РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования. Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в
соответствии с Базисным учебным планом (по одному часу в 5-6 классах).
Структура рабочей программы полностью отражая основные идеи и предметные темы
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС). Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход
к изучению географической среды в целом и ее пространной дифференциации в условиях разных
территорий и акваторий Земли. В основу содержания учебного предмета положено изучение
географической среды для жизни и деятельности человека.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания
географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения
правильно ориентироваться в пространстве. В связи с этим рабочая программа содержит
рекомендации по изучению регионального компонента по географии своей области, так как
изучение малой родины, её географических особенности, активная познавательная, творческая и
практическая деятельность учащихся являются необходимыми условиями изучения географии
своей страны.
Курс географии 6 класса направлена на формирование у учащихся представлений о специфике
природы, населения и хозяйства на различный уровнях познания, на формирование
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
здоровья.
В курсе «Физическая география» происходит знакомтсве учащихся с основными понятиями и
закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в
литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными
оболочками Земли.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по
географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по
географии в 6 классе.
Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс
опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий
мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего
карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли
на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Построение начального курса географии.
Материал курса сгруппирован в 7 разделов.
2

Введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит
сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели
дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения
является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от
человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских
путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с
историей.
Раздел «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной
системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и показывает как свойства нашей
планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит
пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения
географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух
разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при
изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической
оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем
новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно
насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии
природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на
природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи
с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим
для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в
предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь
демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы
составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь
начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности
жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при
вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных
явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также
до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями
среды обитания в результате его же деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе
отводиться 34 часа. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется
использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения
практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических
работ на местности.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования
запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические
работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и
при необходимости
своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Рабочая программа рассчитана на 34 часов.
Оценочных практических работ: 7.
Обобщающее повторение в форме тестирования: 6.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная,
индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно
ориентированные (проектно–исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).
Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.
3

Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема
Учебные понятия и персоналии
Тема1. Земля Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения
Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и
как планета
солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на
поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель,
географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа: 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения
Тема2.
расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы.
Способы
Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о
изображения
географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане
земной
местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
поверхности
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали,
условные знаки.
Практические работы:
1. Определение направлений и расстояний по карте.
2. Определение географических координат.
3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая
Тема3.
и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические,
Литосфера
осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие
поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли:
выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового
океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические,
осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры,
вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание,
внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы:
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте
5

Тема4.
Атмосфера

Тема5.
Гидросфера

Тема6.
Биосфера

3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей
местности).
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности
суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины
его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание
погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря
Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление,
ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы:
1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.
2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы.
Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо действие океана с атмосферой
и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и
использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и
бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые,
межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники,
айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы:
1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.
2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.
4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения,
использование человеком.
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых
организмов к среде обитания в разных природ ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана
органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Практическая работа:
1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
6

Тема 7. Почва Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образова ния почв разных типов.
Понятие о географической оболочке.
и геосфера
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической
оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность.
Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием
деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон
географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Практические работы:
1. Изучение строения почвы на местности.
2. Описание природных зон Земли по географическим картам.
3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

7

Состав УМК:
1. Программа курса «География. 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений.
3. Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.
«География. Физическая география. 6 класс.»
4. Домгацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домагцких, Н.И.
Алексеевского «География. Физическая география. 6 класс»
5. Ряховские С.В. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география. 6 класс:
контрольно-измерительные материалы»
6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. «География. Введение в география. Физическая география.
5-6 классы»
7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. «География. Физическая география. 6 класс»
Предметные результаты:
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
 Объяснять роль различных источников географической информации.
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
 Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
 Объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
 Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 Определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменения в результате деятельности человека;
 Различать видовое разнообразие компонентов природы в пределах географической оболочки;
 Выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
 Выделять причины стихийных явлений в геосферах;
Использование географические умений:
 Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
 Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных
источников географической информации;
 Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы;
 Использование карт как моделей;
 Определять на карте местоположение географических объектов;
Понимание смысла собственной деятельности:
 Формулировать свое отношение к природным и антропогенным причинам изменения
окружающей среды;
 Использовать географические знаний для осуществления мер по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явления;
 Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.

8

Учащиеся должны:
1. Знать (понимать)
 Форму и размеры Земли;
 Полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт,
условные знаки карт;
 Части внутреннего строения Земли; основные формы рельефа;
 Части Мирового океана; виды вод суши;
 Виды движения воды в океане;
 Причины изменения погоды; типы климатов; виды ветров, причины их образования;
 Пояса освещенности Земли;
 Материки и океаны Земли;
 Географические объекты, предусмотренные программой.
Уметь:
 Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую
информацию;
 Использовать источники географической информации для решения учебных и
практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной
жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту
и окружающей среде;
 Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том
числе инструментальных).
 Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
 Описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
 Определять качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы, явления;
 Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
 Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
 Приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг
на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и
явлений; с помощью приборов изменения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной
высоты; примеры, показывающие роль географической науки;
 Различать изученные географические объекты, процессы, явления;
 Создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные
тексты и устные сообщения о географических явлениях;
 Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
 Сравнивать географические объекты, процессы, явления; качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы,
явления;
 Строить простые планы местности;
 Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений
 Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское,
Карабское.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
9

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, новая Гвинея, Огненная Земля,
Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Индостан, Скандинаский, Лабрадор, Сомали, Камчатка, Аляска.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ,
Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины,
Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские,
Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка,
Эльбрус, Вузувий, Гекла, Кракатау, Котопахи
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект
натуральных объектов, модели, школьная метеостанция, приборы и инструменты для
проведения демонстраций и практических занятий;
2. Постоянные и временные экспозиции;
3. Комплект технических и информационно - коммуникативных средств обучения;
4. Проектор;
5. Ноутбук;
6. Мультимедиа – проектор;
7. Интерактивная доска;
8. Коллекция медиаресурсов;
9. Выход в Интернет;
10. Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы,
портреты путешественников);
11. Библиотека учебной, программно-методической и научно-популярной литературы;
12. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных
работ обучающихся, проведения контрольных работ
Форма промежуточной аттестации
1. Тестирование
2. Контрольные работы
3. Письменные проверочные работы

10

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.

Тематическое планирование
№

Наименование тем разделов

1. Земля как планета
2. Географическая карта

3. Литосфера

4. Атмосфера

5. Гидросфера
6. Биосфера
7. Почва и географическое оболочка
Итого

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
День знаний
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к
действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций)
День солидарности в борьбе с терроризмом
Неделя безопасности дорожного движения
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской Федерации)
Международный день толерантности
День матери в России
Международный день инвалидов
День российской науки
День защитника Отечества
Международный женский день
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
празднованию Всемирного дня гражданской обороны
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны)
Международный день семьи

Кол-во
часов

5
5

7

8

4
2
3
34

.

11

Календарно-тематическое планирование
Разработано с учетом рабочей программы воспитания
№п/п

Тема урока

Кол - во
часов

Календарные
сроки
план

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Планеты Солнечной Системы ( День знаний1.09)
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций)1.09
День солидарности в борьбе с терроризмом (3.09)
Система географических координат
Времена года
Пояса освещенности
Контрольная работа по разделу «Земля как планета»
( Неделя безопасности дорожного движения 28.09)
Масштабы карты (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации)4.10.)
Виды условных знаков на картах.
Стороны горизонта
Изображение рельефа на карте
Контрольная работа по разделу «Географическая карта».
Строение земного шара
Виды горных пород ( Международный день толерантности 16.11)
Полезные ископаемые ( День матери в России 26.)
Движения земной коры ( Международный день инвалидов 3.12)
Выветривание горных пород

факт

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33

34

Рельеф суши и дна океана
Контрольная работа по разделу «Литосфера»
Строение атмосферы.
Температура воздуха
Атмосферное давление
Движение воздуха.
Вода в атмосфере.
Погода
Климат( День защитника Отечества 23.02)
Обобщающий урок по теме «Атмосфера»
( Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня
гражданской обороны 1.03)
Единство гидросферы ( Международный женский день 8.03)
Воды суши: реки и озёра
Воды суши: подземные воды и природные льды
Контрольная работа по разделу «Гидросфера»
Царства живой природы
Биосфера и охрана природы.
Почва

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Природный комплекс.
Природные зоны. Описание природных зон Земли Пр/р №14
(Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны 30.04)
Итоговая контрольная работа курсу «География. Начальный курс»
( Международный день семьи)

1

1
1
1
1
1
1
1

1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».