РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО 2-4 КЛАСС

1

1.Пояснительная записка 2 класс
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго
класса составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы В.С. Кузин
«Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» (УМК «Школа России»).
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части
культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти
ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е.
зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных
(пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура;
конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного
искусства, народного искусства —
традиционного крестьянского и народных
промыслов, а также постижение роли
художника в синтетических (экранных)
искусствах — искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с
жизнью общества и человека. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по
ступенькам познания личных связей со всем миром художественно – эмоциональной
культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и
ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения,
освоение традиций художественной культуры и импровизированный поиск личностно
значимых смыслов.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:
1. федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего
образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования»;
3.Концепция краеведческого образования в Республике Дагестан (приказ
2

Министерства образования и науки Республики Дагестан.
4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (» (письмо Министерства
образования и науки Республики Дагестан.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№ 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей
№5.

3

2.Планируемые результаты обучения
Личностные
результаты

Метапредметные
результаты

 Формирование у учащихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное

в жизни и в искусстве умение видеть в природе многообразие формы и цвета , ценили красоту
простых , обыденных явлений .
 Формирование художественно – творческой активности школьника позволяет им раскрыться ,
овладеть различными приемами творческой деятельности .
 Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования
художественных знаний , умений и навыков происходит в процессе практической деятельности
ребенка .
 Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка ; формирование
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению ; ознакомление с особенностями работы в
области декоративно – прикладного и народного искусства .
 Развитие у детей изобразительных способностей , художественного вкуса , творческого
воображения , пространственного мышления , эстетического чувства воспитание интереса и
любви к искусству .
Объединение уроков по темам , задачам , ведущим целям обучения и воспитания учащихся
позволяет полнее раскрывать межпредметные связи учебной программы , активно привлекать
материал уроков чтения , природоведения , музыки и труда .
 Ведущая учебно – воспитательная идея объединяет уроки в каждой теме , дает возможность
связать материал урока изобразительного искусства с другими учебными предметами , с жизнью .
 Планирование урока по темам с учетом единства их идейно – тематической направленности
способствует новому осмыслению и внутрипредметной связи .


4

Предметные
результаты

Учащийся научится:

 начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка ( линия ,
композиция , контраст света и тени , сочетание оттенков цвета , колорит ) ;
 термины « эмблема» , «символ» , «декоративный силуэт» ;
 начальные сведения о видах современного декоративно – прикладного искусства ;
 простейшие сведения о наглядной перспективе , линии горизонта , точки схода ;
 начальные сведения о светотени ( свет , тень , полутень ,блик, рефлекс , падающая тень );
 деление светового круга на группу теплых цветов , группу холодных цветов и зеленой ( он
занимает особое положение ) ;
 изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве
 рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства ( содержание ,
художественная форма ), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства .
 чувствовать и определять красоту линий , формы , цветовых оттенков объектов в действительности и
в изображении .
 выполнять изображения отдельных предметов ( шар , куб и так далее ) с использованием фронтальной
и угловой перспективы .
 передавать в рисунках свет , тень , полутень , блик , рефлекс , падающую тень , используя различную
штриховку для выявления объема , формы изображаемых объектов .
 анализировать изображаемые предметы , выделяя при этом особенности конструкции ( строение ) ,
формы , пространственного положения , особенности цвета , распределение светотени на поверхности
предмета .
 использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков , творчески и разнообразно
применять приемы народной кистевой росписи .
 использовать закономерности линейной и воздушной перспективы , светотени , цветоведения как
выразительные средства в аппликациях и мозаичном панно .

5

3.Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:
Разделы и темы программы

Модуль
воспитательной
работы «Школьный
урок»
(День знаний1.09.)

Количеств
о часов

1. Рисование с натуры и по представлению ( рисунок , живопись ).

10 час.

2. Тематическое рисование . Иллюстрирование ( композиция ).

10 час.

3. Декоративная работа с элементами дизайна .

11 час.

4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте во круг нас .

3 час.

6

4. тематическое планирование
№п/п

Наименование раздела, темы

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

1

Рисование с натуры и по представлению (
рисунок , живопись )

2

Тематическое рисование . Иллюстрирование (
композиция )
Декоративная работа с элементами дизайна .
Беседы об изобразительном искусстве и
красоте во круг нас .

10

Итого

34

3
4

( День знаний1.09.)

Количество
часов

В том
числе
Контрольн
ые
Работы

Проверочн
ые работы

10

11
3

7

5. Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
Учебно-тематическое планирование «Изобразительное искусство» 2 класс
№

Тема урока:

Кол-во часов Календарные сроки

Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя

План

Факт

Мы рисуем осень
Вступительная организационная беседа.
Рисунок «Какого цвета море»
Цветочный узор в круге. Городецкие букеты
Декоративное рисование

1

3

Дары осени. Рисование с натуры овощей и фруктов в натюрморте ( Карандаш )

1

4

Дары осени. Рисование с натуры овощей и фруктов в натюрморте ( Акварель )

1

5

Наряд для матрешки. Полхов-Майдан
Декоративное рисование
Наши друзья – животные
Рисование с натуры игрушечных зверей (медведь)

1

Мы рисуем сказку
Иллюстрирование народной сказки «Три медведя»
Красота осенних листьев
Рисование с натуры
Осень. Музыка дождя
Рисование на тему
Золотые узоры. Хохлома
Декоративное рисование

1

1
2

6
7
8
9
10

1

1

1
1
1

8

11

Музей искусств
Урок беседа о народном искусстве Дагестана

1

В чем красота зимы

Расписные узоры Балхара
Декоративное рисование
13
«Мозаика войлочного ковра» - серий упражнений. Рисование элементов
войлочного ковра.
14
«Мозаика войлочного ковра»
Составление композиции центральной части войлочного ковра
Готовимся к встречи сказки – празднику нового года
15
Художественное конструирование и дизайн
16
Мы танцуем и поем вокруг елки
Рисование на темы
17
Зимние развлечение с друзьями
Рисование на темы
18
Декоративная полоса «Дымковские игрушки»
Декоративное рисование
Красота гжельских узоров
19
Декоративное рисование
20-21 «Серебряные узоры Унцукуля» - Серия упражнений для выработки навыков
заполнения окружностей и других геометрических форм, используя элементы
унцукульской насечки (линия, точка, штрих). Составление творческой композиции
декоративной тарелки

1

22
23

Непобедимая и легендарная (наша армия) Рисование на темы
«Украшение для мамы»-составление эскиза ювелирного украшения (кулон)
С. Кубачи.

1
1

24

Мамам посвящается. Портрет мамы

1

12

1
1
1
1
1
1
1
2

9

С чего начинается родина…
25

Рисование по памяти и по представлению рыбок в аквариуме

1

26

Красота окружающего мира. Насекомые
Рисование по памяти по представлению бабочек в полете

1

27

Деревья проснулись
рисования на темы

1

28

Полет в космос
рисования на темы
Мои друзья – птицы
Рисование с натуры птицы (попугай)

1

30

Мы рисуем русскую народную сказку
Иллюстрирование

1

31

Праздничный салют (9мая)
Декоративное рисование

1

29

32-33 С чего начинается родина
Рисование на темы
Главные художественные музеи страны
34
Беседы об искусстве

1

2
1

10

5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа В.С. Кузина , Э.И. Кубышкина .
Учебник Изобразительное искусства . 2 класс В.С. Кузина , Э.И. Кубышкина.
Поурочное планирование – по учебнику Кузина В.С. , Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство
в начальной школе . 2 класс»
Уроки народного искусства в начальной школе М.М. Байрамбеков , С.М. Гаджимурадов .
Учебное пособие Байрамеков М.М. , Агарагимова В.К.
Система комплексных занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным
искусством Дагестана
Е.О. Камнева какого цвета радуга .
Красильников Н.Н. 500 считалок , загадок , скороговорок для детей .
1.Учебное оборудование:
Технические средства:
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Стенды и плакаты по технике безопасности
2. Учебные средства:
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

11

12

13

1.Пояснительная записка 3 класс
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для третьего
класса составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы В.С. Кузин
«Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» (УМК «Школа России»).
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной
школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных
поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов
пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись,
графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов
декоративно-прикладного искусства, народного искусства —
традиционного
крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в
синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театра, кино и т.д. Они
изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте
конкретных связей с жизнью общества и человека. Ребенок поднимается год за
годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно – эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и
ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их
решения, освоение традиций художественной культуры и импровизированный
поиск личностно значимых смыслов.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа:
1. федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего
образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г.
№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»;
3.Концепция краеведческого образования в Республике Дагестан (приказ
Министерства образования и науки Республики Дагестан.
14

4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (» (письмо
Министерства образования и науки Республики Дагестан.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014
г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
Лицей №5.

15

2.Планируемые результаты обучения
Личностные
результаты

 Формирование у учащихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве умение видеть в природе многообразие формы и цвета ,
ценили красоту простых , обыденных явлений .
 Формирование художественно – творческой активности школьника позволяет им
раскрыться , овладеть различными приемами творческой деятельности .
 Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования
художественных знаний , умений и навыков происходит в процессе практической
деятельности ребенка .
 Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка ;
формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению ; ознакомление с
особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства .
 Развитие у детей изобразительных способностей , художественного вкуса , творческого
воображения , пространственного мышления , эстетического чувства воспитание интереса и
любви к искусству .

Метапредметные
результаты

 Объединение уроков по темам , задачам , ведущим целям обучения и воспитания учащихся
позволяет полнее раскрывать межпредметные связи учебной программы , активно привлекать
материал уроков чтения , природоведения , музыки и труда .
 Ведущая учебно – воспитательная идея объединяет уроки в каждой теме , дает возможность
связать материал урока изобразительного искусства с другими учебными предметами , с
жизнью .
 Планирование урока по темам с учетом единства их идейно – тематической направленности
способствует новому осмыслению и внутрипредметной связи .

Предметные
результаты

Учащийся научится:
 начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (
16















линия , композиция , контраст света и тени , сочетание оттенков цвета , колорит ) ;
термины « эмблема» , «символ» , «декоративный силуэт» ;
начальные сведения о видах современного декоративно – прикладного искусства ;
простейшие сведения о наглядной перспективе , линии горизонта , точки схода ;
начальные сведения о светотени ( свет , тень , полутень ,блик, рефлекс , падающая тень );
деление светового круга на группу теплых цветов , группу холодных цветов и зеленой ( он
занимает особое положение ) ;
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства ( содержание ,
художественная форма ), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру
искусства .
чувствовать и определять красоту линий , формы , цветовых оттенков объектов в
действительности и в изображении .
выполнять изображения отдельных предметов ( шар , куб и так далее ) с использованием
фронтальной и угловой перспективы .
передавать в рисунках свет , тень , полутень , блик , рефлекс , падающую тень , используя
различную штриховку для выявления объема , формы изображаемых объектов .
анализировать изображаемые предметы , выделяя при этом особенности конструкции ( строение
) , формы , пространственного положения , особенности цвета , распределение светотени на
поверхности предмета .
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков , творчески и разнообразно
применять приемы народной кистевой росписи .
использовать закономерности линейной и воздушной перспективы , светотени , цветоведения
как выразительные средства в аппликациях и мозаичном панно
3.Распределение учебных часов по разделам программы

17

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:
Разделы и темы программы

Модуль
воспитательной
работы «Школьный
урок»
(День знаний1.09.)

Количеств
о часов

1. Рисование с натуры и по представлению ( рисунок , живопись ).

10 час.

2. Тематическое рисование . Иллюстрирование ( композиция ).

7 час.

3. Декоративная работа с элементами дизайна .

11 час.

4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте во круг нас .

6 час.

4. тематическое планирование

18

№п/п

Наименование раздела, темы

1

Рисование с натуры и по представлению (
рисунок , живопись )

2

Тематическое рисование . Иллюстрирование (
композиция )
Декоративная работа с элементами дизайна .
Беседы об изобразительном искусстве и
красоте во круг нас .

3
4

Итого

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

( День знаний1.09.)

Количество
часов

В том
числе
Контрольн
ые
Работы

Проверочн
ые работы

10

7
11
6
34

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
19

5.Учебно-тематическое планирование Изобразительное искусство 3 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

Календарные сроки
план
факт

Искусство во круг нас
1
2
3–4
5
6
7
8

Вступительная организационная беседа.
Рисунок «Моё лето»
Рисование симметричного растительного узора в квадрате. Знакомство с бесфоновой
росписью. Городецкие букеты. Декоративное рисование .
Осенний натюрморт Рисование с натурой .
Растительный узор в круге с элементами хохломской росписи
Декоративное рисование
Анималистический жанр в изобразительном искусстве
Беседы об искусстве
Расскажи свою любимую сказку Иллюстрирование.

1

Рисование с натуры осенней ветки дерева (клен, дуб, береза) в акварели
Рисование с натурой

1

«Урок родниковой воды»- ряд упражнений по зарисовке отдельных элементов,
характерных сулевкентской керамике. Разработать композицию декоративной
отделки водоносного кувшина традиционным сулевкентским орнаментом
11
Рисование интерьера своей комнаты или уголка. С элементами угловой перспективы
12 - 13 «Веселые узоры ковров»- по мотивам коврового орнамента разработать композицию
медальона. Декоративное рисование .

9-10

1
2
1
1
1

2

1
2

20

14 - 15 Праздник новогодней елки

2

16

1

17
18

Рисование на тему.
Жанры изобразительного искусства – живописи: пейзаж; портрет; натюрморт
Беседы об искусстве .
«Сказ о дымковском чуде»- знакомство с декоративно-прикладным искусством дымковской глиняной игрушкой
Красота гжельских узоров
Декоративное рисование .

1
1

Славин Весну – красну нарядными рисунками

1

20

Один из жанров изобразительного искусства – бытовой жанр
Беседа об искусстве
Исторические и батальные жанры в живописи

21-22

«Добрый зверь»-составление композиций по мотивам унцукульского узора

2

19

1

23 - 24 «Женское украшение» - творческое задание на составление эскиза украшения в

25

цвете (брошь, подвеска, кулон) с.Кубачи
Декоративное рисование
Рисование с натуры насекомых: «Бабочки летают, бабочки!

2

1

26

Рисование с натуры и по представлению вороны (или лисицы)

1

27

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и Лисица»
Иллюстрирование
Рисунок геометрического тела вращения : шар ( детский мяч )
Рисование с натурой

1

1

30

Весна пришла. Весеннее настроение
Рисование на тему. Элементы перспективы .
Выполнения эскиза плаката ко дню Победы ( 9 мая )

1

31

Рисование с натуры животных: (Кошечка, которая гуляет сама по себе)

1

32-33

Весенний натюрморт ( ваза с цветами , яблоко )
Рисование с натурой.

2

28
29

1

21

34

Взаимосвязь видов искусства с другими сторонами жизни людей, с другими занятиями. Беседа о
том, где работают художники

1

Защита творческого проекта

22

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа В.С. Кузина , Э.И. Кубышкина .
Учебник Изобразительное искусства . 3 класс В.С. Кузина , Э.И. Кубышкина.
Поурочное планирование – по учебнику Кузина В.С. , Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство
в начальной школе . 3 класс»
Уроки народного искусства в начальной школе М.М. Байрамбеков , С.М. Гаджимурадов .
Учебное пособие Байрамеков М.М. , Агарагимова В.К.
Система комплексных занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным
искусством Дагестана
Е.О. Камнева какого цвета радуга .
Красильников Н.Н. 500 считалок , загадок , скороговорок для детей .
1.Учебное оборудование:
Технические средства:
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Стенды и плакаты по технике безопасности
2. Учебные средства:
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

23

24

1.Пояснительная записка 4 классы
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для четвертого
класса составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы В.С. Кузин
«Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» (УМК «Школа России»).
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части
культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти
ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е.
зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных
(пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура;
конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного
искусства, народного искусства —
традиционного крестьянского и народных
промыслов, а также постижение роли
художника в синтетических (экранных)
искусствах — искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с
жизнью общества и человека. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по
ступенькам познания личных связей со всем миром художественно – эмоциональной
культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и
ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения,
освоение традиций художественной культуры и импровизированный поиск личностно
значимых смыслов.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:
1. федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего
образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования»;
3.Концепция краеведческого образования в Республике Дагестан (приказ
Министерства образования и науки Республики Дагестан.
25

4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (» (письмо Министерства
образования и науки Республики Дагестан.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№ 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей
№5.

26

2.Планируемые результаты обучения
Личностные
результаты

 Формирование у учащихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве умение видеть в природе многообразие формы и цвета ,
ценили красоту простых , обыденных явлений .
 Формирование художественно – творческой активности школьника позволяет им
раскрыться , овладеть различными приемами творческой деятельности .
 Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования
художественных знаний , умений и навыков происходит в процессе практической
деятельности ребенка .
 Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка ;
формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению ; ознакомление с
особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства .
 Развитие у детей изобразительных способностей , художественного вкуса , творческого
воображения , пространственного мышления , эстетического чувства воспитание интереса и
любви к искусству .

Метапредметные
результаты

 Объединение уроков по темам , задачам , ведущим целям обучения и воспитания учащихся
позволяет полнее раскрывать межпредметные связи учебной программы , активно привлекать
материал уроков чтения , природоведения , музыки и труда .
 Ведущая учебно – воспитательная идея объединяет уроки в каждой теме , дает возможность
связать материал урока изобразительного искусства с другими учебными предметами , с
жизнью .
 Планирование урока по темам с учетом единства их идейно – тематической направленности
способствует новому осмыслению и внутрипредметной связи .

Предметные
результаты

Учащийся научится:
• начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка ( линия ,

композиция , контраст света и тени , сочетание оттенков цвета , колорит ) ;
27

• термины « эмблема» , «символ» , «декоративный силуэт» ;
• начальные сведения о видах современного декоративно – прикладного искусства ;
• простейшие сведения о наглядной перспективе , линии горизонта , точки схода ;
• начальные сведения о светотени ( свет , тень , полутень ,блик, рефлекс , падающая тень );
• деление светового круга на группу теплых цветов , группу холодных цветов и зеленой ( он
занимает особое положение ) ;
• изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве
• рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства ( содержание ,
художественная форма ), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру
искусства .
• чувствовать и определять красоту линий , формы , цветовых оттенков объектов в действительности
и в изображении .
• выполнять изображения отдельных предметов ( шар , куб и так далее ) с использованием
фронтальной и угловой перспективы .
• передавать в рисунках свет , тень , полутень , блик , рефлекс , падающую тень , используя
различную штриховку для выявления объема , формы изображаемых объектов .
• анализировать изображаемые предметы , выделяя при этом особенности конструкции ( строение ) ,
формы , пространственного положения , особенности цвета , распределение светотени на
поверхности предмета .
• использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков , творчески и разнообразно
применять приемы народной кистевой росписи .
• использовать закономерности линейной и воздушной перспективы , светотени , цветоведения как
выразительные средства в аппликациях и мозаичном панно

28

3.Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:
Разделы и темы программы

Модуль
воспитательной
работы «Школьный
урок»
(День знаний1.09.)

Количеств
о часов

1. Рисование с натуры и по представлению ( рисунок , живопись ).

11 час.

2. Тематическое рисование . Иллюстрирование ( композиция ).

9 час.

3. Декоративная работа с элементами дизайна .

11 час.

4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте во круг нас .

3 час.

4. тематическое планирование

29

№п/п

Наименование раздела, темы

1

Рисование с натуры и по представлению (
рисунок , живопись )

2

Тематическое рисование . Иллюстрирование (
композиция )
Декоративная работа с элементами дизайна .
Беседы об изобразительном искусстве и
красоте во круг нас .

3
4

Итого

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

( День знаний1.09.)

Количество
часов

В том
числе
Контрольн
ые
Работы

Проверочн
ые работы

11

9
11
3
34

5. Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
30

Учебно-тематическое планирование «ИЗО» 4 класс
№

Тема урока

К-во часов

Календарные сроки
План

Факт

Красота в умелых руках
Вступительная организационная беседа. Рисунок «Летнее впечатление»
С элементами воздушной перспективы .
Узор в круге из растительных, природных форм. Городец .
Декоративное рисование
Осенние подарки осени .
Искусство натюрморта – предметы в группе.

1

1

8
9

Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового
изделия Декоративное рисование
Рисование фигуры человека.
Рисование с натуры
Иллюстрация к сказке с фигурой человека
Иллюстрирование
Рисунок осенних листьев сложной формыРисование с натурой
Осенний этюд с элементами наблюдательной перспективы .

10

Тайна Дагестанского узора Беседы об искусстве

1

1
2
3-4
5
6
7

1
2

1
1
1
1

31

«Волшебные узоры Балхара»-разработка эскиза росписи сюжетной
композиции по образцам изделий балхарской мастерицы Декоративное
рисование .
12
Современные машины в изобразительном искусстве Рисование с натурой
13-14 «Сафар чешне» - составление композиции медальона, состоящей из
центральной главной розетки и вспомогательных элементов (графическое и
живописное исполнение) Декоративное рисование .
15
Мы готовимся к Новому году
16
Праздник новогодней елки Рисование на тему
17
Зимние забавы Рисование на темы.
18 - 19 Рисунок группы геометрических тел Рисование с натуры натюрморта .
20 – «Узоры златокузнецов»- серия упражнений. Составление творческой композиции
декоративного украшения на основе традиционных мотивов кубачинского
21
орнамента – (бумага, тушь, перо)
22
«В мирное время» - натюрморт из атрибутов, предметов армии
23
Мотив цветущей ветки в гжельской росписи
24
Рисунок птицы с чучело Рисование с натуры
11

1
1
2
1
1
1
2
2

1
1
1

25
26

Эскиз открытки к празднику 8 Март Графика .
Сады цветут Рисование на темы

1
1

27

Красота окружающего мира. Насекомые Рисование с натуры.

1

Иллюстрирование басни И.А. Крылова «Муравей и Стрекоза»
«Полет на другую планету» - рисование на тему
30
Рисование цветов в вазе Рисование с натуры.
31
Антивоенный плакат Декоративно прикладное искусство .
32 - 33 Солнечные розетки – разработка эскиза декоративной отделки изделия на
основе традиционных мотивов унцукульского орнамента .Декоративное
рисование
28
29

1
1
1
1
2

32

34

Искусствоведческая викторина.

1

33

34

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа В.С. Кузина , Э.И. Кубышкина .
Учебник Изобразительное искусства . 4 класс В.С. Кузина , Э.И. Кубышкина.
Поурочное планирование – по учебнику Кузина В.С. , Кубышкиной Э.И. «Изобразительное
искусство в начальной школе . 4 класс»
Уроки народного искусства в начальной школе М.М. Байрамбеков , С.М. Гаджимурадов .
Учебное пособие Байрамеков М.М. , Агарагимова В.К.
Система комплексных занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с
народным искусством Дагестана
Е.О. Камнева какого цвета радуга .
Красильников Н.Н. 500 считалок , загадок , скороговорок для детей .
1.Учебное оборудование:
Технические средства:
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Стенды и плакаты по технике безопасности
2. Учебные средства:
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
Таблица «Цветовой круг»
Таблица получение оттенков
Репродукция картин художников
Динамические таблицы
Произведения народных мастеров России из Городца , Хохломы , Гжель , Филомонова ,
матрешки Полхово – Майдана , Дымково ( изделия фотографии репродукции ).
Произведения народных мастеров Дагестана из Балхара , Кубачи , Унцукуль ,
дагестанские ковры (изделия фотографии репродукции )

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».