РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС (2 часа)

Пояснительная записка
Химия 11 класс (66 часов)
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Рабочая программа среднего общего образования по химии составлена на основе:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (с
изменениями в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N
320, от 19.10.2009 N427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69, от
23.06.2015 N 609, от 07.06.2017 N 506).
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28 июня 2016 г. № 2/16-з).






Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015
№ 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в
Минюсте России 09.02.2016 № 41020).

Распоряжение правительства Российской Федерации от 24.12.2013 г. №2506-р
«Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской
Федерации».

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №
189 (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября
2015 г.).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологическиетребования
к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 №38528);

Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи «О направлении методических рекомендаций» №09-1762 от 18.08.2017г.

Программа по химии для 10-11 классов (Базовый и профильный уровень) под
редакцией О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков – М.: Просвещение, 2019.

Программа развития МБОУ лицей № 5 г.Махачкалы
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ
"Многопрофильный лицей"№ МБОУ "Многопрофильный лицей"№ 5
В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых,
представленных в программах для начального общего и
основного общего образования. Содержание настоящей рабочей программы имеет
особенности,

обусловленные, во-первых, предметным содержанием и, во-вторых, психологическими
возрастными особенностями обучаемых.
При изучении химии ведущую роль играет познавательная деятельность. Основные
виды учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действий включают умение
характеризовать, объяснять, классифицировать, владеть методами научного познания,
полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в
группе, представлять и сообщать химическую информацию в устной и письменной формах
и др.
Одна из задач обучения в средней школе — подготовка обучающихся к осознанному
и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны
научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать
приобретѐнный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного
процесса.
Согласно образовательному стандарту, главные цели среднего общего образования
состоят в:

формировании целостного представления о мире, основанного на
приобрѐтенных знаниях, умениях и способах деятельности;

приобретении опыта разнообразной деятельности, опыта познания и
самопознания;

подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение этих целей среднего общего образования вносит
изучение химии, которое призвано обеспечить:

формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них экологически целесообразного поведения в быту
и трудовой деятельности;

выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии
химии, а также формирование у них отношения к химии как к возможной области будущей
практической деятельности;

формирование умения безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни.
Целями изучения химии в средней школе являются:

формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость химического знания для каждого человека, независимо от его
профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определѐнной системой
ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в
создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и
процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной,
технической среды, используя для этого химические знания;

приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта
познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности, — навыков решения проблем,
принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков,
навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с
веществами в повседневной жизни.

Методические особенности курса
Содержание курса реализуется из расчѐта 2 ч в неделю. Этот лимит времени и
обуславливает ряд методических особенностей курса.
Так как изучение химии на базовом уровне не ставит целью подготовить выпускника
средней школы к сдаче ЕГЭ по химии, то в построении курса вместо хемиоцентрического
подхода (когда в центре методики обучения стоит химия) использован
антропоцентрический подход (когда обучение химии строится, в первую очередь, на
основе учѐта интересов, склонностей и особенностей учащихся).
Статус непрофильной дисциплины обрекает химию в гуманитарных, физикоматематических классах и школах на очень низкую мотивацию еѐ изучения для
большинства учащихся. Повышение их интереса к химии усиливается прикладным
характером содержательной и процессуальной сторон в предлагаемом курсе (т. е. «химия
и жизнь»). Так, например, при изучении полимерных материалов в курсе органической
химии формируется умение читать этикетки трикотажных изделий с целью правильного
ухода за ними (чистка, стирка, сушка, утюжка).
В учебных книгах изменѐн и язык подачи учебного материала: он в большей мере
повествовательный, связанный с художественными, литературными произведениями,
историческими фактами.
В классах и школах гуманитарного профиля учебное содержание курса предполагает
усиление гуманитаризации в обучении химии через использование приѐмов, методов и
средств, характерных для гуманитарных дисциплин. Так, в школах и классах с
углублѐнным изучением иностранного языка хороший эффект даѐт чтение химического
материала на иностранном языке. Учителю необходимо подобрать соответствующий
программе по химии материал на иностранном языке. Если подбор такого материала
осуществить достаточно трудно, особенно в условиях сельской школы или школы
небольшого населѐнного пункта, то можно воспользоваться возможностями местной
библиотеки или Интернета. Будет полезным привлечь к работе по подбору химического
материала на иностранном языке и самих учащихся.
Также в языковых школах большое значение для усиления мотивации к изучению
химического материала имеет использование межпредметных связей химии с иностранным
языком. Так, например, эффективно применение заданий для отработки учебного
содержания курса на установление англоязычной этимологии химических терминов
(например, символьные обозначения относительных атомной и молекулярной масс Аr и Mr
происходят от англ. relative) или их эволюции (например, греч. «катализ» — англ. catalize
— рус. катализ). С большим удовольствием учащиеся школ и классов с углублѐнным
изучением иностранного языка находят и представляют информацию о роли учѐныххимиков или о развитии химической промышленности в странах изучаемого языка, когда
готовят сообщения и презентации по заданиям рубрики «Используйте дополнительную
информацию и выразите мнение».
В гуманитарных школах дидактически оправдано использование символики,
принятой в русском языке для обозначения частей слова, при формировании обобщѐнных
знаний по химической номенклатуре. Этот приѐм использован в учебных книгах 10—11
классов.
Например, в органической химии символика русского языка помогает формированию
номенклатуры ИЮПАК. Так, общий способ образования названий предельных
одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот может быть отражѐн
следующими записями:
Алкан-ол (метанол, этанол, пропанол-1);
Алкан-ов-а

кислота (метановая, этановая и т. д.).

В процессуальном отношении в классах гуманитарного профиля, в которыхобучается
большинство детей с ярким образным видением мира, склонных к эмоциональным
переживаниям, значительный эффект достигается при использовании приѐма анимации, т.
е. наделения объектов неживого химического мира (элементов, веществ, материалов,
реакций) характерными чертами и признаками живого, их
«очеловечивание». Общий способ достижения этой цели отражается в обобщѐнном
названии отдельных заданий курса, в которых необходимо раскрыть художественныйобраз
вещества или процесса. Следует подчеркнуть, что учащиеся с удовольствием пишут
небольшие литературные произведения (эссе, синквейны) такого плана, тем самым
совершенствуя свою литературную письменную речь и усваивая необходимое химическое
содержание.
В классах физико-математического профиля, очевидно, содержательная и
процессуальная стороны обучения химии должны быть несколько иными.
Если в части связи химии с жизнью они совпадают с еѐ преподаванием в классах
гуманитарного профиля, то в отборе учебного материала и методике курс предполагает
использование другой дидактики. Некоторые темы, особенно связанные с физикой
(строение атома и вещества, некоторые аспекты физической и коллоидной химии, газовые
законы), эффективнее изучать на основе активных форм обучения (беседы, диспута,
элементов уроков-конференций), что позволяет значительно увеличить долю
самостоятельной работы учащихся. Такой подход даѐт возможность широко использовать
межпредметные связи и формировать единую естественно-научную картину мира.
В курсе изменена и дидактическая роль химического эксперимента и расчѐтных
задач по формулам и уравнениям.
Химия — особая учебная дисциплина, в которой наряду с теоретическими знаниями
формируются также экспериментальные и расчѐтные умения и навыки. Но именно на
химический эксперимент и решение расчѐтных задач катастрофически не хватит времени,
отпущенного на учебный процесс на базовом уровне. Поэтому в курсе предусмотрен
обязательный демонстрационный эксперимент при рассмотрении каждой укрупнѐнной
дидактической единицы — параграфа. Так как лабораторный ученический эксперимент в
силу узкого временного лимита приобретает в изучении курса эпизодический характер, то
предполагается широкое привлечение к выполнению демонстрационного эксперимента
учащихся в качестве ассистентов учителя. Это позволит поддерживать на должном уровне
практические умения и навыки учащихся, сформированные в основной школе. Некоторую
напряжѐнность в обеспеченности наглядностью уроков химии должны снять обязательные
коллекции, подготовленные к каждому уроку химии на основе рисунков- коллажей,
имеющихся в учебном пособии. И, наконец, часть проблем химического эксперимента
могут решить многочисленные видеоматериалы, сопровождающие курс. Однако такие
замены применимы только в том случае, если диктуются правилами техники безопасности
или если реальные эксперименты требуют значительных затрат времени.
Эпизодическое, а не системное включение расчѐтных задач по формулам и
уравнениям в процесс изучения курса приводит к разрыву двух взаимосвязанных сторон
рассмотрения химических объектов (веществ и реакций) — качественной и
количественной. Так как на уроке на решение расчѐтных задач по химии выделить время
проблематично, необходимо использовать все возможности самостоятельной работы
учащихся, и в первую очередь при подготовке домашнего задания. Можно использовать
приведѐнные в в конце каждого параграфа пособия расчѐтные задачи, оценивая их и
комментируя результаты оценок в начале каждого урока на протяжении 3—5 минут.Такая
технология позволяет решить ещѐ одну проблему, которая возникает при обучении химии
на базовом уровне в условиях временно го цейтнота, — проблему накопления

оценок и обоснованности выставления рубежных (полугодовых) и итоговых (годовых)
оценок учащимся.
Усиление мотивации учащихся к изучению непрофильной химии реализуется
в курсе через раскрытие связи изучаемого материала с будущей профессиональной
деятельностью выпускника средней школы.
Наибольший эффект даѐт самостоятельная работа старшеклассников по раскрытию
этой связи. Курс предусматривает выполнение учащимися заданий типа «Подготовьте
рассказ о том, как связаны знания конкретной темы по химии с обучением в выбранном
вами ВУЗе или с вашей будущей профессией»; «Назовите известные вам международные
вооружѐнные конфликты, которые связаны со стремлением установить контроль над
природными источниками углеводородов»; «Приведите примеры интеграций экономик
различных стран, основу которых составляет использование природного газа» или при
подготовке ответов на вопросы «Как мировые цены на нефть влияют на бюджет нашей
страны? Предложите свои варианты уменьшения зависимости экономики России от
колебания мировых цен на нефть» и т. д.
В старших классах в качестве ориентировочной основы обобщения важнейших
понятий и теорий химии служат философские категории, например категория
«относительности истины». Так, в ходе дискуссии о классификации химических элементов,
простых веществ (металлы и неметаллы) и соединений (оксиды и гидроксиды)
старшеклассники усваивают базовые понятия курса (строение атома и виды химических
связей, типы кристаллических решѐток и физические свойства веществ, амфотерность).
Один час в неделю, отведѐнный на изучение курса, предполагает широкое
использование лекционно-семинарской формы проведения учебных занятий. Это
позволяет старшеклассникам не только эффективно усваивать содержание курса, но и
готовит их к продолжению образования в высшей школе, где такая форма преобладает.
Общая характеристика курса
Количество часов, отведѐнное на изучение химии на базовом уровне, и соответствие
образовательному стандарту определили тщательный отбор содержания курса химии,
позволяющего:
 сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который
формировался на протяжении десятков лет как в советской, так и в российской школе;
 освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для
отработки которого требуется немало времени;
 максимально сократить ту описательную часть в содержании учебной
дисциплины, которая позволяет обеспечить профильный уровень обучения предмету;
 включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с
будущей профессиональной деятельностью выпускника, напрямую не связанной с
химией.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии для
средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не
естествознания, а химии.
Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии:
первая — внутрипредметная интеграция, вторая — межпредметная.
Внутрипредметная интеграция определяет следующую очерѐдность изучения
разделов химии: вначале изучается органическая химия, а затем — общая химия. Такое
структурирование обусловлено тем, что обобщение содержания предмета позволяет на
завершающем этапе сформировать у выпускников средней школы представление о химии
как о целостной науке, показать единство еѐ понятий, законов и теорий, универсальность и
применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Межпредметная интеграция позволяет, опираясь на знания по химии, объединить
знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, т. е.

сформировать целостную естественно-научную картину окружающего мира. Это позволит
старшеклассникам осознать, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет
неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно
опасными, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и
процессами представляет угрозу для жизни.
Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, в курсе химии реализуется ещѐ одна
идея — идея интеграции химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей,
литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет
средствами учебного предмета показать роль химии и в социальной сфере человеческой
деятельности, т. е. полностью соответствовать идеям образовательного стандарта.
Особенности содержания обучения химии в средней (полной) школе обусловлены
спецификой химии как науки и поставленными целями. Основными проблемами химии
являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения,
получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических
реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов и энергии.
Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные
линии:
 «Вещество» — знания о составе и строении веществ, их физических и
химических свойствах, биологическом действии;
 «Химическая реакция» — знания об условиях, в которых проявляются
химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
 «Применение веществ» — знания и опыт практической деятельности с
веществами, которые наиболее часто применятся в повседневной жизни, широко
используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
 «Язык химии» — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они
описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и
тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода
информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Место предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение
курса химии в средней школе как составной части предметной области «Естественнонаучные предметы».
В базисном учебном плане средней школы химия включена в раздел «Содержание,
формируемое участниками образовательного процесса». Обучающиеся могут выбрать для
изучения или интегрированный курс естествознания, или химию как на базовом, так и на
углублѐнном уровне.
Рабочая программа по химии для среднего общего образования на базовом уровне
составлена из расчѐта часов, указанных в базисном учебном плане общеобразовательных
организаций: 2 часа в неделю (136 часов за два года обучения).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1)
в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской
идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
2)
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории или трудовой деятельности;
3)
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять
своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к

непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
4)
в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и
безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя
и наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ;
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса
химии являются:
1)
использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный
анализ,
наблюдение,
измерение,
проведение
эксперимента,
моделирование,
исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей
действительности;
2)
владение основными интеллектуальными операциями (формулировка гипотез,
анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление
причинно-следственных связей и поиск аналогов);
3)
познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
4)
умение выдвигать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
5)
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
6)
использование различных источников для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата;
7)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
8)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
9)
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
10) владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,
в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени
среднего общего образования являются:
I.
в познавательной сфере
1.
знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
2.
умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведѐнные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
3.
умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества,
в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;
4.
умение характеризовать изученные классы неорганических и органических
соединений, химические реакции;
5.
готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его
протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого
эксперимента и делать выводы;

6.
умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
7.
поиск источников химической информации, получение необходимой
информации, еѐ анализ, изготовление химического информационного продукта и его
презентация;
8.
владение обязательными справочными материалами: Периодической системой
химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим
рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики
строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV периодов и образованных
ими простых и сложных веществ;
9.
установление зависимости свойств и применения важнейших органических
соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого
строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
10. моделирование молекул неорганических и органических веществ;
11. понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной
научной картины мира;
II.
в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка последствий для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
производством и переработкой химических продуктов;
III. в трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков
учебной, проектно-исследовательской и творческой деятельности при выполнении
индивидуального проекта по химии;
IV. в сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения
с веществами, материалами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и травмах,
полученных в результате нарушения правил техники безопасности при работе свеществами
и лабораторным оборудованием.
Предметные результаты изучения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
— понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной картины
мира;
— раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы
современного общества;
— формулировать значение химии и еѐ достижений в повседневной жизни человека;
— устанавливать взаимосвязи между химией и другими естественными науками;
— формулировать основные положения теории химического строения органических
соединений А. М. Бутлерова и иллюстрировать их примерами из органической и
неорганической химии;
— аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для
органической и неорганической химии;
— формулировать Периодический закон Д. И. Менделеева и закономерности изменений в
строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ на основе
Периодической системы как графического отображения Периодического закона;
— характеризовать s- и p-элементы, а также железо по их положению в Периодической
системе Д. И. Менделеева;
— классифицировать химические связи и кристаллические решѐтки, объяснять механизмы
их образования и доказывать единую природу химических связей (ковалентной, ионной,
металлической, водородной);
— объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии,
аллотропии;

— классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по
различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего через
особенное к единичному;
— характеризовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать его роль в
живой и неживой природе;
— характеризовать электролиз как специфичный окислительно-восстановительный
процесс и определять его практическое значение;
— характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный процесс и
предлагать способы защиты от неѐ;
— классифицировать неорганические и органические вещества;
— характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических и
органических соединений в плане от общего через особенность к единичному;
— использовать знаковую систему химического языка для отображения состава
(химические формулы) и свойств (химические уравнения) веществ;
— использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по
формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных формул соединений
по их названиям;
— знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических и
органических веществ;
— характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей классов
органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических
углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых
кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);
—- устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и
переработки углеводородного сырья (нефти и природного газа);
— экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей
изученных классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил техники
безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
— характеризовать скорость химической реакции и еѐ зависимость от различных
факторов;
— характеризовать химическое равновесие и его смещение в зависимости от различных
факторов;
— производить расчѐты по химическим формулам и уравнениям на основе
количественных отношений между участниками химических реакций;
— соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей
средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач химической тематики;
— прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических
веществ на основе аналогии;
— прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их
протекания и предлагать способы управления этими процессами;
— устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком,
литературой, мировой художественной культурой);
— раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;
— раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной
траектории;
— прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять
окислительные и/или восстановительные свойства с учѐтом степеней окисления элементов,
образующих их;

— аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи между
неорганическими и органическими веществами;
— владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;
— характеризовать становление научной теории на примере открытия Периодического закона и
теории химического строения органических веществ;
— критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных
источников;
— понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические, энергетические,
сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии.
2. Содержание курса
Содержание курса характеризуется целостностью и системностью учебного предмета, на
освоение которого отведено жѐстко лимитированное учебное время.
Курс делится на две равные по отведѐнному на их изучение времени части: органическую
химию и общую химию.
Структурирование курса органической химии определяется идеей развития учащихся
непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления роли дедукции в
обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения о строении, классификации,
номенклатуре органических веществ, об особенностях реакций с их участием.
Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на
фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. В свою очередь,
такой подход позволяет и глубже изучить особенности строения и свойств органических веществ
разных классов. Так, основные положения теории химического строения органических соединений
А. М. Бутлерова закрепляются при изучении углеводородов (алканов, алкенов, диенов, алкинов,
аренов) и их природных источников (природного газа, нефти и каменного угля),
кислородсодержащих органических соединений (спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот,
сложных эфиров, жиров и углеводов) и азотсодержащих органических соединений (аминов,
аминокислот, белков и нуклеиновых кислот). Завершает курс органической химии глава
«Органическая химия и общество», где обучающиеся знакомятся с такими важными в практическом
и биологическом отношении веществами и материалами, как пластмассы и волокна, ферменты,
витамины, гормоны и лекарства, а также с достижениями биотехнологии.
Следовательно, основным критерием отбора фактического материала курса органической
химии является идея реализации практико-ориентированного значения объектов органической
химии (соединений и реакций).
Идея о ведущей роли теоретических знаний в процессе познания мира веществ и реакций стала
основой и для конструирования курса общей химии. На основе единых понятий, законов и теорий
химии у старшеклассников формируется целостное представление о химической науке, о
химической картине мира как составной части единой естественно-научной картины мира.
В курсе общей химии вначале учащиеся знакомятся последними достижениями в области
изучения атома, узнают о современных методах познания строения атома, углубляют и расширяют
знания, полученные в курсе основной школы, о строении атома и вещества на основе
Периодического закона и Периодической системы Д. И. Менделеева, об общих свойствах классов
органических и неорганических соединений (кислот, оснований, амфотерных соединений) в свете
теории электролитической диссоциации и протонной теории. Далее рассматривается
классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Завершает курс
знакомство старшеклассников с перспективами развития химической науки и химического
производства, с проблемами охраны окружающей среды от химического загрязнения и путями их
решения.

Формы аттестации учащихся
Аттестация учащихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем
предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:
1. Промежуточная (формирующая) аттестация:





самостоятельные работы (до 20 минут);
лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного
материала, сопутствующее повторение) – 5 …25 минут.

2. Итоговая (констатирующая) аттестация:



контрольные работы (40 минут);
устные и комбинированные зачеты (до 40 минут).
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей
аттестации:
 КИМ составляются на основе кодификатора;
 КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
 количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной
работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня
сложности по нормативам ЕГЭ
 тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит
элементы остаточных знаний;
Рабочая программа разработана с учетом следующих особенностей:
В организации образовательной деятельности будут использованы
 Индивидуальные образовательные маршруты
 Разноуровневые задания
 Создание учебных проектов (видеофильмы, презентации)
 Элементы самообразования
 Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения социально важных
общественных проблем
 Исследовательская внеурочная деятельность
 Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования
 Задания в формате ЕГЭ
 Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных)

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания»
Календарно-тематическое планирование по химии. 11класс.(2 часа в неделю, 66 часов в год)
№ Тема

Кол-во
часоов

Модуль воспитательной программы «Школьный курс»

Дата
проведения
По
Контрол фак
ьные,
ту
тесты ,
практич
еские
работы.

Раздел 1. Строение вещества

21

День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей
к действиям в условиях различного рода чрезвычайных
ситуаций)
День солидарности в борьбе с терроризмом

Раздел 2. Химические реакции

19

Раздел 3. Вещества и их свойства

18

Раздел 4. Химия и современное общество

8

Неделя безопасности дорожного движения
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской Федерации)
Международный день толерантности
Международный день инвалидов
День российской науки
День защитника Отечества
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
празднованию Всемирного дня гражданской обороны
День российской науки
День защитника Отечества
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
празднованию Всемирного дня гражданской обороны
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны
Международный день семьи

Итоговая контрольная работа

«Разработано с учетом рабочей программы воспитания»
Тематическое планирование по химии, 11 класс (66ч)
№п/п

Тема урока

Количество часов

Календарные сроки
По плану

Основные сведения о строении атома (День знаний 1
сентября)
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки
детей к действиям в условиях различного рода
чрезвычайных ситуаций 1 сентября)
Периодическая системахимических элементов
Д. И. Менделеева и учение остроении атома День
солидарности в борьбе с терроризмом
(3сентября)
Философские основы общности Периодического закона и
теории химического строения
Ионная химическая связь и ионные кристаллические
решѐтки

3

9-10

Классификация органических соединений. Ковалентная
химическая связь.Атомные и молекулярные кристаллические
решѐтки

2

11

Металлическая химическая связь.

1

12

Водородная химическая связь (Неделя безопасности
дорожного движения 28 сентября)
Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул
Полимеры
Дисперсные системы
Решение задач на тему растворы

1

1-3

4-6

7
8

13
14-15
16
17

2

1
1

1
2
1
1

По факту

18-19

20
21
22- 41
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34-35
36

37
38-39
40
41
42—58

Решение расчетных задач (ЕГЭ)
(День матери в России 26 ноября)
Обобщение знаний по теме
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко
Дню гражданской обороны Российской Федерации 4
октября)
Контрольная работа №1по теме «Строение вещества»
Урок - коррекция
Тема 2. Химические реакции (19 ч)
Классификация химических реакций
Скорость химических реакций
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие
и способыего смещения
Электролитическая диссоциация
Гидролиз
(День российской науки 8 февраля)
Окислительно-восстановительныереакции
Электролиз расплавов и растворов. Практическое
применение электролиза
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных
задач по теме «Химическая реакция»
(Международный день инвалидов)
Решение расчетных задач(ЕГЭ)
Повторение и обобщение изученного
Решение расчетных задач(ЕГЭ)
Контрольная работа № 2 «Химическая реакция»
Урок - коррекция
Тема 3. Вещества и их свойства (18 ч)

2

1

Контрольная
работа

1
22-41
2
2
2
2
2
2
2
1

Практическая
работа

1
2
1
1

41—58

Контрольная
работа

42-43
44-45
46-47

Металлы
Неметаллы. Благородные газы
Кислоты неорганические и органические

2
2
2

48-49

Основания неорганические и органические

2

50-51

Амфотерные соединения
неорганические и органические
Соли
Генетическая связь между классами неорганических
соединений.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных
задачпо теме «Вещества и их свойства»
Генетическая связь между классами органических
соединений.
Повторение и обобщение темы
Решение расчетных задач(ЕГЭ)
Решение расчетных задач(ЕГЭ)
Контрольная работа № 3 «Вещества и их свойства»

2

52
53
54
55
56
57
58

1
1
1

Практическая
работа

1
1

1

59
60—68
60-61
62
63-64
65

Урок - коррекция
Тема 4. Химия и современное общество (8 ч)
Химическая технология
Химия и проблема охраны окружающей среды
Химия и повседневная жизнь человека
Итоговая контрольная работа

1

66

Обобщающий урок

1

1
2
1
2
2

1

Контрольная
работа

Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект для изучения курса химии в 10—11 классах
базового уровня, созданный авторским коллективом под руководством О. С. Габриеляна,
содержит, кроме учебных пособий, учебно-методические и дидактические пособия, тетради
для выполнения лабораторных и практических работ и др.
УМК «Химия. 10 класс. Базовый уровень»
1. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. Химия. 10 класс. Базовыйуровень.
Учебное пособие.
2. О. С. Габриелян и др. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методическое пособие.
3. О. С. Габриелян, С. А. Сладков. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Рабочаятетрадь.
4. О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Проверочные
и контрольные работы.
5. Электронная форма учебного пособия.
УМК «Химия. 11 класс. Базовый уровень»
1. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. Химия. 11 класс. Базовыйуровень.
Учебное пособие.
2. О. С. Габриелян и др. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие.
3. О. С. Габриелян, С. А. Сладков. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Рабочаятетрадь.
4. О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Проверочные
и контрольные работы.
5. Электронная форма учебного пособия.
Информационные средства
Интернет-ресурсы на русском языке
1. http://www.alhimik.ru Представлены следующие рубрики: советы абитуриенту,
учителю химии, справочник (очень большая подборка таблиц и справочных материалов),
весѐлая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических
сведений)
2. http://www.hij.ru/ Журнал «Химия и жизнь» понятно и занимательно рассказывает
обо всѐм интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живѐм.
3. http://chemistry-chemists.com/index.html Электронный журнал «Химики и химия».
В журнале представлено множество опытов по химии, содержится много занимательной
информации, позволяющей увлечь учеников экспериментальной частью предмета.
4. http://c-books.narod.ru Литература по химии.
5. http://1september.ru/. Журнал «Первое сентября» для учителей и не только. В нѐм
представлено большое количество работ учеников, в том числе и исследовательского
характера.
6. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya Всероссийский школьный портал со
ссылками на образовательные сайты по химии.
7. www.periodictable.ru Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный
экспериментами.
Интернет-ресурс на английском языке
http://webelementes.com. Содержит историю открытия и описание свойств всех
химических элементов. Будет полезен для обучающихся в языковых школах и классах.
Объекты учебных экскурсий

1. Музеи: минералогические, краеведческие, художественные, Политехнический.
2. Лаборатории: учебных заведений, агрохимлаборатории, экологические,
санэпидэмиологические.
3. Аптеки.
4. Производственные объекты: химические заводы, водоочистные сооружения и
другие местные производства.
Материально-техническое обеспечение кабинета химии
Натуральные объекты
Натуральные объекты, используемые в 10-11 классах при обучении химии,
включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, оксидов,
кислот, оснований, солей, в том числе и минеральных удобрений, а также коллекции
органических веществ и материалов, предусмотренных ФГОС («Нефть и продукты еѐ
переработки», «Каменный уголь и продукты коксохимического производства»,
«Волокна», «Пластмассы» и т. д. Ознакомление с образцами исходных веществ и готовых
изделий позволяет получить наглядные представления об этих материалах, их внешнем
виде, а также о некоторых физических свойствах. Значительные учебно-познавательные
возможности имеют коллекции, изготовленные самими обучающимися. Предметы для
таких коллекций собираются во время экскурсий и других внеурочных занятий.
Коллекции используют только для ознакомления обучающихся с внешним видом и
физическими свойствами различных веществ и материалов. Для проведения химических
опытов коллекции использовать нельзя.
Химические реактивы и материалы
Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники
безопасности, особенно при выполнении опытов самими обучающимися. Все необходимые
меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях, а также в
пособиях для учителей химии.
Все реактивы и материалы, нужные для проведения демонстрационного и
ученического эксперимента, поставляются в общеобразовательные организации
централизованно в виде заранее укомплектованных наборов. При необходимости
приобретения дополнительных реактивов и материалов следует обращаться в
специализированные магазины.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы
Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов
обучающимися и для демонстрационных опытов.
Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии в 10-11 классах,
классифицируют на основе протекающих в них физических и химических процессов с
участием веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях:
1) приборы для работы с газами — получение, собирание, очистка, сушка, поглощение
газов; реакции между потоками газов; реакции между газами в электрическом разряде;
реакции между газами при повышенном давлении;
2) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твѐрдыми веществами — перегонка,
фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твѐрдым веществом и
жидкостью, жидкостью и жидкостью, твѐрдыми веществами.
3) датчики pH, электропроводности, температуры и др.
Вне этой классификации находится учебная аппаратура, предназначенная для
изучения теоретических вопросов химии: для демонстрации электропроводности растворов
и движения ионов в электрическом поле, для изучения скорости химической реакции и
химического равновесия, электролиза, перегонки нефти и т. д.
Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательные приборы,
различные приспособления для выполнения опытов.

Модели
Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы,
заводские аппараты, а также химические процессы. В преподавании химии используют
модели кристаллических решѐток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV),
иода, железа, меди, магния, модели кристаллических решѐток важнейших представителей
классов органических соединений.
Выпускаются наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей
молекул, в первую очередь, органических соединений.
Учебные пособия на печатной основе
В процессе обучения химии используют следующие таблицы постоянного
экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»,
«Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд
напряжений металлов», «Валентные состояния атома углерода», «Пространственное и
электронное строение молекул органических соединений» и др.
Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют
разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные
рабочие листы — инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для
изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний.
Экранно-звуковые средства обучения
К экранно-звуковым средствам обучения относят такие пособия, которые могут быть
восприняты с помощью зрения и слуха. Это кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы,
диапозитивы (слайды), единичные транспаранты для графопроектора. Серии
транспарантов позволяют имитировать движение путѐм последовательного наложения
одного транспаранта на другой.
Технические средства обучения (ТСО)
Большинство технических средств обучения не разрабатывалось специально для
школы, а изначально служило для передачи и обработки информации: это различного
рода проекторы, телевизоры, компьютеры и т. д. В учебно-воспитательном процессе
компьютер может использоваться для решения задач научной организации труда учителя.
При использовании технических средств обучения следует учитывать временные
ограничения, налагаемые Санитарными правилами и нормами (СанПиН). Непрерывная
продолжительность демонстрации видеоматериалов на телевизионном экране и набольшом
экране с использованием мультимедийного проектора не должна превышать 25 мин. Такое
же ограничение (не более 25 мин) распространяется на непрерывное использование
интерактивной доски и на непрерывную работу обучающихся на персональном
компьютере. Уроков с использованием таких технических средств обучения, как телевизор,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ- камера, должно быть не более
шести в неделю, а уроков, когда обучающиеся работают на персональном компьютере, —
не более трѐх в неделю.
Оборудование кабинета химии
Кабинет химии должен быть оборудован специальным демонстрационным столом.
Для обеспечения лучшей видимости демонстрационный стол рекомендуется устанавливать
на подиум.
В кабинетах химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столыс
подводкой электроэнергии. Ученические столы должны иметь покрытие, устойчивое к
действию агрессивных химических веществ, и защитные бортики по наружному краю.
Кабинеты химии оборудуют вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены
возле стола учителя. Для проведения лабораторных опытов используют только миниспиртовки.
Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую
адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой,
быть износостойкими, иметь тѐмно-зелѐный цвет и антибликовое покрытие. Учебные

доски оборудуют софитами, которые должны прикрепляться к стене на 0,3 м выше верхнего
края доски и выступать вперѐд на расстояние 0,6 м.
Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0—1,3 м от пола.
При просмотре телепередач зрительские места должны располагаться на расстоянии не
менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения
учебных помещений не следует размещать на подоконниках широколистные растения,
снижающие уровень естественного освещения. Высота растений не должна превышать15
см (от подоконника). Растения целесообразно размещать в переносных цветочницах
высотой 65—70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами.
Для отделки учебных помещений используют материалы и краски, создающие
матовую поверхность. Для стен учебных помещений следует использовать светлые тона
жѐлтого, бежевого, розового, зелѐного, голубого цветов; для дверей, оконных рам —белый
цвет.
Кабинет химии должен быть оснащѐн холодным и горячим водоснабжением и
канализацией.
В кабинете химии обязательно должна быть аптечка, в которую входят:
1. Жгут кровоостанавливающий резиновый — 1 шт.
2. Пузырь для льда — 1 шт. (гипотермический пакет — 1 шт.).
3. Бинт стерильный, широкий 7 × 14 см — 2 шт.
4. Бинт стерильный 3 × 5 см — 2 шт.
5. Бинт нестерильный — 1 шт.
6. Салфетки стерильные — 2 уп.
7. Вата стерильная — 1 уп.
8. Лейкопластырь шириной 2 см — 1 катушка, 5 см — 1 катушка.
9. Бактерицидный лейкопластырь разных размеров — 20 шт.
10. Спиртовой раствор иода 5%-ный — 1 флакон.
11. Водный раствор аммиака (нашатырный спирт) в ампулах— 1 уп.
12. Раствор пероксида водорода 3%-ный — 1 уп.
13. Перманганат калия кристаллический — 1 уп.
14. Анальгин 0,5 г в таблетках — 1 уп.
15. Настойка валерианы — 1 уп.
16. Ножницы — 1 шт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».