РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта базового (профильного) уровня общего
образования, утвержденного приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010 г., примерной
программы основного общего образования по литературе, программы по литературе Г.С.
Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 5-11 классов общеобразовательной школы,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское
слово, 2011); рассчитанной на 102 часа в год.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, используемым в
соответствии с образовательной программой МБОУ «Многопрофильный лицей №5» и
перечнем, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.01.2014 г. Для
реализации программы используются учебники: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10
класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское
слово - РС», 2009; Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часов (из расчёта 3 часа в
неделю), из которых 12 часов отведено на развитие устной и письменной речи
обучающихся. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по
темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими
объективными причинами.
Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
 развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
 овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого
содержания;
грамотного
использования
русского
литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые
решаются на уроках литературы:
 формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и
ее месте в культуре страны и народа;
 осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
 осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому
постижению конкретных художественных произведений;
 овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые
связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью
самого ученика;
 использование различных форм общения с искусством слова для
совершенствования собственной устной и письменной речи.
2

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет
преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию
рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и
переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития
личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для
изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его
развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый
опыт отечественного образования.
В практику домашних заданий наряду с традиционными видами работы с текстом
включены следующие: составление речевых, цитатных характеристик героев, хронологических
таблиц, словарей персоналиев, подготовка эскизов театральных афиш, программ и др.
При планировании части уроков предусматривается использование ИКТ (электронные
наглядные пособия, учебники и словари, виртуальные музейные экспозиции, электронные
библиотеки и др.). Ресурсы электронных библиотек позволяют ликвидировать недостаток
художественной литературы в школьной и районной библиотеках.
Уроки контроля представлены рядом зачетных уроков, на которых предполагается
использование тестов (мини-тест, экспресс-тест, цифровой, по типу ЕГЭ с развернутым
ответом), что будет способствовать подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ,
например, развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением
отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении государственного образовательного стандарта
основного общего образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644, 02 31 12.2015
№1577.

Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС.

Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
(Минпросвещения России) от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования», с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576; от 28 декабря 2015 г. № 1529; от 26
января 2016 г. № 38; от 21 апреля 2016 г. № 459; от 29 декабря 2016 г. № 1677; от 8 июня
2017 г. № 535; от 20 июня 2017 г. № 581; от 5 июля 2017 г. № 629.
 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
3

•
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
модулей) в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (письмо
Министерства образования и науки Республики Дагестан.
•
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Многопрофильный лицей №5».
Общая характеристика учебного курса
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании
его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное
развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется
сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир,
выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она
обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества.
Учебный предмет «литература» - одна из важнейших частей образовательной
области «филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями
школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции
слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует
внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно
без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как
учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности
учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук
(лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и других) и предполагает
постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык,
и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе
человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла
(музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках
литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с
историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно
связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления,
обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению
знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к
действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие
культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой
частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а
также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником
познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно
полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе
(2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных
ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение
этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета
подхода к планированию учебного материала.
Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения
уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей
терминологии. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по
освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:
 осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
4

 выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа;
 определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру,
художественному методу;
 анализ текстов;
 устные и письменные интерпретации художественных произведений;
 выявление языковых средств художественной образности и их роль;
 самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;
 участие в дискуссиях;
 подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ;
 написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех
основных потоков литературы XIX – XX веков как высокого патриотического и
гуманистического единства. Любовь к России и человеку – вот главный нравственнофилософский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную
ценность.
Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в
развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного
рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен
рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является
культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий
материал содержится в рубрике «Межпредметные связи») Оптимальное соотношение
обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее
значительные явления того или иного историко-литературного периода.
Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного
материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии
литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного
ознакомления учащихся с русской литературой XX века. Выбор писательских имен и
произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры,
масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума
содержания образовательной программы по литературе.
Культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений прослеживается в
межпредметных связях с уроками истории (при изучении обзорных тем общественнополитической ситуации в стране в отдельные периоды), изобразительного искусства и музыки
(при использовании наглядно-иллюстративных методов преподавания литературы); мировой
художественной культуры.
Учебная техника и наглядные средства обучения позволяют реализовать
межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация
литературного произведения в других видах искусства (в иллюстрациях художников, в
музыке) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти точки
соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой,
формирует культурный кругозор и содействует более глубокому пониманию
литературного произведения
 Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предполагаемый курс литературы в 10 классе рассчитан на 102 часа, три часа в неделю.
Промежуточные формы аттестации:
1. зачет;
2. сочинение;
3. тестирование;
4. контрольные вопросы;
5

5.
6.
7.
8.

написание отзывов о произведениях;
самостоятельная работа;
анализ произведения;
доклады, сообщения.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
1.
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово - РС»,
2009Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей.
2.
Раздаточный материал по темам курса.
Технические средства обучения:

интерактивная доска;

ноутбук;

мультимедийный проектор;
Литература
1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009
2. Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе.
Возраст: 5 – 11 классы.
3. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе».
4. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
5. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11
6. классов».
7. Диск « Словарь литературоведческих терминов».
8. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
9. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 10 и 11 класс.
Интернет-ресурсы:

1. http://www.fplib.ru/Русская поэзия XIX и XX веков
2. http://litera.edu.ru/Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы»
Российского общеобразовательного портала
3. http://metlit.nm.ru/Методика преподавания литературы.
Планируемые результаты освоения предмета «Литература» в 10 классе
Личностные
результаты:

1.
Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной;.
2.
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3.
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
4.
4. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
5.
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности
6

Метапредме
тные
результаты

6.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
7.
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию;
8.
эстетическое отношение к миру;
9.
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни;
10.
осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей; умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках
литературы и
составлять
планы
деятельности при
выполнении
самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно
осуществлять, контролировать
и корректировать
деятельность;
использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную
учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие
источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении
групповых
и
коллективных
учебных
заданий,
творческих,
исследовательских проектов в области изучения литературы XIX-начала
XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том
числе в процессе интерпретации художественного произведения или
оценки
литературного
явления,
историко-литературного
факта, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности в области изучения литературы XIX-начала XXI
века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач в области
изучения литературы XIX-начала XXI века, применению различных
методов познания (изучение источников, анализ художественных и
научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации (словари, научные и научнопопулярные литературоведческие издания, литературно-критические
статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские
информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIXначала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников
образовательного
процесса и
др.),
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе
изучения литературы в 10-11 классах, с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных
институтов и институций, в том числе таких, как литературная
деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность
7

Предметные
результаты 1.
2.
3.
4.
5.

по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная
деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского
работника и т.п.
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в
том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения
произведений художественной литературы, в которых воплощены
традиционные ценности русской культуры;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы
(опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных
работ, различных заданий), для создания собственных устных и
письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и
литературоведческие темы;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого
предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их
достижения.
Учащиеся должны знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков и поэтов XIX
века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.
Учащиеся должны уметь:
6. воспроизводить содержание литературного произведения;
7. анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя сведения по истории и
теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции,
изобразительно-выразительные
средства
языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
8. соотносить художественную литературу с общественной жизнью;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и
ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
9. определять род и жанр произведения;
10. выявлять авторскую позицию;
11. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения;
12. аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
произведению.

8

Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне
основного общего образования предполагает:
1.
Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации
познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность
учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности
(организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и
гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования
учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
5.
Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок
учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и
оценивание друг друга учащимися).
6.
Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик»,
регулирование учителем отношений между учащимися).
Реализация программы воспитания
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Воспитание духовнонравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания,
чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной
культуры.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
№
п/п

Наименование Модуль воспитательной программы
раздела, темы «Школьный урок»

Количест В том числе
во часов Контроль Р/Р (из них

1
День знаний.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок
подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций).
2. Русская
День солидарности в борьбе с терроризмом.
литература ХХ Международный день распространения
века.
грамотности.
Организация наставничества успевающих
обучающихся над неуспевающими.
День единства народов Дагестана
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации)
Вовлечение учащихся в конкурсную
активность, олимпиады Международный
день школьных библиотек (четвертый
понедельник октября)

изложения
ные
диктанты ,
сочинения)
/ тесты

1. Введение.

104

7

13

9

День народного единства
Международный день толерантности
День матери в России
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов
Международный день инвалидов
День российской науки
Международный день родного языка
День защитника Отечества Всероссийский
открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к
празднованию Всемирного дня гражданской
обороны)
Международный женский день
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день
пожарной охраны)
Международный день семьи
День славянской письменности и культуры
Итого

105

10

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

Программный материал
Тема урока

Кол-во
часов

Литература и время. День знаний. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к

1

Календарн
ые сроки
План
Факт

действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) (1 сентября)
2

Общественно-политическое положение России II половины 19 века. Особенности литературного процесса

1

День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября)
3.
4

Русская литературно-критическая и философская мысль II половины 19 века.
Русская критика II половины 19 века. Литературно- критическая деятельность революционеров-демократов.

1
1

Международный день распространения грамотности(8 сентября)
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тестирование
А.Р.Островский – «Колумб Замоскворечия». Развитие русского театра.
«Пьесы жизни» А.Н.Островского.. Новаторство режиссерской работы.
«Самое решительное произведение Островского»- пьеса «Гроза». День единства народов Дагестана (15 сентября)
Заглавие пьесы-образец реалистической символики.
Гроза в душе героини. Проверка техники чтения.
«Жестокие нравы» города Калинова. Анализ сцены.
«Самодурство» и «безгласность» в пьесе. Суть конфликта.Дикой- ругатель и хам . Кабаниха-«скрытая истязательница».
Тема Волги и связь образа главной героини с ней. Трагизм образа Катерины. Анализ текста.
Композиция пьесы «Гроза». Кульминация и развязка.
Н.А.Добролюбов, А.Григорьев, Д.И.Писарев о пьесе «Гроза». Сочинение по пьесе «Гроза»
Тургенев – «тайный психолог». Романы персональные. «Рудин», «Дворянское гнездо»- итог романов о «лишних людях».
Творческая история романа «Отцы и дети». Смысл названия и посвящения романа.
Идейные споры Кирсанова и Базарова. Демократические истоки базаровского отрицания.
Внутренний конфликт Базарова. Трагическое одиночество. Анализ текста.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (в течение года)
19
20
21
22
23

«Дуньте на умирающую лампаду». ( Евгений Базаров). Анализ текста.
Односторонность жизненной программы Е.Базарова.
Обобщающий тест по творчеству И.С.Тургенева..
Роман «Отцы и дети» - произведение о торжестве жизни.
Сочинение по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети".

1
1
1
1
1
11

24

По страницам сочинений (Речевой анализ содсочинений).

1

Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады (в течение урока)
25
26
27
28

И.А Гончаров. Писательская позиция И.А.Гончарова.
Роман «Обломов». Книга о времени. О том, что дало крепостное право.
«..лежал Илья Ильич Обломов...» . Почему лежит Обломов? Анализ текста.
Антагонисты Обломова. Характеристики героев.

1
1
1
1

Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) (25 октября)
29
30
31
32
33

Штольц- «честный человек». Анализ текста.
Обломов и Ольга Ильинская. Анализ эпизода. День народного единства (4 ноября)
«Идти вперед или остаться?» или «Идти некуда?» Эссе.
Сон- уветюра всего романа.. Анализ текста.
Историко-философский смысл романа. Раздумья и тревоги Гончарова и сегодняшний день.

1
1
1
1
1

Международный день толерантности (16 ноября)
34
35

Обобщающий тест по роману И.А.Гончарова "Обломов".
Р\р Сочинение по роману И.А.Гончарова "Обломов".

1
1

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов (в течение года)
36
37

По страницам сочинений (Анализ)
Философская лирика Ф.И. Тютчева и А.А, Фета.Анализ и интерпретация поэтического текста.

1
1

День матери в России (26 ноября)
38
39

Н.Г. Чернышевский – жизнь- борьба,жизнь- подвиг. Роман о «новых людях», «Что делать?». Его композиция.
Проблема человека и среды и решение ее на образах «пошлых людей". Анализ текста.

1
1

Международный день инвалидов (3 декабря)
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

Проблема положительного героя и решение ее на образах « новых людей». Анализ текста.
Высокая ступень нравственно-духовного развития личности Рахметова. Характеристика героя
Тестирование по роману «Что делать»
Н.А Некрасов: « Я лиру посвятил народу своему……»
Поэтическое « многоголосье». Метафорический смысл образа дороги.
Эпическая поэма « Кому на Руси жить хорошо» Предмет изображения-состояние духа народа . Анализ текста.
Представление крестьян о счастье. Путь правдоискателей и его стихийность. Анализ и интерпретация поэтического текста.
«Савелий-богатырь святорусский…..». Эпические характеры в поэме.
Матрена Тимофеевна-тип гордой величавой славянки.
Золото, золото – сердце народное. Народ в поэме. Анализ текста.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62-63
64
65
66
67-68
69

Панорама России после реформы 1861 года в поэме. Анализ эпизода.
Тестирование по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е Салтыков-Щедрин «прокурор русской жизни». Злободневность, политическая острота сатир
Повесть «История одного города» М.Е.Салтыков - Щедрин
Семейный роман «Господа Головлёвы» . Принцип семейственности . Анализ
«Милый друг маменька…». Анализ текста.
«Где… все?» Иудушка и его пробуждение. Анализ эпизода.
Сочинение по роману «Истрия одного города»
Ф.М Достоевский - «чуткий и тревожный гений» русской литературы
Идеологический роман «Преступление и наказание»
Теория Раскольникова «Можно или нельзя?» Мотивы к преступлению. Анализ текста.
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского.Анализ эпизода.
Чиновник Мармеладов и его семья (Дуня, Сонечка мать). Анализ эпизода.
«Вечная Сонечка» - ангел – хранитель Раскольникова. Анализ текста. День российской науки (8 февраля)
Оппоненты Раскольникова: Лужин, Свидригайлов, Порфилий Петрович.
«Книга дышит любовью к человеку…». Достоевский – поэт евангелиевской любви
Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Этапы творческого пути. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1

особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века»
70
71

Основная идея «Севастопольских рассказов» - идея о мире
«Война и мир»- роман эпопея. «Илиада русских»- роман «Война и мир».

1
1

Международный день родного языка (21 февраля)
72-73

Москва и Петербург . Дом Ростовых и салон Анны Шерер.Анализ эпизода.

2

День защитника Отечества (23 февраля)
74
75
76
77

«Мысль семейная» в романе. Три поколения в романе. Анализ текста.
Частная жизнь»в романе. Разрушение границ между частным и историческим
Война 1805 года. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения в романе. Анализ текста.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ текста.

1
1
1
1

Международный женский день (8 марта)
78
79
80
81

Женские образы в романе «Война и мир»
Тема народа в романе . Перед Бородинским сражением.
Недаром помнит вся Россия про день Бородина! Анализ эпизода.
Кутузов и Наполеон . Сравнительный анализ.

1
1
1
1
13

82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир»
Роль Пьера в романе.. Ситуация войны и потеря человеческой памяти.
Нравственные ценности, которые спасут Россию.
«Какая громада и какая стройность…» . Значение Л.Н Толстого для русской культуры.
Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману «Война и мир»
А.П. Чехов . Жизнь и творчество . Особенности рассказов 80-90 ых годов
Я читаю Чехова.. Драматические интонации в творчестве А.П.Чехова II половины 80-х годов
Трилогия о «футлярной жизни». От Старцева к Ионычу. Анализ текста.
Особенности драматургии А.П. Чехова. Эстетическая позиция писателя.
Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение.
Образы Раневской и Гаева. Анализ текста.
«Всё враздробь…» .Второстепенные образы.
Глухота обитателей усадьбы. Образ Лопахина. Анализ текста. Международный день семьи (15 мая)
«Здравствуй, новая жизнь!» Образы Ани и Пети Трофимова.
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.
Тест по творчеству Чехова.
Р\р Подготовка к сочинению по пьесе «Вишневый сад»
«Феномен изумительный…» смысл и значение русской литературы
Итоговый урок Зачетная работа за год. День славянской письменности и культуры (24 мая)
«Вечные» вопросы в зарубежной литературе

Литература для чтения летом. Подведение итогов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».