Раздел 1. Пояснительная записка Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История древнего мира», Просвещение, 2015 г.; ООП СОО и учебного плана ГБОУ лицей № 5 г. Махачкалы. Данная рабочая программа реализуется на основе УМК: А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История древнего мира», рабочая тетрадь по истории Древнего мира в 2 частях. А.А. Вигасин, Г.И. Годер., исторический атлас с комплектом контурных карт по истории Древнего мира издательства «Просвещение». Программа включает материал по истории древнего мира (развитие человечества с первобытных времен и до падения Западной Римской империи. Изучение материала разделено по разделам, а также предполагает модульное обучение. Даны 5 разделов, каждый из которых заканчивается проведением контрольного урока. Включение образовательного модуля «Введение в историю» 10 часов преследует цель пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией. Образовательный модуль «Культура Древнего мира» направлен на более глубокое изучение культуры древнего мира. Модуль представлен интегрированными уроками с предметами: литература, изобразительное искусство, музыка. Основные цели курса: • выработка представлений об основных источниках знаний о прошлом; • развитие способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинноследственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); • формирование ценностных ориентации и убеждений на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма; • развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории. Требования к уровню подготовки учащихся Должны знать/понимать: - даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории; - результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира; - представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников. Должны уметь: - сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; - уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение; - показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств; - давать описание исторических событий, памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира. Владеть компетенциями: - информационно-поисковой; - учебно-познавательной, - коммуникативной, - рефлексивной, - смыслопоисковой. Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Раздел 2. Характеристика курса Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др. Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д. Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии: 1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3.Историческое движение: - эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; - формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); - образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; - история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; - развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории. Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными). Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Раздел 3. Описание места предмета в учебном плане В соответствии с Федеральным базисным учебным планом программа по истории Древнего мира в 5 классе составляет 68 часов в год, 2 часа в неделю. Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по истории Древнего мира • Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: Учащиеся научатся: • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: • давать характеристику общественного строя древних государств; • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. Раздел 5. Содержание курса «История Древнего мира» Что изучает история Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Древний Восток Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Городагосударства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Древний Рим Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Формы и методы контроля знаний Формы текущего контроля знаний: 1) заполнение контурных карт, 2) подготовка сообщений, Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль, тестирование по темам. Подбор тестовых заданий будет осуществляться по книгам: Максимов, Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебникам по истории Древнего мира Федерального перечня /Ю.И. Максимов.- М.: Издательство «Экзамен», 2016 г. Виды контроля: 1) Устные : А) устный ответ на поставленный вопрос. Б) развернутый ответ по заданной теме. В) устное сообщение по избранной теме. 2) Письменные: А) составление хронологических таблиц. Б) составление сравнительных таблиц. В) анализ исторических документов. Г) анализ исторических ситуаций, версий и оценок Д) проверочные работы Е) тестирование 3) Творческие работы: А) презентации. Б) проекты. Промежуточная аттестация: А) письменная контрольная работа Б) зачет. Тематическое планирование Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания № 1. Тема Образовательный модуль «Введение в историю» Кол-во часов 8 2. 3. Первобытный мир Древний Восток 4 16 4. Древняя Греция 20 5. Древний Рим 19 6. Итоговое повторение Итого 1 68 ч. Модуль воспитательной программы «Школьный урок» День знаний. /1 сентября/ Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) /1 сентября/ День солидарности в борьбе с терроризмом./3 сентября/ День народного единства (обзор)/4 ноября/ День начала Нюрнбергского процесса (обзор)/ 20 ноября/ День Неизвестного Солдата( обзор) /3 декабря/ День Героев Отечества (обзор)/9 декабря/ День Конституции РФ (обзор)/10 декабря/ День Памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (обзор) /15 февраля/ День воссоединения Крыма с Россией(обзор) /18 марта/ День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (обзор) /9 мая/ Календарно-тематическое планирование Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания № урока Кол-во часов Тема урока Дата План Раздел 1. Образовательный модуль Введение в историю 1. Что изучает история ? День знаний в России. Всероссийский 1 2. открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации). Источники знаний о прошлом . «Память о Беслане». 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. 10. 11. Урок в музее Измерение времени Историческая карта Археология –помощница историков Экскурсия Наука о народах и наука о прошлом Гербы, флаги, гимны государств Узнай и расскажи. Защита проектов. День народного единства (обзор) Клуб любителей истории «Клио» Раздел 2. Первобытный мир Древнейшие люди. День толерантности. Родовые общины охотников и собирателей Возникновение искусства и религиозных верований. День 1 1 1 1 1 1 1 1 начала Нюрнбергского процесса. 12. 13. 14. Возникновение земледелия и скотоводства. 1 Появление неравенства и знати. День Героев Отечества. Повторение и обобщение по теме: «Жизнь первобытных людей» 1 Контрольная работа Раздел 3. Древний Восток Государство на берегах Нила. Международный день защиты 1 прав человека. факт 15. 16. 17. 18. 19. 20. Как жили вельможи, земледельцы и ремесленники в Египте Военные походы фараонов Религия древних египтян. В царстве Осириса. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Финикия. Финикийские мореплаватели. День полного 1 1 1 1 1 1 освобождения Ленинграда от фашистской блокады (обзор). 21. 22. 23. 24. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирйская держава. Персидская держава «Царя царей» Древняя Индия. Индийские касты. День Памяти о россиянах, 1 1 1 1 исполнявших служебный долг за пределами Отечества (обзор). 25. 26-27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40-41. 42. Чему учил китайский мудрей Конфуций. Первый властелин единого Китая. Культура Древнего Востока. Образовательный модуль «Культура Древнего мира» Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Древний Восток». Контрольная работа по теме: «Древний Восток». Раздел 4. Древняя Греция. Древнейшая Греция. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религия древних греков Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах Древняя Спарта Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск. Возвышение Афин в 5 в до н. э. Афинская демократия при Перикле. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 3 50. Македонские завоевания в IV веке до н.э. Культура Древней Греции В рамках образовательного модуля «Культура древнего мира» Древняя Греция (повторение и обобщение изученного) Контрольная работа Раздел 4. Древний Рим Древнейший Рим. 51. Завоевание Римом Италии. «Крым. Возвращение в родную 1 43-44. 45-47. 48. 49. 1 1 1 гавань». 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. Устройство Римской республики Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье Рабство в Риме Земельный закон братьев Гракхов Восстание Спартака Единовластие Цезаря Установление империи Соседи Римской империи в первые века до н.э. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. «Этот день мы приближали 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 как могли…» 1 1 1 1 1 67. Расцвет Римской империи Вечный город и его жители. Римская империя при Константине Взятие Рима варварами. Повторение. Культурное, политическое наследие Древнего Рима» (повторение и обобщение) Контрольная работа по теме «Древний Рим» 68 Итоговое повторение 2 63. 64. 65. 66. 66. 1 Методическая литература 1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2012 г 2. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. искусство Древнего мира. – 2 –е изд.-М.: Дет. Лит., 1898.207 с.: фотоил. 3. Иллюстрированный мифологический словарь/М.Н. Ботвинник, М.А. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. Калининград: Янтарный сказ, 2001.- 384 с., ил. 4. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой/авт.-сост. Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель,2007.-159сс. Материально-техническое обеспечение 1. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: тесты, кроссворды, филворды, логические задания: методическое пособие с электронным приложением/ О.А. Мартьянова. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009.-272. – (Качество обучения), 2. Учебное электронное издание история Древнего мира 5 класс, 6 класс. Издательство «Кордис медиа», 3. Мультимедийное оборудование, 4. Телевизор, DVD и видео-плейер, 5. Macbook. Интернет-ресурсы: http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование» http//www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования» http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История» http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе» http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября» http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории» http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина» http://www.lib-history.info - историческая библиотека http://museum.ru/ Портал «Музеи России».