1 Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта базового (профильного) уровня общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010 г., примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово, 2011); рассчитанной на 102 часа в год. Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, используемым в соответствии с образовательной программой МБОУ «Многопрофильный лицей №5» и перечнем, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.01.2014 г. Для реализации программы используются учебники: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009; Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часов (из расчёта 3 часа в неделю), из которых 12 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами. Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы: формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; осознание своеобразия и богатства литературы как искусства; осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика; использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи. 2 Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. В практику домашних заданий наряду с традиционными видами работы с текстом включены следующие: составление речевых, цитатных характеристик героев, хронологических таблиц, словарей персоналиев, подготовка эскизов театральных афиш, программ и др. При планировании части уроков предусматривается использование ИКТ (электронные наглядные пособия, учебники и словари, виртуальные музейные экспозиции, электронные библиотеки и др.). Ресурсы электронных библиотек позволяют ликвидировать недостаток художественной литературы в школьной и районной библиотеках. Уроки контроля представлены рядом зачетных уроков, на которых предполагается использование тестов (мини-тест, экспресс-тест, цифровой, по типу ЕГЭ с развернутым ответом), что будет способствовать подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ, например, развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644, 02 31 12.2015 №1577. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576; от 28 декабря 2015 г. № 1529; от 26 января 2016 г. № 38; от 21 апреля 2016 г. № 459; от 29 декабря 2016 г. № 1677; от 8 июня 2017 г. № 535; от 20 июня 2017 г. № 581; от 5 июля 2017 г. № 629. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10). 3 • «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин модулей) в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (письмо Министерства образования и науки Республики Дагестан. • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Многопрофильный лицей №5». Общая характеристика учебного курса Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества. Учебный предмет «литература» - одна из важнейших частей образовательной области «филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и других) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала. Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; 4 выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа; определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу; анализ текстов; устные и письменные интерпретации художественных произведений; выявление языковых средств художественной образности и их роль; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; участие в дискуссиях; подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы XIX – XX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку – вот главный нравственнофилософский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность. Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи») Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода. Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе. Культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений прослеживается в межпредметных связях с уроками истории (при изучении обзорных тем общественнополитической ситуации в стране в отдельные периоды), изобразительного искусства и музыки (при использовании наглядно-иллюстративных методов преподавания литературы); мировой художественной культуры. Учебная техника и наглядные средства обучения позволяют реализовать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусства (в иллюстрациях художников, в музыке) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует более глубокому пониманию литературного произведения Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предполагаемый курс литературы в 10 классе рассчитан на 102 часа, три часа в неделю. Промежуточные формы аттестации: 1. зачет; 2. сочинение; 3. тестирование; 4. контрольные вопросы; 5 5. 6. 7. 8. написание отзывов о произведениях; самостоятельная работа; анализ произведения; доклады, сообщения. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методический комплекс: 1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей. 2. Раздаточный материал по темам курса. Технические средства обучения: интерактивная доска; ноутбук; мультимедийный проектор; Литература 1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 2. Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы. 3. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе». 4. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература». 5. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 6. классов». 7. Диск « Словарь литературоведческих терминов». 8. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов». 9. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 10 и 11 класс. Интернет-ресурсы: 1. http://www.fplib.ru/Русская поэзия XIX и XX веков 2. http://litera.edu.ru/Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала 3. http://metlit.nm.ru/Методика преподавания литературы. Планируемые результаты освоения предмета «Литература» в 10 классе Личностные результаты: 1. Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;. 2. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 3. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 4. 4. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 5. навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности 6 Метапредме тные результаты 6. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 7. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; 8. эстетическое отношение к миру; 9. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни; 10. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. -умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей; умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX-начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX-начала XXI века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучения литературы XIX-начала XXI века, применению различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.); - готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научнопопулярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIXначала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10-11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность 7 Предметные результаты 1. 2. 3. 4. 5. по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника и т.п. - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры; - владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературоведческие темы; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения. Учащиеся должны знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков и поэтов XIX века; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса. Учащиеся должны уметь: 6. воспроизводить содержание литературного произведения; 7. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; 8. соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; 9. определять род и жанр произведения; 10. выявлять авторскую позицию; 11. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; 12. аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению. 8 Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает: 1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся. 2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины). 3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места). 4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). 5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися). 6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися). Реализация программы воспитания Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Воспитание духовнонравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания № п/п Наименование Модуль воспитательной программы раздела, темы «Школьный урок» Количест В том числе во часов Контроль Р/Р (из них 1 День знаний. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций). 2. Русская День солидарности в борьбе с терроризмом. литература ХХ Международный день распространения века. грамотности. Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими. День единства народов Дагестана Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) изложения ные диктанты , сочинения) / тесты 1. Введение. 104 7 13 9 День народного единства Международный день толерантности День матери в России Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов Международный день инвалидов День российской науки Международный день родного языка День защитника Отечества Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны) Международный женский день Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) Международный день семьи День славянской письменности и культуры Итого 105 10 Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 Программный материал Тема урока Кол-во часов Литература и время. День знаний. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к 1 Календарн ые сроки План Факт действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) (1 сентября) 2 Общественно-политическое положение России II половины 19 века. Особенности литературного процесса 1 День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) 3. 4 Русская литературно-критическая и философская мысль II половины 19 века. Русская критика II половины 19 века. Литературно- критическая деятельность революционеров-демократов. 1 1 Международный день распространения грамотности(8 сентября) 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тестирование А.Р.Островский – «Колумб Замоскворечия». Развитие русского театра. «Пьесы жизни» А.Н.Островского.. Новаторство режиссерской работы. «Самое решительное произведение Островского»- пьеса «Гроза». День единства народов Дагестана (15 сентября) Заглавие пьесы-образец реалистической символики. Гроза в душе героини. Проверка техники чтения. «Жестокие нравы» города Калинова. Анализ сцены. «Самодурство» и «безгласность» в пьесе. Суть конфликта.Дикой- ругатель и хам . Кабаниха-«скрытая истязательница». Тема Волги и связь образа главной героини с ней. Трагизм образа Катерины. Анализ текста. Композиция пьесы «Гроза». Кульминация и развязка. Н.А.Добролюбов, А.Григорьев, Д.И.Писарев о пьесе «Гроза». Сочинение по пьесе «Гроза» Тургенев – «тайный психолог». Романы персональные. «Рудин», «Дворянское гнездо»- итог романов о «лишних людях». Творческая история романа «Отцы и дети». Смысл названия и посвящения романа. Идейные споры Кирсанова и Базарова. Демократические истоки базаровского отрицания. Внутренний конфликт Базарова. Трагическое одиночество. Анализ текста. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года) 19 20 21 22 23 «Дуньте на умирающую лампаду». ( Евгений Базаров). Анализ текста. Односторонность жизненной программы Е.Базарова. Обобщающий тест по творчеству И.С.Тургенева.. Роман «Отцы и дети» - произведение о торжестве жизни. Сочинение по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". 1 1 1 1 1 11 24 По страницам сочинений (Речевой анализ содсочинений). 1 Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады (в течение урока) 25 26 27 28 И.А Гончаров. Писательская позиция И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Книга о времени. О том, что дало крепостное право. «..лежал Илья Ильич Обломов...» . Почему лежит Обломов? Анализ текста. Антагонисты Обломова. Характеристики героев. 1 1 1 1 Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) (25 октября) 29 30 31 32 33 Штольц- «честный человек». Анализ текста. Обломов и Ольга Ильинская. Анализ эпизода. День народного единства (4 ноября) «Идти вперед или остаться?» или «Идти некуда?» Эссе. Сон- уветюра всего романа.. Анализ текста. Историко-философский смысл романа. Раздумья и тревоги Гончарова и сегодняшний день. 1 1 1 1 1 Международный день толерантности (16 ноября) 34 35 Обобщающий тест по роману И.А.Гончарова "Обломов". Р\р Сочинение по роману И.А.Гончарова "Обломов". 1 1 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов (в течение года) 36 37 По страницам сочинений (Анализ) Философская лирика Ф.И. Тютчева и А.А, Фета.Анализ и интерпретация поэтического текста. 1 1 День матери в России (26 ноября) 38 39 Н.Г. Чернышевский – жизнь- борьба,жизнь- подвиг. Роман о «новых людях», «Что делать?». Его композиция. Проблема человека и среды и решение ее на образах «пошлых людей". Анализ текста. 1 1 Международный день инвалидов (3 декабря) 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Проблема положительного героя и решение ее на образах « новых людей». Анализ текста. Высокая ступень нравственно-духовного развития личности Рахметова. Характеристика героя Тестирование по роману «Что делать» Н.А Некрасов: « Я лиру посвятил народу своему……» Поэтическое « многоголосье». Метафорический смысл образа дороги. Эпическая поэма « Кому на Руси жить хорошо» Предмет изображения-состояние духа народа . Анализ текста. Представление крестьян о счастье. Путь правдоискателей и его стихийность. Анализ и интерпретация поэтического текста. «Савелий-богатырь святорусский…..». Эпические характеры в поэме. Матрена Тимофеевна-тип гордой величавой славянки. Золото, золото – сердце народное. Народ в поэме. Анализ текста. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62-63 64 65 66 67-68 69 Панорама России после реформы 1861 года в поэме. Анализ эпизода. Тестирование по поэме «Кому на Руси жить хорошо» М.Е Салтыков-Щедрин «прокурор русской жизни». Злободневность, политическая острота сатир Повесть «История одного города» М.Е.Салтыков - Щедрин Семейный роман «Господа Головлёвы» . Принцип семейственности . Анализ «Милый друг маменька…». Анализ текста. «Где… все?» Иудушка и его пробуждение. Анализ эпизода. Сочинение по роману «Истрия одного города» Ф.М Достоевский - «чуткий и тревожный гений» русской литературы Идеологический роман «Преступление и наказание» Теория Раскольникова «Можно или нельзя?» Мотивы к преступлению. Анализ текста. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского.Анализ эпизода. Чиновник Мармеладов и его семья (Дуня, Сонечка мать). Анализ эпизода. «Вечная Сонечка» - ангел – хранитель Раскольникова. Анализ текста. День российской науки (8 февраля) Оппоненты Раскольникова: Лужин, Свидригайлов, Порфилий Петрович. «Книга дышит любовью к человеку…». Достоевский – поэт евангелиевской любви Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой. Этапы творческого пути. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» 70 71 Основная идея «Севастопольских рассказов» - идея о мире «Война и мир»- роман эпопея. «Илиада русских»- роман «Война и мир». 1 1 Международный день родного языка (21 февраля) 72-73 Москва и Петербург . Дом Ростовых и салон Анны Шерер.Анализ эпизода. 2 День защитника Отечества (23 февраля) 74 75 76 77 «Мысль семейная» в романе. Три поколения в романе. Анализ текста. Частная жизнь»в романе. Разрушение границ между частным и историческим Война 1805 года. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения в романе. Анализ текста. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ текста. 1 1 1 1 Международный женский день (8 марта) 78 79 80 81 Женские образы в романе «Война и мир» Тема народа в романе . Перед Бородинским сражением. Недаром помнит вся Россия про день Бородина! Анализ эпизода. Кутузов и Наполеон . Сравнительный анализ. 1 1 1 1 13 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир» Роль Пьера в романе.. Ситуация войны и потеря человеческой памяти. Нравственные ценности, которые спасут Россию. «Какая громада и какая стройность…» . Значение Л.Н Толстого для русской культуры. Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману «Война и мир» А.П. Чехов . Жизнь и творчество . Особенности рассказов 80-90 ых годов Я читаю Чехова.. Драматические интонации в творчестве А.П.Чехова II половины 80-х годов Трилогия о «футлярной жизни». От Старцева к Ионычу. Анализ текста. Особенности драматургии А.П. Чехова. Эстетическая позиция писателя. Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение. Образы Раневской и Гаева. Анализ текста. «Всё враздробь…» .Второстепенные образы. Глухота обитателей усадьбы. Образ Лопахина. Анализ текста. Международный день семьи (15 мая) «Здравствуй, новая жизнь!» Образы Ани и Пети Трофимова. Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. Тест по творчеству Чехова. Р\р Подготовка к сочинению по пьесе «Вишневый сад» «Феномен изумительный…» смысл и значение русской литературы Итоговый урок Зачетная работа за год. День славянской письменности и культуры (24 мая) «Вечные» вопросы в зарубежной литературе Литература для чтения летом. Подведение итогов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14