Рабочая программа по шахматам (1) (1)

Содержание
Название раздела

Страницы

Введение

3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание и планируемые результаты»
Пояснительная записка

3

Цель и задачи

6

Содержание программы

8

Учебный план

8

Содержание учебного плана

8

Планируемые результаты

14

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических
условий, включающий формы аттестации»

15

Календарный учебный график

16

Условия реализации программы

33

Формы аттестации

33

Оценочные материалы

33

Методические материалы

34

Список литературы

36

2

Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» предназначена для получения базовых знаний по
предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся.
«Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию,
просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер». (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы
логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень
общей образованности детей, способствует развитию мыслительных
способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки
волевой регуляции характера.
Раздел 1.
Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание и планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы»
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами в сфере образования и образовательной организации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. № 41 «Об утверждении
Сан- ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства
образования и науки РФ.
6. Устав МБОУ Лицей №5.
3

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Шахматы» реализуется в социальнопедагогической направленности, способствует формированию личности ребёнка как члена коллектива.
Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося,
адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени. Реализация программы содействует развитию детской социальной инициативы,
овладению нормами и правилами поведения, формирует мотивацию на ведение здорового образа жизни, социального благополучия и успешности человека.
Новизной данной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения
является одной из главных задач социально-педагогического направления.
Занятия по программе позволяют сформировать опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в
быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы
своего поведения, изучают методики самоконтроля.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом
возрастных особенностей и закономерностей развития.
Представленные в данной программе формы и методы образовательной
деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно
влиять на совершенствование у обучающихся многих психологических процессов таких, как восприятие, внимание, воображение, память. На протяжении всех лет обучения обучающиеся овладевают важнейшими логическими
операциями: анализом и синтезом, сравнением, обоснованием выводов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую
ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала. Развитие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать большие
объемы информации не только шахматной, но и любой другой сферы знаний.
У обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской
работы, умение пользоваться справочной литературой и др.

4

Отличительные особенности программы
Программа модифицированная, разработана с учётом программы
И.Г. Сухина «Волшебные фигуры». Данная дополнительная общеобразовательная программа отличается от программы И.Г. Сухина личностно-ориентированным подходом к обучению шахматной игре:
- программа предназначена для развития личностных качеств
обучающихся;
- тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения
в дополнительном образовании.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, от
7 до 11 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки при наличии интереса и мотивации к данной предметной области, как освоившие программу ознакомительного уровня, так и без предварительной
подготовки.
Дети в разном возрасте хотят научиться играть в шахматы, поэтому группы могут быть разновозрастные. Количество обучающихся в
группе 12-14 человек, группы формируются с учётом способностей
обучающихся и степенью их подготовки.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом
возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новая социальная
роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность.
Оказывая значительное влияние на развитие обучающихся, игра в
шахматы способствует полноценному общению обучающихся разного
возраста.
Уровень, объем и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет базовый уровень - формирует у обучающихся интерес, устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности;
расширяет спектр специализированных знаний для дальнейшего самоопределения, развития личностных компетенций: ценностносмысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных.
Срок обучения по программе - 3 года. Общее количество часов,
запланированных на весь период обучения - 432. Данная программа
ориентирует обучающихся на изучение образовательной программы
«Ход конём», реализуемой на углубленном уровне.
Форма и режим занятий.
Форма обучения по программе – очная.
Режим занятий обучающихся
1, 2, 3 год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
учебных часа. Продолжительность каждого занятия 40 минут с 5 минутным перерывом между учебными занятиями. Количество часов в
неделю – 4, в год – 144.
5

Особенности организации учебного процесса
Наполняемость групп 12-14 человек, состав группы разновозрастной,
постоянный.
Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастерклассы, тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы одновременной игры, участие в шахматных турнирах и соревнованиях. При проведении
занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Цели программы: социально-педагогическая поддержка становления
и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного
гражданина; создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы
Образовательные:
 развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
 формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
 развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания,
творческого воображения, умения производить логические операции;
 приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых
для участия в шахматных соревнованиях.
Личностные:
 развитие социально-психологической компетентности обучающихся, адекватного эмоционально-волевого состояния;
 формирование гражданской позиции, общественной активности
личности;
 формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
 воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и
самостоятельности;
 формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения
в нестандартных ситуациях;
 воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.
I год обучения
Цель первого года обучения: формирование у юного шахматиста деятельностной компетенции: освоение навыков стратегии, тактики и техники
игры в шахматы.

6

Задачи первого года обучения
Образовательные:
- привлечь обучающихся к занятиям шахматами;
- изучить шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, ход, взятие, шах,
мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур и правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь; 
- обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации.
Личностные:
- способствовать развитию элементарных мыслительных процессов;
- способствовать развитию внимания, памяти;
- учиться находить оптимальные решения.
Метапредметные:
- стремление к развитию личностных качеств;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств.
Планируемые результаты
Образовательные:
- обучающиеся привлекутся к занятиям шахматами;
- освоят шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- будут знать названия всех шахматных фигур и правила хода и
взятия каждой фигурой;
- научатся проводить элементарные комбинации.
Личностные:
- разовьют элементарные мыслительные процессы;
- научатся обобщать, делать несложные выводы, находить оптимальные решения.
- улучшится внимание, память.
Метапредметные:
- освоят навыки самодисциплины;
- разовьют личностные и волевые качества.

7

Содержание программы
Учебный план. Первый год обучения
Количество
№ Название разде- ла, темы
Формы аттестации/
часов
п/п
контроля
Всег Теор Практ
о
ия
ика
Вводное занятие.
1.
4
2
2
опрос
История шахмат.
Шахматные фигуры.
2.
10
3
7 опрос
Понимание шах3.
20
6
14 соревнования
матной игры.
Цель шахматной партии.
4.
8
3
5
тестирование
Три стадии шахматной партии.
5.
10
5
5
соревнования
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Краткая и полная
шахматная нотация.
Игра с шахматными часами.
Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Король против короля и пешки.
Решение шахматных задач.
Итоговое занятие.
Итого

20

6

14

суммарная оценка знаний практической и
теоретической части

10

4

6

соревнования

16

5

11

практическая игра

16

4

12

практическая игра

20

6

14

тестирование

10
144

4
51

6
93

практическая игра

Содержание учебного плана
Первый год обучения
1. Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на
занятиях, правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила.
Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное
положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий,
активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
2. Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
8

Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и
упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к
шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?»,
«Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита
контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита».
3. Понимание шахматной игры.
Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые
места поля. Битое поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля».
4. Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы.
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от
шаха», «Мат или не мат».
5. Три стадии шахматной партии.
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль. Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли
сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
6. Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Запись начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови
вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета
поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
7. Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
8. Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат
ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и
мышления.
9. Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или
пат. Мат в один ход. Ограниченный король.
9

Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
10. Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в
2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
11. Итоговое занятие.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований,
турниров, конкурсов.
Второй год обучения
Цель второго года обучения: способствовать раскрытию творческого
потенциала каждого обучающегося в процессе занятий шахматами.
Задачи второго года обучения
Образовательные:
- научиться планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
- ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
- научиться определять последовательность событий в ходе шахматной
партии;
- научиться выявлять закономерности и проводить аналогии.
Личностные:
- способствовать развитию различных видов мышления: конкретнообразного, абстрактного;
- способствовать развитию культуры в соревновательном процессе.
Метапредметные:
- сформировать внутреннюю потребность к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Планируемые результаты
Образовательные:
- разовьётся умение ориентироваться на шахматной доске, в шахматной
нотации;
- научатся планировать нападение на фигуры противника, организовывать защиту своих фигур;
- научатся выявлять закономерности и проводить аналогии, определять
последовательность событий в ходе шахматной партии.
Личностные:
- разовьются различные виды мышления: конкретно-образное, абстрактное.
Метапредметные:
- сформируется внутренняя потребность к саморазвитию.

10

Содержание программы
Учебный план. Второй год обучения
Количество часов
Формы аттеста№
Название раздела,
ции/
п/п
темы
Всего Теория Практика
контроля
2
1
1
1. Вводное занятие.
опрос
Тактические приемы в
решение шах2.
14
4
10
шахматах.
матных задач
3. Основы дебюта.
14
4
10
соревнования
Основы миттельшпи4.
14
4
10
тестирование
ля.
5. Основы эндшпиля.
14
4
10
соревнования
решение шах6. Техника матования.
20
10
10
матных задач
Достижение мата без
7.
26
10
16
соревнования
жертвы материала.
8. Турнирная борьба.
30
14
16
игра
9. Итоговое занятие.
10
5
5
тестирование
144
55
89
Итого
Содержание учебного плана. Второй год обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения
на занятиях, правила ТБ.
Практика: повторение материала, связанного с шахматной нотацией, отработка навыка нахождения «адресов» фигур на доске.
2. Тактические приемы в шахматах
Теория: тактические приемы. Связка, двойной удар, открытое
нападение, открытый (вскрытый) шах, двойной шах.
Практика: выполнение упражнений для отработки тактических
приёмов.
3. Основы дебюта.
Теория: принципы игры в дебюте. Двух- и трехходовые партии.
Принцип быстрейшего развития фигур.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в один ход», «Поймай
ладью», «Поймай ферзя», «Защита от мата», «Выведи фигуру», «Поставь мат «повторюшке» в один ход».
4. Основы миттельшпиля.
Теория: правила миттельшпиля. Общие рекомендации о том, как
играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.
Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Мат
в два хода».
5. Основы эндшпиля.
11

Теория: общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практика: выполнение упражнений: «Квадрат», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш или ничья?», «Куда отступить королем?» «Путь к ничьей».
6. Техника матования.
Теория: техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля,
«линейный» мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля.
Ладья и король против короля.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры».
7. Тактические ловушки.
Теория: тактические ловушки на всех стадиях шахматной партии.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода».
8. Турнирная борьба.
Теория: правила поведения на шахматном турнире.
Практика: участие в шахматных турнирах по графику.
9. Итоговое занятие.
Практика: контрольное занятие по изученным темам.
Третий год обучения
Цель третьего года обучения: формирование условий для дальнейшей
самореализации обучающихся, расширение кругозора, формирования общей
культуры.
Задачи третьего года обучения
Образовательные:
- повысить шахматную квалификацию обучающихся;
- развить индивидуальный стиль игры юных шахматистов;
- накопить сведения о творчестве выдающихся шахматистов мира.
Личностные:
- развить интеллектуальные способности обучающихся;
- способствовать развитию навыков самоанализа.
Метапредметные:
- приобщить к самостоятельной работе;
- развить культуру поведения во время соревновательного процесса.
Планируемые результаты
Образовательные:
- развит индивидуальный стиль игры.
Личностные:
- развиты интеллектуальные навыки обучающихся;
- развиты навыки самоанализа.
Метапредметные:
- развита культура поведения во время соревновательного процесса.
- развиты навыки самостоятельной работы.

12

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Содержание программы
Учебный план. Третий год обучения
Количество часов
Формы аттестаНазвание раздела,
ции/
темы
Всего Теория Практика
контроля
2
1
1
Вводное занятие.
опрос
Шахматная партия.
22
12
10
соревнования
Дебютный реперрешение шахмат30
10
20
туар.
ных задач
Анализ и оценка
30
10
20
тестирование
позиции.
Шахматная комбирешение шахмат20
8
12
нация.
ных задач
Турнирная борьба.
30
8
22
соревнования
Итоговое занятие.
10
5
5
опрос
Итого
144
55
89

Содержание учебного плана. Третий год обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения
на занятиях, правила ТБ.
Практика: повторение изученного материала.
2. Шахматная партия.
Теория: виды преимущества в шахматах. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
Практика: игра с записью, игра с часами.
3. Дебютный репертуар
Теория: основы дебюта.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Захвати
центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
4. Анализ и оценка позиции
Теория: правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции.
Практика: решение шахматных задач, уметь оценивать позицию,
находить правильные ходы в разборе партий.
5. Шахматная комбинация
Теория: понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации. Матовые комбинации. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема
блокировки. Тема связки. Сочетание тактических приемов. Комбинации
на «вечный» шах. Типичные комбинации в дебюте (более сложные
примеры).
Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала»,
«Можно ли побить пешку?».
6. Турнирная борьба.
13

Теория: правила проведения шахматных турниров.
Практика: участие в шахматных турнирах города и края.
7. Итоговое занятие
Теория: повторение основных вопросов курса.
Практика: отработка и закрепление ранее изученного материала.
Планируемые результаты
В результате освоения программы базового уровня у обучающихся будут
актуализированы следующие психологические процессы:
 познавательный интерес и творческий подход к решению различных
задач;
 способность самостоятельно добывать знания;
 потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного
личностного потенциала;
 активная деятельность обучающихся для продуктивного и гармоничного общения.
Предметные результаты освоения программы: учащиеся будут
 понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков,
схем;
 знать шахматные термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля;
 уметь применять тактические приемы; находить тактические удары и
проводить комбинации;
 грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; точно разыгрывать окончания.
Личностные результаты освоения программы:
 сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат;
 развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 развиты этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других
людей;
 сформированы эстетические потребности и ценности;
 развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные результаты освоения программы
 освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;
 научаться находить эффективные способы достижения результата;
 овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей;
 научаться определять цель и пути её достижения; научаться догова14

риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Раздел 2.
Комплекс организационно-педагогических условий
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов – учебный
год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Количество учебных недель – программа предусматривает обучение в течение 34 недель.
Продолжительность каникул – в период осенних и весенних каникул занятия проводятся по расписанию; в летний период организуется
работа объединения по отдельной программе.
Сроки контрольных процедур обозначены в календарном учебном
графике.

15

№
п/п

Тема занятия

1.

Введение. Техника безопасности.

2.

Цель и задачи курса.

3.

Начальная позиция.

4.

Шахматные линии.

5.

Шахматная нотация.

6.

Шахматная нотация. Знание
полей.

7.

Король и ферзь, ходы и взятия.

8.

Король и ферзь, ходы и взятия.

9.

Ладья и слон, ходы и взятия.

10. Ладья и слон, ходы и взятия.
11. Конь ходы и взятие.
12. Конь ходы и взятие.

Календарный учебный график
2022-2023 учебный год
1 год обучения
Кол-во
Время проведе- Форма занячасов
ния занятий
тий
17.45-18.25,
Лекция2
18.30-19.10
диалог
17.45-18.25,
Лекция2
18.30-19.10
диалог
17.45-18.25,
Лекция2
18.30-19.10
диалог
17.45-18.25,
Лекция2
18.30-19.10
диалог
17.45-18.25,
Занятие2
18.30-19.10
практикум
17.45-18.25,
Лекция2
18.30-19.10
диалог
17.45-18.25,
Занятие2
18.30-19.10
практикум
17.45-18.25,
Занятие2
18.30-19.10
практикум
17.45-18.25,
2
Игра
18.30-19.10
17.45-18.25,
2
Игра
18.30-19.10
17.45-18.25,
2
Мастер-класс
18.30-19.10
2
17.45-18.25,
Мастер-класс

Место
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.

Форма контроля
беседа
беседа
Педагогическое наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
тестирование
тестирование
опрос в ходе беседы
тестирование

Пешка ходы и взятие, виды
пешек.
Пешка ходы и взятие, виды
14.
пешек.
13.

15. Начало партии.
16.

Начало партии, тактика игры,
обмен, стратегия.

17. Правильный размен фигур.
Правильный размен фигур.
Оценка позиции.
Пешечное превращение и взя19.
тие на проходе.
Пешечное превращение и взя20.
тие на проходе.
18.

2
2
2
2
2
2
2
2

21. Рокировка.

2

22. Рокировка.

2

23. Рокировка.

2

24.

Рокировка: 5 правил, когда не
возможна рокировка

25. Патовые комбинации.

2
2

18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17

Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Мастер-класс
Мастер-класс
Игра
Мастер-класс
Игра

№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы.

26. Патовые комбинации.
Три стадии шахматной партии.
Три стадии шахматной пар28.
тии.
Знакомство и игра с шахмат29.
ными часами.
Знакомство и игра с шахмат30.
ными часами.
27.

2
2
2
2
2

31. Жертва фигуры.

2

32. Жертва фигуры.

2

33. Мат в один ход.

2

34. Мат в один ход.

2

35. Логические игры.

2

36. Логические игры.

2

37. Связка.

2

38. Связка.

2

39. Вилка.

2

17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18

Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Мастер-класс
Мастер-класс
Игра
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекция-

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.

опрос в ходе беседы.
решение короткой позиции
решение короткой позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
решение короткой
позиции.
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое

40. Вилка.

2

41. Двойной удар.

2

42. Двойной удар.

2

43. Мат Королем и Ферзем.

2

44. Мат Королем и Ферзем.

2

45. Мат Королем и Ладьей.

2

46. Мат Королем и Ладьей.

2

47. Сложные задачи на мат.

2

48. Сложные задачи на мат.

2

Король и не крайняя пешка
против короля, оппозиция.
Король и не крайняя пешка
50.
против короля, оппозиция.
49.

2
2

51. Правило квадрата.

2

52. Правило квадрата.

2

18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
19

диалог
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум

№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
решение короткой позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
решение короткой позиции

53. Логические игры.

2

54. Логические игры.

2

55. Логические игры.

2

56. Логические игры.

2

57. Опасная диагональ.

2

58. Опасная диагональ.

2

Виды детских матов и защита
от них.
Виды детских матов и защита
60.
от них.
59.

2
2

61. Вскрытое нападение.

2

62. Вскрытое нападение.

2

63. Двойной удар.

2

64. Двойной удар.

2

65. Двойной шах.

2

66. Двойной шах.

2

17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.4518.3019.10-18.25,
20

Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Игра
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб№
17.

опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
Решение задач
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
решение короткой позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение

Использование большего материального перевеса.
Использование большего ма68.
териального перевеса.
Использование геометриче69.
ских мотивов
Использование геометриче70.
ских мотивов.
Мат в 2 хода.
71.

67.

72. Полуоткрытые дебюты.

2
2
2
2
2
2

73. Закрытые дебюты.

2

74. Итоговое занятие.

2

№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

1.

Введение. Техника безопасности.

2

2.

Ходы шахматных фигур.

2

3.

Поля. Горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.

2

17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
17.45-18.25,
18.30-19.10
2 год обучения
Время проведения занятий
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25

21

Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Мастеркласс
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Форма занятий
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

Каб.
№17
Каб.
№17

опрос в ходе беседы

Место

Форма контроля

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

решение короткой позиции

беседа
беседа
педагогическое
наблюдение

4.

Поля. Горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.

2

5.

Взятие на проходе.

2

6.

Взятие на проходе.

2

7.
8.
9.

Безопасное положение короля.
Рокировка.
Безопасное положение короля.
Рокировка.
Гармоничное пешечное расположение.

2
2
2

10. Превращение пешки.

2

11. Шахматные фигуры.

2

12. Шахматные фигуры.

2

13. Ценность шахматных фигур.

2

14. Способы защиты.

2

15.

Правильное развитие фигур
из начальной позиции.

2

16. Сильные слабые места.

2

17. Битое поле.

2

14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
22

Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Игра
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекция-

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
тестирование
тестирование
Квалификационные турниры
квалификационные турниры
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы

18. Битое поле.

2

19. Мат и его разновидности.

2

20. Мат и его разновидности.

2

21. Шах и защита от него.

2

22. Шах и защита от него.

2

23. Виды ничьей.

2

24. Виды ничьей.

2

Выполнение упражнений на
тему «Мат. Шах. Ничья».
Выполнение упражнений на
26.
тему «Мат. Шах. Ничья».
Три стадии шахматной пар27.
тии.
Три стадии шахматной пар28.
тии.
25.

2
2
2
2

29. Дебют.

2

30. Дебют.

2

14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
23

диалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Мастер-класс
Игра
Игра
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог

№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
решение короткой позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы.
опрос в ходе беседы.
решение короткой позиции
решение короткой позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы

31. Миттельшпиль.

2

32. Миттельшпиль.

2

33. Эндшпиль.

2

34. Эндшпиль.

2

35. Шахматная нотация.

2

36. Шахматная нотация.

2

37. Краткая шахматная нотация.

2

38. Полная шахматная нотация.

2

39. Запись шахматной партии.

2

40. Запись шахматной партии.

2

41. Игра с часами.

2

42. Игра с часами.

2

43. Логические игры.

2

44. Логические игры.

2

14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
24

Мастер-класс
Мастер-класс
Игра
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекция-

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции.
решение короткой позиции.
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции
решение короткой

45. Мат легкими фигурами.

2

46. Мат легкими фигурами.

2

47. Мат легкими фигурами.

2

48. Мат тяжелыми фигурами.

2

49. Линейный мат.

2

50. Линейный мат.

2

51. Мат ферзем.

2

52. Мат ферзем.

2

53. Мат ладьей.

2

54. Мат ладьей.

2

55. Мат двумя слонами.

2

56. Мат двумя слонами.

2

57. Король и не крайняя пешка.

2

14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
25

диалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Игра

№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
решение короткой позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы

58. Король и не крайняя пешка.

2

59. Король и крайняя пешка.

2

60. Король и крайняя пешка.

2

61. Решение шахматных задач.

2

Решение шахматных задач в 1
ход.
Решение шахматных задач в 2
63.
хода.
62.

2
2

64. Решение шахматных.

2

65. Решение задач.

2

66.

Решение задач с помощью
разбора партий чемпионов.

2

67. Решение задач.

2

68. Разбор партий чемпионов.

2

69. Логические игры.

2

70. Игра с записью.

2

71. Игра с записью.

2

14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
26

Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекция-

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.

опрос в ходе беседы
решение короткой позиции.
решение короткой позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы.

72.

Повторение изученного материала

2

73. Контрольная работа.

2

74. Игра с записью.

2

№
п/п
1.
2.
3.

Тема занятия
Введение. Техника
безопастности.
Обозначение горизонталей и
вертикалей.
Обозначение шахматных
фигур.

Кол
час
2
2
2

4.

Термины.

2

5.

Запись шахматной партии.

2

6.

Запись шахматной партии.

2

7.
8.

Понятие о тактике. Тактический прием связка.
Понятие о тактике. Тактический прием связка.

2
2

14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25

диалог
Мастер-класс
Мастер-класс
Игра

3 год обучения
Время проведеФорма зания занятий
нятий
Лекция15.30-16.10,
диалог
16.15-16.55
15.30-16.10,
Лекциядиалог
16.15-16.55
15.30-16.10,
Лекция16.15-16.55
диалог
15.30-16.10,
Лекция16.15-16.55
диалог
15.30-16.10,
Лекция16.15-16.55
диалог
15.30-16.10,
Занятие16.15-16.55
практикум
15.30-16.10,
Лекция16.15-16.55
диалог
15.30-16.10,
Занятие16.15-16.55
практикум
27

№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

Место
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

опрос
решение короткой позиции
шахматный турнир

Форма контроля
беседа
беседа
Педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы

Двойной удар.

2

10. Двойной удар.

2

9.

Открытое нападение. Вскрытый шах.
Открытое нападение. Вскры12.
тый шах.
11.

2
2

13. Двойной шах.

2

14. Двойной шах.

2

15. Двойной шах.

2

16. Двойной шах.

2

17. Выигрыш материала.

2

18. Выигрыш материала.

2

19. Основы дебюта.

2

20. Основы дебюта.

2

21. Принципы игры в дебюте.

2

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
28

Игра
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Мастер-класс

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

тестирование
тестирование
Квалификационные турнир
Квалификационные турнир
опрос в ходе беседы

Каб.
№17

опрос в ходе беседы

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

Педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
решение короткой позиции
опрос в ходе беседы

22. Принципы игры в дебюте.

2

23. Мат Легаля.

2

24. Принципы игры в дебюте.

2

25. Быстрый мата в дебюте.

2

26. Быстрый мата в дебюте.

2

27. Неразумность игры в дебюте.

2

Неразумность игры в дебюте
одними пешками Темпы.
Невыгодность раннего ввода в
29.
игру ладей и ферзя.
Невыгодность раннего ввода в
30.
игру ладей и ферзя.
28.

2
2
2

31. Борьба за центр.

2

32. Борьба за центр.

2

33. Атака на слабый пункт.

2

34. Атака на слабый пункт.

2

35. Гамбит Эванса.

2

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
29

Мастер-класс
Игра
Игра
Мастер-класс
Игра
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Игра
Мастер-класс
Игра
Игра
Игра
Мастер-класс

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.

опрос в ходе бесе- ды
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
решение короткой позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой

36. Гамбит Эванса.

2

37. Королевский гамбит.

2

38. Королевский гамбит.

2

39. Ферзевый гамбит.

2

40. Ферзевый гамбит.

2

41. Основы миттельшпиля.

2

42. Основы миттельшпиля.

2

43. Правила миттельшпиля.

2

44. Правила миттельшпиля.

2

45. Взлом.

2

46. Взлом.

2

47. Сквозной удар.

2

48. Сквозной удар.

2

16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
30

Игра
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог

№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

позиции.
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
решение короткой позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

49. Рентген.

2

50. Рентген.

2

51. «Бессмертная» партия.

2

Классическое наследие. «Вечнозеленая» партия.
Самые общие рекомендации о
53. том, как играть в миттельшпиле.
Рекомендации о том, как иг54.
рать в миттельшпиле.
52.

2
2
2

55. Основы эндшпиля.

2

56. Основы эндшпиля.

2

57. Основы эндшпиля.

2

58. Игра в эндшпиле.

2

59. Пешка против короля.

2

60. Пешка против короля.

2

61. Правило «квадрата.

2

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55

Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

опрос в ходе беседы

15.30-16.10,
16.15-16.55

Лекциядиалог

Каб.
№17

опрос в ходе беседы

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55

Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

опрос в ходе беседы

31

Игра
Игра
Мастер-класс
Игра
Мастер-класс

опрос в ходе беседы
решение короткой позиции
решение короткой позиции

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
тестирование
тестирование
решение задач

62. Ключевые поля.
63.

Использование пешечного перевеса.

64. Матование двумя слонами.

2
2
2

«Хорошие» и «Плохие» слоны.

2

66. Преимущество двух слонов.

2

67. «Линейный» мат.

2

68. Мат ферзем.

2

69. Мат ладьей.

2

70. Достижение мата.

2

65.

71.

Достижение мата без жертвы
материала.

2

72. Повторение.

2

73. Повторение.

2

74. Итоговое занятие.

2

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55

32

Игра
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Игра
Лекциядиалог
Игра
Лекциядиалог
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Мастер-класс
Игра

Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17
Каб.
№17

тестирование
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой позиции.
Педагогическое наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос
решение короткой позиции
шахматный турнир

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
 магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами 1 штука;
 шахматные часы – 8 штук;
 словарь шахматных терминов;
 комплекты шахматных фигур с досками – 10штук;
 ноутбук.
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы «Шахматы» на отделении
работает педагог с высшим специальным образованием.
Формы аттестации
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер, так как программа направлена на формирование у
обучающихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых
возможностей для реализации собственного потенциала. Предусматривает выполнение разбора партий, умение играть по всем турнирным
профессиональным правилам, выполнение игровых логических заданий.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения
программного материала, степень сформированности умений осваивать
новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей,
рост личностного и социального развития обучающегося.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём
протяжении ее реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого
обучающегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и
решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется
при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью
тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Оценочные материалы
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе
обучения, является основой при отслеживании результатов работы.
Контролируемые знания,
№ Виды контроля
Форма контроля
умения, навыки
Шахматная доска, шахматные Индивидуально, в
Предварительный
1
фигуры, их ходы, шахматная ходе шахматного
контроль
нотация, элементы шахматтурнира.

2

Текущий контроль

3

Промежуточная
аттестация

4

Итоговая аттестация

ной партии.
Элементы шахматной партии,
правила поведения во время
турнира.
Элементы шахматной партии,
правила поведения во время
турнира.
Основы шахматной тактики,
участие в турнире, использование шахматной литературы.

Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.
Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.
Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.

Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный,
наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
 личностно-ориентированные;
 коммуникативные;
 информационно-коммуникационные;
 здоровьесберегающие;
 игровые.
Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния.
Алгоритм учебного занятия:
I. Вводная часть
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе,
к восприятию материала, целеполагание.
В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности
обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на
данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются
учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки.
В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В течение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях
занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию,
34

к тому, что им понравилось, а что было трудным.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих
обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на
доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют
закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, системы стимулирования и другие. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения,
занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
- принцип вариативности - у обучающихся формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать
самостоятельные решения и нести ответственность за них.

35

Список литературы для педагога
Основная литература:
1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
1. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
2. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для
новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
3. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и
младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин
В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы"
района Талнах, 2010. - 57с.
Список литературы для обучающихся
1. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House,
2015.
2.
3.
4.
5.
6.

Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 2014.
Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.
Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.
Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House,

2015.
7. Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.
8. Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
9. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.:
«Литера», 2011.
10. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.:
ФиС, 2010.
Список литературы для родителей
1. Костров В.В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2011.
2. Костров В.В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
3. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.:
«Литера», 2011.
4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 2013.
5. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 2013.
6. Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 2010.
7. Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 2016.
36

8. Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 2016.
9. Попова М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова,
В.Манаенков. – Тула: 2012.
10. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране –
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».