Самообследование- 2021 год

1

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Наименование
образовательной
организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей № 5»

Руководитель

Патимат Магомедовна Османова

Адрес организации

367003 Российская Федерация, Республика Дагестан,
г. Махачкала, ул.М. Ярагского, №78.

Телефон, факс

62-06-29

Адрес электронной почты

ege200605@yandex.ru

Учредитель

Администрация г. Махачкала

Дата создания

1936 год

Лицензия

Реквизиты лицензионного разрешения на ведение
образовательной деятельности- № 7838 от 21.10.2014года, серия
05Л01 №0002200.

Свидетельство о
государственной
аккредитации

Свидетельства о госаккредитации № 6684 от 09.10.2017 года,
серия 05А01 №0001600.

Основным видом деятельности МБОУ «Многопрофильный лицей №5» (далее – лицей)
является реализация общеобразовательных программ:




основной образовательной программы начального общего образования;
основной образовательной программы основного общего образования;
основной образовательной программы среднего общего образования.

Лицей расположен в Советском районе г. Махачкалы по адресу М.Ярагского 78.
II. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Управление в МБОУ «Многопрофильный лицей №5» имени А. С. Пушкина
осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», Устава ОО и локальных актов, сотрудничества педагогического,
ученического и родительского коллективов.
Цель управления ОО заключается в формировании современного образовательного
пространства школьной организации, способствующего обеспечению равных и
всесторонних возможностей для полноценного образования, воспитания, развития
каждого участника образовательной деятельности. Ведущим принципом управления
является согласование интересов субъектов образовательной деятельности:
обучающихся, родителей (законных представителей), учителей на основе открытости и
2

ответственности всех субъектов образовательного процесса за образовательные
результаты. Управляющая система ОО, представленная персональными (директор,
заместители директора по УВР, заместитель директора по НМР) и коллегиальными
органами управления, реализует в своей деятельности принципы научности,
целенаправленности, плановости, систематичности, перспективности, единства
требований, оптимальности и объективности. Административные обязанности
распределены согласно штатному расписанию, Уставу Лицея и квалификационным
характеристикам.
Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Таблица 1. Органы управления, действующие в лицее
Наименование органа

Функции

Директор

Контролирует работу и обеспечивает эффективное
взаимодействие структурных подразделений организации,
утверждает штатное расписание, отчетные документы
организации, осуществляет общее руководство Лицеем

Управляющий совет

Рассматривает вопросы:
 развития образовательной организации;
 финансово-хозяйственной деятельности;
 материально-технического обеспечения

Педагогический совет

Осуществляет текущее руководство образовательной
деятельностью Лицея, в том числе рассматривает вопросы:
 развития образовательных услуг;
 регламентации образовательных отношений;
 разработки образовательных программ;
 выбора учебников, учебных пособий, средств
обучения и воспитания;
 материально-технического обеспечения
образовательного процесса;
 аттестации, повышения квалификации
педагогических работников;
 координации деятельности методических
объединений

Общее собрание
работников

Реализует право работников участвовать в управлении
образовательной организацией, в том числе:
 участвовать в разработке и принятии коллективного
договора, Правил трудового распорядка, изменений и
дополнений к ним;
 принимать локальные акты, которые регламентируют
деятельность образовательной организации и
связаны с правами и обязанностями работников;
 разрешать конфликтные ситуации между
работниками и администрацией образовательной
организации;
3



вносить предложения по корректировке плана
мероприятий организации, совершенствованию ее
работы и развитию материальной базы

Органы общественного Профсоюзный комитет
Общешкольный родительский комитет
управления и
Классный родительский комитет
самоуправления
Совет старшеклассников
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних.
Детские общественные объединения
Детское самоуправление в классных коллективах

Деятельность Лицея регламентируется следующими локальными актами:
-приказами и распоряжениями директора школы
- положениями
- правилами
- правами и обязанностями учащихся
-договорами
- инструкциями
- правилами приема обучающихся
- режимом занятий обучающихся
- формами, периодичностью и порядком текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
- порядком и основаниями перевода, отчисления и восстановления обучающихся
- иными локальными актами, утвержденными в установленном порядке и в рамках
имеющихся у школы полномочий.
Для осуществления учебно-методической работы Лицея создано несколько
предметных методических объединения:
МО учителей начальных классов –Магомедова Р.Ш.
МО учителей русского языка и литературы – Агаларова А.А.
МО учителей английского языка – Амаева Ф.М.;
МО учителей математики – Гаджиева Б.М;
МО учителей физики – Зуллиева П.М.;
МО учителей географии – Ващенкова Л.А.;
МО учителей биологии – Казимова Н.Б.;
МО учителей химии – Идрисова А.Х.
МО учителей технологии – Селимова А.З.;
МО учителей информатики – Исмаилова А.М.
МО истории и обществознания – Пашаева Ф.И.;
МО учителей физкультуры –Гаджимирзаев А.Г,.
МО учителей национальных языков – Гаджимагомедова У.М.

III. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная деятельность организуется в соответствии с:
4

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
 приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
 приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(действуют с 01.03.2021);
 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
 основными образовательными программами по уровням образования, включая
учебные планы, календарные учебные графики;
 расписанием занятий.
Учебный план 1–4-х классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок
освоения основной образовательной программы начального общего образования
(реализация ФГОС НОО), 5–9-х классов – на пятилетний нормативный срок освоения
основной образовательной программы основного общего образования (реализация
ФГОС ООО), 10–11-х классов – на двухлетний нормативный срок освоения
образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО).
Обучающиеся 11-х классов в 2020/21 учебном году завершили обучение по основной
общеобразовательной программе среднего общего образования по ФКГОС ОО.
Форма обучения: очная.
Язык обучения: русский.


Таблица 2. Режим образовательной деятельности
Классы Количество Продолжительность
Количество
смен
урока (мин.)
учебных дней в
неделю

Количество
учебных недель в
году

1

2

Ступенчатый режим:
 35 минут
(сентябрь–
декабрь);
 40 минут
(январь–май)

5

35

1-4

2

40

6

35

3-4

2

С сентября 2021

5

35

5

Режим работы
В учебном плане МБОУ «Многопрофильный Лицей» № 5 в 2020-2021 учебном
году определена следующая продолжительность учебного года и урока в соответствии
с СанПиНом 2.4.2.2821-10:
1 класс - 33 учебные недели, пятидневная учебная неделя. Используется ступенчатый
режим обучения: в сентябре-октябре – 3 урока по 35 минут, в ноябре – мае - 4 урока по
40 минут;
в феврале предусмотрены дополнительные каникулы продолжительностью 1 неделя

2-4 классы - 35 учебные недели, продолжительность урока 40 минут,
шестидневная рабочая неделя; учебные занятия организованы в 2 смены. С сентября
2021 года вся начальная школа занимается по пятидневной рабочей неделе.

5-8, 10 классы - 35 учебные недели, продолжительность урока 40 минут,
шестидневная рабочая неделя.

9, 11 классы - 34 учебные недели, продолжительность урока 40 минут,
шестидневная рабочая неделя.
С 01.01.2021 года Лицей функционирует в соответствии с требованиями СП
2.4.3648-20, а с 01.03.2021 – дополнительно с требованиями СанПин 1.2.3685-21. В
связи с новыми санитарными требованиями Лицей усилил контроль за уроками
физкультуры. Учителя физкультуры организуют процесс физического воспитания и
мероприятия по физкультуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья.
Кроме того, учителя и заместитель по АХЧ проверяют, чтобы состояние спортзала и
снарядов соответствовало санитарным требованиям, было исправным – по графику,
утвержденному на учебный год.
Лицей ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации
технологий сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с обучающимися
физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за
осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования электронных
средств обучения.
С учетом потребности и возможностей личности основные общеобразовательные
программы осваиваются в следующих формах: очное обучение; семейное
образование; индивидуальное обучение на дому.
Лицей является некоммерческой организацией. Образовательное учреждение не
оказывает населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные
дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими
образовательными программами и федеральными государственными
образовательными стандартами.
Обучение и воспитание в школе носят общедоступный, светский характер и
ведутся на русском языке.
Таблица 3. Общая численность обучающихся, осваивающих образовательные
программы в 2021 году
Название образовательной программы

Численность
обучающихся

Основная образовательная программа начального общего

1070

6

образования
Основная образовательная программа основного общего
образования

1150

Основная общеобразовательная программа среднего общего 172
образования
Всего в 2021 году в образовательной организации получали образование 2392
обучающихся.
 основная образовательная программа начального общего образования;
 основная образовательная программа основного общего образования;
 основная образовательная программа среднего общего образования;
Об антикоронавирусных мерах
МБОУ «Лицей № 5» в течение 2021 года продолжала профилактику коронавируса. Для
этого были запланированы организационные и санитарно-противоэпидемические
мероприятия в соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по
организации работы образовательных организаций г. Махачкалы. Так, Лицей:
 закупил бесконтактные термометры, тепловизоры – два стационарных на
главные входы, один ручной, рециркуляторы передвижные и настенные для
каждого кабинета, средства и устройства для антисептической обработки рук,
маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки из расчета
на два месяца;
 разработала графики входа обучающихся через четыре входа в лицей и
уборки, проветривания кабинетов, рекреаций, а также создала максимально
безопасные условия приема пищи;
 подготовила новое расписание со смещенным началом уроков и каскадное
расписание звонков, чтобы минимизировать контакты обучающихся;
 разместила на сайте МБОУ «Лицей № 5» необходимую информацию об
антикоронавирусных мерах, ссылки распространяли посредством
мессенджеров и социальных сетей.
Таблица 4. Перечень документов, регламентирующий функционирование Лицея
в условиях коронавирусной инфекции
Название документа

Ссылка на сайт ОО

Примечание

https://litsey-5-1.dagestanschool.ru Постановлением главного
СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарносанитарного врача от
эпидемиологические
02.11.2021 № 27
требования к устройству,
действие
содержанию и организации
антикоронавирусных СП
работы образовательных
3.1/2.4.3598-20 продлили
организаций и других
до 01.01.2024
объектов социальной
инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях
распространения новой
коронавирусной инфекции
(COVID-19)»
7

Письмо Роспотребнадзора
от 22.07.2021 № 02/147502021-24 «О подготовке
образовательных
организаций к новому
2021/22 учебному году»

https://litsey-5-1.dagestanschool.ru

Письмо Минпросвещения
от 25.01.2021 № ТВ-92/03
«О направлении
рекомендаций»

https://litsey-5-1.dagestanschool.ru

Письмо Минпросвещения
от 16.11.2020 № ГД2072/03 «О направлении
рекомендаций»

https://litsey-5-1.dagestanschool.ru

Письмо Минпросвещения
от 09.10.2020 № ГД1730/03 «О рекомендациях
по корректировке
образовательных
программ»

https://litsey-5-1.dagestanschool.ru

Методические
рекомендации
Минпросвещения по
реализации
образовательных программ
начального общего,
основного общего,
среднего общего
образования,
образовательных программ
среднего
профессионального
образования и
дополнительных
общеобразовательных
программ с применением
электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий от 20.03.2020
Основные образовательные https://litsey-5программы
1.dagestanschool.ru

8

Изменения в
организационный раздел
в части учебного плана и
календарного графика.
Включен пункт о

возможности применения
электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий.
Изменения в разделы
«Система оценки
достижения планируемых
результатов освоения
основной
образовательной
программы».
Изменения в части
корректировки
содержания рабочих
программ
Положение об электронном https://litsey-5обучении и использовании 1.dagestanschool.ru
дистанционных
образовательных
технологий при реализации
образовательных программ
Положение о текущем
https://litsey-5контроле и промежуточной 1.dagestanschool.ru
аттестации
Приказ о переходе на
дистанционное обучение в
целях недопущения
распространения
коронавирусной инфекции

https://litsey-51.dagestanschool.ru

Приказ о внесении
https://litsey-5изменений в ООП в связи с 1.dagestanschool.ru
нерабочими днями с 30
октября по 7 ноября 2021
года
Приказ о преодолении
отставания по учебным
предметам в связи с
нерабочими днями с 30
октября по 7 ноября 2021
года

https://litsey-51.dagestanschool.ru

Приказ об организации
работы МБОУ «Лицей №
5» по требованиям СП
3.1/2.4.3598-20

по требованиям СП
3.1/2.4.3598-20

9

Приказ об организованном
начале 2021/22 учебного
года

по требованиям СП
3.1/2.4.3598-20

Переход на новые ФГОС
Для перехода с 1 сентября 2022 года на ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287,
МБОУ «Лицей №5» разработало и утвердило дорожную карту, чтобы внедрить новые
требования к образовательной деятельности. В том числе определило сроки разработки
основных общеобразовательных программ – начального общего и основного общего
образования, вынесло на общественное обсуждение перевод всех обучающихся
начального общего и основного общего образования на новые ФГОС и получило
одобрение у 96% участников обсуждения. Для выполнения новых требований и
качественной реализации программ в МБОУ «Лицей №5» на 2022 год запланирована
масштабная работа по обеспечению готовности всех участников образовательных
отношений через новые формы развития потенциала.
Деятельность рабочей группы за 2021 год по подготовке Лицея к постепенному
переходу на новые ФГОС НОО и ООО можно оценить, как хорошую: мероприятия
дорожной карты реализованы на 98 процентов. Причины, по которым не был проведен
ряд мероприятий дорожной карты, объективны: болезнь педагогов или участников
рабочей группы.
Дистанционное обучение.
В соответствии с СанПин 3.3686-21 «Санитарно – эпидемиологические требования по
профилактике инфекционных заболеваний» в связи с отсутствием в ОУ по причине
гриппа и ОРВИ 20% и более детей было принято решение перевести на дистанционное
обучение с 07.12.2021 по 12.12.21 65 , 11,12, 14, 26, 52, 56, 66.
С 09.12.21 по 12.12.21 59, 84, 88, 92, 94.
С 1.12.21 по 12.12.21 все 10-е классы.
«Лицей №5» осуществляло реализацию образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом стоит
отметить, что в 2021 году на основе анализа причин выявленных проблем в 2020 году
достигнуты следующие положительные эффекты:
 появилась стабильность в результативности образовательной деятельности на
уровне начального общего и основного общего образования;
 вышли на достаточное обеспечение обучающихся техническими средствами
обучения – компьютерами, ноутбуками и другими средствами, увеличили
скорость интернета;
 проработали с родителями (законными представителями) обучающихся
вопросы организации обучения в домашних условиях, которые способствуют
успешному освоению образовательных программ;
 уменьшили на 7 процентов количество обращений граждан по вопросам
недостаточного уровня качества образования и повысили удовлетворенность
родителей (законных представителей) качеством преподавания учебных
предметов с использованием дистанционных образовательных технологий с
75 до 86 процентов.

10

Таким образом, полученные в 2021 году результаты свидетельствуют о правильности
принятых управленческих решений по внедрению системы наставничества и введению
в штат технического специалиста.
Профили обучения
Образовательная организация в 2020/21 году начала реализацию ФГОС СОО. В
2020/21 году для обучающихся 10-х классов были сформированы три профиля.
Наибольшей популярностью пользовались социально-экономический и химико –
биологический профили. В 2021 году с учетом запросов обучающихся на основании
анкетирования были сформированы пять профилей. Таким образом, в 2021/22 учебном
году в полной мере реализуется ФГОС СОО и профильное обучение для учащихся 10-х
и 11-х классов. Перечень профилей и предметов на углубленном уровне – в таблице 5.
Таблица 5. Профили и предметы на углубленном уровне

Профиль

Профильные
предметы

Количество
учащихся,
обучающихся по
профилю в 2020/21
учебном году

Количество учащихся,
обучающихся по
профилю в 2021/22
учебном году

Информационно –
технологический

Информатика

100

114

Биолого Химический

Биология. Химия

130

137

Психология
Социальная работа

110

118

49/11

59/11

56

56

Социальногуманитарный
Индустриально технологический

Деревообработка,
обработка ткани

Социально –
экономический
(Бухучет)

Основы 1С
бугалтерии
Финансовая
грамотность

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Лицей не реализует АООП, так как родители написали письменное заявление о том,
что хотят заниматься по программе по которым занимаются в Лицее:
 общеобразовательные классы, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с
обучающимися без ограничений возможностей здоровья по основной
образовательной программе, к таким детям осуществляется индивидуальный
подход.
В периоды дистанционного обучения педагогом-психологом проводится работа по
адаптации обучающихся с ОВЗ. Также ведется работа с родителями и педагогами.
Внеурочная деятельность
Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней
общего образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности
11

соответствует требованиям ФГОС к структуре рабочих программ внеурочной
деятельности.
Все рабочие программы имеют аннотации и размещены на официальном сайте Лицея.
Формы организации внеурочной деятельности включают: кружки, секции,
дополнительные занятия.
Реализация программ внеурочной деятельности в период временных ограничений,
связанных с эпидемиологической ситуацией 2021 года, проводилась с использованием
дистанционных образовательных технологий.
Январь – май 2021 год
 1 классы – 5 часов внеурочной деятельности
 2 – 3 классы –6 часов внеурочной деятельности
 4 классы –6 часов внеурочной деятельности
 5 классы –9 часов внеурочной деятельности
 6 классы –10 часов внеурочной деятельности
 7 классы - 10 часов внеурочной деятельности
 8 классы - 10 часов внеурочной деятельности
 9 классы - 10 часов внеурочной деятельности
 10 классы - 10 часов внеурочной деятельности
Сентябрь – декабрь 2021 год
 1 классы – 5 часов внеурочной деятельности
 2 – 4 классы –7 часов внеурочной деятельности
 5 классы –9 часов внеурочной деятельности
 6 классы –3 часа внеурочной деятельности
 7 классы - 10 часов внеурочной деятельности
 8 классы – 3 часа внеурочной деятельности
 9 классы – 5 часов внеурочной деятельности
 10 классы - 6 часов внеурочной деятельности
 11 классы – 5 часов внеурочной деятельности
Вывод. Выявленные проблемы не повлияли на качество организации внеурочной
деятельности. Благодаря внесению необходимых изменений планы внеурочной
деятельности НОО, ООО и СОО выполнены в полном объеме, в основном удалось
сохранить контингент обучающихся.
Воспитательная работа
Воспитательная работа во втором полугодии 2020/21 учебного года осуществлялась в
соответствии с программой духовно-нравственного развития ООП НОО и
программами воспитания и социализации ООП ООО и СОО по следующим
направлениям:
 гражданское воспитание;
 патриотическое воспитание;
 духовно-нравственное воспитание;
 эстетическое воспитание;
 физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия;
 трудовое воспитание;
 экологическое воспитание;
12

формирование ценности научного познания.
На 2021/22 учебный год Лицей разработал рабочую программу воспитания.
С 01.09.2021 Лицей реализует рабочую программу воспитания и календарный план
воспитательной работы, которые являются частью основных образовательных
программ начального, основного и среднего общего образования.
В рамках воспитательной работы Лицей:
1) реализует воспитательные возможности педагогов, поддерживает традиции
коллективного планирования, организации, проведения и анализа воспитательных
мероприятий;
2) реализует потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживает активное участие классных сообществ в жизни Лицея;
3) вовлекает школьников в кружки, секции, клубы, студии иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, чтобы
реализовывать их воспитательные возможности;
4) использует в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживает
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) поддерживает ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на
уровне классных сообществ;
6) поддерживает деятельность функционирующих на базе Лицея и детских
общественных объединений, и организаций – например, школьного спортивного
клуба;
7) организует для школьников экскурсии, походы и реализует их
воспитательный потенциал;
8) организует профориентационную работу с школьниками;
9) развивает предметно - эстетическую среду Лицея и реализует её
воспитательные возможности;
10) организует работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
За четыре месяца реализации программы воспитания родителей ученики
выражают удовлетворенность воспитательным процессом в Лицее, что отразилось на
результатах анкетирования, проведённого 20.12.2021 года. Вместе с тем родители
высказали пожеланий по внедрению мероприятий в календарный план воспитательной
работы лицея, например- проводить осенние и зимние спортивные мероприятия в
рамках подготовки к физкультурному комплексу ГТО. Предложения родителей будут
рассмотрены и при наличии возможностей лицея включены в календарный план
воспитательной работы на 2022 - 2023 учебный год.
Воспитательная работа по ней осуществляется по следующим модулям:
 инвариантные – «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы
внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление»,
«Профориентация»;
 вариативные – «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные
объединения», «Общешкольные мероприятия».


Воспитательные события в Лицее проводятся в соответствии с календарными планами
воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную
работу модулей рабочей программы воспитания по уровням образования. Виды и
формы организации совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников
и их родителей, разнообразны:
13







коллективные школьные дела;
акции;
флешмобы;
субботники;
традиционные мероприятия в 5- 11 классах;

Лицей принимал активное участие в воспитательных событиях муниципального и
регионального уровней (в том числе, дистанционно).
В 2021 году классными руководителями использовались различные формы работы с
обучающимися и их родителями:
 тематические классные часы (в том числе дистанционно);
 участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков, фотоконкурсы, конкурс
чтецов (в том числе дистанционно);
 участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах (в том числе
дистанционно);
 индивидуальные беседы с учащимися;
 индивидуальные беседы с родителями;
 родительские собрания;
 лектории для родителей по профилактике провонарушений;
На начало 2021/22 учебного года в Лицее сформировано 83 общеобразовательных
класса. Классными руководителями 1–11-х классов составлены планы воспитательной
работы с классами на учебный год в соответствии с рабочей программой воспитания и
календарными планами воспитательной работы Лицея.
В связи с запретом на массовые мероприятия по СП 3.1/2.4.3598-20 школьные и
классные воспитательные мероприятия в 2021 году проводились в своих классах. Но
были и такие мероприятия, которые проводились с масштабах лицея.
В апреле 2021 года в лицее был проведен большой флешмоб посвященный
пропаганде здорового образа жизни, с участием обучающихся 8-11 классов.
В том же месяце был проведен большой субботник, по озеленению территории лицея
с последующим проведением экологического круглого стола и приглашением гостей.
В апреле месяце ученица 10- 2 класса Гаджиомарова Гаджинина стала победителем
конкурса «Ученик года».
В мае был проведен большой флешмоб посвященный Дню Победы с участием
обучающихся 9-11 классов.
Эффективность воспитательной работы Лицея в 2021 году оценивалась по результатам
анкетирования обучающихся и их родителей, анкетирования педагогов, а также по
результатам оценки личностных результатов школьников в динамике (по сравнению с
предыдущим периодом). На основании этих данных можно сделать вывод о хорошем
уровне организации воспитательной работы Лицея в 2021 году.
Дополнительное образование
Дополнительное образование в лицее представлено несколькими кружками: студия
театрального искусства, студия современного танца, студия лезгинки, тенисс.
Весна 2021 года. Все дополнительные общеразвивающие
программы художественного, социально-гуманитарного, туристско-краеведческого
направления реализовывались в обычном формате, но:
 были внесены изменения в положение об обучении по программам
дополнительного образования, в программы и скорректированы календарнотематические планирования;
14

сформировано расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с
образовательной программой и программами дополнительного образования,
при этом предусмотрена дифференциация по классам и время проведения
занятия не более 40 минут;
 проводилось обязательное информирование обучающихся и их родителей об
изменениях в программах дополнительного образования.
Дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивного
направления реализовывались в очном формате в связи со своей спецификой.
Осень 2021 года. В первом семестре 2021/22 учебного года занятия по программам
дополнительного образования проводились в традиционном очном формате.
Периодически – в гибридном формате с учетом эпидемиологической обстановки. В
очной форме проводились занятия, которые требуют очного взаимодействия.
Например, спортивные секции и танцевальные кружки.
Вывод: благодаря внесению необходимых изменений программы дополнительного
образования выполнены в полном объеме, в основном удалось сохранить контингент
обучающихся.
Исходя из результатов анкетирования обучающихся и их родителей, качество
дополнительного образования существенно повысилось.


IV. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ
Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам 2020/21 учебного
года. Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися
основных образовательных программ.
Таблица 6. Статистика показателей за 2020/21 год
№
п/п

1

2

3

4

Параметры статистики

2020/21 учебный
год

Количество детей, обучавшихся на конец учебного года (для
2020/21), в том числе:

2286

– начальная школа

1039

– основная школа

1060

– средняя школа

187

Количество обучающихся, оставленных на повторное обучение:

5

– начальная школа

0

– основная школа

1

– средняя школа

5

Не получили аттестата:

0

– об основном общем образовании

0

– о среднем общем образовании

0

Окончили Школу с аттестатом особого образца:

46

– в основной школе

29
15

– в средней школе

17

Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного
освоения основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет
количество обучающихся Лицея. В Лицее организовано профильное обучение на
уровне среднего общего образования.
Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний
Таблица 7. Результаты освоения учащимися программы начального общего
образования по показателю «успеваемость» в 2021 году
Клас Всего
сы
учащ
ихся

Из них
успевают

Окончили год

Не успевают

Всего

Переведе
ны
условно
Из них н/а

Количе % с
%с
% Количе % Количе % Количе %
ство
отметк
отметк
ство
ство
ство
ами
ами
«4» и
«5»
«5»
2

267

267

1
0
0

182

6 32
8

1 0
1

0 0

0 0

0

3

258

258

1
0
0

142

5 56
5

2 3
1

1 3

1 0

0

4

255

255

1
0
0

185

7 28
3

1 6
0

2 6

2 0

0

Итог 780
о

780

1
0
0

509

6 116
5

1 0
4

0 9

1 0

0

Если сравнить результаты освоения обучающимися программы начального общего
образования по показателю «успеваемость» в 2021 году с результатами освоения
учащимися программы начального общего образования по показателю «успеваемость»
в 2020 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5»,
вырос на 2,6 процента (в 2020-м был 62,4%), процент учащихся, окончивших на «5»,
вырос на 2,5 процента (в 2020-м – 17,5%).

16

Таблица 8. Результаты освоения учащимися программы основного общего
образования по показателю «успеваемость» в 2021 году
Клас Всего
сы
учащ
ихся

Из них
успевают

Окончили год

Не успевают

Всего

Переведе
ны
условно
Из них н/а

Количе % с
%с
% Количе % Количе % Количе %
ство
отметк
отметк
ство
ство
ство
ами
ами
«4» и
«5»
«5»
5

253

245

9
6

97

3 10
8

1 7
1

0 0

0 7

0

6

244

242

9
9

105

4 22
3

9 2

0 0

0 2

0

7

220

220

1
0
0

78

3 25
5

9 0

0 0

0 0

0

8

179

175

9
7

67

2 17
8

8 4

0 0

0 4

0

9

164

164

1
0
0

81

4 29
9

1 0
7

0 0

0 0

0

146

9
8

428

4 103
0

1 13
4

0 0

0 13

0

Итог 1060
о

Если сравнить результаты освоения обучающимися программы основного общего
образования по показателю «успеваемость» в 2021 году с результатами освоения
учащимися программы основного общего образования по показателю «успеваемость»
в 2020 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5»,
повысился на 1,7 процента (в 2020-м был 37,3%), процент учащихся, окончивших на
«5», повысился на 1,7 процента (в 2020-м – 2,3%).
Таблица 9. Результаты освоения учащимися программы среднего общего
образования по показателю «успеваемость» в 2021 году
Клас Всего
сы
учащ
ихся

Из них
успевают

Окончили год

Всего

Не успевают

Переведе
ны
условно
Из них н/а

17

Количе % с
%с
% Количе % Количе % Количе %
ство
отметк
отметк
ство
ство
ство
ами
ами
«4» и
«5»
«5»
10

95

91

9
5

52

5 30
4

3 4
1

0 0

0 4

0

11

92

92

1
0
0

52

5 17
7

1 0
8

0 0

0 0

0

183

9
8

104

5 47
5

2 4
4

0 0

0 4

0

Итог 187
о

Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования по
показателю «успеваемость» в 2021 учебном году выросли на 26,5 процента (в 2020-м
количество обучающихся, которые окончили полугодие на «4» и «5», было 13,5%),
процент учащихся, окончивших на «5», стабилен (в 2020-м было 9%).
Результаты ГИА
В 2021 году изменились условия прохождения ГИА. Девятиклассники сдавали
экзамены в двух форматах: обязательные экзамены по русскому языку и математике в
форме ОГЭ и один предмет по выбору в форме внутренней контрольной работы.
ГИА-11 проходило в форме ЕГЭ (для тех, кто поступает в вузы) и ГВЭ (для тех, кто не
планирует поступать в вузы). Выпускники 11-х классов, поступающие в вузы,
сдавали один обязательный ЕГЭ по русскому языку и ЕГЭ по предметам по выбору.
Выпускники, не поступающие в вузы, сдавали два экзамена в форме ГВЭ – по
русскому языку и математике.
Особенности проведения ГИА в 2021 году были обусловлены мероприятиями,
направленными на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19).
Таблица 10. Общая численность выпускников 2020/21 учебного года
9-е
классы

11-е
классы

164

92

Количество обучающихся на семейном образовании

1

1

Количество обучающихся с ОВЗ

0

0

164

92

Общее количество выпускников

Количество обучающихся, получивших «зачет» за
итоговое собеседование/ сочинение
18

Количество обучающихся, не допущенных к ГИА

0

0

Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА

164

Количество обучающихся, получивших аттестат

164

92
92

ГИА в 9-х классах
В 2020/21 учебном году одним из условий допуска обучающихся 9-х классов к ГИА
было получение «зачета» за итоговое собеседование. Испытание прошло 10.02.2021 в
МБОУ «Лицей №5» в очном формате. В итоговом собеседовании приняли участие 164
обучающихся (100%), все участники получили «зачет».
В 2021 году все девятиклассники сдали ОГЭ по основным предметам – русскому языку
и математике на достаточно высоком уровне. Успеваемость по математике и русскому
языку за последние три года не изменилась и стабильно составляет 100 процентов.
Качество повысилось на 4 процента по русскому языку, понизилось на 2 процента по
математике.
Таблица 11. Результаты ОГЭ по обязательным предметам
Учебный Математика
Русский язык
год
Успеваемость Качество Средний Успеваемость Качество Средний
балл
балл
2018/2019 100

86

4,2

100

60

3,7

84

4,2

100

64

3,9

2019/2020 Отменены
2020/2021 Профильн 87

Также все выпускники 9-х классов успешно написали внутренние контрольные работы
по выбранным предметам. Результаты написания контрольных работ по предметам по
выбору выявили стопроцентную успеваемость и в целом хорошее качество знаний
обучающихся.
Таблица 12. Результаты контрольных работ в 9-х классах
Предмет

Количество
обучающихся

Качество

Средний
Успеваемость
балл

Обществознание

61

65

4

100

История

61

61

4

100

Иностранный язык

0

0

0

0

Биология

61

64

3,8

100

Информатика и

80

75

4,2

100

19

ИКТ
Литература

9

100

4,6

100

Физика

0

0

0

0

География

80

78

4.8

100

Химия

14

69

4,5

100

Замечаний о нарушении процедуры проведения ГИА-9 в 2021 году не было, что
является хорошим результатом работы с участниками образовательных отношений в
сравнении с предыдущим годом.
Все девятиклассники Лицея успешно закончили 2020/21 учебный год и
получили аттестаты об основном общем образовании. Аттестат с отличием получили
29 человек, что составило 17 процентов от общей численности выпускников.
Таблица 13. Итоговые результаты выпускников на уровне основного общего
образования за три последних года
2018/19

2019/20

%

Критерии

Колво

Количество выпускников 9-х классов всего

192

100 213

100 164

100

Количество выпускников 9-х классов, успевающих 21
по итогам учебного года на «5»

5,9 29

13

29

11,4

Количество выпускников 9-х классов, успевающих 35
по итогам учебного года на «4» и «5»

82

27

81

65,9

Количество выпускников 9-х классов, допущенных 192
к государственной (итоговой) аттестации

100 213

100 88

100

Количество выпускников 9-х классов, не
допущенных к государственной (итоговой)
аттестации

0

0

0

0

Колво

2020/21

58

0

%

Колво

0

%

ГИА в 11-х классах
В 2020/21 учебном году одним из условий допуска обучающихся 11-х классов к ГИА
было получение «зачета» за итоговое сочинение. Испытание прошло 15.04.2021 в
Лицее. В итоговом сочинении приняли участие 85 обучающихся (100%), по
результатам проверки все обучающиеся получили «зачет».
В 2021 году все выпускники 11-х классов (85 человек) успешно сдали ГИА. Из них 65
обучающихся сдавали ГИА в форме ЕГЭ. Остальные 20 обучающихся, которые не
планировали поступать в вузы, сдавали ГИА в форме ГВЭ по русскому языку и
математике.
Все обучающиеся 11-х классов, которые сдавали ГИА в форме ГВЭ, набрали
минимальное количество баллов. Небольшой процент обучающихся, получивших
высокие баллы, обусловлен невысоким уровнем знаний сдающих в форме ГВЭ,
который соответствует их годовым отметкам.
Таблица 14. Результаты ГИА-11 в форме ГВЭ в 2021 году
20

Критерии

Русский
язык

Математика
(профильная)

Количество обучающихся

92

Средний балл

4,2

3,2

Количество обучающихся, получивших высокие баллы,
отметку «5» по пятибалльной системе

44

5

Процент обучающихся, получивших высокие баллы,
отметку «5» по пятибалльной системе

48

20

24

Все выпускники 11-х классов, которые сдавали ГИА в форме ЕГЭ, успешно
справились с одним обязательным предметом – русским языком. Высокие баллы
получили 17 обучающихся (26%).
Таблица 15. Результаты ЕГЭ по русскому языку
Критерии

11 «1» 11 «2» 11 «3» 11 «4»

Количество обучающихся

24

25

21

22

Количество обучающихся, не набравшие мин количество баллов

0

0

1

0

Количество обучающихся, получ. высокие баллы (от 80 до 100)

12

7

4

5

Средний балл

4,5

4,2

3,9

4,1

Средний тестовый балл

71,7

70,5

68,1

69,6

В 2021 году ЕГЭ по математике был предметом по выбору. Обучающиеся, которые
поступали в вузы, сдавали ЕГЭ по математике профильного уровня. Повышение
баллов по математике в последние два года обусловлено тем, что этот предмет сдавали
более подготовленные обучающиеся, которые поступают в вузы. Снижение
результатов по русскому языку в 2021 году по сравнению с 2020 годом связано с тем,
что предмет сдавали все обучающиеся 11-х классов с разной степенью
подготовленности.
Таблица 16. Средний тестовый балл ЕГЭ по математике и русскому языку за три
последних года
Учебный год Математика Русский язык
2018/2019

52,8

68,5

2019/2020

57,2

75,7

2020/2021

Не сдавали

69

В 2021 году из 92 обучающихся 11-х классов, сдающих ЕГЭ, выбрали следующие
предметы: математику (профильный уровень) – 24 человека (26%). 36 обучающихся
21

(39%) выбрали обществознание, 23 (25%) – историю, 6 (6 %) – английский язык,
14 (15%)– информатику, 31 человек биологию (по 33%) – химию 32 (34%, ).
Cогласно результатам ЕГЭ успеваемость составила 100 процентов. Качество сдачи
экзаменов и средний балл свидетельствуют о том, что уровень знаний обучающихся
выше среднего по всем предметам.
Таблица 17. Результаты ЕГЭ в 2021 году
Учебные предметы

Количество
участников ЕГЭ

Качество

Средний
Успеваемость
балл

Русский язык

92

72,8

4,2

100

Математика (профильный
уровень)

24

25

3,2

79

Химия

32

31,3

2,9

50

Биология

31

29

3,2

80,6

История

23

37,5

3,7

91

Обществознание

36

52,8

3,6

80,6

Английский язык

5

50

3,8

100

Информатика

14

71,4

3,9

78.6

Все выпускники 11-х классов успешно завершили учебный год и получили аттестаты.
Количество обучающихся, получивших в 2020/21 учебном году аттестат о среднем
общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении», – 17 человек,
что составило 18 процентов от общей численности выпускников 2021 года.
Таблица 18. Количество медалистов за последние пять лет
Медаль «За особые успехи в учении»
2017

2018

2019

2020

2021

5

14

11

14

17

Таблица 19. Получили медаль «За особые успехи в учении» в 2020–2021 учебном
году
№ п/п Ф. И. О. выпускника

Класс

Классный руководитель

1.

Абдулаева Аминат

11-1

Гусейнова Гулизар Аминовна

2.

Вертемберг Полина

11-1

Гусейнова Гулизар Аминовна

3.

Имашева Мария

11-1

Гусейнова Гулизар Аминовна

4.

Идрисов Идрис

11-1

Гусейнова Гулизар Аминовна

5.

Качувов Азамат

11-1

Гусейнова Гулизар Аминовна

22

6.

Магомедов Рамазан

11-1

Гусейнова Гулизар Аминовна

7.

Шабрина Кристина

11-1

Гусейнова Гулизар Аминовна

8.

Юсуфова Залина

11-1

Гусейнова Гулизар Аминовна

9.

Арсланалиев Курбанали

11-2

Яхъяева Мира Шахбановна

10. Алиева Далия

11-2

Яхъяева Мира Шахбановна

11. Ибрагимова Зухра

11-2

Яхъяева Мира Шахбановна

12. Куртаев Арсен

11-2

Яхъяева Мира Шахбановна

13. Муртузова Жавгарат

11-2

Яхъяева Мира Шахбановна

14. Самедов Магомеднаби

11-2

Яхъяева Мира Шахбановна

15. Сулейманова Арипат

11-2

Яхъяева Мира Шахбановна

16. Шихамирова Зайнаб

11-2

Яхъяева Мира Шахбановна

17. Мамалаев Гайдар

11-3

Сайдиева Марьям Ахмедовна

Выводы о результатах ГИА-9 и ГИА-11
1. Обучающиеся 9-х классов показали стопроцентную успеваемость по
результатам ГИА по русскому языку и математике, и по результатам
контрольных работ по всем предметам.
2. Обучающиеся 11 – х классов показали хорошие результаты по русскому
языку, так все дети сдали этот экзамен и получили аттестаты. Что касается
остальных предметов по выбору, тут результаты оказались намного хуже,
некоторые из них не сумели преодолеть нижний порог. Профильная
математика – 5, химия 16, история 2 , общество – 7, биология 6, информатика
– 3.
3. По ГИА-9 средний балл выше 4 по обязательным предметам и по всем
контрольным работам по предметам по выбору, кроме двух (биология и
иностранный язык – по 3,8).
4. По ЕГЭ средний балл по каждому из предметов выше 3, средний балл ГВЭ по
математике – 3.2, по русскому языку – 4.2.
5. Среди выпускников 9-х классов аттестат с отличием получили 29 человек
(11%).
6. Среди выпускников 11-х классов аттестат с отличием и медаль «За особые
успехи в учении» получили 17 человек (18%).
7. Как видно из таблиц обучающиеся лицея показывают тенденцию к
увеличению количества детей, завершивших школу с отличием. Это связано с
тем, что в 10 классы приходят мотивированные учащиеся точно знающие
куда они хотят поступить и нацеленные на высокие результаты ЕГЭ.
Результаты регионального мониторинга
Результаты выполнения диагностической работы по оценке УУД на содержание
предмета «математика» в 8-х классах в сентябре 2021 года.
1. Успешность выполнения работы в процентах:
23

выше уровня ЭО (40%): общий показатель по Школе (41%), 8 «1» (52%), 8 «2»
(55%);
 ниже уровня ЭО (40%): 8 «3» (36%), 8 «4» (31%), 8 «5» (34%).
2. Уровень достижения выше среднего по ЭО (49%): 7 «1» (76%), 7 «3» (83%).
3. Уровень сформированности УУД.
Познавательные УУД (классифицировать (сравнивать), устанавливать, находить,
выявлять причинно-следственные связи):
 выше уровня ЭО (50%): 8 «1» (69%), 8 «3» (64%);
 ниже уровня ЭО (50%): общий показатель по Школе (49%), 8 «2» (39%), 8 «4»
(31%), 8 «5» (45%).
Регулятивные УУД (определять цель, планировать, умение проверки и оценки):
 выше уровня ЭО (36%): общий показатель по Школе (38%), 8 «1» (49%), 8 «3»
(55%);
 ниже уровня ЭО (36%): 8 «2» (32%), 8«4» (28%), 8«5» (28%).
УУД – работа с текстом (работать со сплошным и несплошным текстом):
 выше уровня НСО (35%): общий показатель по Школе (37%), 8 «1» (37%), 8
«3» (47%), 8 «2» (37%);
 ниже уровня НСО (35%): 8 «4» (34%), 8 «5» (28%).
С работой справились 169 учащихся, что составило 73 процента. Не справились – 45
человек (26%). Преодолели порог «лучших» результатов 25 человек (11%).


Результаты 11 классов.
Количество Писали
28
21
20
19
21
19
16
12

«2»

«3»
1
4

«4»
«5»
Кач % Усп%
11-1
15
5
95
100
11-2
9
5
73
100
11-3
12
7
100
100
11-4
3
8
1
75
100
8
44
18
87
100
Обучающиеся 11 классов показали хорошие результаты диагностической работы по
математике. Это показывает высокую учебную мотивацию ребят.
Результаты ВПР
ВПР в 2021 году писали обучающиеся нескольких параллелей. Это 4 ,5,6.7,8
классы. По всем параллелям обязательными предметами были русский язык и
математика, в 4-х классах окружающий мир. Остальные предметы по выбору –
история, общество, биология, химия. Класс в результате случайно выборки определял
два дополнительных предмета по выбору.
Цель проведения ВПР: оценка качества подготовки обучающихся 5-8 классов.
Цель анализа ВПР: объективность проведения, оценивания работ, качество
результатов, определение причин несоответствия оценок, разработка рекомендаций
для учителей и обучающихся по итогам результатов ВПР.
4 классы. Назначение ВПР по русскому языку, математике, окружающему
миру – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов в
соответствии с требованиями ФГОС.
Работу по русскому языку выполняли 254 обучающихся
Максимальный балл за работу набрал один обучающийся (из 4-5 класса –
Альсаидали Наиф, 4-6 класс-Атаева Диана, 4-7 Балумова Марьям).
Средний балл по школе – 4. Качество знаний по школе - 66 %
Общий анализ качества знаний таков:
24

предмет

Русский
математика
Окр. мир

Кол – во
выполнявших
работу
254

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество
знаний

Успеваемость

5

104

3

2

66.6

95.3

250
248

20
94

101
132

7
21

2
1

88.4
91.1

99.2
99.6

Результаты ВПР во всех четвертых классах соответствуют результатам итоговой
оценки за второй семестр.
ВПР 5 классы.
В параллели общее количество учащихся составляет 253 ученика.
предмет

Писали

Русский язык
Математика
Биология
История

242
233
235
241

5
26
54
25
53

4
79
94
93
121

3
121
71
95
65

Усп.

Кач.

93,4%
93%
93%
99%

43,4%
63%
51
73%

2
16
16
19
2

Ср.б.
3,5
3.8
3,7
4.0

Результаты ВПР практически во всех пятых классах соответствуют результатам
итоговой оценки за второй семестр.
ВПР 6 классы. Общее количество обучающихся 249.
Предмет

Писали 5

4

3

2

Усп.

Кач.

Ср.б.

Русский язык
Математика
История
Общество
География
Биология

237
234
233
233
229

35
16
28
28
34

84
87
112
116
120

88
86
86
63
73

30
45
0
5
2

87,3%
80%
97%
94%
99,3%

50,2%
44%
61%
57%
67.2%

3,5
3,3
3,9
3,9
3,8

229

32

82

86

29

86%

47%

3,8

ВПР 7 классы.
Количество обучающихся в параллели 215.
Предмет
Писали
5
4
3
Русский язык
208
26
87
74
Математика
211
35
79
81
Биология
207
7
90
97
География
195
0
25
155
214
5
81
107
Физика
История
182
39
73
70
Английский язык 90
23
29
25
Общество
182
49
70
72
25

21
16
13
13

Усп.
89,9%
92%
47%
92%

Кач.
54,3%
53%
94%
17%

Ср.б.
3,5
3,6
3,4
3,6

32

89,9%

44,3%

3,4

0
13
0

100%
85%
100%

61%
57%
62%

3,8
3.8
3,9

2

ВПР 8 классы
Количество обучающихся в параллели 179

Предмет

Писали

Русский язык

161

26

85

34

16

90,1%

68,9%

3,8

Математика

169
147

35
30

49
74

79
56

6
-

96%
100%

49%
70%

3,7
3.9

Обществознание 161

14

52

79

16

90%

40%

3.5

Биология

163

16

51

71

18

91%

41%

3.6

Физика

149

28

37

60

24

78%

43%

3.4

География

150

0

76

72

2

76%

50%

3,4

История

5

4

3

2

Усп.

Кач.

Ср.б.

Результаты ВПР практически во всех классах в многих классах соответствуют
результатам итоговой оценки за второй семестр. Но есть и случаи когда оценка не
соответствует.
Причины несоответствия результатов ВПР и оценок:
1. Отсутствие дифференцированной работы с обучающимися;
2. Низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки
внимательного прочтения текста задания, предварительной оценки
правильности полученного ответа и его проверки;
3. Пропуски уроков по состоянию здоровья отдельными учащимися в течении
семестра и, как следствие, недостаточное усвоение материала необходимого
для успешного выполнения ВПР.
4. Низкая мотивация отдельных учащихся к обучению, нежелание учиться.
5. Индивидуальные особенности некоторых учащихся (медлительность и
нехватка времени на сосредоточенное выполнение заданий).

Активность и результативность участия в олимпиадах
С целью выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к
научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний,
создания необходимых условий для выявления и поддержки одаренных детей в
области основ наук, в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады
школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации N 1252 г. от 18.11.2013 г., и изменениями, внесенными в Порядок в
редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации № 249
от 17.03.2015, № 1488 от 17.12.2015 и №1435 от 17.11.2016, приказа Минпросвещения
России от 17 марта 2020 г. № 96 «О внесении изменений в Порядок проведения
всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства
26

образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252», на
основании приказа Министерства образования р. Дагестан от 24.08.2020 года № 401 «О
подготовке и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников и
региональных олимпиад по национальным языкам и культуре родного края в 20202021 учебном году в соответствии с приказом по МБОУ «Многопрофильный лицей №
5» от 14.09.2020 г. № 41 «О подготовке и проведении школьного этапа всероссийской
олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году» с 15 сентября по 28 октября 2020
года ежедневно проходили олимпиады по разным предметам согласно Графику
проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021
учебном году, определен состав оргкомитета и жюри олимпиады.
Учителями проводилась целенаправленная работа с обучающимися по подготовке к
олимпиадам по предметам. Олимпиады проводились по 25 предметам, в них приняли
участие обучающиеся 5-11 классов, а в олимпиадах по математике и русскому языку обучающиеся 4 классов. Лицеисты участвовали в олимпиадах по всем предметам. Этот
факт свидетельствует о том, что в лицее созданы благоприятные условий для
поддержки и развития одаренных детей, проявления инициативы, реализации
обучающимися их интеллектуальных способностей, выявления и развития интереса к
научно-исследовательской деятельности, формирования команды для участия в
муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. Наибольшее количество
обучающихся приняло участие в популярных в лицее № 5 олимпиадах по предметам:
английский язык (90), русский язык (70), математика (200), обществознание (80),
география (138). Наибольшее количество детей удается задействовать тогда, когда
олимпиада проходит в дистанционном формате.
В 2021 году проанализированы результаты участия обучающихся Лицея в олимпиадах
и конкурсах всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней.
Весна 2021 года, ВсОШ. Количественные данные по всем этапам Всероссийской
олимпиады школьников в 2020/21 учебном году показали стабильно высокий объем
участия. Количество участников Всероссийской олимпиады школьников выросло с 35
процентов обучающихся Лицея в 2019/20 году до 49 процентов в 2020/21 году.
Осень 2021 года, ВсОШ. В 2021/22 году в рамках ВсОШ прошли школьный и
муниципальный этапы. Анализируя результаты двух этапов, можно сделать вывод, что
количественные показатели не изменились по сравнению с прошлым учебным годом, а
качественные – стали выше на 5 процентов.
В 2021 году был проанализирован объем участников дистанционных конкурсных
мероприятий разных уровней. Дистанционные формы работы с учащимися, создание
условий для проявления их познавательной активности позволили принимать активное
участие в дистанционных конкурсах регионального, всероссийского и международного
уровней. Результат – положительная динамика участия в олимпиадах и конкурсах
исключительно в дистанционном формате.
ВсОШ
2019
2020
2021
Количество
350
287
300
принявших участие
Муниципальный
12
12
13
этап
Региональный этап
1 призер
1призер
1призер
Республиканская олимпиада на знание конституции показала хороший результат 2
место Селимова Кизилгюль ученица 11- 3 класса

27

V. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ
Таблица 20. Востребованность выпускников
Год
Основная школа
выпу
Все Пере Пере
ска
го шли шли
в 10-й в 10-й
класс класс
Шко друго
лы
й ОО

Поступили
в
профессион
альную ОО

Все Посту Поступили
го пили в в
вузы
профессион
альную ОО

Устрои Пош
лись на ли на
работу сроч
ную
служ
бу по
приз
ыву

2019

78

3

10

63

55

3

0

0

2020

213 95

10

108

62

50

16

0

0

2021

167 80

5

75

92

80

11

0

0

65

Средняя школа

Выпускники лицея за последние пять лет поступают в лучшие вузы России. Это и МГУ
и Медицинский институты им. Пирогова и Сеченова и многие другие. В 2021 году
уменьшилось число выпускников 9-го класса, которые продолжили обучение в других
общеобразовательных организациях региона. Это связано с тем, что в Лицее с 2020
года осуществляется профильное обучение, которое высоко востребовано
обучающимися. Количество выпускников, поступающих в вузы, стабильно по
сравнению с общим количеством выпускников 11-го класса.

VI. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
С целью снижения напряженности среди родителей по вопросу дистанционного
обучения в 2021 году на сайте ОО был организован специальный раздел, обеспечена
работа горячей телефонной линии по сбору информации о проблемах в организации и
по вопросам качества дистанционного обучения. Была предложена анкета
«Удовлетворенность качеством дистанционного обучения в школе».
Результаты анализа анкетирования показывают положительную динамику
удовлетворенности родителей по ключевым показателям в сравнении c
дистанционным периодом в 2020 году.
По окончании 2020/21 учебного года в адрес Лицея поступили благодарности от
родителей отдельных классов в адрес педагогов, качественно организовавших период
дистанционного обучения. Осенью количество обращений родителей по вопросам
организации качества дистанционного обучения сократилось. Этому способствовала
работа по обеспечению открытости материалов методического и психологопедагогического характера по вопросам роли родителей в создании необходимых
28

условий для обучения учащихся в случае временного их перевода на обучение с
применением дистанционных и электронных форм.
VII. ОЦЕНКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В целях повышения качества образовательной деятельности в Лицее проводится
целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение
оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и
качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями Лицея и
требованиями действующего законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:
на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
создание квалифицированного коллектива, способного работать в
современных условиях;
 повышение уровня квалификации персонала.



На период самообследования в Лицее работают 177 педагога, из них 5 – внутренних
совместителей. Из них 11 человек имеет среднее специальное образование и обучается
в педагогическом университете.
Высшее образование -166 педагога.
Среднее профессиональное образование – 11 педагогов
Высшая категория– 37 педагогов.
Первая категория – 12 педагогов.
Отличник образования РФ – 22 педагога.
Отличник образования РД – 44 педагога.
Заслуженные работники- 6 педагогов.
Кандидат наук – 7 педагогов.
1. В 2021 году результаты опроса, анкетирования, посещения уроков, в том числе в
онлайн-формате, при выявлении профессиональных дефицитов педагоговпредметников и педагогов дополнительного образования показали, что 42
процента педагогов начальной, 32 процента – основной, 28 процентов – средней школы
и 32 процента педагогов дополнительного образования нуждались в
совершенствовании компетенций, а более 24 процентов всех учителей считали, что им
не хватает компетенций для подготовки к дистанционным занятиям. Аналогичное
исследование в 2021 году показало значительное улучшение данных: 22
процента педагогов начальной, 18 процентов – основной, 12 процентов – средней
школы и 20 процентов педагогов дополнительного образования нуждаются в
совершенствовании компетенций, и только 12 процентов всех учителей считают, что
им не хватает компетенций для подготовки к дистанционным занятиям. При этом
стоит отметить, что среди 5 процентов опрошенных педагогов – вновь поступившие на
работу в МБОУ «Многопрофильный лицей № 5».
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности работы с
кадрами и выбранными дополнительными профессиональными программами
(повышение квалификации) по совершенствованию ИКТ‑ компетенций, работе с
29

цифровыми инструментами и необходимости работы с новыми кадрами по данному
направлению.
2. Анализ условий реализации программы начального общего образования и основного
общего образования в части формирования функциональной грамотности
обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся
миром и дальнейшему успешному образованию, показал недостаточную готовность
педагогических кадров. Так, 30 процентов педагогов испытывают затруднения в
подборе заданий, 17 процентов не видят значимости в применении такого формата
заданий, 23 процента педагогов планируют применение данных заданий после
прохождения соответствующего обучения. В связи с обязательным обеспечением
условий формирования функциональной грамотности и недостаточной готовностью
кадров в план непрерывного профессионального образования педагогических кадров
МБОУ «Лицей №5»включены мероприятия по оценке и формированию
функциональной грамотности – читательской, математической, естественно-научной,
финансовой, креативного мышления, глобальных компетенций в рамках
внутриорганизационного обучения и организации обучения по дополнительным
профессиональным программам (повышение квалификации) педагогов предметных и
метапредметных профессиональных объединений.
3. Анализ кадрового потенциала МБОУ «Лицей №5» для внедрения требований нового
ФГОС основного общего образования в части обеспечения углубленного изучения
учебных предметов с целью удовлетворения различных интересов, обучающихся
показывает недостаточную готовность педагогов. Только 35 процентов учителей
имеют опыт преподавания предметов на профильном уровне в рамках среднего общего
образования. В связи с чем принято решение о пересмотре плана непрерывного
профессионального образования педагогических и управленческих кадров в МБОУ
«Лицей №5» на 2022-й и последующие годы, развитии системы наставничества и
адресной подготовки педагогов по выбранным обучающимися учебным предметам для
углубленного изучения на уровне основного общего образования, внедрении системы
наставничества и работы в парах.

VIII. ОЦЕНКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Общая характеристика:





объем библиотечного фонда – 50721 единица;
книгообеспеченность – 100 процентов;
обращаемость – 3578 единиц в год;
объем учебного фонда – 25038 единица.

Фонд библиотеки формируется за счет федерального и местного бюджетов.
30

Таблица 21. Состав фонда и его использование
№ Вид литературы

Количество единиц
в фонде

Сколько экземпляров
выдавалось за год

1

Учебная

23038

23038

2

Педагогическая

0

0

3

Художественная

25205

6957

4

Справочная

98

70

5

Языковедение,
литературоведение

0

0

6

Естественно-научная

0

0

7

Техническая

0

0

8

Общественно-политическая 0

0

Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в
федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения от 20.05.2020 №
254.
Средний уровень посещаемости библиотеки – 30 человек в день.
На официальном сайте Лицея есть страница библиотеки с информацией о работе и
проводимых мероприятиях библиотеки Лицея.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Фонд дополнительной
литературы оцифрован полностью. Отсутствует финансирование библиотеки на
закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы.
IX. ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной
мере образовательные программы. В Школе оборудованы 33 учебных кабинета, 21 из
них оснащен современной мультимедийной техникой, в том числе:








лаборатория по физике;
лаборатория по химии;
лаборатория по биологии;
три компьютерных класса;
две столярные мастерские;
два кабинета технологии для девочек;
кабинет ОБЖ:

В Лицее есть учебный кабинет для инвалидов и лиц с ОВЗ. Кабинет расположен в
мастерских на первом этаже. Учитель технологии Агад Магомедович Ванатиев ведет
свои занятия (инвалид колясочник). Доступ к кабинету осуществляется через вход,
оборудованный пандусом. Также вход в Лицей оборудован пандусом.
На втором этаже здания оборудованы актовый зал, и студия звукозаписи. На первом
этаже оборудованы столовая, пищеблок спортивный и гимнастические залы
31

Асфальтированная площадка для игр на территории Лицея оборудована турниками.
Анализ данных, полученных в результате опроса педагогов на конец 2021 года,
показывает положительную динамику в сравнении с 2020 годом по следующим
позициям:
 материально-техническое оснащение МБОУ «Лицей №5» позволяет
обеспечить реализацию основных образовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий на уровне начального общего,
основного общего и среднего общего образования на 85 процентов, в отличие
от ранее – 65 процентов;
 качественно не изменилась, к сожалению оснащенность классов ноутбуками и
стационарными компьютерами, но практически все кабинеты удалось
оборудовать проектором с экраном, в некоторых кабинетах с выходом в
интернет для выполнения необходимых задач в рамках образовательной
деятельности.
При этом полный анализ оснащенности кабинетов согласно требованиям нового ФГОС
основного общего образования по предметным областям «Русский язык и литература»,
«Родной язык и родная литература», «Иностранные языки», «Общественно-научные
предметы» показал частичное оснащение комплектами наглядных пособий, карт,
учебных макетов, специального оборудования, которые обеспечивают развитие
компетенций в соответствии с программой основного общего образования. В связи с
чем административно-управленческой командой МБОУ «Лицей №5» принято решение
о направлении ходатайства учредителю с целью решить вопрос пополнения
материальной базы. Также в план работы включены мероприятия по проведению
анализа оснащенности кабинетов естественно-научного цикла специальным
лабораторным оборудованием с учетом специфики Лицея и перспектив развития
профильного обучения для проведения лабораторных работ и опытноэкспериментальной деятельности в соответствии с программой основного общего
образования для последующего принятия соответствующих решений.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2021 года.
Единица
измерения

Количество

Общая численность учащихся

человек

2286

Численность учащихся по образовательной программе
начального общего образования

человек

1039

Численность учащихся по образовательной программе
основного общего образования

человек

1060

Показатели
Образовательная деятельность

32

Численность учащихся по образовательной программе
среднего общего образования

человек

187

Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» человек
и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей (процент)
численности обучающихся

1041(45,5%)

Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по русскому
языку

балл

4,3

Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по
математике

балл

4,2

Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому
языку

балл

4*

Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по
математике

балл

4*

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса,
которые получили неудовлетворительные результаты на
ГИА по русскому языку, от общей численности
выпускников 9-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса,
которые получили неудовлетворительные результаты на
ГИА по математике, от общей численности выпускников
9-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые получили результаты ниже установленного
минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку,
от общей численности выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые получили результаты ниже установленного
минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от
общей численности выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса,
которые не получили аттестаты, от общей численности
выпускников 9-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые не получили аттестаты, от общей численности
выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса,
которые получили аттестаты с отличием, от общей
численности выпускников 9-го класса

человек
(процент)

29 (17,6%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые получили аттестаты с отличием, от общей

человек
(процент)

17 (18%)

33

численности выпускников 11-го класса
Численность (удельный вес) учащихся, которые
принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от
общей численности обучающихся

человек
(процент)

45 (5%)

Численность (удельный вес) учащихся – победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей
численности обучающихся, в том числе:

человек
(процент)

25 (2,7%)

− регионального уровня

24 (2,6%)

− федерального уровня

1 (0,1%)

− международного уровня

0 (0%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам с
углубленным изучением отдельных учебных предметов от
общей численности обучающихся

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам
профильного обучения от общей численности
обучающихся

человек
(процент)

100 (11%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам с
человек
применением дистанционных образовательных
(процент)
технологий, электронного обучения от общей численности
обучающихся

2286 (100%)

Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой
формы реализации образовательных программ от общей
численности обучающихся

человек
(процент)

0 (0%)

Общая численность педработников, в том числе
количество педработников:

человек

52

− с высшим образованием

0

− высшим педагогическим образованием

51

− средним профессиональным образованием

0

− средним профессиональным педагогическим
образованием

1

Численность (удельный вес) педработников с
квалификационной категорией от общей численности
таких работников, в том числе:

человек
(процент)

30 (58%)

− с высшей

16 (31%)

− первой

14 (27%)

Численность (удельный вес) педработников от общей
численности таких работников с педагогическим стажем:
34

человек
(процент)

17 (33%)

− до 5 лет

15 (29%)

− больше 30 лет

2 (4%)

Численность (удельный вес) педработников от общей
численности таких работников в возрасте:

человек
(процент)

19 (47%)

− до 30 лет

12 (23%)

− от 55 лет

7 (14%)

Численность (удельный вес) педагогических и
человек
административно-хозяйственных работников, которые за
(процент)
последние пять лет прошли повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, от общей численности
таких работников

35 (73%)

Численность (удельный вес) педагогических и
административно-хозяйственных работников, которые
прошли повышение квалификации по применению в
образовательном процессе ФГОС, от общей численности
таких работников

человек
(процент)

20 (42%)

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

единиц

0,101

Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы от общего количества единиц библиотечного
фонда в расчете на одного учащегося

единиц

7

Инфраструктура

Наличие в Лицее системы электронного документооборота да/нет

нет

Наличие в Школе читального зала библиотеки, в том числе да/нет
наличие в ней:

да

− рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке

да

− медиатеки

да

− средств сканирования и распознавания текста

нет

− выхода в интернет с библиотечных компьютеров

да

− системы контроля распечатки материалов

нет

Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут
пользоваться широкополосным интернетом не менее 2
Мб/с, от общей численности обучающихся

человек
(процент)

2286 (100%)

Общая площадь помещений для образовательного
процесса в расчете на одного обучающегося

кв. м

2,1

* В 2021 году средний балл ГИА-11 по русскому языку и математике рассчитывается
на основании обобщенных результатов по ЕГЭ и ГВЭ.
Анализ показателей указывает на то, что
35

Лицей имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП
2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 и позволяет реализовывать образовательные
программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования.
Лицей укомплектован достаточным количеством педагогических и иных работников,
которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение
квалификации, что позволяет обеспечивать стабильные качественные результаты
образовательных достижений обучающихся. Дистанционное обучение показало, что
педагоги Лицея владеют высоким уровнем ИКТ-компетенций.
Результаты ВПР показали среднее качество подготовки обучающихся Лицее.
Деятельность рабочей группы по подготовке Лицея к переходу на новые ФГОС НОО и
ООО можно оценить как хорошую: мероприятия дорожной карты реализованы на 98
процентов за первое полугодие 2021/22 учебного года.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».