обучение грамоте.Русский язык -1 класс

Пояснительная записка
1

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку,
программы «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г. и др.М.:
Просвещение, 2014 г.
Рабочая программа по обучению грамоте, обеспечивающая реализацию основной
образовательной программы начального общего образования в 1-ом классе составлена в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
- Приказ Министерства образования РФ №1015 от 30.08.2014 г «Об утверждении порядка
организации
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования
- приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- учебный план МБОУ «Многопрофильный лицей №5»
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном
процессе
в
образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2021/2022 учебный год
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе:
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования;
программы формирования универсальных учебных действий;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения по литературному чтению , которые
определены стандартом.
Рабочая программа соответствует требованиям п.19.5 ФГОС НОО, обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования, реализуется посредством УМК Школа России- Азбука.1
класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч.
/Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.-3-е изд.,перераб. 2012. Просвещение,
Литературное чтение.1 класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на
электронном носителе. В 2 ч. /КлимановаЛ.Ф ,Горецкий В.Г.,.-3-е изд.,перераб. 2012.
Просвещение,
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
2

интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование
на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления
обучающихся;
• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать
и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение русского языка выделяется в1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные
недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период
обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

3

Планируемые результаты изучения курса
Личностные
1)представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях
Результаты
русского народа;
2)уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и
языкам, на которых говорят другие народы;
3)внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
4)положительное отношения к урокам русского языка;
5)интереса к языковой и речевой деятельности;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия,
сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле
и др.);первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной
деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные умение высказывать своё предположение относительно способов решения учебной
Результаты
задачи;
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий,
составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или
предложенный алгоритм);
умение понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в
справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определённому этапу урока) с помощью учителя;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы.
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в
оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить
необходимые факты, сведения и другую информацию;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных
пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово,
обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные
принадлежности и др.);
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и
учебных пособиях;
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,
схема) под руководством учителя;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в
словесную форму под руководством учителя;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством
учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданному признаку (под руководством учителя);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя).
4

Предметные
Результаты

У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
Обучающийся получит возможность для формирования
следующих коммуникативных УУД:
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное
мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении
правила вежливости.
1) представление о русском языке как государственном языке нашей страны,
Российской Федерации;
2)представление о значимости языка и речи в жизни людей;
3)представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики,
орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной
программы);
4)практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,
пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
5)первичное умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и
неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста;
6)соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за
фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно
произносить;
5

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или
безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в
слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’],
[щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь,
ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости
согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости
предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки,
утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при
орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного
языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга
— агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные,
растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, словаизвинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова,
близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных
задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков
предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия
предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
6

соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти
слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти
слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие
предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений),
выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему
«Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию
конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с
опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое
ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в
положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в
буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в
именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень
слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах
(простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова
(простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при
списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.

7

Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной
мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного
решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной
задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому
виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике
(на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин,
репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление
числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или
несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и
мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места
ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом
обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков.
Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный
звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и
стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и
свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на
пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и
последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
8

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение
над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его
прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных сл

9

Тематическое планирование
Внесены изменения с учётом программы воспитания
Название раздела
Добукварный период

Кол-во
часов
20

Букварный период

63

Послебукварный период

9

ИТОГО

92

Модуль воспитательной программы « школьный урок»
День Знаний.1 сентября 2021
День солидарности в борьбе с терроризмом
Международный день школьных библиотек 25.10.21
День российской науки 8.02.22
Международный день родного языка 21.02.22

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во
часов

Добукварный период (20)
1

Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке (Ч. 1, с. 3–4)
День Знаний.1 сентября 2021

2

Речь письменная и устная (с. 5)

3

Предложение (с. 6)
День солидарности в борьбе с терроризмом

4

Предложение и слово (с. 7-8)

5

Слово и слог (с. 9–10)

6

Слог, ударение (с. 11-12)

7

Деление слов на слоги (с. 13)

8

Звуки речи: гласные и согласные(с. 14–15)
10

План

Факт

9

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным(с. 16–17)

10

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков (с. 18–19)

11

Гласный звук [а], буквы А, а (с. 20–21)

12

Гласный звук [а], буквы А, а (с. 22–23)

13

Звук [о], буквы О, о (с. 24–25)

14

Звук [о], буквы О, о (с. 26–27)

15

Звук [и], буквы И, и (с. 28–29)

16

Звук [и], буквы И, и (с. 30–31)

17

Гласная буква ы, звук [ы] (с. 32–33)

18

Гласная буква ы, звук [ы] (с. 34–35)

19

Звук [у], буквы У, у (с. 36–37)

20

Звук [у], буквы У, у (с. 38–39)
Букварный период

21

Звуки [н], [н’], буквы Н, н (с. 40–41)

22

Звуки [н], [н’], буквы Н, н (с. 42–43)

23

Звуки [с], [c’], буквы С, с (с. 44–45)

24

Звуки [с], [c’], буквы С, с (закрепление) (с. 46–47)

25

Звуки [к], [к’], буквы К, к(с. 48–49)

26

Звуки [к], [к’], буквы К, к (закрепление)(с. 50–51)

27

Звуки [т], [т’], буквы Т, т(с. 52–53)
Международный день школьных библиотек 25.10.21

28

Звуки [т], [т’], буквы Т, т (закрепление)(с. 54–55)

29

Закрепление пройденного материала(с. 56–57)

30

Звуки [л], [л’], буквы Л, л(c. 58–59)

( 63)

11

31

Звуки [л], [л’], буквы Л, л(закрепление) (с. 60–61)

32

Повторение и закрепление изученного материала (с. 62–63)

33

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р(с. 64–65)

34

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р (закрепление) (с. 66–67)

35

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в(с. 68–69)

36

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в (закрепление)(с. 70–71)

37

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э](с. 72–73)

38

Буква Е – показатель мягкости согласных (с. 74–75)

39

Чтение слов с буквой Е (повторение и закрепление)(с. 76–77)

40

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п(с. 78–79)

41

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п (закрепление)(с.80–83)

42

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м(с. 84–85)

43

Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М (с. 86–87)

44

Закрепление пройденного материала (с. 88–89)

45

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з(с. 90–91)

46

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление) (с.
92–95)

47

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б (с. 96–97)

48

Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление) (с. 98–99)

49

Закрепление пройденного материала (с. 100–103

50

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д(с. 104–105)

51

Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т (с. 106–109)

52

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а] (с. 110–112)

53

Буква Я – показатель мягкости согласного (с. 113–115)
12

54

Закрепление пройденного материала (с. 116–117)

55

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г(с. 118–119)

56

Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г(с. 120–126)

57

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч(Ч. 2, с. 4–6)

58

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (за-крепление) (с. 7–9)

59

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков (с. 10–11)

60

Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного(с. 12–13)

61

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков(с. 14–15)

62

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши(с. 16–19)

63

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (за-крепление) (с. 20–23)

64

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (с. 24–25)

65

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление) (с. 26–29)

66

Буквы Ё, ё, обознача-ющие двазвука [й’о] (с. 30–31)

67

Буква Ё, ё – показатель мягкости (с. 32–33)

68

Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й(с. 34–35)

69

Чтение слов с буквой й (закрепление)(с. 36–37)

70

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х (с. 38–41)

71

Чтение слов с буквой х (закрепление) (с. 42–45)

72

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] (с. 46–47)

73

Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии (с. 48–49)

74

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц (с. 50–53)

75

Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление)(с. 54–55)

76

Гласный звук[э]. Буквы Э, э(с. 56–59)

77

Чтение слов с буквами Э, э (закрепление)(с. 60–61
13

78

Мягкий согласный звук[щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу (с. 62–65)

79

Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) (с. 66–69)
День российской науки 8.02.22

80

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф(с. 70–71)

81

Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф (с. 72–73)

82

Мягкий и твердый разделительные знаки ( с. 74–77)

83

Русский алфавит (с. 78–81)
Послебукварный период (9)

84

Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина (с. 82–85)

85

К. Д. Ушин-ский. Наше Отечество (с. 86–87)
Международный день родного языка 21.02.22

86

В. Крупин. Первоучители словенские (с. 88–89)В. Крупин. Первыйбукварь (с. 90–91

87

Творчество А. С. Пушкина – сказки (с. 92–93)

88

Л. Н. Толстой о детях (с. 94) К. Д. Ушинский о детях (с. 95)

89

Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница») Творчество С. Я. Маршака (с. 96–97)

90

В. В. Бианки. Первая охота (с. 98–99) Творчество М. М. Пришвина (с. 102–103

91

ТворчествоА. Л. Барто(с. 104–105) Творчество С. В. Михалкова (с. 106)

92

Б. В. Заходер. Два и три(с107) Творчество В. Д. Берестова (с. 108)

14

Тематическое планирование
Обучение письму.
Название раздела
Добукварный период

Кол-во
часов
27

Букварный период
Послебукварный период
Итого

73
15
115

Наша речь
Текст, предложение, диалог
Слова, слова, слова …
Слово и слог. Ударение
Звуки и буквы
Итого

2
3
4
6
35
50
165

Модуль воспитательной программы « Школьный урок»
День Знаний.1 сентября 2021
День солидарности в борьбе с терроризмом
Международный день распостранения грамотности 8.09.21
День российской науки 08.02.21.
Русский язык.

Календарно-тематическое планирование
обучение письму
№

Тема урока

План

Добукварный период (27ч)
1

История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма (с. 4–5, пропись № 1)
День Знаний.1 сентября 2021

2

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме (с. 6–7)

3

Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов (с. 8–11)
День солидарности в борьбе с терроризмом 03.09.21
15

Факт

4

Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров (с. 12–13)

5

Письмо прямых наклонных линий(с. 14–15)

6

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху (с. 16–17)
Международный день распостранения грамотности 8.09.21

7

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу (с. 18–19)

8

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу(с. 20–21)

9

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий (с. 22–23)

10

Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу (вправо, влево) (с. 24–25)

11

Письмо линий с закруглением внизу и вверху (с. 26–27)

12

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу (с. 28)

13

Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху (с. 29–30)

14

Письмо полуовалов (с.30-31)

15

Строчная письменная буква а (с. 3, пропись № 2)

16

Строчная и заглавная буквы а, А (с. 4)

17

Строчная и заглавная буквы о, О (с. 5)

18

Написание изученных букв (с. 6)

19

Закрепление изученного.

20

Строчная буква и (с. 7)

21

Заглавная буква И (с. 8

22

Строчная буква ы (с. 9)

23

Закрепление написания изученных букв

24.25 Строчная буква у (с. 11)
26

Заглавная буква У (с. 12)

27

Строчная буква н (с. 14)
16

Букварный период (73)
28

Заглавная буква Н (с. 15)

29

Закрепление написания изученных букв (с. 13)

30

Строчная и заглавная буквы с, С (с. 16)

31

Строчная и заглавная буквы с, С (с. 17)

32

Строчная буква к (с. 18)

33

Заглавная буква К (с. 19

34

Закрепление написания изученных букв

35

Строчная буква т (с. 20)

36

Заглавная буква Т (с. 21)

37

Закрепление написания изученных букв (с. 22)

38

Строчная буква л (с. 23

39

Заглавная буква Л (с. 24)

40

Написание слов и предложений с изученными буквами (с. 25)

41

Строчная буква р(с26)

42

Заглавная буква Р (с. 27

43

Закрепление написания изученных букв

44

Строчная буква в (с. 28

45

Заглавная буква В (с. 29

46

Строчная буква е (с. 31)

47

Заглавная буква Е (с. 32

48.

Закрепление написания изученных букв

49

Строчная буква п (с. 3, пропись № 3)

50

Заглавная буква П (с. 4)
17

51

Строчная буква м (с. 6)

52

Заглавная буква М (с. 7)

53

Написание слов и предложений с изученными буквами

54

Строчная буква з (с. 9)

55

Заглавная буква З (с.

56

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами (с. 11)

57

Строчная буква б (с. 12)

58

Заглавная буква Б (с. 13)

59

Строчная и заглавная буквы б, Б (с. 14)

60.

Строчная буква д (с. 16)

61

Заглавная буква Д (с. 17)

62

Строчная и прописная буквы д, Д(с. 18)

63

Строчная буква я (с. 20

64

Заглавная буква Я (с. 21)

65

Строчная и заглавная буквы я, Я (с. 22)

66

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами (с. 23)

67

Строчная буква г (с. 24)

68

Заглавная буква Г (с. 25)

69

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу (с. 27

70

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу (с. 29)

71

Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу (с. 28)

72

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (с. 30)

73

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (с. 31)

74

Буква ь (мягкий знак) – знак мягкости. Буква ь в середине слова (с. 32
18

75

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук (с. 3,пропись № 4)

76

Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук (с. 4)

77

Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши (с. 5)

78

Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук (с. 6)

79.

Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук (с. 7)

80

Строчная буква ё (с. 10

81

Строчная буква ё, после согласных (с. 11)

82

Заглавная буква Ё (с. 12)

83

Строчная буква й. Слова с буквой й (с. 13)

84

Строчная буква й. Слова с буквой й (с. 14)

85

Строчная буква х (с. 15

86

Заглавная буква Х (с. 16)

87

Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление) (с. 17)

88

Строчная буква ю (с. 19

89

Заглавная буква Ю (с. 20)

90.

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук (с. 22)

91

Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук (с. 23)

92

Строчная и заглавная буквы ц, Ц (с. 24)
День российской науки 08.09.21.

93

Строчная буква э (с. 25)

94

Заглавная буква Э (с. 26

95

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу (с. 27)

96

Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу (с. 29)

97

Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу (с. 28)
19

98

Строчная буква ф (с. 30)

99

Заглавная буква Ф (с. 31)

100

Буквы ь, ъ
Посебукварный период (15)

101

Алфавит. Звуки и буквы

102

Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста

103

Оформление предложений в тексте

104

Слова , отвечающие на вопросы кто?, что?

105

Слова, отвечающие на вопросы:что делать

106

Слова, отвечающие на вопросы: какой?какая?какое?какие?

107

Закрепление. Слуховой диктант

108

Правописание безударных гласных в корне слова

109

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

110

Правописание жи – ши

111

Правописание ча – ща, чу – щу

112

Правописание чк – чн, щн

113

Заглавная буква в именах собственных

114

Письмо слов в Ь

115

Повторение и закрепление изученного.

20

Календарно-тематическое планирование
Русский язык (систематический курс)
№ п/п

Тема урока

Дата план
Наша речь (2 ч)

1
2

Наша речь.
Устная и письменная речь.
Текст, предложение, диалог (3 ч)

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Текст (общее представление).
Предложениекак группа слов, выражающая законченную мысль.
Диалог.
Слова, слова, слова … (4 ч)
Слово.
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия
действий предметов.
«Вежливые слова».
Слова однозначные и многозначные Слова, близкие и противоположные по значению.
Слово и слог. Ударение (6 ч)
Слог как минимальная произносительная единица.
Деление слов на слоги.
Перенос слов.
Правила переноса слов.
Ударение.
Способы выделения ударения.
Звуки и буквы (35 ч)
Звуки и буквы.
Звуки и буквы (закрепление).
Русский алфавит, или Азбука.
Русский алфавит, или Азбука (закрепление).
Гласные звуки.
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
21

Дата факт

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Слова с буквой э.
Обозначение ударного гласного буквой на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Правописание гласных в ударных и безударных слогах (закрепление).
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.
Согласные звуки.
Слова с удвоенными согласными.
Буквы Й и И.
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости (закрепление).
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.
Перенос слов с мягким знаком.
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова (закрепление).
Парные глухие и звонкие согласные звуки.
Парные глухие и звонкие согласные звуки (закрепление).
Правописание парных звонких и глухих звуков на конце слов.
Шипящие согласные звуки .
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
Проверочный диктант.
Заглавная буква в словах.
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов.
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).
Повторение и обобщение изученного материала.

22

Информационно – методическое обеспечение учебного процесса:
1. Печатные пособия:
1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном
носителе: в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.
2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений : в 4 ч. / В. Г.
Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2013г.
3. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г.
Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2011г.
4. Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс / В. Г. Горецкий, В. А.
Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2011г.
5. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный,
послебукварный периоды. Новый комплект уроков / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО,
2012г.
6. Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Азбука». 1 класс : в
2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
2. Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого и др. (DVD)./ В. Г. Горецкий [и др.].
– М. : Просвещение, 2013.
3. Наглядные пособия:
Комплект демонстрационных таблиц к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л.
Е. Тарасова); лента букв.
4. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная
доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

23

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».