РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС (ПРОФИЛЬ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Сведения о программе (примерной
или авторской), на основании которой
разработана рабочая программа, с
указанием наименования, если есть –
авторов и места, года издания

2.Информация
учебнике

об

Авторская программа: Л.Н.Боголюбов Н.И.Городецкая,
Л.Н.Боголюбова
Обществознание 10-11
классы, базовый уровень
/Сборник
«Программы
общеобразователь-ных
учреждений. Обществознание: 6-11 классы»/. – М.:
Просвещение, 2011. Рекомендована Министерством
образования РФ
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса
составлена
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа по обществознанию в 11 классе
составлена на основе авторской программы Л.Н.
Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы.
Нормативные правовые документы, на основании
которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской
федерации» от
29.12.2012 No273
2. Федеральный государственный стандарт основного
общего
образования
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 No1897
«Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта основного общего образования»

используемом Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., Литвинов В.А.
Обществознание.:
учебник
для
11
класса
общеобразовательныхучреждений/базовый уровень.–М.:
Просвещение, 2014.
3. Информация о количестве учебных Рабочая программа расчитана на ___132___ часа в год
часов, на которое рассчитана рабочая Их них контрольных работ__8__ часа
программа (в соответствии с учебным практических работ ___6__ часа
планом, годовым календарным учебным
графиком), в том числе о количестве
обязательных часов для проведения
контрольных,
лабораторных,
практических
работ,
уроков
внеклассного чтения и развития речи
4. Информация об используемых
Технологии обучения: обучение развитию критическог
технологиях обучения, формах уроков и о мышления,
т. п., а также о возможной внеурочной
игровое обучение, дифференцированное обучение, разв
деятельности по предмету
ивающее

5. Планируемый результат на конец
учебного года
(в соответствии с требованиями,
установленными федеральными
государственными образовательными
стандартами, образовательной
программой образовательного
учреждения, а также требованиями ОГЭ
и ЕГЭ).

обучение, модульное обучение, концентрированное
обучение
Формы уроков: лекция, практикум, беседа, дискуссия,
сюжетноролевая игра, урок-презентация творческих работ
Личностными результатамы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное
участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в
благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях
патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и
согласия; отношении к человеку, его правам и свободам
как высшей ценности; стремление к укреплению
исторически сложившегося государственного единства;
признании равноправия народов, единства разнообразных
культур; убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за
страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания
проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные
ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и
модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных
выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические
задания, в том числе с использованием проектной
деятельность на уроках и в доступной социальной
практике, на:
- использование элементов причинно – следственного
анализа;
- исследование несложных реальных связей и

зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого
объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной
теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в
другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в
текст и др.); выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными
примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт
своей личности с учетом мнения других людей, в том
числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни
этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям
современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметными результатами освоения содержания
программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и
человеке, о сферах и областях общественной жизни,
механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных
социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти
понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые
для сознательного выполнения старшими подростками
основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в
педагогически отобранных источника; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в
современном российском обществе социальных
ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в
деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;

6. Знание основных нравственных и правовых понятий,
норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни; умение применять эти
нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим
ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных
видов деятельности человека, основных требований
трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для
личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами
искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и
в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной
деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в
современном обществе; умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска
и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально –
политической коммуникации, позволяющее осознанию
воспринимать соответствующую информацию, умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в
межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения
групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Знакомство с отдельными приемами и техниками
преодоления конфликтов.
2. Содержание программы по обществознанию
Название темы
(раздела)

Необходимое
количество
часов для ее
изучения

Содержание учебного материала

Планируемый результат

Экономическая
жизнь общества

49

Экономика и экономическая наука.
Что изучает экономическая наука.
Экономическая
деятельность.
Измерители
экономической
деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие.
Факторы экономического роста.
Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры.
Конкуренция и монополия. Спрос и
предложение. Факторы спроса и
предложения.
Фондовый
рынок Акции, облигации и другие
ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ.
Факторы производства и факторные
доходы. Постоянные и переменные
издержки.
Экономические
и
бухгалтерские издержки и прибыль.
Налоги,
уплачиваемые
предприятиями.
Бизнес
в
экономике.
Организационно-правовые формы и
правовой
режим
предпринимательской деятельности
в РФ.
Вокруг
бизнеса.
Источники
финансирования бизнеса. Основные
принципы менеджмента. Основы
маркетинга.
Роль государства в экономике.
Общественные блага. Внешние
эффекты.
Госбюджет.
Государственный долг. Основы
денежной и бюджетной политики.
Защита
конкуренции
и
антимонопольное законодательство.
Банковская
система.
Роль
центрального
банка.
Основные
операции коммерческих банков.
Финансовые
институты.
Виды,
причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины
и
экономические
последствия
безработицы. Государственная

- биосоциальную сущность
человека, основные этапы и
факторы социализации
личности, место и роль
человека в системе
общественных отношений;
- тенденции развития
общества в целом как
сложной динамичной
системы, а также
важнейших социальных
институтов
- признаки
индивидуальности,
индивида и личности, типы
мировоззрения, этапы
социализации
- сущность
общечеловеческих
ценностей, сферы
жизнедеятельности
общества и государства,
роль социальных норм в
жизни общества.
- суть эволюционного
развития общества,
закономерности
общественных
изменений, противоречия и
перспективы в развитии
человечества.
- приводить примеры,
основанные на житейском
опыте;
- отстаивать свою точку
зрения;
- использовать
приобретенные знания и
умения в практической
деятельности и
повседневной жизни
Получат возможность
научиться:
допускать существование
различных точек зрения,

Социальная
сфера

21

политика в области занятости в
РФ.
Мировая
экономика.
Государственная политика в области
международной
торговли.
Глобальные проблемы экономики.
Экономика
потребителя.
Сбережения,
страхование. Экономика
производителя.
Рациональное
экономическое
поведение
потребителя и производителя.

принимать другое мнение и
позицию, приходить к
общему решению; задавать
вопросы; осуществлять
поиск нужной информации,
выделять главное

Свобода
и
необходимость
в
человеческой деятельности. Выбор в
условиях
альтернативы
и
ответственность за его последствия.
Демографическая
ситуация
в
РФ. Проблема неполных семей в РФ.
Религиозные
объединения
и
организации в РФ,РК Опасность
тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное
сознание. Социализация индивида.
Политическое
сознание.
Политическая
идеология.
Политическая
психология.
Политическое
поведение.
Многообразие форм политического
поведения. Современный терроризм,
его опасность. Роль СМИ в
политической жизни. Политическая
элита.
Особенности
ее
формирования
в современной
России.
Политическое лидерство. Типология
лидерства. Лидеры и ведомые.

Научатся:
-сущность понятия
«культура», взгляды
древних ученых о духовной
сфере.
-сравнивать мораль и
нравственность решать
познавательные и
проблемные задачи.
-сущность понятий долг и
совесть, их роль в жизни
человека.
-факторы, определяющие
выбор человека и
животного, взаимосвязь
свободы и ответственности
-сущность структуры и роль
образования в современном
обществе, элементы
образовательной
системы РФ
-отличительные черты
науки, ее возрастающую
роль в жизни общества.
-сущность религиозных
представлений о мире и

обществе, характерные
черты религиозной веры.
- выделять основную мысль
в тексте учебника;
- отстаивать свою точку
зрения
Получат возможность
научиться:
анализировать, делать
выводы; давать
нравственную и правовую
оценку конкретных
ситуаций; осуществлять
поиск дополнительных
сведений в СМИ; отвечать
на вопросы, высказывать
собственную точку зрения
сравнивать, обобщать,
прогнозировать,
рассуждать, участвовать в
дискуссии, решать
проблемные задания
Политическая
жизнь общества

27

Гуманистическая
роль
естественного права. Тоталитарное
правопонимание. Развитие норм
естественного права. Естественное
право как юридическая реальность.
Законотворческий
процесс
в
Российской Федерации,
Гражданин,
его
права
и
обязанности. Гражданство в РФ.
Воинская
обязанность.
Альтернативная
гражданская
служба. Права и обязанности
налогоплательщика.
Экологическое
право.
Право
граждан
на
благоприятную
окружающую
среду.
Способы
защиты
экологических
прав. Экологические
правонарушения в РФ.
Гражданское
право.
Субъекты
гражданского
права.
Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность.

Заключительные
уроки и
итоговое
повторение

5 ч.

Наследование.
Неимущественные
права: честь, достоинство, имя.
Способы защиты имущественных и
неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия
заключения брака. Порядок и
условия
расторжения
брака.
Правовое регулирование отношений
супругов.
Занятость
и
трудоустройство.
Порядок
приема
на
работу,
заключение
и
расторжение
трудового
договора.
Правовые
основы социальной защиты и
социального обеспечения. Правила
приема
в
образовательные
учреждения
профессионального
образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
Процессуальное
право.
Споры,
порядок
их
рассмотрения.
Особенности
административной
юрисдикции. Гражданский процесс:
основные правила и принципы.
Особенности уголовного процесса.
Суд присяжных. Конституционное
судопроизводство.
Международная
защита
прав
человека. Международная система
защиты прав человека в условиях
мирного времени. Международная
защита прав человека в условиях
военного времени. Международное
гуманитарное право.
Общество и человек перед лицом
угроз и вызовов XXI века.
Особенности современного мира.
Компьютерная революция. Знания,
умения и навыки в информационном
обществе.
Социальные
и
гуманистические
аспекты
глобальных проблем. Терроризм как
важнейшая
угроза
современной
цивилизации

3. Календарно-тематическое планирование
Класс ________11________
Количество часов в год __136__ ;
в неделю __4_ .
Учебник Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., Телюкина М.Ю.. Обществознание.: учебник для 11 класса общеобразовательных
учреждений/базовый уровень.–М.: Просвещение, 2014.
Программа Л.Н.Боголюбов Н.И.Городецкая, Л.Н.Боголюбова Обществознание 10-11 классы, базовый уровень /Сборник «Программы
общеобразователь-ных учреждений. Обществознание: 6-11 классы»/. – М.: Просвещение, 2011. Рекомендована Министерством
образования РФ
11 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Модуль
Кол- воспитательной
во
программы
Тип урока
часов «Школьный
урок»

Элементы
содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Дата
Вид
Домашнее проведения
контроля.
задание
Измерители
план факт

Глава 1. Экономическая жизнь общества (49 часа)

1-4 §1.Роль
экономики в
жизни общества

4

День знаний.

Изучение
нового
материала

Человек и
экономика.
Проблемы
социальнополитической
жизни. Человек
и закон

Знать основные
Вид контроля:
положения.
выборочное
Уметь анализировать, оценивание.
§1.с.5делать выводы,
Измерители:
14.Задания
отвечать на вопросы, ответы на
№2
объяснять свою точку вопросы
зрения

5 -9 § 2. Экономика:

4

День

Усвоение

Что изучает

Знать, с чем связано Выборочное

§ 2, с. 16–

наука
и хозяйство

экономическая
солидарности в нового
учебного
наука.
борьбе с
терроризмом. материала. Экономика и
Закрепление экономическая
нового
деятельность.
материала Измерители
экономической
деятельности

появление
экономической науки;
что изучают
макроэкономика и
микроэкономика; как
можно измерить и
определить ВВП.
Понимать, каковы
основные проблемы
экономической науки,
назвать и
охарактеризовать их.
Уметь объяснять, что
необходимо для того,
чтобы объекты
природы были
преобразованы в
предметы
потребления, какова
роль экономической
деятельности в этом
процессе; объяснять,
какими способами
можно увеличить
объем производимой
продукции при
имеющихся
ограниченных
ресурсах

оценивание.
Ответы на
вопросы
Тест ( задания
АиБ)

24;
задания
№ 1–4,
с. 24-25

10- § 3.
14 Экономический
рост и развитие

4

Усвоение
Понятие
нового
экономического
учебного
роста. Факторы
материала. экономического
Закрепление роста.
нового
Экстенсивный и
материала интенсивный
рост.
Экономическое
развитие.
Экономический
цикл

Знать, что такое
Выборочное
«порочный круг
оценивание.
бедности».
Ответы на
Понимать, что
вопросы
такое экономический Тест ( задания А
рост страны и как он и Б )
измеряется; чем
экономический рост
отличается от
экономического
развития; как
государство может
воздействовать на
экономический цикл.
Уметь называть
факторы
экстенсивного и
интенсивного роста;
объяснять, чем
отличаются кризисы
XIX в. от кризисов
XX в.

§ 3, с. 25–
34;
задания
№ 1–3,
с. 34-35

15- § 4. Рыночные
19 отношения в
экономике

4

Усвоение
Рынок и его роль
нового
в экономической
учебного
жизни. Рыночная
материала. структура и
Закрепление инфраструктура.

Знать основные
Выборочное
признаки свободного оценивание.
рынка; какова
Ответы на
структура и
вопросы
инфраструктура
Тест ( задание С

§ 4, с. 35–
43;
задания
№ 1–5,
с. 44

нового
материала

20- § 5. Фирма
24 в экономике

4 День народного Усвоение
единства
нового
учебного

Конкуренция и
монополия.
Современный
рынок.
Становление
рыночной
экономики
в России

рынка; чем
характеризуется
современный рынок.
Понимать, чем
рыночная экономика
отличается от
централизованной
(плановой,
командной); в чем
состоят особенности
фондового рынка;
что свидетельствует
о рыночном
характере
российской
экономики.
Уметь объяснять,
как действуют в
рыночном хозяйстве
экономические
законы; объяснять,
какую роль в
рыночной экономике
играет конкуренция

)
Вопросы на
сравнение
экономических
систем

Факторы производства и Знать, что такое
факторные доходы.
«эффективное
Экономические и
предприятие»; какие

Выборочное § 5, с.
оценивание. 44–54;
Ответы на задания

материала.
Закрепление
нового
материала

25- § 6. Правовые основы 4 Международный Усвоение
29 предпринимательской
день инвалидов. нового
деятельности
учебного
День
материала.
добровольца
Закрепление
нового
материала

бухгалтерские издержки
и прибыль. Постоянные
и переменные издержки
производства. Налоги,
уплачиваемые
предприятиями

налоги платят
вопросы
фирмы. Понимать, какие
доходы можно получить,
владея факторами
производства; зачем
производитель
рассчитывает издержки и
прибыль.
Уметь объяснять, от чего
зависит успех деятельности
предприятия; объяснять,
можно ли и как получить
доход, не имея капитала

№ 1–4,
с. 54

Правовые основы
предпринимательства.
Организационноправовые формы
предпринимательства.
Как открыть свое дело

Знать, какие законы
Выборочное § 6, с.
регулируют
оценивание. 55–67;
предпринимательские
Ответы на задания
правоотношения; что такое вопросы
№ 1–5,
лицензия, какова цель
Защита
с. 68
лицензирования.
проектов
Понимать, что мешает
развитию
производственного
предпринимательства; что
подразумевается под
обоснованием
предпринимательской идеи,
попробовать привести
конкретный пример; что

влечет за собой
осуществление
предпринимательской
деятельности без
государственной
регистрации.
Уметь давать определение
предпринимательских
правоотношений;
объяснять, какие принципы
лежат в основе
предпринимательского
права, прокомментировать
их; объяснять, чем
отличается устав от
учредительного договора
3034

§ 7. Слагаемые
успеха в бизнесе

4 Единый
урок Источники
«Права
финансирования
бизнеса.
человека»
Основные
принципы
менеджмента.
Основы
маркетинга

Знать, что такое
Выборочное оценивание.
финансирование и
Вопросы на сравнение
каковы его
источники; какие
источники
финансирования
характерны для
крупного и малого
бизнеса; что такое
топ-менеджмент и
какую должность он
занимает в фирме.

§ 7, с. 68–
79; задания
№ 1–3, с. 79

Понимать, можно
ли открыть свое
дело, не изучая
рынок.
Уметь объяснять,
могут ли малые
предприниматели в
России получить
долговременный
кредит у
коммерческих
банков; объяснять,
обязательно ли
каждое предприятие
должно
осуществлять
стратегическое
планирование
3539

§ 8. Экономика и
государство

4

Экономические Знать, в чем
Выборочное оценивание.
функции
заключается
Ответы на вопросы
государства.
ограниченность
Работа по документам
Инструмент
возможностей рынка
регулирования «регулировать»
экономики.
экономику.
ДенежноПонимать, почему
кредитная
государство занимается
(монетарная) производством
политика.
общественных благ;

§ 8, с. 80–
91; задания
№ 1–5,
с. 91–92

Бюджетнонало-говая
(фискальная)
политика.
Нужна ли
рынку помощь
государства?

должны ли
существовать пределы
вмешательства
государства в
экономику, если да, то
почему.
Уметь объяснять, какие
цели преследует
правительство, проводя
экономическую
политику; называть
основные методы
воздействия государства
на экономику;
объяснять, как
государство оказывает
поддержку рыночной
экономике

Продолжение табл.
40- § 9. Финансы в
44 экономике

4

Банковская
система. Другие
финансовые
институты.
Инфляция: виды,
причины
и последствия

Знать, какую роль
выполняют финансы в
экономике; кого
обслуживают различные
финансовые институты;
каковы социальноэкономические
последствия инфляции,
нужно ли бороться с

Выборочное оценивание. § 9, с. 92–
Ответы на вопросы
102; задания
Тест ( задания А и Б)
№ 1–5, с. 103

инфляцией.
Понимать, как устроена
банковская система
страны; зачем нужны
коммерческие банки;
может ли инфляция
положительно влиять на
экономику.
Уметь объяснять, почему
возникает инфляция
45- § 10. Занятость и
49 безработица

4

Рынок труда.
Причины и виды
безработицы.
Государственная
политика в
области
занятости

Знать, как действуют
Выборочное оценивание.
спрос и предложение на Ответы на вопросы
рынке труда; каковы
Тест ( задания С)
особенности различных
видов безработицы; как
государство регулирует
занятость населения.
Понимать, для чего
необходим рынок труда.
Уметь объяснять, почему
трудно до-стичь
равновесия на рынке труда

§ 10,
с. 104–115;
задания
№ 1–6,
с. 115–116

50- § 11. Мировая
54 экономика

4

Мировая
экономика.
Международная
торговля.
Государственная
политика в

Знать, что такое
Выборочное оценивание.
«международные
Пресс - конференция
экономические
отношения».
Понимать, каковы
причины международного

§ 11,
с. 116–126;
задания
№ 1–4,с.127

разделения труда; почему

Продолжение табл.
1

2

3

4

5
области международной
торговли. Глобальные
проблемы экономики

60- § 12. Экономическая
64 культура

4

6
некоторые государства
применяют политику
протекционизма.
Уметь объяснять,
какая страна – США
или Нидерланды –
больше зависит от
международной
торговли и почему

Экономическая
Знать, основы
культура.Экономический экономической
интерес .Экономическое культуры общества.
поведение.Культура
Понимать, какие
производства и
экономические
потребления.Особенности проблемы приходится
современной экономики решать в условиях
Росси.Экономическая
ограниченных
политика Российской
ресурсов
Федерации.
рациональным

7

8
с. 127

Выборочное § 12,
оценивание. с. 128–140;
Маркетинг – задания
важная
№ 1–5, с. 141.
составляющая Эссе”Система
в
частной
деятельности собственносифирмы
важнейшая
(ролевая игра) гарантия свободы
но только для

9

10

производителю и
потребителю.
Подумать, можно ли
защитить свои доходы
от инфляции, если да,
то каким образом.
Уметь объяснять, как
рационально
расходовать деньги,
чем обязательные
расходы отличаются от
произвольных
расходов; объяснять,
какими способами
можно увеличить
объем производимой
продукции при
имеющихся
ограниченных
ресурсах
65- Повторительно1
66 обобщающий урок к
главе 1. Контрольная
работа по
теме: «Экономическая
жизнь общества»

владельцев
собственности.Но
и для тех,у кого
ее нет.”Ф.А.Хаек

Знать основные
Проведение §§1-12,с.142
положения раздела.
теста в форме
Уметь анализировать, ЕГЭ(А В С)
делать выводы,
отвечать на вопросы,
объяснять свою точку
зрения

Продолжение табл.
1

2

3

4

5

6

7

8

Глава 2. Социальная сфера (21часов)
67- § 13. Социальная
71 структура
общества.

4

72- § 14. Социальные 4 .
76 нормы и
отклоняющееся
поведение

Социальная структура
,социальная
группа,социальная
стратификация,
маргиналы, люмпены,
социальное неравенство,
мобильность, социальный
лифт, социальные
интересы.

Знать, основные
понятия,уметь раскрывать
их смысл.
Уметь характеризовать
сущность социальной
структуры,осуществлять
поиск информации по
заданной теме;различать
факты и
суждения;представлять
результаты своей
деятельности.

Социальные нормы и
Знать, классификацию
отклоняющееся
социальных норм;причины
поведение.Многообразие отклоняющегося поведения.
социальных
Понимать, необходимость
норм.Девиантное
регулирования
поведение,его причины и общественных
профилактика.Социальный отношений,сущность
контроль и самоконтроль. социальных
норм,механизм правового
регулирования.
Знать основные понятия
темы,уметь критически

Выборочное § 13, с. 143–152;
оценивание. задания № 1–3,
Ответы на с. 152-153
вопросы
Работа по
документам

Выборочное § 14, с. 153–163;
оценивание. задания № 1–4,
Тест
с.
Ответы на 164.Эссе”Девиантное
вопросы
поведение-благо или
зло?”

9

10

осмысливать социальную
информацию,анализировать
полученные данные,решать
познавательные и
практические
задачи,самостоятельно
определять алгоритмы
познавательной
деятельности.
Продолжение табл.
1

2

3

77- § 15. Нации и
4
81 межнациональные
отношения.

4

5

6

7

8

Национальные
Знать, особенности
Выборочное
§ 15, с. 164–172; задани
отношения.Этнические
национальных
оценивание.
№ 1–4, с. 172общности.Межнациональное отношений,причины
Ответы на
173.Презентация”Основ
сотрудничество и
конфликтов и способы их
вопросы
направления националь
межнациональные
разрешения.
Практическое
политики”.
конфликты.Национальная
Объяснять,причиннозанятие.Проверка
политика.Межнациональные следственные и
эссе.
отношения,этносоциальные функциональные связи
конфликты и пути их
изученных социальных
решения,конституциональные объектов,осуществлять
принципы национальной
поиск социальной
политики в РФ.
информации представленной
в различных знаковых
системах,анализировать
ее,формулировать
собственные суждения по

определенным проблемам.
82- § 16.Семья и быт.
86

Семья и быт.Семья как
социальный институт.Семья в
современном
обществе.Бытовые
отношения.Семья и брак.

4

Знать, основы семейных
Выборочное
отношений.
оценивание.
Уметь характеризовать
Ответы на
семью как важнейший
вопросы
социальный
институт;раскрывать на
примерах изученные
теоретические
положения,осуществлять
поиск
информации,представленной
в различных знаковых
системах,уметь подготовить
устное
выступление,презентацию.

§ 16,
с. 174–184;
задания
№ 1–3, с. 184.
Исследование
’’Семья в современ
ном обществе”

Продолжение табл.
1

2

87 § 17. Гендерсоциальный пол

3
1

4

5

6

Понятие
Знать, что
“гендер’’.Гендерные
представляет собой
стереотипы.Гендерная
понятие гендер; что
роль.Гендерный
такое гендерный
конфликт.Гендер и
стереотип.
социализация.Гендерные
Понимать, как
отношения в современном меняются гендерные
обществе.Гендерная
стереотипы с
идентичность.Эмансипация. развитием общества.

7
Выборочное
оценивание.
Ответы на
вопросы

8
§ 17,
с. 184–193;
задания
№ 1–6,
с. 192–193

9

10

Уметь объяснять,
каковы основные
гендерные роли
мужчин и женщин в
современном
обществе;что
оказывает влияние на
гендерную
социализацию.
88 §18.
Молодежь в
современном
мире.

Молодежь в современном Знать, роль
Выборочное
обществе.Молодежь как
молодежи в жизни
оценивание.
социальная группа.Развитие общества.
Ответы на
социальных ролей в
Уметь осуществлять вопросы
юношеском возрасте.
поиск информации в Сообщения
различных знаковых
системах,делать
выводы,оценивать
социальные
явления,представлять
результаты своей
деятельности в виде
проекта
исследования

1

§ 18,
с. 194–202;
задания
№ 1–4,
с. 203–204.Анализ
документа
с.201.Эссе”молодостьэто время для
усвоения
мудрости,старостьвремя для ее
применения’’.Ж.Руссо

Продолжение табл.
1

2

89- § 19.
91 Демографическая

3
2

4

5
Тенденция развития
семьи в современной

6

7

8

Знать, какие тенденции в Выборочное § 19,
развитии семьи можно
оценивание. с. 204–213;

9

10

ситуация в
современной
России

92 Повторительно1
обобщающий урок
к главе
2. Контрольная
работа по теме:
«Социальная
сфера»

России.Проблема
неполных
семей.Современная
демографическая
ситуация в Российской
Федерации

оценить как
неблагоприятные,что такое
неполная семья,как
увеличение числа
неполных семей
сказывается на
демографической и
социальной ситуации в
обществе.
Понимать,чем
характеризуется
современная
демографическая ситуация
в России.
Уметь объяснять, какие
факторы оказали
негативное влияние на
современную
демографическую
ситуацию в России.

Ответы на
вопросы
Тест
Проверка
эссе

задания
№ 1–4,
с. 212–213

Знать основные
положения курса.
Уметь анализировать,
делать выводы, отвечать на
вопросы, объяснять свою
точку зрения

Проверочная §§13-19
работа.
с.214-215
Ответы на
вопросы.
Проведение
теста в
форме
ЕГЭ(А В С)

Глава 3. Политическая жизнь общества (27 часов)
93- § 20. Политика и
96 власть

3

97- § 21. Политическая
100 система.

3

Политика и
власть.Политика и
общество.Политические
институты и
отношения.Власть,ее
происхождение и виды.
Понятие
власти.Государство,его
функции.

Знать,соотношение власти Выборочное
и политики,признаки
оценивание.
политических институтов. Круглый
Объяснять, причинностол
следственные связи
Ответы на
изученных социальных
вопросы
объектов;взаимосвязи
подсистем и элементов
общества;осуществлять
поиск социальной
информации,анализировать
ее,формулировать свое
отношение по
определенным проблемам.

Политическая система, государство,
конституционное право, демократия
,представительная демократия
,непосредственная демократия, политический
режим.

Знать структуру
политической системы.
Уметь характеризовать
основные подсистемы
политической системы,
выделять существенные
признаки, раскрывать
основные функции,
характеризовать роль
государствa ,уметь
обосновывать суждения

§ 20,
с. 216–226;
задания
№ 1–5,
с. 227.Анализ
документа,с.225226

Выборочное § 21,
оценивание. с. 228–240;
Ответы на задания
вопросы
№ 1–5, с. 239240.Анализ
документа,с.238

,давать определения,
работать с текстами
различных стилей.
101- §22.Гражданское
104 общество и правовое
государство.

3

Гражданское общество и
государство.Парламентская
республика.Полупрезидентская
республика.Парламентская
монархия.ООН.Пакт.
Гражданское общество.Местное
самоуправление СМИ

Знать и характеризовать Выборочное § 22,
основные признаки
оценивание. с. 240–249;
правового
Ответы на задания
государства.Знать
вопросы
№ 1–5,
международные документы
с. 249
о правах человека,
механизм защиты прав,
владеть приемами
исследовательской
деятельности,
элементарными умениями
прогноза.
Уметь работать с
документами,анализировать
их,высказывать оценочные
суждения.

105- §23.Демократические 4
109 выборы.

Демократия,избирательное
Знать особенности и этапы
право,избирательная
демократических выборов.
система:мажоритарная,пропорциональная,элита Уметь решать познавательные и
практические задачи;владеть основными
видами публичных выступлений.
Знать и объяснять основные понятия
темы:уметь решать познавательные и
практические задачи;владеть основными
видами публичных выступлений.

Выборочное §23,с.25
оценивание.
Ответы на
вопросы

110- § 24. Политические
114 партии и партийные
системы

Политические
Знать основные понятия темы:уметь
партии.Демократия,избирательное
решать познавательные и практические
право,избирательная
задачи;владеть основными видами
система:мажоритарная,пропорциональная,элита публичных выступлений
Уметь решать познавательные и
практические задачи;владеть основными
видами публичных выступлений

Выборочное
оценивание.
Тест
Ответы на
вопросы

Политическая элита,политическое
лидерство,роль политического лидера,типы
лидерства

Выборочное § 25,
оценивание. с. 272–2
задания
№ 1–4,
с. 282–
283.Эсс
действет
открыто
закрыты
дверьми

4

115- § 25. Политическая
4
119 элита и политическое
лидерство

Знать что представляет собой
политическая элита,кто такой
политический лидер,каковы основные
признакит политического лидерства.
Уметь работать с
документами,перечислять основные
функции политического
лидера,сравнивать традиционноеб
легальное(на основе закона) и
харизматическое лидерство

§ 24,
с. 261–2
задания
5,с.271

Продолжение табл.
1

2

120 § 26. Политическое
- сознание
121

3

2

4

5

Политическое сознание,политическая
идеология,обыденное и теоретическое
сознание,современные политические
идеологии:либеральная,консервативная,социалистическая,
социал-демократическая,коммунистическая,идеология
фашизма.Политическая психология,политическая
пропаганда,рольСМИ в политике.

6

Знать основные
положения по теме
урока: какова суть
отличия понятия
«политическое
сознание» от понятия
«политическое
знание»;чем
различаются два
уровня политического
сознания:обыденнопрактический и
идеологотеоретический.
Уметь давать
определение понятий;
характеризовать
каждую из
идеологий,оказавших
влияние на события
XX в,определять
место СМИ в
современной

7

8

Ответы на
вопросы

Лидер ведет за
собой,а босс
управляет»Т.Руз

Выборочное
оценивание.
Тест
Ответы на
вопросы

§ 26,
с. 283–297;
задания
№ 1–5,
с. 297

политической жизни
Продолжение табл.
1

2

3

4

5

6

7

8

122- § 27.
123 Политическое
поведение

2

Политическое
поведение,политический
протест,политический
терроризм,экстремизм.

Знать основные положения по
теме урока: как различаются
формы политического
поведения,каковы его мотивы.
Уметь давать определение
понятий;объяснять,чем опасно
экстремистское
поведение;каковы возможности
регулирования политического
поведения.

Выборочное
оценивание.
Ответы на
вопросы

§ 27,
с. 298–
307;
задания
№ 1–4,
с. 306–
307

124- § 28.
125 Политический
процесс и
культура
политического
участия

2

Политический
процесс:формирование
власти и осуществление
власти.Политическое
участие:политическая элита
и рядовые
граждане.Политическая
культура.

Знать основные положения по
теме урока: что такое
политический процесс;какие
типы политических процессов
вам известны;каковы структура
и стадии политического
процесса.В чем суть
политического участия?
Уметь давать определение
понятий «политический
процесс», « политическое
участие» , « политическая
культура».

Выборочное
оценивание.
Письменные
вопросы и
задания
Ответы на
вопросы

§ 28,
с. 307–
318;
задания
№ 1–4,
с. 317318

9 10

126 Повторительнообобщающие урок
к главе3.
127 Контрольная
работа по теме:
«Политическая
жизнь общества»

Политика и власть.Политика
и общество.Политические
институты и
отношения.Власть,ее
происхождение и виды.
Понятие
власти.Государство,его
функции.

1

Знать основные положения по Тест в форме
теме урока.
ЕГЭ
Уметь характеризовать
основные подсистемы
политической системы,
выделять существенные
признаки, раскрывать основные
функции, характеризовать роль
государства, уметь
обосновывать суждения, давать
определения, работать с
текстами различных стилей.

Продолжение табл.
1

2

3

4

5

6

Политические
партии.Демократия,избирательное
право,избирательная
система:мажоритарная,пропорциона
льная,элита

7

8
§§2028(повторить)

Заключительные уроки (5 часов)
Заключение.
128 Взгляд в будущее
129

2

Общество: человек перед лицом
угроз и вызовов XXI в.
Экологические проблемы.

Знать основные
положения по теме урока.
Уметь анализировать,
делать выводы, отвечать
на вопросы, объяснять

Выборочно с.334-344
е
оценивание
.
Семинар

9 10

свою точку
Ответы на
зрения;называть и
вопросы
характеризовать
основные проблемы XXI
в;
Угрозы термоядерной
войны.Международный
терроризм.Преодоление экономической отсталости
бедности и нищеты стран третьего
мира.социально-демографические
проблемы.Наркомания и
наркобизнес.Отставание с
разработкой методов лечения и
профилактики наиболее опасных
болезней.Проблема
предотвращения опасных
последствий НТП.Опасность
масштабных аварий в
промышленности энергетике и на
транспорте.Угрозы культуре
духовному развитию
человека.Постиндустриальное
(информационное)общество.

Объяснять возможные
пути решения глобальных
проблем;объяснять,чем
отличается
постиндустриальное
общество от
индустриального;какими
качествами должен
обладать человек,чтобы
жить и работать в
меняющемся обществе.

130- Итоговое повторение
131

2

Знать основные
положения курса.
Уметь анализировать,
делать выводы, отвечать
на вопросы, объяснять
свою точку зрения .

Проведение
теста в
форме ЕГЭ

132 Итоговая контрольная
работа.

1

Знать основные
положения курса.
Уметь анализировать,
делать выводы, отвечать
на вопросы, объяснять
свою точку зрения .

Проведение
теста в
форме ЕГЭ

Литература для учащихся:
 Обществознание: 8 ил.— М., 1999.
 Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
 Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.
 Обществознание: 11 кл./Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой— М., 2001.
 Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
 Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ
и классов
 с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и
Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.
Литература для учителя:
 Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
 Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе.
Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
 Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
 Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М.,
1988.
 Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999
Интернет- ресурсы:
 Авторские презентации
 Сообщество учителей истории. Методические материалы на сайте «Сеть
творческих учителей»
 VIP.KM.RU (методическая копилка уроков обществознания)
 history-lesson.ru (цоры для 8 класса), презентации Чернова по обществознанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».