 1. упр 2-4 Шаростержневые модели молекул, таблица «Круговорот углерода в природе» §2 упр. 2. Табл. «Строение атома углерода» §3 Упр. 1-3 Знать: определение понятия гибридизация, виды гибридных орбиталей, форму молекул с различным типом гибридизации. Уметь: определять тип гибридизации орбиталей по формуле вещества. Модель отталкивания гибридных орбиталей §4 Упр. 2-4 Дата 5/5. Ковалентная химическая связь и её разновидности. 6/6. Разрыв ковалентной химической связи. Реакционные частицы. Примеры веществ с различным типом Знать определение понятий: химической связи. ковалентная связь, сигмасвязь,пи-связь. Знать способы разрыва ковалентной химической связи §4 Записи в тетради Записи в тетради Тема 1. Строение и классификация органических соединений (6 часов) 7/1. Классификация органических соединений по строению углеродного скелета Классификация орган. соединений по строению углеродного скелета: ациклические, карбоциклические, гетероциклические. 8/2. Классификация органических соединений по функциональным группам Классификация орган. соединений по функциональным группам: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры. 9-10/3-4. Основы номенклатуры органических соединений Номенклатура тривиальная, рациональная, международная ИЮПАК. Принципы составления названий веществ по каждой номенклатуре. 11-12/5-6. Изомерия органических соединений Понятие изомерии органических веществ. Типы и виды изомерии: структурная и пространственная. Знать: признаки классификации по строению скелета. Уметь: давать классификационную характеристику вещества, исходя из его строения. Знать: основные функциональные группы орган. соединений, их названия. Уметь: определять класс вещества по функциональной группе. Знать: виды номенклатур, принципы составления названия веществ по каждой номенклатуре. Уметь: называть вещества по различным видам номенклатур. Знать: понятие изомерия, типы и виды изомерии. Уметь: записывать формулы изомеров к предложенным Образцы разных классов органических соединений. § 5, стр. 26-30 Шаростержневые модели молекул с различными функциональными группами § 5 (весь) упр. 1-5 Табл. «Названия алканов и алкильных заместителей» § 6, упр. 1 Модели молекул изомеров разных видов изомерии. § 7, упр. 1-3 веществам, находить формулы изомеров среди предложенных веществ, называть вещества-изомеры. Тема 2. Реакции органических соединений (6 часов) 13/1. Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения и присоединения. Типы химических реакций в орган. химии: замещение, присоединение. 14/2. Классификация реакций в органической химии. Реакции отщепления и изомеризации. Типы химических реакций в орган. химии: отщепление, изомеризация. 15/3. Классификация реакций по типу реагирующих частиц и принципу изменения состава молекул 16/4. Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах. Знать: основные типы химических реакций в орган. химии, их признаки, механизм реакций; понятия ион и радикал. Уметь: определять тип реакции, исходя из уравнения, записывать уравнения различных типов реакций для конкретных веществ. Знать: основные типы химических реакций в органической химии. Уметь: определять тип реакции, записывать уравнения различных типов реакций. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом §8 Упр. 1 – 4 Горение метана или пропан-бутановой смеси (из зажигалки) Творческие задания упражнения Смещение электронной плотности в молекуле. Индуктивный эффект. Мезомерный эффект. Зависимость свойств веществ от строения. Знать: понятия индуктивный и мезомерный эффект. Уметь: показывать смещение электронной плотности в молекулах, определять §9 (1 часть) характер взаимного влияния атомов в молекулах. 17/5. Повторение и обобщение знаний о строении и классификации органических соединений. 18/6. Контрольная работа № 1 по теме: Строение и классификация органических соединений, химические реакции в органической химии Классификация и номенклатура веществ. Изомеры. Гомологи. Тип химических реакций. Знать: теоретические основы изученного материала. Уметь: применять полученные знания при решении заданий. Подготов. к контрольн. Работе Контроль уровня усвоения учебного материала. Знать: теоретические основы изученного материала. Уметь: применять полученные знания при решении заданий. §1- 9 Тема 2. «Углеводороды» (26 часов) 19/1. Алканы: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов, пространственное и электронное строение, физические свойства. Знать: состав алканов, номенклатуру, гомологический ряд, гомологи, структурную изомерию. 20/2.Химические свойства алканов Химические свойства алканов: реакции замещения, горения, окисления, термический и каталитический крекинг, изомеризация. Механизмы реакций. Знать: строение и свойства алканов Уметь: характеризовать свойства алканов при помощи уравнений реакций, Модели молекул метана и его гомологов. Л.о. № 1. «Построение моделей молекул алканов». Л.о. № 2. «Сравнение плотности и смешиваемости воды и УВ». Взрыв смеси метана с воздухом, отношение метана, пропанбутановой смеси. §11 стр.69-72, упр. 1-2 §11 стр.74- 81 упр. 5-7 21/3. Применение и способы получения алканов. 22/4. Решение задач на вывод формул углеводородов 23/5. Практическая работа № 1«Качественный анализ органических соединений» 24/6. Циклоалканы: строение, изомерия, номенклатура, методы получения,. 25/7. Циклоалканы: свойства и применение. Алканы в природе. Синтез алканов. Основные области применения алканов. объяснять зависимость химической активности алканов от их строения. Знать: природные источники УВ, лабораторные и промышленные способы получения. Уметь: записывать уравнения реакций, характеризующих основные способы получения алканов. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. §11 стр.72- 74, 81-83 упр. 9-11 задачи Качественный состав УВ. Качественные реакции. Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, получение, применение циклоалканов. Знать: состав, номенклатуру, изомерию, физические и химические свойства циклоалканов. Уметь: определять вещества, записывать формулы гомологов и изомеров, называть вещества, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства циклоалканов. оформление работы Шаростержневые и объемные молекулы изомеров циклоалканов, отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде. § 15 Упр. 1-3 § 15 26/8. Алкены: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства. Общая формула, определение класса УВ, номенклатура, гомологический ряд, гомологи, изомерия. 27/9 . Химические свойства алкенов Реакции присоединения, полимеризации, окисления, горения. Механизм реакции присоединения. Правило Марковникова. 28-29/10-11. ОВР с участием алкенов 30/12. Применение и способы получения алкенов. Методы синтеза алкенов (промышленные и лабораторные). Применение этиленовых УВ. 31/13. Практическая работа №2 «Получение этилена и изучение его свойств» Химический эксперимент по изучению свойств вещества. 32/14. Алкадиены: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства. Понятие о диеновых УВ. Состав и строение алкади-енов. Номенклатура. Изомерия диенов. Знать: состав алкенов, гомологический ряд, виды изомерии, номенклатуру. Уметь: определять алкены, называть, записывать гомологи и изомеры. Знать: основные химические свойства алкенов. Уметь: характеризовать строение и свойства веществ, записывать уравнения соответствующих реакций. Знать: основные промышленные и лабораторные способы получения алкенов. Уметь: записывать уравнения соответствующих реакций. Знать: правила ТБ при проведении эксперимента. Уметь: выполнять исследования согласно инструктивной карте, применяя полученные ранее навыки. Знать: понятие, состав, номенклатуру, изомерию диенов. Уметь: называть УВ, Шаростержневые и объемные молекулы изомеров алкенов. Л.о. № 3. «Построение моделей молекул алкенов». Обесцвечивание этеном раствора бромной воды и перманганата калия. Горение этена. Л.о.№ 4. «Обнаружение алкенов в бензине». Получение этилена из этанола. § 12 стр. 84-87 § 12 стр. 89-99 Упр. 4,7,8 Выполнен. упражнений § 12 стр. 88-89, 99-101 Упр. 5, 10 Оформлени е работы Шаростержневые и объемные молекулы изомеров алкадиенов § 14 стр. 112-114 упр. 2-3 записывать гомологи и изомеры 33/15. Свойства и получение алкадиенов. Химические свойства алкадиенов. Основные способы получения. Резина. Каучук. Знать: характерные химические свойства алкадиенов, состав и строение каучука, его свойства. § 14 стр. 114-118 упр. 5 34/16. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Каучуки. Резина. Строение и классификация полимеров. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы Лебедева. Конспект лекции § 14 стр. 118-120 35/17. Алкины: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства. Понятие класса лкины. Общая формула класса. Гомологический ряд. Особенности электронного и пространственного строения. Изомерия. Номенклатура. Физические свойства. 36/18. Химические свойства алкинов Особенности химических свойств алкинов. 37/19. Способы получения алкинов Получение, применение алкинов. Знать: виды полимеров, строение, состав, способы их получения, применение. Уметь: характеризовать полимер исходя из его состава и строения. Знать: состав, гомологический ряд, номенклатуру, изомерию, физические свойства алкинов. Уметь: определять лкины среди предложенных в-в, записывать гомологи и изомеры, называть их. Знать: химические свойства алкинов, основные области применения. Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих свойства алкинов, способы их получения, объяснять зависимость свойств алкинов от их строения. Шаростержневые и объемные молекулы изомеров алкинов § 13 стр.102-102 упр. 1-2 Л.о. № 5. «Получение § 13 ацетилена и его реакции с стр.102-110 бромной водой и упр. 3-5 раствором перманганата калия». § 13 38/20. Ароматические углеводороды: состав, строение. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Понятие класса арены. Общая формула класса. Гомологический ряд. Особенности электронного и пространственного строения. Физические свойства. Изомерия в ряду гомологов бензола. 39/21. Химические свойства аренов. Химические свойства бензола: реакции замещения, присоединения. Особенности свойств гомологов бензола. Ориентирующий эффект в молекулах ренов. 40/22. Получение аренов Получение бензола и его гомологов. 41/23. Природные источники УВ: природный и попутный нефтяной газы 42/24.Генетическая связь между классами углеводородов. Состав нефти. Переработка нефти. Продукты переработки. Бензин. Природный и попутный нефтяной газы.Каменный уголь. Взаимосвязь между гомологическими рядами углеводородов. Знать: состав аренов, общую формулу класса, гомологический ряд, строение, физич. свойства. Уметь: определять арены среди предложенных веществ, записывать гомологи, называть их. Знать: свойства аренов. Уметь: определять характер взаимного влияния атомов в молекулах, объяснять зависимость свойств от строения, записывать уравнения соответствующих реакций. Знать: лабораторные и промышленные способы получения. Шаростержневые и объемные молекулы бензола и его гомологов Знать: состав нефти, природного и попутного газов, основные способы их переработки. Знать: свойства, способы получения УВ, механизмы перехода из одного класса УВ в другой, химические свойства каждого класса. Коллекция «Природные источники УВ». Образование нефтяной пленки на воде § 16 стр.125-127 § 16 стр.130-140 упр. 3-5 § 16 § 10 Упр. 1,2,4-6 Схемы взаимосвязи УВ 43/25. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды» Строение, свойства, способы получения, взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических УВ. Знать: классы углеводородов, общие формулы классов углеводородов, основные химические св-ва каждого класса, получение, применение § 10-16 Подготовка к к. р. 44/26. Контрольная работа № 2 по теме: «Углеводороды». Учёт и контроль знаний по теме «Углеводороды». Знать: классы углеводородов, основные химические св-ва каждого класса, получение, применение. § 11-16 Тема 4. Кислородсодержащие соединения (28 часов) 45/1. Спирты: состав, классификация, гомологический ряд строение. Понятие о спиртах и их классификация. Особенности строения. Физические свойства спиртов. Водородная связь. 46/2. Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Химические свойства спиртов. Кислотно-основные свойства. 47/3. Получение предельных одноатомных спиртов. Способы получения предельных одноатомных спиртов. Знать: характерные признаки спиртов, номенклатуру, особенности строения. Уметь: определять вещества данного класса, называть их, классифицировать. Знать наиболее значимые спирты. Уметь: характеризовать свойства спиртов, объяснять зависимость свойств от строения. Знать: промышленные и лабораторные способы получения спиртов. Физические свойства этанола, пропанола-1. Шаростержневые молекулы изомеров спиртов. § 17 стр.143-146 упр. 1-3 Л.о. № 7. «Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде». § 17 стр.147-153 упр. 8-12 § 17 стр.153-157 48/4. Многоатомные спирты. Состав, изомерия, номенклатура. Важнейшие представители. Особенности химических свойств. Получение. Применение. Знать: важнейшие представители данного класса, их применение. Уметь: характеризовать химические свойства, способы получения. Л.о. № 8. «Растворимость многоатомных спиртов в воде». Л.о. № 9. «Взаимодействие с гидроксидом меди (II)». Конспект лекции 49/5. Фенолы: строение, физические и химические свойства, получение и применение Гомологический ряд фенолов. Изомерия и номенклатура. Физические свойства. Особенности строения молекулы. Взаимное влияние атомов в молекуле. Реакции электрофильного замещения. Качественные реакции. Способы получения. Применение. Знать: вещества данного класса, особенности строения, виды изомерии и номенклатуру, способы получения, области применения. Уметь: характеризовать строение и взаимное влияние атомов в молекуле. Растворимость фенола в воде, вытеснение фенола из фенолята угольной кислотой. Л.о. № 10. «Реакция фенола с хлоридом железа (III)». Л.о. № 11. «Взаимодействие раствора фенола с бромной водой». § 18 стр.159-163 упр. 1. 3, 5 Подгот к ПР № 3 50/6. Генетическая связь Взаимосвязь между гомологическими рядами углеводородов и спиртов. между классами углеводородов и спиртов 51/7. Практическая работа № 3 «Спирты и фенолы» Физические и химические свойства спиртов. Качественные реакции на спирты Знать: свойства, способы получения спиртов и УВ, механизмы перехода из одного класса в другой, химические свойства каждого класса. § 17-18 Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. Оформлени е работы 52/8. Альдегиды и кетоны. Классификация, строение, изомерия и номенклатура. Понятие о карбонильных соединениях. Классификация. Изомерия. Номенклатура. Физические свойства. Электронное строение. Знать: классификацию, номенклатуру веществ, особенности строения. Уметь: называть вещества, объяснять особенности строения молекул. 53/9. Химические свойства альдегидов. Особенности химических свойств альдегидов. Различия в химическом поведении. Качественные реакции на альдегидную группу. 54/10. Химические свойства кетонов Особенности химических свойств кетонов. Различия в химическом поведении. 55/11. Получение карбонильных соединений. Способы получения альдегидов и кетонов. Важнейшие представители класса. 56/12. Практическая работа № 4 «Альдегиды и кетоны» Физические и химические свойства альдегидов и кетонов. Качественные реакции на альдегиды Знать: общие и специфические свойства альдегидов и кетонов, качественные реакции на альдегидную группу. Уметь: характеризовать свойства альдегидов и кетонов при помощи соответствующих уравнений реакций. Знать: свойства кетонов, качественные реакции на альдегидную группу. Уметь: характеризовать свойства кетонов при помощи соответствующих уравнений реакций. Знать: вещества, широко используемые в хозяйственной деятельности, способы их получения. Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. Шаростержневые модели молекул альдегидов и кетонов. Л.о. № 12. «Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов». Л.о. № 13. «Реакция «серебряного зеркала»». Л.о. № 14. «Окисление альдегидов гидроксидом меди (II)». § 19 стр.169-172 упр. 1-3 § 19 стр.173-177 Упр. 4-6 Упр. 7-9 § 19 § 19 стр. 177-178 Оформлени е работы Составлять уравнения реакций, отражающие свойства и способы получения изученных классов веществ. 57/13. Генетическая связь между изученными классами соединений. 58/14. Решение задач по термохимическим уравнениям. 59/15. Обобщение знаний по теме «Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения» 60/16. Контрольная работа № 3 «Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения» 61/17. Карбоновые кислоты: классификация, гомологический ряд, номенклатура, изомерия и номенклатура. 62/18. Химические свойства предельных одноосновных § 17-19 задачи Обобщать и систематизировать сведения о строении, свойствах, применении и значении кислородсодержащих веществ. Учет и контроль знаний по Знать: состав, строение, изученным темам: изомерия, номенклатура, химические свойства изученных классов веществ. Уметь: определять класс веществ, называть вещества, характеризовать строение. Понятие о карбоновых кислотах и их Знать: строение, классификация. Строение, номенклатуру, изомерию номенклатура и изомерия карбоновых карбоновых кислот. кислот. Уметь: объяснять взаимное влияние атомов в молекуле. Общие свойства органических карбоновых и неорганических кислот. Знать: химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. § 17-19 § 17-19 Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот Л.о. № 15. «Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров». Л.о. № 16. «Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с § 20 стр.180-183 § 20 стр. 184-188 упр. 6-10 Уметь: характеризовать свойства кислот, определять характер влияния атомов в молекуле на свойства вещества. карбоновых кислот. 63/19. Химические свойства непредельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот: свойства по карбоксильной группе и по кратной связи. 64/20. Получение карбоновых кислот. Общие и специфические способы получения кислот. Важнейшие представители кислот: муравьиная, уксусная, олеиновая, бензойная. 65/21. Сложные эфиры: строение, номенклатура, изомерия. Строение, номенклатура, изомерия, химические свойства. Получение сложных эфиров. 66/22. Сложные эфиры: химические свойства, получение. Знать: особенности химических свойств непредельных карбоновых кислот в связи с их строением. Уметь: иллюстрировать свойства кислот уравнениями реакций Знать: общие и специфические способы получения кислот, важнейших представителей класса кислот. Знать: состав, строение, номенклатуру, свойства сложных эфиров. Уметь: работать с различными источниками информации. цинком». Л.о. № 17. «Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот». Л.о. № 18. «Взаимодействие с оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами, солями». § 20 конспект урока упр. 13-16 Получение уксусной кислоты из ацетата натрия. § 20 стр. 190-193РТ стр. 79 таблица Шаростержневые § 21 стр. модели молекул сложных 196-200 эфиров. Получение Упр. 10-12 приятно пахнущего сложного эфира. § 21 67/23. Жиры: строение, свойства, получение, биологическая роль Жиры: их строение, свойства и биологическая роль. Знать: состав, строение, номенклатуру, свойства жиров. Уметь: работать с различными источниками информации. 68/24. Соли карбоновых кислот. Мыла. Получение и свойства солей карбоновых кислот. Мыла. 69/25. Генетическая связь между классами органических соединений. Выполнение упражнений и схем превращений на генетическую связь между различными классами органических соединений участием карбоновых кислот и сложных эфиров. Знать: состав и свойства солей, виды мыла, механизм действия моющих средств. Уметь: записывать уравнения соответствующих реакций. Знать: химические свойства и способы получения каждого класса веществ. Уметь: показать генетическую связь между различными классами органических соединений при помощи уравнений реакций. Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. Обобщать и систематизировать сведения о строении, свойствах, применении и значении кислородсодержащих веществ. Физические и химические свойства 70/26. Практическая работа № 5 «Карбоновые карбоновых кислот. кислоты» 71/27. Обобщение знаний по теме: «Кислородсодержащие органические вещества» Л.о. № 19. «Растворимость жиров в воде и органических растворителях». § 21 Конспект урока Подготовка к пр.р. Оформлени е работы § 20-21 Учет и контроль знаний по 72/28. Контрольная работа № 4 «Карбоновые изученным темам: кислоты, сложные эфиры, жиры». Знать: состав, строение, изомерию, номенклатуру, химические свойства изученных классов веществ. Уметь: определять класс веществ, называть вещества. § 20-21 Тема 5. «Углеводы» (10 часов) 73/1. Углеводы: состав, классификация. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Состав и классификация углеводов. Биологическая роль углеводов и их значение в жизни человека. Состав, строение, изомерия, 74-75/2-3. Моносахариды. Гексозы. физические и химические свойства глюкозы и фруктозы. Биологическая Глюкоза и фруктоза. роль. 76/4. Дисахариды. Важнейшие представители. Знать: состав и классификацию углеводов. Уметь: называть вещества, характеризовать состав углеводов. Знать: строение, изомерию, свойства глюкозы и фруктозы. Уметь: характеризовать свойства исходя из строения. Образцы углеводов и изделий из них. Л.о. № 20. «Ознакомление с физическими свойствами глюкозы». Л.о. № 21. «Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании». Состав, строение, изомерия, свойства. Знать: строение, изомерию, Л.о. № 22. свойства сахарозы. «Взаимодействие Уметь: характеризовать сахарозы с аммиачным свойства исходя из строения. раствором оксида серебра». Л.о. № 23. «Кислотный гидролиз сахарозы». § 22 упр. 5-6 § 23 упр. 9-11 Конспект урока в тетради 77-78/5-6. Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Состав, строение, свойства. Нахождение в природе, биологическая роль и применение. Знать: состав и строение крахмала и целлюлозы. Уметь: характеризовать свойства исходя из строения. 79/7. Практическая работа № 6 «Углеводы» Свойства углеводов. Качественные реакции на различные виды углеводов. Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. Составлять уравнения реакций, отражающие свойства и способы получения изученных классов веществ. Обобщать и систематизировать сведения о строении, свойствах Знать: состав, строение, изомерию, номенклатуру, химические свойства изученных видов веществ. 80/8. Генетическая связь между классами органических веществ и углеводами 81/9. Обобщение знаний по теме «Углеводы» Систематизировать знания по изученной теме. 82/10. Контрольная работа № 5 «Углеводы» Учет и контроль знаний по изученным темам. Ознакомление с § 24 физическими свойствами упр. 1, 5 целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Л.о. № 24. «Качественная реакция на крахмал». Л.о. № 25. «Знакомство с коллекцией волокон». Оформлени е работы § 22-24 § 22-24 § 22-24 Тема 6. Азотсодержащие органические соединения (12 часов) 83/1. Амины: классификация, изомерия, гомологический ряд Понятие об аминах, классификация, номенклатура, изомерия. Гомологические ряды предельных и ароматических аминов. Физические Знать: определение класса, состав, номенклатуру, виды изомерии. Уметь: записывать Физические свойства метиламина. Л.о. № 26. «Построение моделей молекул § 25 стр. 218-220, 222 упр. № 1-3 предельных аминов. свойства. 84/2. Химические свойства и способы получения аминов Химические свойства аминов Получение аминов. 85-86/3-4. Аминокислоты: строение, номенклатура, изомерия, свойства и получение. Состав, строение, номенклатура, изомерия, физические и химические свойства, способы получения аминокислот. Биологическое значение. 87-88/5-6. Белки: структура, биологическое значение. Белки: структура, биологическое значение. Синтез белков Химические свойства белков. Цветные реакции с участием белков, их практическое значение.. гомологические ряды предельных и ароматических аминов, называть вещества. Знать: общие и специфические свойства аминов различных видов, общие и специфические способы получения аминов. Уметь: характеризовать свойства аминов исходя из их строения, показывать зависимость свойств веществ от их строения, записывать уравнения реакций, отражающих получение аминов. Знать: номенклатуру, изомерию, свойства. Уметь: называть вещества, составлять формулы изомеров, гомологов, характеризовать свойства с помощью уравнений реакций, объяснять зависимость свойств от строения молекул. Знать: состав белковой молекулы, механизм синтеза, структуры белковой молекулы. Уметь: работать с различными источниками информации, оценивать ее и изомерных аминов». Горение метиламина. § 25 упр. 4, 8 Обнаружение функциональных групп в аминокислотах. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. § 26 стр. 232 № 5-7 Растворение и осаждение белков. Денатурация белка. Л.о. № 29. «Качественные реакции на белки». § 27 стр.233-238 передавать. 89/7. Практическая работа № 7 «Амины. Аминокислоты. Белки». Химические свойства аминов, анилина и аминокислот, белков. Цветные реакции на белки. 90/8. Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК. Состав, строение, свойства. Строение нуклеотидов. Принцип комплементарности в спирали ДНК. 91/9. Практическая работа № 8 «Идентификация органических веществ» Качественные реакции на важнейшие классы изученных веществ. 92/10. Генетическая связь между кислород и азотсодержащими органическими соединениями. 93/11. Обобщение знаний Подготовка к контрольной работе по теме «Азотсодержащие органические соединения» Учет и контроль знаний по 94/12. Контрольная изученным темам. работа № 6 «Азотсодержащие органические Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент согласно инструктивной карте. Знать: строение и свойства нуклеиновых кислот. Уметь: характеризовать зависимость свойств и строения, работать с источниками информации Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент по распознаванию органических веществ. Составлять уравнения реакций, отражающие свойства и способы получения изученных классов веществ. Обобщать и систематизировать сведения о строении, свойствах, применении и значении азотсодержащих веществ. Оформлени е работы Модели молекул ДНК и РНК. § 28 Упр. № 1-2 § 25-28 § 25-28 § 25-28 соединения» Тема 7. Биологически активные вещества ( 8 часов) 95/1. Ферменты. 96/2. Витамины 97/3. Гормоны. 98/4. Лекарства 99/5. Практическая работа № 9. Действие ферментов на различные вещества. 100/6. Итоговая контрольная работа по курсу органической химии 101/7. Решение задач на вывод формул органических соед. 102/8. Повторение, обощение Понятие о ферментах как биологических катализаторах. Классификация ферментов. Специфичность действия. Понятие о витаминах. Классификация витаминов. Нормы потребления витаминов. Гипер- и гипоавитаминозы. Понятие о гормонах. Классификация гормонов. Адреналин. Тестостерон. Инсулин. Понятие о лекарствах. Отдельные фармакологические группы лекарств. Знать: понятие ферменты, их классификацию, значение. Знать: понятие витамины, их классификацию, значение Знать: понятие гормоны, их классификацию, значение. Роль отдельных гормонов для нормальной жизнедеятельности организма. Знать: способы применения лекарств Знать: правила Т.Б. при проведении эксперимента. Уметь: проводить эксперимент Проверка знаний учащихся Л.о. № 30. «Сравнение скорости разложения перекиси водорода под действием ферментов». Л.о. № 33 – 35. «Обнаружение витаминов А, С и D». Презентаци и, устные сообщения, схемы. конспект Плакат с изображением структурных формул эстрадиола, тестосторона, адреналина. конспект конспект § 1-28 задачи