РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС( 3 ЧАСА)

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе
авторской программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для
изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне. Данная программа предполагает
работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11
классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому
государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Общее количество часов по плану –
102 часа, количество часов в неделю -3, из которых один взят из школьного компонента.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующим
стандартам Министерства образования РФ. Данный учебный предмет входит в
образовательную область «Филология»
Цели изучения предмета:
повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике,
орфографии;
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные
разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами
общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи :
закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка,
развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
-закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм
современного русского литературного языка;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах
использования;
-развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и
письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и
письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки:
чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с
различными информационными источниками.
Характеристика учебного процесса
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней
3

языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского
языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Формы
организации
образовательного
процесса: уроки-лекции,
урокисобеседования, урок-практическая работа, уроки-соревнования , уроки с групповыми
формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-зачеты,
уроки-творческие отчеты, уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки-диалоги, уроки-семинары.
Методы, формы обучения. Метод обучения – способ обучающей работы педагога и
организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных
дидактических задач, направленный на овладение материалом. Программа
предусматривает классификацию методов обучения: по источникам знаний (словесные,
наглядные, практические), по степени взаимодействия (изложение, беседа,
самостоятельная работа), по характеру познавательной деятельности (объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
проблемный,
частично-поисковый,
исследовательский), по принципу расчленения или соединения знаний (аналитический,
сравнительный, обобщающий), по характеру движения мысли от не знания к знанию
(индуктивный, дедуктивный). Каждый метод обучения одновременно определяется и по
характеру источника учебной информации, и по уровню самостоятельности обучающихся
в познавательном процессе, и по форме мыслительной деятельности. Формы обучения:
индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая, коллективная.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся
орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках
проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок,
причины их возникновения. Дополнительное учебное время отводится на повторение,
обобщение и систематизацию знаний по русскому языку и культуре речи. Особое
внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи»,
заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с
синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки
учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, комплексный
анализ текста.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать
свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы
общения.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897 «Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего
образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644, 02 31 12.2015 №1577.
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03
по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием, необходимым для реализации ФГОС.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения
России) от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
4

использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования», с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576; от 28 декабря 2015 г. № 1529; от 26
января 2016 г. № 38; от 21 апреля 2016 г. № 459; от 29 декабря 2016 г. № 1677; от 8 июня
2017 г. № 535; от 20 июня 2017 г. № 581; от 5 июля 2017 г. № 629.
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин модулей)
в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (письмо Министерства
образования и науки Республики Дагестан.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Многопрофильный лицей №5».
Промежуточные формы аттестации:
1. зачет;
2. словарный диктант;
3. контрольный диктант;
4. изложение;
5. сочинение;
6. различные виды разборов;
7. доклады, рефераты, сообщения;
8. результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
1. Н.Г. Гольцова, В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык. учебник для 10-11
классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч.- М.: ООО «Русское
слово – учебник» 2014.
2. Раздаточный материал по русскому языку для 10 класса.
3. Таблицы по темам: «Синтаксис», «Фонетика», «Лексика», «Морфемика»,
«Морфология», «Орфография».
Технические средства обучения:

интерактивная доска;

ноутбук;

мультимедийный проектор;
Литература
1. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык. учебник для 10-11
классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч.- М.: ООО «Русское
слово – учебник» 2014.
2. Н.Г.Гольцова, Мищерина М.А. Методическое пособие. Тематическое
планирование. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А.
Мищериной. Русский язык. 10-11 классы.
3. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык: ЕГЭ: пособие для
учащихся.
4. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 1011 классы: пособие для учащихся.
5. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах. 10-11 классы.
5

6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11
классы.
Интернет-ресурсы:
1. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
2. Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по
орфографии) http://yamal.org/ook/
3. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
4. Правила русской орфографии и
пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
5. Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
6. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и
пунктуации
7. Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
8. Основные правила грамматики русского
языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
9. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
10. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
11. Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
12. Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
13. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
14. Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
15. Русский язык и культура
речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
16. Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Планируемые результаты освоения предмета «русского языка» в 10 классе
Личностные результаты

1)гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку,
отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
2)развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний
о русском языке, обогащение словарного запаса;
3)формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты;
4)применение полученных знаний и умений в речевой практике.
5).признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
6)мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
6

7)интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
1)коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
Метапредметные
основой
культуры устной и письменной речи);
результаты
2)информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию, умение работать с текстом);
3)организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать и осуществлять ее).
1)связь языка и истории, культуры русского народа;
Предметные результаты
2)смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура речи;
3)основные единицы языка, их признаки;
4)орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого
поведения;
5)осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления;
6)проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
аудирование и чтение:
7)использовать основные виды чтения;
8)применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского языка;
9)соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
10)соблюдать нормы речевого поведения;
11)использовать
основные,
а
также
приобретенные
приемы
информационной переработки устного и письменного текста.
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне
основного общего образования предполагает:
1.
Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации
познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность
учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности
(организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и
гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования
учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
5.
Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок
учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и
оценивание друг друга учащимися).
6.
Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик»,
регулирование учителем отношений между учащимися).
Реализация программы воспитания
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Воспитание духовно7

нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания,
чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной
культуры.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
Наименование
№
Модуль воспитательной программы Количество
В том числе
п/п раздела,
«Школьный урок»
часов
Контрольн Р/Р
(из
темы
ые
них
диктанты/ изложения
тесты
,
сочинения
).
1.

2.

3.

4.

5.

День знаний.
Всероссийский
открытый
урок
«ОБЖ» (урок подготовки детей к
действиям в условиях различного
рода чрезвычайных ситуаций).
День солидарности в борьбе с
Лексика.
Фразеология терроризмом.
Международный
день
распространения грамотности.
Организация
наставничества
успевающих
обучающихся
над
неуспевающими.
День единства народов Дагестана
Всероссийский
открытый
урок
Фонетика.
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню
Графика
гражданской обороны Российской
Федерации)
Вовлечение учащихся в конкурсную
активность,
олимпиады
Международный день школьных
библиотек (четвертый понедельник
октября)
День народного единства
Морфемика и Международный день толерантности
словообразов День матери в России
Инициирование
и
поддержка
ание
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов
Международный день инвалидов
Морфология Вовлечение учащихся в конкурсную
активность, олимпиады
Организация
наставничества
успевающих
обучающихся
над
неуспевающими
День российской науки
Международный день родного языка
Введение

1

16

1

2

1

1

23

2

2

50

4

2

8

6.

Развитие
речи
Итого

День
защитника
Отечества
Всероссийский
открытый
урок
«ОБЖ»
(приуроченный
к
празднованию
Всемирного
дня
гражданской обороны)
Международный женский день
Международный день семьи
День славянской письменности и
культуры

12

4

102

9

Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
Календарно-тематическое планирование
№
разде
ла
п/п
1

2
3
4
5-6
7
8
9
10
11
12-13
14

15
16
17

Тема урока

Колво
часов

Слово о русском языке. День знаний.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных ситуаций) (1 сентября)

1

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября)
Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1
1

Входная контрольная работа в формате ЕГЭ и ее анализ
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.
Международный день распространения грамотности (8 сентября)
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.
День единства народов Дагестана (15 сентября)
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика,
имеющая ограниченную сферу употребления.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика,
имеющая ограниченную сферу употребления.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими (24 сентября)
Контрольная работа (тест) по теме «Лексика. Фразеология» и ее анализ
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со
словарями. Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны
Российской Федерации) (4 октября)
Состав слова. Система морфем русского языка.
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор слова. Формообразование

2
1

Календарные
сроки
План Факт

1

1
1
1
1
2
1

1
1
1
10

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

39-40
41-42
43
44
45-46
47-48
49-50
51
52

Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова.
Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады (в течение года)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц.
Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) (25 октября)
Правописание звонких, глухих и двойных согласных.
Правописание звонких, глухих и двойных согласных.
Контрольная работа (тест) в формате ЕГЭ и ее анализ
Правописание гласных и согласных в приставках. День народного единства (4 ноября)
Правописание гласных и согласных в приставках
Правописание приставок пре-приПравописание приставок пре-приПравописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.
Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв. Правила переноса. Международный день толерантности (16 ноября)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
Имя существительное как часть речи. Морфологические нормы
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов (20 ноября)
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Гласные в суффиксах имен существительных. День матери в России (26 ноября)
Р/Р. Текстоведческий анализ
Р/Р. Текстоведческий анализ
Контрольная работа (тест) на тему «Орфография. Культура речи» в формате ЕГЭ и ее анализ
Имя прилагательное как часть речи. Международный день инвалидов (3 декабря)
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных и существительных.
Правописание сложных имен прилагательных и существительных.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
2
1
1
2
1
2
1
1
11

53-54
55-56
57
58
59
60
61
62
63-64
65
66
67
68-69
70-71
72
73-74

75
76-77
78
79
80
81
82-83
84
85
86-88
89-90
91-92
93

Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное»
и ее анализ
Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных.
Р/Р Употребление в речи имен числительных.
Р/Р Употребление в речи имен числительных.
Местоимение как часть речи.
Правописание местоимений.
Правописание местоимений
Глагол как часть речи.
Правописание глаголов. День российской науки (8 февраля)
Причастие как глагольная форма.
Правописание суффиксов причастий
Правописание суффиксов причастий
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Международный день родного языка (21 февраля)
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Деепричастие как глагольная форма. День защитника Отечества (23 февраля)
Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Глагол и глагольные формы» и ее анализ
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня
гражданской обороны) (1 марта)
Наречие как часть речи. Слитное и раздельное написание наречий.
Слитное и раздельное написание наречий.
Дефисное написание наречий. Международный женский день (8 марта)
Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния.
Слова категории состояния
Контрольная работа (тест) в формате ЕГЭ и ее анализ
Служебные части речи. Предлог.
Служебные части речи. Предлог
Правописание производных предлогов.
Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.
Частицы. Правописание частиц. Международный день семьи (15 марта)
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
2
2
2

1
2
1
1
1
1
2
1
1
3
2
2
1
12

1
1

96

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.
Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
День славянской письменности и культуры (24 мая)
Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

97-98

Практическая работа по теме «Служебные части речи» и ее анализ

2

99100
101
102
Итого

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ и ее анализ.

2

94
95

Готовимся к ЕГЭ Р/Р Обучение анализу текста
Обобщающий урок

1

1
1
102

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8722)62-06-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».