ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова. «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» предназначена для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение»,2013 г.; УМК Боголюбов Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2013г. Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012; Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011; ООП СОО и учебного плана ГБОУ лицей № 5 г. Махачкалы. Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей: 1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; 2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; 4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях. 5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений. Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи: - создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности; - способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод; - помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению; - содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); - обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников; - предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий; В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта , дает распределение учебных часов по разделам и темам курса . Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении. Программа рассчитана на 35 учебных часа ( 1 час в неделю) Требования к уровню подготовки. Планируемые результаты. Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: Формулировки личностных результатов во ФГОС 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; +) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; +) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными следующие умения: УУД Р Е Г У Л Я Т И В Н Ы Е ПОЗНАВА ТЕЛЬНЫЕ результатами изучения предмета «Обществознание» являются Формулировки метапредметных результатов во ФГОС 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; КОММУН ИКАТИВН ЫЕ 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Содержание программы 5 класс (35 часов) Курс для 5 класса содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире. В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Формирует осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Содержит темы о социальных нормах, правилах поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Помогает осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Способствует развитию эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта , дает распределение учебных часов по разделам и темам курса . Формы организации учебного процесса: * коллективная; * групповая; * индивидуальная. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: * содержания; * обучающих средств; * методов обучения. Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры- обсуждения, встречи с интересными людьми. Формы контроля знаний текущий контроль: фронтальный опрос тестирование письменные работы по рабочим тетрадям сообщения по отдельным вопросам у доски проекты ответ по картине составление кроссвордов и т.д. проверочные работы промежуточный контроль: контрольные работы тесты Учебно-тематическое планирование внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания №п.п Наименование темы: Количество часов Модуль воспитательной программы «Школьный урок» День знаний./1 сентября/ Человек 4 2 Семья 7 3 Школа 7 4 Труд 5 5 Родина 9 6 Повторение 3 Итого 35 1 Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) /1 сентября/ День солидарности в борьбе с терроризмом./3 сентября/ День народного единства /4 ноября/ Международный день толерантности /16 ноября/ Международный день инвалидов./3 декабря/ День добровольца /5 декабря/ Единый урок «Права человека» /19 декабря/ День Победы советского народа в Великой Отечественной войне /9 мая/ Календарно-тематическое планирование внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания № Тема урока Кол-во часов урока план Глава1. Человек (4 ч) 1. Введение в обществознание. День знаний в России. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) 1 2-3 Загадка человека. «Память о Беслане». 2 Проект «Человек, как биосоциальное существо» 4-5 Дата Отрочество-особая пора жизни 2 Глава 11. Семья ( 7 ч) 5-6 Семья и семейные отношения 2 7-8 Семейное хозяйство. Единство народов России. 2 9 Свободное время. Что значит быть толерантным. 1 10 Проект «Мое свободное время» 1 11 Обобщение и систематизация знаний. 1 Контрольная работа по теме «Семья» Глава 111. Школа (7 ч) 12-13 Образование в жизни человека. Мир вокруг глазами инвалида. 2 14-15 Образование и самообразование. молодых. Права ребенка. 2 Волонтерство-фишка факт 16-17 Одноклассники, сверстники, друзья. 2 18 Обобщение и систематизация знаний. 1 19 Контрольная работа по теме «Школа» 1 Глава 4. Труд (5 ч) 20 Труд- основа жизни 2 21-22 Труд и творчество 2 23 Труд в деятельности человека 1 Мир профессий Глава 5. Родина (9 ч) 24-25 Наша Родина-Россия 2 26-27 Государственные символы России 2 28-29 Гражданин России 2 30-31 Мы многонациональный народ. «Этот день мы приближали как могли…» 2 32 Обобщение и систематизация знаний. 1 33 Контрольная работа по темам «Труд» и «Родина» 1 34-35 Итоговое повторение 2 Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе: УМК Боголюбов Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2013г. Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012. Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова,5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011. 5. Примерные программы .Обществознание, 5-9 классы, М ,Просвещение, 2011г. 6. ФГОС Обществознание .Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова,Л.Ф.Ивановой,5 класс, издательство «Учитель», 2013г. Пособие допущено к использованию в образовательном процессе Пр.Мин.Обр.и науки РФ№16,от 16.01.2012г. 1. 2. 3. 4. Дополнительная литература для учащихся: 1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009. Дополнительная литература для учителя: 1. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 . 2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009. Электронные ресурсы 1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html 2. http://socio.rin.ru/ 3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания. 4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.