РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 5 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной
программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы под
редакцией Л.Н. Боголюбова. «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия
учебников 5-9 классы» предназначена для учителей общеобразовательных учреждений,
Москва, «Просвещение»,2013 г.; УМК Боголюбов Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание, 5
класс, М.: Просвещение, 2013г. Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по
обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012; Поздеев А.В. Контрольно – измерительные
материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011;
ООП СОО и учебного плана ГБОУ лицей № 5 г. Махачкалы.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15
лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления,
способности к самоопределению и
самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых
для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых
обществом
качествах
личности,
позволяющих
успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;
способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и
защиты прав человека и гражданина;
4. Овладение
умениями
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных
ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию
и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить
следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения знаний,
опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной
деятельности;
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне
идеалов и ценностей (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод;
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании
рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия,
способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных
ролей (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной
информации из различных источников;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через
включение в него основных обществоведческих терминов и понятий;
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер,
связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо
обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в
начальной школе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта ,
дает распределение учебных часов по разделам и темам курса .
Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале,
чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности
учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные
свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг
социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и
«Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого
общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о
важнейших социальных институтах и их общественном назначении.
Программа рассчитана на 35 учебных часа ( 1 час в неделю)
Требования к уровню подготовки. Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие
умения:
Формулировки личностных результатов
во ФГОС
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём

взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными
следующие умения:
УУД
Р
Е
Г
У
Л
Я
Т
И
В
Н
Ы
Е

ПОЗНАВА
ТЕЛЬНЫЕ

результатами

изучения

предмета

«Обществознание»

являются

Формулировки метапредметных результатов
во ФГОС
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;
КОММУН
ИКАТИВН
ЫЕ

8) смысловое чтение;
9) умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью

Содержание программы
5 класс (35 часов)
Курс для 5 класса содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о
человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов,
происходящих в окружающем природном и социальном мире.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер,
связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо
обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в
начальной школе.
Формирует осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
Содержит темы о социальных нормах, правилах поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Помогает осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Способствует
развитию эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта ,
дает распределение учебных часов по разделам и темам курса .
Формы организации учебного процесса:
* коллективная;
* групповая;
* индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной
организации:
* содержания;
* обучающих средств;

* методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры- обсуждения, встречи с
интересными людьми.

Формы контроля знаний
текущий контроль:
 фронтальный опрос
 тестирование
 письменные работы по рабочим тетрадям
 сообщения по отдельным вопросам у доски
 проекты
 ответ по картине
 составление кроссвордов и т.д.
 проверочные работы
промежуточный контроль:
 контрольные работы
 тесты

Учебно-тематическое планирование
внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№п.п

Наименование темы:

Количество
часов

Модуль воспитательной
программы «Школьный урок»
День знаний./1 сентября/

Человек

4

2

Семья

7

3

Школа

7

4

Труд

5

5

Родина

9

6

Повторение

3

Итого

35

1

Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской
Федерации) /1 сентября/
День солидарности в борьбе с
терроризмом./3 сентября/
День народного единства /4 ноября/
Международный день толерантности
/16 ноября/
Международный день инвалидов./3
декабря/
День добровольца /5 декабря/
Единый урок «Права человека» /19
декабря/

День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне /9
мая/

Календарно-тематическое планирование
внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания
№

Тема урока

Кол-во часов

урока

план
Глава1. Человек (4 ч)

1.

Введение в обществознание. День знаний в России.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской Федерации)

1

2-3

Загадка человека. «Память о Беслане».

2

Проект «Человек, как биосоциальное существо»
4-5

Дата

Отрочество-особая пора жизни

2

Глава 11. Семья ( 7 ч)
5-6

Семья и семейные отношения

2

7-8

Семейное хозяйство. Единство народов России.

2

9

Свободное время. Что значит быть толерантным.

1

10

Проект «Мое свободное время»

1

11

Обобщение и систематизация знаний.

1

Контрольная работа по теме «Семья»
Глава 111. Школа (7 ч)
12-13

Образование в жизни человека. Мир вокруг глазами инвалида.

2

14-15

Образование
и
самообразование.
молодых. Права ребенка.

2

Волонтерство-фишка

факт

16-17

Одноклассники, сверстники, друзья.

2

18

Обобщение и систематизация знаний.

1

19

Контрольная работа по теме «Школа»

1

Глава 4. Труд (5 ч)
20

Труд- основа жизни

2

21-22

Труд и творчество

2

23

Труд в деятельности человека

1

Мир профессий
Глава 5. Родина (9 ч)
24-25

Наша Родина-Россия

2

26-27

Государственные символы России

2

28-29

Гражданин России

2

30-31

Мы многонациональный народ. «Этот день мы приближали
как могли…»

2

32

Обобщение и систематизация знаний.

1

33

Контрольная работа по темам «Труд» и «Родина»

1

34-35

Итоговое повторение

2

Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе:
УМК
Боголюбов Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2013г.
Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012.
Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Предметная линия
учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова,5-9 классы. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011.
5. Примерные программы .Обществознание, 5-9 классы, М ,Просвещение, 2011г.
6. ФГОС Обществознание .Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику
под редакцией Л.Н.Боголюбова,Л.Ф.Ивановой,5 класс, издательство «Учитель», 2013г.
Пособие допущено к использованию в образовательном процессе Пр.Мин.Обр.и науки
РФ№16,от 16.01.2012г.
1.
2.
3.
4.

Дополнительная литература для учащихся:
1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой,
Ростов, 2009.
Дополнительная литература для учителя:
1. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .
2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.
Электронные ресурсы
1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
2. http://socio.rin.ru/
3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и
обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».