1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, программы курса «Окружающий мир» автора Плешакова А.А. М.: Просвещение, 2014 г. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса МБОУ «Многопрофильный лицей №5» на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.). Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями и дополнениями от: 8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля, 29 декабря 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017 г.) перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2021 - 2022 учебный год ; Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.15. № 1/5) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. №2765-р) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, - изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Учебный план Положение о рабочей программе по предмету Примерная (авторская) (Программа общеобразовательных учреждений автора А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1-4 классы" ( учебно-методический комплект "Школа России")/ Окружающий мир.) программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 2 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля. На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66ч (33 учебные недели) 3 Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты Предметные результаты У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради); умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; ценностные представления о своей семье и своей малой родине; первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру; представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему; потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Обучающийся получит возможность сформировать: представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу; представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов); представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным; представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; этические чувства на основе знакомства с культурой народов России. Обучающийся научится: правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы; называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); различать овощи и фрукты; определять с помощью атласа-определителя растения и животных; сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и жарких районов; различать прошлое, настоящее и будущее; соотносить времена года и месяцы; называть дни недели и времена года в правильной последовательности; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; Обучающийся получит возможность научиться: проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; проводить опыты с водой, снегом и льдом; 4 описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; объяснять причины возникновения дождя и ветра; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; раздельно собирать мусор в быту; соблюдать правила поведения в природе; правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; подбирать одежду для разных случаев; правильно обращаться с электричеством и электроприборами; правильно переходить улицу; соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; различать виды транспорта; соблюдать правила безопасности в транспорте. Регулятивные Метапредметные Обучающийся научится: результаты понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом); сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам. планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); Познавательные Обучающийся научится: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». Обучающийся получит возможность научиться: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную 5 информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр. Коммуникативные Обучающийся научится: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; Обучающийся получит возможность научиться: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. Содержание курса Раздел программы Введение Что и кто? Содержание Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, 6 их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк? Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Как, откуда и Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. куда? Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Где и когда? Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. Почему и зачем? Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук7 Заключение носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. Практическая работа: Простейшие правила гигиены. Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира. 8 Тематическое планирование Внесены изменения с учётом программы воспитания Тема, название раздела Задавайте вопросы! Раздел «Что и кто?» Количеств о часов 1ч 20ч Раздел «Как, откуда и куда?» 12ч Раздел «Где и когда?» 11ч Раздел «Почему и зачем?» 22ч Итого 66ч Модуль воспитательной программы « Школьный урок» День Знаний.1 сентября Неделя безопасности дорожного движения 25-29 сентября 2021 Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации 4 октября 2021 День матери и России 26-ноября День Неизвестного Солдата 3 декабря 2021 День Героев Отечества 12 декабря 2021 День российской науки 8 февраля 2021 День защитника Отечества 23 февраля 2021 Всемирный день иммунитета Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны) 1 марта 2021 Международный женский день 8 марта 2021 День воссоединения Крыма с Россией 18 марта 2021 Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) 30 апреля 2021 День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов 9 мая 2021 Международный день борьбы за права инвалидов 5 мая 2021 Международный день семьи 15 мая 2021 9 Календарно-тематическое планирование № Тема урока п/п Количество Дата часов проведения по по плану факту 1 Задавайте вопросы! 2 3 4 5 6 7 8 Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина» Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Неделя безопасности дорожного движения 25-29 сентября 2021 Что растёт на подоконнике? Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации 4 октября 2021 Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? День матери и России 26-ноября На что похожа наша планета? Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) Как живёт семья? Проект «Моя семья» День Неизвестного Солдата 3 декабря 2021 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 День Знаний.1 сентября 2021 Раздел «Что и кто?» (20 ч) 10 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? День Героев Отечества 12 декабря 2021 Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». Раздел «Где и когда?» (11ч) Раздел «Где и когда?» Проект «Мой класс и моя школа». Когда придёт суббота? Когда придёт суббота? День российской науки 8 февраля 2021 Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? День защитника Отечества 23 февраля 2021 Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Всемирный день иммунитета Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня 11 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 гражданской обороны) 1 марта 2021 Почему радуга разноцветная? Международный женский день 8 марта 2021 Почему радуга разноцветная? Проект «Мои домашние питомцы». День воссоединения Крыма с Россией 18 марта 2021 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) 30 апреля 2021 Зачем люди осваивают космос? День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов 9 мая 2021 Почему мы часто слышим слово «экология»? Международный день борьбы за права инвалидов 5 мая 2021 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Международный день семьи 15 мая 2021 12 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Учебно-методическое обеспечение Программа: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014 2. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. /[М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.,Волкова и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. Учебники и рабочие тетради 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2014; 2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2014; 3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2014; 4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2014. Учебно-методические пособия для учителя: 1. Плешаков А.А. Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2010; 2. Плешаков А.А. , Александрова В. П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс. Список используемой литературы: 1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2010; 2. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов Атлас – определитель: – М.: Просвещение, 2010; 3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2010; 4. Плешаков А.А Таблицы по окружающему миру.1 класс. 13