РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 10 КЛАСС (3 часа)

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:


Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.



Примерной программы среднего общего образования по химии. Профильный уровень // Сборник нормативных документов. Химия. М.: «Дрофа», 2012
г.



Авторской программы О.С. Габриеляна для 10–11 классов общеобразовательных учреждений.



Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию .
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании

научной картины мира, химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей
его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников.
Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными понятиями химии, научными фактами, законами, теориями,
применением полученных знаний при решении практических задач.
Рабочая программа адресована учащимся средней общеобразовательной школы (профильный уровень) и является логическим продолжением
линии освоения химических дисциплин.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8 – 9 классах, поэтому некоторые
темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о
веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе
обучения.
В курсе химии 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических
соединений, показывающая единства химического, электронного и пространственного строения. Закладываются основы знаний по органической химии:
теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и
азотсодержащих органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ,

особенность их строения и свойств,

прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ,

генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса
даются сведения о прикладном значении органической химии. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ и их
применения от состава, их строения, от характера функциональных групп.
Значительное место в содержании курса 10 класса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся
умения работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с
веществами в быту и на производстве.
Курс химии на профильном уровне ориентирован на подготовку учащихся к последующему профессиональному образованию и профессиональной
деятельности и направлен на изучение теоретических и прикладных основ химии. Для формирования у учащихся научного мировоззрения, развитие
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения химии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых
знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению,
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, анализу и использованию информации. На это сориентирована система уроков, представленная в рабочей программе.
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:


освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях
органической химии;



овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств органических веществ,
оценки роли органической химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;



развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с
использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;



воспитание убежденности в позитивной роли органической химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного
отношения к своему здоровью и окружающей среде;



применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной
человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации,
поиск смыслов жизнедеятельности.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:
 умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата);
 использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
 исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
 самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
 поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения,
приводить доказательства;
 объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
 оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни
экологических требований.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди
других наук о природе, значение её для человечества, а также успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.

Содержание учебного материала предмета
В курсе химии 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических
соединений. Закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология»,
«изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений, рассматриваются причины многообразия
органических веществ, особенность их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами
и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между
органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются сведения о прикладном значении органической химии. Весь курс органической
химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп.

Введение (6 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе
естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей
и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и
свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и
возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s u p. Водородная связь. Сравнение обменного и донорноакцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН 4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и
изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и
синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н 2, С12, N2, H2O, СН4.
Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных
орбиталей.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (6 ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены),
карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты,
фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК.
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы),
межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая.
Тема 2. Реакции органических соединений (6 ч)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения.
Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере
галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.Реакции изомеризации.Взаимное влияние атомов в молекулах
органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.

Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул.
Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических
соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды .
Тема 3. Углеводороды (26 ч)
Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический
крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных
источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и
использования полезных ископаемых.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические
свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы
получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение
алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и
пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов.
Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к
алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура
ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения:
галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов.
Особые свойства терминальных алкинов. Применение алкинов.
Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное
расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их
получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов.

Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6,
С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства
циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их
получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере
толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола
и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение
молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной
пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление
парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной
воронки.
Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана,
пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана,
пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый
освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.
Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение
моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата
калия.
Тема 4. Кислородсодержащие соединения (28 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические
свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства
спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами,
межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных
спиртов.

Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное
влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола.
Альдегиды и кетоны. Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы.
Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов,
обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида
меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом.
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.
Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых
кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями).
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров.
Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него.
Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в
природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование
жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами
С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение
скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена
из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала».
Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде.
8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного
раствора фенола с бромной водой. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала».
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание
образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла. 4. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.

Тема 5. Углеводы (10 ч.)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы
от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного
зеркала», гидрирование.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и
биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства
полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их
биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и
карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение
сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой.
Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и
крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных
условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидролиз сахарозы. 24.
Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Тема 6. Азотсодержащие органические соединения (12 ч)
Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов:
алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов:
взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов
в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств
аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров.

Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.).
Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и
третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и
растений.
Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение
бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями.
Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с
кислотами. 29. Качественные реакции на белки.
Тема 7. Биологически активные вещества (8 ч)
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере
витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика
авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, E). Их биологическая
роль.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в
промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности
фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности
организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители
гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики
(пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии
химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа
химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее
профилактика.

Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов.
Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl 3, MnO2). Плакат или
кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина.
Лабораторные опыты. 30. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение
витамина D в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под
действием каталазы.
Практикум
1.

Качественный анализ органических соединений. 2. Углеводороды. 3. Спирты и фенолы. 4. Альдегиды и кетоны. 5. Карбоновые кислоты. 6.

Углеводы. 7. Амины, аминокислоты, белки. 8. Идентификация органических соединений. 9. Действие ферментов на различные вещества.

Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к результатам усвоения учебного материала химии 10 класса
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
1. важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость
химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология:
2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
состава, периодический закон,
3. основные теории химии: химической связи, строения органических соединении.
4. важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки,
искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы,
уметь:
1. называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,
2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к
различны классам органических соединений,
3. характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединении,
4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,

• проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз
данных, ресурсов Интернет); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных
формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
1. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека и другие живые организмы;
2. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
лабораторным оборудованием;
3. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
4. критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Учебно-тематический план
№

Тема

Количество часов

В том числе
практ

Введение
Строение и классификация органических
соединений.
Химические реакции в органической химии.
Углеводороды.
Кислородсодержащие соединения
Углеводы.
Азотсодержащие органические вещества
Биологически активные вещества
Резерв
Итого

контр.

6
6

0
0

6
26
28
10
12
8
1
102

2
3
1
2
1

1
1
2
1
1
1

9

7

Календарно-тематическое планирование 10 кл (102ч)
Тема урока

Элементы содержания

Характеристика основных видов
деятельности

Демонстрации , лабораторные
опыты

Домашнее
задание

Введение (6 часов)
1/1. Предмет
органической химии в
системе наук о природе.

Предмет органической химии.
Особенности строения и свойств
органических соединений.
Краткий очерк истории развития
органической химии

2/2. Основные
положения теории
строения органических
соединений.

Предпосылки создания теории.
Основные положения теории.
Гомологи. Изомеры. Гомологический
ряд. Структурная формула вещества
Углеродный скелет.

3/3. Строение атома
углерода.

Электронное облако и орбиталь, их
форма. Электронная конфигурация
атома. Валентные электроны.
Основное и возбужденное состояние
атома.
Понятие о гибридизации и
гибридных орбиталях. Виды
гибридизации. Примеры веществ с
различным типом гибридизации.
Геометрия молекул

4/4. Валентные
состояния атома
углерода

Сравнивать предметы
органической и
неорганической химии.
Устанавливать взаимосвязи
органической химии в
системе естественных наук
Объяснять изученные
положения теории
химического строения.
Отражать зависимость
свойств от строения на
примере изомеров.
Различать понятие
электронная оболочка и
электронная орбиталь

Коллекция органических
веществ, материалов и
изделий из них

§ 1.
упр 2-4

Шаростержневые модели
молекул, таблица
«Круговорот углерода в
природе»

§2
упр. 2.

Табл. «Строение атома
углерода»

§3
Упр. 1-3

Знать: определение понятия
гибридизация, виды
гибридных орбиталей,
форму молекул с различным
типом гибридизации.
Уметь: определять тип
гибридизации орбиталей по
формуле вещества.

Модель отталкивания
гибридных орбиталей

§4
Упр. 2-4

Дата

5/5. Ковалентная
химическая связь и её
разновидности.
6/6. Разрыв
ковалентной
химической связи.
Реакционные частицы.

Примеры веществ с различным типом Знать определение понятий:
химической связи.
ковалентная связь, сигмасвязь,пи-связь.
Знать способы разрыва
ковалентной химической
связи

§4
Записи в
тетради
Записи в
тетради

Тема 1. Строение и классификация органических соединений (6 часов)
7/1. Классификация
органических
соединений по строению
углеродного скелета

Классификация орган. соединений по
строению углеродного скелета:
ациклические, карбоциклические,
гетероциклические.

8/2. Классификация
органических
соединений по
функциональным
группам

Классификация орган. соединений по
функциональным группам: спирты,
альдегиды, карбоновые кислоты,
эфиры.

9-10/3-4. Основы
номенклатуры
органических
соединений

Номенклатура тривиальная,
рациональная, международная
ИЮПАК. Принципы составления
названий веществ по каждой
номенклатуре.

11-12/5-6. Изомерия
органических
соединений

Понятие изомерии органических
веществ. Типы и виды изомерии:
структурная и пространственная.

Знать: признаки
классификации по строению
скелета.
Уметь: давать
классификационную
характеристику вещества,
исходя из его строения.
Знать: основные
функциональные группы
орган. соединений, их
названия.
Уметь: определять класс
вещества по
функциональной группе.
Знать: виды номенклатур,
принципы составления
названия веществ по каждой
номенклатуре.
Уметь: называть вещества по
различным видам
номенклатур.
Знать: понятие изомерия,
типы и виды изомерии.
Уметь: записывать формулы
изомеров к предложенным

Образцы разных классов
органических
соединений.

§ 5,
стр. 26-30

Шаростержневые
модели молекул с
различными
функциональными
группами

§ 5 (весь)
упр. 1-5

Табл. «Названия алканов
и алкильных
заместителей»

§ 6, упр. 1

Модели молекул
изомеров разных видов
изомерии.

§ 7,
упр. 1-3

веществам, находить
формулы изомеров среди
предложенных веществ,
называть вещества-изомеры.

Тема 2. Реакции органических соединений (6 часов)
13/1. Типы химических
реакций в органической
химии. Реакции
замещения и
присоединения.

Типы химических реакций в орган.
химии: замещение, присоединение.

14/2. Классификация
реакций в органической
химии. Реакции
отщепления и
изомеризации.

Типы химических реакций в орган.
химии: отщепление, изомеризация.

15/3. Классификация
реакций по типу
реагирующих частиц и
принципу изменения
состава молекул
16/4. Реакционные
частицы в органической
химии. Взаимное
влияние атомов в
молекулах.

Знать: основные типы
химических реакций в орган.
химии, их признаки,
механизм реакций; понятия
ион и радикал.
Уметь: определять тип
реакции, исходя из
уравнения, записывать
уравнения различных типов
реакций для конкретных
веществ.
Знать: основные типы
химических реакций в
органической химии.
Уметь: определять тип
реакции, записывать
уравнения различных типов
реакций.

Обесцвечивание
бромной воды этиленом
и ацетиленом

§8
Упр. 1 – 4

Горение метана или
пропан-бутановой смеси
(из зажигалки)

Творческие
задания

упражнения

Смещение электронной плотности в
молекуле. Индуктивный эффект.
Мезомерный эффект. Зависимость
свойств веществ от строения.

Знать: понятия индуктивный
и мезомерный эффект.
Уметь: показывать смещение
электронной плотности в
молекулах, определять

§9
(1 часть)

характер взаимного влияния
атомов в молекулах.
17/5. Повторение и
обобщение знаний о
строении и
классификации
органических
соединений.
18/6. Контрольная
работа
№ 1 по теме:
Строение и
классификация
органических
соединений, химические
реакции в органической
химии

Классификация и номенклатура
веществ. Изомеры. Гомологи. Тип
химических реакций.

Знать: теоретические основы
изученного материала.
Уметь: применять
полученные знания при
решении заданий.

Подготов. к
контрольн.
Работе

Контроль уровня усвоения учебного
материала.

Знать: теоретические основы
изученного материала.
Уметь: применять
полученные знания при
решении заданий.

§1- 9

Тема 2. «Углеводороды» (26 часов)
19/1. Алканы:
гомологический ряд,
строение, номенклатура,
физические свойства.

Алканы: гомологический ряд,
изомерия и номенклатура алканов,
пространственное и электронное
строение, физические свойства.

Знать: состав алканов,
номенклатуру,
гомологический ряд,
гомологи, структурную
изомерию.

20/2.Химические
свойства алканов

Химические свойства алканов:
реакции замещения, горения,
окисления, термический и
каталитический крекинг,
изомеризация. Механизмы реакций.

Знать: строение и свойства
алканов
Уметь: характеризовать
свойства алканов при
помощи уравнений реакций,

Модели молекул метана
и его гомологов.
Л.о. № 1. «Построение
моделей молекул
алканов».
Л.о. № 2. «Сравнение
плотности и
смешиваемости воды и
УВ».
Взрыв смеси метана с
воздухом, отношение
метана, пропанбутановой смеси.

§11
стр.69-72,
упр. 1-2

§11
стр.74- 81
упр. 5-7

21/3. Применение и
способы получения
алканов.

22/4. Решение задач на
вывод формул
углеводородов
23/5. Практическая
работа №
1«Качественный анализ
органических
соединений»
24/6. Циклоалканы:
строение, изомерия,
номенклатура, методы
получения,.

25/7. Циклоалканы:
свойства и применение.

Алканы в природе. Синтез алканов.
Основные области применения
алканов.

объяснять зависимость
химической активности
алканов от их строения.
Знать: природные источники
УВ, лабораторные и
промышленные способы
получения.
Уметь: записывать
уравнения реакций,
характеризующих основные
способы получения алканов.

Получение метана из
ацетата натрия и
гидроксида натрия.

§11
стр.72- 74,
81-83
упр. 9-11

задачи

Качественный состав УВ.
Качественные реакции.

Знать: правила ТБ при
проведении эксперимента.

Состав, строение, изомерия,
номенклатура, физические и
химические свойства, получение,
применение циклоалканов.

Знать: состав, номенклатуру,
изомерию, физические и
химические свойства
циклоалканов.
Уметь: определять
вещества, записывать
формулы гомологов и
изомеров,
называть вещества,
записывать уравнения
реакций, характеризующих
свойства циклоалканов.

оформление
работы

Шаростержневые и
объемные молекулы
изомеров циклоалканов,
отношение циклогексана
к раствору перманганата
калия и бромной воде.

§ 15
Упр. 1-3

§ 15

26/8. Алкены:
гомологический ряд,
строение, номенклатура,
физические свойства.

Общая формула, определение класса
УВ, номенклатура, гомологический
ряд, гомологи, изомерия.

27/9 . Химические
свойства алкенов

Реакции присоединения,
полимеризации, окисления, горения.
Механизм реакции присоединения.
Правило Марковникова.

28-29/10-11. ОВР с
участием алкенов
30/12. Применение и
способы получения
алкенов.

Методы синтеза алкенов
(промышленные и лабораторные).
Применение этиленовых УВ.

31/13. Практическая
работа №2 «Получение
этилена и изучение его
свойств»

Химический эксперимент по
изучению свойств вещества.

32/14. Алкадиены:
гомологический ряд,
строение, номенклатура,
физические свойства.

Понятие о диеновых УВ. Состав и
строение алкади-енов.
Номенклатура. Изомерия диенов.

Знать: состав алкенов,
гомологический ряд, виды
изомерии, номенклатуру.
Уметь: определять алкены,
называть, записывать
гомологи и изомеры.
Знать: основные химические
свойства алкенов.
Уметь: характеризовать
строение и свойства
веществ, записывать
уравнения соответствующих
реакций.

Знать: основные
промышленные и
лабораторные способы
получения алкенов.
Уметь: записывать
уравнения соответствующих
реакций.
Знать: правила ТБ при
проведении эксперимента.
Уметь: выполнять
исследования согласно
инструктивной карте,
применяя полученные ранее
навыки.
Знать: понятие, состав,
номенклатуру, изомерию
диенов.
Уметь: называть УВ,

Шаростержневые и
объемные молекулы
изомеров алкенов.
Л.о. № 3. «Построение
моделей молекул
алкенов».
Обесцвечивание этеном
раствора бромной воды и
перманганата калия.
Горение этена.
Л.о.№ 4. «Обнаружение
алкенов в бензине».

Получение этилена из
этанола.

§ 12
стр. 84-87

§ 12
стр. 89-99
Упр. 4,7,8

Выполнен.
упражнений
§ 12
стр. 88-89,
99-101
Упр. 5, 10

Оформлени
е
работы

Шаростержневые и
объемные молекулы
изомеров алкадиенов

§ 14
стр. 112-114
упр. 2-3

записывать гомологи и
изомеры
33/15. Свойства и
получение алкадиенов.

Химические свойства алкадиенов.
Основные способы получения.
Резина. Каучук.

Знать: характерные
химические свойства
алкадиенов, состав и
строение каучука, его
свойства.

§ 14
стр. 114-118
упр. 5

34/16. Основные
понятия химии
высокомолекулярных
соединений. Каучуки.
Резина.

Строение и классификация
полимеров. Натуральный и
синтетический каучуки.
Вулканизация каучука. Резина.
Работы Лебедева.

Конспект
лекции
§ 14
стр. 118-120

35/17. Алкины:
гомологический ряд,
строение, номенклатура,
физические свойства.

Понятие класса лкины. Общая
формула класса. Гомологический
ряд. Особенности электронного и
пространственного строения.
Изомерия. Номенклатура.
Физические свойства.

36/18. Химические
свойства алкинов

Особенности химических свойств
алкинов.

37/19. Способы
получения алкинов

Получение, применение алкинов.

Знать: виды полимеров,
строение, состав, способы их
получения, применение.
Уметь: характеризовать
полимер исходя из его
состава и строения.
Знать: состав,
гомологический ряд,
номенклатуру, изомерию,
физические свойства
алкинов.
Уметь: определять лкины
среди предложенных в-в,
записывать гомологи и
изомеры, называть их.
Знать: химические свойства
алкинов, основные области
применения.
Уметь: составлять уравнения
реакций, характеризующих
свойства алкинов, способы
их получения, объяснять
зависимость свойств
алкинов от их строения.

Шаростержневые и
объемные молекулы
изомеров алкинов

§ 13
стр.102-102
упр. 1-2

Л.о. № 5. «Получение
§ 13
ацетилена и его реакции с стр.102-110
бромной водой и
упр. 3-5
раствором перманганата
калия».
§ 13

38/20. Ароматические
углеводороды: состав,
строение. Изомерия и
номенклатура гомологов
бензола.

Понятие класса арены. Общая
формула класса. Гомологический
ряд. Особенности электронного и
пространственного строения.
Физические свойства. Изомерия в
ряду гомологов бензола.

39/21. Химические
свойства аренов.

Химические свойства бензола:
реакции замещения, присоединения.
Особенности свойств гомологов
бензола. Ориентирующий эффект в
молекулах ренов.

40/22. Получение аренов

Получение бензола и его гомологов.

41/23. Природные
источники УВ:
природный и попутный
нефтяной газы
42/24.Генетическая
связь между классами
углеводородов.

Состав нефти. Переработка нефти.
Продукты переработки. Бензин.
Природный и попутный нефтяной
газы.Каменный уголь.
Взаимосвязь между гомологическими
рядами углеводородов.

Знать: состав аренов,
общую формулу класса,
гомологический ряд,
строение, физич. свойства.
Уметь: определять арены
среди предложенных
веществ, записывать
гомологи, называть их.
Знать: свойства аренов.
Уметь: определять характер
взаимного влияния атомов в
молекулах, объяснять
зависимость свойств от
строения, записывать
уравнения соответствующих
реакций.
Знать: лабораторные и
промышленные способы
получения.

Шаростержневые и
объемные молекулы
бензола и его гомологов

Знать: состав нефти,
природного и попутного
газов, основные способы их
переработки.
Знать: свойства, способы
получения УВ, механизмы
перехода из одного класса
УВ в другой, химические
свойства каждого класса.

Коллекция «Природные
источники УВ».
Образование нефтяной
пленки на воде

§ 16
стр.125-127

§ 16
стр.130-140
упр. 3-5

§ 16

§ 10
Упр. 1,2,4-6

Схемы
взаимосвязи
УВ

43/25. Обобщение и
систематизация знаний
по теме:
«Углеводороды»

Строение, свойства, способы
получения, взаимосвязь предельных,
непредельных и ароматических УВ.

Знать: классы
углеводородов, общие
формулы классов
углеводородов, основные
химические св-ва каждого
класса, получение,
применение

§ 10-16
Подготовка
к к. р.

44/26. Контрольная
работа № 2 по теме:
«Углеводороды».

Учёт и контроль знаний по теме
«Углеводороды».

Знать: классы
углеводородов, основные
химические св-ва каждого
класса, получение,
применение.

§ 11-16

Тема 4. Кислородсодержащие соединения (28 часов)
45/1. Спирты: состав,
классификация,
гомологический ряд
строение.

Понятие о спиртах и их
классификация. Особенности
строения. Физические свойства
спиртов. Водородная связь.

46/2. Химические
свойства предельных
одноатомных спиртов.

Химические свойства спиртов.
Кислотно-основные свойства.

47/3. Получение
предельных
одноатомных спиртов.

Способы получения предельных
одноатомных спиртов.

Знать: характерные признаки
спиртов, номенклатуру,
особенности строения.
Уметь: определять вещества
данного класса, называть их,
классифицировать.
Знать наиболее значимые
спирты.
Уметь: характеризовать
свойства спиртов, объяснять
зависимость свойств от
строения.
Знать: промышленные и
лабораторные способы
получения спиртов.

Физические свойства
этанола, пропанола-1.
Шаростержневые
молекулы изомеров
спиртов.

§ 17
стр.143-146
упр. 1-3

Л.о. № 7.
«Растворимость спиртов
с различным числом
атомов углерода в воде».

§ 17
стр.147-153
упр. 8-12

§ 17
стр.153-157

48/4. Многоатомные
спирты.

Состав, изомерия, номенклатура.
Важнейшие представители.
Особенности химических свойств.
Получение. Применение.

Знать: важнейшие
представители данного
класса, их применение.
Уметь: характеризовать
химические свойства,
способы получения.

Л.о. № 8.
«Растворимость
многоатомных спиртов в
воде».
Л.о. № 9.
«Взаимодействие с
гидроксидом меди (II)».

Конспект
лекции

49/5. Фенолы: строение,
физические и
химические свойства,
получение и применение

Гомологический ряд фенолов.
Изомерия и номенклатура.
Физические свойства. Особенности
строения молекулы. Взаимное
влияние атомов в молекуле. Реакции
электрофильного замещения.
Качественные реакции. Способы
получения. Применение.

Знать: вещества данного
класса, особенности
строения, виды изомерии и
номенклатуру, способы
получения, области
применения.
Уметь: характеризовать
строение и взаимное влияние
атомов в молекуле.

Растворимость фенола в
воде, вытеснение фенола
из фенолята угольной
кислотой.
Л.о. № 10. «Реакция
фенола с хлоридом
железа (III)».
Л.о. № 11.
«Взаимодействие
раствора фенола с
бромной водой».

§ 18
стр.159-163
упр. 1. 3, 5
Подгот к
ПР № 3

50/6. Генетическая связь Взаимосвязь между гомологическими
рядами углеводородов и спиртов.
между классами
углеводородов и спиртов

51/7. Практическая
работа № 3 «Спирты и
фенолы»

Физические и химические свойства
спиртов. Качественные реакции на
спирты

Знать: свойства, способы
получения спиртов и УВ,
механизмы перехода из
одного класса в другой,
химические свойства
каждого класса.

§ 17-18

Знать: правила Т.Б. при
проведении эксперимента.
Уметь: проводить
эксперимент согласно
инструктивной карте.

Оформлени
е работы

52/8. Альдегиды и
кетоны. Классификация,
строение, изомерия и
номенклатура.

Понятие о карбонильных
соединениях. Классификация.
Изомерия. Номенклатура.
Физические свойства. Электронное
строение.

Знать: классификацию,
номенклатуру веществ,
особенности строения.
Уметь: называть вещества,
объяснять особенности
строения молекул.

53/9. Химические
свойства альдегидов.

Особенности химических свойств
альдегидов. Различия в химическом
поведении. Качественные реакции на
альдегидную группу.

54/10. Химические
свойства кетонов

Особенности химических свойств
кетонов. Различия в химическом
поведении.

55/11. Получение
карбонильных
соединений.

Способы получения альдегидов и
кетонов. Важнейшие представители
класса.

56/12. Практическая
работа № 4 «Альдегиды
и кетоны»

Физические и химические свойства
альдегидов и кетонов. Качественные
реакции на альдегиды

Знать: общие и
специфические свойства
альдегидов и кетонов,
качественные реакции на
альдегидную группу.
Уметь: характеризовать
свойства альдегидов и
кетонов при помощи
соответствующих уравнений
реакций.
Знать: свойства кетонов,
качественные реакции на
альдегидную группу.
Уметь: характеризовать
свойства кетонов при
помощи соответствующих
уравнений реакций.
Знать: вещества, широко
используемые в
хозяйственной деятельности,
способы их получения.
Знать: правила Т.Б. при
проведении эксперимента.
Уметь: проводить
эксперимент согласно
инструктивной карте.

Шаростержневые
модели молекул
альдегидов и кетонов.
Л.о. № 12. «Построение
моделей молекул
изомерных альдегидов и
кетонов».
Л.о. № 13. «Реакция
«серебряного зеркала»».
Л.о. № 14. «Окисление
альдегидов гидроксидом
меди (II)».

§ 19
стр.169-172
упр. 1-3

§ 19
стр.173-177
Упр. 4-6
Упр. 7-9

§ 19

§ 19 стр.
177-178

Оформлени
е работы

Составлять уравнения
реакций, отражающие
свойства и способы
получения изученных
классов веществ.

57/13. Генетическая
связь между
изученными классами
соединений.
58/14. Решение задач по
термохимическим
уравнениям.
59/15. Обобщение знаний
по теме «Спирты.
Фенолы. Карбонильные
соединения»

60/16. Контрольная
работа № 3 «Спирты.
Фенолы. Карбонильные
соединения»

61/17. Карбоновые
кислоты:
классификация,
гомологический ряд,
номенклатура, изомерия
и номенклатура.

62/18. Химические
свойства предельных
одноосновных

§ 17-19

задачи

Обобщать и
систематизировать сведения
о строении, свойствах,
применении и значении
кислородсодержащих
веществ.
Учет и контроль знаний по
Знать: состав, строение,
изученным темам:
изомерия, номенклатура,
химические свойства
изученных классов веществ.
Уметь: определять класс
веществ, называть вещества,
характеризовать строение.
Понятие о карбоновых кислотах и их Знать: строение,
классификация. Строение,
номенклатуру, изомерию
номенклатура и изомерия карбоновых карбоновых кислот.
кислот.
Уметь: объяснять взаимное
влияние атомов в молекуле.

Общие свойства органических
карбоновых и неорганических
кислот.

Знать: химические свойства
предельных одноосновных
карбоновых кислот.

§ 17-19

§ 17-19

Знакомство с
физическими свойствами
некоторых карбоновых
кислот
Л.о. № 15. «Построение
моделей молекул
изомерных карбоновых
кислот и сложных
эфиров».
Л.о. № 16. «Сравнение
силы уксусной и соляной
кислот в реакциях с

§ 20
стр.180-183

§ 20 стр.
184-188
упр. 6-10

Уметь: характеризовать
свойства кислот, определять
характер влияния атомов в
молекуле на свойства
вещества.

карбоновых кислот.

63/19. Химические
свойства непредельных
одноосновных
карбоновых кислот.

Химические свойства непредельных
карбоновых кислот: свойства по
карбоксильной группе и по кратной
связи.

64/20. Получение
карбоновых кислот.

Общие и специфические способы
получения кислот. Важнейшие
представители кислот: муравьиная,
уксусная, олеиновая, бензойная.

65/21. Сложные эфиры:
строение, номенклатура,
изомерия.

Строение, номенклатура, изомерия,
химические свойства. Получение
сложных эфиров.

66/22. Сложные эфиры:
химические свойства,
получение.

Знать: особенности
химических свойств
непредельных карбоновых
кислот в связи с их
строением.
Уметь: иллюстрировать
свойства кислот
уравнениями реакций
Знать: общие и
специфические способы
получения кислот,
важнейших представителей
класса кислот.
Знать: состав, строение,
номенклатуру, свойства
сложных эфиров.
Уметь: работать с
различными источниками
информации.

цинком».
Л.о. № 17. «Сравнение
растворимости в воде
карбоновых кислот».
Л.о. № 18.
«Взаимодействие с
оксидами, основаниями,
амфотерными
гидроксидами, солями».
§ 20
конспект
урока
упр. 13-16

Получение уксусной
кислоты из ацетата
натрия.

§ 20 стр.
190-193РТ
стр. 79
таблица

Шаростержневые
§ 21 стр.
модели молекул сложных 196-200
эфиров. Получение
Упр. 10-12
приятно пахнущего
сложного эфира.
§ 21

67/23. Жиры: строение,
свойства, получение,
биологическая роль

Жиры: их строение, свойства и
биологическая роль.

Знать: состав, строение,
номенклатуру, свойства
жиров. Уметь: работать с
различными источниками
информации.

68/24. Соли карбоновых
кислот. Мыла.

Получение и свойства солей
карбоновых кислот. Мыла.

69/25. Генетическая
связь между классами
органических
соединений.

Выполнение упражнений и схем
превращений на генетическую связь
между различными классами
органических соединений участием
карбоновых кислот и сложных
эфиров.

Знать: состав и свойства
солей, виды мыла, механизм
действия моющих средств.
Уметь: записывать
уравнения соответствующих
реакций.
Знать: химические свойства
и способы получения
каждого класса веществ.
Уметь:
показать генетическую
связь между различными
классами органических
соединений при помощи
уравнений реакций.
Знать: правила Т.Б. при
проведении эксперимента.
Уметь: проводить
эксперимент согласно
инструктивной карте.
Обобщать и
систематизировать сведения
о строении, свойствах,
применении и значении
кислородсодержащих
веществ.

Физические и химические свойства
70/26. Практическая
работа № 5 «Карбоновые карбоновых кислот.
кислоты»

71/27. Обобщение знаний
по теме:
«Кислородсодержащие
органические вещества»

Л.о. № 19.
«Растворимость жиров в
воде и органических
растворителях».

§ 21

Конспект
урока

Подготовка
к пр.р.

Оформлени
е работы

§ 20-21

Учет и контроль знаний по
72/28. Контрольная
работа № 4 «Карбоновые изученным темам:
кислоты, сложные
эфиры, жиры».

Знать: состав, строение,
изомерию, номенклатуру,
химические свойства
изученных классов веществ.
Уметь: определять класс
веществ, называть вещества.

§ 20-21

Тема 5. «Углеводы» (10 часов)
73/1. Углеводы: состав,
классификация.

Моно-, ди- и полисахариды.
Представители каждой группы.
Состав и классификация углеводов.
Биологическая роль углеводов и их
значение в жизни человека.

Состав, строение, изомерия,
74-75/2-3.
Моносахариды. Гексозы. физические и химические свойства
глюкозы и фруктозы. Биологическая
Глюкоза и фруктоза.
роль.

76/4. Дисахариды.
Важнейшие
представители.

Знать: состав и
классификацию углеводов.
Уметь: называть вещества,
характеризовать состав
углеводов.

Знать: строение, изомерию,
свойства глюкозы и
фруктозы.
Уметь: характеризовать
свойства исходя из строения.

Образцы углеводов и
изделий из них.

Л.о. № 20.
«Ознакомление с
физическими свойствами
глюкозы».
Л.о. № 21.
«Взаимодействие с
гидроксидом меди (II)
при обычных условиях и
при нагревании».
Состав, строение, изомерия, свойства. Знать: строение, изомерию,
Л.о. № 22.
свойства сахарозы.
«Взаимодействие
Уметь: характеризовать
сахарозы с аммиачным
свойства исходя из строения. раствором оксида
серебра».
Л.о. № 23. «Кислотный
гидролиз сахарозы».

§ 22
упр. 5-6

§ 23
упр. 9-11

Конспект
урока в
тетради

77-78/5-6.
Полисахариды: крахмал
и целлюлоза.

Состав, строение, свойства.
Нахождение в природе,
биологическая роль и применение.

Знать: состав и строение
крахмала и целлюлозы.
Уметь: характеризовать
свойства исходя из строения.

79/7. Практическая
работа № 6 «Углеводы»

Свойства углеводов. Качественные
реакции на различные виды
углеводов.

Знать: правила Т.Б. при
проведении эксперимента.
Уметь: проводить
эксперимент согласно
инструктивной карте.
Составлять уравнения
реакций, отражающие
свойства и способы
получения изученных
классов веществ.
Обобщать и
систематизировать сведения
о строении, свойствах
Знать: состав, строение,
изомерию, номенклатуру,
химические свойства
изученных видов веществ.

80/8. Генетическая связь
между классами
органических веществ и
углеводами
81/9. Обобщение знаний
по теме «Углеводы»

Систематизировать знания по
изученной теме.

82/10. Контрольная
работа № 5 «Углеводы»

Учет и контроль знаний по
изученным темам.

Ознакомление с
§ 24
физическими свойствами упр. 1, 5
целлюлозы и крахмала.
Набухание целлюлозы и
крахмала в воде.
Л.о. № 24. «Качественная
реакция на крахмал».
Л.о. № 25. «Знакомство с
коллекцией волокон».
Оформлени
е работы

§ 22-24

§ 22-24

§ 22-24

Тема 6. Азотсодержащие органические соединения (12 часов)
83/1. Амины:
классификация,
изомерия,
гомологический ряд

Понятие об аминах, классификация,
номенклатура, изомерия.
Гомологические ряды предельных и
ароматических аминов. Физические

Знать: определение класса,
состав, номенклатуру, виды
изомерии.
Уметь: записывать

Физические свойства
метиламина.
Л.о. № 26. «Построение
моделей молекул

§ 25 стр.
218-220,
222
упр. № 1-3

предельных аминов.

свойства.

84/2. Химические
свойства и способы
получения аминов

Химические свойства аминов
Получение аминов.

85-86/3-4.
Аминокислоты:
строение, номенклатура,
изомерия, свойства и
получение.

Состав, строение, номенклатура,
изомерия, физические и химические
свойства, способы получения
аминокислот. Биологическое
значение.

87-88/5-6. Белки:
структура,
биологическое значение.

Белки: структура, биологическое
значение. Синтез белков Химические
свойства белков. Цветные реакции с
участием белков, их практическое
значение..

гомологические ряды
предельных и ароматических
аминов, называть вещества.
Знать: общие и
специфические свойства
аминов различных видов,
общие и специфические
способы получения аминов.
Уметь: характеризовать
свойства аминов исходя из
их строения, показывать
зависимость свойств веществ
от их строения, записывать
уравнения реакций,
отражающих получение
аминов.
Знать: номенклатуру,
изомерию, свойства.
Уметь: называть вещества,
составлять формулы
изомеров, гомологов,
характеризовать свойства с
помощью уравнений
реакций, объяснять
зависимость свойств от
строения молекул.
Знать: состав белковой
молекулы, механизм синтеза,
структуры белковой
молекулы.
Уметь: работать с
различными источниками
информации, оценивать ее и

изомерных аминов».

Горение метиламина.

§ 25
упр. 4, 8

Обнаружение
функциональных групп в
аминокислотах.
Нейтрализация щелочи
аминокислотой.
Нейтрализация кислоты
аминокислотой.

§ 26
стр. 232
№ 5-7

Растворение и осаждение
белков. Денатурация
белка.
Л.о. № 29.
«Качественные реакции
на белки».

§ 27
стр.233-238

передавать.

89/7. Практическая
работа № 7 «Амины.
Аминокислоты. Белки».

Химические свойства аминов,
анилина и аминокислот, белков.
Цветные реакции на белки.

90/8. Нуклеиновые
кислоты.

Нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК.
Состав, строение, свойства. Строение
нуклеотидов. Принцип
комплементарности в спирали ДНК.

91/9. Практическая
работа № 8
«Идентификация
органических веществ»

Качественные реакции на важнейшие
классы изученных веществ.

92/10. Генетическая
связь между кислород и
азотсодержащими
органическими
соединениями.
93/11. Обобщение знаний Подготовка к контрольной работе
по теме
«Азотсодержащие
органические
соединения»
Учет и контроль знаний по
94/12. Контрольная
изученным темам.
работа № 6
«Азотсодержащие
органические

Знать: правила Т.Б. при
проведении эксперимента.
Уметь: проводить
эксперимент согласно
инструктивной карте.
Знать: строение и свойства
нуклеиновых кислот.
Уметь: характеризовать
зависимость свойств и
строения, работать с
источниками информации
Знать: правила Т.Б. при
проведении эксперимента.
Уметь: проводить
эксперимент по распознаванию органических веществ.
Составлять уравнения
реакций, отражающие
свойства и способы
получения изученных
классов веществ.
Обобщать и
систематизировать сведения
о строении, свойствах,
применении и значении
азотсодержащих веществ.

Оформлени
е работы

Модели молекул ДНК и
РНК.

§ 28
Упр. № 1-2

§ 25-28

§ 25-28

§ 25-28

соединения»

Тема 7. Биологически активные вещества ( 8 часов)
95/1. Ферменты.

96/2. Витамины

97/3. Гормоны.

98/4. Лекарства
99/5. Практическая
работа № 9. Действие
ферментов на
различные вещества.
100/6. Итоговая
контрольная работа по
курсу органической
химии
101/7. Решение задач на
вывод формул
органических соед.
102/8. Повторение,
обощение

Понятие о ферментах как
биологических катализаторах.
Классификация ферментов.
Специфичность действия.
Понятие о витаминах. Классификация
витаминов. Нормы потребления
витаминов. Гипер- и
гипоавитаминозы.
Понятие о гормонах. Классификация
гормонов. Адреналин. Тестостерон.
Инсулин.

Понятие о лекарствах. Отдельные
фармакологические группы лекарств.

Знать: понятие ферменты,
их классификацию,
значение.
Знать: понятие витамины,
их классификацию, значение

Знать: понятие гормоны, их
классификацию, значение.
Роль отдельных гормонов
для нормальной
жизнедеятельности
организма.
Знать: способы применения
лекарств
Знать: правила Т.Б. при
проведении эксперимента.
Уметь: проводить
эксперимент
Проверка знаний учащихся

Л.о. № 30. «Сравнение
скорости разложения
перекиси водорода под
действием ферментов».
Л.о. № 33 – 35.
«Обнаружение
витаминов А, С и D».

Презентаци
и, устные
сообщения,
схемы.
конспект

Плакат с изображением
структурных формул
эстрадиола,
тестосторона,
адреналина.

конспект

конспект

§ 1-28

задачи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».