Положение о ВСОКО

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования в
лицее (далее — Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества
образования в лицее (далее система оценки качества образования или СОКО), ее
организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур
контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и
контроле качества образования.
1.2. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии
с
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"; на основании которого к компетенции образовательного учреждения
относится обеспечение функционирования внутренней системе оценки качества
образования (далее ВСОКО);
 Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы,
утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом
Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
 федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373,
 федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897;
 федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)
общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
 Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
 Приказом Минобрнауки № 426 от 14.06.2013 "Об утверждении порядка проведении
самообследования в образовательной организации";
 Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 "Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
 Локальными актами МБОУ «Лицея №5»;
 Уставом лицея.
1.3 Система оценки качества образования представляет собой совокупность
организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур,
обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся,
эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей
результатов системы оценки качества образования.
1.4. Основными пользователями результатов внутренней системы оценки качества
образования лицея являются: педагогические работники, обучающиеся и их родители,
педагогический совет, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования,
аккредитации, аттестации работников.
1.5. Лицей обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку
и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее
использование полученных результатов.

1.6 Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников,
осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми
договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.7. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности
и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным
государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица,
в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижения планируемых результатов образовательной программы,
Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания; реализация мер по обеспечению
безопасности обучающихся в организации образовательного процесса,
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных
требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и
направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Критерий — признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно — качественные изменения качества образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных нормативных актах системе
государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным
ожиданиям обучающихся.
Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса,
условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение — метод регистрации состояния качества образования, а также оценка
уровня образовательных достижений с помощью контрольно-оценочных средств
(контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и
содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:
- системы внутришкольного контроля;
- общественной экспертизы качества образования;
- лицензирования;
- государственной аккредитации;
- государственной итоговой аттестации выпускников;
- мониторинга качества образования.
1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- образовательная статистика;
- промежуточная и итоговая аттестация;
- мониторинговые исследования;
- социологические опросы;
- отчеты работников лицея;
- посещение уроков и внеклассных мероприятий.

2. Основные цели, задачи и принципы внутренние системы оценки
качества образования в лицее
2.1. Целями внутренней системы оценки качества образования (далее СОКО) в лицее
являются:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих
на качество образования;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования,
тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной
информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию
образования и повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг
при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы лицея
2.2. Задачами построения внутренней системы оценки качества образования в лицее
являются:
формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его
измерению;
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать
основные цели оценки качества образования;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики
и мониторинга качества образования;
- изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности лицея;
- пределение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса
требованиям ФГОС СПС), СанПин;
- определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных
потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
- обеспечение доступности качественного образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
- определение степени соответствия качества образования в рамках мониторинговых
исследований качества образования государственным и социальным стандартам; - выявление
факторов, влияющих на качество образования;
- содействие повышению квалификации педагогических работников, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения
квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации
педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
- определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
- расширение общественного участия в управлении образованием в лицее;
- содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки
качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и
личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития— отдельных
обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в
образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества
образования;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
- рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и
самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения
потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей
качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного
использования);
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих
возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных,
подготовленности потребителей к их восприятию);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
сопоставимости системы показателей с областными, региональными аналогами;
- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и
взаимозависимости;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования
в лицее.

3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки
качества образования в лицее.
З. 1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой
качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
администрацию лицея, педагогический совет, методический совет лицея.
3.2. Администрация лицея:
- формирует блок локальных нормативных актов, регулирующих функционирование СОКО и
приложений к ним, утверждает приказом директора и контролирует их исполнение;
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование
системы оценки качества образования лицея, участвует в этих мероприятиях;
- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в лицее
контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических
исследований по вопросам качества образования;
- организует систему мониторинга качества образования в лицее, осуществляет сбор,
обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития;
анализирует результаты оценки качества образования на уровне техникума;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки
качества образования;
- обеспечивает условия для подготовки работников лицея и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
обеспечивает предоставление
информации о качестве образования на областной и региональный уровни системы оценки
качества образования; формирует информационно аналитические материалы по результатам
оценки качества образования (анализ работы лицея за учебный год, отчет о самообследовании
техникума и др.);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа
результатов, полученных в процессе реализации СОЮ.

3.3. Методический совет лицея :
- участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке
системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития лицея;
- участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности
педагогов ,
- содействуют проведению подготовки работников лицея и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и
формируют предложения по их совершенствованию;
готовят предложения для
администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества
образования на уровне лицея.
3.4. Педагогический совет лицея:
- содействует определению стратегических направлений развития системы образования в
лицее;
- содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в
лицея; инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ,
конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
- принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования лицея;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования;
- принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации
учебного процесса в лицее;
- участвует в оценке качества и результативности труда работников лицея;
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников,
развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования в лицея;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей
организаций и учреждений, взаимодействующих с лицеем по вопросам образования и
воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения
санитарно-гигиенического режима в лицее, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся
и другие вопросы образовательной деятельности лицея;

4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
4.1.
Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на
основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию
всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2.
Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются
на основе проблемного анализа образовательного процесса лицея, определения методологии,
технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3.
Предметом системы оценки качества образования являются:
- качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных
образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных
программ );

- качество организации образовательного процесса, включающей условия организации
образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности
получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
организация питания;
- качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых реализуемых в
лицее, условия их реализации;
- воспитательная работа;
- профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого
качества результатов образования;
- эффективность управления качеством образования и открытость деятельности лицея; состояние здоровья обучающихся.
4.4. Реализация СОКО осуществляется посредством существующих процедур и
экспертной оценки качества образования.
4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся
включает в себя:
- государственную итоговую аттестацию;
- промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;
- мониторинговые исследования качества знаний, умений и опыта обучающихся;
- мониторинг сформированности общих компетенцией;
- участие и результативность в школьных, районных, городских и др. предметных олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях;
- мониторинговое исследование образовательных достижений, обучающихся на разных
ступенях обучения в соответствии с программой мониторинговых исследований.
4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса
включает в себя:
- результаты лицензирования и государственной аккредитации;
- эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа
ежегодных отчетов о самообследовании;
программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его
использования в учебном процессе; оснащенность учебных кабинетов, лабораторий,
мастерских современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
- обеспеченность методической и учебной литературой;
- оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ,
производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных
документов);
- оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;
- оценку отсева обучающихся и сохранение контингента обучающихся;
- оценку открытости лицея для родителей и общественных организаций анкетирование
родителей.
4.43. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в
себя:
- степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям;
- реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии;
- доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием.
4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:

- степень вовлеченности в воспитательный процесс учащихся лицея, педагогического
коллектива и родителей;
- наличие ученического самоуправления;
- удовлетворенность обучающихся и родителей учебно-воспитательным процессом;
- исследование уровня воспитанности обучающихся;
- снижение количества правонарушений и преступлений обучающихся.
4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их
деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя;
- аттестация педагогов;
- отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность
прохождения курсов, участие в работе областных методических объединений и т.д.);
- знание и использование современных педагогических методик и технологий;
- образовательные достижения обучающихся;
- подготовку и участие в качестве экспертов, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
4.4.6. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя:
- наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
- регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических
мероприятий;
- оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников лицея;
- оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим
дня, организация отдыха в каникулярное время);
- оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
- диагностика состояния здоровья обучающихся.
4.5.
Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить
содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности
лицея.
4.6.
Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при
необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.
4.7.

Критерии

Показатели

Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5», к общей численности
Образовательные
обучающихся
результаты
Доля
обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах,
(внутренняя оценка)
научно-практических конференциях, прочих мероприятиях на уровне
лицея, к общей численности обучающихся
Доля обучающихся, победивших в конкурсах, олимпиадах, научнопрактических конференциях, прочих мероприятиях на уровне лицея, к
общей численности обучающихся
Доля отчисленных от общего числа обучающихся
Доля выпускников, получивших документ об образовании, к общей
численности выпускников
Доля выпускников, получивших по результатам ГИА повышенные
разряды, к общей численности выпускников
Доля выпускников, получивших по результатам ГИА оценки «4» и «5», к
общей численности выпускников
Доля выпускников, продолживших обучение, к общей численности
выпускников

Внешняя оценка

Результаты независимой оценки выпускников (результаты ЕГЭ по
предметам, результаты сдачи демонстрационного экзамена)
Результаты независимого регионального комплексного исследования
качества образования
Результаты аккредитационной экспертизы
Доля обучающихся, участвующих в предметных олимпиадах
чемпионатах, конкурсах и олимпиадах, прочих соревнованиях и
конкурсах на уровне района, города, области, России, мира, к общей
численности обучающихся
Доля обучающихся, победивших в предметных олимпиадах, чемпионатах,
конкурсах и олимпиадах, прочих соревнованиях и конкурсах на уровне
района, города, области, России, мира, к общей численности
обучающихся

Здоровье
обучающихся

Доля обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях, к общей
численности обучающихся
Доля обучающихся, принимающих участие в спортивных соревнованиях
на уровне города, области, России, к общей численности обучающихся
Доля обучающихся - призеров спортивных соревнований на уровне
города, области, России, к общей численности обучающихся

Социализация
обучающихся

Доля обучающихся, состоящих на учете в ОДН к общей численности
обучающихся
Доля обучающихся, занятых в коллективах дополнительного
образования, к общей численности обучающихся

Доля родителей, входящих в совет родителей лицея
Гоговность
родителей
к
участию
в
управлении лицея
Инновационный
потенциал
педагогических
работников

Доля преподавателей и мастеров п\о, которые используют современные
педагогические технологии
Доля преподавателей и мастеров п\о, которые используют ИКТ на уроках
Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную
категорию
Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную
категорию
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения
квалификации в последние три года
Доля педагогических работников, выступавших на ОМО
Доля педагогических работников, принимавших участие в различных
конкурсах

Укомплектованность
педагогическими кадрами, имеющими
необходимую квалификацию, по каждому из направлений учебного
плана
Соответствие нормам и требованиям СапПиН
Наличие дополнительного образования, количество программ
дополнительного образования
Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с
утвержденными нормами
Наличие оборудованного медицинского кабинета
4.8.
Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в
рамках информационной системы СОКО показателей определяется набор ключевых
показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы лицея.
Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает
общую оценку результативности ее деятельности.
4.9.
Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной
деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров
качества устанавливаются в программе мониторинговых исследований.
4.10.
Диагностические и оценочные процедуры в рамках СОКО могут проводиться с
привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ).

Соответствие
требованиям к
условиям обучения

5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
- основным потребителям результатов СОКО;
- средствам массовой информации через отчет о самообследовании лицея;
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на
официальном сайте лицея.
5.2. Система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении
оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве

экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования,
устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур
контроля и оценки качества образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».