РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 5 КЛАСС

Раздел 1. Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального компонента
Государственного образовательного стандарта основного общего образования и
авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой
«История древнего мира», Просвещение, 2015 г.; ООП СОО и учебного плана ГБОУ
лицей № 5 г. Махачкалы.
Данная рабочая программа реализуется на основе УМК: А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.
Свенцицкой «История древнего мира», рабочая тетрадь по истории Древнего мира в 2 частях.
А.А. Вигасин, Г.И. Годер., исторический атлас с комплектом контурных карт по истории
Древнего мира издательства «Просвещение».
Программа включает материал по истории древнего мира (развитие человечества с
первобытных времен и до падения Западной Римской империи. Изучение материала
разделено по разделам, а также предполагает модульное обучение. Даны 5 разделов, каждый
из которых заканчивается проведением контрольного урока.
Включение образовательного модуля «Введение в историю» 10 часов преследует цель
пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического курса
истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией.
Образовательный модуль «Культура Древнего мира» направлен на более глубокое изучение
культуры древнего мира. Модуль представлен интегрированными уроками с предметами:
литература, изобразительное искусство, музыка.
Основные цели курса:
• выработка представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами
исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинноследственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений на основе личностного осмысления
социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма,
уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям национальной культуры,
воспитание уважения к истории.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать/понимать:
- даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
- результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
- представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических
источников.
Должны уметь:
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших
исторических понятий;
- уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно
давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;

- давать описание исторических событий, памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на
основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий,
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего
мира.
Владеть компетенциями:
- информационно-поисковой;
- учебно-познавательной,
- коммуникативной,
- рефлексивной,
- смыслопоисковой.
Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Раздел 2. Характеристика курса
Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро
содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые
подлежат обязательному изучению в основной школе.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены
его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное
становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и
использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности
служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и
культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом
социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в
постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным
взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это
порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о
способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и
творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе
знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической,
поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в
современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить
на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто
они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы
предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих
ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной
общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и
характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает
учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя

как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного
мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет
собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного
опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его
взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие
личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание
принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости
конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.
Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают
ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических
систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования
формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и
качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном
контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и
воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и
социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой
исторической подготовке и социализации учащихся.
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных
исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др.,
прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей,
раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет
важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия
окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и
культур.
Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение
на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы,
основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических
характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального
производства, техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных,
религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы,
формы);
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы
смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования

общества; основные вехи политической истории;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и
светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования;
развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и
эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство,
завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше - человек в
истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные
исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира,
ценностей.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого
общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие
«цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение
локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются
спорными и неустановленными).
Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат
одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их
значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса
– формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при
характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается
от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией
программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества,
благородства, мудрости.

Раздел 3. Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом программа по истории Древнего
мира в 5 классе составляет 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
и освоения содержания курса по истории Древнего мира
•

Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность:
учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих
общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и
государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных
памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности,
памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства
древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон»,
«империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в
древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников
древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее
и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия
древних обществ в мировой истории.

Раздел 5. Содержание курса «История Древнего мира»
Что изучает история
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»).
Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и
занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных
людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От
родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших
цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Городагосударства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.
Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон,
чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные
походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия
жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев,
Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания.
Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание
объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и
подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий
шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и
изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.
Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и
«Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие
земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии.
Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое
устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие
сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная
жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование.
Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные
состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её
распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании
Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы.
Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем
Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление
императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.
Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и
Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство;
Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Формы и методы контроля знаний
Формы текущего контроля знаний:
1) заполнение контурных карт,
2) подготовка сообщений,
Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль,
тестирование по темам.
Подбор тестовых заданий будет осуществляться по книгам:
Максимов, Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебникам по истории Древнего
мира Федерального перечня /Ю.И. Максимов.- М.: Издательство «Экзамен», 2016 г.
Виды контроля:
1) Устные :
А) устный ответ на поставленный вопрос.
Б) развернутый ответ по заданной теме.
В) устное сообщение по избранной теме.
2) Письменные:
А) составление хронологических таблиц.
Б) составление сравнительных таблиц.
В) анализ исторических документов.
Г) анализ исторических ситуаций, версий и оценок
Д) проверочные работы
Е) тестирование

3) Творческие работы:
А) презентации.
Б) проекты.
Промежуточная аттестация:
А) письменная контрольная работа
Б) зачет.

Тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания

№
1.

Тема
Образовательный модуль
«Введение в историю»

Кол-во
часов

8

2.
3.

Первобытный мир
Древний Восток

4
16

4.

Древняя Греция

20

5.

Древний Рим

19

6.

Итоговое повторение

Итого

1
68 ч.

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
День знаний. /1 сентября/

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации) /1
сентября/
День солидарности в борьбе с
терроризмом./3 сентября/
День народного единства (обзор)/4 ноября/
День начала Нюрнбергского процесса
(обзор)/ 20 ноября/
День Неизвестного Солдата( обзор) /3
декабря/
День Героев Отечества (обзор)/9 декабря/
День Конституции РФ (обзор)/10 декабря/
День Памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества
(обзор) /15 февраля/
День воссоединения Крыма с
Россией(обзор) /18 марта/
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне (обзор) /9 мая/

Календарно-тематическое планирование
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания

№ урока

Кол-во
часов

Тема урока

Дата
План

Раздел 1. Образовательный модуль Введение в историю
1.

Что изучает история ? День знаний в России. Всероссийский

1

2.

открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской Федерации).
Источники знаний о прошлом . «Память о Беслане».

1

3.
4.
5.
6.
7.
8.

10.
11.

Урок в музее
Измерение времени
Историческая карта
Археология –помощница историков
Экскурсия
Наука о народах и наука о прошлом
Гербы, флаги, гимны государств
Узнай и расскажи. Защита проектов. День народного
единства (обзор) Клуб любителей истории «Клио»
Раздел 2. Первобытный мир
Древнейшие люди. День толерантности.
Родовые общины охотников и собирателей
Возникновение искусства и религиозных верований. День

1
1
1
1
1
1

1
1

начала Нюрнбергского процесса.
12.
13.

14.

Возникновение земледелия и скотоводства.
1
Появление неравенства и знати. День Героев Отечества.
Повторение и обобщение по теме: «Жизнь первобытных людей» 1
Контрольная работа
Раздел 3. Древний Восток
Государство на берегах Нила. Международный день защиты
1
прав человека.

факт

15.
16.
17.
18.
19.
20.

Как жили вельможи, земледельцы и ремесленники в Египте
Военные походы фараонов
Религия древних египтян. В царстве Осириса.
Древнее Двуречье.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Финикия. Финикийские мореплаватели. День полного

1
1
1
1
1
1

освобождения Ленинграда от фашистской блокады
(обзор).
21.
22.
23.
24.

Библейские сказания. Древнееврейское царство.
Ассирйская держава.
Персидская держава «Царя царей»
Древняя Индия. Индийские касты. День Памяти о россиянах,

1
1
1
1

исполнявших служебный долг за пределами Отечества
(обзор).
25.
26-27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40-41.
42.

Чему учил китайский мудрей Конфуций. Первый властелин
единого Китая.
Культура Древнего Востока.
Образовательный модуль «Культура Древнего мира»
Повторение и обобщение изученного материала по теме:
«Древний Восток».
Контрольная работа по теме: «Древний Восток».
Раздел 4. Древняя Греция.
Древнейшая Греция.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Религия древних греков
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Зарождение демократии в Афинах
Древняя Спарта
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
Олимпийские игры в древности.
Победа греков над персами в Марафонской битве.
Нашествие персидских войск.
Возвышение Афин в 5 в до н. э.
Афинская демократия при Перикле.

1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

2
3

50.

Македонские завоевания в IV веке до н.э.
Культура Древней Греции В рамках образовательного модуля
«Культура древнего мира»
Древняя Греция (повторение и обобщение изученного)
Контрольная работа
Раздел 4. Древний Рим
Древнейший Рим.

51.

Завоевание Римом Италии. «Крым. Возвращение в родную

1

43-44.
45-47.
48.
49.

1
1
1

гавань».
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

Устройство Римской республики
Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном.
Установление господства Рима во всем Средиземноморье
Рабство в Риме
Земельный закон братьев Гракхов
Восстание Спартака
Единовластие Цезаря
Установление империи
Соседи Римской империи в первые века до н.э.
В Риме при императоре Нероне.
Первые христиане и их учение. «Этот день мы приближали

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

как могли…»
1
1
1
1
1

67.

Расцвет Римской империи
Вечный город и его жители.
Римская империя при Константине
Взятие Рима варварами.
Повторение. Культурное, политическое наследие Древнего
Рима» (повторение и обобщение)
Контрольная работа по теме «Древний Рим»

68

Итоговое повторение

2

63.
64.
65.
66.
66.

1

Методическая литература
1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.,
«Просвещение», 2012 г
2. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. искусство Древнего мира. – 2 –е изд.-М.: Дет. Лит., 1898.207 с.: фотоил.
3. Иллюстрированный мифологический словарь/М.Н. Ботвинник, М.А. Коган, М.Б. Рабинович,
Б.П. Селецкий. Калининград: Янтарный сказ, 2001.- 384 с., ил.
4. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера,
И.С. Свенцицкой/авт.-сост. Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель,2007.-159сс.
Материально-техническое обеспечение
1. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс:
тесты, кроссворды, филворды, логические задания: методическое пособие с электронным
приложением/ О.А. Мартьянова. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009.-272. – (Качество
обучения),
2. Учебное электронное издание история Древнего мира 5 класс, 6 класс. Издательство «Кордис
медиа»,
3. Мультимедийное оборудование,
4. Телевизор, DVD и видео-плейер,
5. Macbook.
Интернет-ресурсы:
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http//www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lib-history.info - историческая библиотека
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».