ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОТИ 5-9 КЛАССЫ МБОУ ЛИЦЕЯ №5 НА 2022-2023 УЧ. ГОД

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Нормативно – правовая основа
3. Форма организации внеурочной деятельности
4. Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности
5. Направления и формы организации внеурочной деятельности
6. Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности
7. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
8. Программа внеурочной деятельности

2

1. Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом (далее – ФГОС) начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373, и ФГОС основного общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897, основные образовательные программы начального общего и
основного общего образования реализуются образовательной организацией через
организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований
государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС основного общего
образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в
формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых
результатов освоения основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности,
умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу
и самостоятельно преодолевать трудности.
Обучающимся предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных
и художественных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях и
отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по
выбору родителей (законных представителей) обучающихся.
Лицей осуществляет обязательное ознакомление всех участников
образовательных отношений с образовательной программой образовательной
организации, в том числе учебным планом и планом внеурочной деятельности на
родительском собрании.
План внеурочной деятельности для обучающихся 5-6-7-8-9-10-11 х классов
МБОУ лицея № 5 обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Федеральных государственных образовательных стандартов, и определяет объем
нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру
направлений и форм внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности сформирован с целью дальнейшего
совершенствования образовательного процесса, развития индивидуальных
способностей каждого обучающегося, формирования коммуникативных качеств.
Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий
внеурочной деятельности составляет 8 человек.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика,
чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия
проводятся учителями Лицея.
Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в МБОУ лицея № 5.
Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно от
расписания уроков образовательной организации. Продолжительность занятия
внеурочной деятельности составляет 35-40 минут.
3

1. Нормативно – правовая основа.
В условиях введения и реализации ФГОС ООО содержание внеурочной
деятельности определяют следующие документы:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования»
6) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»
7) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
8) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября
2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания
в общеобразовательных организациях».
9) Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"
10) Инструктивно-методическое письмо от 21.05.2015 №03-20-2057/15-0-0. «Об
организации внеурочной деятельности при реализации федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования в образовательных организациях г. Махачкалы».
11) Инструктивно – методическое письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 25.05.2015г. № 08-761 об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно –
нравственной культуры народов России».
Приоритетами при формировании учебного плана внеурочной
деятельности являются следующие факторы:
 учебный план внеурочной деятельности является одним из основных
организационных механизмов реализации Основной образовательной программы
основного общего образования;
 план внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной
деятельности;

4

 учебный план внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для каждого
обучающегося или группы обучающихся не более 10 часов в неделю на класс
(количество часов на одного обучающегося определяется его выбором);
 внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по
выбору обучающегося и с согласия его родителей (законных представителей);
 внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям,
отражённым и основной образовательной программе основного общего
образования;
 внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО рассматривается как
процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно - урочной, и
направленной на достижение планируемых результатов усвоения МБОУ
многопрофильным лицеем № 5 г. Махачкалы.
2. Форма организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в лицее организуется через такие формы, как
проектная деятельность, экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, и др.
3. Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и
учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и
социализации обучающихся.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность,
осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на
достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Внеурочная деятельность направлена на:
1) создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к
познанию и творчеству;
2) приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным
ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные
особенности);
3) профилактику асоциального поведения;
4) создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в
систему отечественной и мировой культуры;
5) обеспечение целостности процесса психического и физического,
умственного и духовного развития личности обучающегося;
6) развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату
образования.
Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения
планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и
развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-

5

нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития,
самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития
творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом,
основной целью организации внеурочной деятельности МБОУ лицея № 5
является формирование ключевых компетенций обучающихся: информационной,
коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в
сотрудничестве.
Результат внеурочной деятельности - развитие - на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира – личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и
занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве;
- укрепление здоровья обучающихся;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- укрепление связи между семьёй и лицеем.
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника
лицея складывается из следующих компонентов:
 готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего,
умственному);
 готовности к дальнейшему образованию;
 сформированности естественно-научного и социально-философского
мировоззрения;
 сформированности общей культуры;
 сформированности потребностей и умений творческой деятельности;
 сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в
социальной жизни;
 сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого обучающегося на
основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста,
способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально
организованной деятельности.
Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к
лицею;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;

6

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных
дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и
внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального
российского общества.
4. Направления и формы организации внеурочной
деятельности.
Для реализации внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования в МБОУ лицея № 5 отводится не более 10 часов в неделю в 5-х , 6-х,
7-х , 8-х, 9-х классах. Эти часы распределены по 5-ти направлениям
образовательно-воспитательной деятельности:
1. духовно- нравственное
2. общеинтеллектуальное
3. общекультурное
4. социальное
5. спортивно-оздоровительное.
Время, отводимое на занятия по выбору обучающихся (кружки, секции, клубы,
экскурсии, общественно-полезные практики и т.д.), не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объѐмов финансирования. Результаты участия
обучающихся в занятиях по выбору не являются предметом контрольнооценочных процедур.
Духовно- нравственное направление реализуется в соответствии с
программой духовно-нравственного воспитания обучающихся. Направлено на
духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом обучающемся
7

гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими моральных норм,
нравственных установок и национальных ценностей; на раскрытие способностей
и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире.
Общеинтеллектуальное направление предполагает организацию
познавательной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение
обучающимися нового знания или нового алгоритма приобретения знаний,
творческих подходов к организации познавательной деятельности. Цель работы в
этом направлении - формирование целостного, осознанного отношения к
знаниям, к самому процессу познания.
Общекультурное (художественно-эстетическое) предполагает развитие
эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной
деятельности, что позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к
национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об
эстетических идеалах и ценностях.
Социальное направление (социально- преобразующее творчество) - создание
условий для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского
общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а
также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей,
разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные
проекты.
Спортивно-оздоровительная деятельность строится с опорой на Программу
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные,
культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества,
школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военнопатриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной
основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы,
научные общества обучающихся, а также экскурсии, походы, познавательные
игры и беседы, разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты.
Разнообразные конкурсы рисунков, рассказов, сочинений. К формам внеурочной
деятельности относят и внешкольные акции познавательной направленности
(олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны). Возможны
дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные
общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в
формах, отличных от урочной (классно-урочной).
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового
образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: секции,
конкурсы, спортивные праздники, викторины, экскурсии, Дни здоровья.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося
определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости
обучающегося во второй половине дня.
6. Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности.

8

Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные
педагоги лицея: учителя – предметники, классные руководители. Уровень
квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к
квалификации по должностям «учитель» (приказ Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»).
7. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения
в лицее имеются следующие условия: занятия в лицее проводятся в две смены,
имеется столовая, в которой организовано питание, спортивные залы,
медицинский кабинет, кабинет музыки, библиотека с читальным залом,
компьютерные классы, кабинет психолога, спортивная площадка. Спортивные
залы оснащены необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.
Лицей располагает материальной и технической базой, обеспечивающей
организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная
и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным
правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам,
установленным для обслуживания этой базы.

9

8. Программа внеурочной деятельности.
Название программы
5
6
7
классы классы классы
Духовно-нравственное направление
«КТНД. Вековые традиции
сохраним»
«Дагестан и культурноисторические процессы. Конец
18- и 19 век».
Практическое обществознание
Общеинтеллектуальное направление
«Математика для каждого»
8
" Занимательная математика"
«Дополнительные вопросы по
математике»
«Математика для каждого»
«Математика для всех»
«Английский с императором
3
знаний
«Занимательный английский»

8
9
классы классы

9
7

2

5
7
4
3

3

«Сколько языков ты знаешь,
столько раз ты человек»
«Увлекательный английский»

3
9

Совершенный английский

1

«Юный сайтостроитель»

4

«Финансовая грамотность»

9

«Экспериментальная физика»

3
1

«Мир красоты, красота мира»

2

Спортивно-оздоровительное направление
«Спортивный клуб»
5
4

5

5

4

Общекультурное (художественно-эстетическое)
направление
«Мастерская слова»
8
«Золотое слово»
«Увлекательная грамматика»

6
6

10

«Лингвистический анализ текста»

8

Русский язык и культура речи
«Увлекательное чтение»

7
8

«Прикладная биология»

2

«Химия в жизни человека»

2

«Занимательная география»

2

«Хореография»

6

9

9

«Методика преподавания
актерского мастерства»
«Настольный теннис»

3

5

5

3

4

4

9

9

Социальное направление
«Жизненные навыки»».
«Психология общения.»

7

9

«Психология и выбор
профессии»».
«Разговоры о важном»

8

9

9

9

7

ИТОГО:

52/8

54/7

63/8

61/7

56/7

7

11

9. Программа внеурочной деятельности домашнее обучение
Название программы
5
6
7
8
9
классы классы классы классы классы
Общеинтеллектуальное направление
«Увлекательный английский»

2

«Сколько языков ты знаешь,
столько раз ты человек»
«Увлекательный английский»

2
8

Общекультурное (художественно-эстетическое)
направление
«В мире животных»
4

2

«Прикладная биология»

2

«Занимательная география»

6

ИТОГО:

№

2

Название
программы

4

Класс Объем

4

10

10

Особенности программы

Духовно-нравственное направление.
1.

«Практическое
9 класс
обществознание»

33 часа
в год

Данная программа разработана в
соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта второго поколения основного
общего образования. Главная цель изучения
курса - формирование всесторонне
образованной личности, умеющей ставить
цели, организовывать свою деятельность,
оценивать результаты своего труда,
применять обществоведческие знания в
жизни. Данная программа включают в себя
теоретические и практические занятия, а
также разнообразные творческие задания.

12

2.

«Дагестан и
9 класс
культурноисторические
процессы. Конец
18 - конец 19 вв.»

33 часа
в год

В программе внеурочной деятельности
«Дагестан и культурно-исторические
процессы. Конец 18 - конец 19 вв.» за 9
класс в доступной форме отражены
основные, заслуживающие внимания
события довольно сложных культурноисторических и этногенетических
процессов, протекавших в Дагестане. Она
дает учащимся необходимые представления
обо всех компонентах Истории Дагестана,
включая экономику, политику, культуру,
взаимоотношения с соседями по
Российскому государству; определяет
содержание курса, глубину раскрытия
включенных в них проблем и группировку
материала отдельных тем.

3.

«КТНД. Вековые
традиции
храним»

7 класс

33 часа
в год

4.

" Математика
вокруг нас"

5 класс

« Английский
язык с
императором
знаний»

5 класс

33 часа в Математика. Основные формы организации
год
занятий: практические работы, учебные
исследования, дидактические игры.
33 часа
Развитие языковых навыков, необходимых
год
для успешного овладения английским
языком в средней школе, приобщение
младших школьников к новому
социальному опыту на основе
проигрывания на английском языке
различных ролей в игровых ситуациях
типичных для семейного, бытового,
учебного общения.
Формирование у детей готовности к
общению на иностранном языке.
Развитие двигательных способностей детей

Целью данной программы является:
формирование устойчивого интереса к
богатому право культурному наследию
родного края; духовно-нравственное
воспитание подрастающего поколения,
формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания,
чувства сопричастности к героическому
прошлому Дагестана, ценностям
отечественной культуры посредством
освоения знаний об исторически
сложившихся системах этических норм и
ценностей культуры.
Общеинтеллектуальное направление.

13

5.

«Занимательный
английский»

6 класс

6.

«Занимательная
математика»

6 класс

через драматизацию.
Привить навыки самостоятельной работы
по дальнейшему овладению иностранным
языком и культурой.
Обеспечение связи школы с семьей через
вовлечение родителей в процесс подготовки
постановок.
34 часа в
Программа ориентирована на личность
год
ребёнка: расширяет лингвистический
кругозор детей, ребёнок получает сведения
о другой стране и её жителях, учит
наблюдать и сравнивать речевые явления
родного и иностранного языка.
Основной и главной формой
воспитательного часа является игра. Игра
помогает максимально использовать
благоприятные возможности этого возраста
для овладения иностранным языком. В игре
формируется речевое поведение детей, а
также развивается память и мышление
детей, воспитывается культура общения.
Развивает мотивацию к дальнейшему
овладению английским языком, формирует
у учащихся рациональные приемы
овладения иностранным языком, создаёт
условия для интеллектуального развития
ребенка и формирования его
коммуникативных и социальных навыков
через игровую и проектную деятельность
посредством английского языка.
В данной программе большое внимание
уделяется обучению школьников
самоконтролю и самооценке, более широко
представлены творческие виды
деятельности.
Цели и задачи обучения, воспитания и
34 часа в
развития
детей по учебно-познавательному
год

направлению
внеурочной деятельности
Познавательный
материал
курса
будет
способствовать формированию функциональной
грамотности
–
умению
воспринимать
и
анализировать информацию. Материал программы
тесно связан с различными сторонами нашей
жизни, а также с другими учебными предметами. В
программу включены игры, задачи-шутки, задачи
на смекалку, ребусы и кроссворды, которые
способствуют развитию логического мышления.

14

Цель программы – создание условий для
повышения уровня математического развития
учащихся, формирования логического мышления
посредством
освоения
основ
содержания
математической деятельности.
Задачи:
Обучающие:
 Научить правильно применять
математическую терминологию;
 Подготовить учащихся к участию в
олимпиадах;
 Совершенствовать навыки счёта;
 Научить делать доступные выводы и
обобщения, обосновывать собственные
мысли.

7.

«Математика для
каждого»

7 класс

34 часа в Цель программы:
год
 Создание
условий

и

содействие

интеллектуальному развитию детей.


Привитие интереса учащихся к математике.



Отрабатывать

навыки

решения

нестандартных задач.


Воспитание настойчивости, инициативы.



Развитие

математического

мышления,

смекалки, математической логики.


Развитие
мышления,

математического

кругозора,

исследовательских

умений

учащихся и повышение их общей культуры.


Развитие у учащихся умений действовать
самостоятельно
рефератом,

(работа с сообщением,
выполнение

творческих

заданий).


Создать своеобразную базу для творческой
и

исследовательской

деятельности

учащихся.


Повысить

информационную

коммуникативную

и

компетентность

учащихся.


Формирование умений выдвигать гипотезы,
строить

логические

умозаключения,

пользоваться методами аналогии, анализа и
синтеза.

15

8.

«Сколько языков
ты знаешь,
столько раз ты
человек»

7 класс

34 часа
Практическая значимость данной программы
заключается в закреплении и совершенствовании
умений и навыков, полученных на уроках
английского языка. В процессе изучения
формируются и совершенствуются следующие
учебные умения и навыки: относительная
правильность произношения, не нарушающая
коммуникацию, произнесение предложений с
соблюдением основных типов интонации английского
языка, соответствующих типам высказывания,
соответствующая данному этапу изучения английского
языка техника чтения, формирование говорения не
только репродуктивного, но и продуктивного
характера. Учащиеся должны систематизировать свои
знания в области употребления видовременных
форм английского глагола.
Основной формой контроля уровня достижений
учащихся является показ мини-спектакля-постановки,
выставка проектов и качественная оценка учителя с
анализом достоинств и недостатков той или
иной работы.

9.

«Математика для
всех»

8 класс

34 часа
в год

Изучение математики в 8 классе
направлено на достижение следующих
целей:
овладение системой математических
знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности,
изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
интеллектуальное развитие,
формирование качеств личности,
необходимых человеку для полноценной
жизни в современном обществе,
свойственных математической
деятельности: ясности и точности мысли,
критичности мышления, интуиции,
логического мышления, элементов
алгоритмической культуры,
пространственных представлений,
способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об
идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники,
средства моделирования явлений и
процессов;

16

10. Занимательный
английский»

8 класс

11. «Дополнительны
е вопросы по
математике»

9 класс

воспитание культуры личности,
отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, играющей
особую роль в общественном развитии.
На основании требований
государственного образовательного
стандарта в содержании календарнотематического планирования
предполагается реализовать следующие
задачи обучения:
приобретение математических знаний и
умений;
овладение обобщенными способами
мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций: учебнопознавательной, коммуникативной,
рефлексивной, личностного саморазвития,
ценностно-ориентационной и
профессионально-трудового выбора.
34 часа в
Рабочая программа внеурочной
год
деятельности «Занимательный английский»
предназначена для реализации в
общеобразовательных организациях и
учреждениях дополнительного образования
детей и предлагает организацию
образовательного процесса
общеинтеллектуального направления.
ФГОС нового поколения требует
использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы
проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий
реализации основной образовательной
программы основного общего образования.
Современные развивающие программы
среднего образования включают проектную
деятельность в содержание различных
курсов и внеурочной деятельности.
33 часа в Программа курса предполагает изучение
год
таких вопросов, которые не входят в
базовый курс математики основной школы,
но необходимы при дальнейшем ее
изучении, при сдаче экзамена за курс
основной школы. Появление задач,
решаемых нестандартными методами, на

17

экзаменах далеко не случайно, т.к. с их
помощью проверяется техника владения
формулами элементарной математики,
методами решения уравнений и неравенств,
умение выстраивать логическую цепочку
рассуждений, уровень логического
мышления учащихся и их математической
культуры.
Курс позволит обучающимся
систематизировать, расширить и укрепить
знания, подготовиться для дальнейшего
изучения математики, научиться решать
разнообразные задачи различной
сложности.
Данный курс содержит задачи по разделам,
которые обеспечат более осознанное
восприятие учебного материала.
Творческие задания позволяют решать
поставленные задачи и вызвать интерес у
обучаемых. Включенные в программу
задания позволяют повышать
образовательный уровень всех учащихся,
так как каждый сможет работать в зоне
своего ближайшего развития.
Предлагаемая программа
предназначена для организации
внеурочной деятельности по
общеинтеллектуальному развитию
личности.
12. «Совершенный
английский»

9 класс

33 часа в Весь курс является практикогод
ориентированным с элементами анализа и
самоанализа учебной деятельности
учащихся. Курс даёт возможность
обучающимся познакомиться с
закономерностями общения, особенностями
коммуникации в современном мире;
осознать важность владения речью для
достижения успехов в личной и
общественной жизни.
В основе программы лежат следующие
методические принципы:
• Интеграция основных умений и навыков.
• Последовательное развитие основных
умений и навыков.
• Коммуникативная направленность

18

13. « Основы
финансовой
грамотности»

8 класс

заданий.
• Применение полученных умений и
навыков на практике в ходе выполнения
экзаменационных заданий.
• Темы и материалы курса соответствуют
возрасту, интересам и уровню языковой
подготовки учащихся.
Их цель – выработать у учащихся навыки
внимательного прочтения текста задания,
четкого выполнения самого задания.
Контроль результатов обучения и оценка
приобретенных школьниками умений и
навыков производятся при выполнении
заданий в формате ОГЭ.
34 часа в Цель программы:
год
Формирование у учащихся 8 классов
необходимых знаний, умений, навыков для
принятия рациональных финансовых
решений в сфере управления личными
финансами.
Задачи программы:
- повышение мотивации обучающихся к
освоению финансовой грамотности и
организация их личностного
самоопределения относительно задач
повышения личного ( семейного )
благополучия;
- приобретение знаний по финансовой
грамотности, развитие умений пользоваться
полученной информацией в процессе
принятия финансовых решений, усвоение
обобщенных способов принятия
финансовых решений.

19

14. «Прикладная
биология»

9 класс

15. «Химия в жизни
человека»

9 класс

33 часа в
Особое внимание следует уделить
год
формированию у школьников умений
обосновывать сущность биологических
процессов и явлений, наследственности и
изменчивости, норм и правил здорового
образа жизни, поведения человека в
природе,
последствий
глобальных
изменений в биосфере; устанавливать
единство и эволюцию органического мира,
взаимосвязь строения и функций клеток,
тканей, организма и окружающей среды;
выявлять причинно-следственные связи в
природе;
формулировать
мировоззренческие выводы на основе
знаний биологических теорий, законов,
закономерностей.
В ходе групповых занятий следует
уделять большое внимание формированию
предметной
компетентности
природоохранной, здоровьесберегающей,
исследовательской,
формированию
у
учащихся умений работать с текстом,
рисунками,
схемами,
извлекать
и
анализировать информацию из различных
источников. Сформировать умение четко и
кратко, по существу вопроса письменно
излагать свои мысли при выполнении
заданий со свободным развёрнутым
ответом.
.
33 часа в Содержание программы курса носит
год
межпредметный характер и направлено на
формирование у обучающихся химической
грамотности и безопасного использования
веществ в повседневной жизни.
Актуальность курса вызвана значимостью
рассматриваемых
экологических
и
валеологических проблем, которые перед
нами ставит жизнь. Изучение курса будет
способствовать развитию экологической
культуры
учащихся,
ответственного
отношения к природе, обосновывает
необходимость ведения здорового образа
жизни для сохранения здоровья.
Курс
знакомит
обучающихся
с
характеристикой
некоторых
веществ,

20

расширяет представление о свойствах
веществ,
используемых
в
быту,
окружающих нас постоянно –
дома и на улице. В программу включены
научные
знания
и
ценный
опыт
практической
деятельности человека. Тематика курса
вооружает
обучающихся
знаниями,
необходимыми как в повседневной жизни,
так и при подготовке к ОГЭ.
Практическая
часть
программы
предусматривает применение учащимися
знаний, полученных при изучении химии,
биологии, географии, в повседневной
жизни, в быту, работе на пришкольном
участке или на своем приусадебном
участке.
Содержание курса предусматривает
такие виды деятельности учащихся:
демонстрационный
эксперимент,
лабораторные работы, исследовательская
деятельность.
16. «Основы
финансовой
грамотности»

9 класс

33 часа в Цель программы:
год
Формирование у учащихся 8 классов
необходимых знаний, умений, навыков для
принятия рациональных финансовых
решений в сфере управления личными
финансами.
Задачи программы:
- повышение мотивации обучающихся к
освоению финансовой грамотности и
организация их личностного
самоопределения относительно задач
повышения личного ( семейного )
благополучия;
- приобретение знаний по финансовой
грамотности, развитие умений пользоваться
полученной информацией в процессе
принятия финансовых решений, усвоение
обобщенных способов принятия
финансовых решений.

21

17

«Занимательная
география»

9 класс

18. «Эксперименталь 9 класс
ная физика»

66 часов
в год

Рабочая программа по географии во
внеурочной деятельности для 9-х классов
составлена на основе следующих
нормативных документов:
- Федеральный государственный
образовательный стандартосновного
общего
образования(утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. № 1897);
- Основная образовательная программа
основного общего образования МБОУ
«Многопрофильный лицей №5» (с
изменениями и дополнениями).
Рабочая программа, включает следующие
разделы:
- планируемые результаты освоения
учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.

33 часа в Цели изучения физики в основной школе
год
следующие:
 усвоение учащимися смысла основных
понятий и законов физики, взаимосвязи
между ними;
 формирование системы научных знаний о
природе, ее фундаментальных законах для
построения представления о физической
картине мира;
 систематизация знаний о многообразии
объектов и явлений природы, о
закономерностях процессов и о законах
физики для осознания возможности
разумного использования достижений
науки в дальнейшем развитии цивилизации;
 формирование убежденности в
познаваемости окружающего мира и
достоверности научных методов его
изучения;
 организация экологического мышления и
ценностного отношения к природе;
 развитие познавательных интересов и
творческих способностей учащихся, а
22

19. «Юный
сайтостроитель»

9 класс

33 часа

также интереса к расширению и
углублению физических знаний и выбора
физики как профильного предмета.
1 Цель проекта
Более углубленное изучение и
раскрытие особенно важных элементов
программы по информатике. Достижение
качественного уровня нравственной и
информационной
компетентностей
личности школьника, способной осознавать
ответственность за свою деятельность в
процессе изучения программ.
2 Задачи проекта
1.
Научить учащихся создавать
обрабатывать
информацию
с
использованием мультимедиа технологий
2.
Включение
учащихся
в
практическую
исследовательскую
деятельность
3.
Развитие мотивации к сбору
информации.
4.
Научить учащихся пользованию
Интернетом
5.
Формирование
активной
жизненной позиции
6.
Развитие культуры общения
7.
Развитие
навыков
сотрудничества
8.
Развитие деловых
качеств,
таких
как
самостоятельность,
ответственность, активность, аккуратность.
9.
Развитие чувства прекрасного
10.
Развитие у учащихся навыков
критического мышления
11.
Формирование ИКТкомпетентностей.
12.
Повышение познавательного
интереса к изучению предмета.
13.
Повышение качества обучения
и успеваемости.
14.
Формирование более прочных и
глубоких знаний.
15.
Приобретение
навыков
самостоятельной деятельности.

23

20. «Мир красоты,
красота мира»

21.

« Жизненные
навыки».

8 класс

68 часов
в год

Цель программы: использование
изобразительного и декоративноприкладного искусства в формировании
художественной культуры школьников.
Задачи программы:
-развитие у школьников целостного
восприятия произведений изобразительного
и народного искусства, красоты и богатства
родной природы;
- формирование эстетического отношения к
действительности, к произведениям
искусства, привитие чувства красоты;
-формирование знаний, умений и навыков,
развитие детского творчества в процессе
практической деятельности.
Для выполнения учебно-воспитательских
задач в программе даны 68 часов.
Социальное направление
6,7
34 часов  Рабочая программа внеурочной
в год
деятельности для обучающихся 5-6
классы
классов
 «Жизненные навыки» разработана в
соответствии с требованиями
Федерального
 государственного образовательного
стандарта основного общего
образования,
 положениями Основной образовательной
программы основного общего
образования
 МБОУ «Многопрофильный лицей 5» г.
Махачкала.
 Рабочая программа «Жизненные
навыки» составлена на основе учебно методического пособия,
предназначенного для психологов,
работающих с подростками в
 школе, «Жизненные навыки.
Тренинговые занятия с младшими
подростками. 5-6
 классы» / под ред. С. В. Кривцовой. –
Москва: Генезис, 2018 г. Данное пособие
одобрено
 ФГУ «Федеральный институт развития
24



















образования» в качестве учебнометодического
пособия для педагогов и психологов
учреждений основного и
дополнительного
образования системы общего
образования РФ.
Учебным планом МБОУ
«Многопрофильный лицей 5» на
освоение курса
«Жизненные навыки» в 5 классе отведен
1 час в неделю (годовой объем изучения
– 35
Все мы знаем, что в определённом
возрасте ребёнок должен научиться
ходить,
говорить, плавать, кататься на
велосипеде. Это необходимые
физические навыки. Не
менее значимыми являются
психологические умения, которые
необходимы ребёнку в
жизни. Ведь многие проблемы взрослых
людей имеют свои корни в детстве, когда
такие
умения не были приобретены.
В каждом возрасте свои
психологические умения. Многие дети
самостоятельно
осваивают эти умения. Тем не менее, нет
людей, у которых не было бы никаких
проблем.
Одному ребёнку сложно справиться с
чувствами, другому – наладить контакт
со
сверстниками. Если эти умения не
освоены в нужном возрасте, дальше их
приобрести
будет уже сложнее. Темы занятий и
форма их организации соответствует
возрастным
задачам детей и подростков.
Известно, что такие критерии развития
личности, как социальная
интегрированность, самостоятельность и
достоинство, сложно направленно

25

22.

«Психология
общения»

8 класс

34 часов
в год

формировать.
 Эти человеческие качества появляются
сами собой вследствие успешного
решения
 личностью определенных жизненных
задач.
 Программа «Жизненные навыки»
акцентирует жизненные задачи возраста,
 знакомит с ними детей и родителей,
предлагает обсудить ценности и
принципы, лежащие
 в основе выбора «правильного» способа
решения той или иной задачи, и,
наконец,
 предполагает наиболее адекватные
способы решения. Содержанием
программы стали не
 высшие психические функции, а
чувства, потребности, переживания и
пристрастия.
Цель программы: актуализация значений
(объяснительных схем), определяющих
содержание психологического знания
обучающихся о человеке (подростке),
конструирование
опыта
обретения
подростками способности рефлексивного
отношения к реальности собственной
психической жизни, осознания подростком
возможностей и ограничений в отношениях
с Миром, в получении опыта осознанного
проектирования
перспективы
самоопределения.
Задачи:
 Дать
подросткам возможность
приблизиться к пониманию феномена
человека, уникальности его внутреннего
мира и неразрывной связи с миром
внешним, другими людьми, нациями,
человечеством в целом;
 Способствовать развитию творческого
мышления
учащихся;
развитию
способности к выработке собственной
позиции и критической переработке
информации;
 Способствовать
усвоению
навыков
конструктивного
повседневного
и
26

23.

«Психология и
выбор
профессии»

9 класс

24

«Разговоры о
важном»

5-8
классы

делового общения
 Научить молодых людей принимать
решения, делать выбор и нести за него
ответственность, отстаивать свои права,
уважая интересы других людей.

34 часов Программа «Психология и выбор
профессии» разработана с учетом целей и
задач, поставленных в Концепции
профильного обучения и в соответствии с
обязательным минимумом содержания
основных образовательных программ. В
программе изложены современные взгляды
на проблему выбора профессии и
планирования карьеры и даны
диагностические и профинформационные
материалы, которые должны помочь
ребятам в выборе профессии.
Уроки разработаны на основе
традиционной классно-урочной с учетом
принципов дифференцированного обучения
и модульной организации учебного
процесса. Уроки сгруппированы в четыре
самостоятельных, но логически
связанных блока (модуля) по принципу
один модуль - одна четверть. Результаты
диагностики могут учитываться при
формировании профильных классов.
Эффективное преподавание программы
предполагает осознание учителем целей
урока и его места в учебном процессе,
поддержку интереса и активности
учащихся,
опору на знания и жизненный опыт
учащихся, контроль их деятельности.
В программе использованы различные типы
уроков. В них входит
профессиональная диагностика с
использованием надежных методик,
деловых и
ролевых игр, проблемно-поисковых задач,
элементов исследовательской и
деятельности, контрольные задания.
34 часа в
Содержание курса «Разговоры о
год
важном» направлено на формирование у
обучающихся ценностных установок, в

27

9 класс

25.

26.

33 часа в числе которых – созидание, патриотизм и
год
стремление к межнациональному единству.
Темы занятий приурочены к
государственным праздникам,
знаменательным датам, традиционным
праздникам, годовщинам со дня рождения
известных людей – ученых, писателей,
государственных деятелей и деятелей
культуры:
Цель курса: формирование взглядов
школьников на основе национальных
ценностей через изучение центральных тем
– патриотизм, гражданственность,
историческое просвещение,
нравственность, экология.
учебный курс предназначен для
обучающихся 5–9 классов.
Общекультурное (художественно-эстетическое) направление
«Мастерская
5 класс 34 часа в Развитие языковых навыков, необходимых
слова»
год
для успешного овладения английским
языком в средней школе, приобщение
младших школьников к новому
социальному опыту на основе
проигрывания на английском языке
различных ролей в игровых ситуациях
типичных для семейного, бытового,
учебного общения.
Формирование у детей готовности к
общению на иностранном языке.
Развитие двигательных способностей детей
через драматизацию.
Привить навыки самостоятельной работы
по дальнейшему овладению иностранным
языком и культурой.
Обеспечение связи школы с семьей через
вовлечение родителей в процесс подготовки
постановок.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
«Увлекательное
5 класс 33 часа
чтение»
в год
Главная цель:
формирование думающего и
чувствующего, любящего и активного
человека готового к творческой
деятельности

28

Основными задачами курса являются:


развитие эстетических
способностей;



развитие сферы чувств,
соучастия, сопереживания;



активизация мыслительного
процесса и познавательного
интереса;



овладение навыками общения и
коллективного творчества;



создание на практике условий
для развития читательских и
актерских умений и интереса к
чтению книг;



расширение литературнообразовательного пространства
воспитанников;



формирование личностных,
коммуникативных,
познавательных и
регулятивных учебных умений.

Учить работать с книгой
сознательно, самостоятельно, избирательно
читать книги в школьные годы, а главное,
затем, в дальнейшей жизни, чтобы они
хотели и умели непрерывно пополнять свое
образование с наименьшей затратой сил
добывать недостающие знания,
ориентироваться в стремительном потоке
научной и политической информации залог успешности в любой деятельности.

29

Разработанная программа курса
«Книгочей» способствует расширению
читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и
развитию индивидуальных возможностей
каждого ребёнка, воспитанию ученикачитателя.
27.

«Золотое слово»

6 класс 34 часа
в год

Рабочая программа по курсу «Золотое
слово» является модифицированной,
построена на основе содержания
Федерального Государственного стандарта
второго поколения, программы В.А.
Левина «Приобщение к искусству»,
требований к уровню подготовки
обучающихся с учётом регионального
компонента и особенностей лицея.
Литературное творчество обучающихся –
это попытка выразить себя в слове, образе.
Чуткость к слову, владение литературными
жанрами делает по-настоящему творческим
процесс чтения. Литература как искусство
словесного образа — особый способ
познания жизни, художественная модель
мира, обладающая такими важными
отличиями от собственно научной картины
бытия, как высокая степень
эмоционального воздействия,
метафоричность, многозначность,
ассоциативность, незавершенность,
предполагающие активное сотворчество
воспринимающего.
При составлении программы
учитывался факт того, что творчество – это
обязательно веселый игровой процесс, в
котором учитель выступает в роли
«воодушевителя», стимулятора творчества.
Но для нормального развития творческих
способностей ребенка одного только
игрового отношения к слову недостаточно,
потому что наслаждение безграничностью
собственного творчества легко увлекает в
сторону безвкусицы и безобразия. Для
30

28.

29.

преодоления этого недостатка в программе
были «уравновешены» вдохновенное
фантазирование с изучением литературной
классики, что даст возможность детям
более мастерски реализовать свои
творческие замыслы.
«Увлекательная
7 класс 34 часа в Программа направлена на реализацию
грамматика»
год
педагогической идеи, формированию у
школьников умения учиться самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания,
обеспечивает реализацию следующих
принципов:
- непрерывность дополнительного
образования как механизма полноты и
целостности образования;
- развитие индивидуальности каждого
ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной
деятельности;
-системности организации учебновоспитательного процесса.
Занятия по данному модулю способствуют
формированию понятий о законах языка и
истории его развития, ознакомлению
учащихся с богатством выразительных
средств языка
«Лингвистически 8 класс 34 часов В процессе обучения и воспитания
й анализ текста».
в год
личностных установок, потребностей в
познавательной мотивации, в соблюдении
норм современного русского языка,
культуры речи у обучающихся
формируются личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные
универсальные учебные действия:
- чувство красоты (умение чувствовать
красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию
собственной речи);
- эмоциональность (умение управлять
своими эмоциями);
- интерес к изучению языка.
- планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- корректировать свою деятельность;

31

30.

31.

- способность к объективной самооценке.
- осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной и
справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемых лингвистических
явлениях.
- умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении проблем;
- умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности;
- формулировать собственное мнение и
позицию.
«Русский язык и 9 класс 33 часа в Предлагаемый подготовительнокультура речи»
тренировочный курс предназначен для
год
воспитанников 9 классов и рассчитан на 68
часов. Курс отвечает важным целям:
знакомит с практикой экзамена по русскому
языку в новой форме ОГЭ и намечает
приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Программа включает работу над заданием
повышенной сложности, учит развивать
мысли на избранную тему, формирует
литературные взгляды и вкусы, дает
возможность высказать то, что тревожит и
волнует. Она приобщает воспитанника к
творчеству, позволяя выразить свою
личность, свой взгляд на мир, реализовать
себя в написанном.
Спортивно-оздоровительное направление.
Спортклуб
5,
33часа в Игра в мини-футбол направлена на
«Футбол»
всестороннее физическое развитие и
год
способствует совершенствованию многих
6-8
34 часа в необходимых в жизни
двигательных и морально-волевых качеств.
классы год
Цель программы – углубленное изучение
спортивной игры футбол (мини-футбол).
Основными задачами программы являются:
9классы 33 часа в
•
укрепления здоровья;
год
•
содействие правильному физическому
развитию;
•
приобретение необходимых
теоретических знаний;

32

•
овладение основными приёмами
техники и тактики игры;
•
воспитание воли, смелости,
настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы;
•
привитие ученикам организаторских
навыков;
•
повышение специальной, физической,
тактической подготовки школьников по
футболу (мини-футбол);
•
подготовка учащихся к
соревнованиям по футболу (мини-футбол).
План внеурочной деятельности МБОУ многопрофильного лицея № 5 г.
Махачкалы на 2022–2023 учебный год создаёт условия для повышения качества
образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».