1 Пояснительная записка. Рабочая программа по географии для 7 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» /Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/. В данном материале приводится план на весь учебный год (два часа в неделю). План-сетка содержит колонки: номер урока, тема урока, количество часов, тип урока, элементы обязательного минимума образования, требования к уровню подготовки обучающихся, дополнительный материал, формы контроля, практические работы, домашнее задание, дата проведения по плану и факту. Планирование составлено на основе: Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов, в неделю – 2 часа. География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 1. федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 2. приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 3.Концепция краеведческого образования в Республике Дагестан (приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан. 4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (» (письмо Министерства образования и науки Республики Дагестан. 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей №5. Цели и задачи курса: - создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков; - раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков; - воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе. Курс состоит из двух частей: 2 Планета, на которой мы живём. Материки планеты Земля. Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света». Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа. Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий. Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга. Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления. Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы. Следующая, большая часть курса включает в себя темы: «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Южная Америка», «Северная Америка», «Евразия». Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом: 1. Географическое положение и история исследования; 2. Геологическое строение и рельеф; 3. Климат; 4. Гидрография; 5. Разнообразие природы; 6. Особенности населения; 7. Природно-хозяйственные регионы. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах и вместе с тем выявить общее в природе всех материков. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 68 часов: 3 Раздел 1. Планета, на которой мы живет Тема 1. Мировая суша Соотношение суши и океана на Земли, их проспределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушарие. Материки и острова. Основные понятия: материк, океан, часть света, остров. Тема 2. Поверхность Земли Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов,. Строение земной коры. Теория дрейфа литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатные пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты. Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединноокеанические хребты, рифт, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы. Персоналии: Альфред Вегенер Практическая работа: Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем. Тема 3. Атмосфера Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс. Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западные и северовосточный перенос, континентальность, тип климата, климатограмма, воздушная масса. Персоналии: А.И. Воейков. Практическая работа: Определение типов климата по климатограммам. Тема 4. Мировой океан Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли. Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос. Персоналии: Огюст Пикар. Практическая работа: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дня океана. Тема 5. Геосфера Понятие о географическое оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы. Закон географической зональности. Природные комплексы различных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи. Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона. Персоналии: В.В. Докучаев. Практические работы: 1. Анализ схем круговорота веществ и энергии.2. Установление по тематическим картам атласа связи между типами климата и природными зонами. Тема 6. Человек Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная 4 деятельность человека и её изменение на разных этапах развития общества. Взаимоотношения человека и природы. Охрана природы. Всемирное природное наследие. Основные понятия: миграция, раса, этнос,религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика. Практическая работа: Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас. Раздел 2. Материки планеты Земля Тема 1. Африка История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий. Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира: Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальный парки Африки. Неравномерность размещения населения. Его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под её влияние. Главные объекты природного и культурного наследия. Основные понятия: саванна, национальный парк. Восточно-Африканский разлом, Сахель, магриб, экваториальная раса. Персоналии: Васко да Гама, Д.Левинстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гулилев, ДЖ. Спик. Практические работы: 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусном мере и километрах. 2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых 3. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке. Тема 2. Австралия и Океания История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельность и изменение природы Австралии. Австралийский союз – страна-материк. Главные объекты наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов. Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены. Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал. Практическая работа: Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. Тема 3. Антарктида Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологическое строения. Рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы: рельеф подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды» Отсутствие постоянного населения. Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник. Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амудсен, Р. Скотт. Тема 4. Южная Америка. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты населения. Анды – регион богатой культуры. Галапагосский о-ва, Мачу-Пикчу. 5 Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка. Персоналии: А. Гумбольт. Х. Колумб Практические работы: 1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Африки и Южной Америки. Тема 5. Северная Америка История открытия. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горных хребет. Аппалачи. Разнообразия типов климата, меридиональное протирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы. Англо-Америка. Мигранты. Особенности человеческой деятельности. Объекты наследия. Наигарский водопад, Йеллоустонский н.п., Большой каньон, плато Колорадо. Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка. Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон Практические работы: 1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Тема 6. Евразия Самый большой материк. История изучения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самый высокие горы и сама глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразия рек, крупнейшие реки Земли. Самый большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии мировой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты природного населения. Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев. Практические работы: 1. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам. 2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели. 3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельность не сферы Земли. Меры охраны. Центры происхождения культурных растений. Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологические проблемы. Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский. Практические работы: Выявление связей между компонентами природного комплекса. Требования к уровню подготовки учащихся: В результате изучения географии 7 класса учащиеся должны А) знать/понимать: Основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; 6 Географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; Природные и антропогенные причины возникновение геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; Б) уметь: Выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явления; Находить в разных источниках, анализировать, преобразовывать, сохранять информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем, производить её передачу; Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации, умений сравнивать географические карты. Определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов. В) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; Чтение карт различного содержания;поиск географической информации из разных источников картографических, статистических, геоинформационных; Объяснение и оценка явлений и процессов адаптации к условиям проживания на определенной территории самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; Соблюдение мер безопасности с случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф Форма промежуточной аттестации 1. Тестирование 2. Контрольные работы 3. Письменные проверочные работы Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения: 1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, школьная метеостанция, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий; 2. Постоянные и временные экспозиции; 3. Комплект технических и информационно - коммуникативных средств обучения; 4. Проектор; 5. Ноутбук; 6. Мультимедиа – проектор; 7. Интерактивная доска; 8. Коллекция медиаресурсов; 9. Выход в Интернет; 10. Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты путешественников); 11. Библиотека учебной, программно-методической и научно-популярной литературы; 7 12. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ. Учебно-методический комплекс: 1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт. 2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт. 3. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с. 4. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с. 5. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 6. Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 Дополнительная литература: 1. География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей). 2. Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с. 8 Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания. Тематическое планирование № Наименование тем разделов 1. Поверхность Земли 2. Атмосфера 3. 4. 5. 6. 7. Мировой океан Геосфера Человек Африка Австралия и Океания 8. 9. 10. 11. 12. Антарктида Южная Америка Северная Америка Евразия Взаимоотношения человека и природы Итого Модуль воспитательной программы «Школьный урок» День знаний Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) День солидарности в борьбе с терроризмом Неделя безопасности дорожного движения Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) Кол-во часов Международный день толерантности День матери в России Международный день инвалидов 4 3 5 9 6 День российской науки День защитника Отечества Международный женский день Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) Международный день семьи 5 4 2 8 8 10 6 68 9 Календарно-тематическое планирование Разработано с учетом рабочей программы воспитания №п/п Тема урока Кол - во часов Календарные сроки план 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Суша в океане?( День знаний1.09) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций)1.09. Геологическое время День солидарности в борьбе с терроризмом (3.09.) Строение земной коры Литосферные плиты. Пр/р 1. Платформы и равнины Складчатые пояса и горы Пояса планеты. Пр/р 2. Воздушные массы и климатические пояса Климатообразующие факторы ( Неделя безопасности дорожного движения 28.09) Контрольная работа по разделам «Мировая суша», «Поверхность Земли» и «Атмосфера» Мировой океан и его части. Пр/р 4 Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации)4.10) Движение вод Мирового океана. Система течений. Органические мир океана. Особенности природы отдельных океанов Географическая оболочка. Пр/р 5 Широтная зональность и высотная поясность. Пр/р 6 Освоение Земли человеком факт 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Охрана природы Население Земли. Пр/р 7 Политическая карта мира. Пр/р 8 Контрольная работа по разделам . «Планета, на которой мы живем» Африка: географическое положение и история освоения. Пр/р 9 Основные черты природы Африки. Пр/р 10 ( Международный день толерантности 16.11) Климат Африки Гидрография Африки Природные зоны Население Африки. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы: Северная и Западная Африка. ( Международный день инвалидов 3.12) Центральная, Восточная и Южная Африка. Контрольная работа по разделу «Африка» Пр/р 11 Географическое положение и история исследования Австралии Компоненты природы Австралии. Пр/р 12 Основные черты природы Австралии Австралийский Союз Океания – островной регион Контрольная работа по разделу «Австралия и Океания» Географическое положение и история исследования Антарктиды Основные черты природы Антарктиды Географическое положение, история открытия и исследования Южной Америки. Пр/р 13 Основные черты природы Южной Америки Климат Южной Америки Гидрография Южной Америки Разнообразие природы. Пр/р 14 ( День российской науки 8.02) Население Южном Америки. Пр/р 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Крупные природные и историко-культурные регионы Южной Америки. Контрольная работа по разделу «Южная Америка» Географическое положение, история открытий и исследований Северной Америки ( День защитника Отечества 23.02) Основные черты природы Северной Америки Климат Северной Америки. Пр/р 16 ( Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны 1.03) Гидрография Северной Америки Природные зоны Северной Америки. ( Международный женский день 8.03) Население Северной Америки. Пр/р 17 Крупные природные и природно-хозяйственные регионы Северной Америки Контрольная работа по разделу«Северная Америка» Географическое положение и история исследований Евразии Основные черты природы Евразии Климат Евразии. Пр/р 18 Гидрография Евразии Разнообразие природы. Пр/р19 Население Евразии. Крупные регионы Евразии. Пр/р 20 Регионы Азии: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Прр 21 Контрольная работа по разделу «Евразия» Природа и общество (Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны 30.04) Экологические проблемы. Пр/р 22 Стихийные явления в геосферах и правила безопасности людей( Международный день семьи) Контрольная работа по курсу «География материков и океанов» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12