Программа развития лицея

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЯ
Наименование
“Реализация образовательных программ с применением электронной
программы
информационно-образовательной среды”
Цель программы создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой
образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к
саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций
всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной
инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы
Совершенствование образовательного пространства в соответствии с
требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.
Задачи
1. Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов
программы
образования для обеспечения высокого его качества, максимального
удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов
семьи и общества.
2. Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога
в лицее.
3. Обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры лицея
4. Создания федеральной цифровой платформы
5. Привлечение молодых специалистов.
6. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного
процесса для успешной социализации детей, формирования различных
компетенций.
7. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации
индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка
одаренных и талантливых детей.
8. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной
деятельности.
9. Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной
среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования
работы системы психологического сопровождения образовательного
процесса.
10. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном
образовании; открытость образовательного пространства через участие
общественности в управлении школой и развитие информационной среды
школы.
11. 9.Формирование и совершенствование педагогических компетенций,
развитие кадрового потенциала лицея.
12. 10. Совершенствование материально-технической базы школы для
обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса,
оптимизации взаимодействия всех его участников
13. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий в лицее будут
созданы условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя:
 электронные информационные ресурсы,
 электронные образовательные ресурсы,
 совокупность информационных технологий,
 телекоммуникационных технологий,
Сроки
2020 – 2023 гг
реализации
Нормативно- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
правовые
273-ФЗ;
основания для
- Конвенция о правах ребенка;
разработки
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной

Программы
развития

государственной экономической политике»;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р об
утверждении государственной программы
Российской Федерации
«Развитие образование» на 2013-2020 годы;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
- Федеральный
государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный
государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413);
-Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 года;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
на 2013-2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №
792-р);
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 2020 годы, (утв. Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря
2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (с изменениями идополнениями) от 29 июня
2011 г., 25 декабря 2013 г.;
-Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014г № 540 «Об
утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе
«Готов к труду и обороне (ГТО)»;
- Устав МБОУ Многопрофильного лицея №5
- Стратегия развития воспитания в Российской федерации, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
- Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- письмом Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении
методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных
программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»);
Электронная
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин, практик и к
информационно- изданиям электронных библиотечных систем, указанным в рабочих программах,
образовательная другим ЭИР;
среда лицея
- доступ ко всем ЭИОР, указанным в рабочих программах, из любой точки, в
обеспечивает
которой имеется доступ к сети Интернет;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной
аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,

Этапы
реализации
Программы

Перечень
направлений

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы

реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение
работ обучающегося, оценок на эти работы со стороны любых участников
образовательного процесса;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и/или асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет;
- удаленный доступ обучающегося к современным профессиональным базам
данных и информационным справочным системам, состав которых определяется
в рабочих программах дисциплин и подлежит ежегодному обновлению;
- доступ обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья к
ЭИОР в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Первый этап (2020 – 2021 учебный год) – аналитико - проектировочный:
проблемно-ориентированный анализ результатов реализации предыдущей
Программы развития (2016-2020 гг.);
- изучение и анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской
Федерации» (N 273-ФЗ) и концепции ФГОС общего образования (всех уровней) с
целью определения основных направлений обновления образовательной
деятельности лицея;
- разработка направлений развития и обновления образовательной деятельности
школы в целях повышения качества образования и определение системы
мониторинга реализации настоящей Программы.
Второй этап (2021 - 2022 учебные годы) – реализующий:
разработка системы мониторинга реализации настоящей Программы;
реализация мероприятий плана действий Программы;
реализации ФГОС НОО, постепенное введение ФГОС ООО, подготовка к
внедрению ФГОС СОО;
реализация образовательных и воспитательных проектов;
- научнометодическое и нормативно- правовое сопровождение реализации Программы
развития;
- осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ
промежуточных результатов.
Третий этап (2022-2023 учебный год) – аналитико-обобщающий:
- итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий;
анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы;
обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий;
определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития
лицея.
1.ФГОС: образовательный стандарт в действии.
2.Повышение качества образования.
3.Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в лицее.
4.Гражданско-правовое образование и воспитание.
5.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в
процессе обучения.
6. Развитие информационной среды лицея.
7. Развитие системы государственно-общественного управления
8. Создания цифровой платформы
-Достижение устойчивого уровня качества образования в лицее, развитие
личности и индивидуальности ученика.
-Достижение устойчивого роста мотивации получения качественного
образования, повышение уровня профессионального и профильного
самоопределения учащихся лицея.
-Достижение устойчивого уровня профессиональной компетенции педагогов.
-Улучшение условий реализации образовательной программы лицея.
- Удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса.
-Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Исполнители
Порядок
управления
реализацией
Программы

-Расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации
творческих, учебно- исследовательских способностей обучающихся.
-Увеличение числа школьников, реализовавших свои способности.
- Повышение мотивации обучающихся (воспитанников) к здоровому образу
жизни и спорту, сохранение и укрепление здоровья школьников.
- Обеспечение открытости работы лицея.
- Обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры
- Внедрение современной и безопасной цифровой образовательной среды.
Коллектив МБОУ Многопрофильного лицея, Совет лицея, родители, учащиеся.
Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом лицея;
Советом лицея.
Управление реализацией программы осуществляется директором.

Введение
Предыдущая программа развития МБОУ Многопрофильного лицея № 5 была создана в 2016
году до 2020 года. В сентябре 2020 года программа развития разработана в соответствии с
изменениями нормативно-правовой базы на период 2020-2023 гг.
Программа развития Учреждения выстраивается с учетом осуществляемой модернизации системы
образования России, республики Дагестан, г Махачкалы.
Идеология и стратегия Программы развития, ее цели и задачи определяются ценностными
ориентирами лицея. Управленческая деятельность строится на основе осознания необходимости
сохранения лучших традиций, существующих в лицее, а также модернизации условий и содержания
образования, исходящих из требований современного российского законодательства.
Актуальной проблемой современной школы является обеспечение нового уровня качества
образования. В условиях введения Профессионального стандарта педагога учитель должен быть
ориентирован на достижение новых ценностей и реальную реализацию системно-деятельностного
подхода в образовании. Программа развития лицея нацелена на создание условий для качественного
образования, развивающего потенциальные возможности ребенка и учителя, обеспечивающие их
успех в жизни и деятельности.
Реализация программы позволит радикально переломить накапливающиеся негативные
тенденции развития учреждения.
Направленность программы развития лицея заключается в поиске внутренних источников
развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала образования.
В основе программы заложены следующие принципы:
1. Целостность, саморазвитие;
2. Приоритет нравственных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности;
3. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви
к природе, семье, Родине;
4. Воспитание патриотов России;
5. Граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности,
проявляющих активную гражданскую позицию.
6. Приобщение к лучшим традициям Республики.
7. Обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры
8. Внедрение современной и безопасной цифровой образовательной среды.
I.
Информационная справка
1.1. Из истории лицея.
В 1936 году была построена школа №5 для детей фабрики «Каспийская мануфактура» и
Гвоздильного завода, ныне завода им. М. Гаджиева.
1941 год – началась Великая Отечественная война. Учителя и учащиеся старших классов ушли на
фронт.
1941 – 1945год – в здании школы расположился военный госпиталь.
В 1945 году учащиеся школы: Подорожный Николай Алексеевич и Горбачев Иван Петрович
вернулись с фронта Героями Советского Союза.
В 1955 году школе присвоено имя великого поэта А.С. Пушкина, а пионерская дружина стала носить
имя героя Советского Союза Магомеда Гаджиева.
1964 год – школа стала политехнической, ученики вместе с аттестатами стали получать
квалификации токаря, слесаря, фрезеровщика.
В 1984 году завод имени Магомеда Гаджиева становится базовым предприятием, обеспечивает
школу материалами для трудового обучения, укомплектовывает мастерские инструментами.
В 1986 году открывается учебный цех « Юность» и решается проблема профильного обучения.
С 1988 года начинается эксперимент - дифференцированный подход к формированию классов. В
школе открываются профили:
токарный, слесарный, экономический, швейный, столярный, роспись по керамике, ювелирный,
профиль программистов.

Занятия проводятся по разработанным в школе программам, утвержденными в Московском НИИ
среднего образования и в Московском НИИ проблем кибернетики.
1990год – при школе создаются профильные классы ориентированные на высшие учебные
заведения. Заключается договор о сотрудничестве между школой и ДГПУ, ДГУ, ДГСХА.
Школа становится базой для подготовки в вузы.
1990 год – Москва. Заслушивается вопрос о школе на пленуме ЦК профсоюзов, куда выезжала
творческая группа во главе с директором школы Асадулаевой Р.Б.
1993 год- на базе школы проводится республиканское совещание руководящих работников
образования республики с участием заместителя министра образования РФ Лазутовой М.Н., которая
отметила творческую работу учителей нашей школы.
1994 год - Съезд учителей Дагестана, с работой школы знакомится министр образования РФ
Ткаченко Е.В., который одобрил работу педагогического коллектива учителей.
1994 год школа переходит в статус профессионального лицея.
1996 год – юбилейный год. Школьный дом – это кузница знаний, умений думать, трудиться,
творчески развиваться.
2001 год – лицей является экспериментальной площадкой вузов.
2004 год - состоялось совещание директоров республики по концепции профильного образования,
где рассматривался многолетний опыт работы коллектива учителей лицея.
2006 год – лицей стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих
инновационные образовательные программы в приоритетном национальном проекте «Образование».
2015 год – присвоен статус Экспериментальной площадки федерального государственного
автономного учреждения «Федеральный институт развития образования».
2014-2015 гг – лицей введен в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России»
2016 году - директор Асадулаева Равзанат Багаудиновна стала «Лидер образования Дагестана»
2017 году – лицей стал лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучший
лицей – 2017».
2019 году – лицей стал лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучший
лицей – 2019».
2019 году – директор Асадулаева Равзанат Багаудиновна стала «Директор года- 2019» в номинации
«100 лучших директоров школ России – 2019»
1.2. Условия обучения в школе.
На сегодняшний день в образовательном учреждении созданы материально-технические
условия для успешного осуществления образовательного процесса. Описание здания школы,
приусадебной территории и вспомогательных помещений. Характеристика уровня оснащенности
учреждения всем необходимым для организации учебно-воспитательного процесса.
Общая площадь здания 6 823,2 кв.м., из них:
Здание лицея – 6556,3 кв. м.
Мастерская – 178 кв. м.
Сарай – 28,1 кв. м.
Сарай – 60,8 кв. м.
Общая площадь земельного участка – 16700 кв. м., из них:
Физкультурно- спортивная зона – 4500 кв. м.
1.3 Ученический состав
В 1 классах в 2018/19 учебном году обучалось – 258 человек.
Во 2-х классах – 258 человек; в 3-х классах – 249 человек; в 4-х классах – 248 человек; в 5-х классах –
233 человека; в 6-х классах – 204 человек; в 7-х классах – 172 человек; в 8-х классах – 212 человека;
в 9-х классах – 189 человек; в 10-х классах – 74 человек; в 11-х классах – 63 человек.
Общая цифра составляет по лицею 2160 человек на конец года.
В 1 классах в 2019/20 учебном году обучается – 261 человек.
Во 2-х классах – 262 человек; в 3-х классах – 264 человек; в 4-х классах – 252 человек; в 5-х классах –
257 человека; в 6-х классах – 233 человек; в 7-х классах – 192 человек; в 8-х классах – 175 человека;
в 9-х классах – 214 человек; в 10-х классах – 103 человек; в 11-х классах – 70 человек.
Общая цифра составляет по лицею 2283 человек на начало года.

В 1 классах в 2020/21 учебном году обучается – 262 человек.
Во 2-х классах – 270 человек; в 3-х классах – 258 человек; в 4-х классах – 258 человек; в 5-х классах –
255 человека; в 6-х классах – 253 человек; в 7-х классах – 226 человек; в 8-х классах – 175 человека;
в 9-х классах – 166 человек; в 10-х классах – 99 человек; в 11-х классах – 98 человек.
Общая цифра составляет по лицею 2320 человек на начало года.
Организация образовательного процесса и режим функционирования школы определяются
требованиями и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010
г. № 189 изменениями СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общешкольных учреждениях» от 24.11. 2015 №81.
Реализуемые программы:
основная общеобразовательная программа начального общего образования; основная
общеобразовательная программа основного общего образования; основная общеобразовательная
программа среднего общего образования.
Цель работы лицея: Повышение эффективности и качества образовательного процесса как
условие модернизации образования через внедрение современных педагогических технологий в
образовательный процесс.
Задачи лицея:
1. создать учебно – методические условия для получения качественного образования
с учетом требований новых образовательных стандартов.
2. Обеспечить высокий уровень профессиональной культуры и компетентности учителей в
условиях реализации основных направлений программы развития лицея.
3. Способствовать познавательной, ценностно – ориентированной, коммуникативной,
творческой деятельности, соответствующей дальнейшему развитию личности обучающихся.
В лицее созданы все условия для безопасности обучающихся. Здесь функционирует пожарная
сигнализация, имеется «тревожная кнопка», работает пропускной режим. Регулярно проводятся
тренировки по эвакуации обучающихся и персонала. В вопросах оказания медицинской помощи
обучающимся в лицее есть медицинский кабинет, где работают два врача и три медсестры.
Проводятся плановые медосмотры, вакцинация детей по согласию родителей
Основное направление образования в школе – адаптация обучающихся к жизни в современном
обществе на основе общего основного образования в рамках государственных стандартов,
обеспечивающих, прежде всего, личностное становление ребенка в учебной и внеучебной
деятельности. Главный акцент в своей деятельности лицея, делает на учет индивидуальных
особенностей каждого ребенка, его возможностей, создании ситуации успеха. Образовательный
процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную и
внеучебную деятельность, чтобы каждый чувствовал себя в лицее комфортно.
II. Концептуальные положения Программы
Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его
прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа как основной и самый
продолжительный уровень образования, становится ключевым фактором обеспечения нового
качества образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и
общества в целом.
Программа развития школы на период 2020 - 2023 гг. является организационной основой
реализации государственной политики в сфере образования. Программа развития обеспечивает
научно-методическую разработку и апробацию системных изменений в деятельности школы,
реализует новые подходы кформированию современной модели образования, отвечающей задачам

ФГОС, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до
2020 года, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы,
Концепция развития воспитания в РФ на период до 2023 г., идеям Приоритетного национального
проекта «Образование».
Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного
развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и
способствовать формированию человеческого потенциала.
У выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески
мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к
образовательной модели школы с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия,
интерактивности, основанной на системно-деятельностном подходе в управлении и реализации
образовательной деятельности.
Ключевой характеристикой такого образования становится не система знаний, умений, навыков
сама по себе, а система ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно-политической,
коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Следовательно, необходимо оценивать результаты деятельности школы с учётом ориентации
образования на социальный эффект, с точки зрения сформированности ключевых компетенций,
искать пути их повышения.
Необходимо также дальнейшее развитие механизма государственно-общественного управления
школой; развитие социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного
образования; системы поощрения наиболее результативных педагогов.
Настоящая Программа как концептуальная и организационно-правовая основа системы
управления МБОУ Многопрофильного лицея №5 ориентируется на аксиологическую основу
образовательной деятельности и формулирует следующую миссию школы:
– это востребованная в социуме образовательная организация с современной системой
управления, высокопрофессиональной педагогической командой, педагогически насыщенной
образовательной деятельностью, ориентированной на реализацию современных задач общего
образования и удовлетворениеобразовательных запросов учащихся и их семей, безопасным и
комфортным образовательным пространством, предусматривающим охрану и развитие здоровья
участников образовательных отношений, информационной открытостью для взаимодействия с
социумом, что в совокупности создает оптимальные условия для формирования духовнонравственной, социально и профессионально адаптированной личности гражданина Российской
Федерации.
Преемственность настоящей Программы и Программы развития 20162020гг. заключается в развитии принципов реализации Программных мероприятий:
- принцип гуманизации – реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных
Федеральным законом «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка и другими
нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого
достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы
и искусства;
- принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного
уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами
ненасильственного общения;
- принцип развивающего обучения – отказ от репродуктивных методик и применение методов
творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся;
- принцип индивидуализации обучения – всесторонний учет уровня способностей каждого
ученика, формирование на этой основе личных траекторий развития учащихся; повышение учебной
мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика;
- принцип дифференциации – выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к
работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных
качеств обучающихся; формирование классов, групп с учетом индивидуальных особенностей
учащихся, что может отражаться в построении учебного плана;
- принцип системности – взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов образовательного
пространства;

- принцип вариативности – обеспеченность образовательного процесса содержанием и видами
деятельности, выходящими за рамки жесткого учебного плана и предоставляющими учащимся
возможность выбора (факультативными, специализированные, элективные курсы и т.д.).
Требования государственной политики в сфере образования и Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования лежат в основе определения «портрета
выпускника» каждого уровня образования
«Портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свою Республику, свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
«Портрет выпускника основной школы»:
- любит свое Отечество и свой край, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ,
его культуру и духовные традиции;
- осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества;
- умеет учиться, понимает важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
способен применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с
нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,
безопасного для человека и окружающей его среды;
- представляет особенности своей личности, адекватно оценивает свои возможности для
дальнейшей профильной ориентации, умеет строить жизненные планы и понимает средства их
достижения;
- ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для
человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
«Портрет выпускника средней школы»:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою
сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и
информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок,
осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни, активно участвующий в защите окружающей среды;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Реализация «портрета выпускника» каждого уровня образования невозможна без соответствия
педагога определенному профессиональному стандарту. С учетом «Профессионального стандарта
педагога» определен следующий
Портрет педагога МБОУ «Многопрофильного лицея №5»:
-владеющий современными формами и методами обучения и воспитательной работы, умеющий
их профессионально использовать в различных видах деятельности ребенка (учебной, игровой,
трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
- умеющий устанавливать четкие правила поведения учащихся в соответствии со школьным
уставом и правилами поведения в школе, эффективно регулировать поведение учащихся для
обеспечения безопасной образовательной среды;
- эффективно управляющий учебным коллективом с целью вовлечения учеников в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
- профессионально ставящий воспитательные цели и задачи, способствующие развитию
учеников, независимо от их способностей, характера, культурных различий, половозрастных и
индивидуальных особенностей, определять педагогические пути их достижения;
- признающий достоинство каждого ученика, понимая и принимая его;
- поддерживающий конструктивные воспитательные усилия родителей (законных
представителей) учащихся, привлекающий семью к решению вопросов воспитания ребенка;
- конструктивно взаимодействующий с другими педагогами и специалистами в решении
воспитательных задач;
- поддерживающий в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, демонстрируя
образцы толерантности;
- умеющий защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
- поддерживающий уклад, атмосферу и традиции школьной жизни, внося в них свой
положительный вклад;
- способный адекватно анализировать свою профессиональную деятельность, определять и
реализовывать пути ее непрерывного совершенствования.
- Пользующийся современной и безопасной цифровой образовательной средой.
Такой комплексный характер концептуальных подходов к разработке настоящей Программы
определяет ее успешность на этапе проектирования, задает ее цели, задачи и механизмы реализации.
Цели реализуемой программы:
- Определение стратегии и тактики лицея на ближайшую перспективу.
- Реализация приоритетных направлений развития образования в ОУ.
- Формирование компетентной, духовно-здоровой личности, способной к самоопределению в
обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.
- Создание оптимальной модели лицея, способствующей интеллектуальному, нравственному,
физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его
творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению
здоровья школьников с применением здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное
время.
Основные задачи программы
- Совершенствовать работу по новым образовательным стандартам и требованиям
- Развить систему дополнительного образования
- Сохранить и укрепить здоровье детей, приобщать обучающихся к здоровому образу жизни.
- Формировать у обучающихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытии
творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.
- Создать условия для реализации функций сотрудничества (коммуникативной,
познавательной, развивающей и др.), осуществляемого в системах «учащийся – учащийся», «учитель

– учащийся» с целью развития не только предметно – практической сферы индивидуальности, но и
индивидуальности в целом.
- Повышать эффективность воспитательной работы в лицее.
- Совершенствовать организацию учительского самоуправления.
- Стимулировать учителей к применению современных технологий обучения, ИКТ внедрения
их в практику.
- Поддерживать инновации педагогов лицея.
- Создавать условия, благоприятные для укрепления физического, нравственно – психического
здоровья детей.
- Продолжить работу по дифференциации образования, создавать условия для формирования
индивидуальных образовательных маршрутов учащихся школы в условиях профильного
образования.
- Развивать техническую оснащённость школы с целью обеспечения эффективного
образовательного процесса.
- Создание качественной системы образования как условия личности ученика.
- Построение системы взаимодействия с семьёй и социумом.
- Обеспечить психолого – педагогическую и социальную поддержку детей, родителей и
педагогов, условия для сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов.
Механизмы реализации Программы развития
Реализация Программы развития будет осуществляться через ряд направлений, в рамках которых
будет организована деятельность педагогов, учащихся и родителей школы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Обновление системы управления ОО.
Совершенствование инфраструктуры, информационно-образовательной среды.
Развитие профессионального уровня педагога.
Организация образовательной деятельности по ФГОС.
Работа с детьми с ОВЗ в общеобразовательных классах.
Расширение партнерских отношений.
Здоровье школьника и педагога.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Цели, задачи, идеи и принципы развития МБОУ «Многопрофильный лицей № 5», а также ее
особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования
организации педагогического процесса.
3.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии
Цель: Обеспечение условий для реализации Федерального государственного
образовательного стандарта.
Задачи:
1. Создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических условий,
обеспечивающий успешный поэтапный переход ОУ на освоение ФГОС общего образования
второго поколения.
2. Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе
к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС.
3. Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов
для детей с ограниченными возможностями здоровья.

№

Мероприятия
Приведение нормативной базы ОУ в
соответствие с требованиями ФГОС ООО
Приведение основной
общеобразовательной программы ОУ в
соответствие с требованиями ФГОС ООО
Обновления информационнокоммуникационной инфраструктуры

Сроки
Август 2020

Ответственные
Директор

Август 2020

Директор

Август 2020

Заместитель директора
по информатизации.

4.

Внедрение современной и безопасной
цифровой образовательной среды.

Август 2020

Заместитель директора
по информатизации

5.

Изучение требований нормативноправовых документов по введению и
реализации ФГОС ООО и СОО, ФГОС
ОВЗ педагогами ОУ
Организация и проведение
независимогомониторинга результатов
освоения НОО и ООО (КДР, ВПР)
Развитие системы независимой оценки
качества образования
Создание условий повышения
вариативности образовательных
маршрутов и формирования
ключевых компетентностей на внедрения
новых принципов организации
образовательного процесса с внедрением
цифровой образовательной среды.
Проведение экспертизы образовательных
программ внеурочной деятельности
Реализация проектно - исследовательской
деятельности обучающихся с внедрением
цифровой образовательной среды.
Обеспечение оснащённости учебного
процесса и оборудования учебных
помещений материального и технического
оборудования в соответствии с
требованиями ФГОС с внедрением
цифровой образовательной среды.
Подготовка и проведение совещаний,
педсоветов, семинаров, консультаций для
учителей по реализации ФГОС ООО,
ФГОС ОВЗ
Анализ внедрения ФГОС ООО с
внедрением цифровой образовательной
среды.

В течении всего
периода реализации
программы

Заместители директора

По графику Минобр
РФ

Заместители директора

В течение 2020-2021

Заместители директора

К 2023 г

Заместители директора

Март 2021 г

Заместители директора

Ежегодно

Заместители директора

По мере
финансирования

Заместители директора

1-2 раза в год

Директор, зам
директора по НМР

Конец 2023 года

Администрация

1.
2.
3.

6.
7.
8.

9.
10.
11.

12.

13.

3.2. Повышение качества образования
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что
качество образования - это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но
и развитие познавательных и созидательных способностей, а также личной ответственности и опыта
самостоятельной деятельности.

Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление
его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания.
Задачи:
1. Обеспечить условия
для внедрения инновационных
педагогических
технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного
образования.
2. Повысить качество результатов ВПР, ГИА, ЕГЭ.
3. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся.
4. Разнообразить формы внеурочной деятельности.
№
1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.

Мероприятия
Создание плана подготовки к ГИА
Прохождение курсов повышения
квалификации педагогами лицея
Прохождение курсов повышения
квалификации для совершенствования
навыков использования
информационных технолог ий.
Мониторинг уровня
подготовки
выпускников 4х, 9х, 11х, классов на
основерезультатов итоговой
аттестации.
Мониторинг качества обученности
учащихся по результатам полугодовых
и годовых контрольных работ.
Мониторинг образовательных
достижений учащихся 4-х классов
начальной школы по ФГОС.
Мониторинг выполнения учебных
программ по предметам.
Проверка состояния преподавания
предметов инвариантной части
учебного плана.
Анализ внеурочной деятельности.

10. Мониторинг результативности
учебного процесса по итогам 1, 2, 3
семестров и учебного года
11. Мониторинг исследования
адаптационного периода обучающихся
1-х классов.
12. Организация и проведение
диагностики в 1, 2, 3 классах
13. Обеспечение проведения независимой
оценки качества образования

Сроки
Ежегодно
По отдельному графику

Ответственные
Заместители директора

По отдельному графику

Заместители директора

Ежегодно июнь - июль

Заместители директора

Каждое полугодие

Заместители директора

Ежегодно
Апрель - май

Заместители директора

Ежегодно, конец
семестра, года
В течение года

Заместители директора

Ежегодно, конец
семестра, года
декабрь, январь, апрель,
июнь

Заместители директора

Сентябрь
Май

Заместители директора

По графику

Психологи

По графику министерства

Заместители директора

Заместители директора

Заместители директора

3.3 Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога
На основании приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014 г № 1115н
профессиональный стандарт «Педагог» применяется с 1 января 2017 года.
В настоящее время начинается переходный период, который позволит педагогам лицея
повысить уровень своей квалификации, усовершенствовать те или иные компетенции, которые
помогут достичь наиболее высокого качества образования.

На сегодняшний день существует ряд трудностей в процессе перехода по новый
профессиональный стандарт педагога:
1. реальная профессиональная деятельность педагогов лицея не соответствует требованиям
профессионального стандарта, недостаточно выражена взаимосвязь между квалификацией
педагогического работника и результатами его профессиональной деятельности;
2. отсутствуют формы и механизмы независимой оценки квалификации педагогов.
Цель: Приведение компетенций педагогов лицея в соответствие с требованиями
профессионального стандарта «Педагог».
Задачи:
1. Проанализировать профессиональный стандарт «Педагог»
2. Провести мониторинг компетенций педагогов, выявить дефициты.
3. Скорректировать план профессионального развития педагогов
4. Обеспечить условия для внедрения профессионального стандарта в ОУ.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Мероприятия
Создать рабочую группу внедрению профстандарта в
ОУ
Проведение семинаров, совещаний, педсоветов по
внедрению профстандарта и внедрения цифровой
образовательной среды
Проведение мониторинга по выявлению дефицитов в
компетенциях педагогов, в том числе для внедрения
цифровой образовательной среды.
Разработка плана внедрения стандарта
Анализ проблем педагогов с целью определения
возможностей
решения их за счет внутренних
ресурсов
Анализ проблем педагогов с целью определения
возможностей
решения их за счет внешних
ресурсов
Корректировка планов методической работы лицея и
планов самообразования педагогов с внедрением
цифровой образовательной среды.
Проведение повторного мониторинга соответствия
профстандарту
Корректировка планов профессионального развития
педагогов
Посещение открытых мероприятий по внедрению
профстандарта в городе
Деятельность педагогов в рамках планов
самообразований
Подробный анализ профстандарта на всех уровнях:
МО, педсовет
Создание оценочного листа педагога с целью
мониторинга компетенций.

Сроки
2020
Ежегодно

Ответственные
Директор
лицея
Заместители
директора

В течении 2020 2021

Заместители
директора

Первое
полугодие 2020 2021 года
В течение
2020-2021 гг

Заместители
директора

В течение
2020-2021 гг

Заместители
директора

Ежегодно

Заместители
директора

2 полугодие
2022 г
Ежегодно

Заместители
директора
Заместители
директора
Директор
лицея
Педагоги
лицея
Заместители
директора
Заместители
директора

Ежегодно
В течение
года
2020 г
Сентябрь
2020 г

Заместители
директора

3.4. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового
поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в
случае необходимости, встать на его защиту.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование
правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В
концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания
несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности,
способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
В лицее на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению.
Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество
с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в
конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие
мероприятия согласно Программы воспитательной работы лицея.
В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся,
выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе лицея.
Задачи воспитания и
Социализации гражданскоПатриотического направления
- сформировать знание о
политическом устройстве РФ,
символах и институтах РФ и
Дагестана;
- познакомиться с героическими
страницами истории России,
Дагестана, Махачкалы, лицея.
- познакомиться с историей и
культурой, народным творчеством,
этнокультурными традициями,
фольклором, особенностями быта
народов России, республики;
-сформировать представление о
содержании и значении
государственных праздников РФ;
-познакомиться с деятельностью
общественных организаций
патриотической и гражданской
направленности, детско-юношеских
движений, организаций, сообществ,
с правами гражданина;
-принимать участие в беседах о
подвигах Российской армии,
защитниках Отечества, встречах с
ветеранами и военнослужащими:
- принимать участие во встречах и
беседах с выпускниками школы,
знакомиться с биографиями
выпускников, явивших собой
достойные примеры
гражданственности и патриотизма.

Виды
Формы занятий и мероприятия с
деятельности обучающимися
Урочная

Внеурочная

Внеурочная

1.Мини-проекты по истории и
обществознанию.
2.Викторины на уроке истории.
3.Тематические уроки истории к
памятным датам и событиям
российской истории и культуры.
4.Тематические уроки литературы и русского
языка.
5.Тематические уроки музыки.
6.Участие в проведении уроков
представителей местных органов
власти и правопорядка.
1.
Участие во встречах с ветеранами и
военнослужащими.
2.Участие в Неделе права.
3.Участие во встречах и беседах с
выпускниками лицея, знакомство с
биографиями выпускников, явивших собой
достойные примеры гражданственности и
патриотизма.
4.
Составление родословных семьи.
1. Классные часы «Уроки мужества».
2.Публичные презентации о
славных людях района, республики, России.
3.
Мероприятия, приуроченные к
государственным и национальным праздникам
РФ:
Дню народного единства, Дню
воссоединения Крыма с Россией,
Дню Победы.
4.Всероссийский Урок Мира.
5.Встречи и беседы с представителями
общественных организаций.

Внеурочная

1. Экскурсия по материалам
местных музеев. Участие во Всероссийских
Акциях Памяти героев
Отечественной войны 1812г, Первой мировой,
Великой Отечественной, Афганской,
Чеченской войн.

По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты по
трем уровням: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный.
Ценностные установки
Любовь к России, своему народу,
Республике, служение Отечеству, правовое
государство, гражданское общество, закон и
правопорядок, поликультурный мир, свобода
личная
и национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества.

Планируемые
результаты воспитательной
деятельности
1. Когнитивный компонент:
- обучающиеся знают об институтах
гражданского общества, о государственном
устройстве и структуре российского общества, о
традициях и культурном достоянии республики о
примерах исполнения гражданского и
патриотического долга;
- знают основные положения Конституции
Российской Федерации, символов государства,
республики Дагестан, основные права и
обязанности гражданина России, школьника;
- знают национальных героев и важнейшие
события истории России, республики, школы;
- знают государственные праздники, их историю
и значение для общества;
- знают о правах и обязанностях человека,
гражданина, семьянина, товарища.
2. Компонент ценностного отношения
у обучающихся сформировано ценностное
отношение к России, своему народу,
государственной символике, законам РФ,
родному языку, народным традициям, старшему
поколению;
- имеется понимание защиты Отечества как
конституционного долга и священной
обязанности гражданина, уважительное
отношение к Российской армии, к защитникам
Родины;
-сформировано уважительное отношение к
органам охраны правопорядка
3. Деятельностный компонент:
-обучающиеся имеют опыт ролевого
взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
-имеют опыт социальной и межкультурной
коммуникации;
-имеют первоначальный опыт участия в
гражданской жизни.

3.5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения
Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития
современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их
физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека важный показатель его личного успеха.
Деятельность лицея по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов:
- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОУ,
позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательнообразовательной работы;
- совершенствование организации питания детей в ОУ;
- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей
направленности;
- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении
здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для
собственного самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания
интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии.
2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития,
самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся.
3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью.
4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа
жизни в семье и среди сверстников.
№
1.

Мероприятия

Проведение мониторинга состояния физического
развития детей и влиянии учебной нагрузки на их
здоровье.
2. Создание системы информированности родителей о
результатах анализа состояния здоровья детей.
3. Осуществление индивидуально - дифференцированного
подхода культуры к учащимся на уроках физкультуры
4. Осуществление контроля выполнения санитарно гигиенического режима лицея.
5. Организация и проведение Дня Здоровья, Дня спорта,
«Мама, папа ,я – спортивная семья».
6. Повышение квалификации педагогов по внедрению
здоровьесберегающих технологий и формированию
навыков здорового образа жизни
7. Создание системы информированности о
спортивных достижениях школы: оформление стенда;
создание компьютерного банка данных о спортивных
достижениях школы
8. Работа пед. коллектива по сохранению зрения у
учащихся (замена освещения в кабинетах, проведение
физ. минуток для глаз).
9. Работа по профилактике травматизма в школе
(организация перемен, работа с родителями,
организация дежурства учителей).
10. Организация полноценного питания в школьной
столовой.
11. Участие во внедрении физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)»

Сроки
реализации
2020-2023 гг
2020-2023 г
2020-2023гг
2020-2023 гг
2020-2023 гг
2020-2023 гг

Ответственные
Заместители
директора,
школьный врач
Классные
руководители
Учителя физической
культуры
Директор лицея
Зам. директора,
учителяфизкультуры
Заместители
директора.

2020-2023 гг

Заместители
директора.

2020-2023 гг

Заместители
директора, зам. по
АХЧ
Администрация,
классные
руководители
Директор, зам дир,
зав. столовой
Учителя физической
культуры

2020-2023 гг
2020-2023 гг
2020-2023 гг

В рамках ОП два раза в год проводится мониторинг по следующим направлениям:
- физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров,
двигательная активность);
- психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных
процессов, самооценка);
- социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние
здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал,
количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.
Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров,
анкетирование, психологические тесты, психиатрическое свидетельство.
Ожидаемые результаты:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений.
3. Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
IV. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ.
Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения
информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного
направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для
учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению.
Активно используются информационно-коммуникационные технологии в обучении, на базе школы
реализуется дистанционное обучение детей-инвалидов.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов
функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в
области получения, переработки и использования информации.
2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих
решений.
3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный
процесс школы.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы.
5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах.
№

Мероприятие
1. Разработка концепции
информационного обеспечения
образовательного процесса,
разработка и внедрение
механизмов
Информационного обеспечения
Процессов функционирования и
развития лицея
2. Повышение информационной
культуры педагогов и учащихся
лицея

Ответственный
Директор лицея,
заместители
директора

Срок
2020-2021 гг

Результат
Концепция
информационного
обеспечения
образовательного
процесса.

Заместители
директора

2020-2021 гг

Владение ПК
педагогами и
учащимися в
соответствии с ФГОС
современными

3. Создание условий,
обеспечивающих
Целенаправленную подготовку
педагогов и учащихся в области
получения, переработки и
использования информации
4. Ведение школьного
делопроизводства в электронном
виде
5. Информирование населения о
деятельности лицея через
средства массовой информации (в
том числе школьный сайт, сайт
Гос.услуг)
6. Внедрение электронных
журналов и дневников.
7. Обновление программного и
Технического обеспечения
компьютерного класса

Требованиями
законодательства и
социума
Организация и
проведение курсов
повышения
квалификации

Директор

2020- 2021гг

Директор лицея,
заместители
директора
Директор,
Зам директора
по
информатизации
, учителя
информатики
Администрация,
педагоги лицея
Директор,
Зам директора
по
информатизации
, учителя
информатики

2020-2023 гг

Создание компьютерной
базы

В течении
года

Расширение
информированности
участников ОП с целью
наиболее полной
реализации прав
граждан на образование.
Работа с электронными
носителями
Программное
обеспечение в
соответствии с
требованиями ФГОС и
законодательства

В течении
года
В течении
года

Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы
лицея.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного
общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности
педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее
полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа - ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности
Развитие системы государственно-общественного управления
Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все
значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель ГОУ.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический,
государственно-общественный характер управления образованием. Действительно, закон
предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их
родителей и работников образовательного учреждения.
Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе
распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли
всех участников образовательного процесса.
Основные задачи:
1. Разработка и реализация модели государственно-общественного управления
в образовании.

2. Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между
учредителем и образовательным учреждением, между директором и Управляющим советом для
обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления.
3. Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных
услуг.
4. Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении
образовательным учреждением.
Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием
повышения доступности и качества образования.
№
1.
2.
3.

Мероприятия
Анализ нормативно-правовых актов лицея по ГОУ,
внесение необходимых изменений
Внесение корректив в планы работы лицея Совета
лицея, Совета обучающихся.

Разработка подпрограмм работы согласно
Программе развития лицея.
4. Проведение обучающих семинаров с членами
Совета лицея (по законодательству РФ,
региональным и муниципальным
нормативно-правовым документам)
5. Проведение заседаний Совета лицея с
приглашением заинтересованных сторон по
проблемным вопросам развития образовательного
учреждения
6. Привлечение органов государственнообщественного управления к решению вопросов по
материально-техническому оснащению
образовательного процесса
7. Разработка системы информирования населения о
лицее, ее достижениях и преимуществах.
Публикация ежегодного информационного доклада
лицея об итогах учебного года и его представление
родителям учащихся.
8. Совершенствование содержания сайта лицея в сети
Internet и поддержание его актуальности.
9. Проведение общественной экспертизы
эффективности систем государственнообщественного управления
10. Прогнозирование перспективных
направлений развития государственнообщественного управления.
11. Обобщение работы органов ГОУ

Сроки
2020- 2021 гг

Ответственные
Директор лицея

2020- 2021гг

Администрация лицея

2020- 2021 гг

Администрация лицея

2020- 2023гг

Администрация лицея

2020- 2023 гг

Директор лицея,
заместители директора

2020- 2023 гг

Директор лицея,
заместители директора

2020- 2023 гг

Администрация лицея

2020- 2023 гг
2020- 2023 гг

Директор, завуч по
информатизации
Директор лицея

2020- 2023 гг

Администрация лицея

2020- 2023 гг

Директор лицея

Критерии оценки работы лицея по данному направлению:
Система общественного наблюдения (контроля) за проведением лицензирования и аттестации
учебного заведения, процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии
единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся лицея, аттестации
администрации лицея, за деятельностью аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных
комиссий.
Участие Совета лицея в оценке качества образования.
Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения
стимулирующей части фонда оплаты труда работников лицея;
Публичная отчетность лицея в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и
оценки.
V. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Первый этап (2020 – 2021 учебный год) – аналитико-проектировочный:
- проблемно-ориентированный анализ результатов реализации предыдущей Программы
развития (2016-2020 гг.);
- изучение и анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (N 273ФЗ) и концепции ФГОС общего образования (всех уровней) с целью определения основных
направлений обновления образовательной деятельности лицея;
- разработка направлений развития и обновления образовательной деятельности лицея в целях
повышения качества образования и определение системы мониторинга реализации настоящей
Программы с обязательным внедрением цифровой образовательной среды.
Второй этап (2021 - 2022 учебные годы) – реализующий:
- разработка системы мониторинга реализации настоящей Программы;
- реализация мероприятий плана действий Программы;
- реализации ФГОС НОО, постепенное введение ФГОС ООО, подготовка к внедрению ФГОС
СОО;
- реализация образовательных и воспитательных проектов;
- научно-методическое и нормативно-правовое сопровождение реализации Программы
развития;
- осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ
промежуточных результатов.
Третий этап (2022-2023 учебный год) – аналитико-обобщающий:
-

итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий;
анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы;
обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий;
определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития лицея.

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Устойчивое функционирование модели « Лицей– комфортное и безопасное образовательное
пространство», удовлетворяющей государственным требованиям, социальному заказу учащихся и их
родителей.
Реализация программы позволит достичь следующих основных результатов:
В старших классах для всех учащихся будет обеспечена возможность выбора профиля обучения
и индивидуальной траектории освоения образовательной программы. Ежегодное увеличение охвата
обучающихся, их родителей занятиями физической культурой. Создание гибкой модели управления
инновационными процессами в образ.
Достижение устойчивого уровня качества образования в лицее, развитие личности и
индивидуальности ученика.

Достижение устойчивого роста мотивации получения качественного образования, повышение
уровня профессионального и профильного самоопределения учащихся лицея.
Достижение устойчивого уровня профессиональной компетенции педагогов. Улучшение условий
реализации образовательной программы лицея.
Удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса. Повышение уровня
профессиональной компетентности педагогов.
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебноисследовательских способностей обучающихся.
Увеличение числа школьников, реализовавших свои способности.
Повышение мотивации обучающихся (воспитанников) к здоровому образу жизни и спорту,
сохранение и укрепление здоровья школьников.
Обеспечение открытости работы лицея.
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения
Оптимизированная модель современной общеобразовательной школы, способствующей
личностному росту, саморазвитию и самореализации школьника, становлению его ключевых
компетентностей, созданию условий для воспитания гражданина и патриота современного общества.
Средняя наполняемость классов по школе – не менее 25,5 чел.;
качество обученности не менее 55%;
повышение среднего балла ЕГЭ (по математике с 43 до 53 баллов; по русскому языку – с 71 до 79
баллов, по всем предметам – не ниже 53 баллов);
количество победителей и призёров олимпиад, соревнований и конкурсов различных уровней –
не менее 25% от числа всех обучающихся;
количество пропущенных уроков по болезни в расчёте на одного учащегося - не более 26;
доля учителей, имеющих высшую и первую квалификационные категории – не менее 85%.
Индикаторы оценки достижений результатов Программы:
• ежегодный рейтинг лицея среди ОУ;
• процент поступления выпускников в вузы ТОП 100;
• качество обученности (в %);
• средний балл ЕГЭ и ОГЭ по предметам;
• количество учащихся в профильных 10-11 классах;
• количество победителей и призеров олимпиад, соревнований, конкурсов различных уровней;
• количество учащихся, принявших участие в ученических соревнованиях;
• количество общешкольных ученических проектов;
• количество пропущенных по болезни уроков в расчёте на одного учащегося;
• количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории;
• количество педагогов, прошедших повышение квалификации;
• количество учителей - победителей, призеров и участников профессиональных конкурсов;
• количество публикаций учителей лицея;
• уровень профессиональной компетенции учителей лицея;
• количество единиц современного мультимедийного оборудования для обучения.

Характеристика кадрового состава.
Педагогический коллектив лицея - это опытные квалифицированные учителя, принимающие
активное участие в общественной жизни лицея, города, республики, пользующиеся заслуженным
авторитетом среди жителей города. По состоянию на 01.09.2020 года общая численность
педагогических работников составляет 187 человек. Средний возраст от 35 – 55 лет. В лицее созданы
все условия для реализации качественного обучения и воспитания учащихся, самообразования
учителей. Имеется необходимое оборудование для проведения интегрированных уроков, интернет
уроков, уроков с использованием интерактивной доски, на всех кафедрах есть необходимая
комплектация наглядных пособий. В успехах лицея большая заслуга творчески работающего
коллектива. Краткая характеристика кадрового состава дает наглядное представление о
педагогическом потенциале образовательного учреждения.
В лицее работают 191 педагогов, среди которые имеют звания:
Заслуженный учитель РД – 4 человека
Заслуженный работник культуры РД – 3 человека
Кандидаты наук –8 человек
Почетный работник общего образования РФ – 20 человека
Мастер спорта РФ – 1 человек.
Отличник образования РД – 41 человек
Из них 100% - квалифицированные кадры:
● высшую квалифицированную категорию имеют – 41 человек
● I – категорию – 12 человек
● не имеют категории – 134 человек
Высшее педагогическое образование имеют – 176 человек
Среднее профессиональное образование – 11 человек
Большинство педагогов состоялись как профессионалы и накопили богатый
методический опыт, который успешно передают своим молодым коллегам.
В 2019 – 2020 учебном году квалификацию повысили 41 педагогов, 5 педагогов прошли курсы
профессиональной переподготовки кадров.
В 2019 -2020 учебном году подали документы на соответствие занимаемой должности 29
педагогов лицея. Из них 29 человек прошли аттестацию. Одной из форм внутришкольного
повышения квалификации стал методический марафон «Совершенствование качества образования
в условиях реализации ФГОС начального общего образования (НОО) и введения ФГОС основного
общего образования (ООО)», рассчитанный на 2016-2020учебные годы

Динамика сдачи ЕГЭ за последние три года.
Предметы

Средний балл
за 2017/18
учебный год

Русский язык
Математика
профильный
Математика
базовый
Информатика
Литература
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Иностранный
язык

72
45,1

Средний балл
Средний балл
за
за
2018/19учебный 2019/20учебный
год
год
71.4
76,2
37.2
53,6

4,1

4,0

61.2

59
59
51
43
54
47
48,9
53

55,8
59
58,2
44,5
54,1
51,6
55,8
60,9

49
49
66.2
47.7
63.0
45.7
69
71.4

Показатели среднего балла за 2018/19 учебный год сравнительно с 2017/18 учебный годом
увеличились по русскому языку – на 5,8 %, профильная математика – на 18%, литература – на 0%,
химия – на 14%,история – на 9%, обществознание – на 14%, иностранный язык – на 15%.
В данном учебном году 2019/20 показатели среднего балла снизалась, что скорее всего является
следствием перевода учащихся на дистанционное обучение.
Учащиеся 9-х классов сдавали два обязательных экзамена: математику, русский язык и два экзамена
по выбору учащегося. Результаты экзаменов в форме ОГЭ отображены в таблице.
Динамика сдачи ОГЭ за последние три года.
Предметы
Число выпускников, Получили оценки
за 2016-2017 уч.год
«5» «4» «3» «2»
Русский язык
147
26
58 63
Математика
147
7
52 87
Химия
44
10
23 11
География
4
1
2
1
История
15
2
2
10
1
Информатика
17
2
9
6
Обществознание
87
7
27 53
Физика
6
2
4
Биология
106
2
25 79
Предметы
Число выпускников, Получили оценки
за 2017-2018 уч.год
«5» «4» «3» «2»
Русский язык
141
44
74
23
Математика
141
16
88
37
Химия
34
20
12
2
География
2
1
1
История
11
4
6
1
Информатика
54
3
26
25
Обществознание
88
7
46
35
Физика
6
5
1
Биология
73
12
36
25
Литература
4
2
2
-

србалл
3,7
3,5
4
4
3,5
3,7
3,5
3,3
3,3
ср балл
4,1
3,8
4,5
3,5
4,3
3,6
3,6
3,9
3,8
4,5

Английский язык
Предметы
Русский язык
Математика
Химия
География
История
Информатика
Обществознание
Физика
Биология
Литература
Английский язык

6
Число выпускников,
за 2018-2019 уч.год
185
185
43
1
5
106
96
4
101
4
7

3
3
Получили оценки
«5» «4» «3» «2»
43
92
50
72
96
15
1
17
22
4
1
4
1
4
56
42
7
46
42
1
1
3
17
68
16
1
2
1
3
2
2
-

4,5
ср балл
3,9
4,3
4,3
4
3,6
3,5
3,5
3,3
3,9
4,0
4,1

Уже третий год ввели итоговое сочинение – допуск к ЕГЭ. Подготовка к нему начинается с 1
сентября. Были проведены 5 пробных сочинений.
В итоге написали сочинение 100 % учащихся, все допущены к экзамену.
Одновременно с подготовкой к итоговому сочинению ввелась усиленная подготовка по
математике, русскому языку и другим профилирующим предметам. Было проведено 2 пробных
экзамена в форме ЕГЭ по русскому языку и математике и 2- по остальным предметам.
По итогам каждого пробного экзамена проводились совещания, семинары, родительские
собрания, ученические собрания, то есть в организацию ЕГЭ и ОГЭ были привлечены не только
учителя, ученики, но и родители.
После каждого пробного экзамена с учениками с низкими результатами проводилась
индивидуальная работа по коррекции пробелов. Были организованы индивидуальные маршруты,
дорожные карты, по которым учителя ввели работу с учениками. На уроках проводилась
методическая работа.
Психологами проводилось большая работа при подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ.
Итого: из 213 учащихся аттестат об основном общем образовании получили 211 ученика, 2 – на
повторный год обучения;
Из 62 учащихся аттестат о среднем(полном) общем образовании получили 61 ученика. 1 ученик
остался на повторный год.
Динамика успеваемости учащихся старших классов.
Учебный год
Число уч-ся,
Успев.,%
Качество,%
чел.
2017/2018
2018/2019
2019/2020

1085
1147
1205

97
98
98

44
43
47

По сравнению в 2017/18 на «4 и 5 » обучалось 438 человек, в 2018/19 учебном году – 460
человек. В 2019-2020 учебном году – 545человек.
В 2017/18 уч. году на золотую медаль закончили – 14 человек, в 2018-2019 учебном году на
золотую медаль закончили - 11 человек. Аттестаты с отличием в 9-х классах получили 16 человек.
В 2019-2020 учебном году на золотую медаль закончили - 14 человек. Аттестаты с отличием в
9-х классах получили 30 человек
На повторный год обучения 5-11 классы осталось -8 человек
На основании имеющихся педагогических ресурсов и организационных возможностей в старшей
школе имеются классы профильной направленности:
 информационно – технологический;

 социально – гуманитарный;
 индустриально – технологический;
 социально – экономический;
 химико – биологический
Самоопределению школьника, а также профиля для дальнейшего обучения на старшей ступени
способствовала предпрофильная подготовка. В связи с открытием профильных классов в лицее были
разработаны курсы по выбору, прошедшие внешнюю экспертизу, а также сформирован банк
элективных курсов, утвержденных Минобрнауки России.
Наши выпускники получили свидетельства государственного образца «Оператор ЭВМ» и
«Младшая медицинская сестра» на базе строительного колледжа №1 города Махачкалы, с которым
мы ведем тесное сотрудничество.
Динамика успеваемости учащихся начальной школы.
Учебный
Кол-во
Успев.,%
Качество,%
год
уч-ся
2017/2018
1014
99
59
2018/2019
1013
99
61
2019/2020
1042
99
64
Из таблицы видим, что качество образования в начальной школе увеличилось на 3%.
В 2019-2020 учебном году в 1-4-х классах из 1042 учащихся на «4 и 5 » обучалось 458 ученика.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».